Научная статья на тему 'Социологическое изучение социально-культурной сферы'

Социологическое изучение социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4395
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / АУДИТОРИЯ СКС / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИОЛОГИИ СКС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СКС

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сташ Светлана Мухарбиевна

В статье автором дается осмысление сторон социально-культурной сферы, представляются теоретико-исследовательские задачи социологии социально-культурной сферы, выявляются проблемы, проявляющиеся в социально-культурной сфере, предлагаются направления социологического исследования СКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическое изучение социально-культурной сферы»

УДК 316.7 ББК 60.56 С 78

С.М. Сташ

Социологическое изучение социально-культурной сферы

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье автором дается осмысление сторон социально-культурной сферы, представляются теоретико-исследовательские задачи социологии социально-культурной сферы, выявляются проблемы, проявляющиеся в социально-культурной сфере, предлагаются направления социологического исследования СКС.

Ключевые слова:

Социально-культурная сфера, социология социально-культурной сферы, аудитория СКС, проблемное поле социологии СКС, деятельность специалиста СКС.

Социально-культурная сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между индивидами и группами людей. Наиболее полно социокультурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности, элементов творчества, удовлетворении культурных потребностей, во взаимосвязях, деятельности субъекта и условий для этой деятельности, в богатстве и многообразии социокультурной среды. Она характеризуется взаимодействием материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общности) и представляет собой их устойчивую совокупность, на основе которой осуществляются различные виды деятельности.

Социологическое изучение и осмысление различных сторон СКС сегодня сталкивается с проблемами выявления реальной социокультурной ситуации в регионе, определенном социуме, особенностей различных видов социально-культурной деятельности, степени приобщения человека к определенному культурному социуму, духовных потенций личности, ее ценностных ориентации. Социологическое исследование СКС предполагает изучение общих закономерностей, динамики культуры и специфических форм ее проявления в социально-культурной сфере, степени усвоения конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие ее субкультуры. Такое изучение позволяет, с одной стороны,

выявить факторы, которые способствуют поддержанию устойчивых явлений и процессов культуры, а с другой - определить ту или иную целевую ориентацию на перспективу. Это может быть ориентация на межкультурное понимание и общение, на целостное эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ ее уровней или установка на выявление социальной значимости социально-культурной деятельности индивида, группы, общности (1).

Одним из важнейших направлений социологического изучения СКС можно назвать выявление реальной аудитории посетителей учреждений культуры, образования, здравоохранения как определенной общности. Исследования в этом направлении позволят полнее учитывать характерные особенности, социально типичные признаки посетителей учреждений культуры, образования, здравоохранения, прогнозировать их возможные реакции на различные виды услуг. Социологический анализ сложившихся способов приобщения и освоения культуры, образования, здравоохранения, степени влияния их учреждений на удовлетворение социально-культурных потребностей различных групп населения поможет выявлять, формировать и распространять новые инициативы, образцы деятельности, способствующие качественному улучшению социокультурной ситуации. В социологическом изучении социально-культурной сферы заключены богатые возможности обновления, обогащения и актуализации социально-культурной деятельности в

соответствии с реальными запросами различных групп населения. При таком понимании социальной значимости СКС открываются широкие горизонты воспитательно-преобразу-ющей, познавательно-развивающей деятельности ее субъектов. Социологические исследования СКС в контексте временного развития культуры, образования, здравоохранения позволяют увидеть человека во всей полноте его предметного окружения, динамику его деятельности и социокультурного общения.

Понятие «социально-культурная сфера» используется, как правило, для характеристики общественной деятельности тех структур общества, в рамках которых осуществляется социально-культурное воспроизводство, т. е. в нее включаются разнообразные социальные институты, специализирующиеся на данной функции. Иначе говоря, это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

К социально-культурной сфере следует отнести образование, культуру, здравоохранение, физическое воспитание и спорт, здравоохранение и социальное обеспечение, средства массовой информации и коммуникации и другие виды и сферы социальной деятельности по развитию человеческого потенциала как источника и конечной цели общественного развития (2).

