Научная статья на тему 'Социологическая поддержка и моделирование сетевых социально-групповых отношений в условиях цифровой экономики'

Социологическая поддержка и моделирование сетевых социально-групповых отношений в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / СЕТЕВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭВОЛЮЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL GROUPS / NETWORKING / DIGITAL ECONOMY / INFRASTRUCTURE / EVOLUTION / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караковский Константин Александрович

В рамках целевых проектов в России развивается современная цифровая инфраструктура, сквозные технологии для предоставления услуг и необходимой безопасности государственными органами. Изменяются и мотивы поступления на госслужбу, и требования к компетенциям, инструментарию управления, в частности, социологическому мониторингу и аналитике (Big Data, Social Mining и др.). В работе проведен системный анализ поддержки «цифровизации» с ориентацией на потребности людей, а не только инфраструктурной. Предложена и исследована математическая модель социально-групповых отношений, в частности, полезной для решения проблемы сокращения к 2021 году госслужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL SUPPORT AND MODELLING OF SOCIAL AND GROUP RELATIONS IN THE DIGITAL ECONOMY

Within the framework of the targeted program and projects, Russia develops the infrastructure of the digital economy, end-to-end technologies for the provision of services and necessary security by state bodies. The motives of admission to the civil service, and requirements to competences, management tools, in particular, sociological monitoring and analytics (Big Data, Social Mining, etc.) change. The work carried out a systematic analysis of support for «digitalization» with a focus on the needs of people, not just infrastructure. A mathematical model of social and group relations, in particular, useful for solving the problem of reduction of civil servants by 2021, has been proposed and studied.

Текст научной работы на тему «Социологическая поддержка и моделирование сетевых социально-групповых отношений в условиях цифровой экономики»

УДК 316.4

DOI 10.23672/SAE.2019.2019.43722

Караковский

Константин Александрович

аспирант,

Российская академия

народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Milena.555@mail.ru

Konstantin A. Karakovsky

Postgraduate,

Russian Academy of National Economy

and Public Administration

under the President

of the Russian Federation

Milena.555@mail.ru

Социологическая поддержка

и моделирование сетевых

социально-групповых

отношений в условиях цифровой экономики

Sociological support

and modelling of social and group relations in the digital economy

Аннотация. В рамках целевых проектов в России развивается современная цифровая инфраструктура, сквозные технологии для предоставления услуг и необходимой безопасности государственными органами. Изменяются и мотивы поступления на госслужбу, и требования к компетенциям, инструментарию управления, в частности, социологическому мониторингу и аналитике (Big Data, Social Mining и др.).

В работе проведен системный анализ поддержки «цифровизации» с ориентацией на потребности людей, а не только инфраструктурной. Предложена и исследована математическая модель социально-групповых отношений, в частности, полезной для решения проблемы сокращения к 2021 году госслужащих.

Ключевые слова: социальные группы, сетевые взаимоотношения, цифровая экономика, инфраструктура, эволюция, государственное управление.

Annotation. Within the framework of the targeted program and projects, Russia develops the infrastructure of the digital economy, end-to-end technologies for the provision of services and necessary security by state bodies. The motives of admission to the civil service, and requirements to competences, management tools, in particular, sociological monitoring and analytics (Big Data, Social Mining, etc.) change. The work carried out a systematic analysis of support for «digitalization» with a focus on the needs of people, not just infrastructure. A mathematical model of social and group relations, in particular, useful for solving the problem of reduction of civil servants by 2021, has been proposed and studied.

Keywords: social groups, networking, digital economy, infrastructure, evolution, public administration.

С

оциальные аспекты «цифровых» отношений.

В России основными документами по цифровой экономике и поддерживающей ее инфраструктуры определены ориентиры (вплоть до 2030 г.). Апробируются прорывные (сквозные) технологии предоставления госуслуг, безопасности.

Различные практические аспекты категорий «сетевое общество» оказывают свое влияние и на социально-групповые взаимоотношения с двумя крайними опасностями - самоизоляции и «всеобщей диффузии», стремлением к глобализации.

Влияет и мотивированность, и владение цифровыми компетенциями, уровень подготовки профессиональных кадров и пользователей, хотя и прогнозируется к 2021 году более 40 % россиян с цифровыми навыками [1].

В области развития госслужбы, активизация подготовки сводится не только адаптации граждан к цифровым условиям и навыкам, также необходимо создавать инфраструктурные условия их реализации, эволюции компетенций [2].

Происходит изменение традиционных мотивов поступления на госслужбу и профессиональных требований и предпочтений, инструментария управления настроем «цифрового персонала» [3]. Важно также учесть, что совершенствование инфраструктуры реализации кадровой политики в РФ - «отягощено наследственностью», коррупционными рисками [4].

В России, с ее традиционной значимостью социальных отношений в экономике и политике, падение доверия к государственным институтам, отношениям лишь возрастает, требуя эволюции структур государственной службы. Это подтверждает и социологический мониторинг настроя персонала [5].

