1. Разработать государственную программу, позволяющую получаемый налог на прибыль с застройщиков направлять на компенсацию при покупке жилья нуждающимся, т.е. не имеющим жилья или желающим улучшить жилищные условия. Отсев спекулянтов относительно предоставления льготы должен проходить исходя из принадлежности данного покупателя к категории нуждающихся (необходимость или роскошь).
2. Переложить функцию расселения или заселения очередников, инвалидов, ветеранов, малообеспеченных и многодетных семей, строго на бюджет, т.е. без давления на бизнес (застройщика).
3. Снизить количество чиновничьих разрешений, чем меньше посредников, тем ниже цена.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит снизить стоимость жилой недвижимости примерно на треть и как следствие увеличить спрос, и (или) повысить эффективность строительных организаций, которые будут иметь большую прибыль, рождающую большее предложение, что, разумеется, не может не повлиять благотворно на цену.
Литература
1. Производственное объединение «Ленст-ройматериалы». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.78stroy.ru/press/2004/CHya_dolya _Ьо^Ье.рИр.
2. Московская жилищная газета «Квартирный ряд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.moskv.ru/articles/fulltext/show/id/10 676/.
3. Союз застройщиков «Русстрой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npsz. ru/content/97.
4. Группа Компаний «Пионер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pioneer.ru/press/smi/1400.html.
5. Информационно-дискуссионный портал «Newsland» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://newsland.com/news/detail/id/987216/.
6. Информационно-аналитическое агентство «Деловые новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://delonovosti.ru/main/1318-korrupcionnaya-sostavlyayuschaya-v-ekonomike-rossii.html.
7. Бухгалтериям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/news/n50235.
УДК 316.334.52(470.316 Иваново) СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА: ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ОЦЕНКАХ ЖИТЕЛЕЙ ИВАНОВА
Столбов Вячеслав Павлович ([email protected]) Литова Элла Павловна ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет»
Староста Павел Лодзинский университет (Польша) В статье определены главные проблемы города, на которые указывали респонденты, жителя Иванова, в ходе социологического исследования осени 2012 - весны 2013 гг. Авторы не только описали эти проблемы, но и показали задачи и меры городской власти по решению данных проблем.
Ключевые слова: городская среда, социологические исследования, социальные проблемы, задачи и меры администрации Иванова по решению городских проблем.
Вступление российского общества в постиндустриальную стадию социально-экономического развития обусловило смену парадигмы социальной жизни городской среды. Это обстоятельство наиболее заметно в городах с монокультурным экономическим развитием, в которых промышленно-индустриальный тип среды (промышленные предприятия являлись градообразующими центрами социально-экономической жизни) менял вектор своего развития на торгово-промышленный, обслуживающий тип. Изменения не могли не отразиться на жизни населения городов, настроениях и ожиданиях, оценках деятельности властных и административных институтов городской сре-
ды. Учитывая это обстоятельство, инициативная группа исследователей, социологов Ивановского государственного химико-технологического университета, вошла в Международную группу социологов, исследующих изменения в оценках жителей городов представлений о городских социальных проблемах. Методология исследования была разработана кафедрой города и сельских поселений (Wsie i miasta) Института социологии Лодзинского университета (Польша) под руководством доктора социологических наук П.Старосты.
Исследования в городе Иванове проводились осенью 2012 и весной 2013 гг. группой интервьюеров (преподаватели кафедры социаль-
но-экономической теории, студенты, работники Информационного центра университета), руководителями группы являлись проф. В.П.Столбов и старший преподаватель Э.П.Литова. В ходе исследования было проведено интервьюирование методом случайной выборки 440 респондентов, жителей города, в возрасте от 18 лет и старше, мужского и женского пола (60% женщин, 40% мужчин). Вопросы анкеты касались знания проблем городской жизни, отношения к религии (85% респондентов являлись представителями различных религиозных конфессий), источников дохода (более 90% работающие), уровня материального благосостояния (70% респондентов указали ежемесячный доход в семье на одного человека от 5 до 10 тысяч рублей). Кроме того респондентам необходимо было указать уровень образования, статусное положение, характер деятельности, семейное положение, годы проживания в городе и по данному адресу, расстояние между Ивановым и местом проживания родителей респондентов до 18 лет, принадлежность к той или иной профессиональной группе, возможности использования Интернета, знание иностранных языков, мобильность респондентов и др.
