На основании ответов респондентов на предложенный вопрос были выделены 4 блока рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки семьи (рис. 7).
43,8%
Воспитание детей — Бесплатные центры Помощь Подцержка семьи
государственная психологической молодой в разных областях
служба поддержки семьи семье
Рис. 7. Предложения респондентов по совершенствованию государственной поддержки семьи, %
Пятая часть ответивших высказались за необходимость признания воспитания детей трудовой деятельностью, государственной службой со своими обязанностями, правами, заработной платой, отпусками и льготами. И хотя это всего 2,6 % от всех респондентов, участвующих в анкетировании, на взгляд авторов, это мнение отвечает всем чаяниям современных матерей, являющихся основным субъектом социализации детей. 56,3 % ответивших (7,1 % от общего числа респондентов) предложили такие мероприятия, как создание бесплатных психологических центров семьи; увеличениие размеров детских пособий, обеспечение бесплатного образования и медицинского обслуживания; помощь в получении бесплатного жилья; формирование сети бесплатных секций, кружков, клубов; расширение сети бесплатных дошкольных учреждений; предоставление материальной помощи молодым семьям.
В заключение необходимо отметить, что укрепление института семьи, проявляющееся в повышении престижа брака, ответственного родительства и многодетности, должно стать первоочередной государственной задачей. Для ее решения требуются новые принципы управления и взаимодействия гражданского общества и государства в интересах семей, родителей и детей, основанные на возможности непосредственного влияния семейных и родительских сообществ на принятие решений на всех уровнях власти.
Сведения об авторах
Устинова Оксана Вячеславовна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456
Пивоварова Ирина Валерьевна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456
Ustinova O. V., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair of marketing and municipal management, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456
Pivovarova I. V., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair of marketing and municipal management, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456
УДК 1(47+57)
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ДУХОВНОСТИ В АВРААМИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ:
ГРЕХ И ПОКАЯНИЕ
SOCIOLOGY OF RELIGIOUS SPIRITUALITY IN THE ABRAHAMIC DOCTRINES: SIN AND PENANCE
Г. П. Худякова G. P. Khudyakova
Ключевые слова: социология религиозной духовности, социология греха и покаяния в авраамических учениях, иудаизм, христианство, ислам, типология грехов, уровни покаяния, социальные формы раскаяния и покаяния Key words: sociology of religious spirituality, sociology of sin and penance in the abrahamic doctrines, Judaism, Christianity, Islam, typology of sins, penance levels, social forms ofpenance and repentance
Исследуется социология религиозной духовности. Раскрываются социально-религиозные аспекты греха и покаяния в авраамических учениях. Представлена типология греха и покаяния в иудаизме, исламе, христианстве. Выделяются уровни
покаяния. Анализируются социальные формы и ступени покаяния. Используется компаративный метод междисциплинарного, межкультурного, межрелигиозного диалога.
The sociology of religious spirituality is investigated. The social and religious aspects of sin and penance in the abrahamic doctrines are disclosed. The typology of sin and penance in Judaism, Christianity, Islam is presented. The penance levels are distinguished. The social forms and stages of penance are analyzed. The comparative method of cross-disciplinary, intercultural, inter-religious dialogue is used.
Важное место в современной социологии занимает исследование религиозной духовности. Религиозная духовность представляет собой естественное поле междисциплинарного, межрелигиозного и межкультурного диалога. Важнейшим смысловым стержнем авраамической духовности выступают феномены «грех» и «покаяние», которые находятся в тесной взаимосвязи: «покаяние» — это «исправление последствий, нивелирование греха». Часто термины «раскаяние» и «покаяние» не различают по смыслу. Причиной тому является обращение внимания на их общий признак, связанный с признанием, переживанием ошибки. Но «покаяться» отличается от «раскаяться». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля покаяться — «принести покаяние, признаться в проступке, исповедаться в грехах, отречься от прежней, дурной, греховной жизни, сознательно приступив к лучшей»; раскаяться — «сожалеть о поступке своем, сознавать, что следовало бы сделать не то, не говорить и не делать чего; убиваться совестью, казниться за прошлое». В раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке. Покаяние буквально с греческого (метжош) означает «перенос разума», то есть перерождение его в высшую духовную силу — «разумение сердцем». В покаянии человек отрекается от прежней своей жизни, от прежнего своего «Я». Здесь рождается новый человек, сердце его обновлено и очищено от греха. Слово «грех» широко распространено в древнерусском (с XI в.) и старославянском языках со значением «огрех», «жжение (совести)», «ошибка», «заблуждение», «проступок», «грешить» значит «не попадать в цель», «отклоняться от истины». В словаре В. И. Даля, «грех — это поступок, противный закону Божию, вина перед Господом, ошибка, погрешность, беда, напасть, несчастье...». Можно выделить два аспекта феномена «грех»: социальное объективно-смысловое содержание — «ошибка, проступок, преступление, нарушение божественных, нравственных законов» и субъективно-личностное переживание состояния греховности — «жжение совести, беда, болезнь».
