Научная статья на тему 'Социологическое содержание понятия «Историческая реконструкция»'

Социологическое содержание понятия «Историческая реконструкция» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1319
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / SUBCULTURE / HISTORICAL RECONSTRUCTION / METHODS OF SOCIAL SCIENCE / SOCIAL ACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Божок Н. С.

Проведено определение содержания понятия «историческая реконструкция» в социологическом и лингвистическом полях исследования; соотнесено его научное наполнение с предметными областями различных общественных наук. Предложено рассмотрение исторической реконструкции как одного из методов социальной науки, который можно назвать социологической реконструкцией, т.к. научное понятие реконструкции имеет, как показано в статье, не только историческое и лингвистическое, но и социологическое содержание. Проанализированы социолингвистические аспекты деятельности клубов реконструкции сквозь призму актуального фактологического материала: анкет, опросов и статей на соответствующую тематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL CONTENT OF «HISTORICAL RECONSTRUCTION» CONCEPT

Definition of the concept «Historical reconstruction» in sociological and linguistic fields of research was done in this work; its scientific interpretation with the subject areas of different social sciences was brought into correlation. Consideration of historical reconstruction as one of the methods of social science which can be called social reconstruction was suggested. The scientific concept of reconstruction has as it is shown in the article not only historical and linguistic but also sociological content. Structurally substantial aspects of reconstruction club activities were analyzed in the light of urgent data material, that is questionnaires, surveys and articles on the corresponding subject matter.

Текст научной работы на тему «Социологическое содержание понятия «Историческая реконструкция»»

УДК 316.7

Н.С. Божок

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ»

Проведено определение содержания понятия «историческая реконструкция» в социологическом и лингвистическом полях исследования; соотнесено его научное наполнение с предметными областями различных общественных наук. Предложено рассмотрение исторической реконструкции как одного из методов социальной науки, который можно назвать социологической реконструкцией, т.к. научное понятие реконструкции имеет, как показано в статье, не только историческое и лингвистическое, но и социологическое содержание. Проанализированы социолингвистические аспекты деятельности клубов реконструкции сквозь призму актуального фактологического материала: анкет, опросов и статей на соответствующую тематику.

Субкультура, историческая реконструкция, методы социальной науки, социальное действие

N.S. Bozhok SOCIOLOGICAL CONTENT OF «HISTORICAL RECONSTRUCTION» CONCEPT

Definition of the concept «Historical reconstruction» in sociological and linguistic fields of research was done in this work; its scientific interpretation with the subject areas of different social sciences was brought into correlation. Consideration of historical reconstruction as one of the methods of social science which can be called social reconstruction was suggested. The scientific concept of reconstruction has as it is shown in the article not only historical and linguistic but also sociological content. Structurally substantial aspects of reconstruction club activities were analyzed in the light of urgent data material, that is questionnaires, surveys and articles on the corresponding subject matter.

Subculture, historical reconstruction, methods of social science, social action

В настоящее время в России сформировалась определенная социальная среда, в которой историческая реконструкция занимает особое место в развитии молодежной культуры: в стране существует несколько крупных военно-исторических ассоциаций, почти в каждом городе есть свой воен-

197

но-исторический клуб. Элементы исторической реконструкции все чаще присутствуют на различных праздниках, торжествах, литературных и филологических чтениях, связанных с определенной исторической эпохой, массовых мероприятиях и ежегодных фестивалях, проводимых как на территории России, так и в странах дальнего и ближнего зарубежья.

Очевидно, что социальное явление такого масштаба, как историческая реконструкция, требует системного научного изучения, однако, несмотря на возрастающую значимость феномена исторической реконструкции в молодежной среде, некоторые ее фундаментальные основы - в первую очередь, социологические - до сих пор еще недостаточно изучены. Следует указать и на важность языкового аспекта функционирования клубов исторической реконструкции, где действует специальный код речевой коммуникации. Поэтому такое специфическое объединение молодых людей, часто иллюстрирующих особый набор коммуникативных средств обмена информацией об определенной исторической эпохе, не должно оставаться без внимания исследователей как в социологии и лингвистике, так и смежных с ними научными ветвями - археологии, фольклористики, этнографии, теории коммуникации.

