УДК [612.821.012.2:159.923]-057.875
ГРУППЫ РИСКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ
© 2014 г. И. В. Тюряпина
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова,
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
В настоящем исследовании описана связь акцентуаций личности студента и нарушений психической адаптации к условиям вуза. Согласно системному подходу к адаптации, которая включает психологический, социально-психологический, физиологический компоненты, у студентов с различными акцентуациями исследованы: уровень нервно-психической адаптации, социальной удовлетворенности, показатели соматического здоровья, показатели академической успеваемости. Установлено, что для личностей с разными акцентуациями характерны нарушения различных компонентов адаптационной системы. Выявлены группы риска по адаптации среди студентов с акцентуацией личности. Выявлены типы акцентуации с благоприятным прогнозом адаптации к вузу. Ключевые слова: психологическое здоровье студентов, психическая адаптация к условиям вуза, биопсихосоциальная модель адаптации, акцентуации личности, психическая адаптация студентов с акцентуациями
Психологически здоровая личность является конкурентоспособной на рынке труда, способна создать семью, тесные дружеские и социальные связи и адаптироваться в стрессовых и меняющихся условиях внешней среды. Ядром психологически здоровой личности является гармоничность внутренних черт и способность находить баланс между собственными потребностями и требованиями среды. Ухудшение состояния психического здоровья среди студентов ведет к риску дизадаптации в вузе, в дальнейшем дизадаптации на рабочем месте (приставка «диз» означает нарушение, «дез» — полное лишение, удаление; таким образом, под дизадаптацией понимается нарушение способности адаптироваться, в то время дезадаптация — полное лишение этой способности) [9].
Следуя отечественной биопсихосоциальной парадигме психической адаптации и системному подходу (Ф. Б. Березин, Л. И. Вассерман, М. А. Беребин, Н. И. Косенков, Ю. А. Александровский), можно выделить ряд компонентов психической адаптации: компонент психологической адаптации, психофизиологический компонент, компонент социальной адаптации (социально-средовой) [5]. В своей работе О. Н. Степанова выделяет три вида факторов, влияющих на адаптацию студентов, и соответственно три типа нарушения адаптации к вузу: соматогенный (ведущими факторами риска дизадаптации являются биологические факторы), социогенный (ведущие факторы риска — социальные) и психогенный (ведущие факторы риска — психологические) [14].
Зарубежные исследователи Bernard & Krupat и I. M. Cordon разработали собственную биопсихосоциальную модель адаптации к стрессу [15, 16]. Согласно этой концепции внешний компонент данной модели включает события, которые предшествуют развитию стрессовой реакции (утрата, проблемы со здоровьем, неуверенность в сохранении рабочего места). Внутренний компонент представлен концепцией Г. Селье о «неспецифичности» стрессовой реакции и общем адаптационном синдроме. Третий компонент модели («взаимодействия внутренних и внешних факторов») включает индивидуальные когнитивные процессы личности и опирается на когнитивную теорию стресса (Lasarus R. et al. [17, 18]). Согласно этой теории индивидуальная оценка событий не только играет ведущую роль в амплитуде стрессовой реакции, но и влияет на выбор стратегии совладания в попытке справиться со стрессом [15, 18]. Лазарус выделяет адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии, которые определяют успешность преодоления сложных жизненных ситуаций, в том числе ситуации адаптации к новой среде.
Таким образом, нарушение адаптации студентов-первокурсников мы рассматриваем как следствие воздействия стрессовых факторов (изменения окружающей обстановки, требования высшего учебного
заведения и уклад жизни молодых людей при поступлении в вуз), а также проявления личностных и психофизиологических особенностей студента и их оценку этих событий.
В клинической психологии дисгармония личностных черт с заострением одной или нескольких характеристик (акцентуация личности) тесно связана с концепцией locus minoris resistentiae — «места наименьшего сопротивления», что означает неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным видам ситуаций и событий [3]. Автор термина «акцентуация личности» К. Леонгард, писал, что «в силу своей особой структуры личности ак-центуанты постоянно вступают в конфликт со своим окружением» [7]. Современные авторы (Л. Н. Соб-чик, А. А. Реан, С. Н. Морозюк, Э. Г. Эйдмиллер и др.) также отмечают, что личности с акцентуациями проявляют повышенную чувствительность к одним стрессовым факторам и устойчивость к другим [9]. Б. В. Овчинников с соавт. предложили систему универсальных акцентуированных радикалов, согласно которой определяются основные личностные черты, способствующие специфическим формам поведения. Радикалы характерны в разной степени выраженности как для психологически здоровых личностей, без заостренных черт (в этом случае они не влияют на адаптацию и не требуют компенсации), так и для лиц с акцентуациями и лиц с личностными расстройствами [9].
Исследованием акцентуаций среди студентов занимались В. И. Моросанова (исследование стилевых особенностей саморегуляции у студентов с различной акцентуацией характера в ситуациях учебной подготовки [8]), Е. В. Жихарева (влияние типа акцентуации характера на проявление любознательности личности [6]), И. В. Агличева (комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов вуза [1]). При этом остается недостаточно проработанным вопрос о группах риска среди акцентуантов в период адаптации к новой среде, и в частности к условиям вуза. Также недостает сведений о том, существуют ли типы акцентуаций с благоприятным прогнозом адаптации.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы установить типы акцентуаций личности студентов, проявляющих признаки дизадаптации к условиям вуза (группа риска), и типы акцентуации с хорошей адаптацией на основе комплексного исследования компонентов адаптационного процесса (психологического, психофизиологического, социально-средового).
Методы
Исследование проводилось среди студентов первого года обучения Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (САФУ). В период 2010/2011 учебного года были обследованы 352 человека (159 (45,2 %) юношей, 193 (54,8 %) девушки) в возрасте 17 — 22 лет. Средний возраст обследуемых составил (18,42 ± 2,45) года. Из груп-
пы исследования были исключены лица младше 17 и старше 22 лет, а также лица с выраженными отклонениями от психической нормы. В исследование в равной степени были включены студенты первого курса всех институтов САФУ. Отбор респондентов проводился случайным образом, при этом тестирование в учебных группах, включенных в исследование, проходили все без исключения студенты. Студентов, отказавшихся проходить исследование, не было. На этапе статистической обработки данных было исключено около 3 % анкет с недостоверными данными в связи с высокими баллами по шкалам коррекции.
Придерживаясь системного подхода к изучению адаптации, в качестве диагностических инструментов мы выбрали следующие методики [5, 9]:
1. Тест «Нервно-психическая адаптация» (НПА) является суммарным показателем психической адаптации, выделяет 4 уровня адаптации и применим для массовых исследований.
2. Опросник «Уровень социальной фрустрации» определяется авторами методики как показатель социальной адаптированности, оценивает удовлетворенность личности различными социальными сферами (взаимоотношения с родителями, удовлетворенность социальным статусом и т. д.).
3. Опросник «Мини-Мульт» (сокращенный многофакторный опросник для исследования личности) используется как скрининговая методика определения психопатологических черт и их выраженности. Шкалы опросника соответствуют основным психопатологическим радикалам личности, опросник подходит для отсева лиц с выраженной психической патологией.
4. Опросник акцентуированных радикалов Б. В. Овчинникова определяет основную и скрытые (латентные) акцентуации личности в соответствии с основными психопатологическими радикалами.
5. Анализ медицинской документации и учебных ведомостей. В данной выборке были изучены: количество случаев заболеваний за 6 месяцев обучения в вузе, количество пропущенных дней по болезни, а также частота встречаемости заболеваний острыми респираторными (ОРЗ), нервными и прочими заболеваниями (травмы, болезни желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и др.) как показатели соматического компонента адаптации. Также получены данные о среднем балле по итогам первой сессии как объективном показателе адаптации к требованиям и условиям вуза.
На основании данных опросника «Мини-Мульт» (значения Т-баллов от 55 до 70) и опросника акцентуированных радикалов Б. В. Овчинникова (значение выше 5 баллов) в данном исследовании все студенты были разделены на 9 групп по основной акцентуации: 8 из них представляли группы личностей с различными акцентуациями (шизоидной, паранойяльной, психастенической, эксплозивной, депрессивной, гипертимной, астенической, истероидной) и одна являлась контрольной (группа нормы без выраженных акцентуаций).
Определение размера выборки проводилось с помощью статистического метода расчета объема выборки при доверительной надежности 95 % [19]. Статистический анализ результатов проводился с помощью программного пакета SPSS 19.0. При статистической обработке нормальность распределения оценивалась с помощью критерия Колмогорова — Смирнова. В связи с параметрами распределения значимость различий между группами определялась с помощью ф-критерия Фишера (частота встречаемости акцентуаций личности), t-критерия Стьюдента для независимых выборок с нормальным распределением (уровень социальной фрустрации) и U-критерия Манна — Уитни для данных, не подчиняющихся законам нормального распределения (по заболеваемости и успеваемости студентов). Линейный корреляционный анализ проводился с использованием метода Спирмена.
Результаты
В результате оценки необходимого объема выборки было установлено, что достаточным является включить в исследование 306 студентов при доверительной надежности 95 %. В данном исследовании были опрошены 352 студента, так как была предусмотрена вероятность отказа от исследования и отсева данных на стадии обработки.
В результате частотного анализа выяснилось, что лишь 15,7 % студентов не имеют акцентуированных черт, 84,3 % являются личностями с теми или иными заостренными чертами. При этом большинство молодых людей имеют две или более акцентуаций. Частоты распределения студентов по группам с различными акцентуациями представлены а таблице.
Распределение частот встречаемости акцентуаций среди студентов первого курса
Ведущая акцентуация Частота Валидный процент
Шизоидная 205 58,6
Паранойяльная 157 44,9
Психастеническая 75 21,4
Эксплозивная 108 30,9
Депрессивная 76 21,8
Гипертимическая 139 39,8
Астеническая 247 70,6
Истероидная 126 36,0
Следует отметить, что среди личностей без акцентуаций преобладают юноши (65,5 %, р < 0,001). У девушек значимо чаще выявляются такие акцентуации, как паранойяльная, психастеническая, исте-роидная (р < 0,001). Интересно также, что наличие депрессивной акцентуации не зависит от пола и встречается с одинаковой частотой в группе девушек и в группе юношей.
Рисунок демонстрирует распределение студентов по уровню нервно-психической адаптации (показатель НПА).
Доля студентов, имеющих сложности с адаптацией к концу первого года обучения, достаточно высока и составляет 21,5 % (группы 3 и 4). Статистически значимо установлено, что между 1-й и 4-й группами существуют значимые различия в частоте встречаемости по каждой из акцентуаций (р < 0,001).
В группе личностей без акцентуаций 78,2 % респондентов находились в состоянии адаптации и никто из данных студентов не вошел в 4-ю группу дизадаптации. Лучше всего были адаптированы студенты с астенической акцентуацией: 77,7 % из них не обнаруживали признаков дизадаптации.
В группу риска по психической адаптации попадали прежде всего личности с депрессивной, паранойяльной и истероидной акцентуациями — более 30 % студентов в этих группах находились в зоне выраженной нервно-психической дизадаптации. Анализ уровня социального компонента адаптации студентов в первый год обучения в вузе выявил статистически значимые различия в общем уровне социальной фрустрации в группах студентов с паранойяльной и истероидной акцентуациями относительно контрольной группы (р = 0,021 и р < 0,001 соответственно). Выявлены также значимые различия по шкале «удовлетворенность отношениями с родными и близкими» между контрольной группой и группами с паранойяльной (р = 0,006), психастенической (р = 0,022), депрессивной (р = 0,030), истероидной (р = 0,050) акцентуациями. Неудовлетворенность социальным статусом статистически значимо выше в группе с истероидной акцентуацией (р = 0,013). Показатель неудовлетворенности социально-экономическим положением значимо выше в группах личностей с паранойяльной (р = 0,029) и истероидной (р = 0,001) акцентуациями. Значимо больше не удовлетворены своим здоровьем и работоспособностью студенты с истероидной (р < 0,001), депрессивной (р = 0,023)
Распределение уровней нервно-психической адаптации среди студентов,
и паранойяльной акцентуациями (р = 0,050), на что влияют такие факторы, как удовлетворенность физическим здоровьем, психоэмоциональным состоянием, работоспособностью, своим образом жизни в целом.
