Научная статья на тему '"СОЦИОЛОГИЯ" ЕВГЕНИЯ ДЕ РОБЕРТИ В СОБРАНИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ КФУ'

"СОЦИОЛОГИЯ" ЕВГЕНИЯ ДЕ РОБЕРТИ В СОБРАНИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ КФУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
464
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ / ДЕ РОБЕРТИ Е. В / БИОСОЦИАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА / ПОЗИТИВИЗМ / МЕТОДОЛОГИЯ / РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / HISTORY OF SOCIOLOGY / DE ROBERTI E. V / BIOSOCIAL HYPOTHESIS / POSITIVISM / METHODOLOGY / RUSSIAN SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чигрина Н.В.

В статье анализируется творческое наследие одного из пионеров русской социологической науки Евгения Валентиновича Де Роберти, имя которого довольно мало известно широкой социологической общественности, а также студентам, изучающим социологию. Однако в фондах Научной библиотеки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского есть его монография с красноречивым названием «Социология». Статья ставит своей целью ознакомить читателей с фактами биографии ученого, историей появления этой книги и изложенными в ней главными мыслями и идеями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SOCIOLOGY" OF EVGENY DE ROBERTI IN COLLECTION OF SCIENTIFIC LIBRARY OF THE CFU

In the article creative heritage of one of pioneers of Russian sociological science of Evgeny Valentinovich is analysed De Roberti, the name of that is small enough known to wide sociological public, and also students, studying sociology. However in the funds of the Scientific library of the Crimean federal university of the name V.I. Vernadsky there is his monograph with the eloquent name «Sociology». The article puts the aim to acquaint readers with the facts of biography of scientist, history of appearance of this book and the stated in her by main ideas and ideas.

Текст научной работы на тему «"СОЦИОЛОГИЯ" ЕВГЕНИЯ ДЕ РОБЕРТИ В СОБРАНИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ КФУ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 4. С. 12-19.

УДК 316

«СОЦИОЛОГИЯ» ЕВГЕНИЯ ДЕ РОБЕРТИ В СОБРАНИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ КФУ

Чигрина Н. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: nchigrina@cfuv.ru

В статье анализируется творческое наследие одного из пионеров русской социологической науки Евгения Валентиновича Де Роберти, имя которого довольно мало известно широкой социологической общественности, а также студентам, изучающим социологию. Однако в фондах Научной библиотеки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского есть его монография с красноречивым названием «Социология». Статья ставит своей целью ознакомить читателей с фактами биографии ученого, историей появления этой книги и изложенными в ней главными мыслями и идеями. Ключевые слова: история социологии, Де Роберти Е. В., биосоциальная гипотеза, позитивизм, методология, русская социология.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе работ по оцифровке книг, хранящихся в фондах Научной библиотеки университета, мы обратили внимание на издание 1880 года из собрания А. М. Крицкого [1], имение которого находилось в Крыму. Но нас привлекло, скорее, не это, хотя сама история того, как это книжное собрание пополнило фонды университетской библиотеки, заслуживает отдельного рассказа. Заинтересовало то, что в библиотеке потомственного дворянина, по профессии инженера, который служил на Александровском заводе, некоторое время возглавлял Санкт-петербургский вагоностроительный завод, и до конца своей жизни был техническим директором Балтийского вагоностроительного завода вдруг оказались издания, когда-то запрещенные Главным управлением по делам печати: «Социология» Е. Де Роберти (СПб., 1880), «История рабочего движения в Англии» С. и Б. Вебб (СПб., 1899) и др. Понимая, что российская интеллигенция конца Х1Х - начала ХХ века была довольно либеральной, мы все же обратили внимание на название книги «Социология». Очередная переводная работа? Но что это за социолог, которого, в отличие от Конта, Спенсера и Дюркгейма, мы не знаем? Что представляет собой персона Е. Де Роберти, и каковы его социологические взгляды? Именно это и вызвало необходимость изучить эту проблему и рассказать о ней читателям журнала.

