быть источником сведений о доказательственном и главном факте и тем самым устанавливать существенные для дела обстоятельства»13 .
Таким образом, понятие вещественных доказательств как самостоятельный вид, средство, источник доказательств отсутствовал до Устава уголовного судопроизводства 1864 г Значение доказательства начиная с Воинских Артикулов Петра Великого имели судейские осмотры, в том числе предметов, письменных доказательств, местности, трупов и живых лиц . Понятие предмета, который был связан с событием преступления соотносилось с категорией «поличное». УПК РСФСР 1922 г закрепил понятие вещественных доказательств уже не с помощью перечисления, а давая дефиницию, которая дополнялась перечислением вещественных доказательств
Примечания
1 См. например, Шадрин В. С . Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. Волгоград,
1997. С . 50; Николюк В . В . , Деришев Ю. В . Оптимизация досудебного производства в уголовном процессе России. Красноярск, 2003; Кудрявцева А . В . Судебная экспертиза в уголовном процессе России. Челябинск, 2001. С. 5-56 .
2 См . : Деришев Ю. В. Концепция уголовного досудебного производства в правовой доктрине современной
России . Омск, 2004. С . 76
3 См . : Спасович В. Д . О теории судебных доказательств: В связи с судоустройством и судопроизводством
М . , 2001. С. 13 .
4 См . : Вышинский А . Я . Теория судебных доказательств в советском праве . М . , 1950. С . 76 .
5 Спасович В . Д . Указ . соч . С . 10 .
6 Там же . С . 28
7 Там же . С . 28-29.
8 Фойницкий И . Я . Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. СПб. , 1996. Т. 2 . С . 302.
9 См . : Владимиров Л . Е . Учение об уголовных доказательствах . Тула, 2000.
10 Квачевский А . Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений: по судебным уставам 1864 года: Теорет. и практ. рук. Ч . 3, вып. 1 . СПб. , 1869. С . 326.
11 Положение о военных следователях: приказ реввоенсовета Республики № 1595 от 30 сент. 1919 г. // История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры: Сб док. М . , 1955 С. 108 .
12 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: утвержден постановлением 3-й сессии ВЦИК от 25 мая 1922 г. // История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры: Сб док. М. , 1955. С. 194.
13 Строгович М . С . Уголовный процесс М . , 1946 С . 234.
Ю. В. Андреев
социологические исследования в учреждениях и органах, исполняющих наказания, как основа для выработки эффективного воздействия на осужденных в процессе отбывания наказания
Перестройка деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и реализация концепции проводимых реформ в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ потребовали нового осмысления практики и теории, изменения отношений к учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, определения тенденций и путей развития уголовно-исполнительной политики в части исправления осужденных путем формирования у них уважительного отношению к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения
Исправление, нравственное изменение личности осужденного вряд ли возможно без углубленного изучения в процессе ее взаимодействия с окружающей средой, без прогнозирования результатов влияния на нее отрицательно настроенной части осужденных
и администрации . Именно эти проблемы представляются главными для уголовно-социологических исследований в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а потому этим проблемам должно быть уделено особое внимание
Эффективность исправления осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания, предупреждение новых преступлений с их стороны определяются как условиями отбывания наказания, так и направленностью воспитательно-педагогических воздействий Достигнуть успеха в этом можно, только опираясь на социологические исследования социальных явлений и процессов, происходящих в исправительных учреждениях Анализ результатов исследования позволяет разработать практические мероприятия по повышению эффективности воспитательных воздействий
Особенность данного исследования состоит в том, чтобы, не повторяя сведений из общей социологии, рассмотреть в качестве объекта социологии режимно-воспитательную систему учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в целом Раскрытие методологических аспектов изучения исправления осужденных в различных учреждениях и органах, исполняющих наказания, позволит на основе объективных социологических материалов подготовить уголовно-исполнительный инструментарий с учетом современных социолого-правовых и психолого-педагогических научных представлений современной уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства
Одной из важнейших, на наш взгляд, является проблема уяснения государством социальной общности осужденных в исправительных учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания Понимание социологической характеристики общности осужденных в исправительных учреждениях и органах, исполняющих наказания, не однозначно: ещё не выяснены и не определены ее тип или вид, структура, внутренние связи, социальные ценности . Широко распространенная и закрепленная в уголовно-исполнительном праве характеристика общности осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания, как коллектива осужденных часто подвергается критическому анализу, так как происходящие там процессы и явления далеко не всегда согласуются с этой характеристикой