Есть проблемы распределения «цифровых дивидендов», преимуществ, предоставляемых доступом к цифровым технологиям, цифровой инфраструктуре, различным базами и Big Data средам (например, нормативно-правовым), цифровой аналитике - социальной (Social Mining) и бизнес-ориентированной (BI). Без этого невозможно реализовать и «цифровую социологию», e-Social Science [6], активизировать системный подход.

Наблюдается осознание социального неравенства, стремление уйти от него в соцсети (особенно, молодежь, данные Gallup [7]). Требуется поддержка «цифровизации» с ориентацией на потребности людей, социума, а не (столько) на инфраструктуру. Соотечественники готовы поддержать социально-групповые отношения, настроены на «цифровой оптимизм» (согласно исследованиям РВК, предпосылок регионального технологического развития, оптимистов -48 %, скептиков - 28 %, технофобов - 24 %).

Следует эффективно адаптировать, подвергать «реинжинирингу» меры снижения социально-экономической сложности, активации конвергентных технологий, особенно, моделям взаимоотношений класса «Крауд*» [8]. Особенно значимо будет их актуализация в малообеспеченных профессиональными кадрами регионах, такой подход повысит кадровый потенциал и возможности улучшения социально-экономического развития региона [9].

Цифровизации, повышающей значимость, эффективность и результативность государственного управления в рамках освоения модели управления по результатам, приходится решать кризисные проблемы:

1) дублирования функционала;

2) плохой структурируемости (формализуемости);

3) избыточного госрегулирования;

4) отсутствия релевантного правового обеспечения;

5) изменения административно-бюрократических парадигм [10] и др.

Многие задачи передаваемы на аутсорсинг. К 2020 г. планируется сократить до 15 % количество госслужащих (от уровня организации) власти и перевести на конкурентную основу систему оплаты их труда, например, юридические отделы министерств.

Эволюция цифровой социологии и экономики требует активного изменения инфраструктуры, снижения угроз для личности, социума и государства. Здесь важно уметь моделировать, прогнозировать ситуационные сценарии поведения групп, развития в них взаимоотношений. Рассмотрим одну такую модель групповых взаимоотношений.

Моделирование социально-групповых отношений в сетевой экономике.

Пусть имеем социальную сеть, сообщество из п групп. В каждой группе / (/ = 1, 2, ..., п) численность позитивно настроенных - неопределившихся («нейтральных») - ИАналогично для другой группы /.

Гипотезы рассмотрения задачи (моделирования):

1) оценивание осуществляется для случайных встреч, групп, динамика - согласно прямо пропорциональному закону, прирост пропорционален частоте встречаемости;

2) позитивный настрой передаётся «нейтральным»;

3 ) н егативный настрой рассеивается при общении с «нейтральной» группой (подгруппой);

4) синергетический эффект взаимодействия групп / и / (представителей групп) - следствие взаимодействий «позитивных», их стремлений к увеличению группы по правилу (И£ -I- Н^А^А^, а также переходов «нейтральных» (их нежелания примкнуть к группе «негативных»), по правилу

оттока (НI + Hj) Я^;

5) медиа-информационный эффект - учёт общего и различного в общении группы / с группой /, в результате которого усиливаются позитивные стороны коммуникаций и рассеиваются негативные {щг - интенсивности взаимодействий /-ой и /-ой группы, соответственно);

6) наличие напряженностей, из К альтернатив в /'-ой группе участников приняли к-ое решение наиболее верным, в /-ой группе - их

причем

;

7) если же такого решения (набравшего максимум голосов) - нет, то возникает напряженность, с мерой

ъ = -

Количество (прирост) воздействующих из групп /, / на группу неопределившихся, склоняя их к решению к, равно:

ЛЯ* = Г*зи = Д£ = 1

Тогда для численности

к

В1 = ^ + У % )=1

получаем, аналогично [11]:

dt

ailHiNilN

71

OikHjNteNjb

dN;

ifc

к = 1.2, ...Д.

Аналогичная система соотношений верна для:

К

Щ = Щ + 2

Так как:

при Я,- = В; = В система переписывается в виде:

rfiV;

i(j)k

dt

* ( ß - /

¿Ü')i

Тогда положение равновесия системы будет найдено из соотношения:

ЛГ

il

+ Nik=B = Nf + - Zfc

Приведенная модель может быть использована в ситуационном моделировании соцсетевых взаимоотношений, групповых взаимопереходов, что позволит релевантно идентифицировать их особенности и управляющие ключевые параметры,

институциональные ловушки государственного управления.

Заключение.

Российской программой «Цифровая экономика» (составным проектом «Цифровое госуправление») предполагаются серьезные изменения во взаимодействиях граждан и государства. Цифровая трансформация, необходимая и естественная для всех, кардинально (системно) должна улучшить организацию и результативность работы госорганов.

Цифровые технологии не сами по себе улучшат реальную, «не отчетную» эффективность госуправления. Цифровое госуправление - не «параллельный» традиционному управлению функционал государственных органов.

