ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Берега А.Л.
студент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРА ДЕВИАЦИИ В СРЕДЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация: проблема девиантного поведения государственных служащих является актуальной в современном мире в силу ее глубоких социальных последствий. Государственные служащие, на которых возложена ответственность за управление, играют ключевую роль в формировании функционирования государств и институтов. Девиантное поведение в этой группе, включая коррупцию, злоупотребление властью и неэтичное поведение, имеет далеко идущие последствия. Оно подрывает доверие общества к государственным структурам, нарушает принципы прозрачности и подотчетности, ставит под угрозу эффективное предоставление государственных услуг. Борьба с девиантным поведением является неотъемлемой частью формирования среды, поддерживающей принципы справедливости, разнообразия и уважения прав человека. Если не пресекать девиантное поведение государственных служащих, то это чревато сохранением системного неравенства и усилением дискриминации. Наше исследование затрагивает важную общественную проблему, основанную на российском опыте. Изучение этих форм поведения способствует более глубокому пониманию проблем, с которыми сталкиваются современные структуры управления.
Ключевые слова: государственные служащие, девиация, преступность, Россия
Перед анализом различных подходов к изучению девиации, необходимо отметить, что понятие девиации как отклоняющегося поведения рассматривается не только в социологии, но и в других дисциплинах. Например, существуют теории, объясняющие девиантное поведение как с биологической, так и психологической точек зрения. Например, в Большом психологическом словаре даётся такое определение девиантному поведению: «действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию» [5]. В свою очередь примерами такого девиантного поведения, которые даются в словаре, являются: алкоголизм, наркомания, суицидальные и сексуальные наклонности. Однако в рамках выбранной темы их рассмотрение не оправдано, так как они предполагают возникновение девиантности в силу генетических отклонений, гендерных и возрастных факторов или как болезнь.
Нам же необходимо изучить девиантность с социологической точки зрения. Социологическое понимание девиантности выявляет сложные связи между индивидуальным поведением и динамикой общества. Изучение девиантности помогает получить более глубокий анализ проблемы и разработать подходы к управлению и реагированию на девиантное поведение в рамках социальных структур, тем более в структуре управление и подчинения, в системе государственной службы.
Девиантное поведение -это «устойчивая модель действий индивида, отклоняющаяся от общепринятых общественных норм и правил» [1, с. 86]. С учётом того, что предметом нашего исследования является девиантное поведение у государственных служащих, мы должны определить причины и особенности такого поведения у человека, связанные с государственным управлением.
Российская Федерация, согласно Конституции, является правовым и социальным государством с демократическими принципами, признающим и гарантирующим свободу, равенство и справедливость. Государство построено на принципах разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, а также на принципах федерализма, когда республики, края, области, города федерального значения и автономные образования обладают собственной компетенцией.
Государственные служащие формируют как общую организационную культуру всей государственной службы, так и специфическую культуру отдельных государственных органов. Их профессиональная деятельность связана с использованием различных методов, приемов и подходов, неотъемлемо связанных с исполнением полномочий государственного аппарата. Следовательно, организационная культура государственных служащих представляет собой совокупность различных способов и методов, согласованных со сложным набором обычаев, ценностей и норм, присущих как конкретному государственному органу, так и всей государственной службе.
С нашей точки зрения, необходимо рассмотреть те морально-этические принципы, на которых должна строиться государственная служба:
1. Служение государству и обществу: обеспечение и защита прав и свобод человека, создание условий для благоприятной жизни и содействие свободному развитию.
2. Законность: Обеспечение верховенства Конституции и всех правовых норм, признание их моральной и этической ценности.
3. Гуманизм: Проявление уважения к личности, признание достоинства и суверенитета каждого человека.
4. Ответственность: Наложение юридической и моральной ответственности на государственных служащих за их поведение.
5. Справедливость: Использование предоставленных властных полномочий законно, осознанно, целесообразно и справедливо.
6. Лояльность: Проявление лояльности и честности по отношению к государственному органу, государству и обществу, особенно при взаимодействии с гражданами, получающими услуги.
7. Политический нейтралитет: Обеспечение беспристрастности государственных служащих в отношении политических партий и движений.
С другой стороны, важнейшую роль в контроле и регулировании поведения государственных служащих играют нормативно-правовые документы, призванные установить нравственные ориентиры и правила, которых должны придерживаться все чиновники для эффективного исполнения своих должностных обязанностей. Такими нормативно-правовыми документами являются: «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих», а также федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» и федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Все эти нормативно-правовые акты служат основой для создания единых норм поведения во всем государственном аппарате. Кроме того, их цель - повысить доверие и авторитет государственных служащих и государственных органов в глазах общества.