Вопросы социологического содержания исторической реконструкции рассматривались в основном в трудах западных социологов (см., напр. [1]), причем фрагментарно. Лингвистические же пути анализа текущего понятия еще более хаотичны: часто они касаются лишь определенной стороны коммуникации в клубах такого рода, например, фразеологической (изучение устойчивых выражений, связанных с тем или иным фактом истории) или невербальной (изучения языка жестов, мимики) [3].

Исходя из указанных аспектов анализа исторической реконструкции, существуют разные подходы к определению самого данного понятия. Отсюда вытекает наличие и пестрого спектра рассмотрения его структурно-содержательных рубрик (состава, глубины, дифференциальных (классифицирующих) аспектов и т.д.). Целью данной работы является определение содержания понятия «историческая реконструкция», реализуемое в выявлении и конкретизации принадлежности его содержания к предметной области одной или нескольких общественных наук, что является необходимым для ее системного изучения.

В общем смысле понятие «реконструкция» (от лат. ге - приставка, здесь обозначающая возобновление или повторность действия, и со^тсйо - построение) имеет два значения:

1) переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, совершенствования;

2) восстановление чего-либо по остаткам и/или описаниям.

Понятие «реконструкция» в узком смысле также имеет два значения:

1) метод исследования, применяемый в большинстве гуманитарных наук;

2) социальная практика (см. [7, 8]).

В гуманитарных науках в большинстве случаев реконструкция применяется как метод восполнения недостающих знаний с целью восстановления прошлого. Так, в истории понятие реконструкции охватывает многоступенчатый процесс восстановления предметов, поведения, социальной организации, событий прошлого, причём реконструкция предметов имеет служебное значение, реконструкция действий - особенное, а реконструкция событий - главное. Например, реконструкция хранящегося в музее Ватикана этрусского щита позволила опробовать изготовленный экземпляр и выяснить, что изгиб деревянной части щита позволяет переместить на плечо значительную часть его веса, из чего следует, что воин-гоплит мог пройти значительное расстояние со щитом наизготовку, не перенапрягая при этом левую руку [4].

Собственно, история в данном контексте тесно коррелирует с воссозданием наиболее памятных сознанию человека событий, связанных с историей не его отдельно, а общества, в котором он живет: «наша историческая память, память культуры приближает далекое прошлое, откуда пришли мифы, фольклор, магия, сохранившиеся как тени давно ушедших культур» [8]. Проблемы социальной памяти, которые ярко всплывают и часто решаются в деятельности клубов исторической реконструкции, выводят этот ее структурно-содержательный пункт на место главенствующего в анализе прагматики и вектора развития движения. По сути дела история - это и есть реконструкция, «проблематичная и неполная реконструкция того, чего больше нет» [10].

В лингвистике метод реконструкции заключается в гипотетическом воссоздании исчезнувших языковых форм и систем на основе их позднейших отражений и с учётом возможных путей языкового развития. Лингвистическая реконструкция включает три следующие процедуры: внешнюю реконструкцию, внутреннюю реконструкцию и филологический метод в реконструкции. В палеографии (от греч. ра1аю8 -древний и grapho - пишу) реконструкция материалов и орудий письма, графической формы письменных знаков, индивидуальных почерков писцов, систем сокращений и тайнописи, украшений и оформления дает возможность определить авторов и/или писцов, время и место создания текстов.

Следует указать и на то, что лингвистический и историко-лингвистический методы реконструкции имеют ретрогностическую силу, то есть способность предсказывать факты реального прошлого [7], в том числе социальные факты. Например, гуманитарные научные методы реконструкции позволяют предсказать, как реально трудился коллектив писцов, как был организован кружок книжников (скрипторий), как разные скриптории взаимодействовали друг с другом [2].

