Научная статья на тему 'Социология профессий в эпоху нового профессионализма:'

Социология профессий в эпоху нового профессионализма: Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1583
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология профессий в эпоху нового профессионализма:»

ТЕМА НОМЕРА: СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

О .А. СИМОНОВА1 СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ В ЭПОХУ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА:

Введение к тематическому разделу2

В настоящее время в мировой и российской социологической науке возрастает актуальность исследований в области социологии профессий. Безусловно, основной причиной является то, что современное общество - это мир разнообразных и одновременно тесно переплетенных профессий и духа профессионализма. Однако ведущей тенденцией в мире профессий и в целом трудовой деятельности становится осуществление одного из важных предсказаний М. Вебера о том, что капиталистическому обществу и профессионализму, на котором оно основано, будет препятствовать бюрократизация всех сфер жизни. «Приближается диктатура чиновника», причиной которой, по М. Веберу, является уникальная способность бюрократии справляться со сложными управленческими задачами в массовом индустриальном обществе3. Это парадокс современной рациональной бюрократии: она является жизненно необходимой, но постоянно порождает проблемы. Способствуя эффективности управления и формируя всякого рода

1 Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, доцент кафедры общей социологии Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики.

2

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 14-06-00381.

Битэм Д. Бюрократия // Социологический журнал. - М., 1997. - № 4. -

С. 64.

стандарты и инструкции, бюрократия вступает в острое противоречие с профессиональной культурой и этикой, которая в определенном смысле является «этикой ответственности» перед людьми и самим собой, и, следовательно, не всегда укладывается в стандарты и инструкции. Кроме того, сама капиталистическая экономика меняется, усиливая рыночную идеологию, развивая общество потребления, поощряя моральный индивидуализм. Это неизбежно приводит к изменениям и трансформациям в мире профессий, различных родов занятий и, главным образом, в профессиональной этике и культуре.

Основной целью настоящей вступительной статьи является краткое описание основных трендов современного общества в области профессий и родов занятий. При этом нам важно показать, как они отражаются в современной социологии профессий, а также сопоставить их с представляемыми материалами в данной тематической рубрике. Рубрика открывается аналитическим обзором всего разнообразия теоретико-методологических подходов в области социологии профессий и занятий, который представляет собой профиль сегодняшних направлений исследования. Классификация подходов строится на большом корпусе работ американских и западноевропейских социологов и может сориентировать и направить исследователей в изучении мира профессий и занятий. Реферативная подборка получилась разнообразной с точки зрения тематики, но при этом она отражает основные тенденции в социологии профессий: ведущее место занимают рефераты статей британских социологов, где социология профессий, социология работы или социология труда традиционно являются одной из доминирующих областей социологического знания. В английской социологии профессий продолжает преобладать традиционный подход к данному предмету исследования, рассматриваются профессии, которые определялись в англо-американской социологии как самые первые институционализированные занятия - медицинские, инженерные, академические, юридические. Также английская социология профессий тесно переплетена с такой родственной областью исследования, как менеджмент. В подборку входят рефераты статей социологов из других европейских стран, в частности Германии и Испании, а также реферат статьи, написанной специалистами по социологии профессий из ЮАР.

В настоящее время исследования в области социологии профессий больше порождают вопросы, чем дают ответы и решения, ломая традиционный научный дискурс. В связи с этим необходимо перечислить актуальные вопросы и проблемы, в направлении которых идет исследовательская работа в мировой социологии. В наши задачи не входит анализ отечественных работ в этой отрасли социологии, хотя в отечественной социологии также идет напряженная исследовательская деятельность, охватывающая разные профессии, профессиональные группы, организации, институты и практики1. Но несмотря на то что профессионализация в советском и постсоветском пространстве имеет существенные отличия от англосаксонской модели, этот процесс постигается в сравнении с этой моделью.

Как наглядно показали выступления специалистов на одной из последних авторитетных конференций Исследовательского комитета «Социология профессиональных групп» (ЯС 52) «Вызовы профессионализму: Новые направления в политике, публичной и профессиональной сфере» (ноябрь 2013, г. Лиссабон, Португалия), ученых волнуют проблемы возникновения нового типа профессионализма, новой профессиональной этики, новых профессиональных культур и субкультур в глобализирующемся информационном обществе. Кроме того, не менее важными темами стали дерегуля-ция профессиональной деятельности и депрофессионализация2. Другими актуальными темами были состояние публичного интереса к профессиональному миру, актуальные проблемы в медицинских, инженерных, академических профессиях, современные организационные изменения и их влияние на профессиональные знания и компетенции, будущее профессий и различных родов занятий.