В этих же документах содержатся основные нормы и правила поведения государственного служащего, которые он должен придерживаться. Например, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих содержит конкретные формы поведения, которые государственные служащие обязаны избегать, включая дискриминационные действия, неуважительное поведение и препятствование нормальному общению. Сюда также может входить запрет на непрофессиональное поведение во время работы, а также формирование
непрофессиональной обстановки (курение, употребление алкоголя на рабочем месте, недозволительное поведение с коллегами и подчинёнными). Помимо этого, существуют механизмы как правового, так и социального контроля за государственными органами. Правовыми основами, для реализации контроля являются законы № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» и № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Одним из главных акторов осуществление проверок и ревизий государственных структур и организаций является ОНФ, сформированный В.В. Путиным. Данная независимая политическая и общественная организация осуществляет контроль за выполнением указаний и поручений Президента РФ каждым из ведомств нашего руководства. За счёт данной организации удалось сместить контрольные функции с региональных и муниципальных ревизионных организаций к независимой организации, не требующей больших затрат.
Современная структура государственной службы представляет собой смену парадигмы, представляя собой новую систему с четко определенной типологией. Как указано в статье 2 Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», система государственной службы включает в себя различные виды службы:
- государственная гражданская служба
- военная служба
- иные виды государственной службы.
Эта инновационная система отражает эволюцию системы государственной службы, так как только с 2016 г. было введена третья форма государственной службы. И рассмотрев, термин государственной службы мы должны рассмотреть тот правовый статус, который обладает государственный служащий. Правовой статус государственного гражданского служащего по своей сути характеризуется как комплексная система, включающая в себя как предоставленные права, так и возложенные обязанности. Согласно действующей редакции Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», составными элементами данного правового статуса являются как основные, так и специфические права (право на труд или право получению к сведению государственной тайне), помимо этого в законе прописаны основные обязанности государственных служащих, ограничения, связанные с гражданской службой, запреты на гражданской службе, требования к служебному поведению, урегулирование конфликтов на службе, раскрытие финансовой информации. Ограничения, указанные в этом же федеральном законе, включая такие моменты, как родственные связи, смена гражданства и предоставление поддельных документов должны препятствовать принятию у государственных служащих неправомерных решений. Однако, с нашей точки в указанных нормативно-правовых документов нет указаний на необходимые механизмы мотивации сотрудников, способы отбора, воспитания, и принятие сотрудников в самой системе государственной службы.
После анализа основных черт государственных служащих, а также их прав и обязанностей, необходимо рассмотреть основные случаи девиантного поведения в рамках этой структуры, чтобы получить полное представление о работе государственных служб.
Типичными неправомерными действиями государственных служащих, указанных в Уголовном кодексе, включают в себя такие преступления, как получение и дача взятки (УК ст. 290, 291) посредничество во взяточничестве (УК ст. 291.1), злоупотребление должностными полномочиями (включая нецелевое использование бюджетных средств и внесение ложных сведений) (УК ст. 285, 285.1, 285.2, 285.3 ), превышение должностных полномочий (УК ст. 286), отказ в предоставлении информации Федеральному Собрании Российской Федерации (УК ст. 287), присвоение полномочий должностного лица (УК ст. 288), незаконная предпринимательская деятельность (УК ст. 289), служебный подлог (УК ст.
292), халатность (УК ст. 293), коммерческий подкуп (УК ст. 204), мошенничество (УК ст. 204), присвоение или растрата (УК ст. 160), воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (УК ст. 169), а также регистрация незаконных сделок с недвижимостью (УК ст. 170). Этот перечень неправомерных действий государственных служащих можно расширить, включив в него нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, а также случаи, связанные с несоблюдением запретов, обязанностей и ограничений, установленных законодательством о государственной гражданской службе. В 2018 г. около 13,6 % [14] от общего числа экономических преступлений было совершено должностными лицами против государственной власти и интересов государственной службы в органах местного самоуправления, к 2023 г. этот показатель вырастет до 16,9 % [15].
Для того, чтобы выявить основные причины, почему государственные служащие так часто совершали выбор в пользу личных приобретений, а не выполнение должностных обязанностей, мы обратились к исследованиям и мониторингам, выявляющие причины такого поведения. Одним из таких последних мониторингов, о которых мы знаем из СМИ являлся мониторинг, проводимый среди федеральных чиновников для выявление эмоционального состояния служащих. И как сообщают «Ведомости», в ходе мониторинга эмоционального самочувствия в федеральных ведомствах отсеялось 2 миллиона человек. Было выявлено, что у 1,5%, что эквивалентно 33 000 чиновников, несоответствия в служебном поведении, связанные в первую очередь с активностью в социальных сетях [4]. Инициатива по мониторингу «эмоционального климата» стартовала весной 2022 г. и в настоящее время курируется назначенными заместителями руководителей ведомств, в будущем такой мониторинг будет проводиться и среди чиновников субъектов РФ.
Помимо этого, были проведены множество социологических мониторингов эффективности государственной службы. Например, исследования Халликова М.Д., который проанализировал общее отношение граждан к государственным служащим и те направления, которые необходимо улучшить в их работе. Согласно выводам, сделанным исследователем по результатам социологического мониторинга РАХИГС за 2018 г., ключевыми направлениями повышения эффективности государственной гражданской службы для граждан РФ являются:
1. Повышение профессиональной компетентности сотрудников государственной гражданской службы.
2. Обеспечение эффективного и рационального использования знаний, навыков и опыта сотрудников.
3. Создание благоприятных условий для профессионального развития и самосовершенствования [17, с. 80].
