Научная статья на тему 'Социологический анализ текущего состояния социально-культурной среды Алтайского края: основные итоги'

Социологический анализ текущего состояния социально-культурной среды Алтайского края: основные итоги Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
327
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / HUMANITARIAN AND CULTURAL DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIAL AND CULTURAL SPHERE / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ / SOCIAL AND CULTURAL SPHERE QUALITY MONITORING / СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ / ACTORS OF CULTURAL POLICY IN SOCIAL SPHERE / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / ALTAI KRAI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кондыков А. С.

Актуальной задачей реализации целевой установки современной государственной культурной политики России является обеспечение приоритетного гуманитарного и культурного развития общества как основы качественного обновления личности, её готовности и способности к активному участию в процессах общественного развития. Одно из важных направлений работы по достижению этой цели качественное развитие социально-культурной среды, оптимизация её морально-психологической сферы, обеспечение комфортных условий для пользователей услуг в социальной сфере. В статье изложены результаты анализа ключевых качественных характеристик актуального состояния социально-культурной среды Алтайского края на общерегиональном и муниципальном уровнях, полученные в ходе авторского исследования, проведённого в 2019 г. Впервые социологическому анализу была подвергнута деятельность по созданию культурных услуг не только организациями культуры, но и другим субъектами социальной сферы; методологическую базу исследования составили ценностно-нормативный и цивилизационный подходы.Current task for achieving goal of the modern Russian state cultural policy is providing humanitarian and cultural development of the nation which is considered as a basis for quality renewing of a personality, for getting its preparedness and ability to dynamic participation in processes of public growth. One of the important direction here is qualitative development of social and cultural environment, improvement of its moral and psychological sphere, supporting of comfortable conditions for services consumers in social sphere. The paper outlines the key results of analysis of the main qualitative features of current status of social and cultural sphere of the Altai Krai in regional and municipal levels got within the frames of the author’s research in 2019. For the first time, activities of services creation not only institutions of cultural sphere but also other actors of social sector chosen as an object of study; methodological base of the research includes axiological and civilizational approaches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ текущего состояния социально-культурной среды Алтайского края: основные итоги»

УДК 316.334.52:338.467.6(571.150)"2019" БОТ: 10.32340/2414-9101-2020-1-13-21

А. С. Кондыков, кандидат философских наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

sovetnik@agaki.ru

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ

Аннотация. Актуальной задачей реализации целевой установки современной государственной культурной политики России является обеспечение приоритетного гуманитарного и культурного развития общества как основы качественного обновления личности, её готовности и способности к активному участию в процессах общественного развития. Одно из важных направлений работы по достижению этой цели - качественное развитие социально-культурной среды, оптимизация её морально-психологической сферы, обеспечение комфортных условий для пользователей услуг в социальной сфере. В статье изложены результаты анализа ключевых качественных характеристик актуального состояния социально-культурной среды Алтайского края на общерегиональном и муниципальном уровнях, полученные в ходе авторского исследования, проведённого в 2019 г. Впервые социологическому анализу была подвергнута деятельность по созданию культурных услуг не только организациями культуры, но и другим субъектами социальной сферы; методологическую базу исследования составили ценностно-нормативный и цивилизационный подходы.

Ключевые слова: гуманитарное и культурное развитие, социально-культурная среда, мониторинг качества социально-культурной среды, субъекты культурной политики в социальной сфере, Алтайский край.

Одной из стратегических целей современной государственной культурной политики, определённой документом «Основы государственной культурной политики Российской Федерации», утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года, является качественное обновление личности, повышение её гражданского самосознания, готовности и способности к активному участию в процессах общественного развития [1].

При этом гуманитарное и культурное развитие общества определяется как приоритетное в достижении данной цели. В том числе развитие качественного состояния социально-культурной среды расценивается как необходимое условие решения данной задачи. На решение данной задачи направлен и Федеральный проект «Культурная среда» - один из составляющих национального проекта «Культура» в рамках реализации Президентского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2].

