Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕМ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕМ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Моисеенко Н.А.

Кросскультурный анализ цивилизационных процессов общества, предпринятый в социологической науке позволяет обратиться к исследованию социальных конфликтов, протекающих в различных сферах жизнедеятельности человека. Данный подход позволяет разработать и сформулировать эмпирические рекомендации по разрешению и предупреждению социальных конфликтов в студенческой среде, реализация которых может стать основой формирования нового социокультурного пространства высшей школы. Во-первых, данное пространство как трансакций трех уровней возможных последствий конфликтов включает поля «инструкций» как основы государственного управления, среднее поле трансакций, т.е. - поле дискурса в самом учебном заведении, третий уровень транзакции - личностное взаимодействия - через принятие и реализацию профессиональных требований к социальной среде ВУЗа. Во - вторых пространство конфликта в представленной структуре расширяется за счет слабой институционализацию системы, непонимание интересов и ценностей основных потребителей образовательных услуг и их современных отличий от традиционных, что подтверждается несформированностью ключевых субъектов трансформации, во-вторых, социокультурные особенности перехода к новой системе определяются начальным этапом институционализации трансакций студенчества и руководства ВУЗа и социума, инициатором которых выступает государство. Зачастую наталкиваясь на непонимание студенческого сообщества. В-третьих, подготовка бакалавров и магистров академическим сообществом осуществляется одновременно с адаптацией к происходящим изменениям и нормативным механизмам реализации двухуровневой подготовки. Следует отметить еще одну особенность пространства конфликта, в котором пребывают высшие учебные заведения - это массовый всплеск инновационных процессов, направленных на замену старой статичной модели управления, на модель новую, вариативную. Ее эффективная работа возможна в том случае, если высшее учебное заведение развивается опережающими темпами по отношению к быстро меняющимся условиям социума на основе перспективных технологий регулирования социальных отношений внутри студенческой массы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL MANAGEMENT CONFLICT MANAGEMENT IN STUDENT ENVIRONMENT

Cross-cultural analysis of civilizational processes undertaken in the field of sociology allows access to the study of social conflicts taking place in various spheres of human activity. This approach allows us to develop and formulate empirical guidelines for the study of social conflicts in a student environment, the implementation of which can become the basis for the formation of a new socio-cultural space of higher education. First, this space as transaction three levels of possible consequences of conflicts include the field "instructions" as the basis of public administration, the average field of the transaction, i.e. - the field of discourse of the school, the third level of the transaction - personal interaction - through the adoption and implementation of professional requirements to the social environment of the University. Secondly the space of conflict in the structure expanding due to the weak institutionalization of the system, lack of understanding of the interests and values of the main consumers of educational services and their modern differences from the traditional, as evidenced by the incompleteness of key actors of transformation, and secondly, the sociocultural features of the transition to the new system are determined by the initial phase of institutionalization of the transactions of the student body and University administration and society, sponsored by the state. Often encountering a lack of understanding of the student community. Thirdly, the training of bachelors and masters academic community is carried out simultaneously with the adaptation to current changes and regulatory mechanisms for the implementation of two-level training. It should be noted another feature space of conflict, which are institutions of higher education is a massive surge of innovation processes, aimed at replacing the old static management model, the new model, variable. Its effective operation is possible in case if the higher educational institution is rapidly growing in relation to the rapidly changing conditions of society on the basis of advanced technologies of regulation of social relations within the student masses.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕМ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

УДК 316.354

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕМ КОНФЛИКТОВ

В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Н.А. Моисеенко

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Кросскультурный анализ цивилизационных процессов общества, предпринятый в социологической науке позволяет обратиться к исследованию социальных конфликтов, протекающих в различных сферах жизнедеятельности человека. Данный подход позволяет разработать и сформулировать эмпирические рекомендации по разрешению и предупреждению социальных конфликтов в студенческой среде, реализация которых может стать основой формирования нового социокультурного пространства высшей школы.