Таким образом, наиболее подвержены нарушениям социального компонента психической адаптации студенты с паранойяльной, депрессивной и истеро-идной акцентуациями, что свидетельствует о малой устойчивости этих типов личностей к стрессовым фактором социальной среды.
При исследовании академической успеваемости во время адаптации к учебному процессу в группу риска прежде всего входили личности с эксплозивной акцентуацией (средний балл в данной группе 2,8). Сложности с успеваемостью также наблюдались у студентов с депрессивной акцентуацией, их средний балл составлял 3,33 балла. Лучше других с учебной нагрузкой справлялись личности с шизоидной и астенической акцентуациями. Средний балл в этих группах превышал балл в группе личностей без акцентуации. Чаще всего и длительней всего болели студенты с эксплозивной акцентуацией (1,25 случая за 6 месяцев со средней продолжительностью болезни 9,06 дня). Эта же группа имела статистически значимые различия по количеству и длительности заболеваний с контрольной группой (р = 0,050 и р = 0,021 соответственно). Студенты с шизоидной, паранойяльной и депрессивной акцентуациями также значимо отличались от студентов контрольной группы по количеству случаев заболевания за последние 6 месяцев (р = 0,011, р = 0,017 и р = 0,031 соответственно), что может свидетельствовать о тенденции к соматизации стрессовых переживаний в данных группах. Меньше других болели акцентуанты с астеническими и гипертимическими чертами личности, а также личности без акцентуаций.
Частота встречаемости различных заболеваний в группах акцентуантов отличается. Наименьший удельный вес заболеваемости ОРЗ отмечался среди студентов без акцентуаций личности (27,7 %), тогда как наибольший — среди студентов с эксплозивной акцентуацией (56,3 %). У этих же студентов был наибольший удельный вес прочих заболеваний (травмы, заболевания ЖКТ, легких).
Обсуждение результатов
Полученные нами показатели уровня адаптации и количества адаптированных и неадаптированных студентов первого курса соответствуют исследованиям Т. И. Ронгинской [12], И. В. Агличевой [1], С. В. Борисовой [4]. Согласно исследованиям этих авторов частота нарушений адаптации среди студентов первого курса находится в диапазоне от 19 до 25 %. По сравнению с исследованиями Н. Г. Репьевой [11], которая выявила всего 6 % первокурсников с трудностями адаптации, наши данные отличаются большим количеством студентов, попавших в группу дизадаптации. По всей видимости, это связано с выбранными методами диагностики.
Наши данные относительно встречаемости выраженных акцентуаций среди студентов несколько выше, чем в группе взрослых (К. Леонгард относил к акцентуантам до 50 % взрослых людей [7]). Они также превышают показатели встречаемости акцентуаций в исследованиях студентов И. В. Агличевой [1] и частоты акцентуаций среди курсантов, описанной Н. Н. Белозеровой [2]. Следует отметить, что в приведенных исследованиях использовалась классификация К. Леонгарда и методика диагностики акцентуаций Леонгарда — Шмишека.
