Научная статья на тему 'Социология образованию'

Социология образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. NEW PARADIGM OF EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / TARGETS OF EDUCATION / SUBJECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прямикова Елена Викторовна, Рубина Людмила Яковлевна, Шапко Ирина Валерьевна

В статье на материалах социологических исследований рассматриваются проблемы и трудности модернизации образования, перехода на новые государственные стандарты образования. Показана степень активности групп участников образовательной деятельности, выявлена специфика их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology to Education

Problems and difficulties of education modernization, transition to new state standards of education are considered on material of sociological researches. The article highlights the degree of activity of groups participants of educational process, make clear their interactions.

Текст научной работы на тему «Социология образованию»

УДК 37.013.78

СОЦИОЛОГИЯ - ОБРАЗОВАНИЮ

Прямикова Е.В., Рубина Л.Я., Шапко И.В.

Аннотация. В статье на материалах социологических исследований рассматриваются проблемы и трудности модернизации образования, перехода на новые государственные стандарты образования. Показана степень активности групп - участников образовательной деятельности, выявлена специфика их взаимодействия.

Problems and difficulties of education modernization, transition to new state standards of education are considered on material of sociological researches. The article highlights the degree of activity of groups - participants of educational process, make clear their interactions.

Ключевые слова: новая парадигма образования, компетентностный подход, цели образования, субъекты образовательной деятельности

New paradigm of education, competence approach, targets of education, subjects of educational activity.

Указом Губернатора Свердловской области А.С. Мишарина № 787 УГ от 07.09.2010 был утвержден и введен в действие региональный план мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Свердловской области на 2011-2015 годы [1].

В нем представлены: система организационных мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС); нормативная база модернизации образовательных учреждений (ОУ) разного уровня; анализ имеющихся материально-технических условий в ОУ с точки зрения их соответствия новым требованиям; результаты мониторинга введения ФГОС; информационное сопровождение процесса; система переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных школ, поддержка учительских кадров, источники финансирования.

В этом документе определены задачи развития региональной системы оценки качества

образования (показатели, индикаторы, способы оценивания результатов) в соответствии с требованиями ФГОС, разработан регламент проведения общественной аккредитации ОУ, предложена система выявления одаренных и талантливых детей, их адресной поддержки и психолого-педагогического сопровождения (создание сети специализированных ОУ, технико-экономическое обоснование эффективности их деятельности, предпрофильная и профильная подготовка и т.п.).

К началу реализации программы (1 сентября 2010 г.) доля школ, полностью перешедших на ФГОС нового поколения, равнялась нулю, хотя в Свердловской области почти треть школ (30 %) в разных формах уже работали по особым программам для одаренных и талантливых детей (с помощью программ ДОУ, электронных курсов, факультативов, сетевых моделей профильного обучения). Полный переход начального образования на новые ФГОС намечен на 2011 г. Этот переход одновременно диктует количественный рост и качество нового пополнения школ выпускниками профессиональных учебных заведений. Инновационной школе требуется инновационный тип личности учителя, формированием которого и занимается система педагогического образования. С точки зрения организационного, материально-финансового, ресурсного, кадрового, научнометодического обеспечения реализация пятилетней программы модернизации общего образования не вызывает сомнений.

Социологический подход и соответствующий анализ ситуации в современном российском образовании с учетом десятилетий его трансформации (реформы, модернизация, европеизация, инновация...), свидетельствует о том, что эффективность, результативность образовательной деятельности при наличии самых продуманных и обоснованных планов в значительной степени зависит от ее восприятия и оценки в массовом сознании жителей конкретных регионов и, главное, от уровня готовности к переменам в ней непосредственных

участников - субъектов деятельности, от характера взаимодействия групп спроса на образование и групп его предложения.

Исследования по социологии образования проводятся специалистами УрГПУ с 80-х годов ХХ века в рамках международных, общероссийских и региональных проектов, результаты которых опубликованы в коллективных и авторских монографиях, известны в научнопедагогическом сообществе, используются при разработке областных программ и в образовательном процессе УрГПУ, направленном на подготовку поколения учителей нового типа [4].

