Научная статья на тему 'Социологический подход в исследовании налоговой культуры'

Социологический подход в исследовании налоговой культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1125
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ / НАЛОГОВОЕ СОЗНАНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / TAX CULTURE / SOCIOLOGICAL APPROACH / ECONOMIC SOCIOLOGY / SOCIO-CULTURAL MECHANISM / TAX AWARENESS / TAX BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богославец Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются причины применения социологического подхода в процессе исследования налоговой культуры общества. Процесс налогообложения изучается как социальный процесс в сфере экономических отношений, определенный объективными и субъективными факторами, среди которых налоговое поведение и налоговая культура неразрывно взаимосвязаны и влияют на эффективность самого процесса налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE RESEARCH OF TAX CULTURE

The article deals with the reasons of application of the sociological approach in the course of research of tax culture of a society. Taxation process is studied as social process in sphere of economic relations, defined by objective and subjective factors among which the tax behaviour and tax culture. These factors are indissolubly interconnected and influence on efficiency of the process of the taxation.

Текст научной работы на тему «Социологический подход в исследовании налоговой культуры»

УДК 338.22

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ

THE SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE RESEARCH OF TAX CULTURE

Т.Н. Богославец T.N. Bogoslavets

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В статье рассматриваются причины применения социологического подхода в процессе исследования налоговой культуры общества. Процесс налогообложения изучается как социальный процесс в сфере экономических отношений, определенный объективными и субъективными факторами, среди которых налоговое поведение и налоговая культура неразрывно взаимосвязаны и влияют на эффективность самого процесса налогообложения.

The article deals with the reasons of application of the sociological approach in the course of research of tax culture of a society. Taxation process is studied as social process in sphere of economic relations, defined by objective and subjective factors among which the tax behaviour and tax culture. These factors are indissolubly interconnected and influence on efficiency of the process of the taxation.

Ключевые слова: налоговая культура, социологический подход, экономическая социология, социокультурный механизм, налоговое сознание, налоговое поведение.

Key words: tax culture, sociological approach, economic sociology, socio-cultural mechanism, tax awareness, tax behavior.

В научной литературе процесс налогообложения чаще всего рассматривается как экономический процесс, представляющий собой систему расчетов налогов и форм их выплаты. Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер, т. е. выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Выполняя социальные функции, налогообложение имеет особенности развития и представляет собой реальный предмет исследования в области экономической социологии. Использование социологического подхода в изучении налоговой культуры позволяет исследовать ее специфику в системе социальных отношений, которые развиваются в сфере экономики и финансов с учетом закономерностей развития системы хозяйствования. Следовательно, налоговую культуру необходимо изучать как длительный, регулируемый социальный процесс, в основе которого лежит взаимодействие между его участниками ради достижения определенной цели.

Изучение налоговой культуры в рамках экономического процесса значительно сужает ее роль и влияние на развитие общества, социальное и экономическое положение населения,

поведение в сфере налогообложения, на конечные результаты действия вводимых налогов. Использование социологического подхода в исследовании налоговой культуры как социального процесса объясняется тремя причинами.

Во-первых, выполняя перераспределительную функцию, налогообложение затрагивает социальные интересы и уровень доходов всех социальных групп, независимо от сферы их профессиональной занятости. Именно функция социальной справедливости является одной из самых конфликтогенных социальных функций процесса налогообложения. От степени ее реализации зависит способность или сглаживать социальное неравенство в доходах различных групп населения и таким образом предотвращать конфликты, или, напротив, обострять их. Если рассматривать налоговую систему Российской Федерации, то она не только не сглаживает социальный разрыв разных групп налогоплательщиков, а, наоборот, усиливает социальную и имущественную поляризацию, содействуя социальным конфликтам.

Во-вторых, поскольку налогообложение носит всеобщий характер, участниками этого процесса являются не только сотрудники налоговых органов, управленческий персонал организаций, но и все население, выступаю-

© Т.Н. Богославец, 2012

щее как социально-ролевая группа налогоплательщиков, проявляющая разные формы налогового поведения. В современном российском обществе распространена девиантная форма налогового поведения, связанная с нарушениями установленной законом обязанности налогоплательщика платить налоги. Это свидетельствует о серьезных социальных причинах, поддерживающих такое отношение населения к закону.