Принципиально важной является установка на расширение социальной ответственности за гуманитарное и культурное развитие общества, за повышение качественного состояния уровня культурной среды на все сферы жизнедеятельности общества. Решение хозяйственных, экономических, технологических задач также должно соответствовать стратегическим целям государственной культурной политики.

Более того, участие субъектов культурной политики всех уровней и всех форм собственности в развитии гуманитарной и культурной сферы, включая и создание условий по удовлетворению культурных запросов населения, по развитию комфортных, эстетических условий

пребывания людей в учреждениях и организациях, расценивается как необходимое условие успешной реализации целей и задач государственной культурной политики [3].

Социально-культурные изменения в российском обществе, обусловленные социально-экономическими и политическими трансформациями, значительным ускорением развития технологий, в том числе информационных, влекут серьёзные изменения в качественном содержании элементов социально-культурной среды, в условиях культуры быта людей. Наряду с повышением комфортности условий социально-культурной среды, эти изменения, в свою очередь, порождают ряд противоречий, которые находят отражение и в общественном сознании [4, 5].

Всё это объективно вызывает необходимость разработки методических основ научного анализа динамики развития социально-культурной среды и путей оптимизации её качественного содержания.

Исходя из целевых установок государственной культурной политики, был проведён анализ качественного состояния социально-культурной среды на региональном и муниципальном уровне в Алтайском крае на основе ценностно-нормативного и цивилизационного подходов.

Из широкого спектра компонентов сложного многоуровневого образования «социально-культурная среда» анализу была подвергнута совокупность различных условий жизнедеятельности человека в социальной сфере, атмосфера его социального бытия, где осуществляется удовлетворение его культурных и культурно-бытовых потребностей.

С 2014 года осуществлялся мониторинг состояния качества социально-культурной среды посредством нового социального института - «Общественных советов по культуре», образованных при соответствующих государственных органах управления культурой.

В Алтайском крае региональный Общественный Совет по культуре проводил подобную работу под руководством автора данной публикации, в том числе посредством осуществления независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры по разработанной методике в соответствии с рекомендациями Министерства культуры Российской Федерации. В ходе экспертной оценки, наряду с другими методами, проводился ежегодный опрос 4-5 тысяч пользователей услуг в разных организациях культуры региона.

В 2019 году проведён социологический анализ оценки качества реализации государственной культурной политики по развитию социально-культурной среды не только организациями культуры, но и другими субъектами социальной сферы.

В ходе исследования применялись методы социологического опроса, интервью, беседы, наблюдения, контент-анализа региональных СМИ, анализа официальных сайтов учреждений культуры, «книг отзывов посетителей». А также экспертная оценка деятельности учреждений и организаций культуры и других субъектов по созданию культурной среды в местах пребывания граждан.

В определении респондентов социологического опроса респондентов, учреждений культуры и других субъектов массового пребывания граждан применялся метод случайной выборки, обеспечивающий репрезентативность полученных данных в характеристике их генеральной совокупности по изучаемым параметрам.

В числе респондентов представлены все основные социальные группы населения по ген-дерному признаку, возрастному составу, образовательному цензу и по роду занятости. Среди респондентов оказалось 57 % женщин и 43 % мужчин. Из них 51,5 % с высшим образованием, в том числе 5 % - респонденты, имеющие учёные степени. Среднее профессиональное образование имеют 26,75 % респондентов из числа опрошенных, полное среднее образование - 11,5 %, общее среднее - 9 % и менее 9 классов - 1 %.

По возрастному цензу респонденты распределились следующим образом. Молодёжь, в возрасте 15-17 лет, составила - 9 %, в возрасте 18-29 лет - 26 %. Среднее поколение представлено тремя возрастными группами: в возрасте 30-39 лет - 27 %; в возрасте 40-49 лет -

16,5 % и в возрасте 50-59 лет - 9,75 %. Среди старших возрастных групп респонденты в возрасте 60-69 лет - 7,5 % и в возрасте старше 70-ти лет - 4,25 %.

По роду занятий. Первых руководителей и их заместителей среди опрошенных респондентов оказалось - 8,25 %, руководителей среднего звена - 10,5 %, государственных и муниципальных служащих - 9,25 %. Наиболее полно представлена группа специалистов - 27, 25 %. Представители персонала составили - 8,25 % из числа опрошенных, студентов - 13 %, аспирантов - 3 %, учащихся школ - 9 %. Среди респондентов оказалось два человека временно безработных.

В ходе мониторинга проанализирована деятельность по развитию условий социально -культурной среды 66 организаций культуры, 217 других субъектов социальной сферы в пяти городах края. В том числе: 5 театров; 12 музеев; 17 кинотеатров; 23 библиотеки; 14 парков культуры и отдыха; 27 торговых центров; 32 продуктовых магазинов; 19 магазинов одежды; 7 автозаправочных станций; 3 аптек; 23 поликлиник; 29 маршрутных автобусов; 19 отделений банков; 19 предприятий общественного питания; 18 центров предоставления государственных услуг. Кроме того, проанализировано 200 информационных карт экспертов исследования социокультурной среды. Проведён контент-анализ региональных газет: «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», тематических выпусков регионального радиоканала и регионального телевидения Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Алтай», официальных сайтов в системе «Интернет» учреждений культуры.

В оценке культурного пространства мнения респондентов распределились следующим образом. Как очень высокий уровень состояния культурного пространства оценили - 2,75 % респондентов, высокий - 17 %. Средний уровень отметили - 71 % из числа опрошенных. Низкую оценку дали - 9,25 % респондентов. Таким образом, положительно оценивают культурное пространство подавляющее большинство из числа опрошенных респондентов -свыше 90 %.

Наиболее высокую оценку состояния культурного пространства дали представители молодёжи в возрасте 15 - 17 лет (11 %) и в возрасте 18 - 29 лет (7,6 %). Высокую оценку дали преимущественно представители среднего поколения: в возрастной группе 30 - 39 лет (27,7 %) и 50 - 59 лет (18 %). Средний уровень состояния культурного пространства определили примерно одинаково (от 60 % и выше) представители всех возрастных групп, за исключением учащейся молодёжи (41,6 %). Среди тех, кто дал низкую оценку состояния культурного пространства, оказались школьники, почти каждый третий.

Учреждения культуры в основном оправдывают ожидания посетителей. Качество предоставляемых услуг учреждениями культуры удовлетворяет абсолютное большинство респондентов во всех возрастных группах, а также респондентов и по образовательному цензу. Положительную оценку по удовлетворённости качеством проводимых учреждениями культуры мероприятий, дали 83 % опрошенных респондентов. Только 4 % из числа опрошенных респондентов, ответили - «скорее нет, чем да».

Результаты мониторинга учреждений культуры показывают, что их деятельность в целом соответствует государственной культурной политике. Абсолютное большинство учреждений культуры по данному показателю получили оценки экспертов в диапазоне 8-10 баллов, из 10 возможных.

По конкретным показателям качества предоставляемых услуг в целом (с небольшой степенью отклонений по каждой группе учреждений культуры) результаты экспертной оценки характеризуют позитивный уровень качества предоставляемых услуг организациями культуры. По мнению экспертов, в девяти случаях из десяти качество мероприятий полностью оправдало их ожидания.

Такой же показатель и по репертуарной политике учреждений культуры, и по тематике выставочной деятельности, по жанровому разнообразию, что соответствует предпочтениям посетителей в соответствии с их возрастом и уровнем образования. Данные экспертных

оценок в основном совпадают с мнением посетителей, полученных в результате социологического опроса, отзывов пользователей услуг, размещённых на сайтах организаций, а также в книгах отзывов и пожеланий.

По театрам. По культуре обслуживания театры в среднем получили (77,7 %) оценку 910 баллов. Несколько ниже оценки по дизайнерскому оформлению (9-10 баллов - 67,1 %) и комфортности нахождения в театрах (9-10 баллов - 73,8 %).