Приведем результаты ряда исследований, проведенных нами в 2007-2008 учебном году в 23-х школах г. Екатеринбурга и в нескольких десятках школ из разных типов поселений Свердловской области. На трех этапах реализации проекта, посвященного определению потребностей населения области и областного центра в образовательных услугах и выявлению особенностей взаимодействия субъектов образования (учащихся, их родителей, учителей, руководителей ОУ) по поводу удовлетворения этих потребностей, было опрошено в общей сложности 5022 учащихся разных типов школ и 696 родителей, 1118 учителей (анкетирование). Кроме того, проведены 10 фокус-групп (4 в Екатеринбурге и 6 в школах области), 46 интервью с учителями и 26 - с руководителями школ. В данной статье использованы исследования:

1) «Взаимодействие учащихся, учителей, руководителей, родителей в образовательной деятельности» (Екатеринбург, 2007 г., руководитель - д. филос. н., проф. Рубина Л.Я.).

2) «Потребности населения города в образовательных услугах» (Екатеринбург, 2008 г., руководитель - д. филос. н., проф. Рубина Л.Я.).

3) «Ценностные ориентации выпускников полных средних образовательных учреждений Свердловской области» (Свердловская область, 2008 г., руководитель - Шапко И.В., канд. филос. н., доцент).

Год, в который проводился опрос, был выбран не случайно: «в разгаре» реализация Концепции модернизации, подводятся результаты экспериментальных мероприятий в контексте Болонского процесса (ЕГЭ, переход на новые экономические механизмы в образовании, ап-

ЧИППКР0

робация различных моделей, новых стандартов, новых требований к качеству результатов образования и т.п.).

В общественном мнении, несмотря на продолжающиеся дискуссии о сущности заклады -ваемого в ФГОС компетентностного подхода, довольно медленно, но утверждается его ценность. Сам подход рассматривается как одна из важных содержательных и технологических инноваций в нашей системе образования.

Из всего комплекса задач, реализованных в нашем проекте для достижения главной цели -выявления динамики социальной ценности образования (для общества, государства, личности), выделим одну - определить степень понимания современных требований к качеству образования, условиям его получения и результатам, оценить меру реализованности ожиданий и уровень готовности к переменам одной из групп участников образовательной деятельности - учащихся общеобразовательных школ, чьё мнение не всегда совпадало с позицией других групп - учителей, родителей.

Одна из гипотез исследования (мы назвали ее пессимистической) заключалась в том, что процесс внедрения компетентностного подхода в условиях выраженной однонаправленной коммуникации в системе образования «сверху вниз» при минимизации обратной связи приведет к несоответствию существующих образовательных практик тем инновациям, которые планируются, предлагаются, реализуются на уровне управления.

Гипотеза подтвердилась в период исследования, когда реальные практики не очень ощутимо менялись в направлении, определенном модернизацией, и смысл преобразований половине участников образовательной деятельности был не вполне ясен. Эта же ситуация, кстати, прослеживается и сегодня в ходе затянувшего -ся обсуждения нового закона об образовании.

Более оптимистическая гипотеза учитывала, что переход к внедрению новой парадигмы образования, как и всякие инновации, затрагивающие содержательную и технологическую стороны процесса, не может произойти быстро. Главным фактором его торможения, даже с учетом изменений в представлениях педагогов, других участников образовательной деятельности, с увеличением доли образовательных уч-

реждений инновационного типа, остается субъективный фактор.

Как показало исследование 2007-2008 гг., ожидания учащихся, связанные с процессом их взросления, отражают иерархию значимых сторон школьной жизни. Они связывают эту жизнь, прежде всего, с возможностью общения со сверстниками (30 % от числа ответивших), что «по определению» является ведущей фор -мой активности молодежи. Даже в формах общения с помощью виртуальных средств в качестве партнеров задействован «школьный круг».

На втором месте - подготовка к выбору профессии (29 %). Оканчивающим основную школу впервые предстоит сделать профессиональный выбор, идет ли речь о переходе после 9 класса в другие учреждения среднего профессионального образования или о предпочтении профиля подготовки в старших классах. Выпускники, почти определившиеся с будущей сферой деятельности, особенно там, где проявились первые результаты профильного обучения [3], считают необходимым уже в школе получить знания о дальнейшей профессиональной деятельности и в этом смысле быть готовыми к ней.

