ФИЛОСОФИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 316.776
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
© 2012 г. Д.В. Богданов
Волжская государственная академия водного транспорта, Н. Новгород
ишка&ша@уа^ех. ги
Поступила в редакцию 10.04.2012
Дана типология социальной коммуникации на основе деятельностного анализа, в результате чего выделены основные компоненты социальной коммуникации. Разграничиваются понятия «объект» и «субъект» в коммуникативной деятельности. Показывается влияние условий на процесс коммуникации и ее результативность. Рассматривается взаимодействие коммуникативной деятельности с другими сферами жизнедеятельности общества. Разрабатываются принципы систематизации социальной коммуникации и ее средств.
Ключевые слова: деятельность, социальная коммуникация, объект, субъект, средства коммуникации, типология, среда взаимодействия, коммуникативная сфера, процесс.
Эвристическим значением при типологиза-ции обладает принцип деятельности, исследования которого относятся к 60-70-м годам ХХ в. (Э.Г. Юдин, И.Б. Блауберг, В.Н. Садовский, В.Н. Сагатовский, М.С. Каган, Л.А. Зеле-нов). Принцип деятельности позволяет понять общественные явления не в статике, а в динамике, когда исследуется не искусство, а художественная деятельность, т.к. искусство - это продукт художественной деятельности, не религия, а религиозная деятельность, не экономика, а экономическая деятельность, не политика, а политическая деятельность и т.д.
Деятельность это тоже движение, тоже взаимодействие, но характеризующееся целесообразным характером, целесообразной природой, что определяет иные ее качества: сознательность, предметность, орудийность, универсальность и т.д.
В соответствии с диалектическим процессом снятия низшего высшим в основании деятельности, как и жизнедеятельности, находится взаимодействие. По этой причине нельзя не согласиться с профессором В.Д. Граждан в том, что «наиболее общим источником движения и развития является, в конечном счете, взаимодействие» [1, с. 41].
Социально-коммуникативная система предполагает не только деятельность по ее созданию, но и деятельность по ее потреблению, восприятию, оцениванию, вплоть до вмешательства в этот процесс. К тому же с коммуни-
кацией связаны такие виды деятельности, как тиражирование, копирование, сохранение, распространение, доработка и т.д.
В результате анализа коммуникативного процесса С.О. Кремлева приходит к выводу, что «коммуникация - это деятельность, имеющая цель, необязательно осознаваемую, предполагающая одного или более участников и заключающаяся в посылке и получении разного рода сообщений, которые используют различные каналы, могут искажаться под воздействием шума, существуют в некотором контексте, оказывают определенный эффект на адресата и оставляют возможности для обратной связи» [2].
Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми, и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста).
Таким образом, самым общим становится понятие «коммуникация» (информационный обмен), менее широким - «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, -«общение».
Любая человеческая деятельность внутренне дифференцирована на различные компоненты, которые в своих связях обеспечивают ее реальность. Даже эмпирический подход позволяет выявить в любой деятельности те компоненты, взаимосвязь которых ее определяет: отправитель, получатель, средства, процессы.
Решение проблемы компонентного анализа состава деятельности заключается в четком определении логики введения понятий, отражающих компоненты деятельности.
При этом мы специально говорим не об элементах, а именно о компонентах деятельности, т.е. тех явлениях внешнего мира, которые включаются в ее систему.
М.С. Каган выделяет три таких компонента: субъект, объект и процесс. В таком случае исчезают средства деятельности и даже ее продукты. А непродуктивная деятельность - это всего лишь «процессуирование» [3, с. 46].
У В.А. Лекторского к субъекту, объекту и «предметам - посредникам» добавляются «другие субъекты», чтобы деятельность приобрела «коллективный межсубъектный характер» [4, с. 180-181]. Л.П. Буева критикует М.С. Кагана за забвение средств деятельности, а в конечном счете она называет такие компоненты деятельности, как субъект, средства, предмет, результат [5, с. 77-84].
Выход на деятельность позволяет выйти и на основные типы социальной коммуникации по компонентному основанию. В процессе рассмотрения различных точек зрения К.В. Лучников выделяет концепцию 8-компонентного состава [6, с. 51-62].
