Научная статья на тему 'Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества'

Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9961
1258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аббаси П.

Рассматриваются основные теоретико-прикладные направления исследования места и социальных функций СМИ в системе социальных коммуникаций в современном обществе и дана их социологическая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF MASS MEDIA IN THE SYSTEMOF SOCIAL COMMUNICATION IN THE MODERN SOCIETY

Theoretical and applied directions in the study of place and social functions of the mass media in the system of social communications in the modern society and their sociological characteristic are given.

Текст научной работы на тему «Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества»

П. АББАСИ,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

место и роль сми в системе социальных коммуникаций современного общества

Рассматриваются основные теоретико-прикладные направления исследования места и социальных функций СМИ в системе социальных коммуникаций в современном обществе и дана их социологическая характеристика.

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, социальные коммуникации.

В современном обществе огромную роль играют коммуникации (от латинского «communication» - сообщение, передача), т. е. обмен между людьми и другими социальными субъектами мыслями, идеями, знаниями, навыками, оценками и информацией, которые обеспечивают функционирование и развитие личности, социальных групп, институтов и общества в целом. Коммуникации охватывают жизнедеятельность всех социальных субъектов, а также практически все общественные сферы и процессы - экономические, политические, социальные и культурные.

В самой общей форме под коммуникациями понимается передача, восприятие и обмен от одного социального субъекта к другому какой-либо информации посредством символов, знаков и образов. Коммуникации между отдельными людьми, группами людей, организациями, государствами осуществляются в процессе непосредственного и опосредованного общения, то есть обмена вербальными и другими специальными знаками (сообщениями), к которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки и другая информация.

Коммуникации играют важную роль в жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Известный социолог Т. Парсонс отмечал удивительную сложность систем социальной деятельности невозможную без относительно стабильных символических систем, которые создаются и функционируют только благодаря процессам коммуникаций. По своему содержанию коммуникативный процесс представляет собой взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя, тремя и более социальными субъектами. Каждая сторона процесса коммуникации стремится определенным образом воздействовать на субъекта, которому адресовано сообщение. «Поскольку коммуникация является частью социального процесса, постольку, - пишет Т. Парсонс, - личности действуют в рамках роли, природа которой зависит от ее отношений, и от источников, из которых она получает ком-

муникативное содержание» [1]. Итак, в процессе коммуникаций выделяются следующие элементы: действие автора-носителя сообщения; ответная реакция реципиента (того, кто воспринимает сообщение); содержание коммуникационного процесса; взаимные статусы и роли, связывающие между собой участников коммуникативного взаимодействия.

Социальный коммуникативный процесс представляет собой необходимую и важную предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных субъектов, начиная от личности до общества, потому что он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Посредством социальных коммуникаций осуществляется и управление обществом, включая систему государственного управления.

По мере развития общества, сложности и разнообразия активности социальных субъектов и накопления объема информации все большую роль играют социальные коммуникации. Особую значимость они приобретают в современном мире, когда осуществляется информационная революция - решительное качественное преобразование информационной сферы. Это проявляется не только в значительной технической модернизации средств и способов коммуникаций, но также качественными изменениями в социальной и социокультурной сферах - в становлении основ постиндустриального информационно -го общества с развитой системой сложнейших коммуникационных процессов, которые оказывают существенное влияние на социальное пространство, всю систему социальных взаимодействий, на направленность и динамику социального прогресса.

Социальная коммуникация представляет собой сложный и многокомпонентный процесс. Основными компонентами социальных коммуникаций являются: во-первых, субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент); во-вторых, средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме, а также средства и каналы, по которым передается сообщение; в-третьих, предмет коммуникации (какое-либо явление, событие и т. п.) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача и т. д.); в четвертых, эффекты коммуникации - изменения внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, их поведения, социальных контактов и взаимодействий.

Социальная коммуникация выполняет три главные социальные задачи. Прежде всего, интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, включая в общество в целом. Далее, внутреннюю структуризацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов. И, наконец, отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия.