Во-первых, данное пространство как трансакций трех уровней возможных последствий конфликтов включает поля «инструкций» как основы государственного управления, среднее поле трансакций, т.е. - поле дискурса в самом учебном заведении, третий уровень транзакции - личностное взаимодействия - через принятие и реализацию профессиональных требований к социальной среде ВУЗа.

Во - вторых пространство конфликта в представленной структуре расширяется за счет слабой институционали-зацию системы, непонимание интересов и ценностей основных потребителей образовательных услуг и их современных отличий от традиционных, что подтверждается несформированностью ключевых субъектов трансформации, во-вторых, социокультурные особенности перехода к новой системе определяются начальным этапом институционализации трансакций студенчества и руководства ВУЗа и социума, инициатором которых выступает государство. Зачастую наталкиваясь на непонимание студенческого сообщества. В-третьих, подготовка бакалавров и магистров академическим сообществом осуществляется одновременно с адаптацией к происходящим изменениям и нормативным механизмам реализации двухуровневой подготовки. Следует отметить еще одну особенность пространства конфликта, в котором пребывают высшие учебные заведения - это массовый всплеск инновационных процессов, направленных на замену старой статичной модели управления, на модель новую, вариативную. Ее эффективная работа возможна в том случае, если высшее учебное заведение развивается опережающими темпами по отношению к быстро меняющимся условиям социума на основе перспективных технологий регулирования социальных отношений внутри студенческой массы.

1. Программа, инструментарий и методы проведения социологического

исследования

Для исследования конфликтов в студенческой среде мы воспользовались методом социологического опроса.

Исследование проводилось дистанционно посредством e-mail и социальной сети «вконтакте». Опрос был проведен 10-18 ноября 2017 года. Было опрошено 120 студентов, представителей высших учебных заведений города Брянска и города Москвы.

Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты. Бланк анкеты находится в приложении.

Проблема исследования: возникновение конфликтов в студенческой среде.

Объект исследования: студенческая молодежь

Предмет исследования: особенности возникновения социальных конфликтов в студенческой среде.

Гипотеза исследования: причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и групп людей.

Генеральную совокупность составили студенты высших учебных заведений города Брянска и города Москвы.

Выборка составила 120 человек: 80 женщин и 40 мужчин. Из них: 20 человек в возрасте 18 лет, 80 человек в возрасте от 19 до 21 года и 20 человек в возрасте 22 лет.

Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты. Анкета состоит из 5 вопросов и демографического блока.

Вопросы присутствуют закрыто - открытые. Результаты, полученные в результате опроса, были обработаны, систематизированы и представлены в виде сводной таблицы.

Таблица 1 - Структура выборочной совокупности

Структура выборочной совокупности респондентов с учетом типов поселений и других показателей Количество респондентов

Общий объем выборки в г. Брянск 90

Общий объем выборки в г. Москва 30

Итого: 120

Из них:

Мужчины 40

Женщины 80

Из них:

не женаты/не замужем 90

женаты/замужем 30

на договорной основе 98

на бюджетной основе 22

В возрастных группах:

в возрасте 18 лет 20

в возрасте от 19 до 21 года 80

в возрасте 22 лет 20

2 Исследование конфликтов, возникающих в студенческой среде

Результаты, представленные ниже в таблицах, графиках и диаграммах, позволяют нам сделать выводы по результатам исследования.

Первый вопрос, который мы задали респондентам, звучал следующим образом: как часто Вы сталкиваетесь с конфликтами в процессе учебы? Результаты ответов на данный вопрос представлены на рис. 1

Рис. 1. - Результаты ответов на вопрос «Как часто Вы сталкиваетесь с конфликтами в процессе»

Из данных рис. 1 следует, что респонденты ответили следующим образом: 31,6 % мужчин и 50 %женщин считают, что да, часто. 11,8 % мужчин и 5,8 % женщин считают, что конфликтов не случается вовсе. 0,8 % мужчин затруднились ответить на этот вопрос, опро-

шенные представительницы женского пола другого с ответом на вопрос не испытали трудностей.

Проанализировав ответы на данный вопрос, мы пришли к выводу, что уровень конфликтности в студенческой среде достаточно высок.

Проанализировав ответы на данный вопрос, мы пришли к выводу, что уровень конфликтности в студенческой среде достаточно высок.

Следующий вопрос звучал так: Как Вы считаете, по каким причинам возникают конфликты. Результаты отражены в таблице 2 и на рис. 2.

Таблица 2. - Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, по каким причинам возникают конфликты?»

Как Вы считаете, по каким причинам возникают конфликты? Мужчины Женщины

Процентный показатель (%) Процентный показатель (%)

Желание обладать властью 22 18

Учебный процесс 7 0

Разница во взглядах на жизнь 19 34

Рис. 2. - Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, по каким причинам возникают конфликты?»

Таким образом, 22% мужчин и 18% женщин считают, что одной из основных причин является сфера влияния в студенческой группе, желание обладать определенным уровнем власти. 7% мужчин считают, что дело только в противоречиях, связанных с учебным процессом. А 19% мужчин и 34% женщин считают, что проблема в разности взглядов на различные сферы

Исходя из ответа на данный вопрос, был сделан вывод о том, что не учеба и не лидерские позиции в возникновении конфликтов являются приоритетными, а именно разница о взглядах на различные вопросы и проблемы человеческой жизни.

Третий вопрос, который мы задали, касался гендерных различий в конфликтных ситуациях: Как Вы считаете, кто наиболее агрессивен и склонен к вступлению в конфликты: мужчины или женщины? Результаты представлены в таблице 3 и на рис. 3.

Таблица 3. - Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, кто наиболее агрессивен и склонен к вступлению в конфликты: мужчины или женщины?»

Как Вы считаете, кто наиболее агрессивен и склонен к вступлению в конфликты: мужчины или женщины? мужчины, % женщины, %

25 75

Рис. 3. - Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, кто наиболее агрессивен и склонен к вступлению в конфликты: мужчины или женщины?»

Итак, 75% опрошенных считают, что наиболее агрессивны представительницы слабого пола. А 25% все-таки считают, что мужчины являются наиболее агрессивными и склонными вступлению в конфликты.

Далее мы спросили: кто наиболее агрессивен: отдельные индивиды или группа людей?

Таблица 4 - Результаты ответов на вопрос «Кто наиболее агрессивен?»

Кто наиболее агрессивен? Мужчины Женщины

Процентный показатель (%) Процентный показатель (%)

Отдельные индивиды 15 25

Группы людей 25 30

Затрудняюсь ответить 0 5

40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Отдельные индивиды

Группы людей

Затрудняюсь ответить

Мужчины Женщины

Рис.4. - Результаты ответов на вопрос «Кто наиболее агрессивен?»

Таким образом, 15% мужчин и 25% женщин считают, что отдельные индивиды наиболее агрессивны, так как именно из них и формируются группы. 30% мужчин и 25% женщин считают, что сами по себе группы уже агрессивны, а 5% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.

Последним вопросом вне демографического блока стал следующий: как Вы считаете, что необходимо для предотвращения конфликтов в студенческой среде?

Таблица 5 - Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, что необходимо для предотвращения конфликтов в студенческой среде?»

Как Вы считаете, что необходимо для предотвращения конфликтов в студенческой среде? Мужчины Женщины

Процентный показатель (%) Процентный показатель (%)

Быть терпимым к мнению однокурсников 50 15

Не озвучивать свое мнение 17 13

Попросить о помощи незаинтересованное лицо 10 10

60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Быть терпимым к Не озвучивать свое Попросить о помощи мнению мнение незаинтересованное

однокурсников лицо

Рис. 5 - Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, что необходимо для предотвращения конфликтов в студенческой среде?»

Итак, 50% мужчин и 15% женщин ответило, что необходимо быть более терпимым к мнению своих однокурсников, 17% мужчин и 13% женщин ответили, что необходимо вообще не озвучивать собственные взгляды, а еще по 10% мужчин и 10% женщин, соответственно, заявили, что в разрешении конфликтов необходима помощь преподавателя или другого незаинтересованного лица.

Таким образом, проанализировав ответ на данный вопрос и изучив ответы на другие, мы пришли к выводу, что снизить конфликтность в студенческой среде возможно будет только в том случае, если сами студенты будут воспитывать в себе терпение и прислушиваться к мнению своих однокурсников, идя на компромисс.

3 Рекомендации по разрешению конфликтов в студенческой среде

Несмотря на то, что конфликты способствуют развитию общества, обладают положительными функциями, нельзя не отметить их деструктивное влияние на взаимоотношения в студенческой среде. В связи с этим по результатам исследования можно выделить следующие проблемы:

Проблема необъективного восприятия проблемы в процессе конфликтной ситуации.

Отсюда вытекает следующая проблема. Проблема противоречивого отношения студентов к конфликтам. Студенты говорят об их позитивном воздействии, о невозможности прогресса без конфликтов, но, навязанная обществом, в частности средствами массовой информации, деструктивная форма конфликта заставляет их думать и действовать в условиях прямого столкновения интересов иначе. Вследствие чего происходит когнитивный диссонанс.

Проблема нерационального поведения в конфликте. Студенты используют примитивные формы конфликта, построенные только на эмоциональном состоянии, причиной которых выступает повседневная деятельность.

Проблема безответственного поведения, проявляющаяся в безразличии к последстви-

ям конфликта. С одной стороны, в процессе конфликта студенты выплескивают негативные эмоции, а с другой стороны, равнодушно относятся к последствиям конфликта и к эмоциональному состоянию другого конфликтующего.

Проблема превосходства эмоциональной составляющей над рациональной в конфликте, когда студенты уходят от использования мирных тактик ведения конфликта («сотрудничество» и «компромисс»), нередко прибегая к насилию.

Проблема явных гендерных различий в понимании сущности конфликта, что усложняет разрешение возникающих противоречий между мужчинами и женщинами.

Таким образом, мы можем предложить следующие рекомендации по разрешению конфликтов в студенческой среде.

Для того чтобы студенты менее болезненно воспринимали конфликты и умели конструктивно разрешать различного рода противоречия, на основе результатов проведенного исследования и выявленных проблем были разработаны следующие рекомендации:

1. Необходимо усилить контроль за СМИ, для того чтобы различные скандальные реалити-шоу, телепередачи не оказывали негативного воздействия на молодежь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Отражение такой информации в СМИ, которая бы реально помогала молодежи в конфликтных ситуациях. Например, показывать передачи, где герои сталкиваются с какой-либо проблемой, конфликтом. Но все это происходит без ярко выраженных эмоций, криков и в итоге герои находят конструктивное разрешение сложившейся ситуации.

3. Ввести преподавание таких дисциплин как конфликтология, гендерная социология независимо от того, на какой специальности обучается студент.

4. В учебных заведениях должны работать специалисты-психологи, чтобы студенты могли обращаться к ним за помощью в трудных ситуациях. Ввести психологические тренинги для снижения конфликтности в коллективе (например, различные ролевые игры, где студенты будут учиться конструктивно выходить из конфликтов).

5. Необходим телефон горячей линии, куда бы мог студент позвонить, спросить совета, как ему быть в той или иной ситуации.

Рекомендации будут действенными, если глубже изучить психологический аспект проблемы, так как нельзя упускать из внимания личностные особенности индивида.

В научном сообществе принята основная классификация стратегий выхода из конфликта: компромисс, сотрудничество, соперничество, стратегия «ухода» и приспособление.

Этих стратегий необходимо придерживаться и в зависимости от ситуации использовать наиболее приемлемые тактики.

Таким образом, на основе проведенного исследования выявился ряд проблем в студенческой среде, связанных с разрешением конфликтных ситуаций.

На основе этих проблем были разработаны некоторые рекомендации для снижения конфликтности студенческой молодежи. Необходимо также учитывать рекомендации психологов, конфликтологов, так как важную роль в возникновении конфликтов выполняют субъективные факторы, такие как темперамент, черты характера, личностные установки индивида.

Поэтому, для более успешного разрешения конфликта необходимо владеть определенными стратегиями, приемами выхода из конфликта. Следовательно, для наиболее успешного разрешения проблем в данной среде, нужно учитывать, как социологические аспекты конфликтов, так и их психологическую природу.

Приложение № 1

Анкета Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в опросе. Он предназначен для выявления эффекта воздействия PR на настроения студенческой молодежи и формирования у нее протестных установок. Прочитайте внимательно вопросы анкеты отметьте подходящий для Вас (только один в каждом вопросе) вариант ответа. Необходимый ответ выделите подчеркиванием. Организаторы опроса гарантируют Вам конфиденциальность Ваших ответов.

Заранее благодарим Вас за участие в опросе!

I. Как часто Вы сталкиваетесь с конфликтами в процессе учебы?

1) Да, часто

2) Нет, не случается вовсе

3) Затрудняюсь ответить

II. Как Вы считаете, по каким причинам возникают конфликты?

1) Желание обладать властью

2) Учебные вопросы

3) Разница во взглядах на жизнь

III. Как Вы считаете, кто наиболее агрессивен и склонен к вступлению в конфликты?

1) Мужчины

2) Женщины

IV. Как Вы считаете, кто наиболее агрессивен: отдельный индивид или группа людей?

1) Отдельный индивид

2) Группа людей

3) нет, я считаю это неприемлемым

V. Как Вы считаете, что необходимо для предотвращения конфликтов в студенческой среде?

1) Быть более терпимым к своим однокурсникам

2) Не озвучивать свое мнение

3) Обратиться за помощью к незаинтересованному лицу Несколько слов о себе:

Укажите Ваш пол:

1) женский

2) мужской

Укажите Ваш возраст:

1) 18 лет

2) 19 - 21 лет

3) 22 года

Укажите Ваше семейное положение:

1) женат/ замужем

2) 2) не женат/ не замужем

Укажите, на какой основе Вы получаете образование?

1) бюджетная основа

2) договорная основа

Список литературы

1. Гостенина В.И. Социальные тренды управления в условиях современной российской реальности.// Динамика социальной реальности: российские и зарубежные трен-ды.Брянск. 2015. С.6-34.

2. Гостенина В.И. Социология управления. Учебное пособие. Санкт - Петербург. 2013. 364с.

3. Гостенина В.И. Ценностные ориентиры молодежи социальные факторы реформирования российской высшей школы в ситуации социального риска.// Вестник БГУ. 2012. № 1-2. С132-137.

4. Гостенина В.И., Лупенкова Е.Ю.Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы.// Среднерусский вестник общественных наук. 2010.№4. С.43-49.

5. Гостенина В.И., Лупенкова Е.Ю., Шилина С.А.Управленческий дискурс в системе ценностных ориентаций субъектов электорального процесса. .//Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2014. № 1 (5). С. 145-152.

6. Гостенина В.И. Социальное партнерство в формирующейся рыночной экономике России (Социально - управленческий аспект) // Дис. Д. социол.н. / Московский педагогический государственный университет. М. 2004.

7. Гостенина В.И., Мельников С.Л. Управление образованием в научно - исследовательский журнал. 2017. № 1-3 (55) С. 144-147.

8. Моисеенко Н.А., Шилина С.А. Социологическое исследование мотивов выбора в дискурсе электората. //Научный журнал Дискурс. 2017. № 8 (10). С. 94-112.

9. Петухова Л.П., Елисеева Е. В., Вейлер В.П., Макарова Г.В., Гуляева И.В. Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально - типологических особенностей личности и поведение в коллективе студентов ВУЗа. // Современные исследования социальных проблем (электронный ресурс). 2016.№ 3-2 (59). С.295-301.

Сведения об авторе

Моисеенко Н.А. магистр 1 курса направления подготовки «Социология управления» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», moiseenko-natali2010@yandex.ru

UDK 316.354

SOCIOLOGICAL MANAGEMENT CONFLICT MANAGEMENT IN STUDENT

ENVIRONMENT

N.A. Moiseenko Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky

Cross-cultural analysis of civilizational processes undertaken in the field of sociology allows access to the study of social conflicts taking place in various spheres of human activity. This approach allows us to develop and formulate empirical guidelines for the study of social conflicts in a student environment, the implementation of which can become the basis for the formation of a new socio-cultural space of higher education. First, this space as transaction three levels of possible consequences of conflicts include the field "instructions" as the basis of public administration, the average field of the transaction, i.e. - the field of discourse of the school, the third level of the transaction - personal interaction - through the adoption and implementation of professional requirements to the social environment of the University. Secondly the space of conflict in the structure expanding due to the weak institutionalization of the system, lack of un-

89

derstanding of the interests and values of the main consumers of educational services and their modern differences from the traditional, as evidenced by the incompleteness of key actors of transformation, and secondly, the sociocultural features of the transition to the new system are determined by the initial phase of institutionalization of the transactions of the student body and University administration and society, sponsored by the state. Often encountering a lack of understanding of the student community. Thirdly, the training of bachelors and masters academic community is carried out simultaneously with the adaptation to current changes and regulatory mechanisms for the implementation of two-level training.

It should be noted another feature space of conflict, which are institutions of higher education is a massive surge of innovation processes, aimed at replacing the old static management model, the new model, variable. Its effective operation is possible in case if the higher educational institution is rapidly growing in relation to the rapidly changing conditions of society on the basis of advanced technologies of regulation of social relations within the student masses.

References

1.Gostenina V.I. Sotsialnyie trendyi upravleniya v usloviyah sovremennoy rossiy-skoy realnosti.// Dinamika sotsialnoy realnosti: rossiyskie i zarubezhnyie tren-dyi.Bryansk. 2015. S.6-34.

2. Gostenina V.I. Sotsiologiya upravleniya. Uchebnoe posobie. Sankt - Peterburg. 2013.

364s.

3. Gostenina V.I. Tsennostnyie orientiryi molodezhi sotsialnyie faktoryi reformi-rovaniya rossiyskoy vyisshey shkolyi v situatsii sotsialnogo riska.// Vestnik BGU. 2012. № 1-2. S132-137.

4. Gostenina V.I., Lupenkova E.Yu.Tsennostnyie orientiryi i sotsialnyie faktoryi re-formirovaniya rossiyskoy vyisshey shkolyi.// Srednerusskiy vestnik obschestvennyih nauk. 2010.№4. S.43-49.

5. Gostenina V.I., Lupenkova E.Yu., Shilina S.A.Upravlencheskiy diskurs v sisteme tsennostnyih orientatsiy sub'ektov elektoralnogo protsessa..//Ezhegodnik NII fundamen-talnyih i prikladnyih issledovaniy. 2014. № 1 (5). S. 145-152.

6. Gostenina V.I. Sotsialnoe partnerstvo v formiruyuscheysya ryinochnoy ekonomike Rossii (Sotsialno- upravlencheskiy aspekt) // Dis. D. sotsiol.n. / Moskovskiy pedagogiche-skiy gosudarstvennyiy universitet. M. 2004.

7. Gostenina V.I., Melnikov S.L. Upravlenie obrazovaniem v nauchno - issledova-telskiy zhurnal. 2017. № 1-3 (55) S. 144-147.

8. Moiseenko N.A., Shilina S.A. Sotsiologicheskoe issledovanie motivov vyibora v diskurse elektorata. //Nauchnyiy zhurnal Diskurs. 2017. № 8 (10). S. 94-112.

9. Petuhova L.P., Eliseeva E. V., Veyler V.P., Makarova G.V., Gulyaeva I.V. Empiriche-skoe issledovanie vzaimosvyazi individualno - tipologicheskih osobennostey lichnosti i povedenie v kollektive studentov VUZa. // Sovremennyie issledovaniya sotsialnyih problem (elektronnyiy resurs). 2016.№ 3-2 (59). S.295-301.

Author's information

Moiseenko N.A. - master 1 course of the specialty «Sociology of management» of FSBEI «Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky», moiseenko-natali2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.