12

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Ознакомление с исследовательской литературой позволяет, с одной стороны, разобраться с особенностями биографии Е. Де Роберти, на которые указывали его современники - П. Л. Лавров [2], Н. Хлебников [3], М. Е. Ковалевский [4] и некоторые другие авторы. Действительно, жизненный путь Евгения Де Роберти был довольно извилистым и сложным, и, пожалуй, наиболее полно его описали доктор философских наук И. А. Голосенко [5, 6, 7], и доктор философских наук Б. В. Емельянов [8], на работы которых мы будем опираться, излагая биографию Де Роберти.

Итак, Евгений Валентинович Де Роберти де Кастро де Ля Серда (вот каково его полное имя, в котором «Де» иногда пишется со строчной буквы) рожден в 1843 году в России, хотя в его роду есть испанцы, португальцы и французы. В России его предки появились примерно за век до его рождения, кода один из них, будучи призванным на военную службу Елизаветой Петровной, остался в России. Семейство Де Роберти процветало на новой родине, приняв при Павле русское подданство, а также приумножив пожалованные земли в Тверской губернии.

Сам Евгений учился вначале в Александровском лицее, который окончил с медалью, а затем с 1862 года в течение двух лет - в Московском университете. Однако, как было модно в середине Х1Х века, дети богатых людей получали образование за границей. Не стал исключением и Евгений Де Роберти, который переходил из одного немецкого университета в другой, отдавая предпочтение изучению гуманитарных дисциплин. Кстати, именно в Гейдельбергском университете, славившемся своим гуманизмом, помнившем лекции Гегеля и Шлоссера, Де Роберти общался с И. Мечниковым, с которым сохранил теплые отношения на долгие годы.

Однако, будучи, как и многие молодые люди, романтиком, Де Роберти увлекся учением О. Конта, читая его труды, общаясь, по свидетельству И. А. Голосенко [8], с последователями Конта, Де Роберти начал поиск путей к социальной справедливости. Об этом, в частности, говорит его диссертация, анализирующая социально-политическое устройство Новгородской республики, защищенная в 1864 году в Иенском университете. Таким образом, уже в двадцать один год Евгений Де Роберти стал доктором философии.

Нужно сказать, что убежденность Де Роберти в том, что современной ему философии присуща умозрительность, уводящая ученых от реальной жизни, привела его к изучению жизни людей в разных странах, к встречам с такими людьми, как А. И. Герцен, которые, в совокупности, убедили его в необходимости написания ряда работ, которые впоследствии сам же Де Роберти считал непоследовательными и слабо аргументированными. Тем не менее, по свидетельству ряда биографов Е. Де Роберти [8, 9], он печатался не только в российских журналах, пропагандировавших позитивизм, но и в издававшемся во Франции журнале «Позитивная философия» ("La philosophie positive").

Вернувшись в Россию, Де Роберти стал работать в Министерстве финансов и в 1869 году выступил с довольно объемной монографией «Политико-экономические

13

этюды» [10]. Не всегда последовательные положения этой книги, в которой он, тем не менее, справедливо призывает «политическую экономию сотрудничать с социологией», судя по всему, продиктованы его знакомством с книгой Дж. Стюарта Милля «Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии», которая несколько позднее вышла и в России [11]. Заметим, что Е. Де Роберти выступал здесь с критикой некоторых положений, содержащихся в «Капитале» К. Маркса. Как бы то ни было, отметим знакомство автора с основами марксизма.

В этой же книге Де Роберти стал подвергать сомнению положения классиков позитивизма, в частности, О. Конта, что особенно ярко проявилось в книге «Социология», ставшей предметом нашей статьи. Однако, прежде чем перейти к характеристике ее положений, отметим, что Евгений Де Роберти до конца своей жизни активно публиковал довольно смелые трактаты и статьи, в которых «пытается доказать неизбежность смены видения мира, основанного на теологии и метафизике» [8, с. 100]. В конечном счете это привело к тому, что его произведения арестовывались, уничтожались и изымались из государственных библиотек, а сам Евгений Де Роберти практически до 1911 года выехал в Париж. Там он участвовал в работе «Общества социологии», затем в работе Международного института социологии, в организации мировых конгрессов социологов в 1900, 1903, 1909 и 1912 гг.