В научной социологической литературе получили развитие множество теорий социальных коммуникаций. Большое распространение имеет линейная

теория коммуникации, разработанная американским социологом Г. Лассуэ-лом. Согласно данной теории социальная коммуникация состоит из пяти компонентов: коммуникатор - кто передает сообщение; сообщение - что передается; канал - как передается сообщение; аудитория - кому передается сообщение; эффективность - с каким эффектом передается сообщение. По мнению многих других социологов, данная теория не учитывает сложности и многообразия социальной жизни, и прежде всего динамического взаимодействия социальных субъектов, при котором реципиент не пассивный потребитель информации, а активный участник процесса социальной коммуникации. Этот недостаток преодолен в интеракционистской теории коммуникации, разработанной социологом Т. Ньюкомбом. Эта теория коммуникации исходит из того. что субъекты коммуникации - и коммуникатор и реципиент - равноправны, связаны друг с другом взаимными ожиданиями и установками, а также общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффект же коммуникационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что означает расширение или сужение возможностей их взаимопонимания и сотрудничества. В этой теории на первый план выдвигается достижение согласия между партнерами по коммуникации, а само согласие - как установление общей картины мира у тех, кто объединен в коммуникативное взаимодействие. Поэтому коммуникация представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которым поддерживается, развивается или разрушается согласие. Сам же механизм согласия есть по определению американского социального психолога Т. Шибутани «взаимное принятие ролей». Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, оценок, чувств, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать, принимать (или отвергать) точки зрения и оценки других участников. Большое распространение имеет также общая теория коммуникаций, разработанная канадским социологом Г. Мак-Люэном. Он считает, что развитие коммуникационных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. В эпоху племенных культур общение людей было ограничено рамками устой речи и мифологическим мышлением, придающим миру целостность, но вместе с тем локальность и замкнутость. На втором этапе развития коммуникационных процессов, связанном с появлением письменности, изменился и тип коммуникации - единство значений и знаний, их организация в целостной системе письменного языка устранили в нем разногласия, расхождения в отношении к нормам и ценностям, что укрепляло консолидацию человеческих сообществ. Благодаря письменности общество получило мощное оружие введения в оборот новых значений, образов и ориентаций. Третий этап усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, по мнению Г. Мак-Люэна, начался изобретением в XV веке печатного станка, что привело к развитию визуального восприятия, формированию на-

циональных языков и государств. Следующим этапом в развитии коммуникаций стало широкое распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудиовизуальные средства, Интернет радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяет масштабы и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром [2]. Эта теория коммуникации была в последующем развита американским социологом О. Тоффлером, который создал инфосферную модель коммуникационного взаимодействия, основу которых составляют мощные потоки информации, зашифрованные в сложных компьютерных программах. По его мнению, компьютерная коммуникация создает новую коммуникационную ситуацию, для которой характерно отсутствие единой культуры, постоянно меняющееся разнообразие новых культур и другие процессы [3]. Немецкий социолог Н. Луман разработал аутопойетиче-скую теорию коммуникации. По его мнению, аутопойетическая система - это система, отличающаяся оперативной закрытостью и состоящая из множества коммуникативных элементов - потоков информации. Именно вследствие интегрирования информации, сообщения и понимания социальная система приобретает свои специфические свойства: а) способность к самоограничению -к различению самой себя и окружающей среды; б) способность воспроизводства; в) самоорганизацию; г) самореференцию. Если психическая система (например, личность) самоорганизует и самореференцирует себя посредством самосознания, то социальная система (общество), по его мнению, осуществляет этот процесс посредством коммуникации. Поэтому понятие коммуникации является важным фактором для определения понятия общества [4].

По характеру и целям сообщений различаются: информационная коммуникация, аффективная, образная и коммуникационное давление. Под информационной коммуникацией понимается та, посредством которой один человек передает другому знания об окружающем мире. Аффективная коммуникация основана на передаче чувств, эмоций и оценочных суждений. Этот вид коммуникации очень важен для процесса формирования личности. Посредством ее человек получает информацию о себе самом. Формирует свое самосознание, образ своего «Я». Важным моментом является проблема достоверности и объективности передаваемой информации, которые зависят как от субъективных, так и от объективных обстоятельств, касающихся и коммуникатора и реципиента.

Для социологического исследования социальных коммуникаций большое значение имеет их типология. Наиболее популярной является типология социальных коммуникаций на следующие типы: традиционная, функциональноролевая, межличностная, групповая и массовая. Традиционная коммуникация основана на верховенстве традиции, обычаев и правил, существующих в какой-либо локальной социальной среде, например, в сельской местности. Здесь общение отличается постоянством, стабильностью ожиданий, первичностью коммуникативных связей. Функционально-ролевая коммуникация развивается

в городской среде, в условиях значительной дифференциации видов деятельности и образа жизни. Правила коммуникации в основном соответствуют роли, которую человек выполняет в данной системе деятельности, его статусу и сложившейся социальной иерархии в этой системе. Устные, а еще в большей степени письменные контакты часто формализованы. Межличностная коммуникация - такой тип коммуникационного взаимодействия, при котором в роли, как отправителя, так и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для него характерны непосредственный контакт между субъектами общения, использование множества средств коммуникации не только вербальных, но и невербальных. По характеру взаимодействия между партнерами различают личностную и ролевую межличностную коммуникацию. Групповая коммуникация представляет собой коммуникационное взаимодействие, в процессе которого общение происходит между двумя или большим количеством членов определенной социальной группы в целях организации совместных взаимозависимых действий. Групповая коммуникация составляет основу коммуникативных взаимодействий в социальных организациях. Межгрупповая коммуникация - в которой имеет место взаимодействие и обмен информацией между двумя и более социальными группами. Она может выполнять информационную, обучающую, развлекательную или другую функцию. Массовая коммуникация - такой тип коммуникации, который основан на использовании технических средств тиражирования и передачи сообщений, охватывающих большие массы людей, а в качестве коммуникаторов выступают средства массовой информации - пресса, радио, телевидение и др. Главная особенность массовых коммуникаций состоит в соединении институционально организованного производства информации с ее рассредоточением, массовым распространением и потреблением. По этой причине эта информация стала одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации контроля над массовым сознанием и поведением. Основными функциями массовой коммуникации в обществе являются: информирование о происходящих событиях, передача знаний об обществе от одного поколения к другому через социализацию и обучение, целенаправленное влияние на формирование определенных стереотипов поведения людей, помощь обществу в осмысливании и решении актуальных социальных проблем, развлечение. Средства массовых коммуникаций оказывают большое влияние на людей, их предпочтения и жизненные позиции. Однако люди не выступают в качестве пассивного потребителя информации и объекта коммуникационного воздействия. Воздействие массовой коммуникации на людей опосредовано системой их личностных качеств и свойств, социальным статусом, уровнем образования и многими другими социальными и культурными позициями.

Различные типы коммуникационных процессов объединяются в сложные сети социальных коммуникаций, связывающих друг с другом разные подсистемы общества, его социальные структуры, институты, организации, общности

и группы. При этом следует иметь в виду, что массовая коммуникация оказывает на людей как позитивное, так и в некоторой степени негативное воздействие. Положительное воздействие массовых коммуникаций существенно возрастает, когда средства массовой информации функционируют в русле коммуникативных принципов и ценностей общей духовной культуры социума. Характерной особенностью современного общества является появление новых (электронных) средств коммуникаций, интенсификация и массовость коммуникационных процессов, синтез разных видов коммуникации и коммуникационных средств, а также глобализация коммуникационных и информационных процессов. Радио, телевидение, компьютерные сети и другие - это все новые средства электронной коммуникации. Их широкое распространение и использование привело к резкой интенсификации и массовости коммуникационных процессов. Все это существенным качественным образом повлияло на различные стороны жизнедеятельности общества: экономику, политику, социальную структуру и образ жизни, культуру. Коммуникации и средства массовой информации стали важным социальным институтом современного общества. Вместе с тем они - важный компонент практически всех других социальных институтов - экономики, политики, культуры. Помимо функции огромного влияния на все стороны социальной жизни, средства массовой информации играют важную роль стабилизации социальной жизни. Широкое и интенсивное распространение средств массовой коммуникации, которое отмечается со второй половины ХХ века, позволяет говорить о начале эпохи постиндустриального, информационного общества, в котором имеет место значительное влияние сложных электронных информационных и коммуникационных процессов на социальную жизнь и занятие многими членами общества трудовой деятельностью по созданию информации и обслуживанию информационных и коммуникационных систем. Новейший этап в развитии средств массовой коммуникации связан с интерактивным единством потребителя информации с источником информации, в том числе в виртуальном киберпространстве. Интерактивность - это такой способ коммуникации, кото -рый обеспечивает более активное участие человека в информационных процессах. Компьютерные коммуникации - это пример интерактивной коммуникации, также как и глобальная сеть Интернета, которая породила виртуальное киберпространство.

