Научная статья на тему 'Идентичность человека, или Homo Professional'

Идентичность человека, или Homo Professional Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЗАНЯТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / PROFESSION / OCCUPATION / PROFESSIONALISM / A PROFESSIONAL / PROFESSIONAL VALUES / IDEOLOGY / IDENTITY / REFLEXIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гречко Петр Кондратьевич

Автор анализирует профессионализм как ценностно-нормативную систему, в превращенном смысле — как идеологию. По всему видно, что труд не только создал, но и продолжает создавать человека. Профессия определяется как опирающееся на знание и соответствующий опыт занятие (дело, труд, работа). Идентичность трактуется как приобщение индивида к ценностям, нормам и идеалам той или иной человеческой общности, в данном случае — профессионального сообщества. Профессионализм показывает обществу его возможное будущее. Профессионал отличается от непрофессионала ярко выраженной рефлексивностью своего мышления и поведения. Отстаивается перспектива становления «профессионального общества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY OF MAN, OR HOMO PROFESSIONALS

The author analyses professionalism as a normative value system and in the alienated sense — as an ideology. Man had not only created by work, he is still being created by it. Profession is defined as the knowledge-based occupation presupposing special training and experience. Identity is interpreted as a kind of internalizing unity with some values, norms, beliefs, and ideals, in the given case — with those of profession, finally giving us identity of man. Professionalism shows the rest of society its most probable future. Professionals differ from lay people by brightly expressed reflexivity of their way of thinking and behaving. The author speaks in support of the prospect of becoming professional society.

Текст научной работы на тему «Идентичность человека, или Homo Professional»

ТЕМА НОМЕРА

Идентичность человека, или Homo professionalis

Автор анализирует профессионализм как ценностно-нормативную систему, в превращенном смысле — как идеологию. По всему видно, что труд не только создал, но и продолжает создавать человека. Профессия определяется как опирающееся на знание и соответствующий опыт занятие (дело, труд, работа). Идентичность трактуется как приобщение индивида к ценностям, нормам и идеалам той или иной человеческой общности, в данном случае — профессионального сообщества. Профессионализм показывает обществу его возможное будущее. Профессионал отличается от непрофессионала ярко выраженной рефлексивностью своего мышления и поведения. Отстаивается перспектива становления «профессионального общества».

Ключевые слова: профессия, профессионал, профессионализм, занятие, профессиональные ценности, идеология, идентичность, рефлексивность.

Отношение к профессионалам и профессионализму у нас неоднозначное. С одной стороны, профессионал — это в высшей степени компетентный человек, в совершенстве владеющий каким-то делом, успешно ориентирующийся в своей области, специалист самой высокой пробы. Полностью отвечая соответствующим требованиям, профессионал делает честь любому делу. С другой стороны, в профессионалах могут ходить киллер, точно и без следов выполняющий свою грязную работу, искусный взломщик сейфов с деньгами, фальшивомонетчик, чью «продукцию» с трудом отсеивают даже специалисты, разработчик изощренно-запутанной схемы по уходу от налогов, хакер, способный взломать любую систему защиты компьютера, и т. д., и т. п. Впрочем, ничего удивительного в этой оппозиции нет — в конце концов, всем можно злоупотреблять, и факт недалеких, жадных и злых людей не запрещает нам, вслед за писателем, повторять: «Человек — это звучит гордо!».

Профессионалов часто обвиняют в технократизме: смотрят, мол, на человека как на бездушную вещь, все оценивают индексами эффективности и функциональности, признают только выгоду, дости-

© Гречко П.К., 2012

П.К. Гречко

жительную мотивацию и прагматически успешную коммуникацию и пр. в том же духе. У нас несколько иное понимание технократизма, и это будет ясно из последующего изложения. Здесь же укажем лишь на то, что в до-современных и традиционалистски ориентированных обществах (речь не

об истории — нашем времени) профессионализма с его дерзанием и конструктивизмом как раз недостает, он там хоть и в загоне, но одновременно и в большом дефиците. И это — одна из главных причин их инерционного исторического развития.