В-третьих, являясь эволюционным процессом, налогообложение в значительной мере зависит от уровня налоговой культуры налогоплательщиков, которая, в свою очередь, обусловливает формирование налогового поведения всех его участников. В формировании налоговой культуры существенное значение играет налоговое поведение, которое определяется ценностными ориентациями, в том числе правовыми нормами, мотивациями, обычаями, традициями и нравами в обществе. Однако социологических исследований особенностей налогового поведения и, как следствие, определенного уровня налоговой культуры в современной российской социологии не ведется, и объясняется это следующими противоречиями. Во-первых, в российском обществе существует социальное противоречие между широким распространением девиантных форм налогового поведения, низким уровнем налоговой культуры населения и потребностью в социально-справедливом распределении и перераспределении доходов в обществе. Во-вторых, есть противоречие между интересами государства, направленными на реализацию социально-экономических задач посредством налогообложения, и низким уровнем жизни большинства населения, его стремлением сэкономить на сокрытии налогов.

В научной литературе (Б.Х. Алиев, Д.Г. Черник и др.) систему налогообложения исследуют преимущественно с позиций экономического подхода, как процесс установления и взимания налогов. С.В. Маркин, Н.В. Ми-ляков, Ю.А. Крохина налогообложение рассматривают как совокупность законодательно установленных норм права, определяющих порядок установления и взимания налогов. В.М. Пушкарева и Н.И. Осетрова, анализируя историю налогообложения и эволюцию развития, используют исторический подход.

Таким образом, существующие теоретические подходы в исследовании процесса налогообложения вносят важный вклад в понимание его сущности, назначения и перспектив. Однако социальные особенности налогообло-

жения, его влияние на уровень жизни, налоговое поведение и налоговую культуру налогоплательщиков ни экономический, ни правовой, ни исторический подходы не раскрывают. Именно с позиций социологического подхода процесс налогообложения может рассматриваться как социальный процесс в сфере экономических отношений, который обусловлен объективными и субъективными факторами, среди которых налоговое поведение и налоговая культура неразрывно взаимосвязаны и влияют на эффективность самого процесса налогообложения.

Анализ влияния процесса налогообложения на уровень жизни населения, связь с социальной и налоговой политикой государства были предприняты в ряде исследований начала XXI в. В частности, Л.Н. Потрубач и Л.Э. Гад-жиева [1] рассматривают оптимизацию налогообложения с целью обеспечения социальной справедливости; М.Д. Дубова [2] на уровне единого социального налога изучает его роль в реализации социальной политики государства; Д.В. Доспишил [3] анализирует реализацию социальной функции налоговой политики в странах с постсоциалистической экономикой на примере России и Чехии; С. Б. Мурашов [4] исследует социальное регулирование уровня и качества жизни населения в процессе развития системы налогообложения; Е.Б. Поспелова [5] исследует формирование социальной направленности налогообложения семей; А.О. Гре-бенчук [6] рассматривает налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения в России; А. А. Ма-хонина [7] анализирует формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического восприятия учреждений дополнительного образования.

Особенностям поведения населения в процессе уплаты налогов большое внимание уделяется в зарубежной литературе. В результате исследований французского социолога М. Ле-руа [8] и американского социолога Ю. Бэкхау-за и др. в рамках развития экономической социологии в Европе и Америке была выделена отдельная дисциплина, получившая название «фискальная социология» (социология налогов), развитие которой исследуется в работе Г.Г. Силласте [9]. Систематизацией зарубежного опыта занималась российский социолог Е.Г. Новикова [10]. Значительный вклад в анализ мотиваций девиантного налогового поведения внес А.В. Брызгалин, рассматривая налоговую оптимизацию.

Таким образом, исследованием вопросов налогообложения и формирования налоговой

культуры занимаются экономисты, социологи и педагоги. Все они отмечают, что формирование определенных поведенческих установок и конкретных форм налогового поведения населения определяется социальным характером процесса налогообложения.

Теоретико-методологической основой являются частносоциологические законы ряда социологических теорий среднего уровня: социологии и социальной конфликтологии финансово-банковской сферы (Г. Силласте), социологии налогов (фискальной социологии) (М. Ле-руа), социологии труда (И.И. Чангли, А.И. Кравченко, В.И. Добреньков). При анализе налогообложения как социального процесса следует использовать теории социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс), ролей и социального статуса (Р. К. Мертон), социальной структуры (М. Руткевич), стратификации (П. Сорокин), социального конфликта (Р. Дарендорф, И. Ко-зер), социальных изменений (П. Штомпка, В. Радаев, Н. Тихонова), социальной справедливости (Л. Потрубач, Л. Гаджиева).

