ский климат внутри коллектива, чувство достаточной поддержки коллег и администрации - это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Возможность открыто обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, чувство уверенности в коллективе позволяют снизить общую напряженность, тревогу. Этот фактор является универсальным средством профилактики эмоционального выгорания, как для педагогов, так и для врачей.
Определённые личностные особенности сотрудника тоже могут приводить к выгоранию. Более всего риску возникновения выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
Профессиональному выгоранию меньше подвергаются люди, способные быстро меняться в напряженных или меняющихся условиях деятельности. Стрессоустойчивые люди уверены в себе, в своих способностях и возможностях, они имеют адекватную самооценку. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные установки, как в отношении самих себя, так и других людей, открытые к изменениям и принятию своего и чужого опыта.
Таким образом, из множества существующих определений этого феномена, мы остановимся на следующем определении: синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры.
Пилотажное исследование, проведенное среди врачей РОНЦ им. Н.Н. Блохина показал, что среди всех факторов, вы-
Библиографический список
зывающих развитие профессионального выгорания, 42% всех участников поставили на первое место «ответственность за жизнь и здоровье больного. Далее следует «отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства, неэтичные взаимоотношения между коллегами» - 26%. Недостаточное вознаграждение за работу выбрали 22% участников, т. е. материальный фактор занял только третье место. Клиническая картина эмоционального выгорания крайне многогранна и представляет собой сочетание психопатологических проявлений, психосоматических расстройств и признаков. Большинство психологов выделяют три ключевых признака эмоционального выгорания: предельное истощение; чувство личностной отстраненности от пациентов (клиентов, учеников) и от работы; ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений [6].
Если работник замечает подобные симптомы у себя, ему необходимо задуматься о том, как защитить психику от вредного воздействия профессионального стресса. Существенным моментом для борьбы с профессиональным выгоранием является повышение стрессоустойчивости и овладение навыками саморегуляции: релаксация, идеомоторные акты, медитация и др. Очень полезны занятия йогой, неотъемлемой частью профессионального здоровья является занятие активными видами спорта, хобби.
Важным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста, т. е. степень осознания себя профессионалом, способность не только брать на себя ответственность и принимать решения, но и нести за них ответственность. Никогда не поздно учиться строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, важно постоянно работать над собой с целью самосовершенствования.
1. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
2. Мерзлякова Д.Р. Синдром профессионального выгорания и метаиндивидуальность педагога. Педагогическая наука и образование. 2009; 1: 55 - 61.
3. Ткаченко Г.А. Профессиональное выгорание у врачей онкологических клиник. Заместитель главного врача. 2014; 12 (103): 88 - 91.
4. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий). Диссертация ... кандидата психологических наук. Томск, 2001.
5. Schmidbauer W. Die hilflosen Helfer. Reinbeck: Rowolt, 1977.
6. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job Burnout. Annual Review of Psychology. 2001; vol. 52: 397 - 422. References
1. Klimov E.A. Razvivayuschijsya chelovek v mire professij. Obninsk, 1993.
2. Merzlyakova D.R. Sindrom professional'nogo vygoraniya i metaindividual'nost' pedagoga. Pedagogicheskaya nauka iobrazovanie. 2009; 1: 55 - 61.
3. Tkachenko G.A. Professional'noe vygoranie u vrachej onkologicheskih klinik. Zamestitel'glavnogo vracha. 2014; 12 (103): 88 - 91.
4. Umnyashkina S.V. Sindrom 'emocional'nogo vygoraniya kak problema samoaktualizacii lichnosti (v sfere pomogayuschih professij). Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Tomsk, 2001.
5. Schmidbauer W. Die hilflosen Helfer. Reinbeck: Rowolt, 1977.
6. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job Burnout. Annual Review of Psychology. 2001; vol. 52: 397 - 422.
