реализации программы модернизации здравоохранения в Москве // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья РАМН. 2014.-Вып.№1.- С.145-150.
2. Дьячкова А.С. Совершенствование обеспечения и организации оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи взрослому городскому населению // Автореф. дисс. ...канд. мед.наук. - М.-2014.- 26с.
3. Солодухина Д.П., Моисеенко Е.И. Характеристика хронических больных, направленных на консультацию в областную консультативную поликлинику // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - №3. -С.17-20.
4. Шарапов И.В. Организационные проблемы амбулаторно-поликлинической помощи с точки зрения пациентов, врачей и руководителей // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья РАМН. 2015.-Вып.№1.- С.198-201.
5. Плутницкий А.Н. Совершенствование планирование деятельности врачебного персонала амбулаторного приема ЛПУ // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья РАМН. 2012.-Вып.№6.- С.113-115.
<f
Агамов З.Х. '
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ПОСЕЩАЕМОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Россия
Agamov Z.H.
SOCIOLOGICAL EVALUATION OF THE STRUCTURE ATTENDANCE
OF THE CLINICS
National Institute for Public health, Moscow, Russia
Агамов Загир Хидирович - младший научный сотрудник; E-mail: azxur@rambler.ru
Резюме. Представлены результаты интервьюирования врачей, в ходе которого определены виды посещений непосредственно не связанные с оказанием медицинской помощи и их высокая доля в структуре посещений пациентами врачей на приеме.
Ключевые слова: посещаемость, поликлиника.
Введение
В настоящее время, в амбулаторно-поликлинических учреждениях г. Москвы, существенную долю в структуре посещений занимают пациенты, которые обращаются по причинам непосредственно не связанным с оказанием медицинской помощи. Доля необоснованных посещений в работе участковых врачей, составляет 55% (оформление и получение разного рода медицинских документов и т.д.); 68% вызовов участкового врача на дом могут осуществляться средним медицинским персоналом; 29% посещений пациентами участковых врачей, касаются вопросов, которые могли быть решены на доврачебном приеме и 32% - посредством консультации по телефону). Врачи выполняют работу, относящуюся к обязанностям средних медицинских работников: поиск амбулаторных карт, сопровождение больного до кабинетов, организация работы с документацией (выписка различных справок и направлений на исследования) [1,2].
Вышесказанное, определило актуальность изучения структуры посещаемости пациентами врачей амбулаторно-поликлинических учреждений, необходимость разработки механизмов оптимизации структуры посещений и перераспределения нагрузки между медицинскими работниками, с целью повышения доступности первичной медико-санитарной помощи.
Методы
Групповое интервьюирование врачей ГП №115.
Неформализованное интервью проводилось в рамках свободного диалога, на врачебных конференциях, что позволило респондентам высказать развернутое мнение относительно изучаемого вопроса. В исследовании приняло участие 70 врачей.
База исследования: ГБУЗ "Городская поликлиника № 115 департамента здравоохранения Москвы" (далее ГП №115). Контингент обслуживаемого населения около 250 тыс. человек.
Результаты
В ходе интервьюирования, врачами было выделено две основные группы посещений по следующим причинам:
1. Посещения по медицинским показаниям (при которых, в момент обращения, пациент нуждается в оказании ему медицинской помощи). К этой же группе были отнесены посещения с профилактической целью.
2. Посещения по причинам, не связанным с оказанием медицинской помощи(посещения, при которых пациент не нуждается непосредственно в оказании ему медицинской помощи). К этой группе были отнесены следующие виды посещений: выписка льготного рецепта по поводу хронического заболевания; заключение при оформлении посыльного листа на МСЭ; заключение при оформлении санаторно-курортной карты; заключение для предоставления в другие учреждения; выписка направлений на анализы, консультации, госпитализации.
В ходе интервьюирования, врачам было предложено определить доли каждой из этих групп, в структуре посещений. Терапевты сошлись во мнении, что от 40 до 60% посещений их приема, составляют посещения по причинам непосредственно не связанным с оказанием медицинской помощи, в то время как врачи-специалисты отметили, что у них на приеме эти виды посещений составляют 30-40%. При этом, все опрошенные отметили, что регистрация данной группы пациентов идет с заполнением талона амбулаторного пациента - учетная форма № 025-8/у-95 (в электронном виде), где в разделе «повод посещения», отмечается «заболевание».
