Научная статья на тему 'Социологическое сопровождение инновационной программы'

Социологическое сопровождение инновационной программы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
381
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОЦИОЛОГИЯ / ОПЕРАТИВНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическое сопровождение инновационной программы»

В. Г. Зарубин,

заведующий кафедрой прикладной социологии СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Оперативное социологическое сопровождение — неотъемлемый элемент реализации инновационной образовательной программы. Существует ли запрос на специалиста, владеющего гуманитарными технологиями? Выдержит ли гуманитарный технолог конкуренцию на рынке труда? Появятся ли заказчики на новую специальность? Именно на эти вопросы должен ответить социолог.

Поговорим о привычном

На рынке труда затишье. Последние лет десять в сфере высшего профессионального образования установилось равновесие между спросом и предложением. Выпускники общеобразовательных школ не меняют своих профессиональных пристрастий. Данные социологических центров о перечне самых популярных профессий среди абитуриентов не многим отличаются друг от друга.

Версии портала «Обучение .ру» Версия агентства «РейтОР»

Менеджеры по продажам и закупкам Экономика

Программисты, web-дизайнеры, специалисты Менеджмент по телекоммуникациям

Банковские служащие, бухгалтеры Иностранные языки

Руководители отделов, управляющие Юриспруденция

Рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры Информационные технологии

Дизайнеры интерьера, архитекторы Медицина

Специалисты по РИ, полиграфисты, журнали- Технические специальности сты

Инженеры, ведущие специалисты Педагогика

Юристы, адвокаты

Учителя, преподаватели вузов

В ответ на запрос абитуриентов формируется перечень образовательных программ, которые предлагают отечественные вузы. Сегодня можно выделить четыре направления, которые представлены в вузах России в большей степени: экономика, менеджмент, юриспруденция и информационные технологии.

Почему же все-таки так популярны эти специальности? Во-первых, они являются межотраслевыми. Экономисты, юристы и 1Т-специалисты работают во всех отраслях экономики, в бизнесе, на производстве, в государственных структурах. Потребность в них действительно высока.

Во-вторых, подобные образовательные программы не требуют значительной материальной базы и организованы во многих вузах, как государственных, так и негосударственных, как профильных, так и непрофильных. В частности, техническим вузам спасательный круг гуманитарных специальностей помог выжить во времена рыночного лихолетья.

В-третьих, вузы вынуждены зарабатывать, чтобы обеспечить свое существование. Заработать можно только в том случае, если ориентируешься на самые модные и популярные у потребителей образовательные услуги.

Возник замкнутый круг: вузы стремятся готовить по тем направлениям, которые наиболее популярны в среде абитуриентов. Причем популярность отдельных направлений среди абитуриентов устанавливается скорее на уровне стереотипов, а не исходит от призвания или знания потребностей рынка труда. Круг разомкнется, если принять во внимание интересы общества, семьи, в особенности работодателей.

Условия меняются

Социологическое сопровождение инновационной программы

В обществе возникло понимание значимости человеческого фактора. Нефть, газ и высокие технологии оказываются беспомощными перед шквалом человеческих проблем. «Как разрешить конфликты?», «Как сохранить собственное я?», «Как строить свои отношения на работе и вне работы?». На эти вопросы Газпром не ответит. Здесь нужны специалисты другого профиля

— специалисты, знающие и умеющие взаимодействовать с людьми.

Со временем меняются запросы родителей. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) узнал, что для россиян является самым важным в образовании ребенка. Можно было выбрать до трех ответов. На первом месте для половины россиянин стоит вопрос хорошего образования детей. Об этом думают 53% опрошенных. 52% считают, что главное — воспитать детей, ведущих здоровый образ жизни. В числе первостепенных вопросов 30% назвали воспитание патриотизма, 28% — честности и доброты, 25%

— мужества, стойкости и умения постоять за себя. И вновь проблемы человека оказываются на первом месте.

Рынок труда также диктует свои правила. Большинство специалистов и выпускников вузов воспринимают ситуацию с занятостью специалистов с высшим гуманитарным образованием в Санкт-Петербурге как нестабильную и кризисную. Это связано с низким уровнем информированности и отсутствием четких перспектив будущего трудоустройства. Причинами, которые мешают получить работу, являются: отсутствие личных связей, недостаток профессионального опыта, невостребованная на рынке труда специальность, недостаток профессиональных знаний и отсутствие информации о вакансиях.

