Научная статья на тему '96. 03. 035. Рябинин A. A. основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации: вопросы дифференциации и индувидуализации наказания. - M. : юрист, 1995. - 208 с'

96. 03. 035. Рябинин A. A. основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации: вопросы дифференциации и индувидуализации наказания. - M. : юрист, 1995. - 208 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ананиан Л. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 035. Рябинин A. A. основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации: вопросы дифференциации и индувидуализации наказания. - M. : юрист, 1995. - 208 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ-4-

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 3

издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.03.001-96.03.039

МОСКВА 1996

системами человека. При этом использовалось минимальное число сочетаний основных видов мышления (теоретическое, интуитивное, практическое) и эмоциональности. С помощью современных социологических методик и иа основе сочетаемости видов мышления было выделено две группы осужденных из 12 типов личности. Первая группа - экстраверты. В ней представлено восемь социально-психологических типов личности: мыслительно-интуитивный, мыслительно-рассудочный, эмоционально-рассудочный, интуитивно-мыслительный, интуитивно-эмоциональный, рассудочно-мыслительный, рассудочно-эмоциональный. Вторая группа интаверты. В нее вошли четыре типа личности: мыслительно-интуитивный, эмоционально-интуитивный, мыслительно-рассудочный, эмоционально-рассудочный.

Далее в книге рассматриваются конкретные характеристики типов осужденных, составленные на основе обобщенных социально-психологических и психо-физических признаков.

Л.Л.Ананиан

96.03.035. РЯБИНИН A.A. ОСНОВЫ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО (УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО) ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Вопросы дифференциации и индувидуализации наказания. - М.: Юрист, 1995. - 208 с.

В книге рассматриваются вопросы теории исполнения наказания и обосновывается трансформация исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. В работе учтены все изменения и дополнения, которые были внесены в уголовное и исправительно-трудовое право до марта 1995 г.

Актуальность работы определяется общими процессами, происходящими в стране, изменением законодательных актов. В книге анализируются становление и состояние исправительно-трудовой политики и права на современном этапе развития нашего государства, а также рассматривается ряд сложных проблем исправительно-трудового права - дифференциации и индивидуа-

лизации наказания в виде лишения свободы, взаимосвязи классификации осужденных к лишению свободы и их распределения по видам ИТУ. На основе анализа исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в работе освещаются особенности организации карательно-воспитательного процесса в учреждениях различного вида режима.

Конституция Российской Федерации 1993 г., пишет автор, провозгласила Россию социальным демократическим федеративным правовым государством. Последнее предполагаемое верховенство закона во всех сферах жизни общества, всеобщее понимание законодательства и его эффективное исполнение. Законы создаются для правового регулирования общественных отношений в целях обеспечения нормального функционирования социального организма и защиты прав и законных интересов граждан.

Кардинальные перемены в обществе н государстве обусловили новые подходы критического переосмысления содержания законов и иных нормативных документов советского периода, необходимость изменений и дополнений норм действующего законодательства и даже создания проектов модернизации различных отраслей права Российского государства. Это в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву и законодательству.

Попытка введения Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик в 1991 г. осталась исторической вехой на пути новых подходов к проблемам уголовно-правовых отношений в начале переходного периода нашего государства' и может служить лишь научной базой осмысления перспектив совершенствования норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Новые взгляды на практику и отбывания наказания лицам, осужденными к лишению свободы, потребовали теоретического обоснования существенно новой концепции реформы системы управления органами, исполняющими уголовные наказания. Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. определил задачи угаяааио-исжммнтсльной системы.

Он ввел в русло правового регулирования организацию деятельности учреждений, исполняющих наказания, а также административно-управленческие вопросы уголовно-исполнительной системы, правового положения ее работников, их правовой и социальной защищенности. Вызывает удовлетворение и тот факт, что теперь на законодательном, а не на ведомственном уровне решен вопрос о порядке применения физической силы, специальных средств и оружия работникам уголовно-исполнительной системы. Новый закон четко регламентирует и порядок контроля за ее деятельностью. Однако названный Закон не внес изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Более того, в Законе говороиться, что виды учреждений, исполняющих наказания, оопределяются НТК РСФСР, а учреждения, исполняющие наказания, руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим исполнение уголовных наказаний. Не решая проблем исполнения наказания, а коснувшись лишь организационно-управленческих структур системы органов, исполняющих наказания, Закон от 21 июля 1993 г. не мог решить и других вопросов, поскольку не имел в виду тот факт, что пункт "к" ст.72 Конституции Российской Федерации расширит рамки

самостоятельности и перспективы систем управления субъектов Российской Федерации, а пункт "о" ст.71 Конституции формирование уголовно-исполнительного права отнесет к исключительному ведению Российской Федерации. Это и понятно, поскольку исправительно-трудовое законодательство постепенно расширяло сферу своего действия, что привело к расширению предмета правового регулирования и включения в него всех уголовных наказаний, а не только наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием. Касаясь научно-педогогических и учебно-методических проблем изучения и преподавания исправительно-трудового права, следует отметить, что учебные материалы в большинстве своем устарели и не отражают современной уголовно-исполнительной политики и сегодняшнего состояния дел в учреждениях и органах, исполняющих наказания.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР постоянно пополняется изменениями, и хотя он йздан в 1994 г., в него не вошли последние новшества.