Таким образом, гуманитарная научная реконструкция даёт реальные социальные факты, которые не представляют особого интереса для гуманитарной науки (humanities), так как относятся к предметной области социальной науки (social sciences). Следовательно, можно и нужно рассматривать реконструкцию как один из методов социальной науки, который будет справедливо назвать социологической реконструкцией, так как научное понятие реконструкции имеет, как показано выше, не только историческое и лингвистическое, но и социологическое содержание. Метод социологической реконструкции позволит на основе изучения и понимания социальных фактов прошлого делать выводы для настоящего и будущего. Например, изучение таких социальных фактов прошлого, как неофициальный солдатский суд (точнее, самосуд) во французской армии [9] и/или официальная артельная организация (точнее, самоорганизация) в русской армии [6] конца 18 - начала 19 веков, имеет практическое значение с точки зрения повышения боеспособности и живучести подразделений современной российской армии.

Современные социальные практики реконструкции широко известны под неточным названием «историческая реконструкция». Правильнее было бы называть эти практики историко-социальной реконструкцией, т.к. восстановление предметов имеет для реконструкторов значение изготовления реквизита. Однако значение этого реквизита для реконструкции действий и событий не превышает значения театрального реквизита для сценической постановки. Главным и для реконструкции, и для театра являются социальные (взаимо)отношения, которые базируются на своей собственной эстетике, речевой и неречевой этике и идеологии молодежных сообществ, объединенных под общим названием «историческая реконструкция». Данная триада обусловливает понимание рассматриваемого движения как подсистемы молодежной культуры, т.е. субкультуры с ее специфическим социальным и языковым наполнением. Именно данный вывод определяет важность углубления в социолингвистический аспект функционирования клубов исторической реконструкции.

В целях расширения эмпирических компонентов исследования его автором были проведены опросы среди молодых людей (тинэйджеров, учащихся средних общеобразовательных учреждений г. Санкт-Петербурга, Калуги, Рязани, Орла, Саратова, Ярославля, Ленинградской, Белгородской, Калужской, Саратовской, Московской областей, весна 2012-й г.), в ходе которых детализировались ассоциации опрошенных, касающиеся деятельности реконструкторов. Так, в табл. 1 представлены ответы опрошенных на вопрос «Что для Вас представляет собой «историческая реконструкция»?».

Таблица 1

Ассоциативные представления школьников о реконструкции

Ответы Процент наблюдений

N Процент

Воспроизведение 45 19,8% 20,9%

Воссоздание 41 18,1% 19,1%

Восстановление 31 13,7% 14,4%

Театр 48 21,1% 22,3%

Живая история 15 6,6% 7,0%

Сообщение 9 4,0% 4,2%

Обновление 17 7,5% 7,9%

Игра 8 3,5% 3,7%

Другое 13 5,7% 6,0%

Всего 227 100,0% 105,6%

Наиболее часто ученики говорят об исторической реконструкции как о театральном действии, и лишь незначительный процент заявляют, что данное движение связано с живой историей, памятью. Думается, что это связано с трансформацией социальных установок современных тинэйджеров и их

ориентацией на материальные блага, а не на историческое знание или патриотизм. При этом общий синонимический ряд, связанный с понятиями реконструкции прошлого, у учащихся достаточно беден. С одной стороны, это говорит о снижающемся уровне академических знаний современного молодого человека; с другой - о смене ранжирования интересов молодого поколения (см. табл. 2).

Таблица 2

Спектр интересов современных школьников

Ответы Процент наблюдений

N Процент

Литература 83 22,0% 38,2%

Живопись 51 13,5% 23,5%

Музыка 111 29,4% 51,2%

Другое/разное 36 9,5% 16,6%

Спорт 50 13,3% 23,0%

Наука/Техника 17 4,5% 7,8%

Религия 4 1,1% 1,8%

Политика/История 10 2,7% 4,6%

Военное дело 3 0,8% 1,4%

Клуб 2 0,5% 0,9%

Театр, кино 3 0,8% 1,4%

Танцы 7 1,9% 3,2%

Всего 377 100,0% 173,7%

Как видно из таблицы, современные школьники, не состоящие в клубах исторической реконструкции, наиболее склонны к творческим увлечениям - музыке, литературе; они занимаются спортом. Число тех, кто интересуется историей, политикой, театром, не столь значительно, что в целом подтверждает сделанный выше вывод о смене парадигм увлечений современной молодежи в сторону получения неисторического и непатриотического знания. Однако следует добавить, что среди тех, кто большое значение придает чтению исторических книг или газет на военно-политическую тематику, многие высказали желание вступить в движение исторической реконструкции, ссылаясь на то, что там они могут по-настоящему познакомиться с историей не только России, но и всего мира.