Согласно концепции акцентуации (К. Леонгард, Н. Шмимек, А. Е. Личко) для личности могут быть характерны основная (явная) акцентуация и латентные (скрытые) [7]. В одной личности могут уживаться два и более разнонаправленных радикала (шизоидный и паранойяльный, психастенический и эксплозивный и т. д.). В нашем исследовании более половины испытуемых также имеют две и более акцентуации. Проблема полиакцентуаций представляет большой практический интерес [9], но в данном исследовании внимание сфокусировано на исследование ведущей акцентуаций, так как именно она определяет особенности эмоционального и поведенческого реагирования личности в повседневных стрессах. Считается, что скрытые акцентуации проявляются только в экстремальных условиях [7, 9]. Кроме того, изучение всех возможных вариантов сочетания акцентуаций привело бы к возникновению более чем 30 групп смешанных акцентуантов, что сделало бы исследование громоздким, данные неудобными для дальнейшего использования. При этом мы не исключаем влияния латентных акцентуаций на результаты исследования.
Согласно полученным данным, более всего психической дизадаптации к условиям вуза подвержены студенты с истероидными и паранойяльными акцентуированными чертами. Они остро переживают стресс, связанный с внешними социальными факторами и достаточно быстро переходят от нормы к состоянию предболезни. В группу риска также входят личности с психастенической и депрессивной акцентуациями. Для последних велика вероятность развития дистресса, связанного с катастрофизацией событий, обесцениванием своих способностей, соматизацией, возникновением проблем с успеваемостью по учебным дисциплинам. Особую группу составляют студенты с эксплозивной акцентуацией. Статистически взаимосвязь между показателем нервно-психической адаптации и выраженностью эксплозивных черт является наиболее слабой. Однако у студентов с эксплозивной акцентуацией возникают сложности с академической успеваемостью и пропусками занятий по болезни, что делает их уязвимыми к отчислению. Эти данные частично соответствуют ранее проводимым исследованиям [12], которые выделяли в качестве фактора повышения риска дизадаптации наличие дистимического, аффективно-лабильного, тревожно-боязливого типов акцентуации (по класси-
фикации К. Леонгарда) и дополнили их информацией о нарушенных компонентах адаптационной системы.
Как показали результаты исследования, лучше других с адаптацией к условиям вуза справляются личности с астенической акцентуацией и личности без выраженной акцентуации — им легче принять требования новой среды и выработать адаптивные механизмы реагирования. Относительно адаптивными в условиях вуза являются также личности с гипертим-ной и шизоидной акцентуациями. Указанные данные частично соответствуют результатам И. В. Агличевой [1], которая выделяла в качестве адаптивных гипер-тимную и демонстративную акцентуации. Наличие расхождений мы связываем с упомянутым во введении несоответствием демонстративного и истероидного типов в разных классификациях, а также разницей подбора психодиагностических методик.
В данном исследовании новым можно считать выявление хорошо адаптирующихся к условиям вуза акцентуантов и акцентуантов, относящихся к группе риска дизадаптации; и комплексное изучение компонентов адаптации. Положительной стороной исследования также является достаточная по объему однородная выборка. Недостатком можно считать вероятность погрешности в самооценке и самоотчетах студентов при заполнении опросников, в результате обработки было исключено около 3 % анкет с недостоверными данными в связи с высокими баллами по шкалам коррекции. При этом работа была бы более выигрышной, если бы использовался внешний критерий оценки поведения и адаптации студентов, например анкета наблюдений, заполняемая кураторами учебных групп.
В заключение отметим, что в группу риска попали студенты с истероидными, паранойяльными, депрессивными, психастеническими, эксплозивными и акцентуированными чертами. На основании полученных данных мы можем утверждать, что у первокурсников с истероидной акцентуацией страдают в первую очередь психический и социально-психологический компоненты адаптации, с эксплозивной — социально-психологический и психофизиологический, с психастенической — преимущественно социально-психологический. У акцентуантов с паранойяльными и депрессивными чертами страдают все три компонента адаптации, что делает их наиболее склонными к дизадаптации. Всем студентам, попавшим в группу риска, рекомендованы индивидуальные и групповые мероприятия по осознанию и корректировке неадаптивных моделей реагирования и поведения. Кураторам, в учебных группах которых обнаружились студенты группы риска, необходимо изучить информацию о факторах риска для этой группы и подкреплять позитивные изменения в поведении студентов.
