Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмпирическое социологическое исследование / социологический анализ / социальная адаптация / дети с ограниченными возможностями здоровья / empirical sociological research / sociological analysis / social adaptation / children with disabilities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеенок Анна Алексеевна, Каира Юрий Владимирович, Титова Анастасия Игоревна

Проводится социологический анализ повышения эффективности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В эмпирическую основу работы заложены результаты исследования, проведенного по данной проблематике в социологической лаборатории кафедры социологии и социальных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС. В исследовании анализируются отношение населения к детям с ограниченными возможностями здоровья, основные проблемы, с которыми сталкиваются представители данной категории населения, а также основные направления, которые будут способствовать повышению эффективности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы приходят к выводу, что за последний год отношение общества к людям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, в целом улучшилось, общество стало более терпимо относиться к физическим недостаткам других людей, уважать их личность. На уровне правового государства созданы необходимые условия для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, поддержки и развития их психофизических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексеенок Анна Алексеевна, Каира Юрий Владимирович, Титова Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF INCREASING EFFICIENCY SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES HEALTH

This article provides a sociological analysis of increasing the effectiveness of social adaptation of children with disabilities. The empirical basis of the work was the results of a study conducted on this issue in the sociological laboratory of the Department of Sociology and Social Technologies of the Central Russian Institute of Management a branch of RANEPA. The study analyzes the attitude of the population towards people with disabilities, the main problems faced by representatives of this category of the population, as well as the main directions that will help improve the effectiveness of adaptation of children with disabilities. The authors come to the conclusion that over the past year, society’s attitude towards people, including children with disabilities, has generally improved; society has become more tolerant of the physical disabilities of other people and respects their personality. At the level of the rule of law, the necessary conditions have been created for the social adaptation of children with disabilities, support and development of their psycho-physical characteristics.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316.344.6 DOI: 10.24412/2071-6141-2024-2-77-87

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

А.А. Алексеенок, Ю.В. Каира, А.И. Титова

Проводится социологический анализ повышения эффективности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В эмпирическую основу работы заложены результаты исследования, проведенного по данной проблематике в социологической лаборатории кафедры социологии и социальных технологий Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС. В исследовании анализируются отношение населения к детям с ограниченными возможностями здоровья, основные проблемы, с которыми сталкиваются представители данной категории населения, а также основные направления, которые будут способствовать повышению эффективности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы приходят к выводу, что за последний год отношение общества к людям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, в целом улучшилось, общество стало более терпимо относиться к физическим недостаткам других людей, уважать их личность. На уровне правового государства созданы необходимые условия для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, поддержки и развития их психофизических особенностей.

Ключевые слова: эмпирическое социологическое исследование, социологический анализ, социальная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Введение

В настоящее время особенно актуальным стал вопрос об увеличении численности детей с различными патологическими заболеваниями. Соответственно, вопрос о социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья все чаще попадает в фокус исследования современного научного сообщества. Затрагиваются такие вопросы, как формирование равных возможностей у представителей молодого поколения с ограниченными возможностями здоровья и остальной молодежью, определение их статуса в обществе, помощь в вопросах самоидентификации. Основные задачи научного сообщества - не только подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к активному участию в жизни социума, но и воспитание у граждан чувств уважения и ответственности по отношению к таким людям.

Возможность социализации детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена уже на этапах получения инклюзивного образова-

ния. Так, дети с ограниченными возможностями здоровья поэтапно привыкают и развивают коммуникативные навыки, усваивают правила поведения в обществе, со временем проявляют инициативность, развивают умение распознавать и понимать настроение других людей. Дети с ограниченными возможностями здоровья в последующем способны стать личностями, занимающими в обществе лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Однако для достижения поставленных целей необходима постоянная и точная работа не только таких детей над собой, но и всего общества и государства в целом. Будучи вовлеченными в жизнь сверстников, готовых адекватно и уважительно относиться к проблемам ограниченного здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья полноценно войдут в социальные группы.

В современном обществе все сферы жизни стали более досягаемы для людей с ограниченным возможностями здоровья, хотя еще десятилетия назад невозможно было представить вариант свободного трудоустройства, получения духовных знаний, образования, организации досуга. Именно взаимная ответственность личности и общества привела к вовлечению людей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья в нормальную жизнь. Доступными стали транспорт, спортивная деятельность, получение государственных и муниципальных услуг в дистанционном формате.

Между тем не только физическое развитие, но и интеллектуальные способности детей с ограниченными возможностями здоровья являются предметом внимания со стороны общества. В процессе их развития у человека возникают определенные взгляды на окружающий мир, формируется собственное мнение, складывается определенный образ мышления.

Теоретическая основа исследования

В теоретическую основу исследования заложены работы ученых, посвященные вопросам социальной адаптации, таких как М.В. Ромм [1], Л.В. Корель [2], А.А. Алексеенок [3].

