Научная статья на тему 'Социологический анализ добрачного и внебрачного поведения людей в контексте современной сексуальной культуры'

Социологический анализ добрачного и внебрачного поведения людей в контексте современной сексуальной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
678
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОВЫХ ПРАКТИК / УРОВЕНЬ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕКСУАЛЬНО-РЕПРОДУКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВНЕБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Екатерина Васильевна

В статье автор рассматривает различные поколения, социализировавшиеся в советской и постсоветской сексуальной культуре, их представления, иллюстрация процесса трансформации исторического контекста позволяют утверждать, что мужчины и женщины построили свои жизни, следуя сексуальной «норме». Оба периода имели различные, но одинаково важные социальные нормы, регулирующие сексуально-репродуктивное поведение индивидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ добрачного и внебрачного поведения людей в контексте современной сексуальной культуры»

УДК 316.356.2

СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ДОБРАЧНОГО И ВНЕБРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Зайцева Е.В.,

доцент кафедры социологии и социальных технологий управления Уральского государственного технического университета - УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,

кандидат социологических наук

Аннотация

Рассмотренные в данной работе различные поколения, социализировавшиеся в советской и постсоветской сексуальной культуре, их представления, иллюстрация процесса трансформации исторического контекста позволяют утверждать, что мужчины и женщины построили свои жизни, следуя сексуальной «норме». Оба периода имели различные, но одинаково важные социальные нормы, регулирующие сексуально-репродуктивное поведение индивидов.

The author discusses the different generation, socialized in Soviet and post-sexual culture of presentation, illustration of the transformation of the historical context suggest that men and women have built their lives, following the sexual «norm». Both periods were different, but equally important social norms governing sexual-reproductive behavior of individuals.

Ключевые слова:половая идентичность, реализация половых практик, уровень трансформации сексуально-репродуктивной культуры, добрачное поведение, внебрачное поведение.

Key words: sexual identity, the realization of sexual practices, the level of transformation of sexually reproductive culture, pre-marital behavior, spousal behavior.

В культурах разных обществ детерминируют различные стереотипы представлений о мужчине и женщине, сексуальности и вопросах воспроизводства. Проблема социологического изучения половых отношений достаточно актуальна в условиях перехода российского общества от традиционной к современной сексуальной культуре. Интересно рассмотреть ценностные ориентации сексуальности в браке (и вне брака) у разных поколений.

Следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений «отцов» и «детей». Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. Это и определило цели данного эмпирического исследования сексуальной культуры. Методом сбора информации стало анкетирование. Выборочная совокупность была построена по квотному признаку (объем выборки - 665 чел., структура: младшее поколение (до 30 лет) (44%); среднее поколение (30-39 лет) (19%) и старшее поколение (40 лет и старше) (37%); женщины -51%, мужчины - 49%).

В современном обществе, находящемся в про-

цессе трансформации, достаточно интересными являются межпоколенческие различия в ценностных ориентациях. Младшее поколение основными ценностными ориентациями определяет - семью - 68%, любовь - 64%, друзей - 53%, деньги

- 52%. В среднем поколении наиболее ценными представляются такие составляющие жизни, как семья — 66%, дети — 66%, работа - 61%, деньги -47%. Представители старшего поколения наиболее ценными определяют следующие категории -дети - 80%, семья - 62%, работа - 52%, здоровье

- 44%.

Такие различия понятны. Младшее поколение на первое место ставит семью. Доля отметивших ее как приоритетную ценность в этой группе несколько выше, чем у представителей всех остальных поколений. В младшем поколении опрашивались респонденты от 16 до 29 лет, но, учитывая позднюю социализацию современной молодежи, запоздалое «отделение» ее от родительской семьи, становится понятным, что наибольшее количество выборов ответа «семья» в этом поколении связано, в том числе с эмоциональной и экономической зависимостью от родителей. Наличие других приоритетных категорий ценностей так же

объясняется возрастной группой респондентов.