На иврите грех звучит как «авера» (от глагола «авор», миновать, обходить), что означает «переход за грань дозволенного». Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных предписаний и заповедей (заветов) Бога. Грех — это преступление и долг человека перед Богом. Тяжесть грехов определяла строгость полагающейся за них кары. Законоучители Талмуда считают совершение запрещенного действия в большинстве случаев более тяжким грехом, чем несоблюдение положительного предписания; прегрешения против ближнего в определенном отношении более преступны, чем нарушение религиозных и ритуальных законов; проступки, совершенные непроизвольно, по ошибке, по незнанию закона или по принуждению, караются менее сурово, чем преднамеренное и сознательное нарушение предписания; публичное пренебрежение законом более греховно, чем нарушение его не на людях; несоблюдение законов, имеющих авторитетность библейских предписаний, наказывается строже, чем пренебрежение установлениями законоучителей Талмуда и т. д. В иудаизме важное значение имеет социальное объективно-смысловое содержание греха, его рационально-правовой аспект. Объективной социальной стороне покаяния также придавалось особое значение. Ритуальные обряды и институт жертвоприношений явились внешними формами выражения общественного или личного покаяния. Однако они были даны не для того, чтобы их применяли механистически, наоборот, чтобы они служили для возбуждения в народе внутреннего раскаяния. В Талмуде говорится о социальном значении покаяния — «оно приносит спасение миру» [2]. Раскаяние в форме жертвоприношения, также как и наказание за грех, было регламентировано, оно определялось видом совершенного греха и определяло характер жертвоприношений. Из двух основных видов жертвоприношения («ола-всесожжение» и «шламим-мирная жертва») выросла система, которая предусматривает все случаи и события общественной и частной жизни, связанные с обязательным или добровольным жертвоприношением, и определяет их порядок. В ветхозаветных книгах встречается описание распространенных форм внешнего выражения раскаяния как со стороны всего народа, так и отдельных личностей. Раскаяние подчеркивали внешним смирением: пост («цом»), раздирание своих одежд и облачение во вретище («сак»), сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы. Публичное раскаяние назначалось за грехи-преступления: отпадения от веры, убийства и нарушение брака. Эти преступления были публичны, представляли собою соблазн, поэтому требовали и публичного раскаяния. Кающиеся являлись в церковное собрание с головою, покрытою пеплом, с остриженными волосами, в плохом одеянии; падали ниц пред верующими, вымаливая их молитв за себя. Было и публичное раскаяние всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ
раскаялся в идолопоклонстве при Неемии; в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы встали и исповедовались в грехах своих и в преступлениях отцов своих.
