УДК 316.1
СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
В. И. Лях
Рассматривается одно из базовых метасоциологических понятий - социологическое мышление в соотнесенности его с социологией как титульной наукой об обществе. Дается определение социологического мышления как профессионального мышления социологов, выясняется соотношение с понятием социологическое воображение (Р. Миллс), раскрываются характерные черты как особого стиля мышления, а также значение его как для самой социологии, так и для всего комплекса современных социально-гуманитарных научных дисциплин.
Ключевые слова: социология, метасоциологическое теоретизирование, метасо-циологическая триада, социологическое мышление, социологическое воображение, профессиональное мышление социолога, социолог.
Главным компонентом, который составит основную часть предметного поля аналитики в данной статье, будет понятие «социологическое мышление» и все, что с ним связано в контексте отношения его к социологии как прима-науке об обществе и особому социальному институту, играющему в жизни современного общества чрезвычайно важную теоретико-познавательную и практическо-преобразовательную роль.
Социологическое мышление и его исследование как особого понятия является если не центральной, то, по крайней мере, одной из центральных проблем, образующих в целом метатеоретическую проблематику современной социологии.
Между тем социологическое мышление как метатеоретическая проблема социологии, или, другими словами, метасоциологическая проблема, пока не нашло должного научно-исследовательского понимания в среде отечественных социологов. Почему? Чем это объясняется?
Это объясняется прежде всего тем, что, как может показаться на первый взгляд, социология и социологическое мышление - это одно и то же, а обозначающие их понятия в содержательном отношении являются синонимичными. Не скажу, что, как сегодня часто можно услышать относительно чего-либо, «это абсолютно разные вещи». Нет. Но в то же время социология и характерный для неё стиль мышления (социологическое мышление) далеко не одно и то же. В содержании этих понятий, действительно, много общего, однако между ними имеют место и довольно значимые, даже существенные различия. Именно непонимание общего в данных понятиях, а также того, что их отличает друг от друга, и обусловливает существующие в отечественной социологии игнорирование, недооценку понятия «социологическое мышление», отсутствие интереса к выяснению
того, каков же его подлинно научный метатеоретический (метасоциологи-ческий) смысл и контент, каково его методологическое (парадигмальное) значение для социологии как науки, а также для социолого-прикладных практик, для социолого-методологического воздействия социологии как прима-науки об обществе на все без исключения другие социогуманитар-ные научные дисциплины, на общий контекст социальной составляющей мировоззрения людей.
Одно из существенных различий, характеризующих понятия «социология» и «социологическое мышление» в их соотносительном сравнении, заключается в том, что характеристика социологии предполагает ответ прежде всего на вопрос «что?». «Что такое социология и какова её инструментально-функциональная роль в обществе?», тогда как характеристика социологического мышления - ответ на вопрос «как?». «Как следует мыслить в социологии (науке об обществе и человеке в его социальном качестве), чтобы она, социология, была способной успешно решать стоящие перед ней как ведущей наукой об обществе задачи, выполнять свои социальны функции, чтобы она была способной реализовать свои пара-дигмальные качества как интегральная наука в общем ансамбле наук об обществе и человеке, а также как теоретико-методологическая основа современного обществознания.
Выработка более или менее адекватного представления о соотношении понятия "социология" и "социологическое мышление" предполагает включение в метатеоретический дискурс по рассматриваемой в данном случае теме еще одного понятия - понятия «социолог».
В метасоциологической триаде (социология, социологическое мышление, социолог) центральное место, пожалуй, принадлежит социологам-профессионалам, обеспечивающим продуктивную работу социологии как социальному институту, развитие (совершенствование) его как инструмента познания обществом самого себя с целью обеспечения наиболее рациональной и комфортной жизнедеятельности, являющимся субъектами социологического мышления, владеющими профессионально искусством использовать социологию как инструмент познания общества, то есть способа существования и жизнедеятельности людей.