1. В современной литературе до сих пор не существует четкого философского разграничения понятий: «предмет» - «объект» и «человек» - «субъект». Предмет противостоит человеку, а объект - субъекту. Именно благодаря превращению человека в субъекта деятельности, предмет превращается в объект деятельности. Субъект и объект - относительные понятия. Такова историко-философская традиция. Объект - это та грань предмета, которую выделяет в процессе деятельности человек, становясь субъектом [6, с. 55-56].
Превращение человека (индивида) в субъекта конкретной деятельности осуществляется в процессе подготовки к ней: готовность = потребность + способность. Субъект социальной коммуникации - это любые участники коммуникативного процесса: адресаты, отправители, программисты, телеведущие, компьютерщики, хранители, хакеры, «пираты» и пр. Хотя для удобства разграничения ролей коммуникатив-
ного процесса объектом в коммуникативистике именуют получателя информации.
Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен всего-навсего ее принять, понять и использовать. Коммуникация, таким образом, по мнению Кагана, является процессом однонаправленным. Общение, напротив, представляет собой субъект-субъектную связь, при которой нет отправителя и получателя сообщений - есть собеседники, соучастники общего дела. В общении информация циркулирует между партнерами, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер [7, с. 143-146].
С использованием современных средств коммуникации субъект может быть как отправителем, так и получателем сообщений - двухсторонняя модель. Однако в эту модель включаются «посредники», которые могут регулировать ход движения сообщений или даже их смысл. Например, хакеры могут воздействовать на процесс передачи сообщений, удаляя или изменяя их.
2. Анализ состояния коммуникативного объекта, который изменяется в зависимости от поставленных целей, позволяет объективно оценить ситуацию, опираясь не только на здравый смысл и интуицию, но и, главным образом, на научно обоснованные данные. Сравнение использования объекта в различные промежутки времени позволяет определить величину показателя и направление протекающего социального процесса.
Объект оперирует институциированными формами общественного сознания. Помещая определенные знаковые системы в объектное измерение, включающее в себя пространство, где одновременно присутствуют и материал, и субъект воздействия, коммуникатор транслирует в это пространство модели поведения и взаимодействия. Это синтезированное пространство воздействует на образ мысли и образ действия людей.
Объектом анализа являются знак, фрагмент текста, музыкального и видеофайла. Нахождение предметного значения (денотата) для какого-либо имени дает существенную информацию об этом имени, но это не исчерпывает семантическую проблематику. Предметное значение содержит на указание объем обозначенного данным именем понятия, но не объясняет его содержания.
Внешние характеристики объекта (количество, характер, вид) необходимы, но их рас-
смотрение составляет лишь первый этап познания, поскольку при таком ракурсе его изучения вне поля зрения остаются многие процессы, возникающие в сознании людей в результате восприятия продукции коммуникации. Не менее важен качественный анализ объектов и процессов их функционирования, включающий в себя изучение коммуникационных технологий и их влияния на те картины действительности, которые возникают в сознании субъектов.
Помимо качественных и количественных характеристик объекты различаются по содержанию передаваемой информации, типу (вербальный, невербальный, аудиовизуальный и др.), видам (экономический, оборонный, научный, педагогический, художественный, рекламный и пр.) и т.п. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, а также коммуникативные формы и средства.
Особым объектным видом социальной коммуникации является реклама, осуществляемая посредством обмена действиями порождения и интерпретации специально созданных текстов и визуальных материалов. Текст, рисунок, нанесенные на бумажный носитель или существующие в аудиовизуальном виде, представляют собой мотивированное, целостное, содержательно-смысловое, иерархически организованное знаковое образование.
3. Средства являются обязательным компонентом коммуникативной деятельности. Наличие этого компонента обусловлено не столько активностью субъекта, сколько сопротивляемостью объекта деятельности. Преодоление этой сопротивляемости и делает человеческую деятельность «опосредованной»: между собой и объектом человек ставит средства, которые позволяют овладеть объектом со всем набором его естественных, объективных свойств.
Первым, с чего начинается разграничение средств коммуникации (СК), является их типо-логизация на основе формы воздействия, а именно по используемым средствам.
