Научная статья на тему 'Социологические дискурсивные поля туризма'

Социологические дискурсивные поля туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
443
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Иванова Т. П.

«Туризм» как социальное явление в последнее время все чаще привлекает внимание различных ученых, а многогранность, полипарадигмальность данного понятия, обуславливающие различия в интерпретации учеными, все более актуализируют туризм как объект научного интереса. В данной статье туризм рассматривается автором в следующих научных «срезах»: социологии досуга и мобильной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологические дискурсивные поля туризма»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСКУРСИВНЫЕ ПОЛЯ ТУРИЗМА © Иванова Т.П.*

Филиал Российского государственного социального университета, г. Руза

«Туризм» как социальное явление в последнее время все чаще привлекает внимание различных ученых, а многогранность, полипарадиг-мальность данного понятия, обуславливающие различия в интерпретации учеными, все более актуализируют туризм как объект научного интереса. В данной статье туризм рассматривается автором в следующих научных «срезах»: социологии досуга и мобильной теории.

Истоки анализа туризма как элемента досуга уходят к интерпретации туристских опытов и критике сформированной туристской среды - «псевдособытия».

Так, Д. Бурстин в рамках концепции «псевдособытия» - созданных специально для туристов мест, развлечений (туристской инфраструктуры), которые реально имитируют жизнь и являются удовольствием для туриста за определенную плату - рассматривает специально сформированную туристскую среду как форму досуга. Ученый отмечает, что туристская среда, подобно иным областям институциализованной жизни, сконструирована и навязчива туристу, согласно его ожиданиям. Проводя параллель между туристом и путешественником, он отмечает главное отличие: путешествие является подобием интеллектуальной работы, сами путешественники активны, они ищут приключений, общения с интересными людьми, информации; турист же является пассивным субъектом визуального потребления и, отправляясь в поездку, ожидает, что все сделано для него, его основная задача -познакомиться с достопримечательностями и «символизировать, объективировать» их для доказательства своего присутствия в туристской среде.

Согласно тезисам Л. Тернера и Д. Эша, выезжая за пределы своей страны, турист освобождается от ограниченности восприятий, он становится свободнее, а его опыт переживаний усиливается в результате демонстрации культуры туристу.

Противоположна концепции Д. Бурстина позиция Д. МакКеннела, который исключает участие туриста в «как бы событии», отмечая, что туристам нужна подлинность, они желают увидеть реальную жизнь [9]. Но в то же время, по мысли ученого, несмотря на то, что туристское сознание побуждается желанием аутентичного опыта, чаще трудно утверждать, что этот опыт действительно аутентичен [8]. Социологом представлен туристский опыт в виде театрализованного представления, в котором он выделяет зоны заднего плана, сконструированные для туриста - сценическую обстановку,

* Преподаватель кафедры «Менеджмент и административное право».

основой которой является сцены, составляющие обстановку туристского пространства, последовательно переходя от одной к другой, туристы достигают подлинности. Чем ближе передвижения от стадии к стадии, тем выше уровень туристского понимания.

Урри Дж., в свою очередь, опровергает обе теории, обращаясь к концепции стадиальности паломнического процесса В.Тернера, проанализировавшего последовательность переходов по следующим стадиям: отделения, лими-нальности и реинтеграции. Другими словами, индивид сначала отделяется в социальном и пространственном смысле от обычного места и связей, результатом чего является его временное существование «вне структуры, вне связей, вне привычного пространства - социального и физического», в переживаниях священности ситуации, затем происходит присоединение к своей группе в другом статусе - более высоком [10]. Данное «изменение сцен» применяется непосредственно к паломничеству, тем не менее, Дж. Урри спроецировал его на туриста, констатировав, что турист движется, подобно паломнику, в направлении от родного дома и возвращается уже с положительными эмоциями, новым туристским опытом, восстановленными силами. Туристский опыт связывается с необычным, непривычным, новым и раскрывается в идейном смысле смены повседневности и включения в другую реальность.