Непосредственно вопросам социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья посвящена докторская диссертация А.Ю. Домбровской [4].

Затрагивая вопрос места и роли детей с ограниченными возможностями здоровья, протекание процесса их социальной адаптации следует обратиться к работам социологов Ж.В. Пузановой [6], Р.Г. Темиршиной, А.З. Минахметовой [7], М.С. Гончаренко [8].

Методическая основа исследования

В эмпирическую основу работы заложены результаты исследования, проведенного по данной проблематике в апреле 2022 года в г. Орле методом анкетирования (403 респондента) [9].

В рамках социологического исследования затрагивались такие вопросы, как отношение населения к людям с ограниченными возможностями здоровья, основные проблемы, с которыми сталкиваются представители данной категории населения, основные направления, которые будут способствовать повышению эффективности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обсуждение результатов

Социальное самочувствие детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе напрямую зависит от отношения самого общества к таким детям. Целью данного исследования было определить, какую роль дети с ограниченными возможностями здоровья занимают в современном обществе, проанализировать отношение населения к детям с ограниченными возможностями здоровья, выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются представители данной категории населения, а также основные направления, которые будут способствовать повышению эффективности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В начале исследования респондентам было предложено ответить на вопрос о том, как часто они сталкиваются в повседневной жизни с детьми с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1).

Затрудняюсь ответить; 1

Практически никогда; 9

Достаточно часто; 23

Редко; 33

_ Иногда (время от времени); 34

Рис. 1. Как часто Вы сталкиваетесь в своей повседневной жизни с детьми с ограниченными возможностями здоровья?, %

Ответы на вопрос респондентов свидетельствуют о том, что, к сожалению, дети с ограниченными возможностями здоровья являются неотъемлемой составляющей нашей повседневной жизни. Только треть респондентов (33 %) заявила, что встречает данную категорию населения редко, в

то время как более половины респондентов (57 %) заявили, что встречают детей с ограниченными возможностями здоровья в своей повседневной жизни, причем четвертая часть (23 %) отметила, что встречает их достаточно часто. Это говорит о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья являются активными членами повседневной общественной жизни.

Следующий вопрос касался видов ограниченного здоровья у детей, с которыми сталкивались респонденты (рис. 2).

Дети с тяжелыми соматическими заболеваниями

Дети с нарушениями поведения

Дети с расстройствами аутистического спектра

Дети с нарушениями слуха Дети с нарушениями зрения Дети с умственной отсталостью Дети с задержкой психического развития

Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в т. ч. с ДЦП

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0%

Рис. 2. Укажите категорию детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми Вам приходилось сталкиваться (допускалось несколько вариантов ответа), %

В ходе исследования выяснено, что подавляющее большинство детей имеют проблемы нарушения опорно-двигательного аппарата (64,9 %), речи (50,6 %), задержки в психическом развитии (40,3 %). Данные заболевания являются наиболее распространенными среди детей, в связи с чем в рамках инклюзивного образования создаются необходимые условия для их социализации и адаптации. Каждый четвертый респондент сталкивался с детьми с умственной отсталостью (26 %). Каждый пятый встречал детей с нарушением зрения - 22,1 %, слуха - 20,8 %. Достаточно тревожно выглядит тот факт, что каждый пятый назвал такое отклонение, как аутизм, - 20,8 %.

/ / /

На вопрос о том, каким образом изменилось в целом отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе за последний год были получены следующие ответы. 37,9 % опрошенных высказались о том, что отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья за последний год улучшилось, 33,3 % полагают, что оно осталось неизменным, лишь 15,5 % указали на ухудшение отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и 13,3 % опрошенных затруднились ответить. В целом прослеживается положительная тенденция к принятию людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, повышению уровня правосознания и культуры населения, толерантному и уважительному отношению к недостаткам здоровья.

Повышению эффективности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать выявление проблем, с которыми сталкиваются представители данной категории населения в повседневной жизни (рис. 3).

Недоступность современных технических средств реабилитации (инвалидных колясок,.

Проблемы с обеспечением необходимыми лекарствами

Враждебное отношение со стороны окружающих

Ограниченность в выборе досуга, развлечений

Отсутствие в медицинских учреждениях специализированного оборудования,...

Недостаточный размер пособий

Сложности с входом или выходом из дома (отсутствие лифта, пандусов и т. д.)