Ключевой проблемой исследование В.И. Шарина [18, с. 95] сфокусировано на снижение мотивации, влияющее как на эффективность, так и на стабильность кадрового состава. Уход высококвалифицированных специалистов, особенно в возрасте 40-45 лет [10, с. 30], значительно способствует нестабильности в службе, что приводит к текучести кадров в диапазоне от 7 до 25% [20, с. 45], в зависимости от региона и органа управления. Это исследование было проведено в двух департаментах Администрации Курганской области. В опросе участвовало 98 респондентов, государственных служащих. Основной акцент работы является выделение тех проблем, влияющие на мотивацию государственных служащих. По мнению чиновников, эта проблема заключаются в низком уровне оплаты труда, ограниченных перспективах карьерного роста и чрезмерной сверхурочной работе. Также результаты исследования показывают, что значительная часть респондентов склонна покинуть государственную службу: 80,6 % чиновников выразили положительную готовность перейти на другую работу, предлагающую приемлемую должность и зарплату. Это
исследование перекликается с результатами другого исследования, проведённого среди чиновников администрации Нижнесергинского муниципального образования в Свердловской области. Исследование выявило последовательный рост интенсивности труда и нагрузки, что негативно сказывается на эффективности работы чиновников и служит мотивацией для их ухода с муниципальной службы. Отвечая на вопрос «Изменилась ли нагрузка на рабочем месте по сравнению с предыдущим годом?» 97,0% респондентов указали на значительное увеличение, при этом 68% отметили повышенную утомляемость по сравнению с предыдущим рабочим периодом [19, с. 7].
Помимо этого, сегодня перед руководством РФ стоит непростая задача по интеграции новоприсоединённых территорий (ДНР, ЛНР, Херсонская область, Запорожская область [3, с. 65]) в общественно-политическую и экономическую жизнь страны. Помимо прочего, необходимо восстановить руководство и административный аппарат на этих территориях. Это сложная ситуация для России, но благодаря имеющемуся опыту она может ее реализовать, т.к. еще в 2014 г. Россия решила эту проблему в Крыму. Например, Кашкаров А.А. [7], изучил должностную преступность в органах государственной власти Республики Крым в период с 2014 по 2018 г. Несмотря на относительно низкое количество зарегистрированных преступлений за этот период (доля должностных преступлений, совершенных должностными лицами органов государственной власти в Крыму в 2014 г., составила всего 0,42%, а в Севастополе - 0,52% при общероссийском показателе 1,47 % [7, с. 15]), это по-прежнему вызывает обеспокоенность. Нужно отметить, что уровень должностных преступлений в российском Крыму сегодня не снижается, а растёт. Если в 2022 г. было зафиксировано 47 случаев получения взяток, то в 2023 г. этот показатель составил 51 (рост 6,3%) [13]. По мнению исследователя, основные факторы, способствующие преступности крымских чиновников, тесно связаны с процессом перехода Крыма и Севастополя из украинской юрисдикции к российской. Произошла определённый переход парадигм практик принятие политических решений с усилением антикоррупционной борьбой в данном субъекте. Существенным фактором преступности должностных лиц является повышенная ротация управленческих кадров в органах государственной власти региона. Важнейшую роль здесь играет включение лиц, избранных на государственные должности, особенно тех, кто не знаком с предыдущей работой в органах государственной власти региона. Такая интеграция имеет двойственную природу: с одной стороны, у новичков могут отсутствовать коррупционные предубеждения, с другой - они могут не обладать высокими моральными и деловыми качествами и быть склонными к преступной деятельности.
Проанализировав эмпирические исследования, которые изучали факторы и причины девиантного поведения государственных служащих, мы можем выделить такие аспекты, влияющие на поведение государственных чиновников:
1. Морально-нравственный облик государственного служащего. Важно понимать, что государственный служащий приходит на службу с фундаментом, сформированным в процессе социализации, воплощая в себе моральные и культурные ценности, приобретенные под влиянием общества и социальных групп в процессе его развития. Правосознание, как и правовая ответственность является важнейшим моральным компонентом работы государственного служащего. Поэтому крайне важно предотвратить привлечение на службу лиц с искаженным правосознанием, характеризующимся эгоцентрической мотивацией и склонностью к противоправному поведению.
2. Повышение и индексация заработной платы. Существует постоянная потребность в регулярном повышении заработной платы, учитывая повышенный уровень компетенции и ответственности. Эта необходимость обусловлена сравнительно низкими
заработками на рынке труда, особенно на низших должностных уровнях. Кроме того, сотрудники часто сталкиваются с переутомлением и физическим перенапряжением.
3. Возможность для карьерного роста и постоянного саморазвития. Создание путей карьерного роста, часто называемых карьерными лифтами, для молодых государственных служащих служит двум жизненно важным целям. Во-первых, это привлекает молодых и талантливых специалистов на государственную службу. Во-вторых, это повышает текучесть кадров в ведомствах, эффективно снижая бюрократические тенденции и уменьшая риск коррупции среди чиновников.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных методов и механизмов контроля и коррекции девиантного поведения государственных служащих, крайне важно, с нашей точки зрения, обозначить основополагающие принципы, на которых должна строиться политика государства в противодействии различным формам неправомерного поведения публичных должностных лиц.