Средства массовой информации в современном обществе выполняют ряд важных социальных функций. Прежде всего функцию социализации личности. Процесс формирования человека как социального субъекта называется социализацией - процессом формирования знаний, мнений, взглядов, убеждений, мировоззрения в целом, а также приобретения социального статуса и социальных ролей. Социализация (социокультурная, профессиональная и другая) протекает в течение всей жизни человека, однако наиболее активно в период детства и юности. Социализацию, таким образом, можно рассматривать также как процесс передачи от одного поколения к другому социальных цен-

ностей, навыков, знания, стандартов и норм социального поведения. В этом плане социальная коммуникация между людьми играет важную социализирующую роль. Особенностью современного общества является то, что средства массовой коммуникации значительно расширяют поле возможностей социализации индивида в самых разных сферах и направлениях. Особенно глобально это имеет место при профессиональной социализации личности в условиях становления постиндустриального информационного общества. Например, если раньше в традиционных обществах процесс социализации в значительной степени проходил в малых социальных группах (в семье и на уровне межличностной коммуникации), то в настоящее время он протекает одновременно в контексте больших и разнообразных социальных, политических и культурных общностей и групп, в том числе и в виртуальном киберпространстве. Все это значительно расширяет реальный социальный выбор человека, стирает социальные границы и развивает социальную мобильность в обществе. Средства массовой информации в силу своей специфики и большого психологического потенциала воздействия на людей выполняют функцию распространения, воспитания и внедрения в образ жизни населения норм, правил и моделей поведения. Средства массовой информации способствуют процессу интеллектуализации населения, в частности развитию концептуального восприятия социальной реальности. Средства массовой информации выполняют также важнейшую функцию социальной стабилизации и социально-культурной интеграции, включая национально-культурную идентификацию. Интеграционная функция средств массовой коммуникации проявляется в обеспечении целостности общества или его функционирование как целостной системы. Каждая страна имеет не только свои национальные системы социальных коммуникаций, но и свое информационное пространство. И хотя в современном мире границы информационного пространства могут далеко не совпадать и политическими границами страны, однако чаще всего национальные средства коммуникации и информации являются доминирующими в информационном пространстве страны. Важной функцией средств массовой информации является их консолидационная роль в обществе. В современном обществе институт средств массовой информации стал серьезным центром поддержки социальных связей между людьми, разными частями общества и одним из его системообразующих факторов. В современных условиях ведущую роль среди СМИ играет телевидение и Интернет. Для миллионов людей телеэкран и компьютер стали основными источниками информации и познания окружающего мира. Это связано с тем, что, являясь частью системы социальных отношений, телевидение и Интернет выполняют такие же функции, что и другие средства массовой информации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т. д. Вместе с тем телевидение и Интернет обладают недоступными другим СМИ качествами. Прежде всего оперативность, возможность информировать людей с места событий, виртуальное межличностное общение и взаимодействие.

Общемировая тенденция бурного развития телекоммуникационных и информационно-компьютеризированных процессов находит свое яркое проявление во всех странах мира, в том числе и в странах Ближнего Востока. С точки зрения тенденций и перспектив экономического, политического, социального и культурного развития ближневосточных стран наиболее оптимальными представляется стратегия и концепция развития национальных СМИ, в которой осуществлялась бы органическая связь мировоззренческих и технологических достижений современной цивилизации с прогрессивными элементами национальной культуры. При этом необходимо учитывать национальный исторический опыт функционирования ближневосточных средств массовой коммуникации, обеспечивая подключение религиозных и других культурных национальных традиций к процессу трансформации общества в русле демократического развития и социального прогресса.

Литература

1. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Т. Парсонс Американская социологическая мысль. -М., 1996. - 514 с.

2. Мак-Люэн, Г. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Г. Мак-Люэн. - М., 2003. - 464 с.

3. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М., 1999. - 783 с.

4. Луман, Н. Медиа коммуникации / Н. Луман. - М., 2005. - 256 с.

РАКШ ABAsI

PLACE AND ROLE OF MASS MEDIA IN THE SYSTEM OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE MODERN SOCIETY

Summary

Theoretical and applied directions in the study of place and social functions of the mass media in the system of social communications in the modern society and their sociological characteristic are given.

Key words: means of mass communication, the social communications.

Поступила 29.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.