Несколько слов о термине «идентичность человека» — не индивида, не персоны или личности, не представителя определенной социальной группы, нации, страны, а именно человека, человека как такового. Этим термином мы бы хотели привлечь внимание к поиску родовой определенности в проблеме идентичности и идентификации. Группы, нации, страны и т. д. — все это видовые определения человека. Исторически, конечно, они оправданы. Долгое время человек развивался (накапливал силы) в рамках именно таких «видов». Но к настоящему времени он, несомненно, окреп в своем самостояньи, в его бытии явно обозначились глобальные и общепланетарные горизонты. Это еще не универсальность, не собственно общечеловеческая определенность, но реальное и убедительное движение к ней. Иными словами, мы сегодня вплотную подошли к будущему в данном вопросе. Будущее стало актуальным, оно стучится в дверь настоящего, им пора и нужно заниматься.

По отношению к своим эмпирическим воплощениям, по определению множественным и в каждом конкретном случае ограниченным, идентичность человека смотрится нормативно-должной и идеально-типической. Но, быть может, это и неплохо. Есть чем вдохновляться, к чему стремиться, куда двигаться. Короче, наш подход к профессионализму будет по преимуществу ценностно-нормативным, что не исключает обращения и к другим его аспектам, структурно-функциональному, например, имеющему дело со структурой занятости, с организацией (дифференциацией) и социальным контролем совокупной деятельности людей. Оправданность ценностного измерения профессионализма подтверждается, в числе прочего, и тем обстоятельством, что «стать профессионалом», «добиться профессионализма» — это сегодня вполне понятная мотивация (или субъективно-внутренняя ориентация) любой деятельности. В свете современной «сложностной» (complexity) методологии нет основания противопоставлять разные стороны исследуемого предмета, какими бы взаимоисключающими они ни казались, и не только на первый взгляд, правильнее их объединять, увязывать, инфраструктурно и контекстуально расширять. Такая методология полностью отвечает цели настоящего исследования, опирающейся в свою очередь на природу изучаемого феномена. Простой и линейно организованной ее точно не назовешь. Ценностно-нормативный подход к профессионализму интересен еще и тем, что он ставит под сомнение тра-

диционное понимание профессионального как чего-то сугубо инструментального, а также релятивизирует, делает проницаемыми, притом в обоих направлениях, границы между общекультурным и собственно профессиональным. В конце концов, профессионализм — это род культуры, культура труда как умственного, так и физического. Культура качества (quality culture) — это, пожалуй, еще точнее.

В профессиональной идентичности есть, безусловно, стихийные элементы, появившиеся там как некий рефлекс на профессионально выполняемую работу, как «умственное испарение» постоянно расширяющегося практического опыта. Но в целом профессиональная идентичность — конструкт, она сознательно выстраивается, причем, как изнутри — силами самой профессиональной группы (наиболее продвинутой ее части), так и извне — под влиянием институциональной среды общества, государства, например. С одной стороны, от профессионалов ожидают определенного поведения, а с другой — и навязывают (прививают через образование и воспитание) его. Регулятивно-теоретическое и нормативно-оценочное сопровождение этих разнонаправленных процессов и составляет, по сути, поле профессиональной идентичности. От конструкционной природы профессиональной идентичности ее реальностный статус нисколько не страдает, более того — в нем появляются возможности и функции, которых в «естественном состоянии» не было бы вообще. Ну а перспективы комбинаторики здесь поистине безграничны.

Отталкиваться в своем исследовании мы будем от двух основополагающих идей: первой — библейской («Итак, по плодам их узнаете их»); второй — энгельсовской («труд создал самого человека»). По поводу последнего есть продолжение: труд не только создал, но и продолжает создавать человека. По большому счету, человека еще нет, начатый Диогеном поиск человека — с фонарем, днем с огнем, по-прежнему актуален, идет, продолжается. Истории придется еще долго вытачивать эту болванку, чтобы из нее наконец-то получился «настоящий человек». И, разумеется, главное средство приближения такого будущего — труд. Он тоже не стоит на месте, меняет время и меняется сам — в сторону все большей технической вооруженности, творческой насыщенности и свободной самоопределяемости. Крот истории, хитрость разума, невидимая рука рынка и другие подобные им метафоры, кстати, очень популярные в просвещенной среде, — все это, в конечном счете, о труде, его мироустроительной силе, его освободительной логике, его исторически-преобразовательном потенциале. Не приходится доказывать, что профессионализация — один из главных каналов социализации человека, т. е. становления человека человеком.

Профессионализм, что понятно, невозможен без профессии, «выводится» из профессии — определение ее differentia specifica нам сейчас и предстоит. Так же как и профессионализм, профессия для нас будет нормативным образованием. Строго говоря, все понятия, поскольку они ори-

ентируются на сущности и игнорируют как несущественные явления, с неизбежностью идеализируют и тем нормативизируют изучаемую реальность. Итак, что такое профессия в своей сущности? Как раз на уровне явлений очевидно, что профессия — это сфера деятельности, род занятий. Но, видимо, не всякое занятие (не всякий занятый) есть одновременно и профессия (профессионал). Дистанция здесь может быть разной, даже исчезающе малой, но все-таки она есть, сохраняется, остается. Наполняют и тем самым сокращают эту дистанцию два ресурса — знание и мастерство, или профессиональная компетентность, если брать их вместе. Профессия есть занятие, предполагающее специальные познания, базирующиеся на знании и соответствующем, подтверждающем его опыте [6, р. 397]. Можно стать профессионалом и на базе одного опыта, но это скорее исключение, чем правило. Сейчас много пишут и говорят об экономике знания, об обществе знания. И это знак времени — мы движемся в сторону все большей профессионализации труда, что не исключает, о чем ниже, и другие его разновидности (1).

Профессия, как профессиональный труд, достаточно сложна — и по своему предмету (предметам), и по средствам его обработки, и по тем технологическим действиям-операциям, которые их, предметы и средства, реально сопрягают. В подобных высказываниях наречие «достаточно» выражает обычно необходимую меру, нужное количество. В данном случае у нас есть возможность его уточнить: достаточно — значит, коррелятивно тем вызовам, угрозам и рискам времени, в котором данная профессия существует, — на локальном, региональном и глобальном уровнях. Открытость общества, в котором мы живем, и нарастающая конкуренция в мире диктуют именно такой — интегральный и одновременно разноуровневый — подход. Сама по себе профессия тоже не лишена рисков, связанных с неверно принятыми решениями, заводящими ситуацию в тупик, с отрицательными последствиями даже в целом положительных действий (не бывает лекарств без тех или иных побочных действий), с вторжением стихии или случая в рационально рассчитанную линию поведения, с тем, наконец, что мы сегодня живем в обществе риска, — без таких «вкраплений» профессиональной деятельности в ее жизненной полноте не бывает. При всем том рисковая неопределенность профессионального труда ниже (должна быть ниже) неопределенности того риска, на устранение которого он направлен. В противном случае с рисками нельзя было бы бороться в принципе.

Главное достоинство профессионального труда, профессионализма — его свободно-творческая определенность. В отличие от просто занятия, которое может быть обыденно-рутинным, шаблонным, механическим, занятие профессиональное, по определению, предполагает большее — инициативу, новизну, неординарное решение, предвидение возможных последствий и т. д. Свобода и творчество в профессиональной деятельности обусловлены опять же ее сложным устройством. Сложность, конечно, со-

здает определенные препятствия для успешной деятельности, но одновременно в ней и больше возможностей — строительного материала человеческой (профессиональной) свободы. В последней структурно фиксируются возможность, ее познанный выбор и практическая реализация с учетом, безусловно, условий необходимости, но это уже контекстуальный аспект проблемы. В отличие от вольницы и волюнтаризма, свобода предполагает ответственность. Ответственность в случае свободно выполняемой профессиональной работы распространяется не только на людей, но и на вещи. Ответственность и стыд, если плохо сделано, перед самим делом, в анонимной, что касается конкретных индивидов, перспективе. Это далеко от ситуации «бог не увидит, свинья не съест». И видит, и поедом ест профессиональная совесть, чувство долга, гордость за принадлежность к определенному профессиональному цеху. От ответственной, а значит и совестливой свободы к качеству профессионального труда переход самый прямой. Свободно-творческое начало профессии, профессионализма, по сути, антроподицейно, оно вносит смысл, оно придает направление и (через этот вектор) полноту экзистенциально пустому самому по себе существованию человека. То есть труд не только «создает», но и оправдывает человека — в нем заключена правда-истина его земного бытия. Нам понятен в данной связи Н.А. Бердяев, поднявшийся до религиозной высоты в интерпретации творчества человека. «Мы стоим, — настаивал он, — перед неизбежностью оправдать себя творчеством, а не оправдать свое творчество. В творческом акте должно быть внутреннее самооправдание, и всякое внешнее его оправдание бессильно и унизительно» [1, с. 341].