Необходимо задействовать весь потенциал гражданского цифрового, информационного общества, гражданского самоуправления и контроля, необходимый инструментарий прогнозирования и оценки состояния общества. Необходим цифровой реинжиниринг и создание инфраструктуры (часто употребляется более узкая категория «платформа») всех управляющих процессов органов власти.

Для решения таких сложных проблем с не просчитываемыми априори рисками (ловушками цифровизации) необходим социологический мониторинг, ситуационное моделирование и принятие решений на их основе.

Литература:

1. План мероприятий по программе «Цифровая экономика России». URL : http: //static. govern-ment.ru/media/files/k87YsCABuiyuLAjcWDFILEh6it AirUX0.pdf (дата обращения 30.11.2019).

2. MaeoMedoe K.O. Социология государственной службы. М. : РАГС, 2010. 346 с.

3. Захаров Н.Л. Управление настроем персонала в организации (учеб. пос.) / Н.Л. Захаров, М.Б. Перфильева / Под ред. Б.Т. Пономаренко. М. : ИНФРА-М. 2009. 287 с.

4. Брежнева А.П. Совершенствование механизмов и тexнoлогий реализации государственной кадровой политики в условиях коррупционных рисков // Российская научно-практическая конференция «Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы». 2015. С. 48-50.

5. Коростылева Н.Н. Профессиональное развитие государственных гражданских служащих: результаты социологических исследований в режиме мониторинга // Вестник ПАГС. 2015. № 2. С. 58-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Big Data in Computational Social Sciences and Humanities. In book: Big Data in Computational Social Science and Humanities. 2018. P.1-25. DOI: 10.1007/978-3-319-95465-3 1

Literature:

1. Action plan for the program «Digital economy of Russia». URL : http: //static.government.ru/media/ files/k87YsCABuiyuLAjcWDFILEh6itAirUX0.pdf (accessed 30.11.2019).

2. Magomedov K.O. Sociology of public service. M. : RAGS, 2010. 346 c.

3. Zakharov N.L.The Control of the attitude of the personnel in the organization (proc. (in Russian) / N.L. Zakharov, M.B Perfil'eva; Ed. by B.T. Ponoma-renko. M. : INFRA-M. 2009. 287 p.

4. Brezhneva A.P. Perfection of mechanisms and technologies of realization of the state personnel policy in the conditions of corruption risks // Russian scientific and practical conference «Analytics of development and safety of the country: realities and prospects». 2015. P. 48-50.

5. Korostyleva N.N. Professional development of civil servants: results of sociological research in monitor mode // Vestnik PAGS. 2015. № 2. P. 58-66.

6. Big Data in Computational Social Sciences and Humanities. In book: Big Data in Computational Social Science and Humanities. 2018. P.1-25. DOI: 10.1007/978-3-319-95465-3 1

7. Standridge P. Russians See Widening Gap Between Rich and Poor / P. Standridge, N. Esipova. URL : http://www.gallup.com/poll/209018/russians-wideninggap-rich-poor.aspx?g_source=russia& g_medi-um=topic&g_campaign=tiles (дата обращения 30.11.2019)

8. Казиев В.М. Модели взаимодействия класса «Крауд*» в веб-проектах / В.М. Казиев, Б.В. Ка-зиева // В сб. статей Всероссийской конференции «Экономика России в фактах и цифрах», Центр «ЛОГОС». Ставрополь, 2017. С.110—113.

9. Обухова Л.A. Профессионализация как социальный процесс (к проблеме использования кадрового потенциала в стратегии социально-экономического развития региона) // Вестник Красноярского государственного педуниверсите-та им. В.П. Acтaфьeвa. 2012. № 1 (19). С. 11-23.

10. Барбашев А. Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 163-194.

11. Колесин И.Д. Стабилизация отношений в этнических системах // Известия АН. Теория и системы управления. 2003. № 6. С. 129-134.

7. Standridge P. Russians See Widening Gap Between Rich and Poor / P. Standridge, N. Esipova. URL : http://www.gallup.com/poll/209018/russians-wideninggap-rich-poor.aspx?g_source=russia& g_medi-um=topic&g_campaign=tiles (дата обращения 30.11.2019)

8. Kaziev V.M. models of interaction of the class «crowd*» in web projects / V.M. Kaziev, B.V. Ka-zieva // In the collection of articles of the all-Russian conference «Russian Economy in facts and figures», LOGOS Center. Stavropol, 2017. P. 110113.

9. Obukhova L.A. Professionalization as a social process (to the problem of using human resources in the strategy of socio-economic development of the region) // Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafieva. 2012. № 1(19). P. 11-23.

10. Barbashev A.G. Crisis of public administration and its impact on the main administrative paradigms of the state and bureaucracy.Voprosy gosudar-stvennogo I municipal governance. 2016. № 3. P. 163-194.

11. Kolesin I.D. Stabilization of ethnic relations in the systems // Izvestiya an. Theory and control systems. 2003. № 6. P. 129-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.