При этом надо отметить, что конференция показала, что в мировой социологии беспроблемно сосуществуют различные трактовки профессий и профессионализма. Традиционная трактовка профессий по-прежнему остается актуальной. О ней говорили на

1 См., например, обзорную работу: Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессиональных групп: История становления и перспективы // Вестник

ИС РАН. - М., 2013. - № 7. - С. 91-106.

2

Challenging professionalism: New directions in policies, publics and the professions: ISA RC52 «Professional groups» interim conference. - Lisbon, 28-30 Nov. 2013. - Mode of access: http://pascal.iseg.utl.pt/~socius/interim/7Welcome

протяжении многих десятилетий главные теоретики, включая Т. Парсонса, Т. Джонсона, М. Ларсон, Э. Эббота, понимая профессии исключительно как результат развития профессиональной и организационной структур современного общества. Большинство выступлений было посвящено медицине и менеджменту в медицине в социологическом и междисциплинарном ракурсах. Профессия в традиционном смысле предполагает: свободное занятие на полный рабочий день; установление монополии на трудовом рынке экспертных услуг; самоуправление или автономию, свободу от контроля со стороны, будь то государство, клиенты и т.д.; специализированное систематическое и научное обучение; монополия данной профессиональной практики санкционируется посредством прохождения экзаменов и получения соответствующих документов об образовании; материальные и символические награды связаны не только с профессиональной компетентностью и этикой, но также основаны на вере людей в то, что данные экспертные услуги являются «особо важными для общества и всеобщего благополучия»1.

Но такое понимание профессий соседствовало с другим, в котором профессии понимаются расширительно и включают полупрофессии, непрофессиональные и даже криминальные виды деятельности. Когда профессии трактуются как преимущественно статусные категории и инструмент конкуренции на рынке труда, социологи способны фиксировать только непосредственные и узкие экономические последствия профессионального управления, регулирования и деятельности. Однако если трактовать профессии как преимущественно посреднические ассоциации гражданского общества, то становятся заметными более существенные институциональные последствия этих явлений. Существование профессиональных проектов в любом гражданском обществе в современном мире неизменно поддерживает или ослабляет институциональный порядок, что отражается в более широком социальном контексте. Это происходит независимо от сознания людей, осуществляющих профессиональную деятельность. Поэтому необходимо отследить различные виды профессионализма, прошлые и настоящие, непреднамеренные (прототипические) и целенаправленные. Как раз о

1 Sciulli D. Professions before professionalism // European j. of sociology. -Cambridge, 2007. - Vol. 48, N 1. - P. 121.

таком сосуществовании разнообразных подходов и в корне различных пониманий профессий и занятий говорится в аналитическом обзоре Р.Н. Абрамова «Классификация исследовательских направлений в изучении занятий и профессий», который открывает подборку материалов по данной проблематике.

В обзоре показано, что сегодня существует тенденция к размыванию дисциплинарных границ; исследования ведутся не только в собственно социологии профессий, но и в других отраслях социологии, а также родственных ей дисциплинах. Автор классифицирует и реконструирует теоретические и методологические направления, получившие распространение в изучении занятий и профессий. Представляемая классификация опирается на разные основания и учитывает как влияние социологических парадигм на исследования занятий и профессий, так и теории среднего диапазона, появившиеся в пределах данной дисциплинарной области. Автор условно разделяет все направления в социологии профессий на функционализм, неовеберианский подход, интеракционизм, критику занятий и профессий, социальную историю занятий. При этом классификация носит предварительный, поисковый характер.

Обзор отсылает к классическим истокам социологии профессий - Г. Спенсеру, приветствовавшему мир профессионалов в обществах промышленного типа, рассуждениям о моральной силе профессиональной этики у Э. Дюркгейма и М. Вебера и функциональной системе Т. Парсонса, в которой существует связь между ценностно-нормативными аспектами профессионализма и его структурными характеристиками. Представители других традиций в социологии, например Чикагской школы, расширяют представление о профессиях тем, что показывают необходимость изучения не только институционализированных профессиональных занятий, имеющих престиж, но и полупрофессий и непрофессиональных занятий, не имеющих высокой престижности, а также неоплачиваемого труда. Кроме того, в рамках таких подходов подчеркивается важность изучения взаимодействия профессиональной культуры и культуры обывательской, находящейся по ту сторону профессиональной области, но связанной с ней тем или иным образом (особенно это относится к профессиям и занятиям общественного сектора - медицине, образованию, сервисному обслуживанию).