Первый принцип признает, что такие социальные явления, как взяточничество, злоупотребление властью и присвоение государственной собственности, присущи всем социальным структурам, предполагающим делегирование полномочий от общества государству. Такое делегирование формирует основу структуры власти в конкретных социальных институтах.
Второй принцип заключается в культурной идентификации политико-правовых отношений в своей стране. Такие яркие примеры девиантного поведения государственных служащих как коррупция — не только международная проблема, но и национальное явление. Проявления коррупции в значительной степени зависят от менталитета нации, отраженного в её политико-правовых документах. На это отношение огромное влияние имеет сформированное гражданское общество, а также развитая политическая культура у граждан.
Третий принцип подчеркивает многогранность социальной девиации среди государственных служащих. С одной стороны, это неправовые этические нарушения (этические проступки), а с другой - такие правонарушения, как гражданско-правовые деликты, административные (в том числе дисциплинарные) и уголовные преступления. Понимание этих многогранных аспектов имеет решающее значение для разработки эффективных стратегий борьбы с девиантным поведением в сфере государственной службы.
Борьба с девиантным поведением государственных служащих представляет собой постоянную проблему для администраций в любых странах. Лидеры, движимые искренними намерениями, часто сталкиваются со сложными проблемами искоренения бюрократизации или коррупции. И наоборот, некоторые представители власти прибегают к символическим жестам, произнося речи и принимая законы, которые не позволяют добиться существенных изменений.
Факторы, которые, как нам кажется, способствующие нерешенности этой проблемы, включают в себя отсутствие как власти, так и решимости на высшем уровне; отсутствие четко определенных и достижимых целей, в результате чего обещания не приводят к ощутимым улучшениям в жизни людей. Кроме того, сопротивление общества, частного сектора антикоррупционной и антибюррократической политике, зачастую обусловленное отсутствием опыта не коррупционных способов взаимодействия или даже их забвением, что еще больше усложняет решение этой повсеместной проблемы.
Таким образом, следует отметить, что разработка эффективной политики противодействия и коррекции девиаций государственных управленцев требует последовательного, многомерного и многофакторного подхода. Это требует объединения различных стратегий, направленных на устранение сложного взаимодействия социальных, политических и экономических аспектов, способствующих девиантному поведению.
С нашей точки зрения, приоритетным методом борьбы с противоправной деятельностью государственных служащих является профилактическая работа. Признавая острую необходимость борьбы с девиантным поведением в государственных органах при строгом соблюдении законов Российской Федерации, важно подчеркнуть, что приоритет предупреждения и профилактики любого поведения, ведущего к нарушению закона, должен превалировать над альтернативными мерами, особенно репрессивного характера. Это подчеркивает стратегический акцент на предотвращении неправомерных действий в качестве основного подхода перед рассмотрением карательных мер.
Занятие профессиональной деятельностью может привести как к позитивным, так и к негативным деформациям личности. Если одни деформации, такие как развитие личности в рамках профессии, могут быть позитивными, то другие препятствуют социальной адаптации и ставят под сомнение адекватность поведения специалиста. Как уже отмечалось ранее, государственные служащие часто сталкиваются с такими проблемами, как переутомление и эмоциональное выгорание, которые в первую очередь способствуют негативной профессиональной деформации. Этот фактор играет ключевую роль в изменении мировоззрения и морального облика госслужащего, становясь катализатором для принятия решений, которые могут переходить в разряд противоправных. Помимо этого, поведение государственных служащих формируется под влиянием целого спектра индивидуальных качеств, включая образование, опыт работы, правосознание, правовую культуру и психологические особенности. Личные качества, включающие жизненные ценности, взгляды, темперамент, мотивацию и личные цели, играют ключевую роль в определении характера государственного служащего [6, с. 313]. Поэтому постоянная оценка эмоциональных и моральных качеств этих людей становится важнейшим аспектом обеспечения подотчетности и повышения стандартов государственной службы.
Прежде всего, мы должны изучить термин «профилактика», так как он предстает как многокомпонентное и сложное понятие, широко изучаемое в различных научных дисциплинах. Его понимание выходит за пределы дисциплинарных границ, проливая свет на различные аспекты и области применения. В области психологии «профилактика» воспринимается как форма предотвращения явлений дезадаптации. Здесь основное внимание уделяется предвидению и устранению потенциальных психоэмоциональных проблем, угрожающих благополучию и здоровью человека. С точки зрения социологии, профилактика становится стратегическим мероприятием, включающим тщательно спланированные действия по предотвращению потенциальных физических, психологических или социокультурных преград в жизни отдельного человека и групп людей. В социологическом энциклопедическом словаре даётся такое определение термину «профилактика» - это «во-первых, совокупность мер по предотвращению чего-либо; во-вторых, система мир, направленных на охрану здоровья, предупреждение болезней, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия» [16, с. 102]. По мнению А.В. Поповой, профилактика профессиональной деформации должна заключаться в «устойчивой мотивации сотрудников и их непрерывном профессиональном росте» [12, с. 39]. Таким образом, «профилактика» профессиональной деформации - это комплексный подход, направленный на предотвращение или смягчение потенциальных проблем и вызовов. Она включает в себя стратегические и своевременные меры в рамках различных дисциплин, направленные на предотвращение возникновения нежелательных явлений, с упором на предвидение, вмешательство и создание благоприятной среды для достижения положительных результатов и предотвращение нарушений.