Как и любой «-изм», профессионализм по-своему ангажирован, пристрастен и в этом смысле односторонен, даже флюсовиден. Однако, сравнительно говоря, односторонности в нем меньше всего. Более того, он претендует, и не без оснований, на разработку универсалистских стандартов — в рамках отдельных профессий и, в перспективе, в профессиональной сфере общества в целом. Принудительная сила логики, аналитики, предметных связей и зависимостей является в этом плане важнейшей точкой опоры. Видимо, мы не погрешим против истины, если скажем, что универсалистские стандарты профессионализма могут выступать в качестве модели для выработки культурных универсалий общества и человечества в целом. В условиях множащихся различий, центробежных тенденций, стремления к автономизации и индивидуализации, притом на всех уровнях — макро, мезо и микро, возможности этой модели трудно переоценить. Универсалистские стандарты профессионализма существенны также для формирования в полном смысле глобального образа жизни на Земле.

В «нормальном» обществе успехи на профессиональном поприще поднимают человека по статусной лестнице, открывают перед ним двери социального лифта. Сейчас много всяких обществ предлагается, вплоть до хорошего. Не будем вступать в эту дискуссию, тем более что к теме нашего

исследования она имеет косвенное отношение. В данном конкретном случае под нормальным обществом будем понимать общество, в совокупной деятельности которого профессиональный труд по праву занимает центральное место, общество, принимающее и ценящее профессионализм. Не всегда и не везде так было и есть. Возьмем наше, российское, общество. Можно всегда найти или привести удачные примеры, но в целом картина такова: энергии профессионализма хватает только для подъема на нижние и средние этажи, далее все решают родственные и иные связи, знакомства, коррупция и т. п. В результате имеем то, что имеем, — неконкурентос-пособность, стабильность в форме «нового застоя», отсутствие перспектив для здорового и честного карьерного роста, утечку мозгов в более нормальные страны, плохое морально-политическое самочувствие людей, особенно молодежи.

Обратимся в данной связи к еще одному обществу — меритократичес-кому (анг. merit — заслуга, достоинство). Опять без подробностей, но с самоочевидным указанием на то, что среди заслуг («по заслугам») на первом месте стоят профессиональные успехи и достижения индивида. Ценить и продвигать человека по ним — высшая справедливость, которая (опять же в нормальных обществах) кладется в основу работы всех социальных институтов. Более того, профессиональные merits — один из основных ресурсов легитимации этих институтов. Не приходится доказывать, что в отсутствие легитимных (не просто легальных) социальных институтов в обществе идет, не прекращается скрытая гражданская война с постоянным переделом собственности и, соответственно, власти. Кто имеет право нами управлять? и Кто может быть на законных основаниях богатым? — это, безусловно, великие вопросы истории, особенно обостряющиеся на ее переломных этапах, на таких, скажем, как нынешний.

Отдельно следует сказать здесь о политике. Политике исторически продвинутой, современной, отвечающей духу постмодерного времени. Безусловно прав в данной связи Э. Гидденс, настаивающий на связи освободительной политики («свободы от») с жизненной политикой («свободой для»), или политикой самоактуализации. Более конкретно, под освободительной политикой он понимает «радикальную вовлеченность, озабоченную освобождением от неравенства и порабощения», а под жизненной политикой — радикальные обязательства, «которые обращаются к дальнейшим возможностям удовлетворительной и счастливой жизни для всех, для которой нет «других»» [2, с. 300]. Профессиональный труд создает наибольшие возможности для утверждения и торжества свободы во всех ее видах и формах. Преданность делу, следование его логике, деловой и коллегиально-горизонтальный формат общения, соблюдение принятых стандартов качества — эти и другие характеристики профессиональной деятельности содействуют повышению самостоятельности и свободы личности как субъекта этой деятельности. Что до самоактуализации, то это просто доминантная базовая

потребность (вспомним А. Маслоу) профессионала. Творческое самовыражение и самоутверждение — самый сильный, на уровне самодостаточности, мотив жизненной активности профессионала. Профессия — это не ремесло, которому можно просто обучить, вложив энное количество знаний, умений и навыков в голову и руки человека. Профессия уходит своими корнями в призвание, «естественную склонность», настроенность души (лежит — не лежит) индивида. В английском языке это фиксируется даже семантически: vocation переводится и как призвание, склонность (strong feeling, dedication)), и как профессия, а в религиозных контекстах, дополнительно, — и как божественное призвание (divine call).

