Научная статья на тему 'Социологические опросы в вузе: механизм функционирования обратной связи с потребителями образовательных услуг'

Социологические опросы в вузе: механизм функционирования обратной связи с потребителями образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ / QUALITY MANAGEMENT / EDUCATIONAL FAVOR / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / MECHANISM OF THE FEED-BACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухмин Владимир Сергеевич, Габдрахманова Лейла Асхатовна, Кашина Ольга Александровна, Соколова Евгения Александровна, Фатхуллова Кадрия Сунгатовна

В рамках системы управления качеством в Казанском университете разработана анкета «Учебный процесс глазами студента» и проанкетированы студенты третьего и четвертого курсов. Результаты нашего исследования показали, что студенты верно понимают значение правильной организации учебного процесса и предлагают конструктивные предложения по ее оптимизации. При мониторинге основных процессов, происходящих в вузе, при формировании системы управления качеством образовательной деятельности анкетирование студентов становится незаменимым и эффективным инструментом обеспечения обратной связи с потребителем образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухмин Владимир Сергеевич, Габдрахманова Лейла Асхатовна, Кашина Ольга Александровна, Соколова Евгения Александровна, Фатхуллова Кадрия Сунгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questionnaire Students opinion concerning educational process was developed in Kazan University in terms of quality management system. Students of third and fourth years of education were asked to answer the questionnaire. Results of our study indicated that students understand well the importance of correct organization of education and suggest actual methods for its optimization. Monitoring of basic university processes and formation of quality management system in the field of education necessarily include questioning of students as an effective mechanism of the feed-back with consumers of educational favor.

Текст научной работы на тему «Социологические опросы в вузе: механизм функционирования обратной связи с потребителями образовательных услуг»

Литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002. - 591 с.

2. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования / Е.П. Белозерцев. - Волгоград, 2000. - 461 с.

3. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - 270 с.

4. Дугин И.М. Антропологический подход в практике нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов / И.М. Дугин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2006. - Т. 6. - № 14. - С. 60-67.

5. Корнетов Г.Б. Универсальная матрица анализа историко-педагогического процесса / Г.Б. Корнетов // Историко-педа-

гогическое знание в начале третьего тысячелетия: итоги, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научной конференции. - М.- Тверь: АСОУ; Золотая буква, 2005. - 248 с. - С. 110 - 115.

6. Любимова Г.Ю. Психология конфликта / Г.Ю. Любимова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.

7. Муштук О.З. Конфликтология / О.З. Муштук, А.Ю. Деев, О.С. Которова. - М.: Маркет ДС, 2008. - 160 с.

8. Сергеев Н.К. Целостный подход в педагогическом исследовании / Н.К. Сергеев // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сборник научных и методических трудов. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - Ч. 2. - С. 5-9.

9. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - Л.: ЛГУ, 1960. - 156 с.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ В ВУЗЕ: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В.С. Бухмин, Л.А. Габдрахманова, О.А. Кашина, Е.А. Соколова,

К.С. Фатхуллова

В рамках системы управления качеством в Казанском университете разработана анкета «Учебный процесс глазами студента» и проанкетированы студенты третьего и четвертого курсов. Результаты нашего исследования показали, что студенты верно понимают значение правильной организации учебного процесса и предлагают конструктивные предложения по ее оптимизации. При мониторинге основных процессов, происходящих в вузе, при формировании системы управления качеством образовательной деятельности анкетирование студентов становится незаменимым и эффективным инструментом обеспечения обратной связи с потребителем образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательные услуги, обеспечение качества образования, система менеджмента качества, механизм обратной связи

The questionnaire "Students opinion concerning educational process " was developed in Kazan University in terms of quality management system. Students of third and

85

fourth years of education were asked to answer the questionnaire. Results of our study indicated that students understand well the importance of correct organization of education and suggest actual methods for its optimization. Monitoring of basic university processes and formation of quality management system in the field of education necessarily include questioning of students as an effective mechanism of the feed-back with consumers of educational favor.