По возвращении в Россию Де Роберти руководил кафедрой социологии в частном (приватном) Психоневрологическом институте, читая довольно объемный курс общей социологии. Кстати, одним из молодых ассистентов этой кафедры был Питирим Александрович Сорокин - классик мировой социологии. Однако в то время он активно помогал Е. Де Роберти и М. Ковалевскому издавать серию сборников «Новые идеи в социологии», в которых Де Роберти активно печатался. Именно в этих публикациях Де Роберти начал исподволь подходить к идее преобразования позитивизма в неопозитивизм, которая окончательно прозвучала в его статье «Неопозитивистская школа и новые течения в современной социологии» [12].

Отметим, что некоторые идеи, изложенные Де Роберти в его работах, опубликованных в начале ХХ века, а также прочитанные им курсы лекций не могли не оказать влияния на отдельные идеи П. Сорокина, которые, на наш взгляд, просматриваются в ряде его работ, особенно раннего периода.

Евгений Де Роберти, судя по его наброскам начала 10-х годов ХХ века, был полон идей и замыслов, которым, увы, не удалось сбыться. 8 (21) мая 1915 года в своей усадьбе в деревне Валентиново (Валентиновка) он был убит с целью ограбления злоумышленником, который, к тому же оказался умалишенным. Похоронен Евгений Валентинович Де Роберти был в Петербурге на Волковом кладбище.

Поскольку современные исследователи [8] иногда называют Де Роберти философом, обратимся к нашему изданию под названием «Социология» [13], в подзаголовке которого значится: «Основная задача ее и методологические особенности, место в ряду наук, разделение и связь с биологией и психологией».

14

Мы намеренно не даем критических оценок положениям книги, а только бережно воспроизводим суть ее содержания, предоставив читателям возможность делать самостоятельные выводы, обратившись непосредственно к этому труду, находящемуся в фондах Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки Крымского федерального университета.

Итак, в книге содержится 11 глав, сгруппированных автором в 4 тематических блока:

Блок 1 «Основная задача и методологические особенности социологии».

В него входит три главы: 1) Вместо вступления; 2) О методе в социологии; 3) Абстрактные и конкретные науки.

Отметим, что уже само название глав, не говоря уже об их содержании, позволяет считать автора больше социологом, чем философом.

В первых трех главах книги Де Роберти ставит и анализирует 21 вопрос, резюме которых сводится к следующему [13, с. 77-80]: «Вопрос сводится к тому, чтобы поднять социологию на степень естественной науки об обществе, но для достижения этой цели прежде всего необходимо освободиться от некоторых распространенных заблуждений относительно условий, свойственных наблюдаемым в области социальной науки явлениям» (с. 77).

Автор предлагает «единственный возможный» способ исследования - метод сравнительного и аналитического описания и подчеркивает, что социология «нуждается главным образом в научной классификации и целесообразном распределении огромного числа фактов и наблюдений, составляющих результат накопленного опыта прошедшего, переданный нам путем традиции и ежедневного опыта настоящего, в котором значительная часть, а именно наследственные приспособления к психологическому и социологическому наблюдению, несомненно, также принадлежат прошедшему» (с. 78). Поскольку, по мнению Е. Де Роберти, философами, историками, экономистами прошлого эти факты и наблюдения носили преимущественно умозрительный характер, его вердикт категоричен: «Таким образом, анализ и классификация уже известных фактов должны по большей части быть начаты сызнова» (с. 79).

Смысловой блок 2 также призван, с одной стороны, определить роль и место социологии в ряду гуманитарных наук, а с другой стороны, показать взаимодействие социологии с другими науками. Этот блок так и называется: «Место социологии в ряду наук».

В него входят две главы: 4) Постановка вопроса; 5) Общие данные о международной классификации социологии. В них, используя понравившуюся ему форму подачи материала, Де Роберти поднимает 13 вопросов, резюме которых сводится к следующему: (с. 137-144):

Рассуждая об учении Герберта Спенсера, Роберти выдвигает несколько тезисов: 1) «Между науками неорганического мира с одной стороны, и биологией и социологией с другой, существует, действительно, резко очерченная естественная граница, неизгладимая черта разделения» (с. 138). В отличие от Спенсера, Роберти видит эту границу в области метода (см. с. 139).

