6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. Т. 23. 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1960. 908 с.
7. Об удовлетворенности работой рабочих и служащих отдельных отраслей промышленности // Аргументы и факты. 1988. № 9. С. 7.
8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 3. / сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1984. 512 с.
9. Михайлов С. Г., Потемкин В. К. Мотивирование роста профессиональных компетенций работников предприятий: препринт науч. докл. СПб.: Лема, 2013.
10. Михайлов С. Г. Профессиональное воспитание молодежи: возвращение к истокам: информ.-аналит. обзор. СПб.: Инфо-Да, 2018. 99 с.
11. Потемкин В. К., Михайлов С. Г., Половинкин В. А. Молодежь. Общественная среда. Православие: информ.-аналит. пособие. СПб.: Ом-Пресс, 2016. 107 с.
12. Шереги Ф. Э. Бюджет времени учащихся средних школ и профтехучилищ // Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр соц. прогнозирования, 2005. 645 с.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. Т. 16. 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1960. 840 с.
14. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. М.: Прогресс, 1993. 239 с.
15. Кови С. Р. Восьмой навык: от эффективности к величию / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 404 с.
16. Потемкин В. К. Самоактуализация профессиональной деятельности работников предприятий. СПб.: Инфо-да, 2018.
17. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 590 с.
УДК 613:316.64
К. М. Оганян, К. К. Оганян
Социологический анализ здорового образа жизни
студентов
K. M. Oganyan, K. K. Oganyan. Sociological analyses of a students' healthy
lifestyle
В статье рассматриваются результаты и интерпретации социологического исследования, посвященного изучению здорового образа жизни студентов вузов Санкт-Петербурга. Анализируется социально-психологический компонент ценности спортивной деятельности. Цель физического воспитания и образования в высшей школе заключается в сохранении и укреплении здоровья студентов.
The results and interpretations of a sociological research devoted to the study of the students healthy lifestyle of the St. Petersburg University discusses in the article. The socio-psychological component of the sports values activity is analyzed. The purpose of physical education and higher education in higher education is to preserve and strengthen the student's health. we interviewed stu-
Каджик Мартиросович Оганян — профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург), доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Карина Каджиковна Оганян — доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России, кандидат социологических наук, доцент.
© Оганян К. М., Оганян К. К., 2019
Нами были опрошены студенты СПбГЭУ и ЛГУ им. А. С. Пушкина с целью выявления социальных характеристик здоровья. Анализ результатов социологического исследования показал, что для большинства студентов здоровье представляет собой ценность в условиях современного рынка труда. Большинство опрошенных студентов стремятся к занятиям физкультурой и правильному режиму дня. Факторами, способствующими сохранению крепкого здоровья, являются хорошая наследственность, правильное питание и благоприятная экологическая ситуация.
Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; студенты; социологический анализ; наследственность; правильное питание; социальные характеристики здоровья.
Контактные данные: К. М. Оганян: 190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35; (812) 714-26-57; [email protected] | К. К. оганян: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149; (812) 369-69-73; karina_oganyan@mail. га.
dents of Saint-Petersburg State University of Economics and Leningrad State University by A.S. Pushkin in order to identify the social characteristics of health. analysis of the results of a sociological researches showed that for most students' health is a value in the modern labor market conditions. Most of the students surveyed are committed to physical education and the correct day's mode. The good heredity, proper nutrition and a good ecological situation are factors, contributing to the preservation of good health.
Keywords: health; healthy lifestyle; students; sociological analysis; heredity; proper nutrition; social characteristics of health.
Contact Details: K. M. Oganyan: Dekabris-tov St. 35, St. Petersburg, Russian Federation, 190121; (812) 714-26-57; koganyan53@ mail.ru | K. K. Oganyan: Moskovskiy Ave 149, St. Petersburg, Russian Federation, 196105; (812) 369-69-73; [email protected].
Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым потенциала здоровья нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеют приоритетное значение. В центре внимания находятся сложные и весьма противоречивые процессы, происходящие в среде молодого поколения. XXI век, с его новыми вызовами, геополитическим пространством, рисками глобализации и геоэкономическим кризисом, поставил студентов перед непростым выбором.