Именно это взаимодействие может определенным образом способствовать изменениям в обеих культурах.

В последнее время профессионализация в силу глобальных трендов, разнонаправленности траекторий и морального плюрализма современного мира перестала представлять собой процессы в области различных профессий и занятий, у которых есть типичные сценарии. Возникает семейство теорий, условно называющееся концепцией «профессионального проекта» (Д. Скьюлли), в соответствии с которыми группа занятий проходит стадии профессионализации вплоть до монополии на рынке услуг, что отвечает современному профессионализму - автономия и специальный набор задач по сравнению с другими профессиями и занятиями. Проявляется новая роль профессиональных организаций, обладающих правом выдавать лицензию, хотя впоследствии роль этих организаций снижается в связи с повышением роли государства в управлении и усилением бюрократизации. Также развивался неовеберианский подход (М. Сакс) в области медицинских профессий, отстаивающий тезис о том, что профессии занимают монопольное положение на рынке тех или иных услуг, статус индивида или группы напрямую зависит от профессии, представители которой защищают корпоративные профессиональные интересы. В обзоре прослеживается и роль теории дисциплинарного общества М. Фуко, в которой укрепление государственной власти рассматривается в связи и посредством укрепления профессиональной власти. Автор подробно останавливается и на самых актуальных подходах в области социологии профессий, которые нацелены на решение отмеченных выше актуальных проблем современного общества. Резюмируется обзор тезисом о том, что в настоящее время социология профессий и занятий находится на методологическом и теоретическом перекрестке различных подходов. В связи с этим для социологов и других социальных исследователей особое значение имеет поиск оснований дальнейшего изучения профессий и профессионализма.

Профессионализм в современном обществе имеет дело с новыми вызовами, способствующими существенным трансформациям профессий и их связей с государством, рынком, менеджментом, а также с клиентами и гражданами. Основные вызовы возникают в силу глобального экономического кризиса, реструктуризации публичного сектора и концепции гражданства. В то время как ключе-

вые профессии и занятия, тесно связанные с публичной сферой, терпят издержки и сокращаются, создавая негативные последствия для профессионализма, другие сферы, напротив, растут (например, волонтерские организации), возникают новые профессиональные режимы, прежде всего, самозанятость («фрилансеры»).

Профессии в классической социологической теории рассматривались как сферы, которые подчиняют свои собственные интересы публичному интересу, что долгое время было важнейшей частью профессиональной идеологии. Однако сегодня такая теоретическая рамка оказывается неподходящей для описания современных профессиональных групп. Каким образом профессии в современном обществе с его экономическими и другими проблемами могут действовать альтруистически, выступая своеобразным буфером между гражданами и государством? Здесь приобретают особое значение и актуальность эмпирические, теоретические и / или методологические измерения отношений между профессиональными группами, их собственными интересами и публичными интересами в современном мире. Традиционная стандартная модель, посредством которой выполнялась профессиональная деятельность, сменяется самозанятостью, которая быстро распространяется и растет1. Сочетание автономии, творческой деятельности и предпринимательства, которые характерны для «фрилансовых» занятий, отражают потребность в независимости и самореализации профессионалов. Социологи указывают, что профессионализм сталкивается с бюрократизацией и организационными структурами и часто противостоит им2. Однако изменения в постиндустриальных обществах не всегда совпадают с изменениями в регулировании профессиональной деятельности, поэтому увеличиваются различия между профессионалами, которые зависят от государства. Для профессионалов это означает снижение собственной защищенности и ослабление регулирования рынка. Здесь становятся крайне актуальными теоретические и эмпирические исследования самозанятости внутри профессиональ-

1 В российской социологии также стали появляться работы, посвященные этому феномену. См., например: Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры на российском рынке труда // СоцИс. - М., 2010. - № 2. - С. 45-55.

Evetts J. A new professionalism? Challenges and opportunities // Current sociology. - L., 2011. - Vol. 59, N 4. - P. 407.