Из всех видов знакового (символьного) поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка (вербальная коммуникация) и сопровождающее несловесное поведение (невербальная, пара-вербальная коммуникация). Поэтому коммуникация протекает в основном в рамках двух ведущих каналов: вербального и визуального. Именно в этой области чувств у человека оказались более совершенные порождающие и анализирующие аппараты.
В самом широком понимании к техническим средствам коммуникации относят все специаль-
но созданные материально-вещественные элементы, применяемые при функционировании системы коммуникации или в процессе коммуникации. К техническим средствам коммуникации относят телефон, телетайп, факсимильный аппарат, видеосвязь (телеконференция), двухстороннюю радиосвязь, электронную почту (Интернет). Эти технические средства коммуникации обеспечивают непосредственную коммутацию сетей коммуникации между строго определенными адресатами и позволяют вести двухстороннюю связь одновременно или с некоторым промежутком во времени.
Другие технические средства не предоставляют такой возможности, тем не менее обеспечивая коммуникацию между отправителем и неопределенным адресатом. К ним относятся, например, печатные материалы, телевизор, радио- и киноаппаратура. Из аудитории (читатель, зритель), которой адресована информация, определенная часть людей, получивших информацию, может отреагировать на нее и передать свой ответ коммуникатору (например, редакции).
4. Поскольку средства деятельности самостоятельно не функционируют, они нуждаются в приложении сил субъекта. Это соединение средств с субъектом, который направляет их на объект, и образует динамический компонент деятельности - процесс. В социальной коммуникации можно выделить четыре операции, четыре основных коммуникативных функции, которые создают процесс: получение, переработка, хранение и передача.
Данные операции, как правило, находятся в постоянном развитии, так как адресат, получивший информацию от отправителя, может подвергнуть ее переработке, отправив тем самым третьему лицу уже в измененном виде. Далее процесс может снова повториться с другим участником. Благодаря современным технологиям, в особенности Интернету, информация может быть использована множеством субъектов.
Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и значительное количество структурных моделей коммуникации, большинство из которых было создано в XX в.
В самом общем виде коммуникационный процесс можно описать следующим образом: отправитель (источник), цель которого заключается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на получателя, передает определенное сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью вербальных/невербальных знаков, символов, содержащих те или иные смыслы. Получателю для понимания смысла передаваемого сообщения необходимо его раскодировать (декодировать). Коммуникация предполагает и обратную связь, благодаря которой отправитель убеждается, что сообщение дошло до адресата и соответствующим образом проинтерпретировано.
Особое значение информация имеет в коммуникативной деятельности. Здесь процесс ее получения, переработки и использования имеет специфический, присущий именно этой деятельности характер. Информация пронизывает весь процесс коммуникации, все его стадии. Некоторые вообще трактуют коммуникативную деятельность как переработку информации [8].
5. Важным компонентом в цепочке коммуникативной деятельности будут условия для ее осуществления. Так, при организации направленной коммуникации основными элементами будут такие условия, которые учитывают познавательные возможности реципиента, его индивидуальные установки на получение новой информации и интеллектуальные возможности для ее восприятия, понимания и переработки. Немаловажным фактором также будет опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на его сенсорные каналы, создание атмосферы доверительности.
В процессе взаимодействия условия коммуникации могут быть переменными, то есть меняться под воздействием обусловливающих их внутренних и внешних факторов. Принято различать независимые и зависимые переменные. В социокоммуникации в качестве независимых переменных выступают коммуникативные сферы, социальный статус, коммуникативная установка и т.д.; в качестве зависимых - ситуативная вариативность, виды используемых вербальных и невербальных знаков и т.п.
Социальным основанием коммуникативной деятельности являются общественные отношения, выступающие системообразующим фактором. В социальной коммуникации главным принципом является мотивационная сущность и функции межличностных взаимодействий. Такая модель рассматривает взаимодействие в
системе «я - другой - третий» (трехчастная модель).