Очень мало учащихся оценили школьную жизнь с точки зрения возможностей получения новой информации, современных научных знаний. Можно считать, что в ходе учебных занятий в русле знаниевого подхода это само собой разумеется. Однако у этой позиции есть и другая сторона - неформальная сторона образа жизни, когда речь идет об актуальной информации, которую сегодняшний школьник получает не от учителя и не из учебника, а через другие каналы - СМИ, Интернет, даже через рекламу и т.п. В контексте компетентностного подхода, когда существенно расширяются и меняются требования к будущему работнику со стороны работодателей, вузовских стандартов, ожидаемого социального статуса, школьникам нужна информация о том, к чему они к окончанию школы должны быть готовы.

По степени значимости школьного образования на третьем месте (23 % опрошенных) оказались разные аспекты личностного развития, саморазвития. Речь идет не о всестороннем и гармоническом развитии как несбывшейся цели образования, а о приобретении таких качеств, которые помогут определиться в жизни: способности ориентироваться в современном

мире и в конкретных ситуациях, быть интересными для других, коммуникабельности, способности к дальнейшему обучению, ибо (цитируем) «это помогает в дальнейшем получить хорошую работу и хорошие деньги».

Ранжирование жизненных ценностей учащиеся 11 классов школ области выстроили следующим образом: семья - здоровье - любовь -дружба - работа - свобода - образование -карьера - деньги. Доля выбравших обозначенные ценности в анкетном опросе снижалась от 68-58 % отдавших предпочтение первым двум до 28 % «любителей денег». Образование оказалось на седьмом месте (35 %). В качестве базовых выступили ценности терминальные -жизненное благополучие, основанное на упорядоченных межличностных взаимоотношениях, свобода выбора, наличие работы. При этом на фокус-группах почти все школьники говорили о планах стать успешными в будущем. И среди основных способов достижения успеха выделяли хорошее образование (55 %), трудолюбие и работоспособность (51 %), связи и полезные знакомства (48 %). Не случайно в современных психолого-педагогических науках формирование у школьников стремления к успеху рассматривается специалистами как инновация, «как новый образовательный результат» [2, с. 67].

Образование в этом случае рассматривается как инструментальная ценность, как необходимое основание успеха в жизни. В отечественных исследованиях по социологии образования 70-80-х г. XX века инструментальная направленность интересов и ценностей учащейся молодежи интерпретировалась в негативном смысле, типа «усиливающийся прагматизм - не наша философия», «успех - успехом, а где духовно-нравственный рост?» и др. Мы считаем более адекватной реальности современную трактовку самого принципа «инструментализма» не только в качестве разновидности прагматизма (по Д. Дьюи), но в контексте соотношения средств и цели.

Применительно к образованию, речь идет о том, каковы его современные цели, как изменились его функции по содержанию и социальной значимости, в каких формах и каких типах образовательных учреждений они реализуются. Провозглашенная и закрепленная в нормативных документах цель образования - социально

и профессионально компетентная личность, ответственная за выбор жизненного пути и самореализацию в динамичном мире. На ее достижение направлены все средства и технологии развития соответствующих компетентностей и компетенций. Не случайно в Областной программе «Наша новая школа» выделено важное направление организационной деятельности, связанное с разработкой в каждом из образовательных учреждений разного типа своей основной образовательной программы общего образования, начиная с начального, в соответствии с новым ФГОС, определяющим эту цель, условия, средства и результаты на базе компетент-ностного подхода.

Понятно, что в сознании школьников ни сегодня, ни 5-10 лет назад эта «концептуальная схема» не может быть представлена в стилистике «компетенций-компетентностей». По данным нашего опроса 2007 г., выстраивается следующая цепочка представлений о влиянии школьного образования на дальнейшую жизнь: получить образование - это значит получить необходимые для жизни в обществе знания, иметь высокие баллы в аттестате, быть терпимым к окружающим и научиться не конфликтовать (70 %), все это для того, чтобы поступить в вуз (84,5 %) или вообще продолжить образование, а затем получить хорошую работу, высокую зарплату, достойное место в жизни.

Прагматизм присутствует в осознании того, что качественное образование необходимо для поступления в вуз. Не можем же мы требовать от школьников четко сформулированной потребности в методологической подготовке к «обучению длиною в жизнь» или хотя бы понимания того, что познавательная функция среднего образования - не подготовить в вуз, а научить учиться. Но они уже четко связывают поступление в вуз с получением хорошей рабо -ты и обретением высокого статуса в обществе. Пусть и в меньшей степени, но уже обозначена важность общения с интересными людьми (7 %), содержательного досуга, общего культурного развития, расширения социального опыта и связей (по 5 %).