ных групп, учитывающие особенности профессиональных групп в отношениях с государством и потребителями их услуг.

Мировые тренды, такие как глобализация, развитие новых технологий, неолиберальные идеологии и международная политика, также влияют и формируют мир профессий и занятий, профессиональных организаций. В профессиях возникают новые управленческие модели и привлекаются специалисты по управлению для регуляции профессиональной деятельности. Последствия этих процессов еще полностью не осмыслены и не исследованы. Важно, что они не только размывают традиционные формы профессионализма и профессионального авторитета, способствуют предпринимательству и бюрократизации, но и то, что в имеющихся исследованиях еще нет полного понимания, как эти диффузные процессы влияют на повседневную деятельность профессионалов1. Хотя профессии и организации активно исследуются в последние десятилетия, но между исследованиями мало связей и они часто разделены дисциплинарными границами2. Поэтому перед профессиональными социологами встают следующие исследовательские задачи: установить и осмыслить связи между социологией профессий и организационными исследованиями, менеджментом, организационной психологией; понять, как осуществляются профессиональная саморегуляция и управление внутри организаций, отношение между организационными культурами / субкультурами и профессиями, как выстраиваются действия профессионалов, которые являются частью сложных организаций.

Реферат статьи современного классика социологии профессий Джулии Эветтс «Новый тип профессионализма: Проблемы и возможности» представляет собой диагноз современного состояния социологии профессий и реальных социальных тенденций в области профессиональной деятельности. Ее беспокоит, прежде всего, то, что изменения глубоко затронули профессиональную сферу общественного сектора услуг, таких как здравоохранение, социальное обеспечение и образование. Профессионализация, по мне-

1 См., например: Schiek D., Apitzsch B. Doing Work: Atypische Arbeit in der Film- und der Automobilbranche im Vergleich // Berliner J. für Soziologie. - B., 2013. -Jg. 23, H. 2. - S. 181. Реферат статьи помещен в настоящую подборку.

Halford S., Strangleman Т. In search of the sociology of work: Past, present and future // Sociology. - L., 2009. - Vol. 43, N 5. - P. 811.

нию Дж. Эветтс, теперь протекает в крупных холдингах и международных компаниях. Таким образом, профессионализм более не является самодостаточной нормативной системой трудовых ценностей.

Капиталистический порядок и экономика держались на профессиональном духе. По М. Фрейдсону, профессионал должен быть свободен в условиях господствующей идеологии рынка и распространения бюрократических структур от потребителей и ме-неджеров1. Но на смену этому, согласно диагнозу Эветтс, приходит новый профессионализм - коммерциализированный и организационный. Товарищество, коллегиальность и доверие сменяются понятиями административного управления, бюрократизации, стандартизации работы и оценки трудовой результативности. Наряду с рыночной и бюрократической логикой, профессионализм перестает быть третьей логикой и сливается с первыми двумя. Ослабляются социальная сплоченность и умение работать в команде вследствие чрезмерного индивидуализма и бюрократизации профессиональной деятельности. Тем не менее Эветтс конструктивно подходит к этой проблеме; она пытается поставить вопросы, призывает осмыслить современное положение вещей в социологии профессий, ведь в реальности существует практика успешных предприятий, в которых рыночная и профессиональная логики дополняют друг друга. Современные профессии совмещают в себе и инновационные, и традиционные характеристики, поддерживают коллективную работу и индивидуальный профессионализм. Достижение баланса между новой и традиционной системами трудовых ценностей - первоочередная задача для профессионалов всех уровней на ближайшие годы. Тем более что общий сектор услуг расширяется до огромных корпораций, которые зависят от эффективного управления.

Каким образом трансформации профессионального опыта в современных обществах влияют на представления о профессиональной этике? Долгое время дискуссия о профессиональной этике в социологии профессий проходила в русле оппозиции функционального и статусного, или стратификационного, подходов. Сегодня роль профессионалов как доверенных лиц и их попытки эксплуатировать альтруистический имидж и этическую ответственность в своих собственных интересах уже заметны в публичном простран-

1 См.: Freidson E. Professionalism: The third logic. - Cambridge: Polity, 2001.