Трудности с перемещением по городу Адаптация в обществе

0 %

20 %

40 %

60 %

80 %

Рис. 3. Основные проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни дети с ограниченными возможностями здоровья, %

Трудней всего детям приходится адаптироваться к общественной жизни, так считают две трети респондентов (67,8 %). Около половины респондентов среди трудностей, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья, отметили проблемы, связанные с транспортом и перемещениями не только по городу, но и в более дальних переездах (44,4 %), а также в связи с отсутствием пандусов, специализированных лифтов и подъемников, трудности, связанные со входом и выходом из различных зданий (43,3 %). Каждый четвертый респондент отметил недостаточное материальное обеспечение данной категории населения -25,6 %. Проблемы в медицинской сфере также были озвучены респондентами: отсутствие в медицинских учреждениях оборудования для лечения детей с ОВЗ - 22,2 %, недостаток необходимых лекарственных препаратов - 14,4 %. Достаточно тревожным выглядит тот факт, что около пятой части опрошенных (17,8 %) считают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы из-за враждебного отношения со стороны окружающих.

В связи с имеющимися проблемами в адаптации, способности к передвижению, получению медицинской помощи, социальных услуг был задан вопрос об объектах инфраструктуры, способствующих социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (табл. 1).

Таблица 1

Объекты инфраструктуры, способствующие социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, %

Специализированные парковочные места 57,8

Наличие пандусов 52,2

Таблички со шрифтом Брайля 35,5

Оборудование приспособлений, помогающих при посадке в транспорт (городской, авиа-, ж/д и т. п.) инвалидам-колясочникам 15,6

Оборудование специальных общественных туалетов 14,4

Оборудование зданий специальными лифтами / подъемниками 7,8

Несмотря на вышеизложенные проблемы, большинство опрошенных отметили наличие парковок для инвалидов (57,8 %), 52,2 % опрошенных -наличие пандусов, однако 7,8 % - наличие специальных лифтов и подъемников. На наличие тактильных табличек в зданиях и тактильных плиток для слабовидящих указало 24, 4 % и 11,1 % соответственно. Равное количество опрошенных указали на отсутствие каких-либо элементов социаль-

ной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (16,7 %), наличия дополнительных возможностей для посадки в транспортное средство (15,6 %), отдельных туалетов в общественных местах (14,4 %). Затруднились ответить 3,3 % опрошенных.

Анализ полученных ответов еще раз подчеркивает проблему распространенности нарушений опорно-двигательного аппарата перед другими нарушениями организма. Имеющиеся элементы социальной инфраструктуры свидетельствуют о разработанности вопроса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, создания доступной социальной среды.

Также был задан вопрос о степени оснащенности объектов социальной инфраструктуры для посещения их людьми с ограниченными возможностями здоровья. Более половины опрошенных - 58,9 % - указало на частичную оснащенность объектов социальной инфраструктуры, 28,9 % опрошенных указало на ее неоснащенность, и только 7,8 % считают, что объекты социальной инфраструктуры оснащены полностью, 4,4 % опрошенных затруднились с ответом.

Действительно, помимо решения проблемы транспортной доступности, обеспеченности объектов социальной инфраструктуры пандусами, вопрос посещения различного рода и функционального назначения зданий, в том числе жилых многоквартирных домов, передвижения в них остается в настоящее время наименее разработанным.

Целью следующего вопроса было узнать у респондентов, какую роль играет государство в решении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 4).

Затрудняюсь ответить; 5,5

Уделяется слишком мало внимания; 21,1

Уделяется недостаточно _ внимания; 37,8

Уделяется слишком

много внимания;

Уделяется достаточно внимания ; 26,7

Рис. 4. Государственное участие в решении проблем детей с ограниченными возможностям и здоровья, %

В вопросе о государственном участии в решении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья мнения респондентов раздели-

лись. На недостаток внимания указали 58,9 % опрошенных. В то время как десятая часть указала на излишнее внимание со стороны государства к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья - 8,9 %. Одновременно то, что лишь третья часть респондентов считает, что дети с ограниченными возможностями находятся под опекой государства, является темой для размышления.

Следующий вопрос затрагивал непосредственные направления, которые бы способствовали эффективности процесса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 5).

Открыть бесплатные школы для занятий с детьми, обеспечивать необходимыми медикаментами

Дополнительно обучать учителей правилам обучения таких детей, раз в полгода осмотр психиатром на профпригодность

Внедрение новых технологий развития

Больше внимания

Более серьёзно отнестись к данной категории

Транспортная инфраструктура

Досуг с обычными детьми

Организация совместного досуга с обычными детьми

Мероприятия, направленные на социальную адаптацию

Наличие коррекционных школ

10,5% 10,5% 11,3% 11,9% 12,4%

24,7% 24,9% 7,2% 39,6% 44,3%

7

0,0 % 4,0 % 8,0 % 12,0 % 16,0 %

Рис. 5. Основные направления, способствующие повышению эффективности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, %

Приведенные на рис. 5 результаты ответов респондентов наглядно демонстрируют, что, по мнению респондентов, эффективней всего процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья протекает в процессе их взаимодействия с другими детьми. Поэтому предлагается создать специальные школы, места проведения досуга, проводить специальные мероприятия, которые способствовали бы процессу социальной адаптации.