Обработка ответов респондентов на вопрос: «Назовите, на Ваш взгляд, две главные проблемы городской жизни?» позволила выделить 17 проблем. По своей классификации среди указанных проблем следует выделить чисто социальные (9 наименований), экономические (4), ЖКХ, состояние экологии в городе, социально-психологического характера (плохие люди, скучный город, пассивность жителей). По массиву ответов и ранжировке проблем социальные вопросы занимают доминирующее место в ответах респондентов (более 35%), экономические занимают второе место (более 30% ответов), проблемы ЖКХ (12%ответов), экологические проблемы (около 8% ответов). Часть респондентов (5%) дали ответ: «Нет никаких проблем». 10% ответов респондентов были отнесены к варианту «Другие» вследствие их единичности (1-2 ответа). Перед исследователями была поставлена задача не только выявить, но и описать городские проблемы, показать задачи и меры по их решению их со стороны городской администрации.
Среди проблем городской среды, на первое место вышла проблема состояния внутригородских дорог, «как неудовлетворительное, несоответствующее современным стандартам жизни». Такую оценку высказали 25% респондентов. Проблема состояния дорог (федерального, межобластного и внутриобластного и городского подчинения) является общенациональной, от решения которой зависит эффективность работы грузового и пассажирского транспорта, скорость переброски грузов и
рабочей силы внутри региона и в экономически развитые и развивающиеся территории страны. Для России эта проблема имеет острый характер вследствие обширной территории страны, необходимости учета природно-климатических и ландшафтных условий при строительстве автотрасс. По показателю качества дорог Россия значительно отстает от многих промышленно развитых стран, в рейтинге «качество дорог» из 144 стран мира она находится на 136 месте. Генпрокуратура Российской Федерации подтвердила факт несоответствия российских дорог требуемым стандартам. Учитывая такое состояние автомагистралей, правительство страны выделает до 2015 года от 620 до 740 млрд. рублей на реконструкцию и строительство новых дорог.
Состояние дорог в Ивановской области также оставляет желать лучшего, и требует своего кардинального решения. Дороги Ивановской области находятся в оперативной управлении Департамента дорожного хозяйства области, из них с асфальтобетонным покрытием более 2,5 тысяч километров, дороги муниципальных образований составляют более 6 тысяч километров, из них с асфальтобетонным покрытием 1,5 тысяч километров. Автомобильный парк, грузовых машин и автобусов в области постоянно растет, в том числе, и у жителей Иванова (на 1000 человек населения города приходится в собственности 180 автомобилей). Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о большом значении решения проблемы дорог. Ежегодно в области и в том числе, Иванове ремонтируется и строится новых дорог более 250 километров.
Для города Иванова при решении проблемы дорог следует исходить из того обстоятельства, что город находится в экономически развитом Центральном регионе страны и связан автотрассами с близлежащими областными городами Владимиром, Костромой, Ярославлем и имеет выход к автотрассе на Москву и Нижний Новгород.
Для решении проблемы улучшения состояния городских автомагистралей администрация Иванова поставила задачу приведения в состояние, соответствующее современным стандартам, внутригородских транзитных автотранспортных магистралей на выезде из города в областные центры (Ярославль, Кострома, Владимир), города областного подчинения (Шуя, Кинешма, Фурманов) и туристические центры (Суздаль, Плес, Палех, Холуй, Юрьевец)..
В качестве мер по решению задачи повышения качества состояния дорог является, в первую очередь, реконструкция дорог
(расширение проезжей части, укладка более качественной бетонно-асфальтовой смеси, позволяющей не проводить капитального ремонта
дорог в течение ряда лет, прокладка ливневой канализации для стока воды от дождей и весенних стоков от таяния снега, обустройство автомагистралей автозаправками, паркингами и съездами с основной дороги к торговым центрам, учреждениям и жилым домам, выездов на основные трассы). Меры по реконструкции автомагистралей, в первую очередь, касаются Лежневского и Кохомского шоссе, выезда из города в направление Костромы. Необходимость реконструкции Лежневского шоссе обусловлена тем, что по обе стороны этой магистрали сосредоточены крупные современные тор-гово-обслуживающие комплексы Тополь, Би-маркт, Магнит, несколько автосалонов по продаже автомобилей, комплекс зданий Текстильного кластера по торговле швейной продукцией, строящиеся жилые и офисные многоэтажные корпуса, а также центральный выезд из города в туристические центры Золотого кольца, Москву и Нижний Новгород. В настоящее время основные виды работ по реконструкции Лежневской магистрали и транспортной развязке на ней завершены, что значительно способствует увеличению пассажиропотока, устраняет многочисленные пробки, снижает транспортные аварии и автокатастрофы (в 2011 году в автокатастрофах погибло 129 человек, в 2012 году -159 человек).
