Научная статья на тему 'Социологическая методика изучения инновационной восприимчивости предприятий'

Социологическая методика изучения инновационной восприимчивости предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сечко Наталья

Анализируется текущее состояние изучения инновационной деятельности организаций в Беларуси. Показаны преимущества и важность социологических методов исследования инновационной восприимчивости предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological method of study of innovative receptivity of enterprises

The current state of study of innovative activity of the organizations in Belarus is analyzed. Advantages and importance of sociological techniques of study of innovative receptivity of enterprises are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Социологическая методика изучения инновационной восприимчивости предприятий»

СТАТИСТИКА ИННОВАЦИИ

УСПЕШНОЕ НОВАТОРСТВО -ДОСТИЖЕНИЕ НЕ ИНТЕЛЛЕКТА, А ВОЛИ.

ЙОЗЕФ ШУМПЕТЕР

социологическая методика изучения инновационной восприимчивости предприятий

УДК [334.012.64/.65.001.76]:303.4(476)

Наталья Сечко,

старший научный сотрудник отдела экономической социологии и социальной демографии Института социологии НАН Беларуси, кандидат социологических наук

Активизация инновационной деятельности и повышение восприимчивости предприятий к инновационным процессам -первоочередные задачи для стран, стремящихся к лидерству.

В Программе социально-экономического развития на 2011-2015 гг. указано, что «основными задачами научно-технической и инновационной деятельности являются формирование эффективной национальной инновационной системы, повышение инновационной активности организаций, содействие развитию изобретательства и рационализаторства» [1]. Для этого необходимо обладать данными о состоянии инновационных процессов в стране, однако до 2000 г. в Беларуси они отсутствовали. Работа по созданию статистики науки и инноваций была начата с изучения международных стандартов и опыта Российской Федерации и Украины, так как в отечественной методологии, основы которой разрабатывались еще Госкомстатом СССР, показатели научного потенциала не были связаны с производством. В 2000 г. Министерством статистики и анализа впервые было проведено единовременное статистическое обследование инновационной деятельности ряда предприятий. Его результаты послужили основой для разработки методологии и инструментария статистического обследования, которое «...ориентировано на разработку единого понятийного аппарата; комплексное статистическое наблюдение за всеми стадиями инновационных процессов; обеспечение международной сопоставимости показателей инновационной деятельности; расширение обследуемых видов инновационной деятельности и отраслей экономики» [2].

ИННОВАЦИИ

Ежегодное статистическое обследование инновационной деятельности предприятий в Беларуси осуществляется с 2002 г. и ориентировано в первую очередь на крупные промышленные предприятия. Несмотря на наличие в ряде госпрограмм термина «среднее предпринимательство», понятие среднего предприятия было прописано только Законом Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1.07.2010 г., после чего появились статистические данные об их деятельности. Обследование инноваций на малых предприятиях осуществлялось впервые в 2004 г., до 2009 г. применялась сокращенная «Форма 2-МП инновация», состоящая из двух разделов, отражающих общие характеристики технологических инноваций - структуру, источники финансирования и численность занятого персонала. Обследование крупных предприятий проводилось по «Форме 1-инновация», состоящей из 12 разделов и характеризующих как технологические, так и организационно-управленческие инновации.

В 2009 г. была утверждена новая форма государственной статистической отчетности 1-нт (инновация). К ее достоинствам можно отнести увеличенный охват обследования - рассматриваются не только промышленные организации, но и предприятия связи, а также структуры, чья деятельность связана с вычислительной техникой. Однако данная форма унифицирована для крупных и малых организаций, а перечень изучаемых показателей сокращен. Как результат, ни организационно-управленческие нововведения, ни факторы, препятствующие инновациям, не изучаются. Кроме того, на данный момент статистическая информация предоставляется post factum и ничего не может сказать о планах и перспективах предприятий. В то же время сегодня требуется нечто большее - способность выявлять имеющиеся проблемы, специфику инновационных процессов, определяющие их факторы, для того чтобы иметь возможность раскрыть механизмы активизации инновационной деятельности.

В современных социально-экономических условиях требуемую информацию, зачастую столь нужную для принятия оперативных управленческих решений, можно получить с применением социологических методов исследования. Необходимость осуществления мониторинга инновационной деятельности обозначена в ряде госпрограмм: Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., Концепции национальной инновационной системы. Особый акцент в них сделан на необходимости проведения социологических исследований и создания социологических центров во всех регионах Беларуси, однако они до сих пор не сформированы.

