УДК 314.1
В.Я. Шклярук
САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ВИД ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Рассматривается самосохранительное поведение как один из важных факторов сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни личности.
Самосохранительное поведение, здоровье, демографическое поведение
V.Ya. Shklyaruk SELF-PRESERVING BEHAVIOR AS A TYPE OF DEMOGRAPHIC BEHAVIOR
The problem of self-preserving behavior as one of the important factors of health keeping and life prolonging is under review.
Self-preserving behavior, health, demographic behavior
«Демографическое поведение» как термин имеет многоаспектный характер. Изучению демографического поведения в настоящее время уделяется пристальное внимание; в научных работах, основанных на солидной исследовательской базе данных, методах и результатах, определено несколько подходов.
Научные исследования демографического поведения проводятся в рамках социологии, социальной психологии, демографии.
Социологи любое обращение к индивидуальному и групповому поведению называют микросоциологическим подходом. Так, американский социолог П. Лазарсфельд относит к микросоциологии все, что имеет дело с человеческим поведением в современных ситуациях, и все исследования, использующие количественные методы [1]. Относительно демографического поведения социология рассматривает его связь с образом жизни, культурными традициями, стереотипами, нормами и ценностями, существующими в обществе.
Психологическое понятие «поведение» стремится охватить не только рациональные, целенаправленные виды человеческих действий, но и те, которые не являются рациональными, а скорее всего представляются импульсивными, непреднамеренными, «машинальными», происходящими помимо воли человека.
В демографическом поведении отражены свойства основных субъектов социальной жизни: личности, группы, коллектива. Социальное поведение - производный компонент социальной среды, который преломляется в субъективных характеристиках и актах действующих лиц, а также результат субъективной детерминации человеческой активности.
В этом смысле социальное поведение можно понимать как процесс целенаправленной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями человека. Оно, с одной стороны, сложнейшая система адаптации личности к разнообразным условиям, способ функционирования в системе конкретного социума, с другой - активная форма преобразования и изменения социальной среды в соответствии с объективными возможностями, которые человек самостоятельно проектирует и открывает для себя, сообразуясь со своими собственными представлениями, ценностями и идеалами [2].
316
Существует множество понятий демографического поведения.
Д.И. Валентей определяет демографическое поведение как поведение человека в области принятия решений в сфере брака, семьи, рождении детей. Общество регулирует отношения между полами через социальные институты семьи и брака; деторождение определяется совокупностью условий жизни, труда и быта, детерминирующих социальные потребности, и регулируется социальными и культурными нормами [3].
У А.И. Антонова, М.С. Мацковского демографическое поведение - система взаимосвязанных действий субъекта, направленных на изменение или сохранение его демографического состояния. «Демографическое поведение представляет собой результат взаимодействия физических и психических характеристик индивида, условий его жизнедеятельности, а также духовных норм и ценностей окружающих его групп и общества в целом» [4].
В современных работах демографическое поведение определяется как система действий и отношений, опосредующих демографические поступки, явления. Это такая сторона деятельности индивида, семей и других малых групп, которая непосредственно ведет к сохранению или изменению их демографического статуса. Иногда субъектами демографического поведения выступает целая нация или население региона.
Различается демографическое поведение в широком и узком понимании термина. В широком понимании демографическое понятие включает действия и отношения, связанные с воспроизводством населения и миграцией населения и его социальной мобильностью.
В узком понимании демографическое поведение включает действия и отношения, связанные только с воспроизводством населения, непосредственно - с рождаемостью и смертностью, опосредованно - с брачностью, овдовением и разводимостью.
Демографическое поведение относительно деторождения называется репродуктивным поведением, в контексте семейно-брачных отношений - называется брачным или матримониальным, а относительно сознательного или несознательного сохранения здоровья, и, наоборот, его разрушения имеет название самосохранительное поведение [5].
По мнению В. А. Борисова, возрастающая роль поведенческих аспектов в борьбе за продолжительность жизни нашла свое выражение в исследовании факторов смертности и здоровья населения социологическими методами. По аналогии с определением репродуктивного поведениясамосохранительное поведение определяется как система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни [6].
Самосохранительное поведение выражается в движении показателей здоровья, заболеваемости, смертности и их структуры по причинам.
Понятие самосохранительного поведения было введено в связи с осознанием исследователями того факта, что в современных условиях все большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор, связанный с отношением человека к собственному здоровью и продолжительности собственной жизни.
На положениях общепсихологической теории диспозиций Г. Оллперта базируется концепция В.А. Ядова о диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, где действуют
определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентаций); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества [7].
Впервые в нашей стране пилотажные исследования самосохранительного поведения начала проводить группа социологов и демографов под руководством профессора А.И. Антонова (1980-1986 гг.). В качестве основных характеристик психологических установок к длительности жизни исследователи использовали показатели предпочтений и ожиданий в отношении продолжительности жизни. Было обнаружено, что мужчины в целом более пессимистично, чем женщины, оценивают свое здоровье, при этом важность усилий самого
человека в достижении хорошего здоровья недооценивается, женщины проявили более активную позицию по отношению к сохранению здоровья [8].
Исследования самосохранительного поведения не получили должной поддержки и были очень скоро прерваны после своего начала. Сегодня можно говорить о постановке этой проблемы в рамках социологической демографии и социологии здоровья, поскольку в отдельных дисциплинах, и прежде всего в психологии, имеются разрозненные попытки по изменению субъективной продолжительности жизни, т.е. того числа лет, которое собирается, надеется прожить опрашиваемый человек. По мнению А.И. Антонова, «остаются до сих пор неразработанными вопросы структуры самосохранительного поведения личности, взаимосвязи ее элементов, классификации основных результатов такого поведения (позитивных и негативных с точки зрения здоровья), вопросы взаимосвязи результатов самосохранительного поведения индивидов с состоянием здоровья, заболеваемости и продолжительности жизни различных групп населения страны в целом» [9].
Ядром структуры регуляции самосохранительного поведения является потребность личности в самосохранении, которая является наиболее сложной по своей структуре и включает в себя все уровни знаменитой пирамиды потребностей, разработанной американским психологом А.Н. Маслоу [10].
А.Н. Маслоу выделяет пять уровней потребностей [11]:
1. Физиологические и социальные потребности - это потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.
2. Экзистенциальные потребности - это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума.
3. Социальные потребности - это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности.
4. Престижные потребности - это потребности в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.
5. Духовные потребности - это потребности в самовыражении через творчество.
Первые два уровня потребностей в своей иерархии А.Н. Маслоу называл первичными
(врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующий в данный момент потребности).
Можно констатировать тот факт, что благодаря своим универсальным объяснительным возможностям теория А.Н. Маслоу послужила основой для многих современных моделей мотивации.
Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения. Таким образом, мы рассматриваем в отношении человека к своему здоровью потребности в самосохранении, в сохранении себя как физического, телесного существа. Это потребность в сохранении самой жизни и здоровья на всех стадиях жизненного цикла.
Социально ожидаемое поведение человека ориентировано на установленный порядок. Однако реальное поведение индивида может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другу, в их комбинациях возможные варианты «неправильного» поведения.
Разработанная теория социального действия была изложена Т. Парсонсом в 1937 году в работе «Структура социального действия». В ней он модифицирует идеи М. Вебера, что носителем социального содержания является социальное действие как основа анализа поведения людей, оказывающих воздействия на других [12].
Чтобы познать общество, надо свести его к действиям участвующих отдельных индивидов, т.е. к понятному человеческому поведению. Вскрыв механизм данного социального действия как начала социальной жизни, мы получили ключ к объяснению любого социального явления. Таким образом, индивидуальное социальное действие (человеческое поведение) является предметом социологии. Этим он «возвращает» социологии как науке ее предмет: «Элементарное действие» отдельного индивида с функцией адаптации как первичная единица анализа.
Социальное действие имеет определенную структуру: действующее лицо, цель, ситуация (условия), нормативная ориентация, реакция предмета действия (другого лица). Если социальное действие - это действие одного индивида на другого с целью выявить в нем (поведении) изменения, то система действий состоит из совокупности единиц действия и социальных отношений - устойчивой связи взаимно ориентированных социальных действий, обеспечивающей стабилизацию общества. Конкретный индивид не выступает в социальных отношениях в качестве «целостной личности», а осуществляет лишь «частичное участие» в социальной жизни через выполнение определенной социальной роли.
Человек совершает действия, ориентируясь на реакцию социальной среды - действия других. Социальные действия направлены к такому изменению установок, чтобы они вели к удовлетворению определенных потребностей и стремлений. Общество находится в равновесии, если ролевые экспектации ясны и выполняются. Поэтому успешность социальных действий, т. е. надлежащее исполнение ожиданий - обязательств зависит от правильного выбора соответствующих средств и методов действий (позитивное убеждение, негативное принуждение, эгоистический компромисс). Однако обществу приходится подчас заставлять своих членов выполнять социальные роли и выправлять ролевые отклонения, которые могут возникать:
- потому что люди одновременно выполняют несколько ролей с противоречивыми требованиями;
- потому что ценности и нормы в процессе социализации, могут не интернализовываться в должной мере;
- потому что ожидания в одной и той же роли могут не находиться в гармонии друг с другом.
Против отклонений мобилизуется социальный контроль, который основывается на санкциях: предписания, пожелания, приказы, запреты и репрессии по отношению к нежелательному поведению.
Завершая описание социального действия, Т. Парсонс выходит на три уровня абстракции в своем анализе: культура, личность, социальная система.
Культура как система символов, мотиваторов, образцов действия, задает предельно общую его ориентацию и упорядоченный характер, освобождая от внутренних противоречий.
Личность, потребности которой выступают как источник действия. Интернализованые ею идей, смыслы, мотивы целедостижения определяют специализированное поведение с функцией адаптации. При этом Т. Парсонс проводил различие между понятиями личности как психологической единицы и социального деятеля как абстрактного комплекса ролей, аналитически вычленяемого из психической структуры.
Социальная система - это организованное множество элементов, которые сохраняют связь и взаимодействие в данном окружении. Она обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Состояние равновесия в системе поддерживается путем регулирующей деятельности социальных институтов на инженерном уровне, которая с помощью общих образов норм и ценностей организует общество в самосохраняющееся целое. В социальной системе индивид, через которого осуществляется системная деятельность, выступает как исполнитель определенных ролей - деятель.
Используя структурно-функциональный анализ Т. Парсонса, рассмотрим процесс формирования самосохранительного поведения в социальной среде.
Человеческое общество предстает перед нами в виде бесчисленного количества социальных миров, которые создаются на основе характера, профессиональной занятости, места жительства, природного темперамента людей и особенностей общественного управления. Каждый человек проходит свой жизненный путь внутри особого социального мира, и то, что высоко ценится в одном из этих миров, может считаться совершенно ненужным и бесполезным в другом.
Сегодняшняя психология говорит, что развитие человека происходит на протяжении всей его жизни. Но развиваться могут как позитивные, так и негативные тенденции, ведущие к возникновению новых качеств и признаков жизни.
То или иное направление жизненного пути связано с биологическим, психическим и социальным развитием человека.
Стиль жизни, который выбирает для себя тот или иной человек, оказывается далеко не случайным и имеет под собой совершенно определенные основания. Многое здесь зависит от опыта детства, в частности, от того стиля воспитания, которого придерживались родители в отношении своего ребенка.
Одна из самых известных концепций, описывающих жизненный путь человека от рождения до смерти и хорошо объясняющая причину зигзагов на этом пути, принадлежит известному американскому психологу Э. Эриксону, который считал, что в процессе своего развития человек неизбежно проходит через целый ряд кризисов, формирующих его индивидуальность, т.е. способность быть самим собой.
Эриксон назвал свою концепцию эпигенетической, основной принцип ее заключается в утверждении, что всё развивающееся имеет исходный план развития, по которому в определенный период времени появляются соответствующие новообразования. Каждая новообразовавшаяся часть имеет конкретное время доминирования, после чего отходит на второй план, уступая место новой стадии развития. В конце концов, части складываются в нечто целое, способное к самостоятельному функционированию. В концепции Эриксона этим целым, в случае успешного прохождения каждой стадии, становится зрелая интегративная личность.
Концепция Эриксона дает нам возможность осознать, что многое зависит не столько от самого человека, сколько от его родителей, от отношения родителей к своим детям в первые месяцы и годы их жизни.
Нежная, любящая и преданная мать, формирующая на бессознательном уровне базовое доверие и любовь к миру; требовательный отец, развивающий самостоятельность, волю, трудолюбие, инициативность и ответственность, закладывают в сознание человека тот сценарий жизненного пути, который он будет реализовывать в течение всей своей последующей жизни.
То, как родители, сами того не сознавая, предопределяют и программируют жизненный путь своих детей, показал другой известный американский психолог Э. Берн. Его книга «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» дает ясное представление о том, как безобидные, на первый взгляд, слова, прозвища, высказывания родителей в адрес своих детей приводят их либо к вершинам жизненного успеха, либо к бесславному и позорному концу.
Сценарий, как его определяет Э. Берн, - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве под влиянием родителей. Существуют сценарии победителей и неудачников. «Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, всё, чему они научились, или думают, что научились. Если они неудачники, то передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют и судьбу своего ребенка» [13].
Жизненный путь во многом зависит от того, какими ресурсами - материальными, духовными, социальными - располагает человек и какой он выбирает для себя стиль жизни -пассивный или активный.
Сегодня в России чрезвычайно остро стоит вопрос о социализации подрастающего поколения. Но он тесно связан с судьбой взрослых.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр признавал изменчивость личности. Он писал: «...хотя, подобно характеру или сердцу человека, интеллект тоже в своих коренных свойствах врожден, он все-таки далеко не остается столь неизменным, как характер, а подлежит многим и многим превращениям» [14]. Содержание мышления и знания, опыт, практика обусловливают отчетливость понимания, постоянно возрастающую вплоть до решительной физической слабости. Справедливо ставится вопрос о соотношении неизменного в личности и регулярно изменяющегося в разные возрастные периоды жизни человека, который приобретает особую актуальность в наше время.
Наиболее интенсивно процесс социализации, накопления человеком личностных особенностей осуществляется в детстве и юности, но изменения личности как положительного, так и, возможно, отрицательного свойства продолжаются и в среднем, и в пожилом возрасте. Н. Смелзер, ссылаясь на исследования Орвила Г. Брима (1966 г.), который одним из первых высказал мысль, что социализация происходит в течение всей жизни, указывает на различия между социализацией детей и взрослых.
1. Социализация взрослых в большей степени касается их внешнего поведения, в детстве вырабатываются базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые способны оценивать нормы, дети преимущественно их осваивают, т.е. в процессе социализации преобладает в первом случае экстериоризация - активное критическое отношение к происходящему, во втором - интериоризация - перевод, усвоение внешних воздействий в свой внутренний мир.
3. Социализация взрослых предполагает большой свободный выбор между «черным» и «белым», плохим и хорошим, необходимость приспособления к выполнению различных социальных ролей, установления приоритетов различных ценностей. Взрослые могут не слушаться родителей. Дети должны слушаться родителей. Они еще не способны понять все многообразие условий, влияющих на социальный статус и роль личности, на повседневное поведение человека.
4. Если социализация детей формирует, главным образом, мотивацию действий, то взрослые, уже включенные в сложные социальные процессы, вынуждены вырабатывать новые навыки, позволяющие им успешнее адаптироваться к все более быстро меняющимся условиям жизни с учетом собственных возрастных особенностей [15].
На что сегодня может опереться молодежь в поиске своего самоопределения и утверждения себя в мире вроде бы безграничных свобод и возможностей? С какой системой ценностей себя идентифицировать?
На эти вопросы пытался ответить О. И. Карнухин (1998 г.), анализируя результаты своих исследований, проведенных НИИ КСИ СПБГУ под руководством профессора В. Т. Лисовского. Результаты исследования свидетельствуют о сложном и во многом противоречивом процессе социализации молодежи в условиях меняющегося общества. Более половины молодых людей (62,2%) отдают предпочтение демократии [16]. Это, на наш взгляд, осторожная, по существу, нейтральная форма самоидентификации опрошенных, позволяющая им уйти от того, что уже, по их мнению, скомпрометировано исторически или еще не совсем утвердило себя в настоящем. Как говорится, поживем - увидим. Этой заповеди следуют более половины опрошенных (69,2%), которые полагают, что они свободны менять свои убеждения, если эти убеждения не отвечают реальности; 27,5% опрошенных не склонны менять свои убеждения.
Реалии, в которых оказалась современная молодежь, в самом деле, весьма изменчивы, равно как изменчиво и отношение к ним со стороны молодых людей. Единственное, что пока не меняется в молодежном сознании, - это фетишизация рынка. Каждый четвертый из опрошенных планирует организовать свое дело, и более половины (63%) - добиться материального благополучия.
Ответ на вопрос «Следует ли изучать молодежь как социальную общность в виде относительно целостной системы?» должен быть недвусмысленным. Доминирующими в изучении молодежи являются поколенческая общность, ценность молодежи как социального ресурса развития и обновления российского общества, считают исследователи Б. А. Ручкин и др. Посткоммунистическое поколение в России обозначилось. Другого поколения нет. С одной стороны, довольно высокая адекватность характеристики молодежи объективным требованиям позволяет считать ее лидирующей группой российского общества в строительстве демократического государства, но очевидно и то, что государству потребуется приложить значительные усилия, как по воспитанию поколений молодых россиян, так и по решению жизненных проблем молодежи.
Подчеркнем также, что остро стоит вопрос о разработке концепции воспитания созидателей новой жизни. Образование, обучение и воспитание - это главные направления в преодолении духовного и, в конечном счете, экономического кризиса в России.
Все вместе взятое входит в понятие сольной государственной молодежной политики, осознание необходимости которой - императив времени.
Рассматривая проблемы социальной регуляции поведения личности в обществе, необходимо учитывать существенные различия, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, прямой и опосредованных форм социальных взаимодействий.
Наличие единого критерия, совпадение ценностей представляет собой основу любых социальных связей и взаимодействия. Но определение единого критерия на микроуровне происходит по элементарному сценарию. Каждый оценивает эффективность социальной связи в соответствии со своими нуждами, потребностями, соотносит затраты и вознаграждение со своими личными возможностями [17].
Любой стандарт поведения, нормы, принципы, регулирующие взаимоотношения индивида в обществе, опосредованно выражают связь между людьми. Типовой стандарт поведения человека в данном обществе был определен на основе различных реальных вариантов, личностных образцов поведения на микроуровне. Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, который в характерной для него образной форме писал, что «коллективные представления - обширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени». Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений.
Накапливали свой опыт и свои знания [18].
Общество, устанавливая нормы, ценности, как бы устанавливает набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник социальных связей, независимо от его индивидуальных особенностей.
Здоровье молодежи - это бесценный вклад в недалекое будущее нашего общества. Проблема сохранения здоровья молодого поколения - одна из самых актуальных в сфере образования. Пришло время перейти от разговора к делу.