15

«Здесь, между группами наук, различия в способах и методах исследования выступают с несравненно большей силой и очевидностью, нежели внутри каждой науки, взятой отдельно. Биология и социология составляют одну группу, физика и химия - другую, математика и общая часть механики - третью; и каждая из них исследует свою область явлений иначе, чем остальные» (с. 140).

Дистанцируясь от Спенсера, который считал социологию и биологию конкретными науками, Роберти называл их абстрактными (с. 140), поскольку в исследованиях, проводимых этими науками, присутствует «процесс научного отвлечения, и само описание служит лишь подготовлением (термин Е. Де Роберти -Н.Ч.) к этому процессу; описывая, мы, в сущности, уже анализируем» (с. 141).

В современной социологии подобный процесс характеризуется по-иному, включая в себя концептуализацию и операционализацию интерпретируемых понятий, но не стоит забывать когда написана книга Де Роберти и на каком уровне тогда находились социология и ее методологическая составляющая.

Блок 3 «Деление социологии» также состоит из двух глав: 1) Постановка вопроса и 2) Общие данные о внутренней классификации социологии.

В них Е. Де Роберти излагает свои взгляды по 9 вопросам: 1) Трудности задачи. - Определение в науке. - Мнения Милля и Кернса. 2) Цель социологии. - Типы или общие формы ассоциаций. - Деления a priori и а posteriori. 3) Сравнение социологии с другими науками. - Сходства и различия. - Эмпирические условия, объясняющие различия в степени делимости, представляемой разными отделами знания. -Низшие и высшие науки. Здесь его позиция заключается в том, что низшие науки изучают простые явления, а высшие - более сложные (с. 153). 4) Разделение труда в группе наук экспериментальных и наук описательных. - Специализация в области естественной истории общества и синоптизм в области естественной науки об обществе. Автор в достаточно сложной форме пытается представить классификацию такого разделения труда, характеризуя далее 5) Хаос в области современного обществознания..., 6) Характеристическая особенность естественной науки об обществе или общей социологии, 7) деление социологии на статику и динамику. - Анатомия, физиология и патология общества, 8) Дальнейшие подразделения общественной статики и динамики.

В конце блока он предлагает 9) Изучение органов и отправлений общественного союза. - История. - Статистика. - Изучение внешних условий или среды, окружающей общество (социальная мезология).

Последнюю он представляет как «.. побочный или вспомогательный род описания, который имеет место при всяком рациональном изучении биологических явлений; это аналитическое и сравнительное описание «среды» или внешних жизненных и социальных условий, влияющих так или иначе на внутреннее устройство и отправления биологических индивидов и их социальных группировок, и находящихся с этим устройством и функциями в постоянном и определенном отношении» (с. 186).

Наконец, четвертый блок носит название «Отношения социологии к биологии и психологии.

16

В четырех главах этого блока автор анализирует точки зрения современных ему ученых - Льюиса, Шеффле, Литре, которые дискутировали с Контом. Отдельно касается он и отношений биологии и социологии, а также психологии и социологии. Наконец. В главе 11) «Вместо заключения», Де Роберти подводит итоги своих научных рассуждений, становясь на позиции монизма. Одна из высказанных им мыслей заключается в том, что: «Наука есть путь или указатель пути к истине, философия также. Всякая философия объясняет мир по-своему. Но готовому объяснению предшествует, как причина следствию, способ объяснения. И этими различными способами и дифференцируются, в конечном анализе, все мировоззрения, все философские системы» (с. 364, 365).

ВЫВОДЫ

Во-первых, изложенные в монографии «Социология», а также в других произведениях Евгения Де Роберти положения свидетельствуют о том, что в России появились ученые (а мы можем, наряду с Де Роберти, назвать имена М. Ковалевского, П. Лаврова, их учеников П. Сорокина и К. Тахтарева и многих других российских социологов), взгляды которых оказали большое влияние на последующее развитие социологии.

Во-вторых, книга Евгения Де Роберти характеризует стремление автора «органично соединить идеи социального прогресса, верность науке с повышенным вниманием к человеческому измерению целостности истории, социума...» [9]. Кстати, эти гуманистические идеи были характерны именно для российских социологов, которые подвергались гонениям не только со стороны царского правительства, но и со стороны сменивших его большевиков. Как писал в своей монографии, анализируя «сельскую социологию» В. А. Чигрин [14], известный во всем мире специалист по социологии крестьянства Теодор Шанин подчеркивал, что именно в СССР 1920-х годов наблюдался расцвет исследований села. «И об этом можно судить не только по количеству, но и по качеству идей и методологий, как можно лучше выраженных на вершине научного истэблишмента в те времена» [15]. Но судьбы П. Сорокина А. Чаянова, Н. Кондратьева, Л. Юровского, Н. Макарова, М. Челинцева, В. Немчинова, А.Гастева и других ученых, которые были либо расстреляны, либо осуждены, либо вынуждены жить и работать на чужбине, показывают, сколь тернист путь социологии и социологов.

Наконец, в-третьих, еще одна особенность книги состоит в том, что автор, пожалуй, впервые, попытался оторваться от предшественников в поиске методологии и методов, характерных для социологии. Здесь мы не можем не отметить, что известный классический труд Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» вышел в 1895 году в Париже, а французский перевод «Социологии» Де Роберти вышел на 14 лет раньше.

Какими бы противоречивыми ни были взгляды Евгения Валентиновича Де Роберти, его работы, в том числе «Социология», еще ждут своего читателя и исследователя.

17

Список литературы

1. Калмыкова М. М. Личные книжные собрания в фондах Научной библиотеки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского (1918-1940) : к 95-летию основания Таврического университета / М. М. Калмыкова; под ред. А. А. Непомнящего. - Симферополь : ДИАИПИ, 2013. - 312 с. - (Серия : «Биобиблиография крымоведения» ; вып. 20).

2. Стоик П. (П. Л. Лавров) Единственный русский социолог / П. Л. Лавров // Дело. - 1879. - № 12. -С. 206-251.

3. Хлебников Н. Новые явления в нашей позитивистской и дарвинистской литературе. Социология Евгения Де Роберти / Н. Хлебников // Киевские университетские известия. - 1880. - Т. 3. - С. 50.

4. Ковалевский М. Е. Де Роберти / М. Е. Ковалевский // Вестник Европы. - 1915. Кн. 5. - С. 323.

5. Голосенко И.А. История русской социологии Х1Х-ХХ веков / И. А. Голосенко, В. В. Козловский. -М.: Онега, 1995. - 288 с.

6. Голосенко И. А. Де Роберти Евгений Валентинович / И. А. Голосенко, Н. И. Сербенко // Социологи России и СНГ Х1Х-ХХ веков. Библиографический справочник. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 368 с.

7. Голосенко И. А. Евгений Де Роберти: интеллектуальный профиль / И. А. Голосенко // Социологические исследования. - 2001. - № 2. - С. 99-107.

8. Емельянов Б. В. Русский философ Евгений Валентинович де Роберти де Кастро де Ля Серда / Б. В. Емельянов. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/russkiy-filosof-evgeniy-valentinovich-de-roberti-de-kastro-de-lya-serda: Дата обращения 29.07. 2017.

9. Бузук Лилия Геннадьевна. Гиперпозитивизм Е.В. де Роберти: историко-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Бузук Лилия Геннадьевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2009. - 166 с.

10. Политико-экономические этюды Роберти Е. В. - СПб. 1869 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/50946: Дата обращения 27.07 2017.

11. Милль Джон Стюарт. Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии (в 2-х томах). - С.-Петербург: Типография М. Стасюлевича, 1874.

12. Де Роберти Е. В. Неопозитивистская школа и новые течения в современной социологии / Е. В. Де Роберти // Вестник Европы. - 1912. - № 12.

13. Де Роберти Е. В. Социология. Рубрика «Международная научная библиотека». - С-ПЕТЕРБУРГ. Типография М. М. Стасюлевича, 1880. - 368 с.

