Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МНЕНИЙ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ВФСК ГТО'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МНЕНИЙ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ВФСК ГТО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / КОМПЛЕКС ГТО / УЧАСТИЕ В СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алмазова Ю.Б., Корольков А.Н., Уварова Н.Н., Булычев Р.Ю.

Цель исследования - определение основных детерминант включения взрослого населения в подготовку и участие в сдаче нормативов ВФСК ГТО. Методика и организация исследования. В опросе приняли участие 205 экспертов, представители взрослого населения в возрасте от 25 до 40 лет - студенты очно-заочной формы обучения РЭУ им. Г.В. Плеханова, Московского финансово-промышленного университета «Синергия» и Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева. Респонденты оценивали степень влияния различных факторов, определяющих их отношение к участию в подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО по 5-балльной интервальной шкале, отвечая на 12 вопросов, характеризующих индивидуальное отношение каждого к исследуемому процессу. Результаты исследования и выводы. Полученные данные позволяют судить о неоднородности мнений респондентов и их отношения к физической культуре в целом и ВФСК ГТО в частности. Среди опрошенных больше половины (64 %) имеют минимальный опыт организованных занятий физическими упражнениями и судят о ВФСК ГТО по собственному опыту, отождествляя с качеством проведения уроков физической культуры в школе. В лучшем случае (26 %) занимались в секциях по различным видам спорта на внебюджетной основе 1-2 года без участия в соревнованиях и, как следствие, без особых результатов. 5 % из них были полностью освобождены от занятий физической культурой. Вместе с тем 5,5 % опрошенных имеют спортивные разряды, 9 % полноценно тренировались более 3 лет, выступали на соревнованиях, получали положительные результаты (призовые места, похудение и т.п.). О качестве опыта физкультурно-спортивной деятельности можно судить через осознание личных результатов физкультурно-спортивной деятельности. Влияние «результатов» в большинстве - среднее и ниже среднего. Это говорит о том, что качество предоставляемых услуг в период роста (15-20 лет назад) не соответствовало запросам подрастающего поколения того времени. В тот период не было массовых соревнований по сдаче нормативов ГТО, он был упразднен в 90-е гг., а достойной альтернативы не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алмазова Ю.Б., Корольков А.Н., Уварова Н.Н., Булычев Р.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF OPINIONS OF ADULT POPULATION ON THEIR PARTICIPATION IN GTO COMPLEX TESTS

Objective of the study was to identify the main determinants of inclusion of the adult population in the training process for the Russian Physical Culture and Sport Complex (RPCS) "Ready for Labour and Defense" GTO Complex tests. Methods and structure of the study. Sampled for the study were 205 experts aged 25-40 years - part-time students of Plekhanov Russian University of Economics, Moscow University for Industry and Finance "Synergy" and Russian State Agrarian University-Moscow Timiryazev Agricultural Academy. The respondents were to assess the impact of various factors (on a 5-point scale) that determined their attitude to training for and reaching the GTO Complex qualifying standards. For this purpose, they answered 12 questions characterizing their attitude to the process under study. Results and conclusions. The results obtained indicated the heterogeneity in the respondents' attitudes towards physical education in general and RPCS GTO Complex in particular. More than half of the subjects (64%) had minimal well-organized training experience and assessed RPCS GTO Complex based on their own experience, identifying it with the quality of the physical education lessons in their schools. At best, 26% of the subjects attended various sports sections on an extra-budgetary basis for 1-2 years without participating in the competitions and, as a consequence, with little result. 5% of the respondents were completely exempted from sports. At the same time, 5.5% of the respondents had sports titles and categories, 9% had been engaged in regular sports activities for more than 3 years, participated in the competitions, demonstrated positive results (winning places, weight loss, etc.). The level of the subjects’ physical education and sports experience can be rated by the degree of their awareness of their own progress in these activities. In the majority of cases, the role of the "progress" was found to be average or below average. This indicated that the quality of the services provided during the growth period (15-20 years ago) fell short of the expectations of the younger generation at that time. In those days, there were no GTO Complex competitions as GTO Complex was abolished in the 1990s, and there was no viable alternative.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МНЕНИЙ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ВФСК ГТО»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ МНЕНИИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ВФСК ГТО

УДК/UDC 796.01:316

Поступила в редакцию 27.01.2021 г.