Статья поступила в редакцию 1.12.15
УДК 159.9.072
Tuyryapina I.V., medical psychologist, Institute of Human Brain n.a. N.P. Bechterev of the Russian Academy of Sciences (St. Petersburg, Russia), E-mail: tyuryapina.irina@yandex.ru
FEATURES OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE AT STUDENTS WITH PERSONALITY ACCENTUATION IN THE PERIOD OF ADAPTATION TO A UNIVERSITY. The article is dedicated to a relevant problem of adaptation of students to a university, in particular the author studies the specifics of psycho-emotional response of first-year students in the period of adaptation. The article analyzes differences between such indicators as a level and structure of the depressive reactions, situational and personal anxiety in students, the profile of a person, whose identity is revealed in accentuation and students in the control group (without marked stable features in the profile). Particular attention is paid to an analysis and comparison of these parameters between students with different personality types. As a result, the researcher establishes and describes types of emotional response, characteristic for persons with different types of accentuation. The author identifies types of personalities more likely to experience emotional problems in adaptation. The results will be of interest to professionals related to the organization of work on the adaptation of university students, as well as carrying out psychological help.
Key words: psychological health of student, adaptation to university, personality accentuation, personal and situational anxiety, depressive reactions.
И.В. Тюряпина, медицинский психолог, ФГУН Институт мозга человека РАН имени Н.П. Бехтеревой, соискатель каф. медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: tyuryapina.irina@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ
Статья посвящена актуальной проблеме адаптации студентов вуза, в частности особенностям психоэмоционального реагирования студентов первого года обучения в период адаптации. В статье анализируются различия между такими показателями, как уровень и структура депрессивных реакций, ситуативной и личностной тревожности у студентов, в профиле личности которых выявлена акцентуация личности и студентов контрольной группы (без выраженных устойчивых черт в профиле). Особое внимание уделено сравнению и анализу этих показателей между студентами с различными типами личности. В результате, установлены и описаны типы эмоционального реагирования, свойственные для личностей с разными типами акцентуаций. Выявлены типы личностей более склонные испытывать эмоциональные проблемы в период адаптации. Результаты будут интересны специалистам, связанным с организацией работы по адаптации студентов вуза, а также осуществляющим психологическую помощь.
Ключевые слова: психологическое здоровье студентов, адаптация к условиям вуза, акцентуации личности, личностная и ситуативная тревожность у студентов, депрессивные реакции у студентов.
Адаптация студента первого курса имеет ряд особенностей, в числе которых непрерывность и высокий темп образовательного процесса; структурированность среды вуза; довольно жёсткие регламентированные требования, предъявляемые студентам, необходимость наладить контакт в студенческой группе и с преподавателями. Успех в овладении профессиональными знаниями и умениями студента-первокурсника, а также его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие зависит от того, насколько быстро и эффективно пройдут адаптационные процессы к новым для него условиям вуза (сможет ли студент выработать адекватное отношение к ситуации обучения, оптимальный режим учебной деятельности, навыки работы в учебном коллективе). Г.С. Никифоров (2007) выделил несколько факторов, влияющих на психическое здоровье студентов и своевременную адаптацию в вузе: установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями (например, сессия; принятие в группе); удовлетворенность результатами своей деятельности; противоречие между высоким уровнем энергетических затрат и низким вознаграждением; недостаточная идентификация со студенческой средой [1]. Психоэмоциональное состояние молодого человека непосредственно может влиять как на мотивацию к обучению, так и на конструктивность поведения в сложных или конфликтных ситуациях [2; 3].
Следуя отечественной биопсихосоциальной парадигме психической адаптации и системному подходу (Ф.Б. Березин, Л.И. Вассерман, М.А. Беребин, Н.И. Косенков), можно выделить ряд компонентов, характерных для процесса адаптации: психологический, психофизиологический, социальной (социально-сре-довой) [4; 5]. Опираясь на данный подход, нарушение адаптации студентов-первокурсников правомерно рассматривать как следствие воздействия внешних стрессовых факторов (изменений окружающей обстановки, требований высшего учебного заведения и уклада жизни молодых людей при поступлении в вуз), проявления психофизиологических и личностных особенностей студента, включая оценку им самого себя и внешних событий. Психологические факторы, влияющие на адаптацию студента, представлены индивидуально-личностными особенностями -чертами характера, а также эмоциональными, интеллектуальными и коммуникативными характеристиками, которые, как правило, в этом возрасте еще не завершили своё формирование и отличаются пластичностью.
Данная статья, являясь частью комплексного исследования адаптационной системы студентов в период адаптации, посвящена подробному анализу особенностей их эмоционального реагирования в этот период (уровень и структура депрессивных реакций, уровень и структура проявлений ситуативной и личностной тревожности). Актуальность данной работы обусловлена высоким процентом нарушений адаптации и психического здоровья среди студентов, а также достаточно высоким процентом личностей с акцентуациями среди неадаптивных студентов.
Согласно работам А. Эллиса, особенность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию определяет адекватность поведения человека в ней [6]. Можно предположить, что оценка уровня тревожности студента и склонности его к депрессивным реакциям позволят прогнозировать успешность адаптационного процесса в вузе и планировать задачи для психологической работы при её необходимости. В данном исследовании уделялось особое внимание различиям в эмоциональном состоянии между студентами с акцентуации личности в период вузовской адаптации, а также сравнение их с контрольной группой студен-
тов без акцентуации. Для разделения всех студентов на типы акцентуаций, в данной работе была использована классификация универсальных акцентуированных радикалов, предложенная Б.В. Овчинниковым [7]. В современной научной литературе есть ссылки на то, что личности с акцентуациями проявляют повышенную эмоциональную чувствительность к одним стрессовым факторам и устойчивость к другим [8; 9]. Можно предположить, что личности с различными акцентуациями, будут иметь отличную друг от друга структуру и выраженность эмоциональных реакций в период адаптации к вузу.
Исследованием акцентуаций среди студентов занимались В.И. Моросанова (исследование стилевых особенностей саморегуляции у студентов с различной акцентуацией характера в ситуациях учебной подготовки [2]), Е.В. Жихарева (влияние типа акцентуации характера на проявление любознательности личности [10]), И.В. Агличева (комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов вуза [11]). Существующие работы, направленные на изучение типов акцентуаций у студентов, не затрагивают вопросов их вузовской адаптации. Также остается недостаточно проработанным вопрос об особенностях эмоционального реагирования у студентов с различными акцентуациями в период адаптации к вузу. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить особенности эмоционального реагирования студентов первого курса вуза и тем самым внести вклад в представления об особенностях адаптации студентов-носителей акцентуации личности.
Методы исследования. Исследование проводилось среди студентов первого года обучения Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ). В период 2010 - 2011 учебного года были обследованы 352 человека (159 (45,2 %) юношей, 193 (54,8 %) девушки) в возрасте 17 - 22 лет. Средний возраст обследуемых составил (18,42 ± 2,45) года. В исследование в равной степени были включены студенты первого курса всех институтов САФУ. Отбор респондентов проводился случайным образом, при этом тестирование в учебных группах, включенных в исследование, проходили все без исключения студенты. Студентов, отказавшихся проходить исследование, не было. На этапе статистической обработки данных было исключено около 3 % анкет с недостоверными данными в связи с высокими баллами по шкалам коррекции. В исследовании использовались следующие методики [1; 7]:
1. Интегративный тест тревожности (ИТТ). Методика предполагает получение общего показателя выраженности ситуативной и личностной тревожности, а также включает пять дополнительных шкал: шкалы эмоционального дискомфорта (ЭД), астенического (АСТ) и фобического (ФОБ) компонентов тревоги, тревожной оценки перспектив (ОП) и социальной защиты (тревоги в сфере социальных контактов) (СЗ).
2. Опросник депрессивности Бека. Каждый пункт опросника включает четыре варианта оценки и представляет собой один из симптомов депрессии: первые 13 пунктов определяют структуру и выраженность аффективных и когнитивных проявлений депрессивных реакций, последние восемь пунктов выявляют соматические проявления.
3. Для диагностики акцентуаций личности студентов были использованы опросник Mini-Mult и Опросник акцентуированных радикалов. На основании данных опросника Mini-Mult (значения Т-баллов от 55 до 70) и опросника акцентуированных радикалов (значение выше 5 баллов) все студенты были разделены на 9 групп: по основной акцентуации - шизоидной, паранойяльной, психастенической, эксплозивной, гипотимической, гипертимиче-
ской, астенич9УКОЕЫистероисно9и контрольная группа - студенты без выраженных акцентуаций личности.
Определение размера выборки проводилось с помощью статистического метода расчета объема выборки при доверительной надежности 95 %. Статистический анализ результатов проводился с помощью программного пакета SPSS 19.0. Нор -мальность распределения определялась с помощью критерия Колмогорова - Смирнова. В связи с параметрами распределения значимость различий между группами определялась с помощью U-критерия Манна - Уитни. Линейный корреляционный анализ проводился с использованием метода Спирмена.
Результаты и их обсуждение. В результате обработки и анализа данных выявлено, что у 71,4% студентов первого курса депрессивные тенденции отсутствуют, у 27,1% выявлен лёгкий уровень депрессии, у 1,5% выявлены выраженные депрессивные реакции (рис. 1). Полученные данные об уровне депрессивных проявлений среди студентов соответствуют результатам исследования О.П. Степановой (2002), - отсутствие депрессии диагностировалось только у половины студентов, наличие признаков легкой депрессии - у одной трети [12]. В результате частотного анализа симптомов депрессии выяснилось, что 4,3% студентов отмечают наличие такого симптома, как печаль. У 22,5% студентов отмечается чувство вины. У 13,6% студентов отмечается наличие такого симптома, как раздражительность. 2% среди опрошенных отмечает наличие суицидальных мыслей. У 16,7% студентов отмечается наличие повышенной плаксивости. 7,2% опрошенных отмечают наличие бессонницы. 4,6% отмечают наличие повышенной утомляемости.
Наиболее стабильным эмоциональным фоном обладают студенты с психастенической, гипертимическая и астенической акцентуациями, а также лица без выраженных акцентуированных черт (таблица 1).
Указанные группы наименее подвержены развитию депрессивных состояний. По общему уровню депрессии от контрольной группы статистически отличаются паранойяльные (р<0,001), психастенические (р<0,05), эксплозивные (р<0,01), гипотимические (р<0,01) и истероидные (р<0,001) акцентуанты, что подтверждает большую частоту депрессивных реакций в этих группах.
Для большинства акцентуаций личности (шизоидной, паранойяльной, эксплозивной, гипотимической, истероидной) характерны такие когнитивные реакции как мысли о собственной невезучести, неудовлетворённость собой, ощущение неизбежности наказания за собственные ошибки, что в поведении проявляется нерешительностью и склонностью к самообвинению. Среди аффективных реакций на стресс преобладают печаль, чувство вины. Соматические проявления могут проявляться утомляемостью, трудностями в работе, ухудшением сна, потерей веса. Среди прочих несколько выделяется психастеническая акцентуация - депрессивные реакции при адаптации у этих личностей проявляются чаще на соматическом (утомляемость, колебания веса) и эмоциональном уровне (чувство вины). У студентов с эксплозивной акцентуацией также преобладают соматические реакции, что сказывается на более высокой заболеваемости этих студентов по сравнению с другими группами. Астеническая и гипертимическая акцентуации характеризуются редкими проявлениями депрессивных реакций в процессе адаптации к вузу.
Анализ показателей тревожности выявил, что личностная тревожность у студентов преобладала над ситуативной, - средняя величина ситуативного компонента тревожности в целом по выборке соответствует низкому уровню (3,24±2,32), величина личностного компонента - умеренному уровню выраженности (4,54±2,30). Тем ни менее, все показатели находятся в пределах допустимой нормы. В исследовательской работе О.П. Степановой у 50% студентов был отмечен средний и низкий уровень личностной тревожности и средний уровень ситуативной тревожности, при этом средний показатель был несколько выше (5,58 балла). В структуре ситуативной тревожности у всех типов акцентуации, а также личностей без акцентуаций, преобладает астенический компонент, что свидетельствует о нарастающих утомляемости и усталости, связанных с периодом адаптации. В структуре личностной тревожности по выборке в целом наиболее выражен компонент эмоционального дискомфорта, свидетельствующий о личностной склонности к эмоциональной напряжённости студентов выборки.
Как видно из таблицы 2, студенты контрольной группы характеризуются низким уровнем личностной тревожности и
Таблица 1
Показатели депрессивных реакций в группах студентов с различными акцентуациями в период адаптации, %
Ведущая акцентуация Депрессивные реакции отсутствует Умеренно выраженные депрессивные реакции Признаки выраженной депрессии
Нет акцентуации 96,4% 3,6% -
Шизоидная 88,4% 10,1% 1,4%
Паранойяльная 85,7% 12,2% 2%
Психастеническая 100% - -
Эксплозивная 84,2% 10,5% 5.3%
Гипотимическая 83,3% 16,7% -
Гипертимическая 95,8% 4,2% -
Астеническая 96,8% 3,2% -
Истероидная 79,3% 17,2% 3,4%
Таблица 2
Показатели личностной тревожности в группах студентов с различными акцентуациями
Ведущая акцентуация Общий показатель Эмоц-ный дискомфорт Астенический компонент Фоби-ческий компонент Тревожная оценка перспектив Социальная защита
Нет 3,55±2,3 3,96±2,29 4,22±2,61 3,82±2,31 3,16±2,23 2,69±2,27
Шизоидная 4,78±2,22 5,23±2,12 4,75±2,71 4,80±2,15 4,41±2,14 3,70±2,46
Паранойяльная 5,57±2,28 5,65±2,06 5,47±2,52 5,08±2,23 5,00±2,34 4,37±2,62
Психастеническая 4,20±2,49 5,20±2,59 4,20±3,11 4,00±2,74 4,40±2,19 2,80±1,64
Эксплозивная 4,58±2,14 5,16±2,36 4,95±2,30 4,32±2,34 3,84±2,52 3,26±2, 38
Гипотимическая 5,50±1,76 6,67±1,21 4,67±2,94 5,67±1,37 3,50±2,51 5,33±2,50
Гипертимическая 4,75±1,75 5,83±1,88 4,25±2,65 3,87±1,85 4,42±1,95 3,46±2,30
Астеническая 3,68±2,11 4,60±2,01 4,14±2,44 3,54±2,15 3,67±2,91 2,91±2,08
Истероидная 6,55±1,68 6,62±1,52 6,24±1,92 5,79±2,06 6,21±1,84 5,07±2,59
Достоверные различия А-И** Б-И**** Д-И * Е-И* З-И**** А-И** Б-И**** Е-Д**** З-И**** Б-И* Д-И** З-И**** А-И* Б-И** Д-И* З-И**** А-И** Б-И**** Е-И* З-И**** А-И** Б-И**** Д-И** З-И****
Примечание: звездочками обозначен уровень достоверности различий - * - различия достоверны при р<0.05; ** - различия достоверны при р<0.01., *** - р<0.005, ****- р<0.001
В графе различий: А - группа с шизоидной акцентуацией, Б - паранойяльной, В - психастенической, Г - эксплозивной, Д -гипотимиче-ской, Е - гипертимической , Ж - астенической, З - истероидной, И - группа нормы (без выраженной акцентуации)
всех ее компонентов. Наиболее высокий уровень личностной тревожности наблюдается в группах с истероидной (р<0,001), гипотимической (р<0,05) и паранойяльной акцентуацией (р<0,001).
По компоненту эмоционального дискомфорта достоверные различия обнаружены у студентов с шизоидной, паранойяльной, гипертимической и астенической акцентуацией (при р<0,05; р<0,005; р<0,005; р<0,005 соответственно), что свидетельствует об эмоциональной напряженности, неудовлетворенности жизненной ситуацией, о наличии элементов ажитации у студентов данных групп. У студентов с гипотимической и истероидной акцентуацией в структуре личностной тревожности присутствуют «фобический компонент» и «компонент социальной защиты», что говорит о склонности к социальным страхам и навязчивым опасениям.
У личностей с астенической и гипертимической акцентуацией данные компоненты имеют достаточно низкие значения, что свидетельствует о более гармоничном отношению к социальному окружению, что помогает данным типам адаптироваться к условиям вуза. Однако, среднее значение по компоненту эмо-
ционального дискомфорта у представителей данных типов все же выше, чем у личностей без акцентуации. Можно сделать вывод, что по фактору личностной тревожности эти личности более устойчивы, чем остальные типы акцентуаций, но менее, чем личности без акцентуации.
Как видно из таблицы 3, достоверно выше, чем в контрольной группе уровень ситуативной тревожности у студентов с шизоидной (р<0,01), паранойяльной (р<0,001), психастенической (р<0,05), гипертимной (р<0,05) и истероидной (р<0,001) акцентуациями.
При этом у носителей паранойяльной и психастенической акцентуации преобладают астенический компонент ситуативной тревожности, а также тревожная оценка перспектив. У лиц с истероидной акцентуацией большинство показателей ситуативной и личностной тревожности, включая общий уровень, выше среднего по выборке. Это характеризует их как склонных воспринимать достаточно широкий круг ситуаций, связанных с периодом адаптации, как фрустрирующие, а также реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревоги. У студентов с астенической и эксплозивной акцентуацией средние показатели
Таблица 3
Показатели ситуативной тревожности в группах студентов с различными акцентуациями
Ведущая акцентуация Общий Эмоц-ный Астениче- Фобический Оценка перс- Социальная
показатель дискомфорт ский компонент пектив защита
компонент
Нет 2,35±1,86 2,00±1,71 3,44±2,85 2,65±2,19 2,40±1,71 2,49±1,96
Шизоидная 3,41±2,29 3,25±2,33 4,00±2,62 3,67±2,42 3,78±2,21 3,30±2,25
Паранойяльная 4,41±2,57 3,67±2,44 4,78±2,80 4,18±2,65 4,61±2,61 4,12±2,54
Психастеническая 4,40±2,51 3,60±2,97 3,80±2,59 4,60±2,51 5,20±2,58 2,80±1,64
Эксплозивная 2,79±2,37 2,63±2,26 4,05±2,59 2,58±2,55 3,42±2,61 2,95±2, 61
Гипотимическая 3,83±2,99 4,17±2,78 4,33±3,45 3,33±3,01 4,00±3,10 4,67±2,34
Гипертимическая 3,29±1,94 3,92±2,24 4,00±2,36 3,21±2,28 3,54±2,04 2,63±2,28
Астеническая 2,35±1,88 2,29±1,91 3,70±2,54 2,31±1,96 3,01±2,09 2,24±1,64
Истероидная 5,41±1,72 5,07±2,30 5,97±2,29 5,52±1,90 5,03±1,86 4,24±2,48
А-И*** А-И**** Б-И* А-И* А-И**** А-И*
Б-И**** Б-И**** З-И**** Б-И*** Б-И**** Б-И****
Достоверные различия В-И* Д-И** З-И**** В-И**** Д-И*
Е-И* Е-И**** Е-И* З-И****
З-И**** З-И**** З-И****
Примечание: звездочками обозначен уровень достоверности различий - * - различия достоверны при р<0.05; ** - различия достоверны при р<0.01., *** - р<0.005, ****- р<0.001
В графе различий: А - группа с шизоидной акцентуацией, Б - паранойяльной, В - психастенической, Г - эксплозивной, Д -гипотимической, Е - гипертимической , Ж - астенической, З - истероидной, И - группа нормы (без выраженной акцентуации)
по компонентам «эмоциональный дискомфорт» и «фобический компонент» в структуре ситуативной тревожности ниже, чем у других типов, что свидетельствует о большей эмоциональной стабильности данных личностей в период адаптации к вузу.
В заключении статьи хотелось бы обобщить полученные данные: анализ психоэмоционального состояния студентов показал, что в период адаптации к вузу у студентов с шизоидной, гипотимической и эксплозивной акцентуацией преобладают депрессивные ситуативные реакции, тогда как у студентов с психастенической и гипертимной акцентуациями преобладает
Библиографический список
ситуативная тревожность. У личностей с истерической и паранойяльной акцентуациями имеет место тревожно-депрессивный тип реагирования. На основании данных комплексного исследования студентов выявлено, что именно студенты с тревожно-депрессивным типом эмоционального реагирования более всего подвержены риску дезадаптации, а наличие личностной тревожности является одним из факторов нарушения адаптации. Полученные данные могут использоваться в психологической помощи студентам первого курса, а также для организации профилактических мероприятий для студентов группы риска.
1. Диагностика здоровья. Под редакцией профессора Г.С. Никифорова. Санкт-Петербург: Речь, 2007.
2. Mоросанова В.И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции у студентов. Вопросы психологии. 1997; 6: 30 - 38.
3. Рабинович П.Д., Нуждина M. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей. Вопросы психологии. 1987; 6.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград, 1988.
5. Вассерман Л. И., Беребин M. А., Косенков Н. И. О системном подходе в оценке психической адаптации. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1994; 3: 16 - 25.