стве и вызывают снижение доверия. Но какая профессиональная этика релевантна для профессионалов в эпоху глубоких изменений самих профессий и их отношений с обществом, рыночными структурами и организациями, а также с клиентами? Каким образом профессии легитимируются, какие идеологические и теоретические рамки используют? Как меняется установка прагматизма, которая была частью капиталистического профессионального духа, возникают ли новые моральные порядки, связанные с миром профессий и занятий? В то время как уходит в прошлое идея и реальность профессии как относительно гомогенной деятельности, включающей сплоченные коллективы, что происходит с моральной идентичностью индивидуализированного профессионала и как действуют профессиональные группы в условиях моральной фрагментации? Для ответа на эти вопросы необходимо исследовать как институционализированные профессии, так и менее профессионализированные группы.

Следующим в подборке представлен реферат статьи британского социолога Тима Стренглмена, который исследует изменения в трудовой идентичности в современном обществе и выходит на общие проблемы труда и профессий в современных обществах. Он смотрит на все современные процессы изнутри, с позиции внутреннего мира профессионала и работника. Главной проблемой он считает деформацию и размывание трудовой идентичности в эпоху «нового капитализма», но расширяет формулировку проблемы и ставит ее как проблему изменения морального порядка современного общества и профессиональной организационной культуры. Стренглмен переосмысливает моральный порядок и организацию трудовой деятельности на основе анализа интервью и автобиографических нарративов, собранных в рамках трехлетнего проекта по изучению трудовой идентичности различных поколений британцев. Ученый рассматривает общие положения таких современных теоретиков, как З. Бауман, У. Бек, А. Горц, Дж. Рифкин и Р. Сен-нет, которые полагают, что в эпоху нового капитализма постепенно утрачиваются основные признаки труда как профессии. Инстру-ментализация персонала, свойственная корпорациям, лишает работников пространства для реализации своей субъективности. По Бауману, основой личностной идентичности сегодня служит не

то, что человек производит, а то, что потребляет1. Понятия пожизненного труда, рабочего места и логически цельной и непрерывной карьеры уходят с исторической сцены. Происходит фрагментация трудовой деятельности и нормализуется прерывность трудовой биографии, которая начинает представлять собой совокупность трудовых эпизодов. Такая профессиональная и трудовая биография, по Р. Сеннету, вызывает «коррозию характера» современного человека. Современный капитализм не оставляет места для синхронного развития человека как личности и профессионального работника. Идеалом новой организации трудового процесса становится класс легко приспосабливающихся гибких индивидов, пригодных для кратковременного функционирования. Люди часто лишаются шансов выразить себя в работе, это лишает их возможности формировать идентичность и собственный жизненный нарратив, ориентируясь на свою социально значимую трудовую деятельность.

Автор рассматривает эрозию трудовой идентичности, основываясь на понятии ностальгии, сложном эмоциональном переживании, которое отнюдь не исчерпывается сожалениями и переживаниями о прошлом. Используя концепцию Ф. Дэвиса, он анализирует ностальгию пожилых работников как оценку прошлого, обладающую критическим потенциалом в отношении настоящего и сопряженную с их трудовой идентичностью. Он выбирает для статьи анализ жизненных нарративов рабочих железной дороги 50-60 лет, который позволил выявить следующие черты прошлой трудовой идентичности: неразрывность личной и трудовой биографий, трудовая дисциплина, связь ученика и мастера, преданность профессии и личная вовлеченность. Базисом личностной и трудовой идентичности выступает моральный порядок, встроенный в профессиональную культуру и обеспечивающий стабильность и предсказуемость жизненного пути. Респонденты отмечали прагматизм и равнодушие к профессии со стороны современных работников. Это не только кризис современной трудовой идентичности, но и интерпретирующая критическая ностальгия, которая акцентирует маргинализацию и эрозию прежнего морального порядка, способствовавшего коллективной работе и выступавшего гарантом трудовой личной идентичности. Таким образом, в этой статье четко фикси-

1 Bauman Z. Work, consumerism and the new poor. - Buckingham: Open univ. press, 1998.

руются изменения в профессиональной этике, которая уже не нацелена на коллективную работу и подразумевает только частичную преданность профессиональному долгу.

Сектор здравоохранения является ключевой ареной новых направлений и в социальной политике и государственном регулировании, что обусловливает ослабление профессионализма в традиционном понимании и способствует возникновению новых образцов «гибридного профессионализма». Поэтому необходимы дискуссии о профессиональной гибридизации и эмпирические исследования изменяющихся отношений между менеджментом и профессионалами в сфере здравоохранения. Также необходимы исследования процессов, стратегий, институциональных условий и ключевых игроков в выстраивании профессионально-менедже-риальных отношений в системе здравоохранения и соответствующих организациях, которые помогут лучше понять, каковы социальные последствия новых форм управления.