Здоровье, образованность, профессионализм, общая культура и гражданская зрелость молодого поколения россиян становятся движущей силой поступательного развития общества, инновационным фактором экономических преобразований в стране.
В последнее время повышается роль университета как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность с такими качествами и свойствами, как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Целью физического воспитания и образования в вузе является сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них сознательного и активного отношения к физической культуре.
Физическое воспитание воздействует на всестороннее развитие личности студентов по трем основным направлениям: приобщает студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями; обеспечивает необходимый уровень учебно-трудовой активности, который сохраняет и укрепляет здоровье; содействует развитию общественно значимых черт характера, социальной активности, оказывает положительное влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента.
Социологическое сопровождение обеспечения конкурентоспособности выпускников вуза предполагает не только теоретический вклад, но и разработку лич-
ностной конкурентоспособности выпускников, индикаторов, позволяющих создать и апробировать модель конкурентно успешного выпускника [1].
Важнейшей проблемой здесь является преодоление затратного характера материального благосостояния выпускников, социальной деятельности в целом. Сущность этой проблемы состоит в том, что до сих пор все экономические, социально-политические стимулы не учитывали или плохо учитывали конечные результаты. Это привело к формированию мощного и устойчивого механизма торможения потребности и мотивации студентов в формировании здорового образа жизни. Формирование ценностного отношения к здоровью — это достояние каждого человека, залог полноценной жизни.
Исследование здоровья и отношения к нему как многоаспектный процесс является объектом пристального внимания различных наук — медицины, биологии, психологии, экологии, этнологии, экономики, культурологии и др. В последние десятилетия к ним прибавилась новая дисциплина — социология здоровья.
В работах отечественных ученых (С. А. Бердышев, Г. Л. Билич, Э. Н. Вай-нер, В. И. Гарбузов, В. И. Дубровский, Н. В. Панкратьев, В. Ф. Попов, Д. Чопра, Б. Н. Чумаков и др.) преобладают медицинские аспекты исследования проблемы здоровья, в то время как социальные отнесены на второй план. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют о происходящих неблагоприятных изменениях в здоровье россиян, причем наиболее заметен этот процесс у лиц детского, подросткового и юношеского возрастов. При этом за период обучения в вузе состояние здоровья студентов, как правило, ухудшается, а декларативные призывы к молодежи вряд ли могут быть результативными. В частности констатируется, что в программах для вузов мало конкретных указаний по предупреждению заболеваний у студентов, повышению и укреплению уровня их здоровья, активизации умственной, физической и, соответственно, учебной деятельности.
Поэтому даже предлагается создавать центры здоровья, группы медико-психологической помощи студентам. Разработкой данного вопроса занимались такие видные деятели отечественной социологии, как С. В. Шишкин, И. Н. Гурвич, Е. В. Дмитриева и др.; изучали проблемы здорового образа жизни1: И. В. Журавлева [2-4], В. И. Столяров [5], О. И. Шкаратан [6] и др., а также Ю. Ю. Андреев, Н. М. Амосов, И. И. Брехман, В. И. Белов, Н. И. Смагин [7], В. А. Уваров [8], К. Р. Хамзина [9]. Их исследовательский интерес в основном направлен на проблемы оздоровления, реабилитации, восстановления уже утраченного или сниженного здоровья.
В условиях выхода страны на тренд стабильного развития именно молодежная популяция должна стать носителем новых перспективно-воспроизводящих свойств, необходимых для качественного обновления существующих общественных отношений на пути к цивилизованному рынку, правовому и демократическому обществу.
Социально-психологический компонент ценностей спортивной деятельности обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта.
1 Через понятие «образ жизни» можно говорить об использовании индивидом социального времени. Повседневная практика и действия людей определяют и отражают их образ жизни. Данное понятие включает в себя данные о том, как люди питаются, как и где обучаются, каков их распорядок дня, их верования и мировоззренческие установки.