Информация для связи с автором: almazova.yb@rea.ru

Ю.Б. Алмазова1

Кандидат технических наук, доцент А.Н. Корольков2 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Уварова1, 3 Р.Ю. Булычев1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2 Московский государственный областной университет, Москва

3 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва

SOCiOLOGiCAL ANALYSiS OF OPiNiONS OF ADULT POPULATiON ON THEiR PARTiCiPATiON iN GTO COMPLEX TESTS

Yu.B. Almazova1

PhD, Associate Professor A.N. Korolkov2 PhD, Associate Professor N.N. Uvarova1, 3 R.Y. Bulychev1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 Moscow State Regional University, Moscow

3 Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow

Аннотация

Цель исследования - определение основных детерминант включения взрослого населения в подготовку и участие в сдаче нормативов ВФСК ГТО. Методика и организация исследования. В опросе приняли участие 205 экспертов, представители взрослого населения в возрасте от 25 до 40 лет -студенты очно-заочной формы обучения РЭУ им. Г.В. Плеханова, Московского финансово-промышленного университета «Синергия» и Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева. Респонденты оценивали степень влияния различных факторов, определяющих их отношение к участию в подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО по 5-балльной интервальной шкале, отвечая на 12 вопросов, характеризующих индивидуальное отношение каждого к исследуемому процессу. Результаты исследования и выводы. Полученные данные позволяют судить о неоднородности мнений респондентов и их отношения к физической культуре в целом и ВФСК ГТО в частности. Среди опрошенных больше половины (64 %) имеют минимальный опыт организованных занятий физическими упражнениями и судят о ВФСК ГТО по собственному опыту, отождествляя с качеством проведения уроков физической культуры в школе. В лучшем случае (26 %) занимались в секциях по различным видам спорта на внебюджетной основе 1 -2 года без участия в соревнованиях и, как следствие, без особых результатов. 5 % из них были полностью освобождены от занятий физической культурой. Вместе с тем 5,5 % опрошенных имеют спортивные разряды, 9 % полноценно тренировались более 3 лет, выступали на соревнованиях, получали положительные результаты (призовые места, похудение и т.п.). О качестве опыта физкультурно-спортивной деятельности можно судить через осознание личных результатов физкультурно-спортивной деятельности. Влияние «результатов» в большинстве - среднее и ниже среднего. Это говорит о том, что качество предоставляемых услуг в период роста (15-20 лет назад) не соответствовало запросам подрастающего поколения того времени. В тот период не было массовых соревнований по сдаче нормативов ГТО, он был упразднен в 90-е гг., а достойной альтернативы не было.

Ключевые слова: взрослое население, отношение к физической культуре и спорту, комплекс ГТО, участие в сдаче нормативов ВФСК ГТО.

Annotation

Objective of the study was to identify the main determinants of inclusion of the adult population in the training process for the Russian Physical Culture and Sport Complex (RPCS) "Ready for Labour and Defense" GTO Complex tests. Methods and structure of the study. Sampled for the study were 205 experts aged 25-40 years - part-time students of Plekhanov Russian University of Economics, Moscow University for Industry and Finance "Synergy" and Russian State Agrarian University-Moscow Timiryazev Agricultural Academy. The respondents were to assess the impact of various factors (on a 5-point scale) that determined their attitude to training for and reaching the GTO Complex qualifying standards. For this purpose, they answered 12 questions characterizing their attitude to the process under study.

Results and conclusions. The results obtained indicated the heterogeneity in the respondents' attitudes towards physical education in general and RPCS GTO Complex in particular. More than half of the subjects (64%) had minimal well-organized training experience and assessed RPCS GTO Complex based on their own experience, identifying it with the quality of the physical education lessons in their schools. At best, 26% of the subjects attended various sports sections on an extra-budgetary basis for 1-2 years without participating in the competitions and, as a consequence, with little result. 5% of the respondents were completely exempted from sports. At the same time, 5.5% of the respondents had sports titles and categories, 9% had been engaged in regular sports activities for more than 3 years, participated in the competitions, demonstrated positive results (winning places, weight loss, etc.). The level of the subjects' physical education and sports experience can be rated by the degree of their awareness of their own progress in these activities. In the majority of cases, the role of the "progress" was found to be average or below average. This indicated that the quality of the services provided during the growth period (15-20 years ago) fell short of the expectations of the younger generation at that time. In those days, there were no GTO Complex competitions as GTO Complex was abolished in the 1990s, and there was no viable alternative.