Во внутренней среде третьей стороной коммуникации будут все компенсаторы ограниченностей субъектов, объектов, средств, процессов коммуникации (инвесторы, ученые, социологи, маркетологи, менеджеры, художники, дизайнеры и пр.). Они не являются компонентами коммуникации, но создают возможность для ее существования, опосредованно влияя на процесс коммуникации. Как только они переступают эту черту, то становятся непосредственными участниками, субъектами.
Мотивы, потребности в получении конкретной информации связаны с условиями ситуации, сферы деятельности, в которую погружен человек. Возможности установления и поддержания контакта обусловлены взаимодействием различных (пространственных, временных, психологических, социальных) условий общения [9, с. 53-57].
6. Коммуникативная деятельность должна быть результативной, т.е. обеспечивать реализацию цели субъекта, поэтому непременным компонентом деятельности является результат. Однако помимо ожидаемого продукта в результате отхода от запланированных действий, возникают побочные, дополнительные, непредусмотренные результаты.
Основным результатом коммуникации является взаимное понимание. О результативности коммуникации мы можем судить по степени ее влияния на получателя, на его установки (т.е. относительно устойчивые представления), привычки, стереотипы и т.д. [10].
Результаты коммуникативного акта зависят от правильного (валидного) восприятия полученной информации, от чего в свою очередь зависят результаты коммуникации. Если же акт коммуникации привел к желаемым изменениям в знаниях, установках и поведении получателя (получателей), то такой коммуникативный акт считается эффективным. Эффективность обмена информацией и всего процесса коммуникации во многом зависит от познаваемости субъектами коммуникации предмета обсуждения и коммуникативной компетентности.
Л.Я. Аверьянов считает, что «потребность во взаимодействии есть потребность в освоении результатов деятельности объекта и субъекта, которая одновременно становится и полем его деятельности. Взаимодействие - это потребление результатов деятельности друг друга для решения каждый раз своей собственной задачи и тем самым для реализации общей задачи» [11, с. 22].
Тексты являются результатом деятельности людей, функционирующих в определенной социальной ситуации. Отношения коммуникатора и реципиента обычно отражают разные модели социальных отношений людей. Коммуникативные средства на любом уровне функционирования также социально обусловлены. С помощью знаков, символов автор излагает свои мысли. Причем письменная речь более избирательна, чем устное слово. Здесь вербальное сочетается с невербальным, которое будет являться побочным, дополнительным результатом при общении. Человеку с трудом удается сдерживать свои эмоции, поэтому их выдают непроизвольные жесты, дополняющие устную речь.
7. Названные компоненты коммуникативной деятельности не существуют рядоположенно. Они взаимосвязаны в системе целостности, их взаимодействие и создает эту целостность, т.е. данную деятельность. Система социальной коммуникации - это организационная связь всех компонентов коммуникативной деятельности, включающей структуру, режим, регламент, алгоритм коммуникации.
Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию [12, с. 197]. Понятия система и процесс взаимосвязаны, так как система включает в себя процесс.
По Парсонсу, каждая социальная система имеет предпосылки адаптации, целедостиже-ния, интеграции, воспроизводства и сохранения структуры. Г. Спенсер считал, что каждая часть структуры может существовать только в рамках целостности. Общество, с точки зрения структурных функционалистов, складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений [13]. Индивидуальные связи, действия и отношения в целостной системе образуют новое, системное качество. В коммуникативистике структура и функции массовой коммуникации рассматриваются с позиций системного подхода.
Системный подход рассматривает коммуникацию как систему, в которой присутствуют: источник, передатчик, канал, получатель, место назначения, шум. Коммуникация означает, что источник информации выбирает желательное сообщение, передатчик кодирует сообщения в сигналы, а получатель расшифровывает сигналы в сообщения. Конкретным примером структурного устройства является язык, состоящий
из упорядоченных знаковых единиц, непосредственно «строящих» речь человека.
Структура социальной коммуникации зависит от целей коммуникатора (коммуникантов). В самом общем виде эта структура включает в себя субъекты коммуникации (коммуникатора, коммуникантов), коммуникационную деятельность и коммуникативные сообщения. Коммуникативные технологии, реализуемые с помощью коммуникационных систем, конструируют и воссоздают оптимальную с точки зрения коммуникантов систему социальных связей. Коммуникационные структуры в сложных системах накладываются друг на друга, а коммуникативные связи формируют крупные сети, составляющие основу социальной структуры того социального образования, в границах которого осуществляются коммуникации.
