Научная статья на тему 'Социологический аспект исследования демографического поведения'

Социологический аспект исследования демографического поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1964
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРУКТУРА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / МОТИВЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ярмоленко Л.В.

В статье описана специфика социологического исследования демографического поведения. Дано социологическое определение демографического поведения, выделены его структурные компоненты на основе теории социального действия Макса Вебера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический аспект исследования демографического поведения»

УДК: 316.1

Ярмоленко Л.В.

к.с.н., доцент,

Астраханский государственный университет

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье описана специфика социологического исследования демографического поведения. Дано социологическое определение демографического поведения, выделены его структурные компоненты на основе теории социального действия Макса Вебера.

Ключевые слова: демографическое поведение, структура демографического поведения, социальная ценность, мотивы, социализация.

Качественный и количественный состав населения определяет уровень развития социума в целом и отдельных общественных систем в частности. Указанные показатели являются объектом внимания ряда наук и государства. В XXI веке не менее актуальной является проблема тенденций и направленности демографического поведения социальных общностей и социальных групп.

С точки зрения этимологии словосочетание демографическое поведение является абсурдным, но поскольку уже имеет место практика научного использования упомянутого термина, то под прилагательным «демографический» мы будем понимать способы самосохранения человечества (в широком смысле), т. е. способы воспроизводства народонаселения, влияющие на качество и количество народов отдельных территорий и стран. Иначе номинальным определением понятия демографическое поведение является самосохранительное поведения народов.

Формально логически демографическое (самосохранительное) поведение — это научный термин, используемый как родовое понятие, включающее в себя ряд видовых понятий (показателей), таких как самосохранительное (в узком смысле — это отношение населения к своему здоровью), репродуктивное, миграционное и брачное поведение.

Прохоров Б.Б., специалист в области экологии человека определяет демографическое поведение как систему взаимосвязанных действий (поступков), направленных на изменение или сохранение демографического состояния общности людей, т. е. это действия, связанные с воспроизводством населения (брачное, репродуктивное, миграционное и самосохранительное поведение) [1].

Если демографическое поведение является объектом научных интересов ряда наук, то в чём заключается предметная специфика социологического исследования?

Проблемы демографического поведения излагаются в диссертациях на соискание учёной степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.03 — Экономическая социология и демография [2; 3].

В паспорте научной специальности 22.00.03 ВАК указаны следующие, интересующие нас, области исследования: социальные условия воспроизводства населения; социология семьи и брака; мотивация демографического поведения, общественное мнение и СМИ о демографических процессах; социальные проблемы охраны здоровья; этнические особенности демографических процессов [4].

Упомянутая тематика свидетельствует, что социология не исследует демографическое поведение, либо использует предметную область демографии и фактически следует демографической теории, не афишируя свою собственную теоретическую позицию в отношении упомянутого феномена.

Объектом исследования демографии является население (народ), а предметом — закономерности, движущие силы и факторы воспроизводства населения, тенденции развития

режимов и типов воспроизводства населения, закономерности изменения общей численности населения.

Объектом социологии являются общество как специфическая организация (система), воспроизводящая и объединяющая в единое социальное целое социальных субъектов (личность, социальная группа, социальная общность), а предметом — закономерности воспроизводства социально значимых действий, взаимодействий, отношений и связей этих субъектов, обеспечивающих функционирование общества как социальной системы.

С точки зрения формальной логики термины народонаселение и социальная система (общество) по содержанию являются несравнимыми понятиями. Фактически общество не может быть без народонаселения. Тем ни менее в демографии категория народонаселения — это совокупность людей (биологическая популяция), проживающих на определенной территории (географическое пространство), в пределах конкретной страны. В экономике используется категория трудоспособная часть народонаселения — это основная производительная сила общества с заданными социально-демографическими параметрами. Социология же оперирует понятием социальный субъект, воспроизводство и жизнь которого осуществляется в определённом социальном пространстве (экономическом, культурном, политическом).

Человек как биологическое существо движим инстинктами самосохранения, миграции в поиске благоприятных условий жизнедеятельности, воспроизводства себе подобных. Личность как социальный субъект осознает собственные биологические потребности, переводя их в интерес (осознанную социально значимую потребность), поэтому инстинкты как базовые потребности человека у личности мотивируются и регламентируются (регулируются) внутренней и внешней (социальной) целесообразностью.