Библейские пророки стремились обратить иудейский народ от ритуального раскаяния к духовно-личностному и охарактеризовали это состояние как отношения двух личностей — Бога и народа. Например, пророк Осия изображает отношения Господа с Израилем как брак, в котором Израиль представлен неверной женой, пророк Исаия говорит об Израиле как о сыновьях, возмутившихся против своего Отца, а Иеремия называет грех изменой Господу. Поэтому раскаяние предполагает уже не просто социальное внешнее выражение, а духовно-нравственное возвращение к прежним правильным отношениям Израиля и Господа, первоначально установленным Заветом между Богом и Его народом. Пророк Иезекииль говорит о необходимости раскаяния не всего израильского народа, а конкретного человека, которого он называет «раша», то есть «злой, грешный», «беззаконник», тот, кто погрешает и в религиозном, и в ритуальном, и в моральном плане. Саадия Гаон систематизировал опыт раскаяния в социально- правовой практике и сформулировал четыре основные элемента раскаяния: отход от греха, сожаление о содеянном, просьба о прощении и обязательство воздерживаться от греха в будущем. Саадия Гаон обозначил и социально-правовые градации раскаяния: высшая степень — раскаяние сразу же по совершении греха, пока грешник еще помнит все подробности своего поступка; более низкая степень — когда оно следует за угрозой наказания; самая низкая степень — раскаяние перед смертью. Раскаяние предполагает свое внешнее выражение в действиях. Необходимо устранение последствий греха, исправление или заглаживание проступка, вины, возмещение ущерба. При раскаянии человек должен испытывать искреннее отвращение к своему проступку и, более того, доказать это отвращение всем своим поведением, прекратить грешить и начать совершать благие поступки. В культуре иудаизма обозначен отдельный особый день раскаяния и искупления грехов («киппурим», «киппур», «каппара») — праздник Йом-Киппур. Это день поста, покаяния и отпущения грехов. Отведены и особые другие дни для раскаяния: «Раскаяние в грехах и молитва особо действенны на протяжении десяти дней от Рошха-Шана по Йом-Киппур и принимаются тотчас же» [1] (Майм. Яд., Хилхот тшува 2:6). Маймонид социально регламентировал процесс раскаяния и искупления, он выделил четыре ступени «тшувы» («возвращение»), или искупления: признать, что поступок был совершен неправильно (тшува, проведенная через сознание); почувствовать неправильность своего поступка, продумать и прочувствовать, какие далеко идущие последствия он мог повлечь за собой, чтобы воспоминание о грехе стало отвратительно человеку, необходимо исследовать свои действия, чтобы понять причины плохого поступка и сделать возможным его предотвращение в будущем (тшува, прошедшая через сердце, через чувства); следует исправить все, что можно исправить, возместить весь причиненный кому-либо ущерб, признать неправильность своего поступка перед всеми, кто от него пострадал (тшува, прошедшая через действие); никогда больше так не поступать. Тшува считается законченной, только когда она осуществилась на всех уровнях социального сознания: интеллектуальном, эмоциональном, волевом и в сфере действия [3]. Таким образом, в иудаизме заложены основы учения о грехе и покаянии в авраамической духовности: разработана типология грехов, раскрываются уровни и виды покаяния, в наибольшей степени представлено рационально-правовое, социальное осмысление греха и покаяния.
В христианстве большее значение придается субъективно-личностному аспекту греха и покаяния.
В нравственном богословии разработана типология греха: грех опущения, когда не исполнятся то, что повелевается; грех действия или нарушения, когда делается то, что нарушает; грех вольный, когда человек совершает преступление по собственной воле и грех невольный, совершаемый по незнанию, неосмотрительности, неосторожности, по духовной или физической слабости; грехи простительные и тяжкие и др. Механизмом, посредством которого грех властвует над человеком, являются страсти, сообщающие ложное, превратное направление жизнедеятельности человека. Вначале призыв к покаянию в Новом Завете звучит из уст пророка Иоанна Крестителя: «... покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3; 1, 2). В качестве первоначальной ступени покаяния Иоанн Креститель выбирает социальную внешнюю форму — погружение в воде, или крещение. Святитель Иоанн Златоуст предлагает пять путей покаяния: [4] осуждение своих грехов; не помнить зла, сдерживать гнев, прощать грехи другим; пламенная и усердная молитва, идущая из самой глубины сердца; милостыня: она имеет великую и несказанную силу; смиренномудрие. Покаяние занимает особое место в русской культуре. Это и знаменитые «Авторская исповедь» Н. В. Гоголя, «Исповедь» Л. Н. Толстого, покаянные исповеди философствующих героев Ф. М. Достоевского, Л. Андреева. Знаменательным является и пример публичного покаяния бывших социалистов-революционеров после революционных событий 1905 г. Современники писали: «Они бьют себя кулаками в грудь, исповедуются перед толпой в грехах, называют себя нравственными калеками, уродами, псами смердящими и проказливыми. У всех
на устах имя Бога, а в руках — бичи, больно врезающиеся в тело кающихся» [5]. Покаяние в русской культуре рождает идею «маленького человека», чувствующего себя кругом виноватым. Эту «русскую виноватость» хорошо подметил Н. Федоров: «В общине-приходе никто другого не называет преступником, но каждый себя считает виноватым во всем, что совершается в нем» [6]. Покаяние символизирует крест. Если крест несешь с терпением, то крест сам тебя несет, а если тяготишься им, то падаешь под тяжестью. В христианстве покаяние — это не просто раскаяние за отдельный проступок, не приступ угрызения совести и жалости к себе, не внешнее оплакивание своих грехов, но покаяние — это весь жизненный путь человека. С точки зрения христианства покаяние дает человеку огромный морально-онтологический потенциал, возлагает на него великую задачу преобразования своего духовно-нравственного состояния и через это духовно-нравственное преображение всего мира, общества.