Такая «практичность» вполне соотносится не только с отношением к образованию лишь как к средству достижения жизненного успеха, но и с их представлением о человеке образованном, воспитанном. «Сканируя» реальность,

ЧИППКРО

они отмечают, что такой человек не просто начитан, эрудирован в разных областях, знаком с научным миром, знает и соблюдает правила поведения в обществе, уважает других, неконфликтен, но он еще и (цитируем) «добивается успеха в жизни», потому что «образование от -крывает человеку все двери». Есть основания считать, что даже и в таком понимании образование все в большей степени воспринимается как социальная ценность, как статусный, экономический, личностный капитал, как то достояние, с которым человек вступает в жизнь, формирует собственную среду развития.

Отметим, что наши респонденты такие качества, как наличие ответственности, гражданской позиции, готовности к самореализации в обществе (формирование данных компетенций заявлено в целях образования), не включают в понятие «воспитанной личности».

В исследовании зафиксировано явное противоречие: важными для школьников являются личностные ценности, индивидуальное развитие, но в реальности, по их мнению, школа учитывает их способности, интересы, мнения в незначительной мере (2,3 % давших положительный ответ). Она по-прежнему ориентирована на усредненного ученика, поэтому реализация новых программ, требующих отслеживания допорогового, нормативно-порогового и продвинутого уровня развитости итоговых компетенций выпускников школ, неизбежно встретится с необходимостью разрешить это противоречие вообще, а не только применительно к одаренным, талантливым детям.

Признание важности качественной подготовки к продолжению образования, методологической оснащенности оказывает влияние на желание учащихся уже после 9 класса (опрос 2007 г.) сменить школу. Хотели бы перейти в другую школу 22 % респондентов, правда, не все точно определились с ее выбором. Основной мотив - та же потребность в более качественной подготовке к поступлению в вуз, которую зафиксировали 51 % опрошенных и которая имела явную тенденцию к увеличению по мере расширения эксперимента с ЕГЭ.

Значительно реже выражается недовольство условиями обучения в конкретной школе (11,5 %), конфликтами с одноклассниками (9,4 %), с кем-либо из педагогов (5 %).

Проблема конфликтных ситуаций в отношениях «ученик - учитель» была представлена особым блоком исследования. Мы обратим здесь внимание лишь на один момент расхождения взглядов на цель школьного образования. Удивительно, но 56 % опрошенных учителей по-прежнему видят ее во всестороннем развитии личности, хотя остальные уже обозначают ее как формирование социально компетентной личности. Можно объяснить это стереотипами сознания. Однако, по мнению учащихся, реальная организация учебного процесса такова, что новая цель, все более осознаваемая педагогическими работниками, стоит далеко не на первом месте в их реальных действиях.

Компетентностный подход как инновационный способ развития системы компетентностей и компетенций личности с точки зрения его влияния на жизненный путь человека после среднего образования может быть реализован различными путями: через выстраивание оптимальных стратегий взаимодействия с другими людьми, структурами), овладение умением преодолевать трудности и решать проблемы, через направленность предметного обучения на человеко-творчество, раскрытие каждого «я», развитие базового интеллекта и накопление нравственного потенциала для дальнейшей жизни.

И если «Наша новая школа» не станет массовой, доступной и, как говорят социологи, вместо социальной диверсификации (свободы выбора) усилит социальную дифференциацию, сознание учащихся останется на том уровне, который был обозначен в одном из мнений на фокус-группе: «Школа - это этап человеческо-

го развития, который нужно пройти... как рождение, детский сад и т.п. На своем отрезке она нас подержала у себя, а на то, что будет дальше, школа не влияет совсем.»

Исследования подобного типа являются важной стороной научной деятельности в любом педагогическом вузе. Проекты, направленные на мониторинг уровня готовности субъектов модернизации образования к реализации всех ее направлений, определяют круг требований к учительскому корпусу в регионе, к подготовке и переподготовке педагогических кад -ров для новой школы. Областной программой развития образования в 2011-2015 г. предусмотрено ежегодное пополнение общеобразовательных школ выпускниками педагогических учебных заведений текущего года. Придут в школу 820 специалистов в 2011 г. (в их числе 675 выпускников УрГПУ), а их пополнение в 2015 г. составит уже не менее 900 человек. Вполне понятно, что это новое поколение учителей, с необходимым запасом компетенций и компетентностей для инновационной деятельности. В процессе их подготовки очень важно опираться на социологический мониторинг динамики жизненных ориентаций как школьников, так и самих учителей.