Key words: quality management, educational favor, quality management system, mechanism of the feed-back

После вхождения России в Болон-ский процесс внутривузовские системы управления качеством образовательной деятельности стали необходимым атрибутом деятельности современного учреждения высшего образования [1-2]. Качество образования рассматривается и как качество результата образовательного процесса, и как совокупность качественных характеристик условий образовательного процесса, реализации его целей и результатов [3]. При этом за «точку отсчета» принимается удовлетворенность потребителей образовательных услуг [4]. Следует отметить, что студенты являются не только основными потребителями образовательной деятельности вуза, но и активными участниками этого процесса. Поэтому их мнение относительно предоставляемых образовательных услуг и их качества вносит большой вклад в систему самооценки организации и позволяет сформировать необходимый комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности вуза.

В Казанском университете в рамках системы управления качеством была разработана анкета "Учебный процесс глазами студента", и в 2005 г. было организовано первое масштабное анкетирование студентов. Анализ результатов представлен ранее [5]. В 2008 г. анкета была модифицирована с учетом предыдущего опыта, пред-86

ложений факультетов и обсуждения с представителями других вузов. В окончательном варианте анкета содержит 30 вопросов, ответы на которые дают возможность оценить следующие аспекты: мотивацию к образовательной деятельности, качество организации учебного процесса, организацию самостоятельной работы студентов и создание условий для ее реализации, эмоциональный настрой и регуляцию поведения, личностные характеристики обучающихся, перспективы трудоустройства. Имеется открытый вопрос, при ответе на который студенты могут предложить конкретные меры для повышения качества учебного процесса в университете.

Анкетирование проводилось в 2008/2009 учебном году экспертами Отдела управления качеством образования и являлось анонимным. Опрос проводили среди студентов третьего и четвертого курсов, так как студенты этих курсов составляют наиболее объективную возрастную группу [5]. Были проанкетированы студенты исторического, механико-математического (мехмат), психологического факультетов, а также студенты факультетов журналистики и социологии (ЖС), вычислительной математики и кибернетики (ВМК) и Института востоковедения (ИВ).

В системе высшего образования ключевым моментом является опти-

мальная организация образовательного процесса, гармоничное сочетание всех его составляющих. От этого во многом зависит эффективность включения студентов в учебный процесс, активное их участие в получении знаний. Стоит отметить и некоторое упущение нашей системы образования в целом: студенты у нас традиционно являются пассивными участниками учебного процесса, в рамках которого осуществляется простая передача знаний от преподавателя к студенту [1]. В этом ракурсе студенты ожидают, что преподаватели прежде всего будут интересно и доступно излагать материал, давать готовые решения типовых задач и требовать лишь воспроизведения пройденного. Собственные усилия по освоению программы студенты склонны минимизировать. На вопрос «Интересно ли Вам учиться?» большинство респондентов ответили положительно (41-73%), хотя многие из них отмечают (43-74%), что лишь частично используют свои возможности, учатся не в полную силу. Только 11-30% студентов указало, что прикладывает большие усилия для освоения учебной программы. Это указывает, к сожалению, на предпочтение большей части студентов оставаться пассивными потребителями знаний, не проявляя большой инициативы в учебе.

Ответом на вопрос анкеты «Для чего Вы учитесь?» студенты оставляют приоритет за возможностью получить хорошую и интересную работу (5279%), кроме того, им предоставляется важным получить диплом университета (48-74%). Выражено стремление иметь высокий заработок и прочное социальное положение (16-43%). Интересно, что многие респонденты вы-

брали ответ «Учусь для самосовершенствования» (32-91%), причем этот ответ чаще встречается в анкетах студентов гуманитарных факультетов. Студенты, обучающиеся на механико-математическом факультете, факультете вычислительной математики и кибернетики и в Институте востоковедения чаще всего отвечали «Чтобы иметь хорошую работу» (рис. 1). Это указывает на высокую мотивацию студентов этих факультетов (институтов), и следует отметить, что выпускники именно этих учебно-научных подразделений высоко востребованы на рынке труда. Можно отметить как положительную тенденцию то, что студенты университета делают акцент на получение хорошей и интересной работы, а также на самосовершенствование.