По мусульманскому учению, грех — это нарушение человеком своих обязанностей перед Богом. Грехи подразделяются на группы. Одну группу составляют «большие», «тяжкие» грехи (ал-кабира), а другую — незначительные «прегрешения» (ас-сагира). К большим грехам относятся: куфр (неверие) и ширк (придание Аллаху сотоварища); убийство человека (кроме случаев, разрешенных Шариатом); обвинение в прелюбодеянии невинного мусульманина; дезертирство с фронта, когда идет война в защиту Ислама; использование процентов (ростовщичество); использование денег детей-сирот в личных целях; занятия магией; совершение греха в главной мечети «Аль-Харам»; причинение страданий родителям [7]. За большие грехи человек понесет наказание в Аду, если не будет наказан за них при жизни по законам Шариата, или если Аллах не простит его. В случае нарушений религиозных заповедей у человека всегда есть возможность раскаяться и встать на путь исправления. Зарра говорил: «Я попросил: "Посланник Аллаха, наставь меня", и он ответил: "Если ты совершил дурной поступок, то соверши вслед за ним хороший, который сотрет его» [8]. «После прегрешения соверши доброе дело, и ты загладишь свой грех», — гласит арабская пословица. Следует приносить покаяние за каждый проступок. Если совершенный грех так или иначе затрагивает другого человека, раскаяние должно будет удовлетворять необходимому условию — загладить свою вину перед тем, кто пострадал от этого, попросив у него прощения, вернуть пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей [9]. В исламе, как и в иудаизме, значительное место имеет социально-правовое осмысление греха, покаяния и наказания. Таким образом, в авраамических религиях разработана целостная система греха и покаяния, представляющая интерес для социологии религиозной духовности, философской антропологии, психологии, этики, права, политики.
Список литературы
1. Еврейская Живая Вики-энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ejwiki.org/4(28)2013/4html.
2. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем в 16 т. - Т. 12.- СПб.: Брокгауз Ефрон, 1908-1913 (репринтное издание). - С. 667.
3. Маймонид // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем в 16 тт.- Т. 10. - С.Петербург: «Брокгауз Ефрон», 1908-1913. (репринтное издание). - С. 514.
4. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста: в 2 т. Т. 2. - М.: Златоуст, 1993. - С. 474.
5. Неуслышанное предостережение // Вопросы философии. - 1992. -№ 2. - С. 104.
6. Федоров Н. Ф. Философия общего дела //Федоров Н. Ф. Сочинения. - М.: Русская мысль, 1994. - С. 94.
7. Сейфеддин Яхыджи. Основы исламских знаний. Вероучение. Поклонение. Нравственность. Перевод с турецкого. - М.: ООО «Издательская группа «САД», 2007. - С. 323.
8. Сахих Муслим // пер. с арабского: Салим Попов. - Казань: Академия Познания. 2005. - С. 767.
9. Сады праведных: из слов господина посланников // сост.: иамам Мухийи-дин Абу Закарийа Бин Шариф Ан-Навави. - М.: [без издательства]. - С. 16.
Сведения об авторе
Худякова Галина Павловна, д. ф. наук, профессор, кафедра «Философия», Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. 8(3452)256955, e-mail: [email protected]
Khudyakova G. Р., Doctor of Philosophy, professor of the chair ofphilosophy, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)256955, e-mail: [email protected]