Мотивы демографического поведения — это физиологические и психологические процессы, управляющие репродуктивным и самосохранительным поведением человека, определяющие его направленность и активность, а также факторы, которые обуславливают выбор конкретного образца поведения.

Так, например, Хайруллин Р.Р., соискатель учёной степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.03, констатирует, что в последнее время потребность деторождения, которую он относит к числу демографических ценностей, претерпела значительные изменения, поскольку в жизни современного человека важную роль играет потребительское поведение [3, 3].

Следует акцентировать внимание на некорректности данного утверждения. Потребность в деторождении у человека — это естественная неотъемлемая составная часть потребительского поведения и поэтому имеют место мотивы и стимулы этого процесса. Потребность в деторождении нельзя определять как ценность. Как правило, в маргинальных группах наблюдается активное воспроизводство детей, но из этого факта не следует вывода о том, что у подобных социальных групп доминирует ценность деторождения.

По данным только официальной статистики 2014 г. в России 51 858 детей являются социальными сиротами:

- 42 901 детей, родители которых лишены родительских прав,

- 8 633 детей, родители которых ограничены в родительских правах,

- примерно 324 ребёнка, приемные родители которых досрочно лишены прав опеки по причине возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования детей [5].

Фактически же число детей, находящихся без должного попечения родителей, гораздо больше.

В структуре репродуктивного поведения Р.Р. Хайруллин включает репродуктивные нормы и ценности, установки и мотивы, которые носят экономический, социально-культурный и личностно-психологический характер. Он пишет, что результаты его

исследований выявили иерархию демотиваторов рождаемости: низкая заработная плата, жилищные проблемы, конфликты поколений [3, 7]. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что граждане, у которых высокая заработная плата, стабильный доход, отличные жилищные условия, массово демонстрируют высокую рождаемость. Для многих российских многодетных семей низкая заработная плата, жилищные проблемы не демотивируют рождаемость. Определённая часть цыганских семей деторождение использует как источник материального дохода. Подобные семьи живут за счёт пособий на детей и незаконно обналиченный материнский капитал.

С точки зрения исторической ретроспективы нищета, невзгоды — это постоянные спутники основной массы населения планеты, но кризис рождаемости и старение наций статистически фиксируется только со второй половины XX века.

Ценность является категорией философии и социологии. Она используется в двух основных смысловых значениях. Во-первых, так называемая предметная ценность — это положительная или отрицательная значимость объекта для социального субъекта, которая определяется не только свойствами объекта, а степенью его вовлечённости в сферу социальных отношений, интересов личности. Значимость ценности определяется критериями и способами оценивания, которые формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

Во-вторых, так называемая субъективная ценность — это должное, фиксируемое в общественном сознании и культуре в виде императивов, установок и целей социальной активности (поведении) личности. Ценность подобного рода реализуется в понятии свобода как меры прав и ответственности в отношении кого-либо или чего-либо (ценностный стандарт).

Для личности (социального субъекта) собственное здоровье (самосохранение), дети, брак являются объектом ценностных отношений, т. е. определяются как значимое и должное. Нации, этносы, отдельные социально-демографические и поселенческие группы демонстрируют те или иные модели демографического поведения, отдавая предпочтение определённым критериям и способам оценивания необходимости и важности здоровья, включённости детей в сферу индивидуальной и групповой жизни, брака. Модели демографического поведения формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

Таким образом, с точки зрения социологии демографическое поведение — это социально значимые действия личности и социальных групп, направленные на сохранение или изменение количественного и качественного состояния социальных общностей, обеспечивающих воспроизводство общества как социальной системы. Если демография исследует условия и мотивы демографического поведения народов, то социология — социальные функции демографического поведения, важного компонента, обеспечивающего функционирование социума, главным ресурсом которого является человеческий потенциал.

Цель общества как социальной системы — удовлетворить всевозможные потребности своих членов за счет интеграция, интенсификации связей социальных субъектов на основе ценностных моральных и правовых стандартов. Процесс разрушения и дискредитации ценностных стандартов нарушает целостность системы и порождает различные формы девиации индивидов и их групп, в том числе и в сфере демографического поведения.

Так, например, Тихомиров Д.А. пишет, что актуальной проблемой современного этапа развития российского общества является отчуждение части родителей от собственных детей, ослабление родительских функций, снижение ответственности части родителей от содержания и воспитания детей [6].

