ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ
Шпак Л. Л.
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологических наук, Кемеровский государственный университет (Россия), 650043, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6, kolupaeva.anastasiya@bk.ru
Колупаева А. А.
аспирант кафедры социологических наук, преподаватель кафедры государственного и муниципального управления,
Кемеровский государственный университет (Россия), Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева (Россия), 650043, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6, kolupaeva.anastasiya@bk.ru
УДК 316.33:35
ББК 60.561.322
Цель. Совершенствование муниципальной управленческой практики с помощью социологических рекомендаций.
Методы и методология. Для подготовки статьи использованы концептуально намеченные положения из работ отечественных видных социологов Г. С. Батыгина, А. Г. Здравомыслова, А. В. Тихонова о правилах разработки рекомендаций и выводов в исследовании, а также отдельные тезисы Ж. Т. Тощенко о требованиях к понятийному аппарату социологии, механизму управления. Автор опирается на имеющиеся в современной российской социологии наработки о взаимосвязи выводов и рекомендаций, структуре обоснования, о диагностике востребованности рекомендаций в управленческих и политических решениях и утрате ими факультативности. Кроме того, теоретическое представление о пространстве и его управленческом и социальном измерении (по П. Бурдьё, А. Ф. Филиппову) помогало автору осмыслить локализацию взаимодействий и элементов механизма использования рекомендаций в пространстве муниципальных связей и отношений. Использованы такие прикладные методы, как структурно-функциональный микроанализ, диагностический тестовый опрос; сравнительный анализ документов; анкетный опрос; вторичный анализ.
Результаты. Качество социологических рекомендаций и компетентность муниципальных служащих, теснота социальных связей с населением определяют востребованность рекомендаций в муниципальной управленческой практике. Рекомендации традиционного и инновационного типов несколько отличаются по функци-® ональной нагрузке, размещению в социологической продукции, востребованности в управленческой практике. ° Коренными различиями рекомендаций и решений являются степень вмененности к исполнению, точность расчета ч рисков и угроз, а также ресурсной обеспеченности. Установлено, что повышение качества социологических реко-^ мендаций требует использования социологами и муниципальными работниками профессиональных, социальных 2 компетенций при разработке и внедрении рекомендаций в муниципальную управленческую практику. Показаны != возможности изыскания резервов муниципальной управленческой практики за счет обоснования рекомендаций ^ и использования знаниево-компетентностного критерия в повышении профессионализма социологов и муници-г пальных служащих с опорой на практико-ориентированные принципы создания рекомендаций. Характеризуется структура и роль механизма разработки и использования социологических рекомендаций.
* <в
д Ключевые слова: рекомендации социологические, обоснование рекомендаций, функции рекомендаций, прак-© тико-ориентированные принципы, социальные компетенции.
Шпак Л. Л., Колупаева А. А.
SOCIOLOGICAL RECOMMENDATIONS: CONCEPT, FUNCTIONS, PRINCIPLES AND CREATION MECHANISM
Shpak L. L.
Doctor of Sociology, Professor, Professor of Sociological Sciences Department, Kemerovo State University (Russia), 6, Krasnaya
Str., Kemerovo, 650043, kolupaeva.anastasiya@bk.ru
Kolupaeva A. A.
postgraduate student of Sociological Sciences Department, lecturer of Public and Municipal Administration Department, Volgograd State University (Russia), Kuzbass State Technical University after T. F. Gorbachev (Russia), 6,Krasnaya Str., Kemerovo, 650043,
kolupaeva.anastasiya@bk.ru
Purpose. Improving municipal administration practices through sociological recommendations.
Methods and methodology. Conceptually targeted provisions by prominent domestic sociologists, like G. S. Baty-gina, A. G. Zdravomyslova, A. V. Tikhonov on developing guidelines, recommendations and outcomes of the research, along with individual points by Zh. T. Toshchenko on requirements to the conceptual framework of sociology, management mechanism have been used for drafting the article. The author draws on the existing in modern Russian sociology advances on interrelations of conclusions and recommendations, justification structure, on diagnosing relevance of recommendations in administrative and political decisions and their loss of optionality. Besides, theoretical understanding of space and its managerial and social dimension (by P. Bourdieu, A. F. Filippov) helped the author to consider the localization of interactions and elements of mechanism of recommendations implementation in the area of municipal connections and relationships. Such applied methods as structural and functional microanalysis, diagnostic test survey; comparative analysis of documents; questionnaire survey; secondary analysis have been employed.
Results. The quality of social recommendations and competence of municipal employees, close social connections with the population provide for the relevance of recommendations in municipal management practices. The recommendations of traditional and innovative types are to a certain extent different in functional load, placement in sociological production and relevance to management practice. The fundamental differences of recommendations and decisions are in due degree of execution, accuracy of risks and threats calculation and resource availability. The research identifies that sociological recommendations quality improvement requires social and professional competencies engagement by sociologists and municipal employees in designing and implementation of recommendations in municipal management practices. The article demonstrates possibilities to reveal the reserves of municipal management practices through the justification of recommendations and the use of knowledge-competence-based criterion in improving the professionalism of sociologists and municipal employees relying on practice-oriented principles of developing recommendations. The role and structure of mechanism for developing and implementation of sociological recommendations are characterized.
Key words: sociological recommendations, justification of recommendations, functions of recommendations, practice-oriented principles, social competences.
Социологическим рекомендациям в повседневных исследовательских практиках уделяется крайне мало внимания. Отсутствие знаний о структуре, функциях, типологии и месте рекомендаций в продуктах профессиональной деятельности социологов снижает качество рекомендаций и лишает муниципальную управленческую практику дополнительного резерва в решении социальных проблем общества. Повышение социальной ответственности социологов перед обществом означает усиление внимания к исследованию роли рекомендаций в управленческой практике и требований к обоснованию рекомендаций.
Методологический и методический аспект повышения качества рекомендаций через их обоснование отражен в работах Г. С. Батыгина. В общеметодологическом ключе роль знаниевой составляющей социологической продукции рассматривается Л. Г. Иони-ным, О. Я. Гелихом; в аспекте воспроизводства знания и его свойств данная тема затрагивается в работах Н. А. Пруеля и его соавторов (Санкт-Петербург, 2011, 2014). Например, делается акцент на профессиональных компетенциях, концептуальном рассмотрении проблем социального контроля и его механизмов, принципе иерархии в социологии управления.
Шпак Л. Л., Колупаева А. А.
Н. Ю. Пехова (2013) исследовала компетентность проектной деятельности.
Среди разработанных в социологии управления тем и направлений, обеспечивающих общий взгляд на проблемы социологического освещения муниципальной управленческой практики, можно назвать следующие:
Муниципальное управление рассматривается как разновидность и форма социального управления, с позиций социальной активности населения: Э. М. Рычихина - 2011; А. М. Накипов - 2007, В. В. Гальченко - 2013; О. В. Телегина - 2013; с позиций профессионализации и профессиональной культуры: А. В. Брюханов - 2008, М. В. Сейтмухаметова - 2011 г., Н. В. Проказина - 2013; качества управленческой деятельности - А. Накипов - 2007; инновационно-ресурсного состояния муниципального управления -М. Валиев, 2012.
Исследование социально-мобилизационного потенциала системы управления в управленческих практиках российского общества представлено в работах С. М. Дорохова (Ростов-на-Дону, 2013).
Некоторые моменты общеуправленческого характера, близкие к нашей диссертационной теме, отражены в публикациях известного в стране социолога А. В. Тихонова (Институт социологии РАН).
Интересный поворот в изучении управленческой деятельности, её эффективности в процессах государственного управления предложен в публикациях об аналитическом оснащении управления. В соответствии с информационным подходом, социологические рекомендации могут быть отнесены к внеуправленческой информации [1] и изучены применительно к оценке качества управленческой деятельности государственных служащих.
Наша предметная область исследования не выходит на информационный аспект и не касается государственных служащих. Однако многие вопросы, затронутые в исследовании социальной сферы с позиций ответственности и эффективности государственного управления такими городами, как Екатеринбург, Ара-миль [1, 2], рассматривались одним из авторов в опросах по программе «Кузбасс-Политика» с 1992 по 2016 гг. с позиций жизнеобеспечения, взаимодействий местной власти и населения и оснащались соответствующими рекомендациями. Но мы обошли эту позицию, поскольку исследуемое пространство ограничено у нас муниципальным образованием и широким полем взаимодействия муниципальных служащих с населением в управленческой практике.
Непосредственно тема рекомендаций в социологии управления остается практически не разработанной. Новизна данной статьи отражает суть новизны исследования по теме «Социологические рекомендации в управленческой практике». Мы имеем в виду
концепцию разработки и использования социологических рекомендаций в управленческой практике через соответствующий механизм в процессах непосредственного взаимодействия муниципальных служащих с населением.
В нашем исследовании акцент сделан на функциональном содержании рекомендаций, их качестве, обосновании, месте в социологической продукции (авторефератах, исследовательских отчетах, публикациях и т. д.).
Социологические рекомендации - это концептуально разработанные и практически обоснованные предложения, пожелания, советы, представляющие продукт систематизации исследовательского материала и предназначенные для факультативного использования в социальной, политической, управленческой практике и познавательной деятельности. Рекомендации имеют знаниево-компетентностную основу и темпорально-пространственную упорядоченность, встроенность в определенные типы социальных отношений, связей и конкретные ситуации.
В данном определении отражены: а) концептуальная исследовательская разработка; б) сущностные признаки рекомендации: факультативность (свободный выбор) и практическая обоснованность; в) ситуационная встроенность через систему социальных и политических отношений и связей.
Становление зарубежной и отечественной социологии связано с решением вопроса о механизме соединения социологического знания с практикой. Исследования создают такую возможность при условии выработки и обоснования рекомендаций, пригодных к использованию в практике.
Применительно к муниципальной управленческой практике социологические рекомендации выступают резервами, позволяющими научно преобразовать управленческую деятельность, найти оптимальные способы решения социальных проблем, наладить взаимодействия власти с населением, привлечь людей к совместному обсуждению существующих трудностей и соучастию по их разрешению и др.
Можно условно разделить социологические рекомендации в качестве резервов на две группы: а) при помощи социологических рекомендаций находятся дополнительные источники и ресурсы с позиций участвующих субъектов: власти и населения; б) социологические рекомендации выступают резервами вне-управленческой деятельности (связаны с овладением управленческих кадров социальными компетенциями по взаимодействию с населением и др.) [1, 2].
Специфика именно социологических рекомендаций включает следующие признаки:
• рекомендации непосредственно связаны с решением социальных проблем;
• затрагивают социальные интересы людей;
Шпак Л. Л., Колупаева А. А.
• касаются статусно-иерархического разделения трудовых, социокультурных и других жизненно важных взаимодействий людей;
• встроены в сложившуюся или формирующуюся систему политических и социальных отношений и связей в регионе;
• учитываются статусно-стратификационные различия между людьми;
• исходят из понимания предметности социологии как научной дисциплины, изучающей общие и дифференцированные интересы и взаимодействия, обеспечивающие совместное проживание и сосуществование людей в обществе.
Рекомендации имеют длительную генетическую историю в социальной практике. Вместе с разделением труда в обществе рекомендации оформлялись как непременный итог изучения объектов с позиций той или иной обособленной деятельности, а в дальнейшем и с опорой на специализированные знания в конкретном виде деятельности. Разделение труда породило не только цеховое организационное закрепление людей, но и накопление и сохранение узкопрофессиональных знаний, средств и способов научения, правил поведения, требований к продуктам труда, качеству исполнения, а также правил вмешательства в преобразование жизни других людей и объединений через взаимодействие с ними.
Возникновению социологических рекомендаций содействовали предшественники социологии, строившие утопические проекты с детальным обустройством быта и повседневных взаимодействий людей, наставлениями и до мелочей расписанными предписаниями поведения. Это не были вмененные нормы жизни, но рекомендательный характер такие предписания носили. На основе приемлемых для общества канонов религиозного и светского назначения возникали социокультурные образцы обустройства жизни.
Например, Томас Мор в работе «Утопия» описывает наилучшее устройство государства, дает схему общественного строя, предлагая уравнять в правах и обязанностях бедных и богатых, избавиться от частной собственности, стереть границы между городом и деревней и др. Т. Мор регламентирует различные сферы социальной жизни, начиная от расположения городов на одинаковом расстоянии, с их организацией трудовой деятельности, заканчивая численным составом семей, ведением домашнего хозяйства [3]. Рекомендательный характер, хотя и без уравнительного подхода, имели социалистические проекты А. Сен-Симона (учителя Огюста Конта), Ш. Фурье и Р. Оуэна. Рекомендации обосновывал в предлагаемых проектах, например, по преобразованию народного образования, и такой известный отечественный социолог прошлого, как С. Н. Южаков.