В русской культуре очень привлекательна фигура интеллигента (саму эту культуру часто называют интеллигентской), которую интересно сопоставить с рассматриваемым здесь профессионалом (профессионализмом). Между ними много общего: развитый ум, творческое горение, внутренняя порядочность и т. д. Но не меньше и различий или противопоставлений, даже фронды, если иметь в виду воинственность в отстаивании или позиционировании этих различий. Общая и именно интеллигентская черта всех перечисленных выше качеств — озабоченность «народным вопросом», борьба за правду, или истину-справедливость, неуемный энтузиазм по поводу морального здоровья нации и пр. столь же экзистенциально-героические переживания. Информация к размышлению: там, где властителями дум являются как раз интеллигенты, народ почему-то всегда живет неустроенно, тяжело и угрюмо, одним словом, плохо.

Профессионалы ищут подтверждения активной духовной жизни в эффективных формах общественной организации, в практически успешных делах и начинаниях, в то время как для интеллигентов духовная жизнь самодостаточна, обладает, по определению, первенством над «внешними формами общежития». И это притом что слова об общественном благе, народном деле, целостном мировидении буквально не сходят с их уст.

Профессионалы-интеллектуалы разрабатывают и предлагают общественному мнению, гражданской public sphere тексты, проекты, «дорожные карты». Интеллигенты, напротив, питают слабость к литературе, особенно художественной, любят вставать в гражданскую позу и делать красивые заявления, издают всякого рода миссии и манифесты, пишут публичные письма-обращения, как правило, к государству, власти.

В отличие от профессионалов, ищущих диалога и сотрудничества с властью, интеллигенты, поскольку они «за народ», настаивают на вечном антагонизме мысли и власти, с удовольствием играют роль гонителей и мучеников этой самой власти, хотя власти, властности в их нравоучительных и всегда вертикально выстраиваемых произведениях хоть отбавляй. Парадоксально, но факт: критикуя на словах власть, интеллигент в то же время демонстрирует очевидное верноподданническое поведение, более того, ему при этом «за державу обидно».

Свою миссию интеллигенты видят в неустанном просвещении народа, просвещении, однако, своеобразном — не работающими идеями, действенными мыслями, конкретными поступками, примерами-образцами, а тем, что должно, идеально положено, гранднарративами вечного, доброго, светлого. Явно просвещенческий (проект Модерна) подход к просвещению. Сегодня, в условиях конца идеологической эволюции человечества, потери доверия к гранднарративам, нарастанием деловитости в отношениях между людьми вопрос стоит по-другому — какое знание реально просвещает? Оказывается, не любые идеи и не всякие знания несут с собой действительно эмансипационный потенциал. Профессионал не интеллигент, хотя без intelligence он тоже не обходится, профессионал — это интеллектуал, дружащий с логикой, аргументацией, дискурсом. Дискурс у интеллигента тоже есть, но весьма своеобразный — «растекашеся мыслию по древу» называется. Обратите внимание, не мыслью, а мыслию, которая почти всегда «опосля», после запоздалого пробуждения, вспомним: декабристы разбудили Герцена; Герцен разбудил народовольцев; народовольцы разбудили Ленина ... Пока последнее (нынешнее) звено в этом исторически-сонном ряду: «рассерженные горожане» с Болотной и Сахарова разбудили наконец-то отечественных модернизаторов. Когда же интеллигент пытается обуздать это свое мыслительное растекание, то оно с неизбежностью превращается в «не могу поступиться принципами» или же в банальный догматизм. Ни в чем не твердые: ни в логике (она для них сродни болезни духа), ни в интересах (отстаивают не свои — народные), ни в гражданской позиции (ее заменяет соборность и всемирная отзывчивость), интеллигенты конъюнктурны и бесхребетны. Никак не могут решить, чего же им действительно хочется — «не то конституции, не то севрюжины с хреном.», как писал когда-то проницательнейший М.Е. Салтыков-Щедрин. Показательна в этом плане эволюция их требований, опять же по Салтыкову-Щедрину: сначала «по возможности», потом «хоть что-нибудь» и наконец «применительно к подлости». А в недавнем прошлом народ видел, как они колебались вместе с генеральной линией Партии.