Следующим объектом реконструкции городской трассы является Кохомское шоссе, состояние которого вызывало многочисленные жалобы, как со стороны работников автотранспорта, так и у населения Сухово-Дерябихского микрорайона (спальный район города), в котором сосредоточен большой жилой массив, современные торгово-обсуживающие комплексы Рио и Риат, комплекс зданий областной больницы, паркинг и автозаправочные станции. В течение двух лет работы на этом участке городской автотрассы было обновлено и расширено полотно дороги, обустроена развязка дорог в направлении движения автотранспорта Иваново-Родники-Кинешма, а также Иваново-Шуя, обновлены павильоны на остановках транспорта и установлены видеокамеры, регистрирующие нарушения правил дорожного движения. В настоящее время программа реконструкции данного дорожного объекта получило свое продолжение, она рассчитана еще на 2 года.
Улучшение состояния дорог в городе обуславливает и меры по прокладке новых транспортных магистралей. Так, в городской сети дорог ведется прокладка и обустройство трассы по улицам Зверева и имени Генерала Горбатова. Это будут магистрали для грузового транспортного движения, и частично общественного пассажирского транспорта. Новая дорога прокладывается для разгрузки пассажир-ско-грузового потока с улицы Лежневской на
улицу Шубиных, ее асфальтобетонное покрытые завершается. Ввод в строй этой трассы не только снимет напряженность с Лежневского шоссе, но и сократит расстояние и время для пассажирских перевозок в спальный район города. Реконструкция дороги происходит и на улице Станкостроителей на выезде в Ярославль - Тейково - Гаврилов Посад.
Улучшение состояния дорог в городе также связано с мерами по поддержанию их в работоспособном состоянии. Отдел управления благоустройством города стал регулярно осуществлять капитальный ремонт дорог и контроль за его качеством. Дорожный фонд Ивановской области осуществляет субсидии на ремонт общегородских магистралей в объеме 283 млн. рублей, а общая площадь ремонтируемого дорожного покрытия составит более 200 тысяч квадратных метров. Осуществляют ремонт дорог подрядные организации. Впервые в бюджете города предусмотрено целевое направление финансовых средств на ремонт и содержание тротуаров. На эти цели выделяется 24,1 млн. рублей и планируется отремонтировать 30 тысяч квадратных метров тротуаров. Особое внимание будет уделяться тротуарам к социально значимым объектам (детским дошкольным учреждениям, школам, объектам здравоохранения).
В текущем году (2013)в городе программой улучшения состояния дорог предусмотрены работы по асфальтированию. 260 дворов (за 3 года с 2010 года было покрыто асфальтом 1 тысяча придомовых территорий).
Проблемой в городском дорожном строительстве остаются вопросы обустройства ливневой канализацией, выездов из придомовых территорий на основные трассы города.
В области в настоящее время создается региональный резервный фонд, средства из которого будут направляться на улучшение качества состояния дорог в Иванове и области. В соответствии с региональным законом «О бюджете на 2013 и на плановый период 2014-2015 гг.» будут переданы в муниципалитеты, в том числе и города Иваново, 221, 1 млн. рублей в дорожные фонды. Это позволит увеличить объем финансирования мероприятий для решения дорожных проблем, как то: строительства новых магистралей, содержания и ремонта дорог, обустройства придорожных территорий и пунктов контроля за движением автотранспорта, установки видеокамер на основных городских трассах.
Второе место по ранжировке городских проблем, исходя из массива ответов респондентов, заняла проблема безработицы как следствие сокращения в городе промышленных предприятий. На это указали 20% респондентов. Если в 1990 году в городе функционировало 96 крупных и средних предприятий, то в на-
чале второго десятилетия XXI века в городе их численность сократилась на треть. С 1930 года, когда в СССР закрылась последняя биржа труда, население страны знало о феномене безработицы только применительно к капиталистическим странам. Люди, воспитанные в социалистической идеологии, при переходе экономики на рыночные рельсы, не могли долгое время осознать свое положение в связи с потерей места работы. Многие регионы страны, в их числе и Ивановская область оказались в сложном положении. Вследствие разрыва хозяйственных связей и утраты источников сырья, жесткой конкуренции на рынке текстильной продукции и увеличения текстильно-швейного контрафакта (уровень этой продукции на ивановском рынке составлял около 80%) текстильные предприятия в области и городе Иванове закрывались. Станочное оборудование бывших фабрик распродавалось в Китай, объекты социального назначения приватизировались или закрывались. Ивановская область в 90-е годы прошлого века была в тройке регионов-лидеров по уровню безработицы в России, который колебался в пределах 27-28%. Состояние безработицы характеризовалось, как »безработица с женским лицом», около 90% женщин, в первую очередь, текстильщиц потеряли свои рабочие места. В самом городе Иванове уровень безработицы колебался в 90-е годы в пределах 10-10,5%.