Соотношение постановок отечественных и зарубежных авторов в репертуаре театров за квартал колеблется в среднем 50 % /50 %. Доля спектаклей для детей в репертуаре театров в среднем составляет 25-30 %, за исключением Молодёжного театра имени В. С. Золотухина, в соответствии с его спецификой.

Отклонений содержания спектаклей от оригинала эксперты не обнаружили, также, как и использования ненормативной лексики актёрами во время спектакля. Реакция зрителей на постановку спектаклей, как правило, положительная. Наполняемость зрительного зала на разные спектакли составляет от 70 % до 100 %. Во всех театрах предусмотрена система скидок на билеты для детей.

Сайты театров обладают хорошим дизайном, содержат полной объём информации об их деятельности, предстоящем репертуаре, проводимых акциях. Есть возможность приобретения электронного билета или его бронирования.

К недостаткам в работе театров, по мнению экспертов, можно отнести:

- достаточно сложную систему обратной связи зрителей с театром на его сайте;

- недостаточность культурно-просветительной информации в фойе театров;

- тесные помещения в фойе и гардеробах;

- высокую стоимость билетов на концерты и постановки «столичных звёзд»;

- недостаточный уровень рекламы в отдалённых от театров жилых микрорайонах.

По музеям. Культуру обслуживания в музеях эксперты оценили достаточно высоко, высшие баллы (9-10) получили более 80 % организаций. Комфортность нахождения в музеях также в основном оценена достаточно позитивно, преобладающее большинство экспертов оценили от 7 до 10 баллов. Более половины музеев (60 %) активно используют компьютерные информационные технологии. Посетителей музеев в основном устраивает график работы музеев, возможность воспользоваться техническими средствами связи и Интернетом. Во всех практически музеях предусмотрены специальные экскурсионные программы для детей и снижение стоимости билетов для них. Достаточно объёмная и полная по содержанию информация для пользователей содержится на официальных сайтах музеев, которая достаточно активно используется потребителями. На базе большинства музеев действуют общественные формирования, клубы, кружки по различным направлениям культуротворче-ской деятельности.

В целом деятельность музеев соответствует государственной культурной политике и обладает достаточно высокой степенью привлекательности. Особую привлекательность со стороны посетителей, включая виртуальных посетителей музейного сайта, имеют такие учреждения культуры как: «Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина», «Алтайский государственный мемориальный музей Г. С. Титова», «Мемориальный музей Р. И. Рождественского» [6].

К недостаткам в работе музеев, по мнению экспертов, можно отнести:

- во многих музеях недостаточно площадей для выставочных экспозиций, хранения и обработки фондов. Значительная часть фондов в силу этих причин мало экспонируется;

- в части музеев в помещениях в летнее время бывает тесно и душно при скоплении большого числа посетителей, у других, наоборот, прохладно в зимнее время;

- более половины зданий музеев требуют капитального или косметического ремонта, улучшения материально-технической базы, современной техники;

- недостаточное количество информационных указателей о местонахождении музеев в населённых пунктах;

- практически (за редким исключением) отсутствует бесплатное посещение музеев лицами в возрасте до 16 лет.

По библиотекам мониторинг показал следующие результаты. Для большинства читателей удобен график работы библиотек. Эксперты дали высокую оценку уровню культуры обслуживания, вежливости и заинтересованности в удовлетворении читательских интересов посетителей. Библиотеки активно работают по привлечению читателей, повышению их грамотности. На базе библиотек, как правило, работают различные кружки, клубы, в том числе семейные и иные общественные объединения по интересам, в том числе и по краеведению. Проводятся разнообразные культурно-просветительные мероприятия (лектории, выставки, презентации, праздники).

Все библиотеки используют интернет-ресурсы, большая часть посетителей пользуются электронными каталогами, информацией системы баз данных и библиотечно-информационной системы. Комфортность пребывания посетителей в библиотеках в целом удовлетворительная, как и уровень дизайнерского оформления. Деятельность библиотек соответствует основным задачам государственной культурной политики.