В предлагаемой работе рассматриваются основные проблемы Общей и Особенной частей российского исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права. Автор на основе анализа определяющих положений теории исполнения наказания и применения мер воспитательного воздействия, новых подходов и с учетом изменений и дополнений действующего исправительно-трудового законодательства и проектов Уголовного и Уголовно-исполнительного Кодексов Российской Федерации раскрывает важнейшие темы предмета.

Рассматривая место исправительно-трудового права в системе отраслей права Российской Федерации, автор указывает, что самостоятельность той или иной отрасли права определяется исходя из того, имеет ли она собственный предмет и специфический метод регулирования. Процесс исправительно-трудового воздействия, пишет он, - это особый воспитательный процесс, находящийся за рамками наказания, но способствующий достижению общих с ним целей. Процесс этот осуществляется по законам педагогики и психологии, но в рамках права, образующего порядок исполнения наказания. Он порождает и особый вид отношений, которые, не могут быть урегулированы нормами ни уголовного, ни уголовно-процессуального, ни административного или иного права, - эти отношения и есть предмет "ведения'' исправительно-трудового права (с.42).

В процессе исполнения наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием, складываются общественные отношения, которые возникают не только в связи с началом исполнения наказания, но и в процессе применения форм, средств и методов исправительно-трудового воздействия. Будучи урегулированы нормами исправительно-трудового права, они предстают как соответсвующие правоотношения. Содержанием исправительно-трудовых правоотношений являются совокупность

прав и обязанностей их субъектов. Одним из субъектов является государство в лице ИТУ (администрация ИТУ - представитель субъектов), с другой стороны, это осужденный к уголовному наказанию. Содержание данных правоотношений охватывает всю жизнь осужденного, что особенно отчетливо проявляется в закрытых учреждениях - ИТК, тюрьмах, ВТК. Это регламентированные нормами исправительно-трудового права и порядок исполнения наказания, и выполнение правил внутреннего распорядка, и применение основных средств исправления и норм, определяющих коммунально-бытовые ' и иные сферы жизнедеятельности осужденных Объектом исправительно-трудовых правоотношений является реальное поведение субъектов, подпадающих под регулирующее воздействие норм исправительно-трудового права. Деятельность может быть правомерной, но может быть и неправомерной, когда нарушается законность со стороны представителей администрации или осужденных. И те, и другие в таком случае должны нести определенную в законе ответственность.

Основанием возникновения исправительно-трудовых правоотношений является приговор суда, вступивший в законную силу или обращенный к исполнению. В этот момент и происходит смена представлений субъекта, меняется и правовой статус лица, совершившего преступление. Если для подсудимого другой стороной от имени государства выступал суд, а его пребывание в следственном изроляторе регламентировалось нормами Положения о предварительном заключении под стражу, то после вступления приговора в законную силу или обращения его к исполнению происходит смена представителя государства, а осужденный попадает в систему новых для него общественных отношений, которые регламентируются уже нормами не уголовного и уголовно-процессуального, а исправительно-трудового права.

Как уже отмечалось выше, важным критерием самостоятельности исполнительно-трудового права является присущий ему метод правового регулирования. Это - метод властного приказа, или императивный метод. Следует отметить, что в процессе 19-2730

правового регулирования исправительно-трудовых отношений имеет место и диспозитивный метод. ' Представляется правильным определение метода исправительно-трудового права как ограничительного. Следовательно, и по методам правового регулирования нормы исправительно-трудового права отличаются от уголовно-правовых.

В книге освещаются также международно-правовые вопросы исполнения наказания в зарубежных странах.

Л.Л.Ананиан

96.03.036. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

( Обзор )

Расследование преступлений, сущность которого заключается в собирании, закреплении и оценке доказательств с целью изобличения и наказания виновных в его совершении, связано с применением или возможностью применения уголовно-процессуального принуждения (обыск, наложение ареста на имущество, освидетельствование, допрос, очная ставка и т.п.), которое в свою очередь остро затрагивает права, свободы и законные интересы граждан.

Применение уголовно-процессуального принуждения в доказывании, под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на участников судопроизводства, порождает важную нравственно-теоретическую и практическую проблему об основаниях и пределах такого принуждения, о шкале нравственных ценностей и их соотношении с целями уголовного судопроизводства. Особую остроту она приобретает в тех случаях, когда меры уголовно-процессуального принуждения применяются к людям, заведомо не имеющим отношения к совершению преступления. Например, к свидетелям и потерпевшим, которые могут быть подвергнуты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.