Значительный вклад в социологию туризма внес Н. Грабурн, рассматривавший в параллелях туристские поездки и священное таинство. Основная мысль заключается в том, что пересечение границы будничных дней, повседневности связаны с особыми ритуалами: подготовкой к поездке, психологическим настроем, оформлением документации, сбором необходимых вещей в поездку, а по возвращению демонстрация фотографий, раздача сувениров, подарков, трансляция своего опыта посредством коммуникации с друзьями, знакомыми, близким, форумов в Интернете... События и ситуации, возникающие во время путешествия, становятся аналогом ритуального испытания в возможности примерить на себя другую, отличную от повседневных забот, более настоящую жизнь. Изменения проявляются не только внешне, но и внутренне, подобно участию в религиозных праздниках: напряжение, возбуждение, эйфория, сужение поля сознания. На основе туристского опыта, ученый выделяет идеальные типы туристов: неоколониалист, посторонний, враг, генератор [3].

Туризм в структуре современного общества играет особо значимую социальную роль. Его сущностный аспект как формы досуга заключается в необходимости всестороннего обновления организма человека, как психического, так и физического. Это обусловлено ежедневными нагрузками в условиях современной социальной жизни, связанными с повседневной деятельностью: работой, бытовой деятельностью и ограниченным количеством свободного времени, отведенного на отдых, релаксацию, восстановление сил. При максимизации повседневных нагрузок на человека с течением времени происходит обострение усталости, снижение трудовой активности, что в конечном итоге приводит к социальной напряженности посредством конфликтных ситуаций, на-

коплению раздраженности. Отдых в виде туристской активности, помогающей изменить вид деятельности, привычную обстановку, познакомиться с новыми людьми, окунуться в другую культуру, проникнуться традициями, обычаями.

Но туристский опыт - это не только «побег от повседневности», но и отделение от обычного, привычного места жительства в пространственном и социальном («отделение» от привычных социальных связей) смыслах. С этих позиций туризм рассматривается в рамках мобильной теории Дж.Урри, который, метафоризирует разрушение границ в мировоззрение человека, отражаемое в миропонимании в целом, влиянии на формирование науки, образа мышления, поведение в повседневной жизни [2]. Ученый выделяет и характеризует такие метафоры мобильности, как кочевник, бродяга, турист.

Урри Дж., определяя характеристику гражданина глобального сообщества, имеет право «быть туристом», то есть мигрировать из одного общества в другое и оставаться там на какое-то время, получив права, сопоставимые с правами коренного населения, а по возвращении домой, не утратить при этом право гражданства и другие права; ассимилировать культуру - принести с собой свою культуру, а также встретиться на новом месте с другой культурой, которая содержит и элементы культуры приехавшего; культурно участвовать во всех социальных группах в мировом обществе (обладать информацией, знанием, коммуникацией); покупать продукты, услуги, произведенные в самых различных культурах, и пользоваться ими в рамках своей собственной культуры; мигрировать по планете с целью досуга и потребления различных мест; обитать в среде, относительно свободной от рисков и угроз здоровью и безопасности [2].

Развивая идеи туризма и потребления, Дж. Урри выделяет два типа потребления. Фордистское (или массовое) и постфордистское, характеризующееся доминантой потребления, «индивидуализацией» и отделением от «массы» потребителей [11]. Современный туризм с позиций ученого относится к типу постфордистского потребления. Развивая эту мысль, Дж. Урри анализирует визуальное потребление, отмечая, что туристы, взгляды которых управляемы посредством создания образов специалистами разных сфер, потребляют уже готовые имиджи «мест», в свою очередь туризм - это поиск мест, которые привлекательны для фотографирования [5].