Понятие социального здоровья рассматривается сейчас как состояние индивида, группы, общества, которые соответствуют норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического) [19]. Лишь устойчивость отдельных статусных характеристик дает интегрирующую, социализирующую функцию группы или отдельной личности, в результате действия которой можно говорить о ее социальной норме, социальном здоровье и благополучии [20]. При этом важнейшие социальные ценности передаются от поколения к поколению посредством социальной памяти. Некоторые ценности могут навязываться извне, претендуя на роль внутренних идеалов. Социальное здоровье можно определить как феномен отношения личности с социальной средой, отношения к себе и своему месту в социальной структуре общества, характеризующий уровень ее жизнедеятельности и оптимальных социальных, физических и психических характеристик [21].
Существует целый ряд теоретических подходов к изучению социального здоровья и разнообразие определений. Наиболее полно соответствует нашим представлениям следующее определение: социальное здоровье - детерминированное процессом
социализации устойчивое состояние качеств и характеристик личности, обусловленное ее социальным самочувствием и сознательным поведением, направленным на сохранение собственного здоровья, достижение гармонии во взаимоотношении с социальной средой [22]. Основными показателями социального здоровья молодежи выступают её социальное самочувствие и самосохранительное поведение.
По мнению психолога Л. Г. Уляевой, самосохранительное поведение включает три компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий [23].
• когнитивный - характеризует знание человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (разрушительное), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека;
• эмоциональный - отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического и психического самочувствия человека;
• мотивационно-поведенческий - определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характерные особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Отношение к здоровью - один из элементов самосохранительного поведения.
Исследователь И.В. Цветкова трактует важность здоровья как ценности и признает ее связь с самооценкой состояния здоровья учащихся [24]. Она также отмечает тревожное мнение о том, что даже спортивные специализированные школы, которые прививают навыки физической культуры, интерес к занятиям спортом, не могут противостоять насилию рекламы в средствах массовой информации и стереотипам общественного мнения, противоречащим нормам здорового образа жизни.
Отношение индивида к своему здоровью, физическим возможностям и способностям является интегрированным результатом воспитания.
Мы рассматриваем физическую культуру как качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.
Процесс формирования самосохранительного поведения, по нашему мнению, включает (в структуру) мотивационно-ценностный компонент.
Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к самосохранительному поведению, сформированную потребность в нем, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, нацеленность на сохранение здоровья, на здоровый образ жизни.
Кругозор личности в процессе самосохранительного поведения определяют знания, которые необходимы для самопознания личности в ходе освоения ценностей здорового образа жизни. Переживания различных эмоций, сопровождающих самопознание, формируют отношение к себе и образуют самооценку личности. Таким образом, самооценка - это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей.
Человек ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в самосовершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.
Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в процессе формирования самосохранительного проведения, пробуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Потребности в сохранении здоровья - одна из главных побудительных, направляющих и регулирующих сил поведения личности. Эти силы имеют широкий спектр: потребность в активных формах движений, отдыха, спортивных развлечениях, в комфорте и других формах двигательной активности. Потребности тесно связаны с эмоциями - переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия.
Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение - отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности.
«Отличительной чертой человека на протяжении всей его жизни является то, что он беспрерывно чего-то желает. Само появление потребности практически всегда зависит от состояния удовлетворенности или неудовлетворенности всех прочих мотиваций, которые имеются в организме в целом. Само по себе наличие потребности уже свидетельствует о факте удовлетворения иных потребностей» [25].
В побуждении молодежи к формированию самосохранительного поведения, здоровому образу жизни важны и интересы. В структуре интереса различают эмоциональный и поведенческий компоненты. Интересы обычно возникают на основе мотивов и целей здоровьесберегающей деятельности индивида. Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную значимость оздоровительной культуры в жизни. Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к здоровому образу жизни и профессиональной деятельности. Эмоции - важнейший компонент ценностных ориентаций, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность.
Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. «Безосновность воли, действительно, и признавали там, где она проявляется наиболее очевидно, как воля человека, и назвали последнюю свободной, независимой. Но в то же время из-за безосновности самой воли проглядели необходимость, коей всюду подчинено ее проявление, и объявили действия свободными, чем они быть не могут, так как всякое отдельное действие вытекает со строжайшей необходимостью из влияния мотива на характер. Закон основания - общая форма всякого явления, и человек в своей деятельности, подобно всякому другому явлению, должен быть ему подчинен» [26].
Таким образом, в процессе формирования самосохранительного поведения осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о здоровьесберегающем поведении личности, опираясь лишь на развитие ее физиологических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, эмоций, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений, целей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. К вопросу об отношениях между микро- и макросоциологией / Г.М. Андреева // Доклад на международном социологическом конгрессе. М., 1970.
2. Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие / О.В. Ромашов. М., 2003. С. 128.
3. Демографический энциклопедический словарь / под ред. Д.И. Валентея. М., 1985.
4. Антонов А.И. Народонаселение / А.И. Антонов // Большая российская энциклопедия. М., 1994.
5. Кочетов А.Н. Состояние и тенденции демографического развития (на примере Саратовской области) / А.Н. Кочетов, В.В. Чернышев, Т.Г. Жданович. Саратов: Научная книга, 2006. С. 49.
6. Борисов В.А. Демография / В.А. Борисов. М.: Издат. дом «NOTA BENE», 1990. С. 235.
7. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-105.
8. Журавлева И.В. Самосохранительное поведение и здоровье / И.В. Журавлева // Проблемы демографического развития СССР. М., 1988. С. 111-112.
9. Антонов А.И. Опыт исследования установок на здоровье и продолжительность жизни / А.И. Антонов //Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни. М., 1989. С. 44.
10. Motivation and personality. 1970. № 4. и Современная западная социология: словарь. М., 1990.
11. Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие / О.В. Ромашов. М., 2003. С. 116.
12. Капитонов Э.А. Социология ХХ века / Э.А. Капитонов. Ростов-н/Д, 1996. С. 158.
13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. Л.,
1992. С. 180.
14. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. М., 1994. С. 108.
15. Спасибенко С.Г. Дорога длиною в жизнь: социализация взрослых /
С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 6. С. 86-87.
16. Карнухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? / О.И. Карнухин // Социальногуманитарные знания. 2000. № 4. С. 183.
17. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М., 2002.
С. 184-185.
18. Дюркгейм Э. Социология и теория познания: хрестоматия по истории
психологии / Э. Дюркгейм. М., 1980. С. 218.
19. Краткий словарь терминов социальной работы. Саратов: Изд-во Поволж. фил. рос. учеб. центра, 1996. С. 85.
20. Ярская В.Н. Социальное здоровье молодежи в теории социальной работы. /
В.Н. Ярская // Российская Ассамблея «Молодежь и здоровье». Вып. 2. Саратов, 1995. С. 3.
21. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева. М.: ИС РАН, 2002. С. 7-8.
22. Кулакова Т.В. Социальное здоровье молодежи: понятия и определения /
Т.В. Кулакова // Здоровый образ жизни для всех возрастов: сб. науч. ст. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2006. С. 153.
23. Уляева Л.Г. Психологический индикатор здоровьесбережения личности / Л.Г. Уляева // Теория и практика физической культуры. 2006. № 6. С. 55.
24. Цветкова И.В. Здоровье как жизненная ценность подростков / И.В. Цветкова // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 106.
25. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб., 2003. С. 51.
26. Шопенгауэр А. Понятие воли / А. Шопенгауэр // Избранные произведения. М.,
1993. С. 42.
Шклярук Василий Яковлевич -
кандидат социологических наук, доцент, соискатель кафедры «Экономическая социология»
Саратовского государственного социально-экономического университета
Статья поступила в редакцию 14.04.10, принята к опубликованию 23.11.10
Shklyaruk Vasiliy Yakovlevich -
Candidate of Sociological Sciences,
Associate Professor
of the Department of «Economical Sociology» of Saratov State Socio-Economic University