Одна из основных характеристик профессий связана с тем, что они основаны на специальном знании. Профессиональное образование и постоянное профессиональное развитие являются существенными элементами профессионализма. Практические и специфические знания составляют ключевые элементы профессиональной компетенции. В то же время растет сомнение в знаниях, используемых профессионалами. Легитимация традиционных профессий становится менее определенной, начинают заявлять о себе новые группы занятий. Профессионалы пользуются знаниями, но в современном мире они также должны в большей степени защищать свою профессиональную практику от других профессиональных групп, так же как и перед людьми, обывателями, потребителями услуг. Как подчеркивал Эбботт, теоретическое знание становится менее практическим, чем символическое1. Поэтому основными вопросами в этом проблемном аспекте являются: роль профессионального и практического знания в профессиональной практике и юридические последствия этого и то, каким образом протекает развитие профессиональной компетенции в образовании и на рабочем месте; каким образом происходит так называемая «академизация» профессионального образования в новых профессиях.

1 Abbott A. The system of professions: An essay on the division of expert labor. -Chicago (IL): Univ. of Chicago press, 1988. - P. 331.

Стивен Тиммонс пишет о негативных последствиях профессионализации. Он полагает, что профессионализация может стать тождественной внешнему регулированию. Автор рассказывает о своем кейс-стади рода занятий, который постигла неудача в процессе профессионализации. Это хирургические техники, которые не смогли отстоять свою специализацию наряду с хирургическими медсестрами. Социолог акцентирует в своей работе нелинейный характер профессионализации. Хирургические техники работали в составе хирургических бригад в государственных и частных клиниках, но остались маргинальной и малоизвестной группой специалистов. Они прошли через конкуренцию с операционными медсестрами, и спрос на их работу был достаточно высоким. Однако их постигло разочарование, поскольку процесс профессионализации так и остался незаконченным. По-прежнему спрос на таких специалистов остается довольно высоким, а статус - низким по сравнению с операционными медсестрами. О причинах этих событий и размышляет С. Тиммонс.

Л. Болтански и Э. Кьяпелло в свое время писали о новом духе капитализма, называя его эстетическим, поскольку от искусства развивающаяся капиталистическая экономика заимствует дух креативности, вбирая в себя и коммерциализируя творческие профессии. Эти ученые констатировали преобразование менеджериально-го духа капитализма в новую форму, которая подразумевает переход «от количественного производства к качественному производству, от пирамиды к сети, от территории к циркуляции, от простого делегирования к принципиальной иерархической структурированности, от централизованной организации к самоорганизации, ...от персонала к персонам»1. Новый дух капитализма предполагает, что работа, труд, профессиональная деятельность определяются через проект, а профессиональные группы и коллективы создаются заново в рамках проекта и сосредоточены на удовлетворении запросов покупателя или клиента. В отличие от трудовой этики первого духа капитализма - рационального аскетизма предпринимателя, и второго духа капитализма - менеджериальной ответственности и знания, третий дух манифестируется в активно-

1 Boltanski L., Chiapello E. The new spirit of capitalism. - L.: Verso, 2005. -

Р. 159.

сти или деятельности. Идеальный работник должен обладать следующими способностями: генерировать проекты и участвовать в проектах, устанавливать связи, демонстрировать гибкость и адаптивность, способность к энтузиазму, быть новатором, обладать мастерством в коммуникативных практиках и технологиях1. Самыми важными секторами креативной экономики являются научные исследования, издательская деятельность, программное обеспечение, телевидение и радио, дизайн, музыка, кино, игрушки, реклама, архитектура2. Поэтому роль творческих профессий, связанных с искусством и наукой, не только неизменно растет, но и подвергается административному регулированию.