Профилактический подход основывается на том, чтобы остановить совершение должностных преступлений, необходима комплексная стратегия. Прежде всего, государственному служащему необходимо осознать, что результаты его работы выходят за
рамки личного благополучия, влияя не только на его собственную жизнь, но и на судьбу страны и общества, к которому он принадлежит или стремится жить. В этом контексте уместно проводить различные патриотические мероприятия, позволяющие государственным служащим погрузиться в историю страны, познакомиться с ее жителями и изучить культурные тонкости. Обеспечение постоянного карьерного роста и введение различных форм поощрения имеет важнейшее значение для реализации профилактических мер. Такие стимулы способны привить государственным служащим искреннюю заинтересованность в последовательном и эффективном выполнении своих должностных обязанностей. Важно подчеркнуть, что в этих рамках государственному служащему должны быть в полной мере обеспечены все правовые обязательства, включая социальные гарантии.
Еще одним неотъемлемым направлением профилактической работы с государственными служащими является создание комплексной системы их профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для успешной реализации этой инициативы необходимо сотрудничество со специализированными учебными заведениями, предлагающими программы по государственному и муниципальному управлению, праву, финансам, аудиту, бухгалтерскому учету и т.д. В рамках этих образовательных программ можно сделать особые акценты, иллюстрирующие как похвальное, так и нежелательное поведение государственных служащих. Кроме того, можно описать последствия для тех, кто совершает проступки, находясь на государственной службе.
Несмотря на перечисление многочисленных превентивных мер, по-прежнему крайне важно подчеркнуть необходимость строгого соблюдения законодательных актов. В истории российского права сохраняются случаи, когда лица с высокой мотивацией, значительными заработками и высоким социальным статусом по-прежнему занимаются незаконным обогащением. Недавнее дело А.В. Улюкаева, обвиняемого по части 6 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, с вымогательством взятки и в особо крупном размере), служит подходящим примером. Более того, даже сегодня психоэмоциональное состояние бывшего министра не продолжает вызывать сомнений. Следует отметить, что А. Улюкаев остается морально и эмоционально устойчивым, освободившись условно-досрочно после 4,5 лет пребывания в колонии строгого режима. Более того, руководство Федеральной службы исполнения наказаний характеризует его как «очень не проблемного»[11] осужденного.
Отличительной особенностью государственного надзора и контроля является обеспечение соблюдения законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе. Эта форма контроля отличается от более широкой сферы мониторинга и контроля, фокусируясь именно на полномочиях, осуществляемых в сфере властных отношениях. Контроль, по сути, предполагает наблюдение за деятельностью проверяемых субъектов, сбор объективных данных о соблюдении ими правил и инструкций, а также оценку их общего состояния. Его цель выходит за рамки простого наблюдения и включает в себя возможность вмешательства в текущую административно-хозяйственную деятельность проверяемого субъекта, обеспечивая законность и целесообразность.
Задачи контроля включают в себя принятие упреждающих и корректирующих мер для предотвращения и устранения нарушений законности. Кроме того, контроль позволяет органам власти самостоятельно принимать меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Однако, в этом контексте государственный контроль выступает не только как механизм поддержания законности и обеспечения интересов государства, но и как эффективный инструмент защиты прав и законных интересов государственных и муниципальных служащих: «Государственный контроль обеспечивают
реализацию прав государственных и муниципальных служащих на защиту своих интересов как в суде, так и во внесудебном порядке» [8, с. 80].
В сфере контроля и надзора за деятельностью государственных служащих выделяют два основных проявления: внутриведомственный и внешний. Внутриведомственный контроль разворачивается в рамках конкретной государственной или муниципальной администрации и осуществляется высшими органами исполнительной власти, входящими в их структуру. Этот внутренний контроль направлен на проверку соответствующего сектора или области государственного управления и часто включает в себя оценку выполнения директив руководства ведомства. И наоборот, вневедомственный надзор выходит за пределы внутренних рамок и осуществляется внешними структурами, отличными от проверяемой организации. Как указано в статье 67 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., внешний контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе возлагается на «специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ».
В сфере надзора за соблюдением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе основными субъектами государственного контроля являются Президент и Правительство РФ. Контрольные полномочия главы государства в сфере государственной гражданской и муниципальной службы обусловлены его всеобъемлющим правовым положением (статьи 80-93 Конституции Российской Федерации). Президент осуществляет контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов в целях совершенствования и оптимизации государственной службы, обеспечения соответствия нормам законодательства и иным нормативным правовым актам, соблюдения принципов законности, целесообразности, эффективности, гласности и независимости. Широкий контроль осуществляется исполнительной властью Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями (правительствами) других субъектов Российской Федерации. Однако, только прокуратура является единственным органом в системе государственной власти, осуществляющим государственный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе от имени государства. Задачи и основной фронт работы прокуратуры в области надзора за деятельность государственных служащих оформлены в Конституции РФ, в законе «О Прокураторе РФ», а также в приказах Генерального прокурора.