Все респонденты отмечают, что за последние 5-10 лет, происходит повышение в структуре доли посещений, не связанных непосредственно с оказанием медицинской помощи, и как следствие, увеличение объема работ, связанной с оформлением медицинской документацией.
Несмотря на внедрение в практику в г. Москва единой медико-информационной аналитической системы (ЕМИАС), целью которой было снижение объема документооборота и времени затрачиваемого на это, врачи отмечают сохраняющийся большой
объем времени, затрачиваемого на оформление медицинской документации. По мнению врачей, внедрение ЕМИАС, свелось к регистрации талона амбулаторного пациента через компьютер, возможность записать пациента на консультацию к другим специалистам в данном учреждении и назначению анализов и исследований, причем в некоторых случаях, врачи вынуждены помимо введения данных в ЕМИАС, дублировать это на бумажных носителях. Возможность ведения электронной карты пациента в настоящее время исключена.
По мнению респондентов, повысить доступность медицинской помощи, можно путем перераспределения потоков пациентов, обращающихся по причинам непосредственно не связанным с оказанием медицинской помощи, между врачами, средним медицинским персоналом и регистратурой. Также высказывалось мнение о возможной организации подразделения, в задачи которого входило бы обслуживание этой категории пациентов.
Выводы
Таким образом, проведенное неформализованное групповое интервьюирование, позволило определить виды посещений не связанные непосредственно с оказанием медицинской помощи и их высокую долю в общей структуре посещений, что может, может быть причиной загруженности врачей АПУ и приводить к снижению доступности медицинской помощи для пациентов, нуждающихся в ней и, как следствие, высоким уровнем неудовлетворенности населением работой АПУ. Выявлена необходимость мер по снижению числа необоснованных повторных явок, консультаций врачей-специалистов; уменьшение числа явок с целью оформления различного рода медицинской документации.
На основании полученных данных, с целью достоверного определения структуры посещений врачей по причинам, была разработана форма для дальнейшего заполнения врачами на приме, путем регистрации посещений пациентов по причине, с распределением их в соответствующую группу и подсчетом общего количества пациентов в конце приема (Табл. 1).
Таблица 1
Форма для регистрации пациентов на приеме по причине обращения
Причина обращения Число пациентов
Посещения по медицинским показаниям С профилактической целью, в т. ч. по диспансеризации
По заболеванию
Посещения по причинам,не связанным с оказанием медицинской помощи Выписка льготного рецепта
Заключение при оформлении посыльного листа на МСЭ
Заключение при оформлении санаторно-курортной карты
Заключение для предоставления в др. учреждения
Выписка направлений на анализы, консультации, госпитализации
Всего на приеме
Литература
1. Шарапов И.В. Организационные проблемы амбулаторно-поликлинической помощи с точки зрения пациентов, врачей и руководителей // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья РАМН. 2015.-Вып.№1.- С.198-201.
2. Плутницкий А.Н. Совершенствование планирование деятельности врачебного персонала амбулаторного приема
ЛПУ // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья РАМН. 2012.-Вып.№6.- С.113-115.
1 11 Берсенева Е.А. , Черкасов С.Н. , Мешков Д.О.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА ПО ВЕЛИЧИНЕ РИСКА
1
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт
общественного здоровья им. Н.А. Семашко», Москва, Россия
1 11 Berseneva E.A., Cherkasov S.N.1, Meshkov D.O.
CONCEPTUAL APPROACHES TO CREATION RISK-FOCUSED MODEL OF SUPERVISION OBJECTS CLASSIFICATION
1
1 National Research Institute for Public Health, Moscow, Russia
Резюме. В статье рассматриваются и обосновываются концептуальные подходы к созданию риск-ориентированной модели классификации объектов надзора.
Ключевые слова: риск-ориентированная модель, информационные технологии, экспертные системы.
Abstract. In article conceptual approaches to creation risk - focused model of supervision objects classification are considered and proved.
Keywords: risk-focused model, information technologies, expert systems.
Федеральным законом № 246-ФЗ от 13.07.2015 г. было введено применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) (статья 8.1.). В соответствии с данным федеральным законом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора) должен применяться риск-ориентированный подход. Данный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных