Научная статья на тему 'Теоретические основы анализа репродуктивного поведения'

Теоретические основы анализа репродуктивного поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2656
653
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГЕНЕРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / REPRODUCTIVE BEHAVIOR / GENERATIVE BEHAVIOR / DEMOGRAPHIC BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литовка Вера Александровна

В статье представлен обзор основных теоретических подходов к исследованию репродуктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical basis for the analysis of reproductive behavior

The article presents an overview of the main theoretical approaches to the study of reproductive behavior

Текст научной работы на тему «Теоретические основы анализа репродуктивного поведения»

Литовка Вера Александровна

старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом

Кубанского государственного технологического университета

(e-mail: veralitovka@yandex.ru)_'_

Теоретические основы анализа репродуктивного поведения

В статье представлен обзор основных теоретических подходов к исследованию репродуктивного поведения.

Ключевые слова: репродуктивное поведение, генеративное поведение, демографическое поведение.

V.A. Litovka, senior teacher of the chair of sociology, jurisprudence and work with the personnel of the Kuban state technological University; e-mail veralitovka@yandex.ru Theoretical basis for the analysis of reproductive behavior

The article presents an overview of the main theoretical approaches to the study of reproductive behavior.

Key words: reproductive behavior, generative behavior, demographic behavior.

В В области теоретического осмысления репродуктивного поведения пока сложно выделить четкие теоретико-методологические рамки анализа категории репродуктивного поведения. Обусловлено это и относительной недавностью интереса к теме и несогласованностью в употреблении самого термина. Целью данной статьи является рассмотрение основных теоретико-методологических подходов к исследованию репродуктивного поведения.

Категория репродуктивного поведения стала употребляться в отечественной демографии и социологии относительно недавно, а точнее с 70-х гг. XX в. До этого периода внимание ученых было сосредоточено на процессах рождаемости и смертности в масштабах человеческой популяции. Именно с введением термина начался социологический анализ рождаемости, т.к. до этого времени изучение рождаемости в рамках демографии обходилось без всякого упоминания или использования понятия «поведение». Долгое время в демографии господствовал факторный или макроэкономический подход. Его основоположником считается Т. Мальтус. Мальтузианство, в качестве основного детерминирующего фактора рождаемости рассматривало биологический фактор и не учитывало влияние социальных факторов. Первым критиком мальтузианства был К. Маркс. Он выступал против рассмотрения возрастания народонаселения как результата влияния исключительно природных факторов. Лишь в середине 50-х гг. наблюдается уменьшение влияния факторного подхода. Это в первую

очередь связано с работой К. Дэвиса и Дж. Блейка «Социальная структура и рождаемость: аналитическая схема» (1956 г.). В работе была предложена модель «промежуточных переменных», через которые, «должны действовать социальные факторы, оказывающие влияние на уровень фертильности». Данная модель представляет собой перечень «варьирующих признаков», т.е. событий, связанных с формированием и распадом брачных союзов и с половой жизнью в их рамках (первый блок «промежуточных переменных»); событий, связанных с зачатиями или их отсутствием (второй блок переменных); событий, связанных с беременностями и их исходами (третий блок переменных) [1, с. 206]. Почти все эти «варьирующие признаки» изменяются в результате соответствующего репродуктивного поведения человека, который не просто «реагирует» на внешние стимулы, а действует, преследуя свои собственные цели, которые он определенным образом корректирует, в соответствии с реальными условиями его жизни [2, с. 84].

Одной из первых попыток включить в модели детерминации рождаемости поведение была предпринята в схеме переменных рождаемости Р. Хилла, Дж. Стикоса и К. Бэка, в которой среди факторов «семейного планирования» присутствуют и установки на число детей и на применение контрацепции, а также в схеме факторов рождаемости Р. Фридмена, впервые предложенной в конце 50-х гг. В последнем варианте схема Р. Фридмена включает поведение, хотя он и не употребляет этого слова. «Промежуточные социально-

286

психологические детерминанты» на его схеме — это и есть, по сути, блок репродуктивного поведения. Фиксация лишь внешних фактов поведения, по его мнению, недостаточна, надо учитывать и внутренние факты — ценностные ориентации личности, ее установки, мотивы и потребности. Репродуктивное поведение выражается не только в каких-то внешних поступках, репродуктивных событиях, но и в изменениях этих внутренних структур, убеждении, установок и мотивов [1, с. 209]. В связи с растущим интересом к субъективным факторам рождаемости в демографической литературе все чаще стали появляться категории «демографическое поведение», «генеративное поведение», «репродуктивное поведение». Однако четкой категоризации данные понятие не имели. В одних работах они употреблялись как синонимичные, в других им придавалось разное значение. Так, например некоторые отечественные ученые используют термин «репродуктивный» и «генеративный» как синонимы (В.А. Сысенко, Р.И. Сифман, И.П. Краткова и др.) [3, с. 7577], другие авторы разграничивают эти термины. Например, В.П. Горелик, В.П. Пискунов и В.С. Стешенко связывают «генеративное поведение» не только с рождением детей, но и с уходом за ними, воспитанием, обучением вплоть до достижения ими социальной зрелости. Категория «репродуктивного поведения» трактуется ими еще более широко, в него включается кроме воспитания и обучения детей включается и приобретение взрослыми новых социальных психофизиологических качеств [4, с. 52-53]. Репродуктивное поведение является частью демографического поведения и определяется В.А. Борисовым как система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности, в браке или вне брака [5, с. 16]. По мнению отечественных и зарубежных демографов, данный термин наиболее предпочтителен для использования в понятийном аппарате, так как он эмоционально нейтрален и всеобъемлющ, поскольку охватывает поведение как отдельных индивидов, так и супружеских пар, а не только семейных союзов «сознательно» ограничивающих количество детей в семье. Позднее социолог А.И. Антонов предложил немного иной вариант: «репродуктивное поведение представляет собой систему действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака)» [6, с. 362]. В.А. Борисов в работе «Перспективы рождаемости» (1976 г.) определил демографическое поведение как систему действий и отношений, опосредующих все демографические события в жизни чело-

века или группы людей. Данное определение включает в себя весь спектр демографических событий, а не только рождаемость [5, с. 16]. Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Часто в качестве синонимов используются понятия прокреативное поведение или генеративное поведение. Когда же речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминах планирования семьи и говорят о «регулировании рождаемости», «внутрисемейном контроле над рождаемостью», а в качестве синонима употребляют понятие «контрацептивное поведение».

А.Г. Вишневский анализировал репродуктивное поведение с точки зрения смены демографических революций. При этом репродуктивное поведение у него сводиться к внутрисемейному регулированию рождаемости. Стоит отметить, что Вишневский разделял понятия репродуктивное поведение и прокре-ационное поведение. Под первым автор понимает воспроизводство в целом. Репродуктивное поведение - это поведение, имеющее непосредственное отношение к зачатию и вынашиванию плода, независимо от того, как тесно связано оно с половым поведением [7, с. 97]. Прокреационное поведение следует понимать как поведение, имеющее непосредственное отношение к зачатию и вынашиванию плода, независимо от того, как тесно связано оно с половым поведением; его основные характеристики - распространенность искусственных абортов и контрацепции [8, с. 151].

Как и всякое человеческое поведение, репродуктивное поведение ограничено определенными рамками, задающими нижний и верхний пределы его действия, пределы вмешательства человека в естественный цикл деторождения. Эти рамки заданы, с одной стороны, физиологически, а с другой системой социального контроля [1, с. 201]. Так как рождаемость есть единство биологического и социального, то при изучении репродуктивного поведения необходимо выявить, что зависит от воли человека, а что от внешних факторов. В демографии было довольно распространено мнение о том, что рождение детей - результат действия «инстинкта материнства». Истоки ее находятся в бихевиоризме и психоанализе. Бихевиоризм концентрирует внимание на внешних стимулах поведения, считая внутренние стимулы, не поддающиеся измерению. В рамках же психоанализа репродуктивное поведение рассматривалось исключительно как инстинктивное сексуальное влечение. В отечественной науке такой точки зрения в отече-

287

ственной науке придерживались В.П. Пискунов, Я.И. Рубина, Я.Н. Гузеватый, З. Смо-линьский. Хотя такой подход к объяснению рождаемости является ошибочным. В данном случае путаются половая потребность и потребность в детях. Половая потребность у человека имеет биологическую основу продолжения рода, как и у животных. Однако в отличие от животных, рождение детей у человека не является только следствием половых отношений, а представляет собой отдельную непосредственную цель. Таким образом, никаких биологических законов, заставляющих людей иметь детей, а тем более нескольких - не существует. Эти законы следует искать не в биологической сфере, а в социальной [5, с. 176].

Одним из важнейших элементов репродуктивного поведения является потребность в детях. Это одна из социальных потребностей личности, определяющая специфику репродуктивного поведения. Потребность в детях формируется под влиянием социальных норм рождаемости или репродуктивных норм ма-лодетности, среднедетности (3-4 детей), многодетности, которые обусловливают социальные поощрения и санкции [5, с. 172]. Первое определение потребности в детях, принадлежит А.И. Антонову. Он определил потребность в детях как социально-психологическое свойство индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего числа их индивид испытывает затруднения как личность [9, с. 115]. Содержание потребности в детях определяется основными функциями семьи: демографические, экономические, социальные, психологические. Эти функции определяют структуру потребности семьи в детях, которую А.И. Антонов представил в виде трех уровней репродуктивных мотивов: экономические, социальные и психологические. Мотив рождения заключается в том, что ребенок является средством достижения личных целей родителей независимо от того осознают они это или нет. Анализируя причины сокращения потребности семьи в детях до уровня малодетности, автор видит их во взаимоотношениях семьи с производством, в исторических изменениях функций семьи, а также в противоречии семейных и общественных репродуктивных интересов.

Противоречие семейных и общественных репродуктивных установок проявляется в том, что общество испытывает потребность в рабочей силе, исполнителях социальных ролей, в воспроизводстве населения и т.д., а современная семья, напротив испытывает потребность в детях, которая основывается в основном на психологических мотивах, но не испытывает потребность в трудовых ресурсах

или в воспроизводстве населения. Существенные социальные и экономические преобразования общества вызвали изменения способа производства, социальной структуры общества, прежде всего на институциональном уровне. Изменения затронули и институт семьи, произошла переориентация норм многодетности на нормы малодетности. Данный процесс носил долговременный характер. Результат репродуктивного поведения, т.е. число детей в семье зависит от степени разрешения конфликта, вызванного противоречиями выбора между удовлетворением потребности в детях и удовлетворением других потребностей [5, с. 182-187].

Проблема репродуктивного поведения также изучается с позиции выявления факторов влияющих на деторождение, с позиции дискриминации женщин в области репродуктивного права, с точки зрения мифологизации новых репродуктивных технологий. Репродуктивное поведение рассматривается в рамках гендерного подхода и феминистской теории, которые представлены Е. Ярской-Смирновой, И. Жеребкиной, А.Темкиной, Е. Здравомыс-ловой. Они утверждают, что воспроизводство гендерных границ в сфере репродуктивного здоровья приводит к тому, что родительство осознается в обществе и активно поддерживается как преимущественно женский опыт. Это в свою очередь порождает исключение мужчины из сферы семейной заботы. В центре их внимания такие спорные вопросы как аборты, новейшие средства контрацепции, современные репродуктивные технологии, а также структурные барьеры, на пути обеспечения репродуктивного здоровья. Эти барьеры порождают кризис доверия к институцио-налной медицине [10, с. 8].

Комплекс вопросов связанных с деторождением, репродуктивным поведением, сексуальностью и репродуктивным здоровьем активно разрабатывались в антропологии с 1970-х гг. Область антропологического знания, включающая все эти вопросы, называется антропологией репродукции. К ранним исследованиям в рамках в рамках антропологии репродукции можно отнести работы Маргарет Мид, Бронислава Малиновского, Клел-лана Форда, Эшли Монтангю. Несмотря на то, что ранние исследования в этой области касались различных туземных обществ, однако благодаря им появилась возможность увидеть человеческую репродукцию не только как биологический процесс, но и как социальный. В ходе этих исследований были получены сведения о способах восприятия и регулирования репродуктивного поведения, запретов и правил, связанных с сексуальностью, беременностью и т.д. Одним из важнейших

288

предметов исследования антропологов выступали роды как центральное событие репродуктивного цикла. В ходе исследований ученые пришли к выводу, что роды - это социальный процесс, это особого рода культурный дисплей, в котором отражаются господствующие в обществе нормы, ценности и представления. Бриджит Джордан в работе «Роды в четырех культурах» (1978) пришла к выводу, что западная биомедицинская система подчинила себе систему деторождения и лишила женщину возможности участвовать в этой системе. В 1987 г. Венда Тревазан опубликовала книгу «Роды у человека: эволюционная перспектива», в основе которой лежал эколого-эволюционный подход. Она рассмотрела процесс эволюции системы деторождения продолжительностью около миллиарда лет, начиная с анализа появления биологического пола у животных и до современной ситуации. Проводя столь детальное исследование Тревазан так же, как и Джордан указывала на эмоциональную неудовлетворенность, которую испытывают пациентки родильных домов. Таким образом, она выступает за гуманизацию родов [11, с. 64-72].

Перечисленные выше подходы можно отнести к основным, наиболее важным по нашему мнению, но не единственным. Таким образом, категория репродуктивного поведения появилась в науке относительно недавно и на сегодняшний день ни в социологии, ни в демографии, ни в других смежных науках нет четких теоретико-методологических подходов к пониманию сущности данного социального феномена, однако и в отечественной и в зарубежной науке предпринимаются попытки ликвидировать данные лакуны. Основное внимание отечественных ученых при рассмотрении репродуктивного поведения, было сосредоточено на выявлении и характеристике его компонентов, а также факторов, оказывающих на него влияние. Тоже касается и современных исследований в этой области. На наш взгляд, российская социальная реальность требует более детального анализа не только структуры репродуктивного поведения и факторов, влияющих на него, но и комплексного изучения инновационных практик репродуктивного поведения.

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. 304 с.

2. Медков В.М. Демография. Ч. 2. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 448 с.

3. Горелик В.П. Некоторые соображения об исследовании генеративного поведения семьи // Демографические тетради. Вып. 4-5. Киев, 1972.

4. Пискунов В.П., Стешенко В.С. К теоретическому обоснованию демографической политики развитого социалистического общества // Демографические тетради. Вып. 6-7. Киев, 1972.

5. Борисов В. А. Перспективы рождаемости. М.: Статистика, 1976. 248 с.

6. Антонов А. И. Социология семьи. М.: ИНФРА, 2005. 368 с.

7. Избранные демографические труды. Т. I. Демографическая теория и демографическая история / А. Г. Вишневский. М.: Наука, 2005. 368 с.

8. Вишневский А. Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. 287 с.

9. Антонов А.И. Проблемы социологического изучения репродуктивного поведения семьи // Вопросы теории и методов социологических исследований. М., 1974.

10. Здоровье и доверие: гендерный подход к репродуктивной медицине: сборник статей / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темки-ной, Спб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2009. 430 с.

11. Михель Д. В. Социальная антропология здоровья и репродукции: медицинская антропология, Саратов: Новый проект, 2010. 100 с.

1. Antonov A.I., Medkov V.M. Sociology of the family. Moscow: Moscow State University Publishing House of the University of International Business and Management, 1996. 304 p.

2. Medkov V.M. Demographics. P. 2. Rostov-on-Don: Feniks, 2002. 448 p.

3. Gorelik V.P. Some thoughts on the study of generative behavior of the family // Demographic notebooks. No 4-5. Kiev, 1972.

4. Piskunov V.P., Steshenko V.S. By theoretical basis of the demographic policy of the developed socialist society // Demographic notebooks. No 6-7. Kiev, 1972.

5. Borisov V.A. Prospects of fertility. M.: Statistics, 1976. 248 p.

6. Antonov A.I. Sociology of the family. M.: INFRA, 2005. 368 p.

7. Selected demographic works. T. I Demographic theory and demographic history / A.G. Vishnevskiy. M.: Nauka, 2005. 368 p.

8. Vishnevskiy A.G. Reproduction and Society: History, Present, and Future Outlook. M.: Finance and Statistics, 1982. 287 p.

9. Antonov A.I. Problems of the sociological study of reproductive behavior of the family // Theory and methods of social research. M., 1974.

10. Health and trust: a gender perspective in reproductive medicine: a collection of articles / ed. E. Zdravomyslov, A. Temk^. SPb.: Pub-

289

lisher of the European University in SPb. 2009. 430 p.

11. Michael D. Social anthropology and reproductive health: medical anthropology, Saratov: New project, 2010. 100 p.

290

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.