Интеллигент по традиции противопоставляет технику, как нечто холодное и бездушное, организму с его синергийностью и природным теплом; профессионал же дружен с техникой и потому она у него все больше приближается к организму, приобретая в буквальном смысле человеческие черты, становясь без преувеличения все более человечной. High, fine, smart — непонятно, чьи это теперь характеристики, техники или человека? Яркий (хотя для многих и спорный) пример профессионального сочетания техники, технологии и человеческой экзистенции — трансгуманизм. Избавить — с помощью техники, технологии — человека от страданий, приостановить старение, отодвинуть смерть — разве это не благородно и недостойно того, чтобы им заниматься?

В общем, сравнение профессионала с интеллигентом можно продолжать и продолжать, но и сказанного, полагаем, достаточно, чтобы сделать

вывод: интеллигенция сегодня — исчезающий класс, ей на смену уверенно идет племя хоть и молодое, но уже знакомое — профессионалы и интеллектуалы. Уход такого явления не может не восприниматься с грустью. Впрочем, это уже прошлое, а с ним, как заметил когда-то К. Маркс, нужно расставаться весело.

Любая система имеет свои механизмы контроля. Система профессий и занятий не является исключением. Профессионализм можно рассматривать как механизм или способ контроля: изнутри (самоконтроль) — по отношению к отдельным профессиям и как бы извне — по отношению к различным занятиям. Профессиональный контроль в обозначенном плане противостоит государственному и, в меньшей степени, корпоративному контролю, где велика роль административно-бюрократического начала [9]. Профессионализм — форма неформального, «мягкого» контроля. Конечно, и профессионалы «собираются» в организацию или ассоциацию, и в этом смысле профессионализм принимает форму институционального контроля. В любом случае бюрократии и административного зуда здесь много меньше. Профессиональный контроль и самоконтроль есть то, что, пользуясь словами Гегеля, можно было бы назвать поиском соответствия предмета своему понятию. Понятие в таком случае возникает в результате идеализации соответствующей профессиональной практики. Не нужны начальствующие посредники, гнущие ситуацию под какую-то текущую политическую задачу, проверяющими становятся ваши же коллеги, правда, в специфической экспертно-оценивающей роли или функции. Профес-сионально-контролирующие отношения — отношения не вертикальные, административно-властные, а горизонтальные, экспертно-коллегиальные. Как пишет Э. Фрейдсон, профессионализм — это некая третья логика в отличие от логики рынка и организации [9]. Поскольку профессионалы выступают от имени дела, выполняемой, притом эффективно и качественно, работы, то преследуемые ими интересы, как правило, совпадают с интересами общества. «Как правило» — не больше, так как полного или стабильно-однозначного совпадения здесь никогда не бывает.

Разумеется, рисовать профессионализм только положительными красками было бы неправильно. Он несет с собой не только привлекательные качества, оказывает не только благотворное воздействие — им можно манкировать, злоупотреблять, манипулировать. Общая форма такой негативной характеристики хорошо известна — это идеология, т. е. превращение ценностно-нормативной системы профессионализма в идеологическую конструкцию, перевод ценностей и норм в «технически решаемые задачи», в техники жизни и труда [4, с. 62 и др.]. В соответствии с классическим пониманием, идеология есть самосознание того или иного класса, выстраиваемое вокруг его коренных интересов. Все упирается в природу этих интересов, но универсальной она никогда не бывает. Большевики в свое время делали исключение для интересов пролетариата, но на поверку это

оказалось мифом. Идеология профессионализма представляет собой манифестацию и теоретическое обоснование интересов социальной группы профессионалов — естественно, не нейтральное, а так или иначе спрофилированное, в интересах интересов, если позволено будет так выразиться. Идеологическое теоретизирование относительно профессионализма пытается обосновать доминирующе-властное положение профессионалов на рынке труда, их вертикально-восходящую мобильность, своеобразную монополию на компетенцию, привилегированный статус и соответствующий (высокий) доход. По справедливому утверждению Дж. Эветтс, «идеология профессионализма. включает такие аспекты, как исключительная собственность на область экспертизы и знания и право (power) определять природу проблем в этой области, а также контролировать доступ к их потенциальным решениям» [6, p. 407].