Специфический компонент социально-ценностного потенциала спортивной деятельности вырастает в способности спорта удовлетворить потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Ее и следует рассматривать в качестве интегрирующего понятия, отражающего все многообразие физической активности человека, направленной на сознательное совершенствование и развитие его биологической природы посредством использования физических упражнений. По отношению к ней применимы все характеристики человеческой деятельности, отражающей основное ценностное действие [10; 11].
С целью выявления социальных характеристик здоровья студентов вуза и формирования стратегий, направленных на улучшение состояния здоровья и конкурентоспособность студенческой молодежи, проводились социологические исследования [12]. Данные, полученные в результате нашего исследования, были обработаны программой Ехсе1. Описанные результаты соответствуют тем задачам, которые были поставлены в исследовании. Опрос проводился среди студентов — выпускников вузов Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) и Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (ЛГУ им. А. С. Пушкина), их количество составило 926 человек, из них 320 юношей и 606 девушек. Опрашиваемые являлись студентами старших курсов (выпускниками). Всем студентам предложили анкеты, объяснили цели их заполнения и важность этого исследования для выпускной квалификационной работы и, в целом, для каждого студента в частности: получение объективной информации об условиях проведения, перспективах правильного и здорового образа жизни, профессионального и личностного роста, оценка других аспектов развития. При этом подчеркивалось, что на основании полученных ответов могут быть приняты решения, касающиеся сложившейся ситуации1.
В рамках конкретного социологического исследования важно прежде всего выделить систему показателей, которые фиксируют происходящие изменения.
В своем исследовании мы охватили разные сферы жизни студенческой молодежи: учебную, трудовую, досуговую. Целью являлось выявить терминальные и инструментальные ценности и приоритеты, зафиксировать условия жизнедеятельности. Стояла задача определить оценку студентов по важнейшим вопросам их
1 Концептуализация понятий:
Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения современного человека, обеспечивающая его физическое совершенство, духовное и социальное благополучие, активное долголетие и благоприятные условия для успешной учебы, эффективного труда и жизнедеятельности.
Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Правильное питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств.
Качество жизни — социальная категория, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.
Студенты — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения.
жизнедеятельности, касающимся здоровья, социально-психологического климата в учреждении образования, организации досуга, владения навыками физической культуры и спорта, правил здорового питания.
Сохранение и укрепление здоровья студентов во многом определяется отношением к нему каждого индивидуума, и студенты стали задумываться о состоянии своего здоровья. Большая часть опрошенных нами респондентов имеет сформировавшуюся стратегию здорового образ жизни, физической культуры.
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «К какой категории студентов вы себя относите?»
Исходя из полученных данных, как видно на рис. 1, ответы респондентов распределились следующим образом: большая часть опрошенных студентов хорошисты (74% студенты СПбГЭУ, 69% студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина).
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Оцените ваши практические навыки
по специальности»
В ходе проведенного исследования было выявлено (см. рис. 2), что студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина в большей степени удовлетворены своими практическими навыками по специальности (большинство, 75% опрошенных, и 8% оценили свои навыки как очень хорошие), нежели студенты СПбГЭУ, из которых 42% затруднялись ответить и 42% посчитали свои навыки скорее хорошими, чем плохими; 16% респондентов из СПбГЭУ считают, что уровень
их практических навыков по специальности скорее плохой, чем хорошии, 17% из ЛГУ им. А. С. Пушкина затруднились ответить.
Отсюда можно сделать вывод, что студентам старших курсов СПбГЭУ не хватило практических занятий по специальности в процессе обучения. Всем известна позитивная связь между практикой и производительностью: чем больше студенты практикуются, тем выше их уровень производительности в конкретной теме.
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Полученные в вузе профессиональные знания
и умения повысили вашу самооценку?»
Анализируя диаграмму (см. рис. 3), можно отметить, что ответы респондентов распределились следующим образом: полученные профессиональные знания и умения в вузе повысили самооценку 42% студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина и всего 11% студентов СПбГЭУ. Далее ответы распределились следующим образом: скорее да, чем нет — 50% студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина и 21% СПбГЭУ, затруднились ответить 8% студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина и 37% студентов СПбГЭУ. Профессиональные знания и умения, полученные в вузе, не повысили самооценку лишь выпускникам СПбГЭУ, из низ 26% ответили «скорее нет, чем да» и 5% — «конечно, нет».