Помимо субъективных и групповых особенностей демографического поведения личности важно учитывать объективные условия (внешние к субъекту обстоятельства), которые определяют отношение индивида к собственному здоровью, детям, браку и стимулируют её активность в этом виде деятельности. Это целый комплекс проблем, в том

числе особенности социального и миграционного пространства, т.е. демографическое поведение является причинно-следственным процессом. «Социология ... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» [7, 89].

Как составной компонент социальных отношений демографическое поведение можно подвергнуть анализу, применяя теорию социального действия Макса Вебера. Так, например, в структурах демографического поведения следует выделять традиционное поведение — как реакцию на привычные раздражители в соответствии с однажды усвоенной установкой [7, 104]. Ценностно-рациональные действия социальных субъектов, основанные на вере в безусловную самодовлеющую ценность определенного поведения (с нашей точки зрения, в том числе и в отношении здоровья, детей, брака) как такового, независимо от его последствий. Оно подчинено идеалам и требованиям, в повиновении которым конкретный индивид осознает свой социальный долг [7, 104].

Аффективное действие — это реагирование на внешнее раздражение, как со стороны иных субъектов, так и со стороны контекста конкретного события. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность [7, 104].

Макс Вебер отмечает, что ценностно-рациональное действие отличается от аффективного поведения осознанной направленностью и планируемой ориентацией на неё. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в определенном поведении как таковом [7, 104].

«Целерационально действует тот, кто ориентирует своё действование в соответствии с целью, средствами и побочными последствиями и при этом рационально взвешивает как средства относительно целей, так и цели относительно побочных последствий и, наконец, различные возможные цели между собой» [7, 104-105].

Закономерности воспроизводства социально значимых действий, к которым следует относить демографическое поведение личности, реализуются в процессе социализации, т.е. в усвоении знаний, умений, навыков, ценностей, норм и правил социального поведения. Семья как институт первичной социализации создаёт основу для дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.

Безусловно, на формирование модели демографического поведения личности неизгладимое влияние оказывают родители. Даже диетологи отмечают, что ребёнок от родителей усваивает пищевые привычки и формирует под их влиянием (копирует) отношение к собственному здоровью. Дети из однодетных семей, как правило, чаще планирую одного ребёнка вплоть до полного неприятия детей в собственной жизни. Эгоистические наклонности детей, в том числе, простимулированные родителями, формируют неприятие ими коллективности в собственной самостоятельной жизни, что также сказывается на нежелании иметь детей, определяет высокий процент разводов.

По сравнению с семьёй иные социальные институты не проявляют достаточного влияния на демографическое поведение личности. Уроки физической культуры, начиная с дошкольных и заканчивая высшими учебными заведениями, не прививают стойкой привычки и установки подавляющей части учащихся к здоровому образу жизни. До сих пор остаются дискуссионными методики сексуального образования детей и подростков.

Надеемся, что меры демографической политики Российской Федерации, направленные на стимулирование рождаемости в желаемом для государства направлении в части воспитания и пропаганды норм и стандартов репродуктивного поведения, планирования семьи, полового образования молодёжи дадут ожидаемый эффект.

Итак, предметной спецификой социологического исследования демографического поведения как вида социально значимых действий, обеспечивающих воспроизводство человеческого потенциала общества, являются критерии и способы оценивания значимости, ценностные стандарты демографического поведения, степень вовлечённости

самосохранительного поведения (в широком смысле) в сферу социальных отношений и интересов личности (социальные функции).

Литература:

1. Демографическое поведение. — [Электронный ресурс] — URL: http://human_ecology.academic.ru (дата доступа 24.09.2015).

2. Комбарова Т.В. Детерминанты демографического поведения: региональный аспект: автореф. дисс. ... кан-та социол. наук 22.00.03 — Тюмень, 2008. — 24 с.

3. Хайруллин Р.Р. Демографическое поведение населения в современных условиях (на материалах Республики Татарстан): автореф. дисс. ... кан-та социол. наук 22.00.03 — Саратов, 2012. — 18 с.

4. Паспорт научных специальностей // Сайт Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. — [Электронный ресурс] — URL: http:// vak.ed.gov.ru/316 (дата доступа 24.09.2015).

5. Семейная политика детствосбережения. Официальная статистика // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата доступа 02.12.2015г.).

6. Тихомиров Д.А. Состояние и динамика проблемы социального сиротства в России // Информационный гуманитарный портал «Знание, Понимание, Умение». 2014, — № 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.zpu-joumal.ru (дата доступа 02.12.2015г.).

7. Вебер М., Основные социологические понятия // Социологическое обозрение 2008, Том 7. — № 2. — С. 89-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.