Становится очевидным, что, в отличие от социальной сферы, в состав социально-культурной сферы не входят такие отрасли и виды деятельности, как государственное управление и финансы, жилищно-коммунальное хозяйство, ремонт техники и предоставление коммунальных и персональных услуг, пассажирский транспорт. Хотя более точное и объективное представление об инфраструктуре СКС говорят о необходимости их наличия в этой сфере для обеспечения оптимальных условий ее функционирования (управление, финансы, транспорт и т. п.).

Объект и предмет специалиста социальнокультурной сферы определяется содержанием и характером задач, диктуемых реальными про-

блемами и нуждами соответствующей области практики, выявление которых требует проведения предварительных исследований. Теоретико-исследовательские и проектные задачи социологии СКС можно представить, как минимум, в виде двух групп. Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, практик и разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов (преимущественно, на институциональном, «отраслевом» и технологическом уровнях - в деятельности различных государственных и общественных институтов и учреждений, обеспечивающих социальную коммуникацию культурных ценностей, охрану культурного наследия и т. д.).

Вторая группа задач предполагает получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях. На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные социологические исследования должны обеспечить теоретическую базу технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики различных субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и т. д. На общенациональном и региональном уровнях социология СКС разрабатывает методологические основания государственной культурной политики (ее приоритеты, цели, задачи, механизмы и т. д.), обеспечивает теоретическую базу деятельности территориальных органов управления культурой, предлагает функциональносодержательные модели организационных структур и учреждений, соответствующих региональной культурной специфике и способствующих решению территориальных проблем.

Опыт социологического изучения СКС свидетельствует не только о необходимости получения достоверной информации, но и о выявлении и обосновании показателей содержания социально-культурной деятельности. В настоящее время исследователь в поиске показателей промежуточных и конечных результа-

тов социально-культурной деятельности сталкивается с серьезными трудностями. И это, прежде всего, касается целостного описания объекта социологического исследования, поскольку отсутствует объективная информация о широком спектре социально-культурных потребностей, интересов, ценностных ориентации различных социальных групп.

Проблемное поле социологии СКС определяется негативными тенденциями и процессами, связанными с разрушением нормативноценностной базы и утратой чувства духовной самобытности российской культуры; снижением уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества; слабым использованием потенциала искусства; размыванием историкокультурного своеобразия и уникальности территорий (особенно малых городов и поселений российской провинции); утратой технологий традиционных ремесел и промыслов, предметов и памятников, имеющих историко-культурную и художественную ценность; отсутствием условий для художественного развития молодых дарований; снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми; дисфункционированием социальных институтов и учреждений, составляющих культурную инфраструктуру и др. Мы видим, что все составляющие профессиональной деятельности специалиста социально-культурной направленности (личность, общность, регион, общество) являются носителями социологических проблем. Именно проблемное поле на одном уровне - определяет характер исследовательских и проектных задач социологии СКС как научной дисциплины, на другом - задает сферу компетенции, функции и содержание деятельности специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его профессиональной подготовки. Используя специфические социально-культур-

ные и социологические технологии, он должен квалифицированно определять индивидуальные особенности и задатки человека, его предрасположенность к различным областям художественного творчества; содействовать в рамках конкретных проектов и программ формированию исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное «культурное пространство» как естественную среду становления и развития человека. То есть, объектом социологической деятельности специалиста социокультурной сферы могут выступать: во-первых, социально-культурная среда и создание духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом); во-вторых, образ жизни (поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров образа жизни, формированию художественной, духовно-нравственной, исторической, экологической культуры; создание условий для творческого развития и самореализации личности путем включения человека в различные виды социальнокультурной деятельности); в-третьих, сферы жизнедеятельности личности - образовательная, производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная, информационная и др. (совершенствование деятельности соответствующих учреждений или создание новых).

Примечания:

1. Науменко, ТБ. Социология массовой коммуникации. - СПб.: Питер, 2005. - 288.

2. Касьянов, ВБ. Социология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.