Студенты СПбГЭУ Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Что для вас физкультура?»
Анализируя данные, полученные в результате проведенного исследования, можно сделать вывод (см. рис. 4), что, по мнению большинства (55% студентов
ЛГУ им. А. С. Пушкина), физкультура — это образ жизни, в то время как большинство студентов СПбГЭУ (39% опрошенных) посчитали, что физкультура — это быть здоровым и с хорошей фигурой. Также опрошенные 9% студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина и 28% студенты СПбГЭУ ответили, что физкультура — это физическая подготовка к конкретной деятельности.
Анализ показал, что студенты большое значение придают своему здоровью, внешнему виду, и это взаимосвязано с желанием произвести благоприятное впечатление на окружающих.
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Занимаетесь ли вы спортом в свободное время?»
В ходе проведенного исследования подавляющее большинство студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина (72%) ответили, что регулярно посещают спортивные секции, в то время как число таких студентов СПбГЭУ составляет всего 21% (см. рис. 5). Иногда занимаются 28% (ЛГУ им. А. С. Пушкина). Большинство студентов СПбГЭУ — 55% — занимаются иногда и 26% уделяют минимум своей физической подготовке.
Сидячий образ жизни приводит к застою в организме, что отрицательно сказывается на здоровье студентов и их эмоциональном настроении. У студентов СПбГЭУ не выработана установка на регулярно занятия спортом и физической культурой.
Студенты СПбГЭУ Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Делаете ли вы зарядку по утрам?»
Большинство опрошенных респондентов (ЛГУ им. А. С. Пушкина — 50%, СПбГЭУ — 74%) ответили «нет, не делают зарядку по утрам» (см. рис. 6). Далее мы можем видеть, что 16% студентов СПбГЭУ и 8% ЛГУ им. А. С. Пушкина делают утреннюю зарядку, «иногда» ответили 42% студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина и 10% СПбГЭУ.
Студенты СПбГЭУ Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Посещаете ли вы спортивный (тренажерный) зал?»
Анализ диаграммы свидетельствует (см. рис. 7), что большая часть опрашиваемых в ЛГУ им. А. С. Пушкина, а это 54%, ответили «да, посещают». Студенты СПбГЭУ тоже посещают спортивный (тренажерный) зал, но только 22% опрошенных. Иногда посещают 46% (ЛГУ им. А. С. Пушкина) и 33% (СПбГЭУ), вовсе не посещают 45% (СПбГЭУ).
В целом студенты положительно относятся к занятиям в спортзале, из данных можно сделать вывод, что у большинства имеется установка на формирование здорового образа жизни.
стараюсь перейти на.
Студенты СПбГЭУ Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «Довольны ли вы своим здоровьем?»
Большинство опрошенных респондентов в ЛГУ им. А. С. Пушкина (83%) и СПбГЭУ (48%) ответили «да, они удовлетворены своим здоровьем», совсем недовольны 37% студентов СПбГЭУ (см. рис. 8). Остальные мнения из группы опрашиваемых разделились: ЛГУ им. А. С. Пушкина — 17% не совсем довольны своим здоровьем, а 19% студентов СПбГЭУ пытаются перейти на здоровый образ жизни.
Анализ данных показал, что студенты обеспокоены своим здоровьем, ведь на него влияют различные негативные факторы: агрессивное воздействие окружа-
ющей среды, недостаточный уровень физического развития, стрессовые ситуации. Нужно формировать здоровый образ жизни — это значит иметь специальные знания о том, что является полезным, а что нет, как необходимо дисциплинировать себя, выстраивать правильный режим дня, а также выполнять специальные процедуры и принимать правильную пищу.
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 9. Распределение ответов на вопрос «Что могло бы мотивировать вас
на здоровый образ жизни?»