Keywords: adult population, attitudes to physical culture and sports, GTO Complex, participation in the Russian Physical Culture and Sport Complex (RPCS) "Ready for Labour and Defense" GTO Complex tests.

Введение. Современное взрослое население далеко не всегда должным образом относится к занятиям физической культурой и спортом. У многих людей в сознании присутству-

ют демотиваторы, которые ставят под сомнение ценности физического воспитания и спорта [2-6].

Цель исследования - определение основных детерминант включения взрослого населения в подготовку и участие в сдаче нормативов ВФСК ГТО.

Методика и организация исследования. В опросе приняли участие 205 представителей взрослого населения в возрасте от 25 до 40 лет - студентов очно-заочной формы обучения РЭУ им. Г.В. Плеханова, Московского финансово-промышленного университета «Синергия» и Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К.А. Тимирязева. Респонденты оценивали степень влияния различных факторов, определяющих их отношение к участию в подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО по пятибалльной интервальной шкале, отвечая на 12 вопросов, характеризующих индивидуальное отношение каждого к исследуемому процессу: 1. Опыт физкультурно-спортивной деятельности. 2. Качество опыта физкультурно-спортивной деятельности (через осознание личных результатов физкуль-турно-спортивной деятельности). 3. Уровень состояния здоровья (субъективное отношение). 4. Опыт сдачи нормативов ГТО (мотивы, результаты, впечатления). 5. Знания сущности физической культуры и спорта (значение ФКиС для жизни, здоровья и самореализации). 6. Способность к саморазвитию (Реализация реального объема двигательной активности). 7. Условия реализации физического воспитания в вузе. 8. Соответствие содержания основных и дополнительных программ по дисциплинам по физической культуре и спорту потребностям. 9. Наличие травм как фактор снижения физкультурно-спортивной активности. 10. Желание участвовать в официальных соревнованиях в качестве члена сборной команды вуза по виду спорта. 11. Личное значение ВФСК ГТО для каждого (знания по методическому оснащению занятий). 12. Знания о функционировании организма (о влиянии физических упражнений на организм). Балл, равный «1», соответствовал оценке «нет влияния», балл «2» - оценке «влияние ниже среднего», «3» - «среднее влияние», «4» - «влияние выше среднего», «5» - «значительное влияние».

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты морфологического анализа распределений оценок приведены в табл. 1.

Как следует из представленных результатов, по ряду вопросов (33 % вопросов) в опрашиваемой группе взрослого населения нет единого мнения, оценки имеют значительную дисперсию (травмы, дополнительное образование, результаты и опыт ФКиС). Более того, в 25% случаев при оценке факторов: знание ГТО, знание ФКиС и опыт ГТО - респонденты делятся на 2-3 группы с диаметрально противоположными оценками этих факторов. Несогласованность суждений взрослого населения об исследуемой проблеме подтверждается небольшими величинами коэффициентов конкорда-ции, которые лишь в 21% случаев на исследуемой выборке превышают критическое значение, равное 0,35. Такая же ситуация имеет место среди суждений школьников о значимости школьного предмета «Физическая культура» [1] и о престиже профессии «Преподаватель физической культуры» среди прочих профессий [3].

В ходе исследования выявлены 5 факторов, активизирующих включение взрослого населения в подготовку и участие в сдаче нормативов ВФСК ГТО. Величины факторных нагрузок и доля в общей дисперсии представлены в табл. 2.

Первый фактор (30% общей дисперсии) можно определить как фактор «опытпрактической физкультурно-спортивной деятельности», он составлен факторными нагрузками таких переменных, как: опыт ФСД и ГТО, результаты, желание стать членом сборной команды, объем движения, удовлетворенность программами дополнительногообразования.