В 50-60-е годы XX в. П. Лазарсфельд в процессе эмпирических исследований электорального поведения собрал богатый фактический материал, на основании которого предлагал конкретные рекомендации лицам по выстраиванию политических стратегий.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. представителями американской социологии разрабатывались методики соединения социологического знания с управленческими решениями, преобразованием социальной практики (Якоб Морено, Роберт Мертон, Паул Лазарсфельд и др.).
Представители Колумбийской социологической школы занимались вопросами социально-инженерного обеспечения управленческих решений на коммунальном и социетальном уровнях. Они разработали прагматическую концепцию взаимодействия больших социальных групп и старались найти практическое применение своим принципам при анализе и оптимизации внутригосударственных и международных взаимодействий различных социальных групп.
Отделение социологического знания от биологии, психологии, философии совершалось в процессе становления социологии как научного института, тесно связанного с социальной практикой. Необходимость развития социологии заставляла первопроходцев социологии (подготовленных как историки, юристы, экономисты) создавать теоретико-методологический аппарат новой научной дисциплины. Появились правила социологического метода (Э. Дюркгейм), принципы социологического познания (Е. В. де-Роберти), наметки междисциплинарного подхода (М. М. Ковалевский).
Создание научных школ привело к размежеванию методологических предпочтений социологов, но неизменным оставался интерес к обществу, взаимодействию людей, формированию социальных связей и отношений, практическому закреплению опыта обустройства жизни. Рекомендации становились непременным выходом на социальную, а затем и на политическую практику. Атрибутом социологического исследования постепенно становилась жизненность рекомендаций, их управленческая пригодность.
Проблему качества рекомендаций в социологическом исследовании поднимал известный российский социологГ. С. Батыгин. Он ставил вопрос о недостаточном использовании практического потенциала социологии, выражающегося в несоответствии «тематики исследовательских разработок и реальных потребностей общественного развития». Задачей социолога в прикладном исследовании, по его мнению, является осуществление перехода от исследовательской проблемы к практическим нововведениям и от преобразования социальных показателей к принятию управленческого решения. Переход возможен только в случае «логико-методического обеспечения» исследовательских процедур [4, 5].
Шпак Л. Л., Колупаева А. А.
Социологическая рекомендация выполняет несколько субсидиарно-адаптивных функций вспомогательного назначения. К числу основных таких функций мы относим:
• ориентационно-коммуникативную;
• идентификационно-опознавательную;
• интегративно-знаниевую;
• ресурсно-диагностическую;
• стабилизационно-формирующую;
• селективную;
• адаптивно-адаптирующую.
Управленческая востребованность рекомендаций
может выражаться в оценке возможностей встраивания предложений, советов в жизненный контекст при помощи имеющихся на балансе управленческих технологий, средств, ресурсов, кадров и др. Важно не только то, каким образом социологическая рекомендация будет внедряться в процесс управления, но и кто будет это осуществлять, какова его компетентность [6]. Пригодность рекомендаций может проверяться на уровне отношения к ним обычных людей, тех, кто будет испытывать на себе влияние данных рекомендаций.
Кроме критерия востребованности, в определении управленческой пригодности рекомендаций можно использовать такие, как полезность, качество, удобство, целесообразность.
Встроенная в социологический контекст, рекомендация должна соответствовать назначению исследования, его целям, задачам, предметной области. Разработка рекомендации опирается на практико-ори-ентированные принципы.
Взаимодействие муниципальных служащих и социологов позволяет мобилизовать преимущества различных практик на основе нескольких практико-ориентированных принципов.
К числу основных практико-ориентирующих принципов, являющихся опорой для разработки и использования рекомендаций в муниципальном управлении, отнесены следующие три группы принципов.
I. Это традиционные, универсальные философ-ско-социологические принципы (по В. Г. Афанасьеву, Ж. Т. Тощенко): (а) связь практики с теорией; (б) объективность, относительная универсальность и конкретность, в том числе ресурсная, адресная, принцип достаточного разнообразия в выборе форм, средств и ресурсов; (в) оптимальность и эффективность.
II. Данная группа отражает такие профессионально значимые компетенции социологов, как конструктивизм, социологическое воображение, умение соотнести рекомендуемое с реалиями живой жизни. В эту группу включены принципы: профессиональная компетентность; обратная связь, адаптивность, регулятивная мягкость и гибкость в напряженных ситуациях, особенно инновационного типа; возвратность
при появлении признака социальной аритмии (сбоев) или напряженности в отношениях при внедрении рекомендаций; селективность и ситуативная рациональность при свободе выбора.
III. Объединяющее основание для группировки -разнообразие форм и способов взаимодействий муниципальных работников между собой и с заинтересованными субъектами власти, характер и направленность управленческих отношений. В эту группу включены принципы координации, субординации, контроля, информационного обмена во взаимодействиях. Предлагается приемлемая комбинаторика принципов, встроенная в управленческую практику.
В обосновании и использовании социологических рекомендаций особое место отводится знаниево-ком-петентностному критерию [10].
Эффективность управленческих решений во многом зависит от ресурсной базы. Социологическая рекомендация может быть востребована управленцами тогда, когда в содержании прописана ресурсная обеспеченность, исходя из реальных возможностей исполнителей.
Оптимальность рекомендации как качественного задела для принятия управленческого решения будет складываться из оценки проблемной ситуации и возможных альтернатив выхода из нее, учета рисков, ожидаемых последствий, преимуществ и недостатков каждого из возможных вариантов решения [7, 8, 9]. Для экономической жизнестойкости и просвещенческого статуса рекомендации [10] в обществе необходимо оформлять рекомендацию на основе принципа доступности (для заказчика, коллег-социологов, представителей экспертного сообщества, активистов местных сообществ, включенных в процессы внедрения рекомендаций). Будет ли рекомендация понятна адресату или нет, это зависит от того, насколько умело социолог выстроил систему аргументации, доказательств и опровержений, утверждений и доводов, тезисов -антитезисов.
Обратная связь важна для оценивания эффективности предложенных социологических рекомендаций, для своевременной корректировки их содержания и способов внедрения, координации собственно управленческой деятельности. Отсутствие обратной связи может свидетельствовать о непопадании рекомендации по адресу, о ее неактуальности, оторванности от практики, ресурсной необеспеченности, технологической несогласованности с теми, кто захотел их внедрять.
Мы проанализировали 120 авторефератов, подготовленных на соискание ученых степеней кандидатов социологических наук и близких к ним защит по политологии, педагогике, истории за 2010-2015 гг., и установили, что рекомендации нередко страдают такими управленческими и методологическими изъянами:
Шпак Л. Л., Колупаева А. А.
1) не имеют достаточного обоснования;
2) не отличаются управленческим соотнесением с реальной повседневной жизнью и состоянием объекта;
3) не верифицируются с ресурсных позиций и адресности;
4) выдвигаются вне предметной области исследования;
5) выходят за границы управляемого пространства.
На управленческом и политическом уровнях
сегодня справедливо поднимается вопрос о социальной ответственности социологов за эффективность рекомендаций. Согласимся, что такие требования касаются, прежде всего, профессиональной компетентности социологов, исполнения ими профессионального кодекса чести и определяются качеством социологических рекомендаций, верификацией итогового материала исследований, а не только громоздкими и нередко затратными выборками.
Проблема валидизации социологических рекомендаций является значимой при компетентно стном подходе в социологии. Теоретико-методологической базой определения содержания валидности и её видового разнообразия, методологическими основаниями и процедурами, а также уровнями валидизации знаний занимались и занимаются такие известные в современной социологии ученые, как Г. С. Батыгин, И. Ф. Девятко, Г. В. Осипов, А. В. Тихонов, Ю. Н. Тол-стова, В. А. Ядов и др.
На основании изученных документов ФГОС 3 + по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» и ФГОС 3 + по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» авторы уточняют социальные компетенции, освоение которых необходимо для разработки и использования социологических рекомендаций в управленческой практике.
Узловыми моментами в содержании социальных компетенций, предназначенных для взаимодействия муниципальных служащих и социологов в создании социологических рекомендаций, внедрения в управленческую практику, авторы считают представления, знания, диспозицию личности (готовность и предрасположенность к определенной деятельности в определенных ситуациях), умения, овладение (освоение) (рис. 1).
В индивидуально-личностном ключе к элементам социальных компетенций можно отнести представление, готовность и предрасположенность к определенной деятельности (диспозицию). Для муниципальных служащих и социологов это может быть мобилизационная готовность; установка на социальное взаимодействие; представление о специфике локальных территорий и местных сообществ; представление о состоянии инициативности местного сообщества и направленности инициатив; представление о векторе возможного
взаимодеиствия муниципальной власти с населением в местном развитии.
В прикладном исследовании авторами выявлены несколько тенденций во взаимодействии чиновников муниципалитетов с местным населением (Анкетный опрос проводился в организациях и на предприятиях в мае 2015 г. силами преподавателей и студентов-социологов кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета с участием автора. Выборка составила 600 чел. по городам Березовский, Ленинск-Кузнецкий, Кемерово, Новокузнецк, Юрга.):
• востребованность взаимодействия власти с населением в решении проблем муниципальных образований;
• ослабление внимания муниципальных кадров к запросам и интересам местного населения;
• сужение сферы применения совместных усилий власти и населения;
• недостаточно внимания уделяется социологическим рекомендациям при подготовке коллегиальных решений, в процессах взаимодействия с представителями местных сообществ, при подготовке координирующих документов.
При сильной социальной политике власти, составляющей достижения региона, например Кузбасса,
Рис. 1. Элементы социальных компетенций, необходимых муниципальным работникам и социологам для создания социологических рекомендаций и внедрения их в управленческую практику (составлено авторами)
Шпак Л. Л., Колупаева А. А.
появляется побочный обратный эффект: наблюдается самоограничение инициативности населения, уменьшается размах самоуправляемой деятельности; в управленческой практике укореняется работа органов власти для населения и за население.
Нами в 2015 г. было отмечено расхождение между крайне слабым непосредственным участием населения в работе муниципальных органов власти и диспозицией жителей, сформировавших у себя готовность, предрасположенность к инициативам. С инициативами выступали примерно 15 % респондентов, в основном, по месту работы. Среди направлений инициатив, с которыми респонденты выступали перед муниципальной властью за последние 2-3 года, приоритетными были благоустройство территорий и ремонтно-строительные работы (35,4 % от 600 чел.), укрепление здоровья населения (31,6 %), проблемы образовательной и культурно-досуговой сфер (24,1 %).
Инициативность как личностную черту отмечали у себя более половины опрошенных.
Авторы исходят из того, что инициативность может стимулировать заинтересованность в общих делах населения и местной власти, вызывать встречное движение, вовлекать в соучастие тех, кто нацелен на принятие социологических рекомендаций и на критическую примерку их к возможностям территорий, социальным ресурсам населения.
Население соучаствует в мероприятиях муниципалитетов, проявляет инициативность в соответствии с привычной, адаптивно-инерционной традицией и по линии трудовых объединений
Механизм разработки социологической рекомендации включает:
• выявление состояния объекта в нестандартных ситуациях управленческой практики, организацию социологического вмешательства в ситуацию, требующую изменений;
• диагностику востребованности рекомендаций, выбор практико-ориентированных принципов и критериев для разработки рекомендаций;
• выявление функциональной нагрузки традиционных или инновационных рекомендаций, диагностику ресурсообеспечения и возможностей перевода их в статус решений;
• кумулятивный способ применения рекомендательных воздействий на объект исследования, оценку обоснованности и качества рекомендаций, пригодности механизма к изменениям состояния объекта.
• В обобщенно смысловом аспекте к механизму использования социологических рекомендаций в управленческой практике можно отнести:
• встречные инициативные устремления населения и муниципальных служащих в управленческой практике;
• взаимную готовность населения и муниципальных служащих к соотнесению рекомендаций (предложений, инициатив, проектов) с ресурсами в преобразовании повседневной жизни на локализованных территориях;
• освоение и адекватное ситуациям расширение социальных компетенций муниципальных работников и социологов;
• комплексное рассмотрение отношений к рекомендациям (с позиций инициативности, адаптивности населения, востребованности рекомендаций практикой, роли в решении острых проблем территории, ресурсного оснащения и наличной ресурсообеспечен-ности, развития социокультурного и интеллектуального потенциала населения и т. д.).
Итак, обоснование социологических рекомендаций рассматривается авторами как необходимое условие повышения качества и востребованности рекомендаций в управленческой практике. Подчеркивается роль практико-ориентированных принципов разработки и использования рекомендаций. Следование принципам и реализация субсидиарно-адаптивных функций расширяют возможность использования рекомендаций в социальной и управленческой практике. Затрагивается актуальная для социологии проблема - отношение к рекомендациям в управленческой практике.
Литература:
1. Костина Н. Б., ОзорнинаЮ. П. Оценка населением гг. Екатеринбург, Арамиль эффективности государственного управления социальной сферой [электронный ресурс]. URL: http://politsocio.uapa.ru/ru/ issue/2012/01/13/ (дата обращения 15.04.2016).
2. Озорнина Ю. П. К вопросу о разграничении типов эффективности государственного управления // Вестник ВЭГУ 2011. № 2 (52). С. 142-147.
3. Мор Т. Утопия / Пер. с лат. Ю. М. Кагана. М.: Наука, 1978. 417 с.
4. Батыгин Г. С. Обоснование практических рекомендаций в прикладной социологии // Социологические исследования. 1982. № 4. С. 58-69.
5. Тощенко Ж. Т. О понятийном аппарате социологии // Социологические исследования. 2002. № 9. С. 3-16.
6. Проказина Н. В. Социологическая культура государственных гражданских служащих: условия формирования и направления развития: монография. Орел: Изд-во Орловского филиала РАНХиГС, 2012. 208 с.
7. ТихоновА. В. Социология управления: технологии управленческой практики и проблемы исследовательских процедур // Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста / Под ред. проф. В. П. Бабинцева. Белгород: КОНСТАНТА, 2010. 296 с.
Шпак Л. Л., Колупаева А. А.
8. Гелих О. Я. Индивид и социальное управление // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 2. С. 8-12.
9. Искакова Г. К., Теслинов А. Г., Сабалакова А. У Методологические подходы к разработке и принятию управленческих решений в контексте развития организации [электронный ресурс]. URL: http://psyjournals. ru/social_economical _ psychogyical_/ issue/63196.shtml (дата обращения 15.04.2016).
10. Пруель Н. А. Свойства знания: экономико-социологический аспект // Социальные проблемы. 2008. № 3. С. 33-48.
References:
1. Kostina N. B., Ozornina Y. P. Population 's estimation of Yekaterinburg and Aramil municipal social sphere [e-resourse]. ]. URL: http://politsocio.uapa.ru/ru/ issue/2012/01/13/ (date of reference 15.04.2016).
2. Ozornina YP On the issue of the delimitation of types of efficiency of public administration // Vestnik VEGU. 2011. № 2 (52). Pp. 142-147.
3. Moore T. Utopia / Transl. from Lat. by Yu. M. Kagan. M.: Nauka, 1978. 417 p.
4. Batygin G. S. Justification of practical recommendations in applied sociology // Sociologicheskie issledovaniya. 1982. № 4. P. 58-69.
5. Toshchenko Zh. T. On the conceptual framework of sociology // Sociologicheskie issledovaniya. 2002. № 9. P. 3-16.
6. Prokazina N. V. Sociological culture of civil servants: formation conditions and development trends: monograph. Orel: Publish. Orel branch of RANEPA, 2012. 208 p.
7. Tikhonov A. V. Sociology of management: technologies of management practices and problems of research procedures // Creation and development of socio-technological culture of a specialist / Edit. by Professor V. P. Babintsev. Belgorod: KONSTANTA 2010. 296 p.
8. Gelikh O. Ya. Individual and social management / Management of personnel and intellectual resources in Russia. 2013. № 2. P. 8-12.
9. Iskakova GK, Teslinov AG, AU Sabalakova Methodological approaches to the design and management decisions in the context of the organization
10. Pruel N. A. Properties of knowledge: economic-sociological aspect // Socialnye problemy. 2008. № 3. P. 33-48.