Идеологическое манипулирование профессионализмом проявляется в различных формах. Чаще всего наблюдается противопоставление (всяческое возвышение) одной какой-то профессии или группы родственных профессий всем остальным профессиям и занятиям. В англо-американском мире, например, в традиционно привилегированном положении находятся медики и юристы, у нас в свое время «физики» были в почете, а «лирики» — в загоне, сегодня, похоже, обратная ситуация — лирики (в основном юристы и экономисты) имеют в общественном сознании явно завышенный рейтинг в ущерб физикам. В последнее время этот перекос активно обсуждается и медленно, но все же устраняется. Социально более широкое значение имеет идеологизация профессионализма в форме воинственного противопоставления профессий всем остальным занятиям, до некоего образца якобы не дотягивающим. Никто не спорит, имеется немало очень простых, монотонных, «грязных» занятий или работ (уборка улиц и дворов, уход за лежачими больными и т. п.), но считать их низкими, ниже человеческого достоинства, нельзя. Кто-то ведь должен выполнять и подобные виды работ — в общественном разделении труда, в совокупном наборе занятий и дел они необходимы и должны быть уважаемы. Научнотехнический прогресс одни из таких работ устраняет, другие существенно облегчает, модернизирует, перевооружает, но пока они есть и в обозримой перспективе сохранятся — с этим остается только считаться. Крайние или экстремистские формы идеологизации профессионализма ведут к своеобразной социальной сегрегации, к возрождению уже на новом этапе забытых было понятий черни, быдла. Есть все основания квалифицировать их как разжигание социальной розни и не только морально осуждать, но и преследовать по закону. Хорошо, с инициативой, качественно и в срок сделанное дело сродни профессионализму вне зависимости от его области и предмета. Внутренние связи и зависимости делают системно зависимыми друг от друга все виды деятельности, все профессии, занятия, дела. Возьмем, к примеру, фундаментальную науку. Толку от нее мало там,

где нет (по аналогии с «польским сантехником» в Европе) «токаря шестого разряда» — некому, получается, воплощать задумки ученых в металл.

Профессионализм нередко отождествляют с рационализмом. И не без оснований: разум, которым пользуется профессионал, есть не что иное, как работа Ratio. Из этого корня, в конечном счете, растет вся аналитика, техничность (от technique — специальные приемы, методы, способы) и технологичность нашей деятельности. Нормально, когда рациональность соединяется с поиском оптимальности и не игнорирует свое человеческое происхождение. В противном случае, и это уже ненормально, рациональность вырождается в формальность и далее, по линии приложения, — в бюрократизацию, что убедительно показал М. Вебер [10], и макдональ-дизацию, столь же убедительно представленную Дж. Ритцером [3]. В широком социальном смысле, бюрократизация и макдональдизация являются формами все того же идеологического вырождения профессионализма. Данное вырождение, что очевидно, не ограничивается профессиональным полем, а распространяется на все общество.

Любая ценностно-нормативная система, включая профессиональную, определяет так или иначе свое отношение к морали — ядру ценностной нормативности любого общества. В современной литературе представлены различные точки зрения на эту проблему — и со знаком плюс, и со знаком минус, от профессионализма «как нравственной черты личности» до профессионализма как «душевного и духовного нигилизма», превращающего «нас в зверей». В прошлом, надо сказать, отношение к профессионализму было более спокойным и доверительным. Так, Э. Дюркгейм рассматривал профессионализм как форму морального сообщества [5], а Р.Г. Тоуни видел в нем силу, способную подчинить «безудержный индивидуализм» потребностям сообщества [9].

Проблему морали профессионализма можно разделить на два вопроса: первый, внешний, касающийся отношения профессиональной сферы к морали, как она существует в социетальных границах, или в рамках общественного целого; второй, внутренний, концентрирующийся на специфике морали в той или иной профессии и профессиональной сфере в целом, т. е. на собственно профессиональной морали. Влияние «внешней» морали на профессию и профессионализм опять же двоякое, как поощряющее (незаинтересованный поиск истины, например), так и осуждающее (скажем, охлаждение неумеренного энтузиазма тех, кто готов клонировать все и вся или производить генномодифицированные продукты). Гораздо более интересна, конечно, «внутренняя» мораль профессии и профессионализма — возможна ли она там в принципе? Банально, но факт: профессионалы тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Иначе говоря, в любой профессии, поскольку она часть данного общества, работает и обыкновенная (человек как моральное существо) мораль. Прямого перехода к профессионалу как моральному существу тут, конечно же, нет,

тем более если профессионализм не стал еще для человека в полную меру его идентичностью. Но эти два статуса, по меньшей мере, сближаются, когда профессионализм переходит во внутренний план субъекта и там по-настоящему укореняется. Иначе говоря, профессиональная работа с неизбежностью накладывает свой отпечаток на человека, ее представляющего или выполняющего, определяя так или иначе образ мышления и поведения человека.