Соответствие воспитательных воздействий природе социального объекта обеспечивает их результативность, несоответствие — усугубляет состояние объекта или, в лучшем случае, оставляет его без изменений В практике учреждений и органов уголовно-исполнительной системы это выражается в возникновении препятствий целенаправленному применению основных форм и методов воспитательной работы, режимных, оперативнорозыскных и иных мероприятий Отсюда вытекает первостепенность социологических исследований, относящихся к определению и уяснению типа или вида социальной общности осужденных и ее различий, если они есть, в зависимости от вида режима исправительного учреждения и условий отбывания уголовного наказания в органах, исполняющих наказания
Социологические исследования позволяют выработать концепцию социальной общности осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания, на которую должно опираться уголовно-исполнительное право и вся система педагогических и психологических воздействий Исследования по этой проблеме должны проводиться по трем основным направлениям
1 Подробное исследование социально-демографической и уголовно-правовой структуры осужденных, что позволит получить достоверные знания об их личностных особенностях и выделить для последующего изучения основные группы по ряду объективных признаков, т. е . определить типологию осужденных, которая является базой для исправительно-психологических и исправительно-педагогических исследований
2 . Подробное исследование уголовно-исполнительной структуры осужденных . Исследование на основе данной типологии социальных ценностей и ценностных ориентаций через отношения значимости условий жизнедеятельности осужденных в исправительных учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, даст возможность получить дан-
ные об интересах и направленности личности, её стремлений к достижению определённых (желаемых) целей в различные периоды процесса отбывания наказания, а также провести сравнительный анализ состояния морально-нравственных норм
3 . Исследование межгрупповых и личностных отношений, направленное на изучение неформальной социальной структуры общности, групповых интересов, позволит выявить неформальных лидеров, неформальную систему распространения информации в исправительных учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, а в итоге — реальную социальную типологию осужденных — модальные социальные типы, которые часто встречаются и господствуют в общности
Представляется, что всё это поможет определить и отработать характер, направление и меру того или иного воздействия в целях исправления осужденных, а также социальную технологию его внедрения
В процессе проведения социологических исследований и установления технологии внедрения их результатов необходимо учитывать объективные социальные противоречия:
1) между системами требований, обусловленных, с одной стороны, формальными функциями исправительных учреждений, а с другой стороны, формальными функциями органов, исполняющих уголовные наказания;
2) между системами требований, обусловленных формальными функциями исправительных учреждений и неформальными — общностью осужденных к лишению свободы;
3) между системами требований, обусловленных формальными функциями органов, исполняющих уголовные наказания, и неформальными — общностью осужденных, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы;
4) внутри требований, обусловленных неформально между группами (модельными социальными типами) и личностями;
5) между субъектами уголовно-исполнительных правоотношений .
Представляется, что в системе эффективных воздействий на осужденных значительное место должно отводиться прогнозированию, которое базируется на анализе существующих связей между явлениями и процессами Оно обладает тем большей достоверностью, чем более стабилен и менее изменчив тот или иной социальный феномен С социологической точки зрения, исправительные учреждения представляют собой стабильный феномен, так как общность осужденных обладает уникальной социальной особенностью Она менее других общностей людей подвержена внешним воздействиям, а внутренние воздействия определяются условиями жизнедеятельности (режимом отбывания наказания)
Таким образом, в исправительных учреждениях (по сравнению с органами исполняющими наказания) в связи со значительным ограничением разнообразия жизнедеятельности осужденных повышается стабильность социальных образований и наблюдается их повторяемость Всё это создает условия для более достоверного прогнозирования социальных ситуаций, явлений и процессов в исправительных учреждениях, позволяет использовать полученные результаты относительно продолжительное время, а значит, тщательно отрабатывать и внедрять эффективные меры воздействия
Д. Т. Арабули
регламентация исполнения приговора по упк рф1
В данной статье мы затронем лишь некоторые моменты в регулировании вопросов, связанных с исполнением приговора . Если охарактеризовать подход законодателя, то необходимо заметить, что никаких кардинальных изменений в свете указанной темы статьи не произошло. Исполнению приговора в УПК РФ2, как и в УПК РСФСР3, отводится самостоятельное, обособленное место . Это раздел XIV «Исполнение приговора», который включает в себя две главы: гл . 46 «Обращение к исполнению приговоров, определений и постановлений» и гл . 47 «Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных