Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЯ И СТАТИСТИКА НЕ ПОКАЗЫВАЮТ НЕГАТИВНЫХ ТРЕНДОВ В ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ'

СОЦИОЛОГИЯ И СТАТИСТИКА НЕ ПОКАЗЫВАЮТ НЕГАТИВНЫХ ТРЕНДОВ В ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ / ПАТЕНТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Флоринская Юлия Фридриховна

В условиях негативных экономических изменений закономерно ожидается сокращение объемов трудовой миграции в Россию. Одновременно возникают опасения относительно возможного роста конкуренции на рынке труда между отечественными и иностранными работниками и озвучиваются предложения о целенаправленной политике по замещению работающих иностранцев россиянами. Анализ статистических и социологических данных пока не подтверждает наличия серьезных изменений на рынке трудовой миграции в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY AND STATISTICS SHOW NO NEGATIVE TRENDS IN LABOR MIGRATION

In the context of negative economic development, it is reasonable to expect a reduction in labor migration into Russia. At the same time, there exist some concerns about a possible increase in competition in the labor market between native and foreign workers, and it has been suggested that the government should adopt a targeted policy to replace foreign workers with Russians. So far, an analysis of statistical and sociological data has not revealed any serious changes in the labor migration market in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЯ И СТАТИСТИКА НЕ ПОКАЗЫВАЮТ НЕГАТИВНЫХ ТРЕНДОВ В ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ»

Миграционная политика

СОЦИОЛОГИЯ И СТАТИСТИКА НЕ ПОКАЗЫВАЮТ НЕГАТИВНЫХ ТРЕНДОВ В ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ1

Ю. Ф. ФЛОРИНСКАЯ

В условиях негативных экономических изменений закономерно ожидается сокращение объемов трудовой миграции в Россию. Одновременно возникают опасения относительно возможного роста конкуренции на рынке труда между отечественными и иностранными работниками и озвучиваются предложения о целенаправленной политике по замещению работающих иностранцев россиянами. Анализ статистических и социологических данных пока не подтверждает наличия серьезных изменений на рынке трудовой миграции в Российской Федерации.

Ключевые слова, миграция, трудовые мигранты, разрешения на работу, патенты. JEL ¡11, ¡61.

Иностранные граждане на территории России

В доковидном 2019 г. численность одновременно находившихся на территории РФ иностранных граждан колебалась от 9,6 до 11,2 млн человек. В 2020 г., с началом пандемии и вызванным ею полным закрытием границ для

въезда и выезда, число находящихся в России иностранцев заметно сократилось и к концу 2020 г. снизилось до 7,1 млн человек. В 2021 г., в силу того что ограничения на поездки так и не были сняты в полном объеме, численность находившихся на территории России иностранцев продолжала оставаться низкой и ко-

Рис. 1. Пребывание иностранных граждан на территории России (на конец месяца) в 2013-2022 гг., млн человек

.....2013 г. -•- 2014 г. -2015 г.---2016 г. 2017 г. -2018 г.---2019 г. -♦- 2020 г. -■- 2021 г. -2022 г.

Источник: ФМС РФ, ГУВМ МВД РФ.

Флоринская Юлия Фридриховна, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. геогр. наук (Москва), е-таИ; florinskaya-yf@ranepa.ru

1 Исследование выполнено на основе данных ведомственной статистики МВД РФ (ГУВМ) и ФСБ (Погранслужба), а также по результатам пилотного опроса трудовых мигрантов, осуществленного ИНСАП РАНХиГС 23—25 марта 2022 г. в ММЦ «Сахарово».

лебалась в пределах от 5,5 до 6,9 млн человек. Примерно на этом же уровне сохраняется численность иностранных граждан в России и в начале 2022 г. (См. рис. 1.) На 1 мая 2022 г. на территории России находилось 5,99 млн иностранцев (на 1 мая 2021 г. - 5,66 млн), большинство из которых были трудовыми мигрантами или прибывшими с частными целями. По сравнению с доковидным 2019 г. на 80% сократились туристические поездки, на 60% -частные, наполовину - коммерческие.

Доля граждан стран СНГ среди всех находящихся на территории РФ иностранцев достигла максимального за все последние годы значения - 91% (в 2019 г. - 86%). Большинство из них - граждане стран Средней Азии и Украины, при этом численность украинских граждан уже заметно ниже, чем граждан Киргизии (еще год назад соотношение было обратным). (См. табл. 1.)

По сравнению с доковидными данными (на начало мая 2019 г.) в наибольшей степени сократилась численность иностранцев из Молдавии (на 76%), Украины (на 65%) и Азербайджана (на 66%), менее всего - из Киргизии (на 4%) и Узбекистана (на 23%); число граждан Таджикистана при этом даже превысило уровень 2019 г. (на 1%). По сравнению с прошлым годом выросла численность граждан из всех трех стран Средней Азии: Таджи-

кистана - на 56%, Узбекистана - на 37%, Киргизии - на 9%. Численность находящихся в России иностранцев из всех остальных стран СНГ сократилась.