В связи с этим автором была разработана методика изучения инновационной восприимчивости предприятий. Данный термин встречался в российских и белорусских социально-экономических публикациях, но без четкого определения. Кроме того, он присутствовал в государственной статистической отчетности по «Форме 1-инновация» как фактор «невосприимчивость организации к инновациям», однако его содержание не раскрывалось [3, 4]. Белорусский экономист Андрей Марков утверждает, что национальная промышленность инновационно невосприимчива не только в силу отсутствия у нее достаточных оборотных средств, но и вследствие неадекватной современным требованиям ин-

новационного развития структурной организации производства. Министерский подход объединения производственных предприятий, в отличие от кластерного, носит нерыночный характер, имманентно не способный стимулировать субъекты хозяйствования к созданию новых инновационно активных интеграционных форм [5]. Людмила Нехорошева отмечает, что основным показателем, отражающим восприимчивость реального сектора экономики к инновационным изменениям, является невысокая доля выпуска принципиально новой продукции [6].

В связи с отсутствием методологически полного определения автором было разработано понятие «инновационная восприимчивость коллективного хозяйствующего субъекта (предприятия, организации)», под которой понимается способность и готовность создавать, осваивать и реализовывать инновации [7]. Способность предприятия к осуществлению инновационной деятельности отражает обладание коллективного хозяйствующего субъекта определенным потенциалом для осуществления инновационной деятельности, а также его соответствие требованиям конкретного вида инноваций. Определяется преимущественно факторами внутренней среды предприятия, к которым относятся:

■ материально-технический потенциал - основные про-мышленно-производственные средства предприятия, такие как здания, сооружения, оборудование, и их технико-технологические характеристики;

■ финансово-инвестиционный потенциал - финансовые и инвестиционные средства предприятия, позволяющие осуществлять эффективную и устойчивую хозяйственную деятельность;

■ научно-технический потенциал - нематериальные активы (лицензии, патенты и т.д.) и материально-технические средства (лаборатории, опытное оборудование и т.д.);

■ кадровый потенциал - работники, обладающие определенным уровнем профессионально-квалификационной подготовки, способные генерировать новые знания, создавать, осваивать и реализовывать инновации.

Белорусские экономисты и социологи отмечают, что особого внимания заслуживает человек и образ его мышления. Развитие инновационной экономики возможно лишь в том случае, если существует адекватное современному этапу НТП восприятие новых идей и технических систем, готовность к их реализации и генерированию. «Креативное мышление предполагает наличие у индивидов способности к умственной концентрации на проблеме и сосредоточению на ней всех интеллектуальных ресурсов. Для этого необходимо наличие у участника хозяйственной деятельности определенных профессиональных знаний уже на стадии формирования у него методологических подходов к реализации собственного творческого потенциала» [8].

Готовность к осуществлению инновационной деятельности рассматривается как мотивированность, настроенность коллективного хозяйствующего субъекта использовать свой потенциал и перестраивать свою активность в соответствии с созданием, освоением и реализацией инноваций. Кроме того, это понятие также отражает и наличие соответствующих институциональных условий. Андрей Марков отмечает, что «важнейшим условием повышения инновационной восприимчивости является снижение разрешитель-

28 НАУКА И ИННОВАЦИИ №11(117) Ноябрь 2012

СТАТИСТИКА ИННОВАЦИИ

ных полномочий государства при одновременном формировании выраженного креативного вектора общественного сознания. Усилий государства по внедрению инноваций в практику окажется недостаточно, если субъекты хозяйствования не будут заинтересованы в технической модернизации производства. Поэтому экономическое стимулирование научно-технического прогресса является обязательными условием инновационного развития» [5].

Готовность к осуществлению инновационной деятельности формируется в основном факторами внешней среды:

■ государство влияет на нее посредством социально-экономической, инновационной и научно-технической политики;

■ образование ответственно за систему профессионального обучения, определяющего направления и уровень первичной подготовки и переподготовки кадров;

■ наука оказывает воздействие за счет получения нового знания и объяснения устройства мира, а также удовлетворения запросов общества, осуществления научного сопровождения системы образования и других сфер экономики. Полнота реализации этих функций предопределяет наличие перспективных научно-технических разработок и характеристики взаимодействия науки с предприятиями;

■ рынок научно-технической продукции играет роль регулятивного механизма, который позволяет экономическими методами решить задачу трансфера инноваций из науки в производство, обеспечивая тем самым непрерывность инновационного цикла,

а также включенность интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

■ финансовый рынок создает возможности для кредитования и привлечения заемного, венчурного финансирования инновационных проектов, рынок труда - для удовлетворения кадрового спроса предприятий.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны и взаимодействуют как единое целое, образуя среду функционирования предприятия.