Общая определенность «профессиональной» структурализации внутреннего мира человека давно известна — это рефлексивность, или само-отчетность с артикуляцией я-начала во всех начинаниях, мыслях и поступках человека. Рефлексивность снимает инерцию, инерцию традиции, вообще следования принятым правилам поведения, разворачивает любую схему в процесс, который можно индивидуально и ответственно корректировать. Через профессиональную мораль сегодня проходит главный путь в становлении рефлексивной этики общества, этики, органически сочетающей в себе некий общий социально-политический климат, индивидуальные чувства и рациональную компетентность. В рефлексивной морали подлежит обсуждению все — не только цели, средства и результаты, но также предпочтения, оценки, побудительные мотивы и т. д. В перспективе взыскуемого коммуникативного консенсуса рефлексивное обсуждение можно рассматривать в качестве «мягкого» аргументативного обоснования морали, закрепляемого далее в образцах профессионального поведения, к которым обычно и апеллируют профессионалы. Ценностная поддержка и нормативное закрепление — это есть и в морали, и в профессионализме.

Подведем итоги. Профессионализм как ценностно-нормативная система выражает культуру жизненно-трудовой активности людей, подтверждая известную мысль о том, что труд сделал и продолжает делать человека. В духе М. Вебера профессионализм можно понимать как дух мира труда, реально мотивирующий человека к рефлексивно осмысленной деятельности. Есть все основания полагать, что ценности, нормы и идеалы профессионализма притягательны для человека труда, что их интериори-зация имеет своим результатом формирование соответствующей — профессиональной — идентичности. Как и все в этой жизни, профессиональная идентичность имеет тенденцию (видимо, энтропийную) «портиться». Результат известен — это идеология. Идеология как результат или форма вырождения ценностно-нормативного профессионализма разжигает, по сути, социальную рознь, возвышая отдельные профессии (врачей и юристов — как в англо-американской статусной стратификации), противопоставляя профессионалов и непрофессионалов, явно преувеличивая силы и возможности формально-инструментальной рациональности (отсюда бюрократизация и макдональдизация). Профессионализм — механизм и форма социального контроля, более мягкого (soft and smart), чем административно-бюрократический, корпоративный, рыночный. Профессионал не

есть интеллигент в российском понимании этого слова. Профессионал — это интеллектуал, субъектно олицетворяющий деловитость, логизм, аналитизм и технологизм общества. И именно как интеллектуал профессионал разрабатывает и внедряет в дело универсалистские стандарты мысли и действия. Профессиональная идентичность — конструкт, выводящий нас на деятельно-родовую природу человека, открывающий перспективу формирования «профессионального общества».

Комментарий

1. Богатый материал по данному вопросу дают исследования исторической перспективы «профессионального общества». См., например: Perkin Y. The Rise of Professional Society: England Since 1880. London: Routledge, 1988.

Литература

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

2. Гидденс Э. Последствия современности. — М.: «Праксис», 2011.

3. Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5. — М.: «Праксис», 2011.

4. Ср.: Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». — М.: Праксис, 2007.

5. Durkheim E. Professional Ethics and Civic Morals. London: Routledge, 1992.

6. Ср.: Evetts J. The Sociological Analysis of Professionalism: Occupational Change in the Modern World // International Sociology. Vol. 18, № 2.

7. Fournier V. The Appeal to «Professionalism» as a Disciplinary Mechanism // The Sociological Review, 1999. Vol. 47. Issue 2.

8. Freidson E. Professionalism, the Third Logic: On the Practice of Knowledge. Chicago: The University of Chicago Press, 2001.

9. Tawney R.H. The Acquisitive Society. Mineola, N.Y.: Dover Publications, 2004.

10. Weber M. The Bureaucratic Machine // Social Theory: The Multicultural and

Classic Readings / ed. by Ch. Lemert. 3rd ed. Westview Press, 2004. Pp. 104-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.