Второй фактор определяется как фактор здоровья и материально-технического обеспечения (12%). Этот фактор составлен факторными нагрузками здоровья, травматизма и условиями вуза. Оставшиеся три фактора (25 %) - теоретические, определяются знаниями в области ФКиС, организма и ГТО. При этом дисперсии оценок этих трех факторов не зависят друг от друга. В определенном выше факторном пространстве с использованием эвклидовой метрики и ди-

Таблица 1. Характеристика мнений взрослого населения (25-40 лет) об участии в ВФСК ГТО

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

№ Фактор Характеристика мнения

1 Опыт физкультурно-спортивной деятельности Неоднозначное мнение. Общественное мнение равномерно «размазано» относительно «среднего». Влияние оценивается как среднее, ниже и выше среднего

2 Результаты и качество опыта физкультурно-спортивной деятельности (через осознание личных результатов физкультурно-спортивной деятельности) Неоднозначное мнение. Влияние «результатов» в большинстве оценивается как среднее и ниже среднего

3 Уровень состояния здоровья (субъективное отношение) Однозначное мнение. Влияние «здоровья» оценивается выше среднего

4 Опыт сдачи нормативов ГТО (мотивы, результаты, впечатления) Две отчетливые группы респондентов. Большая группа экспертов оценивает этот фактор как фактор незначительного влияния. 25% респондентов - как фактор значительного влияния

5 Знания сущности физической культуры и спорта (значение ФКиС для жизни, здоровья и самореализации) Три группы мнений: 50% - среднее влияния, по 25% - незначительное и значительное влияние

6 Способность к саморазвитию (Реализация реального объема двигательной активности) Распределение квазинормальное: мнение группируется относительно оценки «среднее влияние»

7 Условия реализации физического воспитания в вузе. Условия вуза Мнение однозначное. Оценка выше среднего у 80% респондентов

8 Соответствие содержания основных и дополнительных программ по дисциплинам по физической культуре и спорту потребностям Мнение однозначное: ниже среднего у 80%

9 Наличие травм как фактор снижения физкультурно-спортивной активности Неоднозначное мнение. Смещено в сторону значительного влияния (50%)

10 Желание участвовать в официальных соревнованиях в качестве члена сборной команды вуза по виду спорта Однозначное мнение: малое влияние

11 Личностный смысл участия в подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО для каждого (знания по методическому оснащению занятий) Два противоположных мнения. Две равные группы респондентов: влияние выше среднего и влияние ниже среднего

12 Знания о функционировании организма (о влиянии физических упражнений на организм) Однозначное мнение: влияние ниже среднего

10

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | МагсГ:

Таблица 2. Факторные нагрузки и доля в общей дисперсии

Переменные \ факторы 1 2 3 4 5

Опыт физкультурно-спортивной деятельности 0,676

Результаты и качество опыта физкультурно-спортивной деятельности 0,676

Уровень состояния здоровья 0,539

Опыт сдачи нормативов ГТО 0,676

Знания сущности физической культуры и спорта 0,581

Способность к саморазвитию 0,655

Условия реализации физического воспитания в вузе. Условия вуза 0,524

Соответствие содержания основных и дополнительных программ по дисциплинам по физической культуре и спорту потребностям 0,568

Наличие травм как фактор снижения физкультурно-спортивной активности 0,794

Желание участвовать в официальных соревнованиях в качестве члена сборной команды вуза по виду спорта 0,621

Личностный смысл участия в подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО для каждого 0,551

Знания о функционировании организма (о влиянии физических упражнений на организм) 0,519 0,551 -0,513

Соб.значение 3,61 1,45 1,18 0,99 0,83

Дисперсия, % 30,04 12,04 9,85 8,24 6,95

Нак. дисперсия, % 30,04 42,080 51,93 60,17 67,12

Таблица. 3. Кластеры респондентов

КЛАСТЕРЫ

1-й (42%) 2-й (30%) 3-й (28%)

Переменные л н а m л * н л н а m л * н л н а m л * н

s Ч е ф Q. Ü s Ч е ф Q. Ü s Ч е ф Q. Ü

Опыт ФСД 3 1 3 1 4 1

Результаты 2 1 3 1 4 1

Здоровье 3 0,75 3 1 4 1

Опыт ГТО 1 0,5 2 1 5 1

Знания ФКиС 3 1,5 3 1 3 1

Обьем движения 3 0,75 2,5 0,75 3 1

Условия вуза 4 1 4 0,75 4 1

Доп. образование 2 1 2 1 3 1

Травмы 3 1,5 4 1,5 4 1,5

Сборная 1 0,75 2 1 2 1

Знание ГТО 2 1 4 0,75 2 1

Знание организма 2 0,5 2 0,5 2 1

визивной стратегии динамических сгущений была проведена кластеризация респондентов (табл. 3). Было выявлено три кластера из представителей взрослого населения, различающихся по медианам и характеристикам рассеяния оценок.