14. Чигрин В. А. Сельская молодежь: опыт комплексного социологического анализа / В. А. Чигрин. -Мелитополь: ЗИГМУ-ТГАТА, 2006. - 384 с. (на укр. яз.).

15. Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ. / Сост. Т.Шанин; под ред. А. В. Гордона. - М.: Издательская группа "Прогресс"-"Прогресс-Академия", 1992. - С. 21.

«SOCIOLOGY» OF EVGENY DE ROBERTI IN COLLECTION OF SCIENTIFIC LIBRARY OF THE CFU

Chigrina N. V.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: nchigrina@cfuv.ru

In the article creative heritage of one of pioneers of Russian sociological science of Evgeny Valentinovich is analysed De Роберти, the name of that is small enough known to wide sociological public, and also students, studying sociology. However in the funds of the Scientific library of the Crimean federal university of the name V.I. Vernadsky there is his monograph with the eloquent name «Sociology». The article puts the aim to acquaint

18

readers with the facts of biography of scientist, history of appearance of this book and the stated in her by main ideas and ideas.

Keywords: history of sociology, De Roberti E. V., biosocial hypothesis, positivism, methodology, Russian sociology.

References

1. Kalmykova M.M., Personal book collections in the funds of the Scientific library of the Таврического national university of the name V.I. Vernadskogo (1918-1940): to the 95year of founding of the Таврического university, under red. А.А. Unremembering, 312 p. (DIAJPI, Simferopol, 2013). (Series: «Biobibliography of крымоведения»; V. 20).

2. Stoic P. (P. L. Lavrov), The Only Russian sociologist, Business, 12, 206 (1879).

3. Hlebnikov N., The New phenomena in our positivism and darwinist literature. Sociology of Evgeny De Роберти, The Kyiv university news, 3, 50 (1880).

4. Kowalewski М.Е., De Роберти, Announcer of Europe, Kn. 5, 323 (1915).

5. Golosenko I.A., Kozlovskij V.V., History of Russian sociology ofХ1Х-ХХ centuries, 288 p. (Onega, М., 1995).

6. Golosenko I.A., Serbenko N.I., De Roberti Evgeny Valentinovich, Sociologists of Russia and CIS of HIH-HH centuries. Bibliographic reference book, 368 p. (Jeditorial URSS, M., 1999).

7. Golosenko I.A., Evgeny De Roberti: intellectual profile, Sociological researches, 2, 99 (2001).

8. Emel'janov B.V., The Russian philosopher Evgeny Valentinovich de Roberti de Kastro de Lja Serda. Electronic resource. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/v/russkiy - filosof - evgeniy -valentinovich - de - roberti - de - kastro - de - lya - serda: Date of appeal 29.07. 2017.

9. Buzuk Lily Gennad'evna, Hyperpositivism of Е. V. de Roberti: historical and philosophical analysis: dissertation ... candidate of philosophical sciences: 09.00.03, 166 p. (MSRU, Moscow, 2009).

10. Politiko-jekonomicheskie etudes of Roberti E.V.(SPb., 1869). Electronic resource. Access mode: http://www.knigafund.ru/books/50946: Date of appeal 27.07 2017.

11. Mill' John Stjuart, Grounds of political economy with some of their applications to public philosophy (in 2th volumes) (Printing-house of M. Stasjulevicha, S.-Peterburg, 1874).

12. De Roberti E.V., Neopositivism school and new flows in modern sociology, Announcer of Europe, 12 (1912).

13. De Roberti E.V., Sociology. Heading is the «International scientific library», 368 p. (Printing-house of М. М. Stasjulevicha, S.-Peterburg, 1880).

14. Chigrin V.A., The Rural young people: experience of complex sociological analysis, 384 p. (ZIGMU-TGATA, Melitopol, 2006) [on ukr. jaz.].

15. Great stranger: peasants and farmers in the modern world: Trudged. with the eng, Sost. Т. Shanin; under red. A.V. Gordon, р. 21 (Publishing group "Progress"-"Progress-akademija", М., 1992).

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.