Социолог - ключевое звено в метатеоретической социологической триаде. Он - мыслящий адекватно социологической парадигме человек, "социолог до социологии» - создал социологию, заложил ее основы (Конт) и развил дальше (Спенсер, Дюркгейм, Зиммель, Парето, Моска, Маркс, Вебер и др.) как особую, специальную область науки, на этот раз науки, такой же, как им, этим первым социологам, представлялось, как и существовавшие уже к тому времени в достаточно развитом виде естественные науки (физика, химия, биология и т. д.). Социологи приводят в
действие и развившуюся в процессе институционализации науки об обществе социологию как социальный институт. Они же находят и разрабатывают своего рода ключи - методы и методологию научного (отличного от обыденного знания с его здравым смыслом) познания социальной материи, социального бытия человека - общества. И практически всё, за исключением, конечно же, объективности и объективных свойств, качеств исследуемой ими материи - социальной реальности, практически всё зависит от мышления самих социологов - способности схватить и адекватно выразить в своих мыслительных формах тот объект изучения, который принято называть обществом.
Социологи, кроме того, переводят и добываемые социологией данные о своем объекте в рекомендательно-прикладную форму, пригодную для того, чтобы использовать их в реальной, практической повседневной деятельности, направленной на эффективную реализацию интересов людей, и большего очеловечивания жизни общества, каждого человека в отдельности.
В социологической литературе, имеющей отношение к рассматриваемой здесь теме, используется еще один, весьма близкий к термину «социологическое мышление» термин - «социологическое воображение», вошедший, скажем так, в обиход с легкой и счастливой руки для социологии и социологов Р. Миллса, автора широко известной социологическому сообществу книги с одноименным названием «Социологическое воображение». Термин «социологическое воображение» если не синонимичен термину «социологическое мышление», то, по крайней мере, является весьма близким этому последнему. Уточнить, как соотносятся данные термины и понятия между собой, обязывает меня то, что пишущие и говорящие на тему, о которой здесь идет речь, социологи разделились на две группы: одни говорят и пишут о социологическом мышлении, другие - о социологическом воображении. При этом ни те, ни другие не дают себе труда сказать что-либо по поводу того, почему одни, отдают предпочтение термину «социологическое мышление», а другие - термину «социологическое воображение». Да и вообще, никто из той и другой группы социологов ничего не говорит о том, в каком соотношении находятся эти два понятия и обозначающие их термины: идентичны они, синонимичны или все же речь идет в данном случае о разных понятиях социологической рефлексии. Тем более, что и сам Р. Миллс ничего практически не сказал о том, что он подразумевает под «социологическим воображением»: социологическое сознание, социологическое мышление или все же то, что и должно подразумеваться под словом воображение (в нашем случае в словосочетании «социологическое воображение»). Ибо «мышление» и «воображение», если быть точным, это не одно и то же. Эти понятия не совпа-
дают полностью, хотя и очень близки друг другу. Они, если рассматривать соотношение их в кругах Эйлера, скорее находятся в отношении пересечения: совпадают, но частично, лишь в некоторых своих аспектах, и, различаясь, они как таковые обозначают относительно разные когнитивно-психологические феномены.
Как мне представляется, всё же Р. Миллс под социологическим воображением понимает то, что другие, в том числе и я, называют социологическим мышлением. Об этом, на мой взгляд, свидетельствуют те определения, которые Р. Миллс дает социологическому воображению (некоторые из них будут несколько позже приведены). И некорректность в использовании термина «социологическое воображение» - если он, Миллс, действительно подразумевает под воображением мышление - как я понимаю, следует оставить на его эпистемологической и логической совести. Так это или не так, мы теперь, в силу сложившейся таким образом познавательно-понятийной и терминологической ситуации, а также широкого использования данного термина в социологической рефлексии при характеристике профессионального социологического мышления, должны ради чистоты и корректности языка социологии, а следовательно, и эффективности социологии как науки, все же попытаться более четко и определенно обозначить: что имеет место в данном случае. Может быть, не решить окончательно вопрос о тождественности (синонимичности) или нетождественности понятий и обозначающих их терминов, о которых здесь идет речь, но хотя бы способом ясных оговорок, уточнений, предположений достаточно ясно обозначить, что мы имеем ввиду, используя эти два термина и стоящие за ними понятия, когда говорим о профессиональном социологическом мышлении. Это во-первых. И во-вторых, хотя бы в какой-то мере определиться с контентом данных двух понятий, пытаясь по возможности их конкретнее и полнее определить. И, наконец, в-третьих, четко обозначить, какой из этих двух терминов более адекватен для обозначения профессионального социологического мышления.