В последние годы доля лиц, не состоявших в браке, в возрастной группе от 18 до 30 лет значительно увеличилась. Получили распространение незарегистрированные браки в младших возрастных группах. Возраст вступающих в брак опять стал несколько старше. Обращает на себя внимание определенное колебание: в среднем поколении доля вступивших в брак до 20 лет (1 из 4) выше в сравнении не только с младшим поколением (1 из 11), но и со старшим (1 из 6). Здесь сказалось различие в трактовке средним и младшим поколениями самого понятия «брак». Если для старшего поколения оно было однозначно (если брак не зарегистрирован, то это не брак), то в среднем поколении не могло не сказаться толерантное отношение общества в последние десятилетия к незарегистрированным формам брака («гражданский брак», «пробный брак» и т.д.). При этом они нередко отождествлялись с браком, особенно женщинами, что и порождало зафиксированный переписями парадокс: число замужних женщин превышало на 1 - 1,5 млн. число женатых мужчин. Парадокс объяснялся просто: одни и те же отношения она оценивала, выбирая ответ «замужем», а он считал себя «холостым». Поскольку вопрос в нашем исследовании по форме совпадал с вопросами переписи, можно предположить, что указанный момент сказался на ответах. Примечательно, что младшее поколение уже четко разделяет зарегистрированный и незарегистрированный брак.

Испытанием брака являются внебрачные связи. Понятно, что, выясняя это, социолог вторгается в одну из самых интимных проблем семейной жизни. Но мы и не ставили в данном случае задачу докопаться до «истины» (выявить распространенность супружеских измен). Гораздо важнее было установить, насколько свободно (или, напротив, сдержанно) могут говорить об этих проблемах респонденты разных поколений.

j0 JQ М-М М » ащтг

□ ы Вист

Рис. 1. Наличие внебрачных связей (в % к числу состоящих в браке - по группам)

И вновь, как видим, среднее поколение оказалось в сравнении со старшим более раскрепощенным. Сопоставление среднего и младшего поколений создает проблему с интерпретацией. В какой-то мере более низкие показатели в молодежной группе отражают и небольшой стаж супружеской жизни у многих из них. С другой стороны, лица этой возрастной группы в меньшей степени подвержены сексуальному давлению сверстников, нежели подростки. В то же время они испытывают более выраженную внутреннюю потребность в расширении сексуального опыта. Освобождение от родительской опеки обеспечивает свободу и создает больше возможностей для сексуальных контактов до брака.

Происходит, как можно судить по данным исследования, особенно в средней и младшей возрастных группах, преодоление старого двойного стандарта, который допускал внебрачные сексуальные отношения для мужчин, но запрещал их женщинам. Неудивительно поэтому, что разрыв между полами с точки зрения внебрачного полового опыта значительно уменьшился по сравнению с предшествующим периодом. А в возрастных группах 20-30- и 40-50-летних женщин, имеющих внебрачный половой опыт, даже больше, чем мужчин. Это резко отличается от показателей старшей возрастной группы, представители которой долгое время жили в условиях жесткого сексуального стандарта по отношению к женщинам. Когда мужчинам позволялось в послевоенные годы и вплоть до 1980-х гг. более свободное сексуальное поведение. В этой группе соотношение мужчин, имевших сексуальный опыт вне брака, в 2,3 раза больше, чем женщин.

Нужно — особенно применительно к молодежи

- отметить явную тенденцию к установлению сексуальных отношений на основе чувства привязанности и любви. Это особенно хорошо проявляется в наметившемся в последнее время росте числа гражданских браков (сожительства), т.е. образования внебрачных гетеросексуальных пар, члены которых ведут совместную жизнь.

Одна из основных характеристик сексуальности - это количество сексуальных партнеров. Установлена корреляция между количеством половых партнеров и принадлежностью респондента к определенной возрастной когорте. Респонденты из нуклеарных семей, чаще, чем из расширенных и тем более из многопоколенных, допускают добрачную половую связь.