6. Эллис А., Mакларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия: руководство для психотерапевтов. Перевод с английского Е.А. Ромек. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
7. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф. Психологические аспекты психического здоровья. Под редакцией профессора В.К. Шамрея. Санкт-Петербург: Военно^едицинская Академия, 2009.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Издание 2-е, доп. и перераб. Ленинград: Mедицина, 1983.
9. Реан А.А. Психология изучения личности. Санкт-Петербург: Издательство В.А. Mихайлова, 1999.
10. Жихарева Е.В. Влияние типа акцентуации характера на проявление любознательности личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Барнаул, 2006.
11. Агличева И.В. Комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов вуза. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2006.
12. Степанова О.П. Психическая адаптация и психологическое сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2002.
References
1. Diagnostika zdorov'ya. Pod redakciej professora G.S. Nikiforova. Sankt-Peterburg: Rech', 2007.
2. Morosanova V.I. Akcentuacii haraktera i stil' samoregulyacii u studentov. Voprosy psihologii. 1997; 6: 30 - 38.
3. Rabinovich P.D., Nuzhdina M. P. Zavisimost' uspevaemosti studentov ot ih harakterologicheskih osobennostej". Voprosy psihologii. 1987; 6.
4. Berezin F.B. Psihicheskaya ipsihofiziologicheskaya adaptaciya cheloveka. Leningrad, 1988.
5. Vasserman L. I., Berebin M. A., Kosenkov N. I. O sistemnom podhode v ocenke psihicheskoj adaptacii. Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii im. V.M. Behtereva. 1994; 3: 16 - 25.
6. 'Ellis A., Maklaren K. Racional'no-'emocional'naya povedencheskaya terapiya: rukovodstvo dlya psihoterapevtov. Perevod s anglijskogo E.A. Romek. Rostov-na-Donu: Feniks, 2008.
7. Ovchinnikov B.V., D'yakonov I.F. Psihologicheskie aspekty psihicheskogo zdorov'ya. Pod redakciej professora V.K. Shamreya. Sankt-Peterburg: Voenno-Medicinskaya Akademiya, 2009.
8. Lichko A.E. Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov. Izdanie 2-e, dop. i pererab. Leningrad: Medicina, 1983.
9. Rean A.A. Psihologiya izucheniya lichnosti. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo V.A. Mihajlova, 1999.
10. Zhihareva E.V. Vliyanie tipa akcentuacii haraktera na proyavlenie lyuboznatel'nosti lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Barnaul, 2006.
11. Aglicheva I.V. Kompleksnoe issledovanie osobennostej lichnostnoj adaptacii studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2006.
12. Stepanova O.P. Psihicheskaya adaptaciya ipsihologicheskoe soprovozhdenie studentov-pervokursnikovna nachal'nyh 'etapah obucheniya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2002.
Статья поступила в редакцию 14.01.16
УДК 159
Shtrikova D.B., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Samara State Technical University, Head of Center of Practical
Psychology and Business Consulting "ECO-training" (Samara, Russia), E-mail: shtrikovadb@yandex.ru
GENDER STEREOTYPES IN PROFESSIONAL ACTIVITY. The author analyzes the new aspects of the formation of women's professional mentality. The article defines what kind of culture exists in Russia (masculine or feminine culture). According to the analysis, author has identified one of the key differences between the Western and Russian ideas about women's equality. Distinctions between boys and girls in a self-assessment and motivation of achievement and the reason of their transformation at adult age are considered. The author defines interrelation between type of the Russian culture and level of acceptance by women of gender stereotypes about women's professional activity. Results of research about existence and influence of gender stereotypes about professional activity of women and the level of consent or disagreement with them are given in the article.
Key words: masculine culture, feminine culture, women's professional activity, gender stereotypes, women's professional mentality.
Д.Б. Штрикова, канд. экон. наук, доц. Самарского государственного технического университета, руководитель
Студии практической психологии и бизнес-консалтинга «ЭКО-тренинг», г. Самара, E-mail: shtrikovadb@yandex.ru
W
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Эмпирическое исследование женской профессиональной ментальности»), проект № 15-16-63001.
В статье обобщён новый материал по исследуемой автором теме формирования женской профессиональной ментальности. В работе излагается позиция ряда ученых на принадлежность России к феминному или маскулинному типу культуры. На основании проведённого анализа устанавливается одно из ключевых различий между западными и российскими пред-