К недостаткам в работе библиотек эксперты относят:

- недостаточное обновление фондов библиотек, небольшой ассортимент подписных периодических изданий по причине недостатка финансовых средств;

- многие помещения библиотек также требуют ремонта, расширения площадей;

- проблемной остаётся возможность оснащения библиотек современными техническими средствами и соответственно применения на их базе инновационных форм работы;

- низкий уровень оплаты труда библиотечных работников приводят к увеличению трудовой нагрузки, к сдерживанию притока молодых специалистов.

По кинотеатрам. Система кинопроката претерпевает существенные изменения, в основном сегодня она представлена в крупных торгово-развлекательных центрах на коммерческой основе. Кинотеатры отличает современный дизайн, достаточно комфортные условия пребывания посетителей, заинтересованное обслуживание со стороны персонала.

Соотношение отечественных и зарубежных фильмов в прокате показов составляет в среднем соответственно 51,5 % и 48,5. Репертуар фильмов для детей в среднем составляет 44,4 % от всего проката.

Культуру поведения зрителей эксперты оценивают в основном выше среднего уровня. В тоже время отмечают, что во время демонстрации фильма многие зрителе употребляют хрустящие виды пищи, громко разговаривают и тем самым создают неприятный шум. Кроме того, кинотеатры в торгово-развлекательных центрах, как правило, расположены на верхних этажах.

По паркам культуры и отдыха. Оценка деятельности парков культуры и отдыха в целом оценивается положительно по культуре обслуживания, по соответствию их деятельности государственной культурной политике, комфортности пребывания посетителей.

По развитости инфраструктуры оценки экспертов разделяются от достаточно высоких по отношению к современным паркам, оборудованным современными техническими средствами и «традиционным» с недостаточно развитой инфраструктурой. Есть замечания по дизайнерскому оформлению, полноте указателей различных опций, по наличию информации соблюдения техники безопасности при пользовании аттракционами. Также отличается деятельность парков в отношении культурно-просветительной деятельности, чем более высокий в парке уровень технической оснащённости, тем больше развиты услуги по предоставлению развлекательных программ. И, наоборот, в парках «традиционного» типа представлены культурно-просветительные проекты, общественные формирования, больше привлекаются к работе парков волонтёры.

В Барнауле сформировался уникальный кластер культурного туристического маршрута «Барнаул - горнозаводской город», объединивший в своём составе «Центральный парк» со старинным ботаническим садом, «Нагорный парк», с которого открывается красивый вид на город и одну из самых больших рек Сибири - Обь. В состав кластера также входят музеи: один из старейших в Сибири - Алтайский государственный краеведческий музей, открытый в 1823 году в честь 100-летия горнозаводского производства на Алтае и музей «Горная аптека», уникальный памятник истории и архитектуры XVIII века (в то время действующей аптеки, которую снабжали растительным сырьём из ботанического сада, расположенного в Центральном парке). На территории кластера располагаются также государственная филармония, идут восстановительные работы музея Барнаульского сереброплавильного завода. Вся территория кластера объединена красивой набережной и улицами со строениями классической архитектуры XIX века. В деятельности кластера широко представлены культурно-просветительные программы, общественные объединения, работа волонтёров.

Контент-анализ средств массовой информации. Доля публикаций о культуре за месяц в региональных газетах составляет 15 %-20 %, в том числе 2-3 статьи для детей. Публикации отражают содержание текущей культурной жизни в регионе, поднимают проблемные вопросы в развитии культуры, искусства. Также содержатся публикации по краеведению, эстетической и этической направленности. Региональные теле- и радиоканалы содержат 36 % - 38 % передач по культурной тематике, из них доля программ для детей составляет более трети. Тематика передач отражает содержание проводимых культурных мероприятий. Есть программы на этические и эстетические темы по искусству, литературе, русскому языку.

