СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В.В. Кузнецова
Молодежь - социальная группа, которая постоянно находится в центре внимания социологов. Это внимание обусловлено рядом причин, среди которых можно отметить следующие.
Молодежь - одна из крупнейших демографических групп российского общества. Эта группа ежегодно пополняет экономически активное население страны, причем значительная доля молодежи представлена выпускниками высших учебных заведений. От того, насколько изучены проблемы молодежи, "болевые точки", ценностные ориентации, во многом зависит будущее страны, а также эффективность динамических изменений в сфере образования, труда и занятости.
Молодежь девяностых годов - начала ХХ1 столетия формируется в условиях кризиса. Это первое поколение, которое несет в себе совершенно новые качества, о которых не имел никакого представления человек советского периода. Социологи фиксируют факт эволюции российской ментальности, которая, прежде всего, характерна для молодежи. Происходят очень серьезные изменения в структуре ценностей и потребностей этой социальной группы.
Значительный вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи принадлежит таким российским социологам, как В.Г. Лисовский [1], В.Т. Немировский, С.И. Григорьев, В. А. Ядов. Социологические исследования в области ценностей современной молодежи отражают состояние растерянности, неуверенности в завтрашнем дне.
Изменения структуры ценностей - явление вполне закономерное, поскольку российское общество переживает состояние аномии. Аномия - это утрата тех нормативных ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. Концепция аномии принадлежит известному французскому социологу Э. Дюркгейму. Развивая мысль Э. Дюркгейма, американский социолог Р.К. Мертон в своей работе "Образцы культурных целей и институциональных норм" [2] выделяет два особо важных элемента социальной и культурной структур.
Первый состоит из определенных культурой целей, намерений и интересов, выступающих в качестве закономерных для всего общества или отдельных слоев. Господствующие цели определяют устремленность к их достижению и представляют собой "вещи", к которым стоит стремиться.
Второй элемент определяет, регулирует и контролирует приемлемые в социуме способы достижения целей. Как правило, в стабильном обществе способы достижения целей связаны с моральными и поведенческими нормами. Такие, хотя и очень эффективные, способы достижения целей, как обман и насилие, в культуре социума табуируются. Если же общество нестабильно, в нем начинают ослабевать институциональные способы поведения, расшатываются значимые культурные ценности, их истинность начинает вызывать сомнения. Социологические исследования, проведенные в последние десятилетия, обращают внимание на изменения, происходящие в структуре ценностей в целом и, прежде всего, в ценностных трудовых ориентациях российской молодежи, связывая их с очень резким изменением профиля стратификации российского общества, которое выражается в поляризации высших и низших социальных страт.
С одной стороны, молодежь составляет значительную часть в структуре новых социальных слоев, предпринимателей, менеджеров, банковских работников, с другой
стороны, большая часть молодежи оказалась наименее защищенной социальной группой. Резко ухудшилось ее материальное положение, замедляется социальное продвижение, появляются противоречия, которые вызваны несоответствием новых социально-экономических требований и тех качеств личности, которые формировались социальными институтами российского общества. Согласно данным Госкомстата России, молодежь от 16 до 30 лет составляет в численности населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума 21,2 %, а в своей возрастной группе доля бедных - 27,9% [3]. Среди молодежи до 29 лет 37, 7% безработных [4]. Из этих фактов можно сделать вывод, что перед современной российской молодежью реально стоит проблема физического выживания.
В иерархии ценностей российской молодежи на первом месте находится возможность научиться зарабатывать деньги и приумножать свой капитал - 82% [5]. 17,7% молодежи считают, что неважно, где работать, лишь бы хорошо платили, 43,8% утверждают, что нижняя планка заработной платы, которая их устроит - 4-6 тысяч рублей [6]. Молодежь прекрасно освоила правило модного ныне коучинга - "Если ты хочешь красный Мерседес, не соглашайся на белый". Для молодых людей предпочтительнее оставаться без работы, чем продавать свой труд за бесценок. " Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи" [7].
Вернемся к теории аномии Р.К. Мертона. Ситуация аномии - это ситуация деконструкции ценностей, принятых в обществе, когда обман и насилие становятся сплошь и рядом эффективным способом достижения цели - в данном случае стать богатым. Социальная ценность труда как способа повышения своего материального благосостояния у современной молодежи снижена, отношение к ней в настоящее время весьма скептическое. Значительная часть молодежи обречена на социальный пессимизм, т. е. неверие в то, что они когда-нибудь смогут иметь интересную, желаемую работу, достойно оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда. Социальный пессимизм приводит к поиску эффективных средств достижения цели в областях, связанных с криминалом. В 2000 г. более половины преступлений совершили молодые россияне. 56,6% преступников - молодые люди от 14 до 29 лет, это всего 932,8 тысяч человек, что составляет 1/5 часть молодежи [8].