А пока дискурс по рассматриваемой здесь теме осуществляется в двух руслах: в русле понятия «социологическое воображение» и русле понятия «социологическое мышление». Первое представлено Р. Миллсом, П. Штомпкой, С. А. Кравченко и др., второе - З. Бауманом, П. Бергером, А. Г. Здравомысловым, А. О. Бороноевым, М. О. Мнацаканяном, В. А. Бачини-ным и др.
Р. Миллс понимает под социологическим воображением то, что реально, а не только вербально. Не что иное, как именно социологическое мышление, что видно из его определений социологического воображения.
«...Социологическое воображение, - пишет он, - во многом заключается в способности переходить от одной перспективы к другой и в про-
цессе этого строить адекватное представление об обществе в целом и его компонентах. Именно воображение отличает ученого от технического исполнителя» [1, с. 240]. Для полноты компендиума определений социологического воображения как понятия и одновременно для того, чтобы подчеркнуть фактическую синонимичность данного понятия у Миллса с понятием социологического мышления, приведу еще, по крайней мере, одно извлечение из его книги «Социологическое воображение». «Социологическое воображение», - пишет он, - «это особое качество мышления и интеллекта (курсив мой - В. Л.), которое, вероятно, обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью. Это не просто одно из выработанных культурой свойств современного разума. Это именно то свойство, более широкое и искусное применение которого открывает возможность всем остальным качествам и фактически самому человеческому разуму играть более важную роль в жизни людей» [1, с. 24-25]
Замечу к тому же, что практически на протяжении всей книги понятие «социологическое воображение» постоянно сопровождается терминами «сознание» и «мышление», часто заменяющими слово «воображение». Поэтому, думается, у нас нет никаких особых оснований рассматривать термин Р. Миллса «социологическое воображение» как термин, существенно, то есть по смыслу, отличающийся от термина «социологическое мышление».
Практически так же определяет понятие «социологическое воображение» и рассматривающий его в качестве заглавного при характеристике профессионального мышления социологов П. Штомпка. В его книге «Социология. Анализ современного общества» читаем: «...Социологическое воображение - это способность распознавать и чувствовать взаимосвязь всего, что происходит в социальной жизни, со всеми структурными, культурными и историческими условиями и предпосылками, а также с действиями, предпринимаемыми в этих условиях отдельными или коллективными социальными субъектами, образующими в конечном итоге социум (общество) во всей его сложности и разнородности» [2, с. 35-36].
Эти дефиниции социологического воображения вполне соответствуют определению того, что принято называть также социологическим мышлением. И дело, разумеется, не в самом определении того, что принято называть профессиональным мышлением социологов, о чем я уже говорил, а о самом наименовании концепта, фиксируемого в языке социологии, что, между прочим, не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Язык - средство, орудие мышления, и он должен быть адекватным содержанию мышления, чтобы не искажать сам контент (содержание) мышления.
Тот же П. Штомпка об этом очень верно, с моей точки зрения, в цитируемой книге заметил: «Чтобы дать простор социологическому воображению, надо прежде всего научиться мыслить и говорить социологическим языком».
Таким образом, можно согласиться с содержанием концепта «социологическое воображение», которое в него вкладывают Миллс и тот же Штомпка, если под ним понимать социологическое мышление как стиль мышления профессиональных социологов. Однако в таком случае было бы лучше это профессиональное мышление социологов именовать всё же не «социологическим воображением», а именно «социологическим мышлением» и использовать именно этот термин для обозначения того, что следует называть профессионально-социологическим мышлением. Если же использовать для этого по-прежнему термин «социологическое воображение», то его следует в таком случае определять по-другому, а именно в контексте содержания и смысла понятия «воображение», а не «мышление».