В нашем исследовании респондентам был предложен набор, состоящий из 15-ти слов-ценностей, из которых нужно было выбрать 5 наиболее значимых. При этом очевидно, что в этом наборе важно все: и семья, и образование, и деньги, и удовольствия. Тем не менее, необходимость выбора задавала ситуацию конкуренции. Результаты опроса школьников отражены на рис. 1.

Слава

Власть

Удовольствие

Профессионализм

Дети

Самореализация

Деньги

Карьера

Образование

Свобода

Работа

Дружба

Любовь

Здоровье

Семья

О

10 20 30 40 50

60

70

Рис. 1. Ценности выпускников (% от числа т.к. можно было обозначить несколько позиций).

Полученные данные позволили выстроить иерархию ценностных ориентаций выпускников и разделить всю совокупность их ответов на 4 условные группы:

— доминирующие ценности - их выбрали от 50 до 70 % выпускников - это ценности частного, приватного характера;

— существенные ценности - за них «отдали голоса» от 35 до 50 % респондентов — работа, свобода и образование. Представляется, что их можно в целом охарактеризовать как амбивалентные ценности, ценности-двойники: они могут рассматриваться в качестве глубинных, изначальных ценностей, самоценностей и в то же время как инструментальные ценности, как средства, способы достижения поставленных жизненных целей;

— периферийные — они отмечены 19-34 % школьников — профессионализм, дети, самореализация, деньги, карьера. Эти ценности представляются периферийными не только с точки зрения их «удаленности» от вершины иерархии, но и с точки зрения «отложенности» их осуществления, это своего рода футуро-ценности, ценности-ожидания;

— рецессивные — их указали от 3 до 11 % информантов — слава, власть, удовольствие.

ответивших, общее число выборов более 100 %,

Это ценности престижного, гедонистического характера.

В опросе «взрослых» был предложен тот же набор ценностей, и поставлена та же проблема - выбрать только 5 наиболее важных из них. Получилось следующее:

1. Ценностные системы учителей и родителей весьма схожи, и это дает основание надеяться на возможность конструктивного взаимодействия этих субъектов в образовательном процессе. Пока для учителей более значимы, чем для родителей, такие позиции, как профессионализм и самореализация, что связано в значительной степени с самим характером педагогической деятельности. Напротив, родители чаще, чем учителя, ориентируются на образование и работу, то есть на упоминавшиеся ценности-ср едства.

2. Максимальное сходство всех трех групп наблюдается относительно рецессивной группы ценностей: слава, удовольствие, власть. К числу первостепенных их относят немногие.

3. Важно отметить, что и молодежь, и более старшее поколение часто отмечают, правда, с разной степенью активности, такие ценности, как семья и здоровье (1-2 место по шкале рангов), работа (4-6 место).

4. Анализ не просто процентного наполнения, но и рейтингов ответов всех наших информантов обнаруживает явный поколенческий разрыв: свобода, дружба, любовь, карьера в большем почёте у молодых, тогда как ценности самореализации, профессионализма, наличия детей, значимые для учителей и родителей, требуют приобретения определенного жизненного опыта.

Реальные практики взаимодействия субъектов образовательной деятельности в школе подтверждают один из выводов нашего исследования о том, что расхождение в системах ценностей — серьёзный фактор детерминации напряженности, конфликтогенности, неустойчивости школьного климата, который требует особого внимания и изучения в процессе реализации модели «нашей новой школы».

Литература

1. Указ Губернатора Свердловской области А.С. Мишарина № 787 УГ от 07.09.2010 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://amisharin.ru/work/order/273/.

2. Ильясов, Д.Ф. Проектирование содержания дополнительного профессиональнопедагогического образования на основе принципа философской антропологии [Текст] / Д.Ф. Ильясов // Научное обеспечение системы по -вышения квалификации кадров. — Челябинск: «Образование», 2009 — № 1.

3. Рубина, Л.Я. Развитие системы профильного обучения в современной школе [Текст] / Л.Я. Рубина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — Челябинск: «Образование», 2009 — № 1.

4. Рубина, Л.Я. Социальная ценность образования [Текст]: монография / Л.Я. Рубина, Е.В. Прямикова, Е.В. Лобова. — Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2008. — 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.