В ходе проведенного исследования на вопрос «Что могло бы мотивировать вас на здоровый образ жизни?» мнения респондентов распределились следующим образом (см. рис. 9). На первом месте по значимости часть опрошенных студентов ответили, что фигура, внешний вид и быть здоровым являются одним из важнейших критериев (29% — СПбГЭУ), также 29% студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина считают, что важгол быть здоровым, но вместо фигуры и внешнего вида предпочли бы создание семьи, рождение здорового потомства. Второе место по значимости мотивации после здорового образа жизни 21% респондентов из СПбГЭУ отвели созданию семьи, рождению здорового потомства; ЛГУ им. А. С. Пушкина, 24% респондентов: важно быть здоровым. 14% студентов СПбГЭУ ответили: здоровье нужно, чтобы работать и обеспечивать себя; 9% студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина считают, что для здоровье необходимо для увеличения продолжительности жизни, чтобы работать и обеспечивать себя, 7% студентов СПбГЭУ — для увеличения продолжительности жизни.
Из анализа рис. 9 мы можем предположить, что привлекательный внешний вид для молодежи и студентов имеет большое значение и может мотивировать их на здоровый образ жизни, второе место по значимости у опрошенных занимает создание будущий семьи и рождение здорового потомства, пятая часть респондентов видят мотивацию в увеличении продолжительности жизни.
Анализируя составленные на основании полученной информации диаграммы (см. рис. 10), уделяющие свободное время здоровью частично студенты составили 21% в СПбГЭУ; ответили «да в полной мере» 42% студентов СПбГЭУ и 50% ЛГУ им. А. С. Пушкина. Следить за здоровьем надо, но все должно быть в меру — ответили 20% опрошенных в ЛГУ им. А. С. Пушкина. Уделять свободное время здоровью не согласились 37% опрошенных студентов СПбГЭУ и 30% ЛГУ им. А. С. Пушкина. Большинство опрошенных понимают, что должны рассматривать здоровье как личную ценность, но не умеют включать его в установку деятельности по укреплению здоровья. Проведя анализ данных, можно сделать вывод, что студенты нацелены беречь свое
здоровье, но они не готовы уделять ему все свободное время (у них много других приоритетов в жизни — образование, карьера, создание семьи).
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 10. Распределение ответов на вопрос «Как вы считаете, должен ли человек уделять все
свое свободное время здоровью?»
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 11. Распределение ответов на вопрос «Что вы считаете залогом крепкого здоровья?»
В ходе исследования ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 11): 38% опрошенных студентов СПбГЭУ отметили, что залог здоровья — это занятия физической культурой и спортом, 32% считают, что это — крепкий здоровый сон, и 30% — правильное питание. Половина опрошенных респондентов ЛГУ им. А. С. Пушкина (50%) считают залогом крепкого здоровья занятия физической культурой и спортом. Остальные (22%) ответили, что все должно быть в комплексе, 14% за правильное питание и 14% — за крепкий здоровый сон.
На диаграммах можно заметить, что большинство опрошенных студентов стремится к занятиям физкультурой и правильному режиму дня, так как физические нагрузки в оптимальном количестве улучшают мозговую деятельность, что положительно сказывается на запоминании и усвоении информации. Хорошая наследственность и гены также являются залогом крепкого здоровья, студенты испытывают меньше проблем, здоровье позволяет им быстрее реализовываться как личность и быть более успешными. Правильное питание и хорошая экологическая ситуация вносят значительный вклад в сохранение крепкого здоровья.
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 12. Распределение ответов на вопрос «Выберите утверждение, которое наиболее соответствует вашему обычному самочувствию на занятиях»
В ходе проведенного исследования выявлено (см. рис. 12), что большая часть студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина на занятиях испытывает радость и вдохновение (45%), приподнятое настроение (44%), а 11% сосредоточены. В то же время студенты СПбГЭУ чаще испытывают усталость и безразличие — 40%, оставшиеся 60% респондентов испытывают приподнятое настроение, радость и вдохновение. Множество факторов влияет на настроение студентов (самооценка, здоровье, режим, преподаватель и т. д.).