Список литературы
1. Агличева И. В. Комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов вуза : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. 143 с.
2. Белозерова Н. Н. Особенности психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы : дис. ...канд. психол. наук. Ставрополь, 2005. 205 с.
3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
4. Борисова С. В. Психическое здоровье студентов профессионального технического училища как фактор их психологической адаптации к процессу обучения: дис. . канд. психол. наук. Москва, 2009. 166 с.
5. Вассерман Л. И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. № 3. С. 16-25.
6. Жихарева Е. В. Влияние типа акцентуации характера на проявление любознательности личности : дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2006. 188 с.
7. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. Киев : Высшая школа, 1981. 392 с.
8. Моросанова В. И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопросы психологии, 1997. № 6. С. 30-38.
9. Овчинников Б. В., Дьяконов И. Ф. Психологические аспекты психического здоровья / под ред. проф. В. К. Шам-рея. СПб. : Военно-медицинская академия, 2009. 312 с.
10. Рабинович П. Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии, 1987. № 6. 114 с.
11. Репьева Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе : тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул : АлтГТУ, 2010. С. 275-277.
12. Ронгинская Т. И. Профилактика стресса в студенческой среде // Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2001») / под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. C. 12-13.
13. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии. М. : Прогресс, 1996. С. 235-242.
14. Степанова О. П. Психическая адаптация и психологическое сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения : дис. . канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2002. 182 с.
15. Bernard L. C., Krupat E. Health psychology: biopsychosocial factors in health and illness. New York: Harcourt Brace College Publishers; 1994, P.263
16. Cordon I. M. (1997). Stress. Retrieved, 1997 http:// www.csun.edu/~vcpsy00h/students/stress.htm (дата обращения: 12.10.2013)
17. Lazarus R. S., Folkman S. Coping and adaptation // The handbook of behavioral medicine. N. Y. : Guilford, 1984. P. 282-325.
18. Harrington Rick. Stress, Health & Well-Being: Thriving in the 21st Century // Wadsworth, Cengage Learning, 2013. Р. 540 (дата обращения: 05.09.2013)
19. http://pubhealth.spb.ru/COPC/STATSH/ssize.htm
References
1. Aglicheva I. V Kompleksnoe issledovanie osobennostei lichnostnoi adaptatsii studentov vuza. Kand. diss. [Comprehensive research of features of university students' personal adaptation. Cand. Diss.]. Stavropol, 2006, 143 p.
2. Belozerova N. N. Osobennosti psikhologicheskoi adaptatsii voennosluzhashchikh k ekstremal'nym usloviyam neseniya sluzhby. Kand. diss. [Some features of psychological
adaptation to extreme conditions of military service. Cand. Diss.]. Stavropol, 2005, 205 p.
3. Berezin F. B. Psikhicheskaya ipsikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Mental and psychophysiological adaptation of humans]. Leningrad, 1988, 270 p.
4. Borisova S. V. Psikhicheskoe zdorov'e studentov professional'nogo tekhnicheskogo uchilishcha kak faktor ikh psikhologicheskoi adaptatsii k protsessu obucheniya. Kand. diss. [Mental health of trade school students as factor of their psychological adaptation to educational process. Cand. Diss.]. Moscow, 2009, 166 p.
5. Vasserman L. I., Berebin M. A., Kosenkov N. I. System approach in mental adaptation assessment. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii im. V. M. Bekhtereva [Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology]. 1994, 3, pp. 16-25. [in Russian]
6. Zhikhareva E. V. Vliyanie tipa aktsentuatsii kharaktera na proyavlenie lyuboznatel'nosti lichnosti. Kand. diss. [Influence of character accentuation type on manifestation of personality's curiosity. Cand. Diss.]. Barnaul, 2006, 188 p.
7. Leongard K. Aktsentuirovannye lichnosti [Accentuated personalities]. Kiev, 1981, 392 p.
8. Morosanova V. I. Accentuations of character and way of students' self-regulation. Voprosy Psikhologii. 1997, 6, pp. 30-38. [in Russian]
9. Ovchinnikov B. V., D'yakonov I. F. Psikhologicheskie aspekty psikhicheskogo zdorov'ya [Psychological aspects of mental health]. Ed. prof. V. K. Shamrey. Saint Petersburg, 2009, 312 p.
10. Rabinovich P. D., Nuzhdina M. P. Dependence of students' progress on their character features. Voprosy Psikhologii. 1987, 6, 114 p. [in Russian]
11. Rep'eva N. G. Problema adaptatsii studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze [Problem of first-year student adaptation to education in higher educational institution]. In: Osnovnye problemy i napravleniya vospitatel'noi raboty v sovremennom vuze: tezisy dokladov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Main Problems and Trends of Educational Work in Modern Higher Educational Institution: Proceedings of All-Russian Science and Practice Conference]. Barnaul, 2010, pp. 275-277.
12. Ronginskaya T. I. Profilaktika stressa v studencheskoi srede [Prevention of stress in student environment]. In: Tezisy nauchno-prakticheskoi konferentsii «Anan'evskie chteniya - 2001» [Proceedings of Science and Practice Conference Ananyev Readings - 2001]. Eds. A. A. Krylov, V. A. Yakunin. Saint Petersburg, 2001, pp. 12-13.
13. Smirnov I., Beznosyuk E., Zhuravlev A. Psikhotekhnologii [Psychotechnologies]. Moscow, 1996, pp. 235-242.
14. Stepanova O. P. Psikhicheskaya adaptatsiya i psikhologicheskoe soprovozhdenie studentov-pervokursnikov na nachal'nykh etapakh obucheniya. Kand. dis. [Mental adaptation and psychological support of first-year students at education early stages. Cand. Diss.]. Saint Petersburg, 2002, 182 p.
15. Bernard L. C., Krupat E. Health psychology: biopsychosocial factors in health and illness. N. Y., Harcourt Brace College Publishers, 1994, p.263.
16. Cordon I. M. (1997). Stress. Retrieved, 1997 http: // www.csun.edu/~vcpsy00h/students/stress.htm (accessed 12 October 2013).
17. Lazarus R. S., Folkman S. Coping and adaptation. The handbook of behavioral medicine. N. Y., Guilford, 1984, pp. 282-325.
18. Harrington Rick. Stress, Health & Well-Being: Thriving in the 21st Century. Wadsworth, Cengage Learning, 2013, pp. 540 (accessed 5 September 2013).
19. http: // pubhealth.spb.ru/COPC/STATSH/ssize.htm
SIGNIFICATION OF MENTAL DYSAPTATION HIGH-RISK GROUP AMONG FIRST YEAR UNIVERSITY STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF PERSONAL ACCENTUATIONS
I. V. Tyuryapina
Northern (Arctic) Federal University named afterM. V. Lomonosov,
Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
The present research has described mutual influence of personality accentuations specific to certain students and failures in psychical adaptation to university conditions. According to the system approach to adaptation, which includes a psychological, socio-psychological, physiological components, we have studied the following aspects in the students with different accentuations: a level of psychic adaptation, social satisfaction, somatic health indicators, indicators of academic achievements. It has been established that the personalities with different accentuations were characterized by disorders of different components of the adaptation system. We have identified risk groups of adaptation among the students with personality accentuations. Types of accentuations with favorable prognosis of adaptation to university conditions have also been detected.
Keywords: psychological health of students, psychical adaptation to university conditions, biopsychosocial model of adaptation, personality accentuation, psychical adaptation of students with personality accentuations
Контактная информация:
Тюряпина Ирина Владимировна — ведущий психолог социально-психологического центра ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова» Министерства образования и науки Российской Федерации, ассистент кафедры психиатрии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Сев. Двины, д. 22
E-mail: tyuryapina.irina@yandex.ru