В подборку включен сводный реферат статей немецких социологов, которые рассматривают профессионализацию в области искусства. Авторы проблематизируют творческие занятия и профессии, оценивая их развитие и современное состояние. Александра Манске отслеживает эволюцию социального статуса представителей творческих профессий, связанных с художественным творчеством, в Германии. Для немецких социологов они стали экспериментальным полем в исследовании того, как нетипичная занятость подвергалась своего рода нормализации, становясь частью государственной экономической политики. После выхода работы Р. Флориды о креативном классе, началось переосмысление творческих профессий3. Появились государственные управленческие решения, и работники культуры стали рассматриваться как носители инноваций. Социолог посредством интервью с политическими деятелями, экспертами в области культуры и искусства, а также с помощью анализа различных документов выстраивает картину происходящих изменений в этой сфере. Только в последней трети ХХ в. творческие профессии начали восприниматься как настоящая работа и вошли в систему социального страхования. Произошла коммо-

1 Boltanski L., Chiapello E. The new spirit of capitalism. - L.: Verso, 2005. -

P. 108-118.

2

Roberts D. From the cultural contradictions of capitalism to the creative economy: Reflections on the new spirit of art and capitalism // Thesis eleven. - L., 2012. -Vol. 110, N 1. - P. 83.

Florida R. The rise of the creative class and how it's transforming work, leisure, community and everyday life. - N.Y.: Basic books, 2002.

дификация искусства, представители творческих профессий стали восприниматься как индивидуальные предприниматели.

Немецкие ученые Даниэла Шик и Биргит Апитцш задались целью сопоставить профессиональную деятельность в творческой индустрии и традиционные работу и профессию: рабочих автомобильной промышленности и работников киноиндустрии. И хотя в обыденном сознании работники киноиндустрии ставятся выше работников автомобильной промышленности, в плане структурных аспектов профессии сходств оказалось больше, чем ожидалось. Основным отличием является свобода и мобильность творческих работников, что согласуется с новым духом капитализма, который акцентирует креативность. Стоит заметить, что социологи изучали повседневные практики, реализуемые в процессе работы, на основе этнометодологического и этнографического подходов. Это можно рассматривать как расширение интеракционистского подхода к профессиям и частичный ответ на вопрос о том, как меняется повседневный аспект профессиональной деятельности.

Профессионализм был основанием для достижения определенного статуса и для того, чтобы гарантировать компетентную и ответственную деятельность. Тем не менее в условиях текущего кризиса мы наблюдаем формы дерегуляции профессий и трудовых отношений в целом, что является вызовом профессионализму. Де-регуляция означает размывание профессиональных границ и часто воспринимается политической властью как возможное средство возникновения роста занятости и мобильности. Но распространение процессов дерегуляции может привести профессионалов к потере их экономической, символической и социальной власти, ослабляя их авторитет и подвергая опасности публичный интерес к этим профессиям. Какие же препятствия существуют для профессиональной сертификации? Профессиональные группы сами оказывают давление на другие профессиональные группы и находятся под их давлением, участвуя в конкуренции на рынке услуг. Здесь еще подключается усиливающийся менеджериальный и бюрократический контроль; контроль также может исходить от клиентов и потребителей в виде жалоб и поощрений, возникают общественные организации защиты интересов потребителей. Все больше модель «клиент - производитель услуги - менеджер» распространяется в таких профессиональных областях, где ранее она не была домини-

рующей, например в сфере высшего образования. Университеты все более напоминают корпорации1.

В статье испанских социологов Эсперансы Бьелсы, Антонии Касельяс и Антони Верхера речь идет об особенностях современных академических профессий, которые включают международную академическую мобильность. Любопытен именно ракурс, который выбирают социологи: это последствия возвращения домой, на родину после профессиональной работы за границей. Социологи делают это в рефлексивном ключе - на основе самоанализа жизненных траекторий и опыта академической мобильности. Здесь вновь можно вспомнить о новом духе профессионализма, когда трудовая биография предстает фрагментированной, прерывается. Данное явление осмысливается в интеракционистском и феноменологическом ключе, где в качестве теоретической рамки выступают различные концепции чужака. Здесь сразу вспоминается очерк А. Шюца «Возвращающийся домой», который также использовался испанскими социологами при концептуализации феномена «возвращения домой» как особого вида академической мобильности2. Академическая мобильность в ракурсе возвращения рассматривается как восстановление связей и как формирование совершенно новых связей. Выделяются следующие аспекты академического возвращения: географическое перемещение, временной аспект, языковое перемещение и дисциплинарно-академическое возвращение. Учитывая такую концептуализацию, авторы показывают три сценария, где возвращение как часть академической мобильности рассматривается с точки зрения позитивных и негативных последствий: возвращение как незавершенный проект, возвращение в старую / новую академическую среду, профессиональная и культурная гибридность как сфера существования. Среди неочевидных последствий данного процесса - культурный шок от возвращения на родину и в местную академическую среду и депрессия как психологическое последствие, возникающее несмотря на желание работать в профессии на благо своей национальной науки.