Трудовая миграция - восстановление объемов при сокращении географического разнообразия

Если анализировать статистику по иностранным гражданам в Российской Федерации исходя из целей поездок, то на начало 2022 г. наименее сократившейся группой (по сравнению с допандемийными показателями) остаются трудовые мигранты (указавшие при въезде в Россию цель «работа по найму»). По данным Погранслужбы ФСБ, въезд в Россию с целью работы в первом квартале 2022 г. составил 842 тыс. человек, что более чем в 4 раза превышает показатель 2021 г. и всего на 27% ниже уровня допандемийного 2019 г. На 1 мая текущего года в России находилось 3,35 млн трудовых мигрантов, что лишь на 18% меньше, чем в доковидном 2019 г., и на четверть больше, чем на ту же дату прошлого года. (См. табл. 2.)

При этом трудовая миграция становится все менее разнообразной: 83% трудовых мигрантов - это граждане трех стран Средней Азии - Узбекистана, Таджикистана и Киргизии (в 2019 г. доля граждан из этих стран во

Таблица 1

Пребывание иностранных граждан из СНГ в Российской Федерации на дату, 2014-2022 гг., человек

На 04.05.14 На 01.05.16 На 01.05.19 На 01.05.20 На 01.05.21 На 01.05.22 СНГ-всего 8411 364 8283 040 8342 219 7976 554 4883 851 5396 246

Азербайджан_600 096_483 830_636 957_701 614_299 081_215481

Армения 491501 490 850 488 260 446 403 347 680 280 520

Белоруссия 404 218 704 297 648 523 659 418 562 961 428 239

Казахстан 559 379 553 491 479 588 466 464 263 491 228142

Киргизия_539108_561 756_713 001_757 652_623 043_681 165

Молдавия_562 939_489 694_320115_270 082_132 875_76 645

Таджикистан 1137 939 947 251 1255165 1242 629 809166 1262 695

Узбекистан 2509 998 1726198 2099 835 2046189 1190 634 1626 308

Украина_1606186 2325 673 1700 775 1386103 654 920_597 051

Источник: данные ФМС РФ и ГУВМ МВД РФ.

всем объеме трудовой миграции составляла 72%, в 2015 г. - 65%). По сравнению с 2019 г. численность мигрантов из этих трех стран сократилась всего на 12%, в то время как трудовых мигрантов из Молдавии и Украины стало меньше в пять раз, из Азербайджана - почти в два раза, из Армении - на 40%. Трудовая миграция из этих стран сократилась даже относительно скромных цифр 2021 г. (из Армении - на 20%, Украины -на 44%, Молдавии -на 40%).

Трудовые мигранты в России пока чувствуют себя уверенно

Несмотря на ухудшение экономической ситуации в России после 24 февраля 2022 г., трудности с банковскими переводами в другие страны и падение заработков (в иностранной валюте), текущая статистика трудовой миграции пока не демонстрирует массового оттока из России. За два месяца 2022 г. (с 1 марта по 1 мая) незначительно уменьшилось присутствие трудовых мигрантов из Украины, Казахстана, Молдавии и Киргизии (на 10, 9, 6 и 3% соответственно); численность трудовых мигрантов из всех остальных стран СНГ выросла, правда, тоже незначительно - на 3-5%. По нашим оценкам, традиционный весенне-летний приток сезонных мигрантов выражен слабее, чем в доковидные годы, но те, кто уже находится в России, не торопятся покидать российский рынок труда.

Аналогичные выводы позволяет сделать пилотный опрос трудовых мигрантов, проведенный ИНСАП РАНХиГС 23-25 марта 2022 г. в многофункциональном миграционном центре «Сахарово».

Только 6% всех работавших респондентов заявили, что после 24 февраля остались без работы (т.е. лишились работы за последний месяц). Еще 5,5% сообщили, что им снизили зарплату, а 8% - что они лишились возможности переводить деньги семье на родину из-за введенных ограничений. При этом самый распространенный ответ на вопрос о конкретных последствиях происходящего - никаких изменений не произошло (62,4%).

Оптимистичны трудовые мигранты и в отношении своего будущего в России; пока крайне малый процент респондентов (4%) ожидает ухудшения своего положения в ближайшее время и только 20% респондентов заявили, что их планы в принципе как-то изменились под воздействием происходящего в РФ (речь при этом не шла об отъезде). Большинство трудовых мигрантов намерены продолжать работать в России (41%) или даже заявили, что собираются стать ее постоянными жителями (30%). Лишь пятая часть хотела бы вернуться на родину после нескольких месяцев работы.