В решении проблемы безработицы была поставлена задача по разработке политики резкого ее снижения, особенно среди женщин (женская часть населения города среди безработных превалировала над мужским населением) предусматривающей:
а) формирование финансового механизма поддержки инициативных и предприимчивых жителей города к занятию малым и средним бизнесом в городской среде, что способствовало бы мотивации части населения города к инициативным самостоятельным предпринимательским действиям, а, в конечном итоге, создавало новые рабочие места;
б) поиск инвесторов (внутренних и внешних) и концентрация инвестиций на объекты, создающие новые рабочие места;
в) формирование мониторинга динамики безработицы в городе, отслеживающего качественные и количественные изменения в составе безработных, востребованность со стороны работодателей к рабочей силе на рынке труда;
г) создание различных институций (центров) в городе, направленных на информирование населения о потребностях в рабочей силе на рынке труда, переобучение (обучение) новым специальностям, 98
способствующим экономической мобильности безработных;
д) переориентация городского бюджета на социальные программы помощи людям, потерявшим работу и активно ищущим ее.
Меры, предпринимаемые для снижения уровня безработицы.
В соответствии с законом Российской Федерации «О занятости населения» в области была разработана региональная программа «Содействие занятости населения Ивановской области на 2012-2014 гг.», в которую входят и мероприятия по городу Иваново. Принятая Правительством Ивановской области Программа обеспечивается финансовой поддержкой в размере более 85 млн. рублей. В прошедшем 2012 году в соответствии с мероприятиями Программы было организовано 380 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 12,5 тысяч человек, ищущих работу или желавших сменить вид трудовой деятельности. На общественных и временных работах были заняты около 5 тысяч человек, 2840 безработных граждан, в большинстве своем женщины, повысили свою конкурентоспособность, пройдя курсы переподготовки по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. Специально для инвалидов разработано более 600 вариантов трудоустройства. Программа предусматривает и меры по организации занятости родителей, имеющих трех и более детей, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Для этой категории граждан в службах Центра занятости размещено более 2 тысяч вакансий, предусматривающих гибкие формы занятости. Программа «Содействие занятости» также предусматривает поддержку молодежи, стимулирование молодежной занятости. С 2009 года и по настоящее время осуществляется организация стажировок выпускников учебных заведений, в которых приняли участие более 2 тысяч выпускников, причем по завершении стажировок каждый второй стажер трудоустраивается на постоянное рабочее место.
Среди мероприятий по борьбе с безработицей следует выделить создание государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Иваново», которое обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказывает государственные услуги населению и работодателям в сфере содействия занятости и трудовой миграции. Специалисты различных служб Центра занятости регулярно проводят оценку состояния и прогноза развития рынка труда. В помещениях Центра установлены информационно-сенсорные терминалы, информирующие население города о предложениях и спросе на рабочую силу. В
2012 году службы Центра занятости поместили информацию о наличии свыше 60 тысяч вакансий в различных отраслях Ивановской области и, в том числе, городе Иванове. В настоящее время на рынке труда Иванова предложены вакансии по 218 видам трудовой деятельности, начиная от рабочих специальностей до профессий в области здравоохранения и образования.
Снижению уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест способствуют мероприятия по переоборудованию помещений бывших фабрик в торговые ярмарочные центры (например, фабрика имени Балашова переоборудована под центр досуга и отдыха молодежи, камвольный комбинат - в новый торговый центр Реал, фабрика Красная Талка - в выставочно-ярмарочный центр).
Городские власти оказывают финансовую помощь инициативным гражданам города для открытия своего бизнеса (в Иванове в настоящее время зарегистрированы около 21 тысячи малых и средних предприятий). Направление этого бизнеса осуществляется в виде создания предприятий и фирм в сфере обслуживания населения города бытовыми услугами (парикмахерские, салоны красоты, центры по ремонту различного бытового и сантехнического оборудования, автосалоны по ремонту автомобилей), услугами общественного питания (рестораны, кафе, бары, социальные столовые), медицинскими услугами (частные аптеки, оздоровительные центры, клиники) и торговли. Подобная деятельность частного бизнеса привлекает значительную часть женского труда.