Суть деятельности Прокуратуры заключается в том, что он занимает не руководящую позицию, воздерживаясь от прямого участия в операционной, финансовой и организационной деятельности проверяемых организаций. Вместо этого в центре внимания находится бдительное наблюдение за легитимностью этих организаций и отказ от изучения их действий исключительно с точки зрения сиюминутной практической целесообразности. Основная миссия заключается в обеспечении соответствия деятельности этих органов, а также общественных групп, органов власти и жителей государственным и муниципальным нормам. Обнаружив нарушения в законодательстве, касающемся государственной гражданской и муниципальной службы, прокуратура инициирует меры по их устранению, используя при этом полномочия, предоставленные ему законом. Возможности прокуратуры по устранению нарушений законодательства представляют собой систему правовых инструментов, направленных на пресечение правонарушений, восстановление законности и смягчение негативных последствий, причиняемых нарушителями закона.
Правовой надзор, осуществляемый прокуратурой, Правительством и Президентом РФ, становится ключевой стратегией обеспечения законности, оказывая существенное
влияние на процесс соблюдения правовых норм. Эффективность правовой базы в значительной степени зависит от успешного осуществления этого надзора.
В заключение следует отметить, что усилия по контролю и коррекции девиантного поведения государственных служащих включают в себя многогранный подход и стратегические меры. Основные направления этих усилий можно свести к следующему:
1. Комплексные профилактические меры: Важнейшую роль в поддержании заинтересованности государственных служащих в эффективном исполнении своих обязанностей играют различные формы поощрения. Кроме того, повышение уровня осознания влияния своей работы на судьбу страны достигается с помощью патриотических мероприятий.
2. Создание жесткой системы контроля: Важнейшее значение имеет надежная система контроля и надзора, использующая надзорные функции таких ключевых структур, как Президент, Правительство и Прокуратура Российской Федерации. Инициативы по контролю направлены на предотвращение и устранение нарушений верховенства закона, что позволяет властям принимать необходимые меры и привлекать лиц к ответственности.
По сути, эти совместные усилия необходимы для формирования прозрачной, эффективной и подотчетной системы государственной службы. Синергия превентивных мер и жестких механизмов контроля служит краеугольным камнем для поддержания целостности государственной службы, укрепления общественного доверия и обеспечения ответственного исполнения обязанностей.
Подводя итоги, следует отметить, что распространенность негативного девиантного поведения среди государственных служащих является весьма актуальной и насущной проблемой. Эта значимость подчеркивается сохраняющимся высоким риском преступлений, связанных с властью и управлением в системе государственной службы. Чтобы разобраться в сложностях девиации государственных служащих, был проведен тщательный анализ научной литературы. По результатам анализа научных источников были приведены четыре основные подходы к изучению девиации. После тщательного рассмотрения этих подходов к изучению «девиантного поведения» возникает необходимость выработать точное определение девиантности и выбрать подходящую методологию для ее исследования. В результате анализа научных работ в этой области появляется более точное определение: «девиантное поведение — это устойчивая модель действий индивида, отклоняющаяся от общепринятых социальных норм и правил». В дальнейшем в исследовании рассматривались причины и особенности, характерные для индивидов в сфере государственного управления, что создает основу для углубленного изучения предмета нашего исследования.
При изучении причин девиантного поведение людей в системе государственной службы необходимо проанализировать влияния организационной культуры на структуру государственного управления, а также саму систему социального управления в Российской Федерации. Выявить глубокое влияние норм и ценностей конкретного рабочего места и его позиции в иерархической лестнице, изучить тот объём компетенций и полномочий, который есть у государственного служащего. Более того, изучение механизмов социального контроля в контексте государственной службы показывает решающую роль политики, нормативных актов и этических рамок в смягчении девиантного поведения. Всесторонне понимание организации государственной службы помогут в изучении организационной культуры, которая препятствует отклонениям, способствуя созданию среды подотчетности, прозрачности и этичного поведения.
С нашей точки зрения, Российская Федерация добилась значительных успехов в усилении контроля, профилактики и этического развития государственных служащих. В частности, все больше внимания уделяется воспитанию не только компетентности, но и нравственных качеств личности. Этот сдвиг согласуется с программой В.В. Путина «Время
героев», в которой обозначено стремление сформировать новую политическую и экономическую элиту из военнослужащих, прошедшие Специальную военную операцию. Программа предоставляет возможность бесплатного переобучения, что позволяет впоследствии занять государственные должности для людей, которые отдавали своё здоровье и силы для защиты Российской Федерации от агрессии коллективного Запада.
В современной научной литературе преобладающий акцент часто делается на рассмотрении девиантных действий государственных служащих через призму негативных явлений. Однако, с нашей точки зрения, наряду с негативным девиантным поведением существует область позитивного девиантного поведения. Примечательной иллюстрацией этого является добровольное участие правительственных чиновников в зонах конфликтов. По данным Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ), с начала специальной военной операции более 3000 муниципальных служащих добровольно встали на защиту Отечества [2]. Образцовыми примерами такого поведения являются депутат Виталий Милонов, государственный служащий Дмитрий Рогозин и бывшие главы Краснодара Андрей Алексеенко и Евгений Первышов. Некоторые из них отличились на полях сражений СВО, например депутаты Государственной Думы Сергей Сокол и Олег Голиков, награжденные орденами Мужества за преданность воинскому долгу.