При этом статистика легализации демонстрирует серьезность намерений большинства трудовых мигрантов задержаться в России надолго (приехавшие на короткий срок мигранты, как правило,менее законопослушны). Из всех находившихся в Российской Федерации на 1 мая 2022 г. трудовых мигрантов действительными документами для работы (разрешениями на работу или патентами) обладали 2,2 млн человек; еще 877 тыс. имели право работать без таких документов (мигранты из стран-членов ЕАЭС). Таким образом, около

Таблица 2

Пребывание иностранных граждан в Российской Федерации с целью «работа по найму» на дату, 2019-2022 гг., млн человек

Год На 1 января Ма 1 марта На 1 мая На 1 августа На 1 октября На 1 декабря

2019 3,76 3,97 4,11 4,46 4,39 4,11

2020 3,90 4,11 4,12 3,99 3,67 3,10

2021 2,97 2,50 2,68 3,37 3,55 3,17

202 2_3,07_3,27_3,35_

Источник: данные МВД РФ.

93% всех находившихся в это время в России трудовых мигрантов имели право легально выйти на российский рынок труда. Такой высокий уровень потенциальной легализации держится с конца 2021 г. (в предыдущие годы он находился на уровне 70%), что, по нашему мнению, во многом служит наглядной демонстрацией позитивного влияния разрешительных, а не ограничительных мер2.

За первые четыре месяца 2022 г. в региональные бюджеты поступило 31,1 млрд руб. (за тот же период в 2021 г. - в 2,5 раза меньше) за оплаченные трудовыми мигрантами патенты. Подавляющее большинство платежей вносят мигранты из двух стран Средней Азии - Узбекистана и Таджикистана: ими за январь-апрель 2022 г. было получено более 97% патентов.

Острой конкуренции между российскими и иностранными работниками нет

Пока численность трудовых мигрантов в России не сокращается, но и не растет; вклад ми-

грантов в занятость на рынке труда не превышает 5%. Скорее всего, такая ситуация сохранится и в ближайшие месяцы, если не ухудшится положение на рынке труда и возможности трудоустройства иностранных работников сохранятся (риск таких последствий возрастет к осени, когда закончатся сезонные работы). При таких небольших объемах трудовой миграции говорить о массовой конкуренции с россиянами нет оснований.

Одновременно стоит учесть, что основные отрасли занятости иностранцев и россиян заметно различаются. (См. рис. 2.)

Полагаем, что рабочие места в таких отраслях, как строительство, сельское хозяйство, ЖКХ, вряд ли будут массово востребованы россиянами даже при росте безработицы. Основная конкуренция за рабочие места российских граждан и мигрантов возможна в сферах торговли, промышленности, услуг и занятости у частных лиц. Однако эти отрасли и сейчас используют труд и мигрантов, и россиян, при этом работодатели, при прочих

Рис. 2. Структура занятости российских и иностранных граждан в 2020 г., в %

ГяГя^ш _■

ГЬ

О_□_

н о а

т ь

ь ^

3" ю о о; п О X I п си 5

5

-О =г X с! го

I ой с* п Ю

ь о О) X 0 1 О

X

о

■е

из О

□ Российские граждане ■ Иностранные граждане

Источник: данные ГУВМ МВД РФ (по уведомлениям работодателей) и Росстата.

2 Речь идет о мерах по продлению возможности «выйти из тени» уже находившимся на территории России иностранным гражданам: см. Указ Президента РФ от 15.06.2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)».

равных, предпочитают российских работников, поскольку их проще оформлять и меньше шансов навлечь на себя различные проверки.

Мировой опыт показывает, что в кризис мигранты первыми теряют работу, а возможности зарплатного демпинга сейчас ограниченны, поскольку система пребывания и трудоустройства иностранцев в России сложна и недешева. Поэтому нет необходимости в специальных механизмах, выталкивающих иностранцев с российского рынка труда, - они

уедут сами в случае отсутствия рабочих мест или кардинального снижения заработков. Задача - максимально способствовать легализации тех мигрантов, которые пока востребованы российским рынком труда, поскольку этот процесс непосредственно влияет на поступления налогов в региональные бюджеты. Это означает в первую очередь сохранение стоимости патента на нынешнем уровне при возможности продлевать его действие сколь угодно долго без выезда за пределы Российской Федерации. ■

Sociology and Statistics Show no Negative Trends in Labor Migration

Yulia F. Florinskaya — Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Geographic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: florinskaya-yf@ranepa.ru

In the context of negative economic development, it is reasonable to expect a reduction in labor migration into Russia. At the same time, there exist some concerns about a possible increase in competition in the labor market between native and foreign workers, and it has been suggested that the government should adopt a targeted policy to replace foreign workers with Russians. So far, an analysis of statistical and sociological data has not revealed any serious changes in the labor migration market in the Russian Federation.

Key words, migration, migrant workers, work permit, patents. JEL: J11, J61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.