Ю.В. Грицков
д. филос. н., профессор кафедры социологии, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
В.Н. Задорожный
д. экон. н., профессор кафедры рекламы, НОУ ВПО «Гуманитарный университет»
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТУРИСТСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ
Аннотация. Каждый из участников туристских коммуникаций идентифицирует себя в соответствии с определенными социокультурными координатами. Исследование социологических аспектов туристских коммуникаций может стать важным основанием для обеспечения эффективной обратной связи между турфирмами и их клиентами.
Ключевые слова: социокультурная идентичность, коммуникация, информация, туристские коммуникации
J.V. Gritskov, the Doctor of Philosophy, the professor of chair of sociology of the Siberian federal university
V.N. Zadorozhnyj, the Doctor of Economics, the professor of chair of advertizing of Humanitarian university (Ekaterinburg)
SOCIOLOGICAL REPRESENTATIONS ABOUT TOURIST COMMUNICATIONS
Abstract. Each participant of tourist communications identifies itself in by means of sociocultural coordinates. Investigation of sociological aspects of tourist communication of effective feedback between travel agencies and their clients.
Keywords: sociocultural identity, communications, the information, tourist communications
Коммуникация в туризме выступает как непрерывный информационный обмен, в который включены различные участники. Коммуникативный процесс представляет собой социальную практику актуализации информации, ее объективацию (опредмечивание) в формах, соответствующих историческому и культурному состоянию общества.
Основной содержательный компонент туристских коммуникаций - это информация. К информации следует относить любое сообщение, сигнал, послание о каком-либо событии, зафиксированное с помощью знаковых кодов. Информация - это идеальный компонент коммуникации, идеальная познавательная модель, представление о реальности. Эта модель может совпадать с реальными запросами общества и людей, которые в нем живут, а может и не совпадать, входить в противоречие. При этом существует своя специфика, «своя логика» в актуализации социальной информации, ее включенности в коммуникативный процесс.
В самом общем виде туристские коммуникации - это двунаправленный процесс прохождения информации от коммуникатора к адресату (адресная коммуникация) и от адресата к коммуникатору (обратная связь), осуществляемый в определенном коммуникативном пространстве по разным каналам и при помощи различных
коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр.
Коммуникация в туризме может иметь место лишь в том случае, если коммуникатор (работник туристического агентства, менеджер отеля и т.д.) и получатель информационных сообщений (т.е. потребитель туристических услуг) понимают друг друга, если обсуждаемые темы имеют для них общий смысл, если у них есть совместный опыт использования определенной информации, общность дискурсивных и коммуникативных практик, если они схожим образом прочитывают эту информацию как некий текст.
Каждый из участников туристских коммуникаций идентифицирует себя с представителями той или иной нации, этноса, религии, социально-демографической группы, профессии, демографической группы и т.д. В этом аспекте социологические представления о туристских коммуникациях связаны с концепцией социокультурной идентичности.
Современное социологическое знание выделяет два магистральных направления изучения идентичности, имеющих традиции теоретического осмысления и эмпирических исследований: социальная идентичность и личностная.
В работах И.С. Кона обосновывается трехчастная структура идентичности: 1) психофизиологическая идентичность, обозначающая единство и преемственность физиологических и психических процессов со структурой организма; 2) социальная идентичность, характеризующая систему свойств, благодаря которой особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы, и предполагает разделение (категоризацию) индивидов по их социально-классовым принадлежностям, социальным статусам и усвоенным ими нормам; 3) личная идентификация (эго-идентичность), маркирующая единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок. Психофизиологическая и социальная идентичность могут быть описаны объективно, как нечто заданное, относительно личной идентичности действует субъективная реальность.
Классифицируя объекты социальной идентификации, «многообразные минимальные группы», В.А. Ядов выделяет микро- и макросоциальные уровни - «группы непосредственного, контактного общения» и «символические сообщества (как «мое поколение» или политические единомышленники)»; «при-мордиальные (архаичные, традиционные) сообщества», «этно-национальные сообщества» и «современные сообщества», «общности той же политической ориентации или разделяющие аналогичные взгляды и ценности», «граждане данного государства или сообщества государств» [5. С. 597].
Согласно позиции В. Г. Немировского, «мифы и вытекающие из них ценности, которые присутствуют в культуре российского общества, основаны на двух противоположных ценностных системах, одна из которых имеет эзотерическое, другая - религиозное происхождение. За каждой из этих ценностных систем стоит историческая цепочка религиозных, религиозно-политических, а порой и собственно политических тайных обществ» [3. С. 291].
По мнению Л. М. Дробижевой, центром внимания социологического подхода к анализу идентичности являются «...соотнесение личности с группой, представления о группе, социальные механизмы самоопределения индивидов в многообразных группах... Каждая из них включает в себя индивидуальную и коллективную идентичности разного масштаба и содержания» [2. С. 336].
В структуре социальной идентичности в туристских коммуникациях можно выделить «два разных аспекта рассмотрения: с точки зрения ингруппового подобия (если мы члены одной общности, у нас одна и та же социальная идентификация и мы похожи) и с точки зрения аутгрупповой или межкатегориальной дифференциации (будучи похожи между собой, мы существенно отличаемся от «них» - тех, кто принадлежит не к нашей, а к «чужой» группе)» [4. С. 135]. Данные аспекты взаимообусловлены - максимальная идентификация с ингруппой (ингрупповое отождествление, подобие) повышает уровень дифференциации этой группы от «чужих», «других» групп. Социальная идентичность в системе туристских коммуникаций реализуется в переживании индивидом самого себя в качестве своеобразного объекта-носителя общественных отношений.
Социальная идентичность выступает как представление потребителя туристических услуг о том, кем он является на основании принадлежности к определенной группе (туристом, отпускником, представителем Российского государства и др.). В этом контексте надситуационная социальная идентичность служит генератором макросоциальной идентификации, так как фиксирует значимость социальных отношений независимо от внутренних диспозиций личности.
В современных социологических исследованиях наблюдается противопоставление личностной и социальной идентичности, ибо «трудно представить, как можно в каждый данный момент одновременно чувствовать себя и подобным членам ингруппы (проявляя социальную идентификацию), и отличным от них (в рамках личностной идентичности), то это представление породило идею о неизбежности определенного конфликта между двумя видами идентичности, об их несовместимости...» [4. С. 136]. Наиболее репрезентативными в аспекте изучения оппозиции личностной и социальной идентичности являются исследования Г. Тэджфела и Дж. Тернера.
В основе теории социальной идентичности Г. Тэджфела лежит идея существования социально-поведенческого континуума межличностного взаимодействия и взаимодействия представителей определенных социальных групп и общностей. Межличностное взаимодействие предполагает актуализацию личностной идентичности, взаимодействие представителей определенных общностей -социальной идентичности. Ключевым звеном теории Г. Тэджфела является мотивационная основа достижения позитивной самооценки, следовательно, человек будет ориентироваться на межгрупповые формы поведения (актуализация социальной идентичности), если это станет достижением позитивной самооценки.
Дж. Тернер разработал когнитивную теорию самокатегоризации, которая рассматривает возможность существования самоопределения человека на трех функционально различных уровнях, соответствующих макросоциальной, личностной и социальной идентичности.
Современные исследования при анализе становления личностной и социальной идентичности обращаются к процессуальным характеристикам идентичности. При этом акцент делается на двух основных положениях: во-первых, личностная и социальная идентичности развиваются в плане субъективного времени личности, во-вторых, феноменологически проявляются через наблюдаемые психологические паттерны, связанные с актуальным социальным выбором. Дж. Марсиа в своих работах обосновывает статусную модель идентичности, согласно которой идентичность -структура «Эго», организующая убеждения и индивидуальную историю, проявляющуюся через паттерны «решения проблем»; А. Ватерман трактует функцию идентичности через способность выбора целей и отображения ценностей для установления идентичности с референтными группами. Не случайно получивший широкое распространение феномен «массового туризма» связан, в частности, с идентификацией начинающими туристами с известными и разрекламированными направлениями, посещаемыми опытными «референтными» группами. Не последнюю роль в принятии решения потребителем туруслуг играет и коммуникативное воздействие турагента.
М. Синнирелла вводит понятие «возможной социальной идентичности» как совокупности индивидуальных и групповых представлений о возможных прошлых и будущих группах членства и существующих у индивида образов возможного прошлого и будущего социальной общности [1. С. 40-46]. Понятие «возможной социальной идентичности» в этом контексте совпадает, на наш взгляд, с прогнозируемой категоризацией будущего клиента турфирмы, на процесс трансформации которого в члена референтной группы потребителя туристического продукта, оказывается социально-коммуникативное влияние.
Анализ социокультурной идентичности в сфере туристических коммуникаций связан с изучением идентичности различных социальных и культурных групп, исследованием взаимодействия индивида и социальной группы, с которой он идентифицирует себя. Социокультурная идентичность трактуется в терминах групповой принадлежности к социальной группе, обязательной включенности в определенную социокультурную категорию. Категоризация социальной идентичности осуществляется на уровне повседневного восприятия, на идеологическом и общекультурном уровне.
Понятие «социокультурная идентичность» означает то, что человек не просто принимает и разделяет определенные ценности общества или группы. Он считает бессмысленным нахождение вне того культурного пространства, которое связано и ассоциировано с данным обществом (группой). Эти ценности и смыслы вплетены в повседневную жизнедеятельность человека, в его мысли, чувства, телесную организацию. Невозможно сделать из английского туриста русского, а из русского сделать англичанина, пока они находятся внутри определенного культурно-языкового пространства. Причем речь идет не столько о внешнем, физическом пространстве, сколько о внутреннем пространстве: организованном психическом мире установок, представлений, традиций, предрассудков, архетипических символов, восприятий, закрепленных в языке. По этой причине в практике межкультурных коммуникациий, характерных для функционирования туристской сферы, возникают серьезные коммуникационные барьеры.
В межкультурных коммуникациях в туристической деятельности серьезной проблемой является преодоление межъязыкового барьера, который появляется при несовпадении смыслов, передаваемых различными языками, кодовыми системами, несовпадении культурных стереотипов субъектов коммуникативного взаимодействия.
Межъязыковый барьер является частным случаем социокультурных барьеров. В условиях интенсификации культурных контактов людей из различных стран проблема преодоления этих барьеров становится крайне актуальной. Это становится профессиональной проблемой при общении с иноязычными потребителями туристских услуг, проблемой, преодолеваемой развитием межкультурной коммуникативной компетентности.
Исследование социологических аспектов туристских коммуникаций не только позволяет установить их основные социокультурные особенности, но и может стать важным основанием для обеспечения эффективной обратной связи между турфирмами и их клиентами. Хотя термин «обратная связь» появился в кибернетике (науке о процессах управления в технических и информационных системах), он вполне применим при описании процессов реагирования адресата на сообщения в
социальных коммуникациях.
В самом общем виде под обратной связью различные теории коммуникации понимают ответную реакцию получателя на сообщение коммуникатора. Благодаря обратной связи коммуникатор может узнать о том, достигнут ли планируемый им результат коммуникативного воздействия на адресата, или этот результат полностью или частично не соответствует ожиданиям коммуникатора (в частности, турагент не убедил клиента приобрести туристический продукт). Обратная связь очевидна в ситуации межличностной коммуникации (поскольку она непосредственно наблюдается коммуникатором). В массовой коммуникации (за исключением массовых шоу, концертов) обратная связь носит непрямой, заочный и даже отсроченный характер. В самом деле, невозможно точно знать реакцию людей на те или иные экскурсии, рекламные ролики, поездки. Однако учитывать возможные реакции потребителей на характер коммуникации необходимо.
Опираясь на социологические подходы к исследованию коммуникаций в сфере туризма, следует отметить перспективность данного подхода для оптимизации технологий коммуникационного менеджмента в туристской сфере, достижение необходимого результата потребительского поведения с помощью управленческого воздействия.
В области социальных, в частности, туристских коммуникациях под управлением обычно понимают целенаправленное регулирующее воздействие на объект. Управлять туристской коммуникацией - это значит: ^ определять цели коммуникации; ^ определять пути достижения этих целей;
^ планировать с учетом ресурсов и ситуаций конкретные действия, направленные на достижение целей туристской коммуникации; ^ организовать реализацию этих планов;
^ координировать взаимодействие компонентов коммуникационного процесса, а также действия непосредственных исполнителей;
^ контролировать ход коммуникативного процесса и систему «обратной связи» с клиентом;
^ корректировать процесс по результатам коммуникации.
В туризме деятельность, включающую в себя всю совокупность перечисленных управленческих процедур и операций, мы и называем коммуникационным менеджментом. В общем виде коммуникационный менеджмент может быть определен как профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой, между компанией и потребителями ее услуг. Эта деятельность заключается в профессиональном использовании приемов, методов, процедур, технологий,
обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между различного уровня общностями и индивидами, представляющими организацию и ее среду.
Сегодня можно обоснованно прогнозировать, что под влиянием технологических перемен и новых экономических реалий существующие критерии коммуникативной компетентности специалиста в сфере туризма, обычно ограничиваемые до форм и символов в процессе передачи информации, будут существенно обогащаться. Они в некоторой степени будут вытесняться новыми компонентами, в которых языковые и неязыковые сообщения и связанные с ними социологические паттерны будут моделироваться.
В аспекте социокультурной идентичности проблема формирования позитивного отношения потребителя в коммуникативном процессе связано с избирательным принятием индивидами только той части информации (коммуникативного сообщения), которая не ведет к несовместимости с его ценностями как потребителя туруслуг, его стереотипами и его ожиданиями.
Ученые разных научных школ и направлений изучают факторы, детерминирующие создание и коррекцию отношений с потребителями. Здесь нужно учитывать самые разные параметры, с том числе и социальные и культурные процессы, связанные с формированием и функционированием идентичности, которые в значительной мере детерминируются определенной социокультурной системой через комплекс туристских коммуникаций.
Изучение социокультурной идентичности для развития эффективных отношений с клиентами в процессе реализации их потребительского поведения позволяет изучить опосредствующее влияние группы на социальное поведение индивидов, исследовать природу формирования более или менее устойчивых социальных интересов и содержит коммуникационный, информационный, маркетинговый потенциал.
Список литературы
1. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 40-46.
2. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М., 2003. - С. 336.
3. Немировский В. Г. Социология. - М.: Проспект, 2010.
4. Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. -№ 1. - С. 135.
5. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Психология самосознания.
Хрестоматия. - Самара, 2003. - С. 597.
List of references
1. Belinsky E.P. Time aspects of the I-concept and identity//the psychology World. - 1999. - № 3.P. 40-46.
2. Drobizheva L.M. Social problems of international relations in Post-Soviet Russia. - М, 2003. -
P. 336.
3. Nemirovsky V.G. Sociology. - М: Prospectus, 2010.
4. Pavlenko V. N. Representations about a parity of social and personal identity in modern western psychology // Psychology Questions. - 2000. - № 1. - P. 135.
5. Yadov V.A. Social and socially-psychological mechanisms of formation of social identity of the person // consciousness Psychology. - Samara, 2003. - P.597.
В.Ф. Ковров
к. социол. н., доцент, ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье обозначается актуальность изучения электорального процесса с позиции социологического подхода, показываются его сильные стороны и недостатки. Обосновывается положение о том, что необходимо разработать социологическую модель изучения электоральных процессов.
Ключевые слова: электоральный процесс, политическое поведение, политический выбор, электорат, социологическая модель.
V.F. Kovrov, Candidate of sociologic Science, associate professor, Bashkir State University
SPECIFIC SOCIOLOGICAL APPROACH STUDY ELECTORAL PROCESS
Abstract. The article indicated the relevance of studying the electoral process from the perspective of a sociological approach, showing its strengths and weaknesses. Substantiates the proposition that it is necessary to develop a sociological model for studying the electoral processes.
Keywords: electoral process, political behavior, political choice, the electorate, a sociological
model.
Изучение проблем электоральных процессов представляет несомненный интерес в силу того, что с помощью данного вида социальных процессов можно проследить характер и темпы социальных преобразований, особенности формирования новой системы социальных ценностей. Поэтому одной из основных задач политической социологии является исследование происходящих трансформаций, которые оказывают определенное влияние на поведение субъектов электоральных процессов и их политический выбор.
Актуальность данной темы вытекает из нескольких причин. Во-первых, в условиях становления гражданского общества повышается роль и значимость