ФИЛОСОФИЯ
УДК 1 (091)
В. П. Кошарный
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (Е. В. ДЕ РОБЕРТИ)
Аннотация. Предмет работы - рассмотрение оригинального для своего времени метода историко-философского анализа, примененного известным русским философом и социологом Е. В. де Роберти, и полученных при этом результатов. Поскольку философия является продуктом и составной частью культуры общества, она входит в круг явлений, изучаемых социологией, и рассматривается как любой другой факт общественного развития. Параллельное изучение истории специальных наук и различных форм философии - важнейшая методологическая установка всякого историко-философского исследования. Обоснование социологического подхода к истории философии является важным вкладом в развитие методологии историко-философского исследования, как и открытие мыслителем эмпирического закона появления метафизических систем и самого общего закона развития философии. Делается вывод, что, поставив чрезвычайно важную и интересную проблему методологии историкофилософского исследования, де Роберти, остался в рамках позитивистского мировоззрения, что помешало ему последовательно реализовать имевшийся в идее социологического подхода эвристический потенциал.
Ключевые слова: эволюция философии, закон трех типов метафизики, история философии с социологической точки зрения, эмпирический закон появления метафизических систем, физико-химические, органические и надорганические факторы, отвлеченная социология, «чистое теоретическое знание».
V. P. Kosharnyy
SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE HISTORY OF PHILOSOPHY (E. V. DE ROBERTI)
Abstract. The subject of the article is consideration of the original, for its time, method of historic-philosophical analysis applied by the famous Russian philosopher E. V. de Roberti, and the results thereof. Due to the fact that philosophy is the product and the integral part of the social culture, it is included into the range of phenomena, studied by sociology and is considered as any other fact of social development. Parallel study of the history of special sciences and various form of philosophy is an important methodological purpose of any historical and methodological research. Substantiation of the sociological approach to the history of philosophy is an important contribution to the development of methodology of historical and philosophical research, as well as the discovery by the thinker of an empirical law of metaphysical systems occurrence and a general law of philosophy development.
The author concludes that after raising an extremely important and interesting problem of methodology of historical and philosophical research, de Roberti remained within the limits of positivistic world outlook that impeded his consecutive realization of heuristic potential exsiting in the concept of the sociological approach.
Key words: philosophy evolution, law of three types of metaphysics, history of philosophy from sociological point of view, empirical law of metaphysical systems occurence, physical-chemical, organic and superorganic factors, anstract sociology, «pure theoretical knowledge».
Евгений Валентинович де Роберти (полная фамилия: де Роберти де Кастро де ла Серда; 1843-1915) - российский социолог, философ и экономист испанского происхождения, представитель позитивизма, один из главных основоположников русской социологии, профессор Нового Брюссельского университета, профессор социологии (1908-1915) Психоневрологического института (Петербург). Окончил Александровский лицей (в Петербурге), затем учился в университетах Гейдельберга, Иены, где 24 ноября 1864 г. защитил докторскую диссертацию по философии «Некоторые разъяснения внутреннего устройства Великого Новгорода в средние века». В 1867 г. лицейский товарищ Е. В. Де Роберти Г. Н. Вырубов начинает издавать в Париже «Журнал позитивной философии», и молодой де Роберти становится на протяжении всех лет его существования активным автором. Свои первые статьи в нем он посвятил «Капиталу» К. Маркса и критике его политэкономического учения («Политическая экономия и социальная наука», «О некоторых законах политэкономии»). Эти и другие статьи де Роберти издал на русском языке в книге «Политико-экономические этюды» (1869). Содержащаяся в них критика марксизма была встречена с неодобрением в демократических кругах России [1]. Последующие годы он сотрудничает в газетах «Санкт-Петербургские ведомости», «Биржевые ведомости», «Новости», в журналах «Знание», «Слово», «Критическое обозрение».
Разделяя общие принципы философии позитивизма, де Роберти критически относился и к ряду положений философии О. Конта. В статье «Наука и метафизика» (Знание. - 1875. - № 5) он наметил отправные точки своих будущих взглядов в области философии. Статья содержала в зародыше несколько основополагающих идей, которые позднее приобрели более разработанную, более определенную форму, особенно закон об отношении науки с философией, закон трех типов философии (идеализм, материализм, сенсуализм), критику контовского закона «трех стадий». Кроме того, там были развиты идеи о том, что не только метафизические, но и теологические идеи находятся в тесной зависимости от научных идей, идеи об экспериментальном происхождении тех и других, что философия всегда безразлична к науке больше, чем что-либо находящееся вне науки, служащее для заполнения там пустот и становящееся объектом философских гипотез [2-5].
В «Журнале позитивной философии» с 1881 по 1883 г. де Роберти опубликовал серию статей, посвященных проблемам философии и трем ее философским направлениям - материализму, идеализму и сенсуализму. Статьи вошли затем в двухтомную книгу «Прошедшее философии» (М., 1886). По распоряжению цензуры книга была запрещена для публичных библиотек, а ее однотомное изложение (1887) было арестовано и уничтожено. С этого года философ свои книги издавал на французском языке. Так, в Париже в этом же 1887 г. он издает перевод книги «Прошедшее философии» под новым названием «Старая и новая философия».
Следующей известной книгой философа было «Непознаваемое» (1889), где он дает объяснение агностицизму, борясь с ним. Спустя два года де Ро-
берти публикует книгу «Философия века» - своеобразный очерк философских течений XIX века. В конце преподавательской деятельности в Брюсселе де Роберти читал курсы лекций о философии Ницше, которые были изданы отдельной книгой «Фридрих Ницше» (1902). Свою преподавательскую деятельность де Роберти продолжил как лектор в школе Всемирной выставки в Париже, работавшей под руководством И. Мечникова. Используя ее опыт, М. Ковалевский, Е. де Роберти и Г. Гамбуров открыли в Париже Русскую высшую школу общественных наук. Первый год с марта по июнь 1902 г. де Роберти читал два курса: по общей социологии и истории философии. Кроме того, он руководил практическими занятиями секции философии. На второй учебный год де Роберти прочитал уже четыре курса: «История социологии и критики современных социологических систем», «Нерешенные проблемы общей социологии», «Основные типы метафизического мышления в истории философии» и «Изучение общих законов, управляющих развитием философских идей».
Де Роберти является выдающимся русским социологом и философом. Философия интересовала его не меньше социологии. Один из ведущих социологов России начала XX в. Н. Кареев вообще считал, что «главным предметом его занятий была философия» [6, с. 93].
Обратимся теперь к важнейшему произведению Е. В. де Роберти, где в полной мере проявились его медологические предпочтения в области истории философии, - к книге «Прошедшее философии». Основная задача книги, как ее видит автор, - показать эволюцию философии с социологической стороны. Философия как продукт и составная часть культуры общества входит в круг явлений, изучаемых социологией. Чтобы поставить изучение истории философии на научную основу, необходимо рассматривать философию как любой другой факт общественного развития: экономические отношения, политические явления, литературу, искусство, экономику. Е. В. де Роберти проводил позитивистский взгляд на историю философии. Сосредоточив свое внимание прежде всего на социальной философии, он рассмотрел ее методологию как естественной науки об обществе. Вследствие крайней сложности социальных явлений при их изучении необходим метод, нашедший применение в естественных науках, т. е. метод сравнительного и аналитического описания. Философские построения вообще и историю философии в частности надо изучать с социологической точки зрения. Историю философии как дисциплину следует вывести за пределы собственно философии, так как описание историко-философского процесса философами неизбежно будет страдать субъективизмом, а содержание философских доктрин прошлого будет осуществляться с теоретических позиций исследователя. Такова была точка зрения де Роберти. Автор излагает материал, обращаясь к разным направлениям и философским школам, прослеживая историю формирования каждой из них, генезис всей философской мысли от древнего идеализма Сократа и Платона -к метафизическому идеализму Канта и, наконец, философии Шопенгауэра. Автор стремится найти научные объяснения тому, а не иному ходу истории философской мысли, имеющие корни в жизни общества и природе человеческого сознания. На основе «социологических законов» он пытается доказать неизбежность смены видения мира, основанного на теологии и метафизике, на научное мировоззрение. Именно это положение и привлекло внимание
главы Священного Синода К. Победоносцева, который полагал, что наука является знанием вероятностным и предположительным и не может, в отличие от религиозной веры, заключать в себе безусловное знание. Чиновник потребовал подвергать сочинения Е. В. де Роберти двойной цензуре - духовной и светской.
Опираясь на позитивистские представления о научности, философ утверждал, что социология создает предпосылки научной философии: во-первых, она завершает цикл позитивного знания и тем самым делает возможным концепт философии науки; во-вторых, устанавливает прочную связь между современными научно-философскими объяснениями мира и суммой факторов, которые уже действовали в этом направлении в прошедшем. «...Философия, - полагал мыслитель, - в различных ее формах и направлениях есть коэффициент цивилизации, который правильно изменяется вместе со всеми условиями последней и в полной зависимости от них» [7, с. 17]. Таким образом, де Роберти интересовала в первую очередь «внешняя (если использовать термин И. Лактоса - В. К.) история философии». Выделив в истории философии три типа метафизических систем («закон трех типов метафизики»): материализм, идеализм и сенсуализм, де Роберти стремился показать, что состояние положительного знания оказывается главным фактором, определяющим направление и характер философских систем [7, с. 263]. Особенности философского миропонимания определяются «преобладанием в нем точек зрения, заимствованных из частных наук или соответствующих им областей фактов» [7, с. 254]. Метафизические гипотезы лишь временно заменяют пробелы конкретно-научного знания. На философские системы прошедшего следует смотреть как на последние результаты многочисленных и разнообразных реакций между суммой наличных знаний и всеми другими факторами цивилизации. Системы эти были лучшими плодами цивилизаций, понимание которых без освоения достижений философии невозможно.
Каковы же задачи социологии в историко-философском исследовании? Де Роберти видит их в установлении эмпирического закона появления метафизических систем и самого общего закона развития философии, где первый был бы частным случаем. При этом, говоря о философии будущего, он полагал, что она сохранит некоторые общие черты с прошедшими формами: она будет только сложной функцией суммы знаний и разнообразных условий данной цивилизации. По убеждению философа, философия и на научной стадии будет иметь мировоззренческий характер, никогда не совпадет с какой-либо отдельной частной наукой и суммой частных наук, оставаясь миропониманием [7, с. 243].
Параллельное изучение истории специальных наук и различных форм философии - важнейшая методологическая установка всякого историко-философского исследования. Социологический подход философ демонстрировал и при анализе философско-социологических взглядов К. Маркса. В работе «К оценке основных предпосылок социологической теории Карла Маркса, опубликованной в сборнике «Русская высшая школа общественных наук в Париже» (1905), мыслитель отмечал, что учение Маркса явилось логическим итогом всего предшествующего развития, выводом из распространенных в его время научных истин и заблуждений. Он выразил категорическое несогласие с критиками Маркса, обвинявшими его в «узком», экономическом
материализме. «Узким» для де Роберти было все учение марксизма. Что касается так называемого «экономического материализма», то его философ рассматривал как методологический прием. «Винить Маркса. за употребленный (не им одним) изолирующий или аналитический прием исследования - ни в коем случае нельзя», - писал он [8, с. 37]. Экономический материализм с этой точки зрения, полагал он, вполне научная социальная доктрина. Но, чтобы получить статус науки об обществе, он должен быть дополнен прежде всего психологическим подходом. Для чего? Чтобы смотреть на общественные явления не с позиций «объективистского» детерминизма, но с точки зрения телеологической, учитывающей потребности людей, целесообразную связь между общественными явлениями. «Наш иерархический или эволюционный ряд ведет от идей, представлений всякого рода и сопутствующих им чувств и стремлений к действиям, поступкам и событиям, а не наоборот, как у марксистов, от действий, поступков и событий к желаниям, стремлениям, чувствам и идеям» [8, с. 54]. Экономический материализм, утверждал де Роберти (а с ним он отождествлял философско-социологическое учение Маркса), бессилен дать рациональное объяснение всей совокупности общественных явлений, поскольку не может взглянуть на социальный мир с учетом «физико-химических, органических и «надорганических» факторов», он остановился у порога «отвлеченной социологии», не смог возвыситься до «чистого теоретического знания», как, впрочем, и другие социологические теории [8, с. 57]. Здесь «социологический подход» де Роберти на поверку оказывается ничем иным, как классическим позитивистским походом к обществу. Фактически поставив чрезвычайно важную и интересную проблему методологии историко-философского исследования, философ, оставаясь в рамках позитивистского («гиперпозитивистского») мировоззрения, не смог последовательно реализовать имевшийся в ней эвристический потенциал.
Де Роберти не был одиночкой в своей попытке изучения истории философии с социологической точки зрения. Продуктивность подобного анализа подтверждена исторической практикой. Такой подход можно обнаружить в работах К. Маркса и его последователей. В современной западной исследовательской литературе наиболее ярким примером такого подхода является фундаментальная работа Р. Коллинза «Социология философий. Глобальная теория социальных изменений» (1998).
Список литературы
1. Володин, А. И. Из истории полемики вокруг «Капитала» в России (по новым материалам) / А. И. Володин, Б. С. Итенберг // Вопросы философии. - 1975. -№ 3. - С. 108-118.
2. Емельянов, Б. В. Русский философ Евгений Валентинович де Роберти де Кастро де ля Серда / Б. В. Емельянов // Альманах «Дискурс-ПИ», вып. 3. - иКЬ: http://discourse-pm.ur.ru/avtor3/emelianov.php.
3. Семлали, Ю. Штрихи к биографии и социологической доктрине Е. В. Де-Роберти / Ю. Семлали, Б. Л. Рубанов // Социологические исследования. - 2006. -№ 8. - С. 139-148.
4. Голосенко, И. А. Евгений Де Роберти: интеллектуальный профиль / И. А. Го-лосенко // Социологические исследования. - 2001. - № 2. - С. 99-107.
5. Бузук, Л. Г. Этапы эволюции философских воззрений Е. В. Де Роберти / Л. Г. Бузук // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - 2009. - № 2. -С. 170-179.
6. Кареев, Н. Основы русской социологии I Н. Кареев. - СПб., 1996.
7. Роберти, Е. Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли. Общедоступное издание в одном томе I Е. Роберти. - М. : Типография В. В. Исленьева, 1887. - 5G3 с.
S. Роберти де, Е. В. К оценке основных предпосылок социологической теории марксизма I Е. В. де Роберти II Русская высшая школа общественных наук в Париже : лекции профессоров I под ред. Е. В. де Роберти, Ю. С. Гамбарова и М. М. Ковалевского. - СПб. : Г. Ф. Львович, 19G5. - С. 32-57.
References
1. Volodin A. I., Itenberg B. S. Voprosy filosofii [Philosophy problems]. 1975, no. 3, pp. 1GS-11S.
2. Emel'yanov B. V. Al’manakh «Diskurs-PI», vyp. 3 [Literary miscellany “Discourse-Pi”, issue 3]. Available at: http:IIdiscourse-pm.ur.ruIavtor3Iemelianov.php.
3. Semlali Yu., Rubanov B. L. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2GG6, no. S, pp. 139-14S.
4. Golosenko I. A. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2GG1, no. 2, pp. 99-1G7.
5. Buzuk L. G. VestnikMGOU. Seriya «Filosofskie nauki» [MGOU bulletin. “Philosophical research” series]. 2GG9, no. 2, pp. 17G-179.
6. Kareev N. Osnovy russkoy sotsiologii [Fundamentals of Russian sociology]. Saint Petersburg, 1996.
7. Roberti E. Proshedshee filosofii. Opyt sotsiologicheskogo issledovaniya obshchikh zakonov razvitiya filosofskoy mysli. Obshchedostupnoe izdanie v odnom tome [Philosophical past. Experience of sociological research of general laws of philosophical thought development. Open access issue in single volume]. Moscow: Tipografiya V. V. Is-len'eva, 1SS7, 5G3 p.
S. Roberti de E. V. Russkaya vysshaya shkola obshchestvennykh nauk v Parizhe: lektsii professorov[Russian higher school of social sciences in Paris: professors’ lections]. Saint Petersburg: G. F. L'vovich, 19G5, pp. 32-57.
Кошарный Валерий Павлович доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Пензенский государственный университет
(г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Kosharnyy Valeriy Pavlovich Doctor of philosophy, professor, head of sub-department of philosophy, Penza State University (Penza, 40 Krasnaya str.)
УДК 1 (091)
Кошарный, В. П.
Социологический подход к истории философии (Е. В. де Роберти) /
В. П. Кошарный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 2 (26). - С. 43-48.