Первый кластер респондентов - самый многочисленный (87 человек, 42% обследуемой выборки). Эта группа представителей взрослого населения всем переменным дает оценки не выше средней. И только влияние условий вуза, как, впрочем, и все другие кластеры опрошенных, оценивает как выше среднего. Второй кластер (67 человек, 30%) дает более высокие оценки, близкие к средним, всем переменным, чем респонденты первого кластера. При этом переменная «знание ГТО» оценивается выше среднего, и эта оценка самая высокая среди всех групп респондентов. Эксперты, составившие третий кластер (56 человек, 28 %), оценивают представленные переменные наиболее высоко (за исключением «знание ГТО»), но при этом и разброс мнений в этой группе наибольший по сравнению с двумя другими.

Вывод. Исследования показали, что суждения взрослого населения об участии их в ВФСК ГТО разнообразны, несогласованны, имеют значительные вариации и иногда делятся на две-три обособленные группы. Это означает, что мнение

среди этой аудитории еще не сформировано и по этой причине существует возможность его изменения. Определение способов изменения общественного мнения в этой области является отдельной перспективной задачей. Проведенная кластеризация позволяет определить индивидуальные траектории трансформации суждений, содержания образовательных и практических программ подготовки для каждого кластера опрошенных представителей взрослого населения.

Литература

1. Корольков А.Н. Значимость предмета «Физическая культура», по мнению школьников выпускных классов / А.Н. Корольков, С.В. Демченко, О.В. Лангуева // Физическая культура в школе. -2020. - № 2. - С. 47-52.

2. Ольховский Р.М. Перспективы развития физической культуры и спорта в рамках национальных проектов до 2030 года. / Р.М. Ольховский, Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимонова // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 2 (74). - С. 9-12.

3. Стрижак А.П. Престиж профессии по оценкам старших школьников / А.П. Стрижак, А.Н. Корольков, И.В. Кулькова и др. // Наукоемкие технологии. - 2018. Т. 19. - № 5. - С. 55-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Филимонова С.И. Инновационное содержание обучения по физической культуре и спорту будущих предпринимателей / С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.О. Аверясова и др. // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 3 (75). - С. 73-76.

References

1. Korolkov A.N., Demchenko S.V., Langueva O.V. Znachimost predmeta «Fizicheskaya kultura», po mneniyu shkolnikov vypusknykh klassov [Role of physical education discipline according to senior school students]. Fizicheskaya kultura v shkole. 2020. No. 2. pp. 47-52.

2. Olkhovskiy R.M., Andryushchenko L.B., Filimonova S.I. Perspektivy razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v ramkakh natsionalnykh proektov do 2030 goda [Prospects for development of physical education and sports within national projects until 2030]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2020. No. 2 (74). pp. 9-12.

3. Strizhak A.P., Korolkov A.N., Kulkova I.V. et al.. Prestizh professii po otsenkam starshikh shkolnikov [Prestige of profession as assessed by senior schoolchildren]. Naukoemkie tekhnologii. 2018. V. 19. No. 5. pp. 55-58.

4. Filimonova S.I., Andryuschenko L.B., Averyasova Yu.O. et al. Innovatsionnoe soderzhanie obucheniya po fizicheskoy kulture i sportu budushchikh predprinimateley [Innovative content of physical education and sports training for future entrepreneurs]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2020. No. 3 (75). pp. 73-76.

5. Andryushchenko, L.B., Filimonova, S.I., Sleptsova, M.V., Pakhomova, E., Kravtsov, B.Student's educational goal and formalization of its representation in E-learning.Journal of Physics: Conference Series, 2020, 1691(1), 012082.

6. Shutova T.N., Andryushchenko L.B. Digitalization of physical education and sports educational process at university. Theory and Practice of Physical Culture. 2020. № 9. С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.