Следующий вопрос «Чем бы Вы хотели заняться после окончания университета?» является продолжением предыдущего вопроса. Большинство студентов (40-63%) планирует найти высокооплачиваемую работу, получить вторую специальность (22-33%). Высокий процент студентов факультета вычислительной математики и кибернетики (40%) и факультета психологии (65%) планируют работать по своей специальности. Действительно, специальности «Прикладная математика и информатика», «Бизнес-информатика», «Информационные технологии», «Психология» востребованы на рынке труда. Высок процент студентов на этих же факультетах, желающих поступить в аспирантуру (22 и 30%, соответственно) и открыть собственное дело (27 и 35%, соответственно). Процент студентов, желающих уехать работать или учиться за границу, составил всего 8-21% (рис. 2).

Рис. 1. Для чего Вы учитесь?

Рис. 2. Чем бы Вы хотели заняться после окончания университета?

Таким образом, мотивация к получению знаний у студентов университета высокая и вполне корректная, однако большинство предпочитает не прикладывать много усилий в процессе учебы, либо же они не знают, в каком направлении их прикладывать. В такой ситуации особо важно правильно организовать самостоятельную работу обучающихся, а от студентов требуется более высокая ответственность, организованность и трудоспособность.

На вопрос «Что мешает Вам учиться?» респонденты ответили сле-

дующим образом. В качестве основных помех в учебе студенты указали недостаточный уровень школьной подготовки, личную неорганизованность и перегруженность аудиторными занятиями. Для повышения качества учебного процесса студенты предложили изменить и усовершенствовать форму подачи лекционного материала, проведения семинарских занятий, увеличить использование в учебном процессе технических средств обучения и улучшить качество учебно-методической литературы (рис. 3).

Рис. 3. Что, на Ваш взгляд, необходимо изменить в первую очередь для повышения

качества учебного процесса?

нию лекционного материала (69-89%).

Студенты большинства факультетов отмечают редкое использование преподавателями аудио-, видео- и мультимедийного оборудования во время занятий, при этом они отмечают, что вышеперечисленные технические средства помогают восприятию и усвое-

Исследование степени удовлетворенности студентов проведением лабораторных и практических занятий показало, что 30-50% студентов удовлетворено качеством организации занятий, их содержанием и условиями

прохождения. Многие студенты отмечают нехватку учебной и методической литературы и мест для работы в компьютерных залах для выполнения учебных заданий (42-68%). При подготовке к экзаменам большинство студентов пользуется конспектами лекций (58-91%) и учебником (64%-78%). Для организации самостоятельной работы более 14-73% студентов посещают библиотеку, 40-79% пользуются услугами Интернет. При организации самостоятельной работы самой большой проблемой (30-61% проанкетированных) традиционно остается недостаток свободного времени, неумение рационально организовать свою работу (16-40%) и недостаток информации и ресурсов (17-37%).

Условия на кафедрах большинство студентов (50-78%) оценивает как благоприятные для научного творчества. 23-57% студентов третьего курса уже хорошо знакомы с тематикой научно-исследовательской работы кафедры. Встречи с научным руководителем носят регулярный характер (26-44%). Основной помехой при написании курсовых/дипломных работ студенты считают недостаток времени (36-57%).

Итак, наши студенты рассуждают в полном соответствии с Болонскими соглашениями и в своих ответах практически предлагают произвести те изменения в учебном процессе, которые необходимы для организации учебного процесса в системе зачетных единиц: снижение количества аудиторных занятий, акцент на самостоятельную работу, усовершенствование методической литературы, широкое применение информационных технологий. Методики преподавания, формы занятий, программы курсов должны в большей степени стимулировать учебную моти-90

вацию студентов с учетом специфики специальности. Особое внимание следует уделять методическим основам организации самостоятельной работы студентов. Как показали результаты опроса, студенты нуждаются в помощи преподавателей, чтобы научиться эффективно и конструктивно использовать свое время. Поэтому преподаватель должен стать консультантом и организатором самостоятельной работы студентов, так как без этого невозможно получить высококвалифицированных современных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями.

И последний аспект, на котором хотелось бы остановиться, это совмещение учебы с работой и востребованность профессиональных навыков. Многим студентам приходится совмещать работу с учебой. На факультетах психологии, журналистики и социологии более половины студентов (51-53%) работают. При этом 47% студентов факультета журналистики и социологии отметили, что работа связана с их будущей специальностью и не мешает учебе. У психологов работа в 50% случаев со специальностью «Психология» не связана. Из рисунка 4 видно, студенты каких факультетов (среди анкетированных) более всего востребованы на рынке труда, причем именно благодаря профессиональным навыкам (факультетов вычислительной математики и кибернетики, журналистики и социологии).

Итак, результаты нашего исследования показывают, что студенты верно понимают значение правильной организации учебного процесса и выдвигают конструктивные предложения. Разумеется, мнение студентов не является единственным источником

%

100

Рис. 4. Приходится ли Вам совмещать работу с учебой, и связана ли Ваша работа с получаемой специальностью?

информации о деятельности университета, однако его можно рассматривать как блок системы самооценки. При мониторинге основных процессов, происходящих в вузе, при формировании системы управления качеством образовательной деятельности анкетирование студентов становится незаменимым инструментом обеспечения обратной связи с потребителем образовательных услуг. Многие вузы внедряют в свою практику анкетирование студентов как элемент системы менеджмента качества, в котором реализуются основные принципы системы: ориентация на потребителя, вовлечение персонала, постоянное улучшение, принятие решений, основанных на фактах [6-7]. Чтобы получать более полную информацию, позволяющую определять приоритеты развития и модернизировать

учебный процесс с учетом выявленных недостатков, необходимо создать логически связанную целостную систему социологических опросов.

Литература:

1. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 352 с.

2. Болотин И., Задорожнюк И. Оценка качества образования: социологический ракурс // Высшее образование в России. -2008. - № 9. - С. 165-168.

3. Горбашко Е.А., Колесников А.А., Леонова Т.И., Степанов С.А. Менеджмент качества в образовательном учреждении. Часть 1. Системы качества. Основы менеджмента качества и управления затратами на качество. СПб.: Издательско-по-

лиграфический центр СПбГЭТУ (ЛЭТИ). 2000. 160 с.

4. Запрягаев С.А., Карелина И.Г., Майкл С. Системы аккредитации и обеспечения качества в высшем образовании. Национальный и международный аспекты // Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 239 с.

5. Бухмин В.С., Габдрахманова Л.А., Соколова Е.А., Фатхуллова К.С. Анкетирование как средство оценки организации и содержания учебного процесса // Вестник Казанского государственного энергети-

ческого университета. - 2009. - № 1 (1). -С.151-156.

6. Скок Г.Б., Лебедева Е.А. Управле-ние качеством образования в университете на основе мнения потребителя образовательных услуг // Университетское управление. - 2001. - №3(18).

7. Мингазова Д.Н., Мовчан Н.И., Романова Р.Г., Сопин В.Ф. Анкетирование студентов как один из эффективных инструментов самооценки вуза // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. -2009. - №2. С.17-23.

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ К ИНТЕГРАЦИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

И.С. Васильева, Ю.В. Колмагорова

На основании результатов маркетингового исследования мнений студентов дана оценка степени готовности региональных вузов к интеграции в Болонский процесс.

Ключевые слова: интеграция российских вузов в Болонский процесс, оценка степени готовности региональных вузов к интеграции в Болонский процесс, маркетинговое исследование студентов российских региональных вузов.

Degree's evaluation of the regional Russian university availability for the integration to the Bologna Process. Degree's evaluation of the regional Russian universities availability for the integration to the Bologna Process under results of the marketing research of the student's opinion was considered in the article.

Key words: integration of the Russian universities to the Bologna Process, degree's evaluation of the regional Russian university availability for the integration to the Bologna Process, marketing research of the Russian regional universities students.

В настоящее время Болонский процесс является основным механизмом реформы высшего образования в Европе [1].

Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. В качестве основных направлений дальнейшей 92

модернизации российского высшего образования на первый план вышли общеевропейские ориентиры развития образовательных систем, отвечающие целям интернационализации и создания общего европейского пространства высшего образования [5].

Вхождение страны в Болонский процесс сегодня официально признано

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.