Позиция Дж. Урри схожа с мнением З. Баумана, который отмечает, что современное общество есть общество потребления, и принципиальная разница заключается в акцентах и приоритетах, это смещение акцентов связано с огромными различиями во всех аспектах существования общества, культуры и жизни отдельных людей. В современном мире чаще всего обсуждается дилемма: должен ли человек потреблять, чтобы жить, или он живет для того, чтобы потреблять. По его мнению, потребитель не имеет твердых привязанностей, ни одна потребность не рассматривается как полностью удовлетворенная, ни одно желание - как последнее. Значение имеет лишь непостоянство, изначально временный характер любой привязанности; это важ-

нее, чем сама привязанность, которой все равно не позволят продлиться дольше, чем необходимо для потребления желаемого предмета [1]. Ученый отмечает, что «доступ к глобальной мобильности» - один из факторов социальной стратификации. «Верхи», отмечает он, наслаждаются тем, что могут путешествовать по жизни куда душе угодно и выбирать пункт назначения в зависимости от того, какие удовольствия там можно получить. Турист, являясь потребителем позднесовременной или постсовременной эпохи ищет новых ощущений и коллекционируют впечатления; его взаимоотношения с миром носят, прежде всего, эстетический характер: они воспринимают мир как пищу для чувств - матрицу возможного опыта (опыта не в смысле того, что происходит, а в смысле переживаемых состояний), и ориентирами в нем для них служат пережитые впечатления. Их затрагивают - привлекают или отталкивают - обещанные ощущения, они «смакуют» мир подобно тому, как искушенные знатоки искусства наслаждаются возможностью прийти в музей и остаться наедине с любимой картиной. По мнению З. Баумана, принадлежать к «верхам» - значит позволить себе путешествовать, а позволить себе путешествовать - значить слыть успешным, удачливым, богатым.

Таким образом, современные формы туризма рассматриваются в социологических дискурсах мобильности и досуга, что позволяет выявить сущность и актуализацию социальной значимости туризма как социальной практики, исторически устойчивой, и постоянно реконструирующейся в темпорально -про странственном континууме.

Список литературы:

1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества: пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - С. 113.

2. Кимелев Ю.А. Дж. Урри. Социология за пределами обществ. Мобильности двадцать первого столетия // Социологическое обозрение. - 2001. - Т. 1, № 1.

3. Покровский Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: учеб. пособие / Н.Е. Покровский, Т.И. Черняева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Университетская книга, Логос, 2009. - С. 127-130.

4. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 136-150

5. Урри Дж. Туристическое созерцание и окружающая среда // Вопросы социологии. - 1996. - Вып. 7. - С. 9.

6. Урри Дж. Туристическое созерцание и окружающая среда // Вопросы социологии. - 1996. - Вып. 7. - С. 73.

7. Ярская В. Социокультурные проблемы среды обитания// Человеческие ресурсы. - 1998. - № 4. - С. 11.

8. MacCannell D. Staget Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Settings // American sociological review. - 1973. - Vol. 79 (3). - P. 587-610.

9. MacCannell D. Tourist agency // Tourist studies. - 2QQ1. - Vol. 1 (1). -P. 23-3Q.

1Q. Turner V., Turner E. Image and Pilgrimage in Christian Culture. - New York: Columbia University Press, 1973.

11. Urry J. The Tourist Gaze. - London: Sage, 199Q. - Ch. l. - P. 19.

СОЗДАНИЕ УЧАСТКОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ -ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НАСЕЛЕНИЕМ © Комарова И.А.*

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

В статье определена роль социальных работников в отечественных амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения, представлены результаты исследования проблемной ситуации по созданию и развитию участковой социальной службы, предпринята попытка обосновать необходимость и перспективность данного направления в социальной работе с населением.

Во всех регионах современной России на сегодняшний день активно реализуются целевые федеральные и региональные медико-социальные программы. Во многом этому способствует сотрудничество медицинских специалистов и специалистов по социальной работе, работающих как в системе социальной защиты населения, так и в учреждениях здравоохранения. Социальные работники в здравоохранении решают достаточно широкий круг вопросов, часто непосильных по разным причинам для медицинских работников, основной задачей которых является проведение диагностических и лечебно-профилактических мероприятий. Объектом социальной работы в учреждениях здравоохранения являются лица, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенцируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий [4]. Технологии социальной работы базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, психологией и др. [5]. Одной из основных эффективных технологий деятельности специалистов по социальной работе в системе здравоохранения является патронаж. Патронаж как технология работы используется в учреждениях здравоохранения, имеющих в своей структуре участковую службу, - детских поликлиниках и женских консультаци-

* Доцент кафедры «Социальная работа», кандидат медицинских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.