Проявление двойного стандарта касается не гендерных различий, а разделения легитимной и нелегитимной сексуальности. Сохраняется моральный двойной стандарт: более строгое отношение к наличию женской девственности, чем к мужской. Для современных поколений в молодости норма — множество партнеров для обоих полов. Но, повзрослев, вступив в брак они, как правило, предпочитают одного партнера на всю жизнь (правда, нередко - на время совместной жизни).

Внебрачные контакты и связи, традиционно обозначаемые понятием «измена», представляют наиболее типичную проблематику в супружеской жизни, чаше всего после 5-7 лет брака. Их влияние на супружеские отношения в значительной мере определяется тем, на какой стадии развития брака произошла измена, идет ли речь о преимущественно сексуальной или эмоциональной связи, о случайном контакте; промискуитете или о продолжительной связи с одной особой.

Внебрачные половые контакты, единичные или повторяющиеся, и эротико-сексуальные приключения иногда обозначают как «ситуационные кратковременные измены». От них следует отличать продолжительную измену, обозначаемую как «внебрачная связь». Внебрачная связь характеризуется большой продолжительностью и возникновением эмоциональной связи. Для неехарактерны определенные стадии развития. Большое значение имеют личностные качества и эмоциональность обоих партнеров. Эта связь может иметь характер длительных, преимущественно половых отношений либо, прежде всего эмоциональных, любовных отношений.

Возражения против внебрачных связей были вызваны и с намерением избежать сложностей, связанных с незаконнорожденными наследниками в системе патриархата. С продвижением сексуальной революции можно было предположить формирование толерантного отношения к внебрачным связям, как мужчин, так и женщин.

Понятно, что экономическая и социальная независимость современной женщины способствует уравниванию ее с мужчиной, поэтому старые правила главенства мужчин и двойного стандарта уходят в прошлое. Внебрачные связи сегодня допускаются с легкостью - такова реальность. Проведенный анализ лишь свидетельствует о большей толерантности общества в такой консервативной сфере, как сексуальные отношения.

34 33

26

ими

□ .гакпикпш приемлема ■ аслаАшп брм □яса^саош Омфсп.шч йри

Рис. 2. Влияние внебрачных связей на брак (% от опрошенных)

Несмотря на частичное отсутствие проявлений двойного стандарта в вопросе девственности, среди молодого поколения в группе до 20 лет 1 из 6 респондентов указал на допустимость внебрачных связей только для мужчин. В группе 20-30-летних так же ответил 1 из 8 респондентов, во всех остальных группах этому вопросу отдают предпочтение не более 1 из 16 респондентов. Во всех группах внебрачные связи допускаются, если внебрачная связь останется в тайне. Представители всех возрастных групп оправдывают внебрачные связи в случае появления новой любви, в группе до 30 лет так считает 1 из 6, в более старших возрастных группах несколько меньше — 1 из 8. Во всех возрастных группах примерно треть респондентов отмечают: внебрачные связи приводят к супружеским размолвкам, нарушают гармонию.

При оценке внебрачных связей каждый четвертый респондент указывает на то, что они есть в каждом браке. Каждый третий, что внебрачные связи ослабляют брак. Особенно велико число таких ответов среди респондентов среднего поколения (каждый второй). Данная возрастная группа находится как раз в группе риска: совместная брачная жизнь уже избавлена от ореола романтики и эмоционального сексуального подъема, семейные пары сталкиваются с обычными семейными проблемами — воспитания детей, заработком денег, выстраиванием карьеры. Они реально представляют эту проблему, смотрят на нее не со стороны, а включены в нее. И если в среднем по массиву каждый третий респондент указывает на неприемлемость внебрачных связей для себя (в старшей группе - 2 из 5), то в средней лишь 1 из 5.

Обращает на себя внимание широкий спектр ориентаций: от традиционного осуждения вне-супружеской сексуальности до признания ее допустимой и даже нравственной для обоих полов. Проступают следы двойного стандарта: мужчины настроены толерантно по отношению к своему

полу и осуждающе к противоположному.

В связи с откладыванием на более поздние сроки молодежью женитьбы (замужества), большая часть представителей молодежи не состоит в браке. Соотношение состоящих на сегодняшний день в браке (гражданском и фактическом) в младшем поколении таково: 62 и 38% соответственно, в среднем - 88 и 22%, в старшем - 92 и 12%. В данном случае можно утверждать о все большей популяризации у представителей младшего поколения пробных, фактических браков.

Основными личными мотивами вступления в брак являются: любовь (мотив любви является, безусловно, доминирующим, особенно у невест), беременность партнерши, общность интересов и сексуальное влечение. В этих мотивах практически не прослеживается межпоколенческих различий, различия более видимые - в экономических мотивах. Например, мотив «расчет» - ни один респондент старшей возрастной группы не выбрал этот мотив, в средней - 6%; мотив «социальный статус партнера» - старшее поколение - ни одного ответа, в среднем поколении - 3% ответов.

Ранее дети занимали одно из первых мест по значимости в браке. Сегодня лидирующие позиции, в зависимости от поколений, занимают любовь, душевная близость партнеров и материальное благополучие. Снижается значимость детей и совместного досуга у респондентов. Ценности брака у респондентов разных возрастов различны, каждое поколение определяет свой набор составляющих брака, что доказывает рейтинг значимости составляющих брака в представлении респондентов. Младшее поколение на первое место ставит: материальное благополучие, душевную близость, любовь; на втором месте - дети; на третьем месте — сексуальная удовлетворенность. Среднее поколение определяет более значимыми такие ценности, как дети, душевная близость с партнером, любовь. Так как рассматривались самые большие величины во всей совокупности респондентов, то второму месту респонденты не отдали какой-либо составляющей брака. На третьем месте - материальное благополучие. Старшее поколение видит наиболее значимым следующие составляющие брака: дети, любовь; на втором -душевную близость; на третьем - досуг.

Таким образом, во всех трех поколениях вопреки гипотезам незначимыми оказались такие составляющие брака, которые были вынесены «на злобу дня» в связи с изменившимися экономиче-

скими реалиями: воплощенный во внешности экономический статус партнера и «экономический эффект брака» - вещи длительного пользования (машина, квартира, дача, драгоценности и т.д.).

Необходимо отметить толерантное отношение к межнациональным бракам. 84% респондентов допускают или приветствуют такую форму браков. Категорически недопустимым считает такие браки всего 4% респондентов. Различия в ответах по поколениям практически отсутствуют, что объяснимо: большинство респондентов родились и выросли в многонациональной стране, возможно, их родители или они сами живут в таком браке.

Одним из итогов реализации сексуальности являются дети. Спецификой сегодняшней ситуации является высокий уровень беременностей, низкий уровень рождений. Среднее количество детей в семье неуклонно снижается, в группе 30-40-летних респондентов у 29 % нет детей, почти у 80% респондентов из поколения 20-30-летних нет детей, хотя из этой группы не планируют иметь детей 5% респондентов, здесь наблюдается смещение репродуктивных установок на более поздний период. Причем 55% из группы 30-40-летних планируют при благоприятных условиях иметь двух детей, 19% трех детей. В поколении 40-летних и старше, не имеет детей - 14%, в этой группе 10% из них имеют трех детей и больше. Различия более видимые в реализации репродуктивных установок в количестве детей; чем старше респонденты, тем большее их число реализовало рождение двух детей. В группе 40-50-летних больший процент ответов приходится на одного ребенка - 39%, в группе 50-летних и старше преобладающим является ответ двое детей - 48%.

Закономерности снижения рождаемости вследствие угасания потребности семей в детях носят универсальный характер. Специфика России заключается в том, что здесь роль насильственного акселератора «естественного хода вещей» сыграло именно государство, во-первых, прямо и непосредственно предпринимая действия, направленные против «старой семьи» и «угнетенного положения женщин в обществе». Во-вторых, опосредованно, через нерегулируемые последствия политики ускоренной индустриализации и коллективизации, осуществлявшихся фактически за счет подрыва экономических основ даже простого воспроизводства населения. Разрушительный потенциал подобной социально-экономической политики в полную силу проявил себя именно в

бенка, составила 20% , что в 4 раза выше по сравнению с мужчинами (5%).

Таким образом, можно утверждать, что процесс трансформации сексуально-репродуктивной культуры не однозначен, нами было выделено три (старшее, среднее, младшее) поколения респондентов. Трансформация добрачной и внебрачной сексуальной культуры оценивается как однонаправленная при совпадении в отношении традиционности (современности) половой идентичности (убеждений) и половых практик (сексуального поведения). Наличие смешанной формы половой морали или моделей поведения есть свидетельство избирательной трансформации сексуальной культуры. Тогда поколение, имеющее традиционные взгляды, но современное поведение, можно охарактеризовать таким показателем, как показатель многонаправленной трансформации ее сексуальной культуры, разнонаправленности процесса изменения стереотипов сексуальности и полового поведения. Каждая из перечисленных форм процесса трансформации обладает различным потенциалом для возникновения противоречий в сексуальной культуре поколения. В каждом поколении проявляются свои внутри- и межличностные конфликты (на сексуальной почве), на основании чего в добрачном и внебрачном поведении можно выделить слабый, средний и высокий уровни противоречий в сексуальной культуре разных поколений.

Библиография

1. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998. - 272 с.

2. Голод С.И. Что было пороками, стало нравами: Лекции по социологии сексуальности. - М.: Ладомир, 2005. - 233 с.

3. Зайцева Е.В. Сексуальная культура жителей современного мегаполиса: монография. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. - 204 с.

4. Здравомыслова Е., Темкина А. Российская трансформация и сексуальная жизнь // В поисках сексуальности: сборник научных статей / под ред. Здравомысловой Е, Темкиной А. — СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2002. - С.7 - 23.

5. Кон И. С. Дружба / 4-е издание, доп. - СПб.: Питер, 2005. - 330 с.

Bibliography

1. Golod S.I. Family and marriage: historical and sociological analysis. - SPb.: Petropolis, 1998. - 272 p.

2. Golod S.I. What were vices become habits: Lectures on the Sociology of sexuality. - М.: Ladomir, 2005.-233 p.

3. Zaitseva E. V. The sexual culture of the inhabitants of the modem metropolis: monograph. - Ekaterinburg: Ural State Technical University, 2007. - 204 p.

4. Zdravomyslova E., Temkin A. Russian transformation and sexual life // In search of sexuality: a collection of scientific articles, Ed. Zdravomyslova E., Temkin A. - SPb.: Izdatel'stvo Dmitrii Bulanin, 2002. -P.7-23.

5. Коп I.S. Friendship /4 th edition, ext. - SPb.: Peter, 2005. - 330 c.

«благополучные» 60 - 80-е годы. Именно тогда в СССР началось повышение смертности и падение рождаемости, рост разводимости и другие неблагоприятные явления в функционировании семьи и демографической системы.

Надежды на улучшение человеческого потенциала и качества народонаселения в нашей стране связаны с рождаемостью в молодых семьях. При этом необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, компоненты, ответственные за значимость репродуктивного здоровья в достижении и повышении уровня общественного благополучия, оказывают наиболее эффективное влияние в молодом возрасте, а с другой, именно в этот период отмечается наибольшая востребованность в мерах социальной поддержки.

Репродуктивные установки молодежи, в известной мере, отражают доминирующие в современном обществе взгляды и традиции. Подавляющее большинство опрошенных, независимо от пола, хотели бы создать семью с двумя детьми при условии наличия всех необходимых предпосылок для этого. Каждый четвертый (27,1%) опрошенный юноша ориентирован на создание семьи с тремя детьми, что практически в 2 раза превышает аналогичные оценки среди женщин, 6,6% мужчин и только 3,4% женщин хотели бы иметь четырех и более детей. Доля молодых женщин, ориентированных на рождение только одного ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.