О качестве предоставления услуг организациями культуры также свидетельствует уровень привлекательности предоставляемых услуг. В основном преобладает форма посещения респондентами мероприятий учреждений культуры - 76,6 %. При этом большая часть респондентов из числа опрошенных (80 %) отметили высокий уровень активности посещения культурных мероприятий. В том числе - 9 % респондентов посещают культурные мероприятия несколько раз в неделю, 26 % - один раз в неделю, 41 % - один раз в месяц. Редко (один раз в год) бывают на культурных мероприятиях - 9,5 % из числа опрошенных, 6 % - очень редко или вообще не посещают. Приведённый анализ отражает в основном общественное мнение по данному параметру.

При посещении культурных мероприятий, предпочтение 52 % из числа опрошенных посетителей отдают предпочтение просмотру театральных спектаклей, посещению выставок (38 %), концертам классической музыки (36 %) и концертам эстрадной музыки (20 %). Более половины опрошенных респондентов отдают предпочтение чтению книг и периодической литературы, развлечениям в парке или отдыху на природе.

По возрастным группам предпочтения в проведении досуга распределились следующим образом. На первом месте у всех возрастных групп респондентов посещение мероприятий учреждений культуры, от 66,6 % у учащейся молодёжи до 81,4 % в группе респондентов в возрасте 30 - 39 лет.

Читать книги и периодическую литературу больше всех предпочитают учащиеся и респонденты возрастной группы 50-59 лет, 61 % и 61,5 % соответственно. Более половины респондентов в возрастных группах 40-49 лет (53 %) и свыше 70 лет (59 %) также отдают предпочтение чтению литературы.

Развлечениям в парках, прогулкам по улице и отдыху на природе большее предпочтение отдают респонденты старших возрастных групп. Подобным образом выглядит картина и по просмотру телевизионных программ. При этом первенство в просмотре развлекательных программ принадлежит учащейся молодёжи (86 %), на втором месте молодёжь в возрасте 1829 лет (41 %). Меньше всех смотрят развлекательные телевизионные программы пенсионеры (10 %). По просмотру новостных блоков на первом месте респонденты в возрасте 40-49 лет, свыше 90 %. Все остальные группы находятся в выборке от 51 % до 65 %, кроме учащейся

молодёжи (27 %). К программам о культуре проявляют интерес примерно в равной степени респонденты всех возрастных групп в диапазоне от 41 % до 53 %, за исключением учащихся в возрасте 15-17 лет (33 %).

Использование компьютеров и других средств электронной связи в заполнении досуга уменьшается в зависимости от возраста, практически со 100 % в молодёжных группах до 17 % у респондентов старшей возрастной группы.

Из учреждений культуры наиболее посещаемыми оказались театры (68 %), парки культуры и отдыха (52 %), кинотеатры (50 %), музеи (46 %). На последнем месте оказались библиотеки (36 %).

Более часто посещают театральные спектакли респонденты возрастных групп 18-29 лет и старших возрастных групп. В то время как библиотеки, музеи, парки чаще других посещают учащиеся и представители старших возрастных групп.

Кинотеатры посещают примерно в равной степени представители всех возрастных групп. При посещении кинотеатров практически во всех возрастных группах отдают предпочтение отечественным фильмам. К ним интерес в полтора-два раза выше по отношению к зарубежным (38,7 % к 20 % соответственно). Тем не менее, анализ проката российских и зарубежных фильмов свидетельствует о том, что проявилась тенденция убывающей эффективности возрастающего числа российских картин и фильмов других стран (прежде всего США) при укреплении результатов продюсеров из Европы.

Из мотивов посещения мероприятий учреждений культуры на первом месте -«интересно провести время» (62 %). Практически каждый второй из числа опрошенных респондентов (47 %) посещают мероприятия с целью повышения своего культурного уровня, 23 % респондентов одновременно посещают мероприятия с целью завести новые знакомства. Почти половина респондентов (41 %) проявляют устойчивый интерес к происходящим культурным событиям, против 4 % равнодушных респондентов.