8. Процесс коммуникации периодически корректируется с учетом происходящих изменений в структуре коммуникативной системы (субъектах, каналах коммуникации), а также в окружающей ее социальной, экономической, правовой и других средах.
Среда социальной коммуникации - это все другие системы деятельности, с которыми взаимодействует коммуникативная: экономиче-
ская, научная, педагогическая, художественная, политическая, военная, экологическая и др. Но лучше сказать не взаимодействует, а входит в эти системы, которые накладывают свой отпечаток на коммуникативную деятельность. Эти системы имеют свои правила, свои установившиеся принципы.
Коммуникативная сфера может входить в любые другие человеческие сферы общества. В каждой среде коммуникация имеет свои особенности, те черты, которые свойственны определенному профилю. Так, военная и экономическая коммуникация отличаются друг от друга разноплановой деятельностью. А вот военная и педагогическая имеют много общего в процессе коммуникативной деятельности обучения.
Каждая сфера имеет внутреннюю и внешнюю среды, в которых осуществляется деятельность. Неопределенность внешней среды является функцией объема информации, которой располагает субъект коммуникации по поводу конкретного фактора, характеризует надежность этой информации. Если информации мало или есть некоторые неточности, сомнения относительно ее происхождения, то среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее обоснованной, высоконадежной.
При рассмотрении влияния внешней среды на коммуникацию следует учитывать характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности, которые описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.
По Н. Луману [14], коммуникация предстает не как послушный объект управленческих решений, а как активная самоорганизующаяся среда. Действие понимается как подлинный элемент социальной системы, оно производится и воспроизводится в ней в соотнесении (коммуникации) с другими действиями-событиями.
Итак, при системно-типологическом подходе удается выделить в коммуникативной деятельности 8 базовых компонентов, которые обладают специфическими качествами: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда.
Ценность такого подхода заключается в его эвристическом значении, поскольку открываются перспективы логичного и содержательного построения теории любой деятельности на основе развертывания содержания ее компонентов.
В конечном счете деятельностный анализ общества, который считали в 70-х годах ХХ века модой, является сугубо научным, исторически представленным и эмпирически проверенным, более того - эвристическим и перспективным способом исследования социальных явлений. С методологической точки зрения деятельностный подход вполне органично включается в диалектический метод, а значит его генеалогия диалектическая. И это гарантия его перспективной жизни.
Список литературы
1. Граждан В.Д. Социология управления. М.: КНОРУС, 2008. 512 с.
2. Кремлева С.О. Сетевые сообщества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portalus.ru (дата обращения 12 февраля 2012).
3. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
4. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 1980. 358 с.
5. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
6. Лучников К.В. Деятельность в системе социума: Монография. Н. Новгород: «Издательский салон» Гладкова О.В., 2010. 79 с.
7. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъ-ектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 320 с.
8. Виноградова З.И., Виноградов И.Е., Щербакова В.Е. Логика науки управления. М.: Мысль,
1998. 208 с.
9. Розанов Ф.И. Социальное взаимодействие как информационный обмен: Дисс. ... канд. филос. наук. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2010. 144 с.
10. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП,
1999. 592 с.
11. Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи. В 2 ч.
Ч. 1. М.: РГИУ, 2000. 226 с.
12. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, 2000. 224 с.
13. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. М.: Прогресс-Традиция,
2009. 320 с.
14. Луман Н. Медиа коммуникации / Пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова. М.: Логос, 2005. 280 с.
THE ACTIVITY APPROACH TO THE STUDY OF SOCIAL COMMUNICATION
D.V. Bogdanov
The paper presents a typology of social communication on the basis of the activity analysis, which identified the main components of social communication. Delineate the concept of «object» and «subject» in a communicative activity. Introduce the influence of condition on the communication process and its results. Consider the interaction of communication activities with other spheres of social life. Developed principles of systematization of social communication and its means.
Keywords: activity, social communication, object, subject, means of communication, types, environment interaction, communicative sphere, process.