В заключение следует отметить, что значение и необходимость правового контроля и мониторинга деятельности государственных служащих трудно переоценить. Он служит жизненно важным механизмом, обеспечивающим подотчетность, прозрачность и соблюдение установленных норм в сфере государственного управления. Правовой надзор не только сдерживает негативное девиантное поведение, но и способствует формированию культуры этичного поведения и ответственности.
Литература:
1. Абзалилова Э.А., Афанасьева А.Ю., Каплун А.Д., Наумкина М.О. Девиантное поведение государственных служащих// Актуальные исследования, 2019. № 3(3). С. 86-89.
2. Более 3 тысяч региональных чиновников отправились добровольцами в зону СВО/^G.RU. URL: https://rg.ru/2024/02/27/bolee-3-tysiach-regionalnyh-chinovnikov-otpravilis-dobrovolcami-v-zonu-svo.html (дата обращения: 05.03.2024).
3. Бредихин А.В. Белоконев С.Ю. Миграционный фактор и стратегия развития Донбасса в составе России// Власть, 2023. Т. 31. № 2. С. 64-71
4. В федеральных ведомствах проведен мониторинг поведения сотрудников// Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/04/04/969359-monitoring-povedeniya-sotrudnikov?ysclid=ltbtseczqj992280315 (дата обращения: 02.03.2024).
5. Девиантное поведение// Большой психологический словарь. URL: https://gufo.me/dict/psychologie_dict/ДЕВИАНТНОЕ_ПОВЕДЕНИЕ (дата обращения: 07.02.2024).
6. Ефремова А.А. Деформация личности государственного служащего как причина совершения дисциплинарных проступков на государственной службе// Молодой ученый, 2022. № 3(398). С. 312-316.
7. Кашкаров А.А. Должностная преступность в органах публичной власти и ее предупреждение в условиях смены государственной принадлежности территории: автореферат дис. ... доктора юридических наук. - Краснодар, 2019. - 44 с.
8. Липатова Э.Г. Административное право. Курс лекций: учебное пособие для вузов М., 2006. 365 с.
9. Мазитова Д.О. Анализ возможностей электронного правительства для молодежи (на примере Ярославской области)// Архонт, 2022. № 5(32). С. 103-110.
10. Мишин А.Ю., Мирзоян М.В. Практические аспекты привлекательности карьеры специалиста государственной гражданской службы// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2016. Т. 7. № 1 (25). С. 25-32.
11. Опытный образцовый: почему освобожден экс-министр Улюкаев// Известия. URL: https://iz.rn/1333325/marina-sonina-mariia-kolobova/opytnyi-obraztcovyi-pochemu-osvobozhden-eks-ministr-uliukaev (дата обращения: 03.03.2024).
12. Попова А.В. Профилактика профессиональных деформаций государственных гражданских служащих// Вестник МГУУ, 2015. № 4. С. 39-14.
13. Состояние преступности в Республике Крым за январь-декабрь 2023 г. URL: https://82.мвд.рф/Dejatelnost/Rezultati_dejatelnosti/2023 (дата обращения: 03.03.2024).
14. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 год. URL: https://^^/reports/item/16053092/ (дата обращения: 02.03.2024).
15. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2023 год. URL: Ы^://мвд.рф/героГ^/И;ет/47055751/ (дата обращения: 02.03.2024).
16. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г, В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. 276 с.
17. Халиков М.Д. Факторы повышения эффективности государственной гражданской службы (по материалам социологического мониторинга)// Аграрное и земельное право, 2019. № 1(169). С. 77-83.
18. Шарин В.И. Демотивация государственных гражданских служащих: выявление и оценка факторов// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, 2019. № 2. C. 94-99.
19. Шарин В.И., Ефремова Т.В. Необходимость новых подходов в работе кадровых служб в связи с увеличением пенсионного возраста государственных и муниципальных служащих// Интернет-журнал «e-FORUM» № 1(2). С. 7.
20. Якимова М.Н. Проблемы «текучести» кадров в органах государственной власти Пермского края: взгляд изнутри/Mrs Administrandi, 2010. № 4. С. 45-50.
21. Sun Liping, Liu Weiyou. Anti-corruption International Cooperation between China and ASEAN: Status Quo Prospects and Challenges// Архонт, 2021. № 1(22). С. 118-126.
References:
1. Abzalilova E.A., Afanas'eva A.YU., Kaplun A.D., Naumkina M.O. Deviantnoe povedenie gosudarstvennyh sluzhashchih// Aktual'nye issledovaniya, 2019. № 3(3). S. 86-89.
2. Bolee 3 tysyach regional'nyh chinovnikov otpravilis' dobrovol'cami v zonu SVO//RG.RU. URL: https://rg.ru/2024/02/27/bolee-3-tysiach-regionalnyh-chinovnikov-otpravilis-dobrovolcami-v-zonu-svo.html (data obrashcheniya: 05.03.2024).
3. Bredihin A.V. Belokonev S.YU. Migracionnyj faktor i strategiya razvitiya Donbassa v sostave Rossii// Vlast', 2023. T. 31. № 2. S. 64-71
4. V federal'nyh vedomstvah proveden monitoring povedeniya sotrudnikov// Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/04/04/969359-monitoring-povedeniya-sotrudnikov?ysclid=ltbtseczqj992280315 (data obrashcheniya: 02.03.2024).
5. Deviantnoe povedenie// Bol'shoj psihologicheskij slovar'. URL: https://gufo.me/dict/psychologie_dict/DEVIANTNOE_POVEDENIE (data obrashcheniya: 07.02.2024).
6. Efremova A.A. Deformaciya lichnosti gosudarstvennogo sluzhashchego kak prichina soversheniya disciplinarnyh prostupkov na gosudarstvennoj sluzhbe// Molodoj uchenyj, 2022. № 3(398). S. 312-316.
7. Kashkarov A.A. Dolzhnostnaya prestupnost' v organah publichnoj vlasti i ee preduprezhdenie v usloviyah smeny gosudarstvennoj prinadlezhnosti territorii: avtoreferat dis. ... doktora yuridicheskih nauk. - Krasnodar, 2019. - 44 s.
8. LipatovaE.G. Administrativnoe pravo. Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya vuzov M., 2006. 365 s.
9. MazitovaD.O. Analiz vozmozhnostej elektronnogo pravitel'stva dlya molodezhi (na primere YAroslavskoj oblasti)// Arhont, 2022. № 5(32). S. 103-110.
10. Mishin A.YU., Mirzoyan M.V. Prakticheskie aspekty privlekatel'nosti kar'ery specialista gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby// MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie), 2016. T. 7. № 1 (25). S. 25-32.
11. Opytnyj obrazcovyj: pochemu osvobozhden eks-ministr Ulyukaev// Izvestiya. URL: https://iz.ru/1333325/marina-sonina-mariia-kolobova/opytnyi-obraztcovyi-pochemu-osvobozhden-eks-ministr-uliukaev (data obrashcheniya: 03.03.2024).
12. Popova A.V.Profilaktika professional'nyh deformacij gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih// Vestnik MGUU, 2015. № 4. S. 39-14.
13. Sostoyanie prestupnosti v Respublike Krym za yanvar'-dekabr' 2023 g. URL: https://82.mvd.rf/Dejatelnost/Rezultati_dejatelnosti/2023 (data obrashcheniya: 03.03.2024).
14. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar'-dekabr' 2018 god. URL: https://mvd.rf/reports/item/16053092/ (data obrashcheniya: 02.03.2024).
15. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar'-dekabr' 2023 god. URL: https://mvd.rf/reports/item/47055751/ (data obrashcheniya: 02.03.2024).
16. Sociologicheskij enciklopedicheskij slovar'. Na russkom, anglijskom, nemeckom, francuzskom i cheshskom yazykah. Redaktor-koordinator — akademik RAN G, V. Osipov. — M.: Izdatel'skaya gruppa INFRA M — NORMA, 1998. 276 s.
17. Halikov M.D. Faktory povysheniya effektivnosti gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby (po materialam sociologicheskogo monitoringa)// Agrarnoe i zemel'noe pravo, 2019. № 1(169). S. 7783.
18. SHarin V.I. Demotivaciya gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih: vyyavlenie i ocenka faktorov// Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski, 2019. № 2. C. 9499.
19. SHarin V.I., Efremova T.V. Neobhodimost' novyh podhodov v rabote kadrovyh sluzhb v svyazi s uvelicheniem pensionnogo vozrasta gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashchih// Internet-zhurnal «e-FORUM» № 1(2). S. 7.
20. YAkimova M.N. Problemy «tekuchesti» kadrov v organah gosudarstvennoj vlasti Permskogo kraya: vzglyad iznutri//Ars Administrandi, 2010. № 4. S. 45-50.
21. Sun Liping, Liu Weiyou. Anti-corruption International Cooperation between China and ASEAN: Status Quo Prospects and Challenges// Arhont, 2021. № 1(22). S. 118-126.
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE DEVIATION FACTOR AMONG STATE AND
MUNICIPAL EMPLOYEES
Berega A.L.
student, Lomonosov Moscow State University [email protected]
Abstract: the problem of deviant behavior of civil servants is relevant in the modern world due to its profound social consequences. Government officials, who are responsible for governance, play a key role in shaping the functioning of States and institutions. Deviant behavior in this group, including corruption, abuse of power, and unethical behavior, has far-reaching consequences. It
undermines public confidence in government structures, violates the principles of transparency and accountability, and jeopardizes the effective provision of public services. Combating deviant behavior is an integral part of creating an environment that supports the principles of justice, diversity and respect for human rights. If deviant behavior of civil servants is not suppressed, it is fraught with the preservation of systemic inequality and increased discrimination. Our research touches on an important social issue based on the Russian experience. The study of these behaviors contributes to a deeper understanding of the problems faced by modern management structures. Keywords: civil servants, deviation, crime, Russia
Для цитирования: Берега А.Л. Социологический анализ фактора девиации в среде государственных и муниципальных служащих// Архонт, 2024. № 3(42). С. 58-71.