Учреждения культуры в основном оправдывают ожидания посетителей. Качество предоставляемых услуг учреждениями культуры удовлетворяет абсолютное большинство респондентов во всех возрастных группах, а также респондентов и по образовательному цензу. Положительную оценку по удовлетворённости качеством проводимых учреждениями культуры мероприятий, дали 83 % опрошенных респондентов. Только 4 % из числа опрошенных респондентов, ответили - «скорее нет, чем да».

Среди причин, мешающих посещению культурных мероприятий, респонденты назвали отсутствие свободного времени (47 %) и недостаток финансовых средств (38 %). Последнее объясняется тем, что более 70 % респондентов имеют среднемесячный доход менее 30 тысяч рублей. Следует отметить тот факт, что средняя зарплата в Алтайском крае одна из самых низких в Сибирском федеральном округе и в стране, и составляет немногим более 22 тысяч рублей в месяц по итогам 2017 года.

Что касается деятельности по развитию культурной среды остальных субъектов по местам пребывания граждан, то ситуация выглядит следующим образом. Более комфортными условиями пребывания посетителей, дизайнерского оформления помещений обладают современные торговые центры, центры предоставления государственных услуг, автозаправочные станции, отделения банков. Как правило, их отличает достаточно высокий уровень культуры обслуживания. В торговых центрах музыкальное сопровождение примерно одинаковое по соотношению русскоязычных и иностранных произведений (50/50), с разной степенью отклонений. Торгово-развлекательные центры, как правило, практикуют проведение тематических выставок, конкурсов, праздников.

Несколько отличаются по уровню комфортности, дизайнерскому оформлению отделения банков, продуктовые магазины, магазины одежды, предприятия общественного питания, расположенные в жилых домах или отдельных небольших строениях в отдалённых микрорайонах. Они получили оценки экспертов немного выше среднего уровня.

Что касается рейсовых (маршрутных) автобусов, то их культурный фон эксперты оценили, как хороший или средний примерно в равной степени. Музыкального сопровождения в автобусах, за исключением междугородных, как правило, нет, зато постоянно присутствует реклама. Часто транслируется информация, призывающая пассажиров к бдительности и соблюдению мер безопасности. К недостаткам можно отнести следующее: не всегда объявляются остановки; не всегда молодые пассажиры уступают места старшим. Неудобства пассажирам доставляют резкие манёвры при движении маршрутных автобусов, вызванные большой транспортной загруженностью дорог, неудовлетворительным состоянием дорожного полотна. А также конкуренцией водителей на трассах в погоне за экономической выгодой. Эксперты не отмечают фактов проявления агрессии и нетерпимости со стороны обслуживающего персонала в общественном транспорте, но отмечают факты равнодушного отношения к пассажирам.

Культура обслуживания пациентов в поликлиниках. Высокую оценку получили 45 % поликлиник, средний уровень - 38 %. Ниже среднего - 15,7 %. Недовольство, главным образом, выражается в том, что при записи к врачу создаются большие очереди. Разумеется, есть возможность записаться на приём к врачу по телефону или посредством интернета, но дозвониться по телефону очень трудно, а интернетом многие пациенты не могут пользоваться, особенно представители старшего поколения. Дизайнерское оформление поликлиник эксперты также оценивают, как достаточно высокое - 21 %, на среднем уровне - 55 %, ниже среднего - 23 %. Комфортность пребывания пациентов как достаточно высокую получили -21 % поликлиник, среднего уровня - 40 %, и ниже среднего - 29 %. Культура обслуживания в аптеках получила почти 90 % в диапазоне 9-10 баллов.

Таким образом, проведённое исследование позволило сделать выводы не только относительно уровня развития социально-культурной среды, но и уровня обеспечения комфортных условий для пользователей услуг в социальной сфере региона. Анализ качественного состояния социально-культурной среды (организаций культуры и других субъектов социальной сферы) на региональном и муниципальном уровне продемонстрировал, что ожидания значительного числа респондентов по такому критерию как «качество предоставляемых услуг» в целом оправдываются. Респондентами, задействованными в социологическом опросе, были высказаны позитивные оценки деятельности учреждений культуры и искусств, хотя свои потребительские возможности и желания оценены как средние.