Заключение

Проведенный социологический анализ проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показал эмпирическую обоснованность и острую необходимость в формировании у общества толерантного отношения, уважения к людям с ограниченными возможностями здоровья, проведении государством необходимых для социальной адаптации мероприятий с учетом потребностей людей, направленных на повсеместную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует признать, что в настоящее время, несмотря на наличие различных механизмов вовлечения людей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в реалии современного общества, еще остаются пробелы в регулировании вопроса о нормальной жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных сферах жизни общества.

Список литературы

1. Ромм М. В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа: дисс. ... д-ра филос. наук. Томск, 2003. 287 с.

2. Корель Л. В. Социология адаптаций (Вопросы теории, методологии и методики): дисс. ... д-ра социол. наук. Новосибирск, 1998. 69 с.

3. Алексеенок, А. А. Социальная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в условиях преобразований современного российского общества:: дисс. ... канд. социол. наук. Орел, 2006. 202 с.

4. Домбровская, А. Ю. Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья в современной России: дисс. . д-а социол. наук. Белгород, 2015. 431 с.

5. Алексеенок А. А., Домбровская А. Ю. Инвалиды в структуре российского общества // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-3. С. 656-659.

6. Пузанова Ж.В. Проблемы организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика общественного развития. 2014. № 18.

7. Темиршина Г.Р., Минахметова А. З. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2020. № 27 (317). С. 240-243.

8. Гончаренко М. С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы международной научно-практической конференции 20-22.06.2011 / ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. М: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. С. 149-150.

9. Информационный бюллетень социологической лаборатории / П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, О. В. Леонова, И. В. Михалев. Вып. 9. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. 136 с.

Алексеенок Анна Алексеевна, д-р социол. наук, проф., alekseenok-aa@yandex.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Каира Юрий Владимирович, канд. социол. наук, доц., kaira-yv@ranepa.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Титова Анастасия Игоревна, аспирант, katya. volkova1999@mail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF INCREASING EFFICIENCY SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

HEALTH

A.A. Alekseenok, Yu.V. Kaira, A.I. Titova

This article provides a sociological analysis of increasing the effectiveness of social adaptation of children with disabilities. The empirical basis of the work was the results of a study conducted on this issue in the sociological laboratory of the Department of Sociology and Social Technologies of the Central Russian Institute of Management - a branch of RANEPA. The study analyzes the attitude of the population towards people with disabilities, the main problems faced by representatives of this category of the population, as well as the main directions that will help improve the effectiveness of adaptation of children with disabilities. The authors come to the conclusion that over the past year, society's attitude towards people, including children with disabilities, has generally improved; society has become more tolerant of the physical disabilities of other people and respects their personality. At the level

of the rule of law, the necessary conditions have been created for the social adaptation of children with disabilities, support and development of their psycho-physical characteristics.

Key words: empirical sociological research, sociological analysis, social adaptation, children with disabilities.

Alekseyenok Anna Alekseevna, doctor of sociological sciences, professor, alekseenok-aa@yandex.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Kaira Yuri Vladimirovich, candidate of sociological sciences, associate professor, kaira-yv@ranepa.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Titova Anastasia Igorevna, postgraduate, katya.volkova1999@mail.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration

УДК 316.482 DOI: 10.24412/2071-6141-2024-2-87-98

СТАБИЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А.А. Баранов

На основе подхода к сущности понятия «стабильность» раскрыты основные характеристики стабильности регионов относительно социально-экономической сферы. Выделены основные показатели социально-экономической стабильности. Представлены соответствующие им индикаторы, позволяющие проводить измерения показателей на основе разных методов сбора и обработки информации, и на этой базе оценивать состояния регионов относительно каждого из показателей для осуществления мониторинга регионального развития. На основе интеграции данных государственной статистики и массовых социологических опросов населения сделан сравнительный анализ динамики состояния социально-экономической стабильности различных регионов России в современный период развития общества.

Ключевые слова: стабильность, социально-экономическая сфера, регион, показатель, индикатор, дестабилизация, тенденция развития.

Устойчивое развитие государства сопряжено с укреплением стабильности общества, сущность которой достаточно глубоко раскрыта учеными в области экономических, политических, социологических наук в научных трудах, посвященных проблемам обеспечения безопасности государства. Вместе с тем существует определенная нечеткость, а порой взаимозаменяемость понятий «стабильность», «стагнация», «устойчивое развитие». Задачей автора статьи является показать общее и особенное этих понятий для возможности анализа состояния регионов в процессе исторического разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.