Отличительная особенность стратегии поведения выпускников гуманитарного профиля, по данным социологической лаборатории Герценовского университета, заключается в том, что только 27,6% выпускников гуманитарных специальностей намерены работать по избранной специальности, хотя при поступлении в вуз у 65,7% респондентов интерес к будущей профессии был основным мотивом выбора специальности. В результате часть выпускников (50,5%) планируют сменить специальность, а часть (43,8%) — переквалифицироваться в рамках избранной специальности.

Гуманитарный технолог: за и против

Долгие годы стихия товарно-денежных отношений бушевала вдалеке от тихих гаваней учебных корпусов. С высокого берега университетское сообщество наблюдало за ожесточенными войнами между конкурентами, которые разворачивались в сфере бизнеса.

И вот момент настал. Рынок продиктовал вопросы: «Кто является заказчиком образовательной программы?», «Нуждается ли работодатель в гуманитарном технологе?»

В рамках инновационной образовательной программы ведутся комплексные исследования, направленные на изучение потребности в специалистах, владеющих гуманитарными технологиями, на рынке труда. Получены первые результаты. Они носят пилотажный, предварительный характер (обработаны данные по 30 анкетам). О чем они говорят?

Работодатель практически ничего не знает о современной университетской жизни. Менеджер или бизнесмен все еще живет воспоминаниями молодости. Он помнит, как получал диплом, в котором черным по белому было написано — специалист. А то, что сегодня «специалист» — это уходящая реальность, ему практически неведомо. Термины «двухуровневая система образования», «бакалавр», «магистр» и вовсе из сказки про Гарри Поттера, а не из реальной жизни. На вопрос анкеты «В какой мере понятны для Вас

возможности будущего работника таких квалификационных ступеней, как бакалавр, специалист, магистр?» ответы работодателей распределились так:

Ответы Бакалавр, о о Специалист с высшим образованием, % Магистр, %

Полностью ясны 20,0 42, 9 15, 0

В основном, ясны 25,0 42, 9 15, 0

В основном, не ясны 25,0 4,8 30,0

Полностью не ясны 15, 0 4,8 10,0

Затрудняюсь ответить 15, 0 4,8 30,0

Переправа между двумя берегами. Вопрос о финансировании вуза или отдельных образовательных программ работодатели обошли холодным молчанием. Но все же союз между вузом и реальным сектором экономики возможен, о чем свидетельствуют ответы работодателей, представленные ниже (данные приведены в %):

Финансирование вузов -

Финансирование целевой подготовки специалистов по договорам -

Разработка (экспертиза, оценка) образовательных программ вузов 5,6

Разработка критериев качества образования, моделей профессиональной компетенции (компетентности) 5,6

Разработка контрольных и экзаменационных заданий, тестов -

Участие в учебном процессе в качестве преподавателей 22,2

Организация производственных практик студентов в Вашей организации 66,7

Заключение договоров на выполнение студентами исследований в рамках выпускных квалификационных работ 16,7

Участие в совместных с вузами научно-проектных разработках 22,2

Развитие собственных образовательных структур 16,7

Корпоративные тренинги для организации (компании), повышение квалификации, корпоративные образовательные программы на базе вуза 33,3

Потребность в гуманитарном технологе есть. Эксперты обращают внимание на то, что

в сфере производства наиболее востребованы такие профессиональные компетентности, как:

• общественная коммуникация (связи, общение, взаимодействие граждан и общественных организаций при решении их проблем);

• владение устной речью на родном языке;

• извлечение, обработка и анализ информации;

• наблюдение, оценка и прогноз динамики социальных характеристик (социальный мониторинг);

• письменная коммуникация на родном языке;

• управление конфликтом (компетентное сопровождение конфликта в целях решения проблем).

Эксперты считают, что специалисты, владеющие гуманитарными технологиями, будут востребованы на рынке труда в таких областях, как:

• информационно-коммуникативная деятельность;

• организационно-управленческая область;

• интеллектуально-коммуникативная область.

Таковы некоторые предварительные данные. Но и они дают информацию к размышлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.