Теперь собственно о термине «социологическое мышление» как наиболее соответствующем содержанию и смыслу понятия «профессиональное мышление социолога» и его определении в современной социологической литературе, представляющей саморефлексию социологии как науки.
В существующей сегодня на этот счёт социологической литературе отсутствуют какие-либо обстоятельные, развёрнутые, так же, кстати, как и лаконичные, сжатые, концентрированно фиксирующие и выражающие смысл данного понятия определения. Здесь неплохо было бы обратиться к известной книге З. Баумана «Мыслить социологически». Я нахожу, что уже сам факт появления, да ещё и издания её в России (на русском языке) дорогого стоит. Книга своевременная и интересная, архинеобходимая нашей социологической общественности, в том числе и особенно теоретизирующим социологам (хотя она написана достаточно простым, популярным, живым языком), а также преподавателям социологии в нашей стране, - в стране, в которой бродит лишь призрак социологического сознания как сознания, презентирующего социологию и одновременно являющегося животворящим духом, началом социологии как первотитульной науки об обществе и человеке, живущем обществом. Хотя теоретизирующим социологам её важность, думаю, всё же более или менее понятна, и это ещё, так или иначе, в каких-то быстро мелькающих и тут же исчезающих статьях отражается. А вот что касается социологов-преподавателей, здесь данное понятие и всё, что с ним связано, - нечто абстрактное, туманное, невразумительное и уж никак не социологическое: в анкету ведь его не
«задвинешь» и какое отношение оно имеет к конкретным вопросам, обычно звучащим в опросах общественного мнения, трудно сказать.
Если дифференцировать дефиниции понятий на субстанциональные (смысло-предметные, содержательные) и функциональные, определяя понятие «социологическое мышление», Бауман отдаёт предпочтение второму из этих видов определений. Я не нахожу у него субстанциональных определений понятия «социологическое мышление»: все они, практически, функциональные. И они, конечно же, важны, поскольку показывают нам, что даёт социологическое мышление, чем оно, это мышление, ценно, зачем ему надо обучаться, в чём его эпистемосоциологическое предназначение -предназначение как для общества в целом, так и для конкретного человека, так, наконец, и для самой социологии как интегральной науки об обществе. К сожалению, смысло-предметные или содержательные определения рассматриваемого здесь понятия не нашли в его книге какого-либо места. Вот как строятся все определения данного понятия у Баумана: «Искусство мыслить социологически может оказать каждому из нас следующую услугу...» и т. д.; «Социологическое мышление способно стать силой свободного человека.»; «социологическое мышление даёт возможность заглянуть за горизонты собственного опыта», «.подрывает веру в исключительность и полноту какой бы то ни было интерпретации.»; «способствует критическому осмыслению жизни», «.тех верований, которые до сих пор были вне всякой критики.»; «.облегчит наши связи с другими» и поможет «скорее прийти к взаимному соглашению»; «делает нас более чуткими, обостряет наши чувства» [3, с. 6, 22, 24, 242].
Социологическое мышление это - социальное мышление, и оно существует в двух своих ипостасях: социологическое мышление профессиональное и социологическое мышление стихийное, социологическое мышление не социологов-специалистов (профессионалов), а специалистов других научных (и внененаучных) профессий, практиков-управленцев, всей общественности как субъекта общественного мнения. Это во-первых.
Однако одного указания на то, что социологическое мышление - это «социальное мышление», мало. Социологическое мышление, и это уже во-вторых, особенно в его профессиональной ипостаси, не просто социальное мышление, а концентрированное социальное мышление, можно даже так сказать - интегративно-концентрированное социальное мышление. Ведь разве не понятно, что всякая социально-гуманитарная наука представляет специфическую (специальную) форму социального мышления. Поэтому, определяя социологическое мышление всего лишь как социальное мышление, или как просто обычную форму социального мышления, мы ничего не говорим о его особенностях, своеобразии, специфике, отличии его от иных стилей, способов мышления, характерных для других социально-
гуманитарных научных дисциплин. А между тем нам важно, разумеется, в контексте рассматриваемой здесь темы и всего, что с ней связано, попытаться показать именно особенности, специфику и отличительные черты социологического мышления.