Ответы респондентов на вопрос «Чтобы стать успешным человеком необходимо иметь» распределились следующим образом (см. рис. 13).
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 13. Распределение ответов на вопрос «Чтобы стать успешным человеком, необходимо
иметь»
29% студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина считают, что для успеха в жизни необходимо хорошее образование, 21% — что нужно быть здоровым. Большинство студентов СПбГЭУ (32%) решили, что в этом им помогут полезные связи и лишь 20% отметили хорошее образование. Прочие мнения распределились так: по 14% — полезные связи и уважение к ближнему, 11% — деньги, 7% — вера в Бога и 4% — циничное отношение к жизни.
Из приведенных данных видно: в первую очередь для того, чтобы стать успешным человеком, нужно иметь хорошее образование. Только оно может помочь
человеку в самореализации. Но многие считают, что этого недостаточно, а помочь смогут полезные связи.
Анализируя данные, полученные в результате проведенного исследования (см. рис. 14), можно прийти к выводу, что, по мнению студентов и СПбГЭУ (38%) и ЛГУ им. А. С. Пушкина (47%), для здоровья всех студентов университет должен организовывать больше поездок на природу.
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 14. Распределение ответов на вопрос «Что, по вашему мнению, университет еще должен сделать для здоровья всех студентов?»
Также опрошенные студенты СПбГЭУ (35%) и ЛГУ им. А. С. Пушкина (40%) отметили, что должно быть организовано нормальное здоровое питание, 12% (СПбГЭУ) и 13% (ЛГУ им. А. С. Пушкина) пожелали больше различных спортивных соревнований в рамках университета.
Действительно, влияние окружающей среды на здоровье человека существенно. Многие болезни возникают от загрязнения атмосферы, плохой питьевой воды, потребления химически обработанных продуктов питания. Чаще всего у человека, отдыхающего в природной среде, возникает ощущение «уравновешивания», а в совокупности с правильным питанием и небольшими физическими нагрузками это дает огромный плюс.
Студенты СПбГЭУ
Студенты ЛГУ им. А. С. Пушкина
Рис. 15. Распределение ответов на вопрос «Насколько здоровье может быть важно в вашей
профессиональной деятельности?»
Анализ диаграммы свидетельствует (см. рис. 15), что большинство опрашиваемых (67% в СПбГЭУ и 75% в ЛГУ им. А. С. Пушкина) ответили: здоровье пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности, 28% в СПбГЭУ и 25%
в ЛГУ им. А. С. Пушкина считают, что скорее пригодятся, чем нет, и лишь 5% от общей группы в СПбГЭУ думают, что здоровье им скорее всего не пригодится. Тким образом, большинство студентов заинтересованы в своем здоровье, ведь в условиях труда они будут более конкурентоспособны и выносливы.
Выводы
Здоровье является ценностью для человека. Состояние здоровья студентов, как и населения в целом — не только важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического благополучия общества, но и мощный фактор укреления экономического, трудового, оборонногой и культурного потенциала страны, компонент благосостояния населения. Поэтому познание закономерностей формирования здоровья имеет чрезвычайно большое значение как для государства в целом, так и для каждого его гражданина. Анализ возрастного аспекта проблемы здоровья позволяет отнести студенчество к группе риска как особую возрастную и социально-психологическую категорию.
Здоровый образ жизни — важнейшая составляющая бытия современного человека. Он обеспечивает всестороннее раскрытие творческих способностей, рациональное использование интеллектуальных и физических ресурсов каждого человека в интересах общества и всестороннего удовлетворения личных потребностей, основанных на высоконравственной морали. Большая часть студенческой молодежи в качестве основного типа самосохранения выбирает физическую активность и самолечение.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы:
• капитал здоровья — основной элемент формирования человека труда, важнейший воспроизводственный ресурс и фактор потенциального и экономического роста;
• хорошее здоровье от природы и приобретенные качества являются полноправными элементами капитала здоровья;
• капитал здоровья является источником доходов, выраженных не только в денежной форме, но и как психологический выигрыш, моральное удовлетворение, экономия времени, повышение социального престижа;
• состояние здоровья нынешнего поколения людей в значительной степени определяет качество капитала здоровья нации в будущем;
• в современных условиях неудовлетворительное состояние здоровья не способствует полной реализации приобретенной людьми способности трудиться.