Указанный в предыдущем абзаце факт усиливает и лингвистическую важность анализа изначально социального понятия исторической реконструкции, что подтверждается мнением членов клубов реконструкции, свидетельствующих о том, что в таком сообществе их язык становится чище и краше. В целом позитивные социолингвистические особенности восприятия молодыми людьми исторической реконструкции подтвердились и исследованиями коммуникативного поведения молодых людей, состоящих в такого рода клубах («взгляд изнутри»). Так, военная лексика, репрезентируемая в названиях клуба, псевдонимах его членов, речевых оборотах (ср. 5-й кирасирский полк Великой Армии, 8 полк пешей артиллерии, бугуртяне) - это элемент системы общего языка движения реконструкции, тесно связанный с речевым этикетом и играющий роль «социального стража» конкретной организации [3]. Тем самым, на наш взгляд, сохраняется преемственность эпох и кристаллизуется социальная память реконструкторов, их обращение к фольклорным, этнокультурным истокам формирования нации, что, несомненно, должно быть воспринято социологами, исследующими молодежные субкультуры, в духе позитивизма.

Таким образом, понятие «историческая реконструкция» обладает значительным социологическим, а также социолингвистическим содержанием. При рассмотрении данного понятия в контексте современных молодежной культуры и социальных практик, историческая реконструкция является объектом изучения, относящимся к предметной области социологии. В этом смысле историческую реконструкцию можно определить как социальное действие, направленное на воссоздание материальной и духовной культуры прошлого. Однако, помимо этого, как было показано в статье, можно и нужно рассматривать реконструкцию как один из методов социальной науки, который позволяет восстанавливать социальные факты прошлого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Giles H. A Brief History of Re-enactment / H. Giles. URL: http://www.heritage-

interpretation.org.uk/joumals/j2c-shell.html. Обращение к ресурсу: 2.11.2012

2. Аннушкин В.И. Первая русская риторика XVIII века: Текст. Перевод. Исследование / В.И. Аннушкин. 2-е изд. М.: Добросвет, КДУ, 2006. С. 359.

3. Божок Н.С. Некоторые языковые аспекты речевого поведения представителей клубов исторической реконструкции в контексте теории субкультур / Н.С. Божок // Языки в современном мире. М.: Изд-во КДУ, 2009. С. 135-141

4. Конноли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / П. Конноли; пер. с англ. С. Лопуховой, А. Храмовой. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. С. 53-54.

5. Левикова И.С. Молодежный сленг как своеобразный способ вербализации бытия / И.С. Ле-викова // Бытие и язык. Новосибирск, 2004. С. 22-28.

6. Леонов О.Г. Регулярная пехота: 1698 - 1801 / О.Г. Леонов, И.Э. Ульянов // История российских войск. Художник О.К. Пархаев; прилож. Б.Ю. Степанов. М.: ТКО «АСТ», 1995. С. 173.

7. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 410.

8. Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации / К.Б. Соколов // Вест. Российского гуманитарного научного фонда. 1997. №1. С. 33-37.

9. Тарле Е.В. Наполеон / Е.В. Тарле; послесл. и коммент. В.А. Дунаевского и Е.И. Чапкевича. М.: Пресса, 1992. С. 182.

10. Ярская В.Н. Инверсия времени как механизм памяти в контексте культуры // Власть времени: социальные границы памяти / под ред. В.Н. Ярской и Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО Вариант, ЦСПГИ, 2011. С. 5-18.

Божок Николай Сергеевич -

аспирант кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Nikolay S. Bozhok -

Postgraduate

Department of Sociology, Social Anthropology and Social Work

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Статья поступила в редакцию 17.08.13, принята к опубликованию 15.09.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.