Социологическое мышление - это интегрально-концентрированное социальное мышление. Основанием для такого определения или такой интерпретации социологического мышления является, во-первых, то, что социология изучает, в первую очередь, не отдельные какие-либо формы проявления социального, а социальное как таковое, социальное как особую материю, особую реальность, независимо от того, в какой конкретной форме оно проявлялось в мире раньше, проявляется сегодня и будет проявляться завтра, независимо от того, в какой конкретной сфере человеческой деятельности оно проявляется - экономической, политической, социальной (сферно-социальной) или духовной. Правильно понять и проинтерпретировать это можно, лишь учитывая, что в данном случае дискурс ведётся в контексте теоретического (общесоциологического) сегмента социологии, а не в контексте какой-то отдельной, конкретной, скажем, отраслевой социологической дисциплины, и понятно, что не в контексте эмпирической социологии как одного из уровней социологической науки.
Разумеется, социальное существует и проявляется в своих различных, конкретных формах - они изучаются различными частносоциологи-ческими дисциплинами и, конечно же, другими конкретными, но несоциологическими дисциплинами. В этих последних основное внимание, в отличие от внутрисоциологических дисциплин, концентрируется, разумеется, уже не на социальном, а на той конкретно-реальной (практической) форме деятельности человека, которая является носителем социального: экономика, политика, мораль и т. д. Но ведь все они, эти конкретные формы деятельности (или жизнедеятельности) людей, являются тем не менее социальными, проявлением социального, без понимания которого не понять и сами эти формы жизнедеятельности человека. И роль науки, которая исследует социальное как таковое, исследует проявление социального в различных конкретных формах проявления жизнедеятельности людей, и закрепляется как раз за социологией. Именно в этом проявляется, кстати, методологическое значение социологии по отношению ко всем социальным наукам, наукам, так или иначе изучающим общество и жизнь человека в обществе.
Ставя так вопрос, мы не исключаем того, что социология и в своих отраслевых теориях как теориях среднего уровня, органично сочетающих в себе теорию и эмпирические данные, исследует также и конкретные формы проявления социального в самых различных видах человеческой деятельности, в самых различных формах и видах человеческих отношений.
Социология многолика, полиструктурна и полизначна, полифункциональна и, конечно же, одновременно интегральна.
В субстанционально-предметном варианте профессиональное социологическое мышление можно определить как мышление, адекватно фиксирующее и отражающее в научных понятиях объективную логику, содержание и базовые (основные) формы социальной жизни людей.
Профессиональное социологическое мышление есть социальная жизнь, взятая во всех её наиболее важных, существенных качествах и проявлениях, со всеми её закономерностями и динамическими характеристиками, пересаженная в голову социолога-профессионала и преобразованная в ней в целостную, многоуровневую систему понятий, объективно (разумеется, не исчерпывающе) отражающую жизнь человека обществом.
Что касается функционального определения социологического мышления, то я бы сформулировал его так: социологическое мышление - это та вершина социальной мысли, с которой наилучшим образом обозревается весь ландшафт социальной жизни общества; оно даёт возможность всеохватно и целостно обозреть социальную жизнь людей обществом и в то же время не утонуть в её частностях и деталях.
Теперь что касается характерных черт социологического мышления.
Социология - наука об обществе в целом. В понятиях, образующих понятийно-категориальную систему социологии, отражаются не какие-то отдельные стороны общества, а общество как целостный социальный организм, все стороны которого тесно связаны между собой, образуя общество как органическую (органичную) целостность. При этом любая сторона жизни общества, любой её фрагмент изучаются социологией с точки зрения части (стороны) целого - общества вообще, общества в целом. Парадигма целостности зиждется главным образом на системном подходе к осмыслению социальной жизни людей.
Социологическое мышление это мышление - социоцентрическое. Данное свойство атрибутивно по отношению к социологическому мышлению и обусловливается самой природой социологического подхода к изучению мира, который принято называть социальной средой, или, другими словами, обществом.