Литература
1. Оганян К. М. [и др.] Социологическое сопровождение обеспечения конкурентоспособности выпускников вуза в условиях современного рынка труда / под ред. К. М. Ога-няна. М.: ИНФРА-М, 2015. 244 с.
2. Журавлева И. В. Здоровье студентов: реальность и перспективы // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: матер. IV Очередного Всерос. со-циол. конгресса (г. Уфа, 23-25 октября 2012 г.). М.: РОС, 2012. С. 4311-4316.
3. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества // Социс. 2008. № 11. С. 96-103.
4. Журавлева И. В. Основные мотивы заботы о здоровье в студенческой среде // Социология медицины. 2011. № 1. С. 32-41.
5. Столяров В. И., Баринов С. Ю. Теоретические основы спортивной культуры студентов. М.: Университетская книга, 2011. 234 с.
6. Шкаратан О. и. Как сберечь здоровье. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/ index (дата обращения: 15.01.2019).
7. Смагин н. и. Физическая культура как основополагающий фактор укрепления здоровья / / Педагогическое мастерство: матер. IV Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 154-160.
8. уваров В. А. О научном обосновании Государственного физкультурно-спортивного комплекса России / / Здоровье и образование: проблемы и перспективы: матер. III Все-укр. науч.-практ. конф. Донецк: Изд-во Донец. нац. ун-та, 2004. 479 с.
9. Хамзина К. Р. Влияние досугового пространства и практик на досуговое неравенство среди молодежи // Viii Ковалевские чтения: матер. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 15-16 ноября 2013 г.). СПб.: Скифия-принт, 2013. С. 1437-1439.
10. Баранов В. В. Физическая культура и спорт в университетском комплексе как фактор формирования конкурентного ресурса студента // Теория и практика физической культуры. 2013. № 4. С. 100-103.
11. новокрещенов В. В. Взаимодействие сторон в управлении региональной системы физической культуры и спорта. Ижевск: Изд-во Ижев. гос. техн. ун-та, 2006. 380 с.
12. Оганян К. М., Оганян К. К. Социологический анализ исследования социально-профессиональной активности студентов // Социология и право. 2017. № 3. С. 23-36.
УДК 316.614
Д. М. Шакирова
Конфликт в диаде «ученик—учитель»: характер и степень распространенности в современных школах
D. M. Shakirova. Conflict in the «student—teacher» dyad: the nature and extent
of prevalence in modern schools
В статье продемонстрированы выводы авторского социологического исследования, проведенного в целях выявления и оценки конфликтов во взаимодействии учителя и ученика в современных школах. Итоги опроса интерпретированы с учетом таких показателей, как пол, возраст, материальная составляющая семьи учащегося. По итогам анализа определены виды конфликтов, дано процентное соотношение мест, где происходят данные конфликты. Исследована реакция школьников на то или иное действие учителя. Также представлены итоги опосредованного опыта учеников в конфликтах данного рода. Предложены меры по минимизации конфликтных ситуаций между учителем и учеником.
Ключевые слова: учитель; ученик; конфликт; школа; реакция; причина конфликта.
The article demonstrates the conclusions of the author's sociological research conducted in order to identify and assess conflicts in the interaction of teachers and students in modern schools. The results of the survey are interpreted taking into account such indicators as gender, age, material component of the student's family. The analysis identified types of conflicts, given the percentage of places where these conflicts occur. The reaction of schoolchildren to this or that action of the teacher is investigated. The results of indirect experience of students in conflicts of this kind are also presented. Measures for minimization of conflict situations between the teacher and the pupil are offered.
Keywords: teacher; student; conflict; school; reaction; cause of conflict.
Динара Марселевна Шакирова — старший преподаватель кафедры менеджмента Казанского государственного энергетического университета, кандидат социологических наук.
© Шакирова Д. М., 2019