Привлечение инвестиций из других активных центров страны, финансово-кредитных учреждений для реализации городских проектов, является одним из крупных мероприятий городских властей по снижению напряженности на рынке труда города и повышению занятости людей. За счет инвестиций осуществляется строительство новых жилых районов (Московский, Новая Ильинка, Минеево, Авдотьино), торговых и торгово-обслуживающих комплексов (Тополь, Магнит, Реал, Рио, Текстильный кластер, Метро, Бимаркт), крупных салонов по продаже различных марок авто по трассе на выезде в Кострому и на московском направлении. Создание рабочих мест в этих сфера трудовой занятости привлекает квалифицированные кадры рабочих и специалистов, женщин и молодежь .
В ближайшей перспективе появятся новые рабочие места в связи со строительством завода металлоконструкций (в настоящее время создано уже 800 рабочих мест) и комплекса «Текстильный кластер» по производству искусственного волокна и технических тканей (15 млн. погонных метров ткани в год). Формируется бизнес-центр «Славянский» по производству
и реализации строительно-отделочных материалов и мебели. Предполагается открытие в нем около 1000 рабочих мест. Индустриальный парк «Иванов-Вознесенский» размещаемый на 82 гектарах земли уже объединяет 300 малых и средних предприятий, на которых занято около 7 тысяч работников. Предполагается довести этот индустриальный парк до 500 предприятий с увеличением численности рабочих мест. В городе запущена первая линия завода по производству газобетонных блоков производительностью 622 куб. метров в сутки, инвестиции в проект составили около 500 млн. рублей - это также повысило уровень занятости части населения города.
В настоящее время безработица в городе Иванове имеет четкую тенденцию к ее сокращению. Если в 90-е годы прошлого века уровень безработицы в городе Иванове превышал 10%, то в начале XXI века ситуация в городе на рынке труда стала существенно меняться. Так, на завершении первого десятилетия в 2010 году уровень безработицы составил 1,2%, 2011 году - 1,17%, 2012 году - около 1%, 2013 году (с января по июль) - 0,4%. Уровень трудоустройства составил в эти году 69%, что превышает среднероссийский показатель. В настоящее время Ивановская область находится на 32 месте по уровню безработицы.
В настоящее время в городе на учете в качестве безработных состоят 1016 человек (это меньше в 1,5 раза с аналогичным периодом 2012 года и в 4 раза меньше, чем в 2010 году). Напряженность на рынке труда в 2013 году составила 0,2 человека/ место (в 2011 году этот показатель составлял - 1,2 человека/ место). Однако средняя продолжительность безработицы в городе возросла с 4,9 месяца в 2011 году до 6,2 месяца в 2013 году (первая половина года). Структура безработицы также изменялась, если в 2011 году из числа безработных женщины составляли 48,%, то уже в 2013 году (первая половина года) -- 53,5%, сохраняется общая тенденция «женского лица безработицы». Среди молодежи процент безработных снизился с 21,2% в 2011 году до 17,2% в 2013 году (первая половина года).
Снижению безработицы способствуют также меры по психологической поддержке, и социальной адаптации безработной части населения в городе. За два с половиной года эти виды поддержки получили более 400 граждан, в том числе в «Клубе ищущих работу» и на курсах «Новый старт» прошли социальную адаптацию более 200 человек.
Среди мероприятий, проводимых по снижению безработицы в городе, следует отметить поддержку частных работодателей малого и среднего бизнеса по открытию ими новых рабочих мест для инвалидов. Закон Российской Федерации от 1.01.2008 года «О развитии малого
и среднего предпринимательства» предусматривает материальное стимулирование и льготы частным работодателям, реализующим это положение закона на практике. Так, частными работодателями в Иванове было создано 104 рабочих места для трудоустройства инвалидов, за такой вид социальной деятельности они получили компенсации, которые составили около 4,5 млн. рублей.
Для поддержки людей, потерявших работу, зарегистрированных в качестве безработных, и активно ищущих ее в законодательном порядке выделяются денежные пособия по безработице. Из общего числа безработных в городе получают такое пособие в 2011 году 88,2%, а в 2013 (первая половина года) уже 87,4%.