Социология - наука не только социоцентрическая, но и антропоцентрическая. Поэтому по своему смыслообразующему мотиву и судьбоносности социологическое мышление является гуманистическим мышлением. Хотя, конечно же, гуманистичность социологии больше, чем её антрополо-гичность. Идеал социологии не просто человек, а человеко-человек.
Важной отличительной чертой социологического мышления является его коллективистский (солидаристский) характер. Ведь переменная со-
лидарных действий является атрибутивной характеристикой всех групповых общностей, главной среди которых является, конечно же, общество -объект изучения социологии.
Существенной чертой социологического мышления является его диалектический характер. Диалектика как качество всякого здорового, тем более, научного мышления является в точном смысле этого слова аналогом диалектики, царящей в самой природе и обществе, как хотя и особенной, но части природы. Схватить и выразить диалектику социальной жизни общества можно, только лишь используя диалектическую методологию, диалектический способ мышления как способ мышления.
Социологическое мышление - это мышление конкретно-историческое. Конкретно-исторический характер - существенная черта профессионального социологического мышления. Без этой черты социология не была бы наукой, представленное ею сознание не могло бы именоваться социологическим. Недооценка принципа конкретности превратила бы социологию в набор общих, абстрактных и бесплодных в практическом отношении рассуждений.
Социологическое сознание по самой своей природе является сознанием релятивистским - подвижным, чуждым всякой догматизации и абсолютизации чего бы то ни было, в первую очередь, ценностных систем и мировоззрения. Социологическое сознание является аналогом (копией) постоянно меняющегося, многопланового социального мира.
Существенной чертой социологического мышления является его плюралистичность, многомерность и альтернативность. Плюрализм в социологии следует понимать как многообразие исходных пунктов и принципов при исследовании общества, многообразие взглядов на то, что следует прежде всего изучать, чтобы выработать общую картину общества, как многообразие взглядов на то, что составляет сущность общественной жизни
Одной из наиболее важных черт социологического мышления является его творческий характер. Социологическое мышление является прямой противоположностью всякой догматичности в любом её проявлении, будь то конформизм, пассивность, апологетика, некритичность, идеоло-гичность. Оно побуждает человека постоянно наблюдать за жизнью и думать, что происходит сегодня с обществом и что надо и можно сделать, чтобы жизнь моя и других людей стала более комфортной, достойной названия «жизнь».
Творческий, недогматический характер социологического мышления позволяет социологу, а также обладающему им человеку-непрофессионалу постоянно передвигаться между анализом действительности и практической деятельностью в ней. Тем более что ориентированность на практиче-
скую деятельность - не только цель исследования, но и способ приобретения знаний.
Характерной чертой социологического сознания является его критичность и экспертность. Она одна из наиболее амбициозных претензий социологического знания и социологической рефлексии вообще, санкционированная самим фактом появления и существования социологии как особой науки, специально созданной для научного осмысления того, что такое общество, как оно устроено, как функционирует. При этом социологическое мышление не только критично, но и самокритично.
Список литературы
1. Миллс Р. Социологическое воображение. / пер. с англ. О. А. Обе-ремко. Под общей ред. и с предисловием Г. С. Батыгина. М: Издательский дом «Стратегия», 1998. 264 с.
2. Штомпка П. Формирование социологического воображения. Значение Теории // Социологические исследования. 2005. №10. С. 64-72.
3. Бауман З. Мыслить социологически. / пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Аспект Пресс, 1996. 225 с.
Лях Валерий Иванович, канд. филос. наук, доц., valerijlyakh@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
SOCIOLOGY AND SOCIOLOGICAL THINKING V. I. Lyakh
One of the basic metasociological notions is considered - sociological thinking in correlation with sociology as the title science of society. The definition of sociological thinking as professional thinking of sociologists is given, the correlation with the notion of sociological imagination (R. Mills) is found out, its characteristic features as a special style of thinking are revealed, as well as its significance for both sociology itself and the whole complex of modern social and humanitarian scientific disciplines.
Key words: sociology, metasociological theorizing, metasociological triad, sociological thinking, sociological imagination, professional thinking of a sociologist, sociologist.
Lyakh Valery Ivanovich, candidate of philosophical science, docent, va-lerijlyakh@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University