Научная статья на тему 'Летняя школа для институциональных экономистов и экономсоциологов'

Летняя школа для институциональных экономистов и экономсоциологов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Летняя школа для институциональных экономистов и экономсоциологов»

ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ДЛЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИСТОВ И ЭКОНОМ-СОЦИОЛОГОВ (26 августа - 7 сентября 2002 г., Москва)

Шевчук Андрей Вячеславович

к.э.н., ГУ-ВШЭ E-mail: [email protected]

С 26 августа по 7 сентября под эгидой Государственного университета - Высшей школы экономики и Федерации интернет-образования прошла летняя школа для институциональных экономистов и эконом-социологов. Участие в ней приняли 38 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Волгограда, Саратова, Сыктывкара, Перми, Бийска, Новосибирска, Тулы, Ростова-на Дону, Курска, Томска. В их числе аспиранты, преподаватели и научные работники, специализирующиеся в указанных областях.

Как непосредственный участник событий хотел бы поделиться своими впечатлениями. Причем это именно впечатления, а не подробный отчет (более детальную информацию можно получить из программы летней школы, которая приводится ниже). Я бы отметил три главные составляющие, выделяющие прошедшую школу из числа прочих подобных событий.

Интеграция научного сообщества. Во-первых, вместе собрались представители двух родственных научных направлений - институциональной экономики и экономической социологии. При этом институционализм и экономическая социология настолько близки, что, как показалось, организаторы сами не спешат провести четкую разделительную линию между ними. По крайней мере, никто из выступающих этого сделать не решился. А «имен» здесь было предостаточно: Р.М. Нуреев, В.В. Радаев, Т.И. Заславская, Р.И. Капелюшников, А.Н. Олейник и др.

Надо признать, что зачастую занимаясь практически одними и теми же проблемами, многие российские исследователи не знакомы с работами своих коллег из смежных областей, продолжая вариться в собственном соку. Это во многом ослабляет альтернативные теории, изучающие хозяйственную жизнь, перед лицом мэйнстрима. Несомненно, подобные мероприятия способствуют интеграции научного сообщества. Хотя справедливости ради стоит отметить, что экономсоциологов на школе было значительно больше, чем институциональных экономистов (24 против 14). А это значит, что данная школа - скорее, приглашение к сотрудничеству, один из первых шагов в направлении интеграции, и еще очень многое предстоит сделать.

Освоение современных компьютерных технологий. Во-вторых, современная научная жизнь не мыслима без компьютерных технологий. Однако в России многие исследователи работают по старинке. Уникальность прошедшей школы в том, что ее организаторы постарались представить перед слушателями весь спектр возможностей, которые открывают компьютерные технологии перед учеными. Очень интересна сама идея соединения в рамках летней школы собственно содержательной и технологической компонент, совершенствование которой выведет образовательный процесс на качественно новый уровень.

Надо отметить, что условия в Московском центре Федерации интернет-образования, где и проходило обучение, - просто замечательные: высококлассные преподаватели, просторные аудитории на 10-12 рабочих мест, новейшие компьютеры и программное обеспечение, высокоскоростное интернет-соединение. Признаемся, что большинство российских исследователей обладают весьма скромными по сегодняшним меркам навыками работы с компьютером, в основном пользуясь Microsoft Word (и в разной степени Ехсе1 и Access),

электронной почтой и поисковыми системами. Причем все это осваивается методом проб и ошибок. С таким же багажом подошли к школе и ее участники. Однако по завершении обучения их было не узнать. Пришедшие на защиту выпускных работ организаторы школы были искренне удивлены увиденным: широкомасштабные обзоры интернет-ресурсов по избранной проблематике, красочные сайты, напичканные флэш-анимацией, динамичные презентации в PowerPoint. Удивились и участники - как своим собственным возможностям, так и дизайнерским талантам коллег. Теперь для каждого из нас не составит труда сделать свою домашнюю страничку (скажем, в Dreamweaver) или подготовить материалы для студентов и вывесить их в интернет.

Формирование нового поколения исследователей. В-третьих, большинство участников школы довольно молоды, и, возможно, именно они в самом ближайшем будущем станут определять лицо российской науки. В этом отношении важно, что в науку придет особое поколение - более интегрированное, обладающее широким видением хозяйственных процессов, владеющее современными компьютерными технологиями. В целом должен признать, что школа удалась. У большинства молодых ученых она укрепила уверенность не только в перспективности избранной сферы научного поиска, но и в собственных силах и исследовательских перспективах на этом поприще.

Программа школы1

Что такое экономико-социологический подход (В.В. Радаев)

Основные направления современной экономической социологии (В.В. Радаев)

Средние классы в России: методологические подходы и эмпирические измерения (Т.М.Малева)

Институционализм: прошлое, настоящее и будущее (Р.М. Нуреев)

Что такое институциональный подход (Р.М. Нуреев)

Институциональная модель «малого общества» и ее применение для эмпирического анализа (А.Н. Олейник)

Почему на российском рынке труда так и не случилось катастрофы (Р.И. Капелюшников) Работа с электронной библиотекой (J-store) (В.В. Писляков) Работа с электронной библиотекой (ProQUEST) (П.Г. Арефеьев) Социокультурные аспекты трансформации российского общества (Т.И. Заславская)

Работа с Единым Архивом социологических данных (ВЦИОМ, Ромир, ФОМ, РНИСНП,

ИЭОПП) (Л.Б. Косова, Л.А. Хахулина)

Презентация электронного журнала «Экономическая социология» (В.В. Радаев)

Программы Независимого института социальной политики (О.В. Синявская)

Проект ЭКСОЦЕНТР как часть федерального образовательного портала (В.В. Радаев, Е.Г. Новикова, М.С. Добрякова, М.Б. Лукьянчук, М.М. Юдкевич)

Работа с Университетской информационной системой «Россия» (Т.Н. Юдина, А. Богомолова) Работа с Auditorium.ru (С.К. Коваленко)

Работа с RLMS: возможности базы данных и типы исследовательских задач (Я.М. Рощина) Экономическое неравенство и экономическая мобильность (по данным RLMS) (Т.Ю. Богомолова)

1 Приводится часть специализированной программы ГУ-ВШЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.