Социологи также отмечают факт криминализации молодежных субкультур: "Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентации приобретают ценностное значение в молодежной среде" [9]. Мощное влияние на молодежные субкультуры оказывает также Drug-маркетинг, своеобразная система ценностей и норм, ориентированная на подростков и молодежь 12-25 лет. Н.Е. Маркова в своем исследовании " Культуринтервенция" обращает внимание на следующие особенности процесса моделирования поведения молодежи [10].
1. Секс-пропаганда. Дискредитация секса как акта личностной половой любви и пропаганда секс-девиаций в качестве развлечений - Fast Love (моментального спаривания), парафилий (извращений), гомосексуализма, множественного, безличностного подросткового полового опыта.
2. Молодежная мода. Пропаганда шокирующей, эпатажной моды с элементами различных субкультур и клеймением, "моды для дискотеки", нарушающей общепринятые коды одежды, унисекс.
3. Девиантность и преступление. Разрушение табу и общепринятых кодов поведения (публичный половой акт, нецензурная брань и т.д.) Пропаганда христианских заповедей наоборот: "Не чти отца твоего", "Убий", "Прелюбодействуй", "Сотвори себе кумира" и т. д.
4. Б-мифология. Экстремальность, "безбашенность", скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, сверхъестественного, сверхчувственных явлений, дьявольщины, астрологии, ужасов, пришельцев, НЛО.
5. Рок-звезды и рок-музыка. Реклама звезд, сведения о гонорарах, поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений. Сообщения о девиантных поступках (преступлениях, наркомании) как о составной части их жизни.
6. Места развлечений. Реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых праздников и других разнообразных "тусовок".
Усваивание подобных ценностей довольно часто приводит к "социальной смерти" либо преступлению. В этой ситуации необычайно важна роль социально-гуманитарного знания, проводником которого являются кафедры гуманитарного факультета.
Социология - наука, объектом исследования которой является общество и те процессы, которые в обществе происходят. Преподаватели социологии встречаются в аудиториях с молодежью, которая находится в процессе поисков ценностных ориентиров. На наш взгляд, социологическое знание должно стать для студентов тем инструментом, который поможет объективно оценивать изменения, происходящие в обществе. В связи с этим необходимо уделять серьезное внимание инновационным методам обучения.
Как известно, существует два метода обучения - поддерживающее и инновационное. Достаточно длительное время в российской высшей школе доминировало поддерживающее обучение. От этого метода ни в коем случае нельзя отказываться, поскольку этот метод незаменим в преподавании технических дисциплин. В области социально-гуманитарного знания ситуация несколько иная. Еще в прошлом веке в США А. Осборн предложил обучение на основе решения проблем, так называемое инновационное обучение, которое включает в себя следующие ступени.
1. Постановка социальной проблемы, ее формулировка с учетом плюрализма точек зрения. В курсе социологии обсуждается, например, стратегия выживания молодежи в обществе риска.
2. Поиск социальных фактов, необходимых для уяснения и решения проблемы. Студенты обращаются не только к учебнику и конспектам лекций, но самостоятельно исследуют материалы периодической печати, статистические данные, обращаются к специальной литературе.
3. Поиск идей. Идеи могут быть самые невероятные, моделирующие любые способы выхода из сложной социальной ситуации.
4. Выработка решения. Идеи обсуждаются, анализируются, оцениваются, выбираются лучшие. Здесь важно акцентировать внимание на нравственном и безнравственном аспектах принятия решений.
5. Достижение согласия всей группы с предложенным решением.
Подобный подход позволяет молодым людям глубоко разобраться в проблеме, которую они исследуют, оценить мнение своих сверстников по предложенному вопросу, познакомиться с литературой, применить свои знания в реальной жизни.
Весьма плодотворна также ориентация студентов на познавательно-исследовательский аспект. В этой связи значительный интерес представляет обучение студентов социологии с целенаправленным применением социологических исследований. В процессе этой работы очень четко прослеживаются реальные последствия нарушения и разрушения структуры ценностей стабильного общества. В процессе учебного моделирования научного исследования более прочно усваиваются методики сбора данных, формируется новое, проблемное видение, умение мыслить в терминах и понятиях социологии. Применяя данный метод, мы обретаем цель
обучения - социологическое знание становится инструментом творческого освоения социальной действительности, помогающим молодым людям в ситуации аномии возвыситься над примитивными потребностями и подняться до уровня общечеловеческих ценностей.
Литература
1. Лисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб, 2000.
2. Мертон Р.К. Образцы культурных целей и институциональные нормы. // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 118-124.
3. Российский статистический ежегодник. 2001. С. 189.
4. Там же. С. 146.
5. Панкова Т. А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьника. // Социс. 2002. № 8. С. 112.
6. Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфическое положение молодежи на рынке труда. // Социс. 2002. № 5. С. 103.
7. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России. // Социс. 2002. № 10. С.80.
8. Российский статистический ежегодник. С. 273.
9. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России. // Социс. 2002. № 10. С.81.
10. Маркова Н.Е. Культуринтервенция. М., 2001. С.87.