Исследование налоговой культуры наиболее органично осуществлять с позиций экономической социологии. Налоговая культура, представляет собой многоплановую и разноуровневую структуру. В то же время она является целостной подсистемой экономической, правовой и общей культуры гражданина. Поэтому следует рассматривать три вида элементов налоговой культуры: понятия, отношения и ценности. Во-первых, понятия, или концепты, - это терминология, которой пользуются в налогообложении. Она помогает гражданам организовать и упорядочить свой налоговый опыт. Изучение налоговой терминологии позволяет ориентироваться в сфере налогообложения путем усвоения, накопления и организации своего опыта. Во-вторых, отношения - это определенные представления о том, как составные части налоговой культуры связаны друг с другом в пространстве и времени. В-третьих, это разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин, а в каждом социальном устройстве гражданин делает свой выбор, что считать ценностью, а что нет.

Налоговую культуру следует рассматривать не как особую часть культуры, а как «проекцию» общей культуры на сферу социально-экономических отношений. По отношению к общей культуре налоговая выступает как часть по отношению к целому, имея в то же время свои отличительные особенности, которые определяются функциями налоговой культуры.

1. Функция аккумуляции налогового опыта.

2. Функция гносеологическая, познавательная, когда, охватывая налоговую сферу, налоговая культура дает целостную картину познания процесса налогообложения, а также уровень навыков и умений.

3. Функция исторического обмена, передачи опыта в налогообложении, эту функцию называют еще информационной.

4. Функция коммуникативная.

5. Функции регулятивная и нормативная, когда налоговая культура выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6. Функция сигнификативная - это способность налоговой культуры создавать целостные, осмысленные представления о мире налогообложения, ее философии. Для этого налоговая культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия - это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир налогообложения, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

7. Гуманистическая функция налоговой культуры является основной, поскольку в ней заключен смысл создания налоговой системы.

Налоговая культура, наряду с основными функциями, призвана выполнять дополнительные функции: познавательную, прикладную, воспитательную и т. д. Познавательная функция заключается в том, что новые налоговые знания стимулируют критическую переоценку старых знаний и осознание тенденций развития общества на перспективу. Прикладная функция налоговой культуры характеризует умение применять налоговые знания на практике. Воспитательная функция необходима для передачи налоговых знаний, образцов поведения при формировании высокого уровня налоговой культуры налогоплательщика.

Таким образом, выполняя свои функции, налоговая культура влияет на социальную жизнь различными путями, через социализацию, создание и введение ценностей, образцов поведения, создание моделей институтов и социальных систем.

Для современной России характерны социальные трансформации, меняются все типы культуры: интеллектуальная, политическая, экономическая, бытовая. Эти изменения объясняются динамикой трех групп факторов: объективные перемены, происходящие внутри России; тенденции и инерция сложившейся национальной и цивилизационной культуры; за-

висимость от общемирового развития. Все три группы факторов в той или иной степени определяют социально-экономические отношения

и, следовательно, уровень налоговой культуры граждан России.

Эволюция налоговой культуры происходит в рамках социальной эволюции. Рассматривая социальную эволюцию как процесс взаимного приспособления преображающего человека и изменяющейся социальной среды, целесообразно определить границы взаимного влияния и методологические рамки, в которых этот процесс следует изучать. Для этого необходимо определить, в чем заключается социокультурный механизм трансформации налогового сознания и поведения и какие методы для его изучения следует использовать. Кроме того, следует определить характер социальной эволюции, в рамках которой происходит эволюция налоговой культуры.

1. Потрубач Л. Н., Гаджиева Л. Э. Оптимизация налогообложения с целью обеспечения социальной справедливости // Журнал социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 5.

- С. 145-160.

2. Дубова М. Д. Роль единого социального налога в реализации социальной политики государства // Финансы. - 2002. - № 12. - С. 4445.

3. Доспишил Д. В. Реализация социальной функции налоговой политики в странах с пост-социалистической экономикой: на примере России и Чехии: дис. ... канд. соц. наук. - М., 2003. - 163 с.

4. Мурашов С. Б. Социальное регулирование уровня и качества жизни населения в процессе развития системы налогообложения: дис. ... канд. соц. наук. - СПб., 2004. - 322 с.

5. Поспелова Е. Б. Формирование социальной направленности налогообложения семей: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2006. - 182 с.

6. Гребенчук А. О. Налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения в России: дис. ... канд. соц. наук. - М., 2009. - 207 с.

7. Махонина А. А. Формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического восприятия учреждений дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2002. - 38 с.

8. Леруа М. Социология налога. - М. : Дело и сервис, 2006. - 96 с.

9. Силласте Г. Г. Экономическая социология : учеб. пособие. - М. : Гардарики, 2005. -383 с.

10. Новикова Е. Г. Фискальная социология: обзор западных исследований налогообложения // Экономическая социология. - 2005. - Т. 6.

- № 1. - С. 95-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.