Автором был разработан социологический инструментарий для проведения экспертных интервью с руководящим составом. Отметим, что он может дорабатываться и модифицироваться под цели конкретного заказчика и исследования, учитывать все изменения в законодательстве, экономической ситуации. В ходе разработки инструментария с помощью оценки множества параметров, относящихся к факторам внутренней и внешней среды, было опе-рационализировано понятие «инновационная восприимчивость коллективного хозяйствующего субъекта». Его изучение сводится к реализации следующих этапов:

■ определение цели и задач, объекта и предмета исследования;

■ формирование выборочной совокупности предприятий;

■ опрос экспертов - руководителей организаций и структурных подразделений (в случае необходимости в обследовании могут принимать участие и другие категории работников);

■ создание базы данных по результатам обследования предприятий;

■ анализ информации, разработка рекомендаций и предложений.

Таким образом, предлагаемая методика позволяет осуществлять типологизацию белорусских инновационно активных предприятий, анализ инновационных кластеров; оперативно отслеживать реакцию предприятий на изменения экономической, правовой и институциональной среды; выявлять проблемы функционирования, потребности и запросы организаций; аккумулировать рекомендации экспертов, непосредственно работающих в реальных рыночных условиях. Это позволяет повысить эффективность и адресность государственных инновационных программ.

Методика успешно апробирована на практике в 2008-2009 гг. Было опрошено 250 малых и средних предприятий, что позволило получить данные, отсутствующие в статистике. Так, была выявлена специфика инновационной деятельности малых предприятий (реализация инноваций улучшающего типа, ориентированных на внутренний белорусский рынок и поддержание традиционных видов производства), средних предприятий (развитие высокотехнологичных направлений производства за счет освоения инноваций базисного типа с высоким уровнем новизны и экспортной ориентацией).

Кроме того, была построена типология белорусских инновационно активных малых и средних предприятий, а также определены основные социальные проблемы активизации их инновационной активности. Так, спрос организаций на высококвалифицированную рабочую силу сдерживается нехваткой на рынке труда квалифицированных специалистов, переориентация систем трудовой мотивации на стимулирование творческих видов профессиональной деятельности ограничивается уравнительным характером оплаты труда. Повышение квалификации работников в основном лимитируется ориентацией системы профессионального обучения не на изменение, а на поддержание сложившейся структуры занятых во всех отраслях экономики [10]. ■

Литература

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы / Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 №136. - Мн., 2011.

2. Зиновский В.И. В зеркале статистики - только новое // Экономика Беларуси. 2007, №4. С. 50-54.

3. Отчет об инновационной деятельности организации. Государственная статистическая отчетность. Форма 1-инновация. Утверждено постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 25.05.2006 №56. - Мн., 2007.

4. Об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2006 году. - Мн., 2007.

5. Марков А.В. Государственная инновационная политика: теоретические основы и механизм реализации. - Мн., 2005.

6. Нехорошева Л.Н. Инновационные процессы в условиях формирования «новой экономики»: проблемы и перспективы (на примере стран ЕС и Беларуси). Электронный ресурс: iee.org.ua/files/alushta/84-nehorosheva-form_usloviy.pdf.

7. Сечко Н.Н. Специфика инновационной деятельности предприятий Беларуси // Социальные проблемы формирования инновационной экономики в Республике Беларусь. - Мн., 2008.

8. Научные основы идентификации и использования общественно-функциональных инноваций / А.В. Марков [и др.]; под ред. П.Г. Никитенко. - Мн., 2004.

9. Гончаров В. Наука в инновационной системе Беларуси: функциональный аспект // Наука и инновации. 2007, №6 (52). С. 57-62.

10. Сечко Н.Н. Роль малых и средних предприятий в формировании национальной инновационной системы Беларуси // СОЦИС (РФ). 2008, №9. С. 52-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.