Особое место среди мер на рынке труда города являются предупреждения безработицы среди лиц, высвобождающихся из мест лишения свободы. Сотрудники Центра занятости проводят информационные встречи в учреждениях ФГУ СИЗО Управления исполнения наказания Ивановской области для граждан, подлежащих высвобождению из мест лишения свободы. Такие информационные встречи организуются ежеквартально в соответствии с Центром занятости и Управлением ФСИН России по Ивановской области. Граждане, освобождающиеся из мест заключения, получают информацию о наиболее востребованных профессиях на рынке труда, профессиях, по которым Центр занятости проводит подготовку и переподготовку, повышение квалификации и др.
Проблема труда и занятости в Иванове выходит на качественно новый уровень и растет потребность в высококвалифицированной рабочей силе. Если в 2011 году работодатели заявили в Центр занятости о 4021 вакансии, то в 2013 году (первая половина года) - уже о 12038 вакансиях, за этот период Центром занятости было проведено 21 ярмарка вакансий. Среди востребованных и предложенных работодателями вакансий первое место занимают высококвалифицированные рабочие кадры: строители, водители автомашин, слесари-наладчики и слесари-ремонтники; машинисты подвижного состава, а также бульдозеров, экскаваторов, кранов; наладчики оборудования, электромонтеры, электро-газосварщики; стропальщики, токаря. Следующей группой, отражающей потребности работодателей, являются: специалисты различных видов инженерной деятельности, технологи, менеджеры, программисты, операторы персональных компьютеров. Группу, наиболее востребованных работодателями работников, в сфере услуг составляют: медицинские работники среднего и высшего звена, преподаватели технических дисциплин в колледжи и университеты, охранники
в офисы и учреждения, работники ресторанов и вспомогательного состава в них.
Острое социальное звучание в ответах респондентов приобрела проблема делинквент-ного поведения отдельных жителей города, т.е. поведения связанного с правопреступными действиями (9%), алкоголизмом (15%), наркоманией (5%) и коррупцией (2%). Этот тип поведения вызывает у городских жителей состояние социальной фобии (страха, боязни за свою жизнь и жизнь детей, за сохранность имущества). Более 100 ответов респондентов указывают на неудовлетворительное состояние действий властных и правовых институтов в борьбе с правонарушениями в городской среде, т.к. количество запротоколированных правонарушений в различных формах возросло. Понимание природы данных явлений различное. Причины их кроются как в социально-биологической, так и экономической природе. Безработица, растущее расслоение в обществе по доходам и уровню жизни (по показателю дифференциации доходов, децильному коэффициенту разность в доходах между 10% населения с высокими доходами и 10% с минимальными доходами в России составляет от 17 до 50) являются питательной основой для правонарушений. Численность зарегистрированных правонарушений в стране возросла с 1,83 млн. случаев в 1990 году до 2,95 млн. случаев в 2000 году. Высокая тенденция роста числа правонарушений сохраняется и в настоящее время (в 2010 году они составили 2,63 млн. случаев). За десять лет с 1990 и по 2000 год возросли правонарушения, связанные с убийством и покушением на убийство, изнасилованием и попытками к подобному действию; кражи составили более миллиона фактов, усилились преступления связанные с оборотом наркотиков (с 16,3 до 243,6 тысяч фактов). Количество лиц совершивших преступные деяния увеличилось с 897,3 тысяч человек до 1,74 млн. человек. Наиболее активными преступниками являлись лица от 25 до 50 лет, как среди мужчин, так и женщин. Кроме того наблюдался рост численности экономических преступлений, в таких формах как подкуп, взятки, преднамеренное банкротство предприятий, нецелевое расходование финансовых средств. В городе Иванове количество зарегистрированных правонарушений за 1990 - 2010 гг. возросло в 2 раза, однако за период 2000 -2010 гг. проявилась тенденция к их снижению на 28% [2]. Опасность составляют повторные правонарушения со стороны лиц, вернувшихся из мест заключений, неумение и нередко нежелание адаптироваться в нормальной гражданской жизни (в городе выявлено треть подобных преступлений от их общего числа). Семейные проблемы, обусловленные низким уровнем жизни, склонностью к пьянству со стороны обеих сторон, также подталкивает людей к право-
нарушениям, вплоть на покушение на жизнь (доля пьяной преступности составила только в текущем году 16,7% от всех совершаемых преступлений) Сохраняется опасность и в связи с растущей наркоманией отдельных групп людей, что особенно тревожно, со стороны молодежи. Опасными для здоровья являются органические и неорганические, синтетические наркотические вещества. Количество правонарушений, связанных с употреблением наркотических веществ, имеет тенденцию к росту (за последние 5 лет уровень потребления этих веществ возрос более чем на 50 %).
Перед властными органами поставлена задача по предупреждению алкоголизма и предотвращению совершаемых на этой основе преступлений среди части жителей города. Для ее решения разработан комплекс организационно-экономических, медицинских и профилактических мероприятий, определяемых Программой «Обеспечение безопасности граждан и профилактика правонарушений в Ивановской области». Среди конкретных мер следует выделить такие как: ограничение времени и места продажи спиртосодержащей продукции, повышение цены на крепкие алкогольные напитки, контроль со стороны общественности за местами продажи алкоголя, издание информации, содержащей профилактическое разъяснение о вреде алкоголя, расширение движения «За здоровый (трезвый) образ жизни».
Решение проблемы правопреступных действий связано с комплексом мер, выработанных в подпрограмме «Профилактика правонарушений, борьба с преступностью и обеспечение безопасности граждан». Она предполагает снижение уровня повторной преступности, пьянства и безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, незаконной миграции и наркомании. Повышается роль в этой работе участковых полицейских особенно в местах города с высокой криминогенной обстановкой, обеспечение их мобильной связью и транспортом, в профилактике правонарушений среди населения..
Проблема наркомании требует также решительных и иногда жестких мер борьбы. На это указывали респонденты. В Ивановском регионе преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков имеют тенденцию к росту. В качестве мер по борьбе с наркоманией Государственный антинаркотический комитет поставил задачу перед сотрудниками управления наркоконтроля усилить оперативно-розыскные меры по пресечению каналов поставки наркотиков в города, создание системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц. Областная и городская наркологическая службы реализуют трехэтапную программу реабилитации наркозависимых людей. Она включает
в себя стационарную и амбулаторную реабилитацию и постреабилитационное сопровождение, направленное на возвращение наркозависимых людей к полноценной жизни. К длительной ремиссии наркозависимых лиц подключаются общественные и негосударственные реабилитационные центры Ивановской и Кине-шемской епархий Русской православной церкви, организации психотерапевтической помощи. В сферу противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ подключается Программа «Профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечение безопасности граждан».. В настоящее время по данным областного управления наркоконтроля пресечена поставка крупной партии амфетамина (клубного наркотика). В городе стала действовать антинаркотическая программа» Мир против наркотиков». движение « За здоровый образ жизни». Вступил в действие Указ о запрете в общественных местах употребления табачных изделий от 1.06.2013 г.
Проблема коррупции хотя и не имела большого массива ответов у респондентов, но она была названа в числе острых социальных проблем городской среды. По некоторым данным политиков Россия занимает 154 место по коррупции в мире, По заявлению генпрокурора страны ущерб от коррупции только в 2012 году составил 21 млрд..рублей, а число преступлений, связанных с коррупционными действиями, возросло на 80%. В Ивановском регионе перед правооранительными органами поставлена задача усиления контроля за деятельностью должностных лиц и совершенствование законодательных актов направленных на антикоррупционную практику.. О срастании некоторых представителей правоохранительных органов с торговым бизнесом свидетельствуют множественные факты. Подобные действия в Москве на Матвеевском рынке, связанные с избиением работника правоохранных органов на глазах у полицейских, в Иванове - избиение работника патрульно-дорожной службы сыном депутата областной Думы и многое другое вызывают справедливое возмущение у жителей городов. Часто выявляемые подкупы работников городской администрации в различных городах страны, присвоение (воровство) крупных сумм денежных средств (нередко это уже не миллионы, а миллиарды рублей) банковскими и предпринимательскими структурами, дело по бывшему министру обороны страны - все это факты коррупции, разъедающей власть и наносящие непоправимый ущерб политике страны.
В качестве мер преодоления коррупции предусматривается огласка выявленных коррупционных фактов (взятки, подкуп, «крышева-ние» преступных действий), фактов срастания государственных чиновников с представителями криминального бизнеса (казино, игорный
бизнес, подпольный контрфакт - видео, музыкальные диски, алкоголь), ужесточение законодательства за подобные действия.
Проблема обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях является социально значимой проблемой, выделенной респондентами, среди городских проблем. Эта проблема обострилась уже в начале текущего десятилетия в связи с ростом рождаемости детей, чего не наблюдалось в 90-е годы прошлого столетия. Острота этой проблемы заявила о себе и еще в связи с тем, что в 90-е годы многие промышленные предприятия просто списывали дошкольные детские учреждения со своего баланса, или они были приватизированы частными лицами и использовались не по назначению, а в качестве торговых складов, офисов или магазинов (в 1990 году детских учреждений насчитывалось 237 единиц, к 2010 году их численность в городе сократилась практически вдвое, составив 124 объекта).
Городская администрация в настоящее время решает задачу строительства новых детских дошкольных учреждений и реконструкции бывших детских учреждений, занятых частным бизнесом под непрофильные заведения, в целях увеличения количества мест для детей в дошкольных учреждениях и ликвидации дефицита в этих социально важных детских учреждениях. В настоящее время обеспеченность местами для детей дошкольного возраста в городе составляет 84,7%, к концу 2013 года она составит 85% (в 2012 году обеспеченность местами детей в дошкольных учреждениях составляла 77%). Однако при этом, остается острой проблемой обеспеченность местами детей от 1,5 до 3 лет.
Меры, предпринимаемые в городе администрацией. Если проследить динамику решения этого вопроса, то следует отметить, что с 2007 года и по настоящее время (2013 г.) введено около 3000 мест в дошкольных учреждениях города, а только за 2012-2013 гг. будет введено 1500 мест для детей. В 2013 году вводятся детские дошкольные учреждения на 470 мест, в проекте до 2017 года еще на 680 мест. Строятся детские дошкольные учреждения в микрорайонах Новая Ильинка, Московский, Авдотьи-но. На преодоление дефицита в местах для дошкольников в детских учреждениях направлены как федеральные субсидии (432 млн. рублей), так и инвестиции из областного бюджета (164 млн. рублей). Исходя, из этого финансирования предполагается, что к 2017 году проблема с местами для детей в детских дошкольных учреждениях будет полностью решена.
Новым явлением в городе стало открытие первого частного детского сада, под названием «ВундерКинд». Это частное заведение гаран-
тирует различные услуги, касающиеся здоровья детей (осмотр детским врачом), воспитания детей (музыкальные, спортивные, художественные занятия), формирования у детей правильной речи (услуги логопеда) и др. Конечно, оплата в таком частном детском саду за ребенка составит в месяц 12 тысяч рублей, что, конечно, большой части семей это дорого. Однако заявки на посещение детьми подобного детского учреждения свидетельствуют о его наполняемости.
Не прошла мимо респондентов и проблема жилищно-коммунального хозяйства. 12% ответов респондентов высказались по данной проблеме, оценив ее состояние как неудовлетворительное. Объяснение причин такой оценки множество, но, в первую очередь, людей беспокоят тарифы на коммунальные услуги, рост которых в текущем году составил по теплоснабжению - 13,9%, электроснабжению - 1215%, газоснабжению - 15%, водоснабжению -7Ю1%, водоотведению - 7,1%. По данным РИА «Аналитика» Ивановская область входит в число регионов с самыми высокими тарифами на коммунальные услуги, до 11% своих доходов жители отдают за них. Общая задолженность управляющих компаний перед ресурсоснаб-жающими организациями по городу Иванову составляет 1700 млн. рублей. Много жалоб у населения на управляющие компании, недаром жители города называют их «черными дырами», выкачивающими их деньги и не предоставляющие услуги в нормальном качестве и объеме. Такое положение используется многими политиками, которые в своих предвыборных баталиях набирают себе электорат за счет критики управляющих компаний. По мнению аналитиков, зачастую сфера ЖКХ криминализирована, схемы отмывания средств отработаны и активно практикуются управляющими компаниями. В знак протеста против такого положения в некоторых городах страны организовано движение «За справедливое ЖКХ», вводится мораторий на оплату пресловутого ОДН. В мировой практике управление ЖКХ находится в сфере государства и муниципальных органов. Задачи городских властей навести порядок в этой важной для городской среды сфере, влияющей на жизнь и настроение людей. Публичность и прозрачность действий управляющих компаний будет залогом преодоления резкого взлета тарифов на коммунальные услуги.
Проблема анализа социальных проблем городской среды не ограничивается вышеуказанными вопросами. Социальные проблемы это сама наша жизнь и от того, как они решаются, зависит социальное самочувствие городских жителей, их уверенность в будущее, доверие и поддержка действий городской администрации.
Литература
- Периодические материалы из областной газеты «Рабочий край» от 16 июля, 13 августа, 3 и 15 сентября 2013 года
- АиФ. 8-14 мая 2014 года, N19, с.5
- Статистический справочник. Город Иваново в 2010 году. - Иваново.2011.
- Иваново-Вознесенск. Иваново - 140 лет: летопись в цифрах и фактах. Статистический сборник. - Иваново.2011.
- Российский статистический ежегодник. 2001 - М. 2011.
- Данные УВД по Ивановской области за 2010 г.