1 Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб., 2004. - Т. 7, № 4. - С. 152-161.

2

Шюц А. Возвращающийся домой // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 550-556.

В подборку материалов по социологии профессий также включен реферат статьи, посвященной развитию южноафриканской социологии профессий в настоящее время. Дебби Боннин и Шон Руггунан показывают, что профессии и профессионализм не являются самыми популярными темами в социологических исследованиях ЮАР, поскольку проблемы, освещаемые в мировой социологии профессий, не всегда актуальны для локальных социально-культурных особенностей профессий и занятий. С конца ХХ в. в социологии профессий ЮАР изучались рабочие движения и условия труда чернокожих работников, а количество исследований, посвященных профессиям и занятиям среднего класса, оставалось небольшим. Такое положение дел сводится в основном к одной причине - уникальной структуре расовой сегрегации ЮАР, последствия которой наблюдаются во всех сферах жизни этой страны. Рынок труда слишком долго зависел от расовой принадлежности, что усиливалось гендерным неравенством. Поэтому налицо профессиональная сегрегация - в квалифицированных занятиях преобладают этнические белые. Авторы исследуют механизм «профессионального закрытия» для дискриминируемых групп населения. Это крайне интересное исследование, поскольку современные исследователи в рамках социологии профессий, увлекаясь бюрократизацией и новым духом профессиональной этики, часто забывают о гендере и расе как ключевых характеристиках неравенства и зависящей от этого профессиональной сегрегации. Уже сам факт, что авторы настаивают на возрождении социологии профессий в своей стране, говорит о необходимости более широкого взгляда на профессионализацию и ее последствия в различных социально-культурных контекстах.

В заключение хотелось бы отметить, что, хотя представленная подборка материалов ни в коем случае не является исчерпывающей, она отражает ключевые проблемы и «болевые точки» в социологии профессий и профессиональном мире современного общества. Многие подходы и исследования продолжают основываться на структурно-функциональном и стратификационном подходах и направлены на изучение изменений в рамках институционализированных профессий. Но актуальность приобретают и другие подходы, особенно феноменологический и интеракционист-ский, поскольку современный мир профессий и занятий сталкива-

2014.03.001

ется с новыми вызовами и проблемами, которые возникают вследствие развития общества потребления и возрастающей роли бюрократических структур. Социология профессий оказывается на теоретико-методологическом перекрестке, что выражается в активной постановке проблем и вопросов относительно направлений исследования. Проблематизируется новый моральный порядок профессиональных культур и субкультур, новая профессиональная этика, которая должна адаптироваться и адаптировать профессионалов к бюрократизации, ценностям культуры массового потребления, быстро распространяющейся технологизации. Некоторые ученые размышляют об этих процессах в терминах «умирания профессий» или «конца труда»1. Но происходит, скорее, рождение новых профессий, реабилитация старых и формирование гибридных занятий и профессий. Профессии и различного рода занятия оказываются на перекрестке влияния организационной структуры, профессиональных культур, рыночной идеологии и обывательской культуры потребления, давления бюрократии и стандартизации, морального индивидуализма. С одной стороны, можно рассуждать об этой ситуации в алармистском ключе, а с другой стороны, эффективное управление в современных условиях и установление стандартов, которые могли бы сбалансировать новые тенденции в профессионализации, создают основу для решения проблем в конструктивном ключе.

2014.03.001. Р.Н. АБРАМОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИЗУЧЕНИИ ЗАНЯТИЙ И ПРОФЕССИЙ. (Аналитический обзор)2.

Ключевые слова: профессии; социология занятий и профессий; функционализм; интеракционизм; неомарксизм; социальная история.

По замечанию шведского социолога Томаса Бранте, сделанному более четверти века тому назад, «исследования профессий

1 Rifkin J. The end of work: The decline of the global labor force and the dawn

of the post-market era. - N.Y.: Putnam, 1995.

2

Аналитический обзор подготовлен в рамках программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013-2014 гг., проект № 12-01-0014 «Социальные исследования занятий и профессий: История, теория, методология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.