Научная статья на тему 'Социологические исследования защитных механизмов у студентов-медиков на примере Астраханского ГМУ'

Социологические исследования защитных механизмов у студентов-медиков на примере Астраханского ГМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ / АДАПТАЦИЯ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ НОРМАТИВНОСТЬ / PROTECTIVE MECHANISMS OF THE PERSONALITY / ADAPTATION / INTRA PERSONAL CONFLICT / BEHAVIOURAL REGULATION / COMMUNICATIVE POTENTIAL / MORAL NOR-MATIVNOST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шагина И.Р.

Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности. В данной работе было проанализировано 2030 человек 1 и 2 курсов шести выпускающих факультетов, ответивших на вопросы анкетирования. Выявлены основные формы защитных механизмов представляющих собой систему адаптивных реакций личности, позволяющих снижать тревожность, обеспечивающих целостность и устойчивость самооценки благодаря удержанию соответствия индивидуума в окружающем его мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL RESEARCHES PROTECTIVE MECHANISMS AT MEDICAL STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN GMU

RELEVANCE OF A PROBLEM OF ADAPTATION OF STUDENTS TO EDUCATIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY IS CAUSED BY THE FACT THAT DURING TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION THE PROFESSIONALISM FOUNDATION IS LAID, THE NEED AND READINESS FOR CONTINUOUS SELF-EDUCATION FOR THE CHANGING CONDITIONS IS FORMED. IN THIS REGARD IT IS ESPECIALLY IMPORTANT THAT STUDENTS, ACTIVELY JOINED IN PROCESS OF MASTERING KNOWLEDGE AND WAYS OF THEIR DEVELOPMENT FROM THE INITIAL STAGES OF TRAINING, REALIZED THAT RESULTS OF EDUCATIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY BECOME ORIGINAL PROPERTY OF THE PERSONALITY. IN THIS WORK 2030 PEOPLE OF 1 AND 2 COURSES OF SIX RELEASING FACULTIES WHICH HAVE ANSWERED QUESTIONS OF QUESTIONING HAVE BEEN ANALYSED. THE MAIN FORMS OF THE PROTECTIVE MECHANISMS OF THE ADAPTIVE REACTIONS OF THE PERSONALITY REPRESENTING SYSTEM ALLOWING TO REDUCE UNEASINESS, PROVIDING INTEGRITY AND STABILITY OF A SELF-ASSESSMENT THANKS TO DEDUCTION OF COMPLIANCE OF AN INDIVIDUAL IN THE WORLD SURROUNDING HIM ARE REVEALED.

Текст научной работы на тему «Социологические исследования защитных механизмов у студентов-медиков на примере Астраханского ГМУ»

УДК 316.74

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО ГМУ

Шагина И.Р.

ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань, Российская Федерация

Аннотация: актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности.

В данной работе было проанализировано 2030 человек 1 и 2 курсов шести выпускающих факультетов, ответивших на вопросы анкетирования. Выявлены основные формы защитных механизмов представляющих собой систему адаптивных реакций личности, позволяющих снижать тревожность, обеспечивающих целостность и устойчивость самооценки благодаря удержанию соответствия индивидуума в окружающем его мире.

Ключевые слова: защитные механизмы личности, адаптация, внутриличностный конфликт, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, морально-нравственная нормативность.

Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Трудности адаптации могут обусловливаться и индивидуально-типологическими особенностями студентов.

Эмпирическое исследование, которое включает в себя выявление и сравнение преобладающих психологических защит и уровня адаптации студентов, которые успешно прошли адаптационный этап и студентов, которые испытывают трудности в адаптации, проводилось среди студентов первого-второго курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармакологического факультетов Астраханского государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие 1030 студентов коренных жителей г. Астрахани и 1000 иностранных студентов, граждан СНГ. Испытуемые уравнены по возрасту (средний возраст 18,3) и по полу (50% девушки, 50% юноши). Исследование проводилось с 2014 года по март 2017 г.

Исследование адаптивности студентов было проведено с помощью методик: анкета, опросник «Адапти-рованность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»

(МЛО-АМ) А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина. Исследование соотношения наиболее предпочитаемых психологических защит студентов с удовлетворительным или неудовлетворительным уровнем адаптации. Сравнительный анализ студентов 1 и 3 групп со студентами 2 и 4 групп по выраженности защит. Сравнивались первая и вторая группы, третья и четвертая, вторая и четвертая, первая и третья.

Так, студенты иностранцы и студенты астраханцы имеют, соответственно, следующие показатели адап-тированности к учебной группе: 12,1 и 14,0; р <0,01. То есть адаптированность к учебной группе у студентов иностранцев в среднем ниже, чем у студентов-астра-ханцев. Аналогичным соотношением характеризуется адаптированность студентов к учебной деятельности. Студенты-иностранцы и студенты-астраханцы имеют, соответственно, следующие показатели адаптирован-ности к учебной деятельности: 9,4 и 12,5; р<0,01. То есть адаптированность студентов к учебной деятельности у студентов иностранцев, также ниже, чем у сту-дентов-астраханцев.

На следующем этапе было проведено распределение студентов по группам, в соответствии с показателями адаптированности (таблица 1).

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Таблица 1.

Сравнение показателей адаптированности студентов в исследуемых группах

Группы студентов Адаптированность к группе (% доля) Адаптированность к учебной деятельности (% доля)

высокая низкая высокая низкая

Астраханцы 89 11 82 18

Иностранцы 60 40 41 59

Рассмотрим результаты тестирования групп с учетом интегральной характеристики адаптации (таблица 2).

Таблица 2.

Сравнение показателей адаптации в исследуемых группах

Показатели адаптации Студенты - астраханцы (процентное соотношение и количество человек) Студенты - иностранцы (процентное соотношение и количество человек)

высокий средний низкий высокий средний низкий

Уровень поведенческой регуляции 56 % 14 % 30 % 30% 20% 50%

Уровень коммуникативного потенциала 52% 28 % 20 % 35% 10% 55%

Уровень морально-нравственной нормативности 80 % 16 % 4% 35% 30% 35%

Таким образом, установлено, что различия между имеющая высокие показатели по критериям адаптив-студентами-астраханцами и студентами - иностран- ности.

цами значимы, т.е. доля лиц студентов-астраханцев, Выявлены различия между студентами первой и имеющая высокие показатели по критериям адаптив- второй групп по выраженности основных видов за-ности больше, чем доля лиц студентов-иностранцев, щиты (табл. 3).

Таблица 3

Среднегрупповые показатели 1 и 2 групп по выраженности психологических защит (сравнение с помощью критерия - t Стьюдента)

Механизмы защиты Студенты первой группы n=40 Студенты второй группы n=10

х С.от. х С.от. t

Отрицание 6,82 2,44 6,98 2,24 0,62

Подавление 6,06 2,89 7,95 2,76 3,74 p <0.001

Регрессия 5,06 2,87 8,67 2,80 5,28 p <0.001

Компенсация 7,92 2,84 4,28 2,32 -3,73 p <0.001

Проекция 4,80 2,19 7,84 2,28 5,21 p < 0.001

Замещение 5,19 2,13 5,30 2,19 0,28

Интеллектуализация 10,58 2,64 5,04 2,08 -8,67 p <0.001

Регрессивное образование 5,92 2,84 5,21 2,78 1,40

Выявлены различия между студентами третьей и четвертой групп по выраженности основных видов защиты (табл.4).

Таблица 4

Среднегрупповые показатели 3 и 4 групп по выраженности психологических защит (сравнение с помощью критерия-t Стьюдента)

Механизмы защиты Студенты третьей группы n=10 Студенты четвертой группы n=10

х С.от. х С.от. t

Отрицание 4,48 2,14 7,92 2,32 3,73 p <0.001

Подавление 6,04 2,16 6,76 2,37 1,67

Регрессия 5,19 2,13 4,94 2,13 0,67

Компенсация 8,66 2,29 4,67 2,80 - 5,28 p <0.001

Проекция 4,80 2,19 7,84 2,28 5,21 p <0.001

Замещение 5,06 2,17 7,95 2,76 3,74 p <0.001

Интеллектуализация 8,92 2,24 4,28 2,32 -3,72 p <0.001

Регрессивное образование 5,17 2,33 4,92 2,15 0,65

В целом, установлено, что такие защиты как интеллектуализация и компенсация, способствуют процессу адаптации студентов, то есть являются более эффективными, и не зависят от такого фактора, как миграция. Применение таких защит как - проекция, подавление, замещение, отрицание, регрессия не способствуют адаптации и могут рассматриваться как механизме дезадаптации. В результате, гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла свое подтверждение, цель достигнута, поставленные задачи решены. Данное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы психологической защиты в аспекте активности личности, нацеленной на выявление механизмов противостояния личности деструктивным

внешним влияниям и на изучение возможностей развития этих механизмов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, Перре М. - СПб.: Речь, 2004. -166 с.

[2] Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление./ В.А. Бодров - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 528 с.

[3] Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская -СПб.: Речь, 2007. - 476 с.

[4] Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А.Реан, А.Р.Кудашев, А.А. Баранов - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008 - 369 с.

[5] Соловьева, А.В. Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания: Автореферат дис. ... канд. психол. наук./ А.В. Соловьева. - М., 2009 - 22 с.

SOCIOLOGICAL RESEARCHES PROTECTIVE MECHANISMS AT MEDICAL STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN GMU

Shagina I.R.

The Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russian Federation.

Annotation: relevance of a problem of adaptation of students to educational professional activity is caused by the fact that during training in higher education institution the professionalism foundation is laid, the need and readiness for continuous self-education for the changing conditions is formed. In this regard it is especially important that students, actively joined in process of mastering knowledge and ways of their development from the initial stages of training, realized that results of educational professional activity become original property of the personality.

In this work 2030 people of 1 and 2 courses of six releasing faculties which have answered questions of questioning have been analysed. The main forms of the protective mechanisms of the adaptive reactions of the personality representing system allowing to reduce uneasiness, providing integrity and stability of a self-assessment thanks to deduction of compliance of an individual in the world surrounding him are revealed.

Key words: protective mechanisms of the personality, adaptation, intra personal conflict, behavioural regulation, communicative potential, moral nor-mativnost.

REFERENCES

[1] Ababkov, VA. Adaptation to a stress. Bases of the theory, diagnostics, therapy/VA. Ababkov, Pere M. - SPb.: Speech, 2004. - 166 pages.

[2] Bodrov, VA. Psychological stress: development and pre-odoleniye./V. A. Bodrov - M.: PERSE, 2006. - 528 pages.

[3] Granovskaya, R. M. Psychological protection / R. M. Granovskaya - SPb.: Speech, 2007. - 476 pages.

[4] Rean, A. A. Psikhologiya of adaptation of the personality / A. A. Rean, A.R.Kudashev, A. A. Baranov - SPb.: A prime - the EU-ROSIGN, 2008 - 369 pages.

[5] Solovyova, A.V. Regularities of manifestation of psychological protection during puberty: Abstract yew.... edging. ncHxo^. nauk./A. V. Solovyova. - M, 2009 - 22 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.