Список литературы

1. Об утверждении Основ государственной культурной политики : указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. №808 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» : [сайт]. - Москва, 1997-. - URL: https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706 (дата обращения: 15.02.2020 г.).

2. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. № 326-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» : [сайт]. - Москва, 1997-. - URL: https: //www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html (дата обращения: 12.02.2020 г.).

3. Кондыков, А. С. Культура и культурная политика России. Социокультурный аспект : моногр. -Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2017. - 139 с.

4. Лебедева, Н. М. Ценности культуры и развитие общества : [моногр.] / Н. М. Лебедева, А. Н. Татор-ко. - Москва : ИД ГУ ВШЭ, 2007. - 527 с.

5. Мастикова, Н. С. Ценности россиян: что следует из сопоставления статистик международных исследований // Социологический журнал. - 2013. - № 1. - С. 36-46. - DOI: https://doi.org/10.19181/socjour. 2013.1.362.

6. Протокол заседания общественного совета при управлении Алтайского края по культуре и архивному делу № 3 от 27 сентября 2017 г. // Министерство Алтайского края : офиц. сайт. - Барнаул, 2018-. -URL: http://www.culture22.ru/upload/iblock/e36/protokol-obshch.-soveta-ot-27.09.2017-_-3.pdf (дата обращения: 29.04.2019 г.).

Anatolii S. Kondykov, Ph. D. in Philosophy, Professor, Honoured Worker of the Russian Federation Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

sovetnik@agaki.ru

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF CURRENT STATE OF SOCIAL AND CULTURAL SECTOR IN ALTAI KRAI: MAJOR RESULTS

Abstract. Current task for achieving goal of the modern Russian state cultural policy is providing humanitarian and cultural development of the nation which is considered as a basis for quality renewing of a personality, for getting its preparedness and ability to dynamic participation in processes of public growth. One of the important direction here is qualitative development of social and cultural environment, improvement of its moral and psychological sphere, supporting of comfortable conditions for services consumers in social sphere. The paper outlines the key results of analysis of the main qualitative features of current status of social and cultural sphere of the Altai Krai in regional and municipal levels got within the frames of the author's research in 2019. For the first time, activities of services creation not only institutions of cultural sphere but also other actors of social sector chosen as an object of study; methodological base of the research includes axiological and civilizational approaches.

Keywords: humanitarian and cultural development, social and cultural sphere, social and cultural sphere quality monitoring, actors of cultural policy in social sphere, Altai Krai.

УДК 502.5/.8:314.122.66

DOI: 10.32340/2414-9101-2020-1-21-27

В. И. Матис, доктор педагогических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

vmatis@rambler. ru

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ ЭТНОСА

Аннотация. На основе разрабатываемого в науке и практике образования поликультурного подхода рассматривается жизнедеятельность человека, этнической группы в антропологическом, акмеологическом и культурологическом аспектах. Поскольку для сохранения и развития жизненных сил этноса существенное значение имеет среда с её особенностями, значимыми в культуроформирующем отношении, возникает проблема адекватности окружающей среды для получения возможности сохранения и развития жизненных сил этноса. Эта адекватность предполагает соответствие потребностей и возможностей этноса требованиям процесса сохранения и развития жизненных сил этноса. Окружающая среда может оказывать как положительное, способствующее сохранению жизненных сил, их росту, так и отрицательное, деформирующее влияние на возможности развития этноса. Этот анализ проводится через наиболее значимую социально-культурную деятельность личности и этноса, которая определяет их образ мира.

Ключевые слова: жизненные силы, коммуникационная среда, национальная среда, ограничения в сохранении и развитии жизненных сил этноса, окружающая среда, риски, сохра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.