СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ
DOI: 10.17805^ри.2020.2.7
Социологическая интерпретация социальной субъектности людей с инвалидностью
А. А. Дарган Северо-Кавказский федеральный университет В статье представлена социологическая интерпретация социальной субъектности людей с инвалидностью. Сформулированы два подхода к изучению данного качества: как качество личности и качество субъекта.
Первый подход. Социальная субъектность интерпретирована как обладание человеком с инвалидностью совокупностью социально-психологических характеристик, определяющих его способность осуществить сознательный, самостоятельный выбор в поле социальных отношений, и выстраивать ценностное отношение к важнейшим сторонам общественной жизни и планировать свою жизненную траекторию. Эта способность выражается, в том числе, в его социальной идентификации, в осознанном выборе им модели взаимодействия с обществом, конструировании и проектировании своей жизненной стратегии и ее реализации. Человек с инвалидностью проявляет свою социальную субъектность в соответствии с выбранным типом отношений с обществом, с учетом требований ситуации, норм и ценностей, а также с учетом имеющихся ограничений здоровья и обусловленных ими особенностей жизнедеятельности.
Второй подход. Социальная субъектность как качество субъекта рассматривается как способность человека с инвалидностью выступать в качестве субъекта общественных отношений. Социальная субъектность определяет направленность и степень его социальной активности в повышении уровня интегрированности в разные сферы жизнедеятельности общества. Человек с инвалидностью как субъект общественных отношений проявляет свою социальную активность согласно выбранному типу отношений с обществом, с учетом требований ситуации, норм и ценностей, а также имеющихся структурных и институциональных возможностей социальной деятельности и способности к ее самостоятельному осуществлению. Рассматриваются особенности присвоения социальной субъектности человеком с инвалидностью в процессе первичной социализации. Они определяются такими группами факторов, как физические и психические особенности человека с инвалидностью и обусловленные ими ограничения жизнедеятельности; доступность физической среды для конкретного индивида; позиция агентов и институтов социализации. Ключевые слова: социальная субъектность; инвалидность; социология инвалидности; инвалид; социализация; социализация индивида; доступная среда; агент социализации
ВВЕДЕНИЕ
Изучение социальной субъектности людей с инвалидностью является актуальным при исследовании проблематики интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
В российской социологической науке в последние десятилетия исследование проблематики инвалидности становится все более востребованным, и внимание ученых
сосредоточено на получении тех социологических знаний, которые направлены на поиск и разработку механизмов осуществления реальных социальных изменений в отношении данной категории населения. Инклюзия людей с инвалидностью рассматривается в качестве динамического процесса взаимодействия общества и людей с инвалидностью, при котором общество стремится к человеку с инвалидностью, а человек с инвалидностью ориентирован на интеграцию в общество. Это двусторонний процесс, и человек с инвалидностью является его полноправным участником, поведение которого во многом определяет, насколько успешным будет процесс интеграции, удастся ли достигнуть поставленных целей, направленных на повышение уровня «включения» человека с инвалидностью в разные сферы общественной жизни. В этой связи возникает необходимость изучения такого качества, как социальная субъект-ность людей с инвалидностью, которая в общем виде может быть рассмотрена как способность человека с инвалидностью осуществлять сознательный, самостоятельный выбор в поле социальных отношений и выстраивать ценностное отношение к важнейшим сторонам общественной жизни.
Данная работа ставит своей целью освещение основных вопросов, связанных с изучением социальной субъектности людей с инвалидностью. Для этого нами были поставлены следующие задачи: дать социологическую интерпретацию социальной субъектности людей с инвалидностью; выявить сущность и содержание социальной субъектности людей с ограниченными возможностями здоровья и определить особенности присвоения данного качества в процессе социализации.
ЛЮДИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Человек с инвалидностью действует в поле социальных отношений в соответствии с усвоенными им нормами, ценностями, целями и потребностями, вкладывая в свои действия определенный смысл: самостоятельно осуществляет выбор в поле социальных отношений, основанный на тех знаниях, которые им усвоены и имеют для него смысл, т. е. проявляет свою социальную субъектность.
При изучении социальной субъектности людей с инвалидностью следует принимать во внимание, что хотя люди с инвалидностью и относятся к одной социальной группе, однако сама группа характеризуется неоднородностью: в нее входят мужчины и женщины разного возраста, разных форм и видов инвалидности, всех слоев общества и пр. Основанием для включения в данную социальную группу является наличие у индивидов нетипичных психофизических свойств и обусловленных ими особенностей жизнедеятельности. Однако при наличии данного объединяющего признака особенности функционирования индивидов в обществе будут различны в зависимости от вида и формы их инвалидности. В некоторых случаях наличие инвалидности объективно ограничивает или делает невозможным осуществление человеком с инвалидностью самостоятельного выбора в поле социальных отношений. Речь идет о тяжелых формах умственной отсталости, органических поражениях центральной нервной системы, последних стадиях деменции, при которых у человека имеются серьезные интеллектуальные нарушения, он не способен осознавать свои действия. Но при других ментальных нарушениях возникает дискуссия о способности индивидов принимать самостоятельные решения. К ним относятся люди с аутизмом, с психическими нарушениями, начальной формой деменции, с легкой степенью умственной отсталости. У них имеется потребность в получении образования, трудоустройства, создания
семьи и продолжения рода, и в том случае, если они не изолированы от общества, имеется и возможность для реализации этих жизненно важных целей. В этом случае дискуссионным является вопрос, могут ли они позиционироваться как субъект деятельности, общественных отношений, следует ли рассматривать их как объект исследования при изучении социальной субъектности людей с инвалидностью. Ведь субъект может считаться таковым, только если соответствует определенным критериям, и одной из детерминант социальной субъектности являются внутренние факторы, качества субъекта, определяющие его способность сделать выбор в поле социальных отношений.
Следует отметить, что отношение общества к людям с нетипичными психофизическими свойствами, месту и роли человека с инвалидностью в социуме на разных этапах развития общественных отношений трансформируется и вместе с тем меняются возможности для осуществления человеком с инвалидностью самостоятельного выбора и его реализации. Объективными основаниями социальной субъектности выступают социально-экономические, культурные, политические условия, которые составляют определенные границы, рамку достижимого уровня субъектности (Луков, 2018: 318).
В архаический период развития общественных отношений, для которого характерны родо-племенные и общинные формы помощи и взаимопомощи в отношении людей, которые вследствие тех или иных физических особенностей не могли приносить пользу обществу, действовал инфатицид — узаконенное убийство (Фирсов, 2001: 21). Это было достаточно характерное явление, которое встречалось в мировой истории на ранних этапах развития общественных отношений (там же: 21). В таком обществе ин-фатицид по отношению к немощным старикам и больным детям считался нормой, так как избавление от «обузы» позволяло членам сообщества выжить. В дальнейшем, с развитием общественных отношений, людям, имеющим физические или психические особенности, приписывался статус девиантов, и такое понимание инвалидности усиливало социальную стратификацию и стигматизацию людей с инвалидностью в обществе, снижение их социальной значимости (Алейник, 2008: 42).
В современном обществе все большую популярность приобретают идеи инклюзии. Поднимается вопрос о праве людей с инвалидностью на полноценную жизнь в обществе, когда человек с нетипичными психофизическими свойствами выступает как подлинный субъект в поле социальной реальности. Данная проблематика находит отражение и в международных нормативных правовых актах, регламентирующих отношение мирового сообщества к вопросу инвалидности, в том числе к праву на осуществление выбора. Так, согласно ст. 19 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.1, данное право реализуется посредством полного включения и вовлечения людей с инвалидностью в жизнь общества, и ключевыми элементами этого процесса являются возможность выбора, персональная помощь, обеспечивающая полноценную интеграцию в сообщество, и доступность для людей с разными формами инвалидности услуг и объектов коллективного пользования. Данные элементы — возможность выбора, персональная помощь в интеграции и доступность объектов и услуг для людей с разными формами инвалидности — взаимосвязаны, ведь осуществлять самостоятельный выбор, быть активным творцом своей судьбы человек с инвалидностью может лишь в том случае, если у него есть условия для реализации социальной деятельности, принятия самостоятельного решения.
На государственном уровне вопрос о способности человека с инвалидностью принимать осознанные решения рассматривается посредством такой категории, как правосубъектность, это юридическое понятие, которое, по мнению В. Лукова, является аналогом социальной субъектности в социологии и обозначает способность лиц быть носителями юридических прав и обязанностей (Луков, 2018: 318). Правосубъектность включает правоспособность (способность конкретного лица обладать правами и выполнять обязанности) и дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (статья 21 Гражданского кодекса РФ2).
Так, в России длительное время люди с ментальными нарушениями были на законодательном уровне признаны недееспособными, однако в 2015 г. вступили в силу поправки к Гражданскому кодексу РФ, которые по-новому определяют подходы к ограничению дееспособности людей с ментальными нарушениями. С этого времени в России человек с ментальными нарушениями может быть признан ограниченно дееспособным при условии, что он понимает значение своих действий или может руководить ими лишь при помощи других лиц. В этом случае человек с инвалидностью может совершать мелкие бытовые сделки самостоятельно, а более крупные — с согласия опекуна, самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами — стипендией, заработком в том случае, если на это было дано согласие опекуна. Он несет имущественную ответственность по заключенным сделкам, а за причиненный вред будет привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством3.
Таким образом, для изучения социальной субъектности людей с инвалидностью, как нам представляется, необходимо разделение людей с инвалидностью на три разные группы. В основе дифференциации — степень сохранности интеллекта и способность осознавать свои действия.
Первую группу составляют люди с инвалидностью, имеющие серьезные интеллектуальные нарушения и психические особенности и не способные осознавать свои действия, осуществлять самостоятельный выбор. К моменту достижения взрослого возраста у человека, не имеющего данных особенностей здоровья, заканчивается этап первичной социализации и присваивается такое качество, как социальная субъект-ность. У человека с тяжелыми умственными и психическими нарушениями не происходит формирование личности, способной к самостоятельному осуществлению социальной деятельности, и присвоение социальной субъектности не осуществляется.
Вторую (пограничную) группу составляют люди с инвалидностью, имеющие особенности психического и (или) умственного развития, однако понимающие (в определенной степени) последствия своих действий и имеющие возможность осуществлять социальную деятельность с определенными ограничениями. Проблематика присвоения и реализации ими социальной субъектности как способности выступать в качестве активного творца социальной реальности, осуществлять выбор в поле социальных отношений в соответствии с собственными целями, ценностями и потребностями требует отдельного изучения в рамках междисциплинарного подхода, с привлечением специалистов в области дефектологии, психологии, психиатрии.
Третью (самую многочисленную) группу составляют люди, инвалидность которых не привела к деформации умственных способностей личности: имеющие сохранный интеллект, осознающие свои действия и способные к планированию своей жизни. Хо-
тя наличие нетипичных физических свойств влияет на процесс их социализации, однако по завершении этапа первичной социализации представители данной группы приобретают такое качество, как социальная субъектность, они способны к самостоятельной социальной деятельности (хотя в некоторых случаях и с определенными особенностями). Именно они составляют целевую группу нашего социологического исследования, направленного на изучение социальной субъектности людей с инвалидностью.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ЛЮДЕЙ
С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Доминантой, определяющей различия современных социологических исследований социальной субъектности отечественных социологов, является рассмотрение социальной субъектности как качества личности или качества субъекта, что обусловливает необходимость интерпретации обоих этих терминов по отношению к людям с инвалидностью.
В первом случае социальная субъектность людей с инвалидностью может быть представлена через обладание человеком с инвалидностью совокупностью социально-психологических характеристик, определяющих его способность осуществить сознательный, самостоятельный выбор в поле социальных отношений и выстраивать ценностное отношение к важнейшим сторонам общественной жизни, планировать свою жизненную траекторию. Социальная субъектность выражается, в том числе, в его социальной идентификации, в осознанном выборе им модели взаимодействия с обществом, конструировании и проектировании своей жизненной стратегии и ее реализации. Человек с инвалидностью проявляет свою социальную субъектность в соответствии с выбранным типом отношений с обществом, с учетом требований ситуации, норм и ценностей, имеющихся ограничений здоровья и обусловленных ими особенностей жизнедеятельности.
Рассмотрение социальной субъектности людей с инвалидностью в соответствии с данным подходом предполагает акцентирование внимания на особенностях формирования личности человека с ограниченными возможностями здоровья, на тех качествах, которые определяют его способность самостоятельно осуществлять социальную деятельность, вкладывая в свои действия определенный смысл. Между тем реализация социальной субъектности человеком с инвалидностью в поле социальных отношений определяется, помимо обладания качествами, обусловливающими его возможность совершить выбор, также внешними условиями, которые позволяют (или не позволяют) ему реализовать данный выбор. В некоторых случаях человек с инвалидностью может быть поставлен в такие условия, что реализация его социальной субъ-ектности будет существенно ограничена. То есть при наличии внутренних качеств личности, позволяющих ему осуществить сознательный выбор, он не имеет физической возможности для самостоятельного конструирования своего жизненного пути и реализации данного выбора в поле социальных отношений, в том числе влиять на окружающую действительность, планировать и реализовывать стратегию своей жизнедеятельности.
Таким образом, как нам представляется, более целесообразным является изучение социальной субъектности людей с инвалидностью как качества субъекта, когда рассматривается не только способность человека с инвалидностью к самостоятельному осуществлению социальной деятельности, но и принимается во внимание то, какими
он обладает социально обусловленными возможностями к проявлению социальной субъектности, определяющими границы проявления им данного качества. К данным факторам относятся социальный статус «инвалид», который присваивается человеку с инвалидностью специальной комиссией в соответствии с утвержденным юридическим механизмом в рамках формализованного социального института; социальные нормы и ценности, которые присущи той социальной общности, в которую включен человек с инвалидностью; также уровень доступности структурных и институциональных возможностей для проявления социальной субъектности.
Социальная субъектность человека с инвалидностью при таком подходе рассматривается через взаимодействие с другими субъектами общественных отношений, в качестве которых могут выступать субъекты разного уровня и качества — люди, социальные группы, само общество в целом. Само общество, как многофункциональная система, представляет собой своеобразное поле этого взаимодействия. А значит, изучение социальной субъектности людей с инвалидностью предполагает осмысление взаимодействия людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и общества.
Следует отметить, что взаимодействие людей с инвалидностью и общества — тема, получившая широкое распространение в российской социологической науке. Как отмечают отечественные ученые, проводившие социологические исследования по данной проблематике, наличие инвалидности влияет на место и роль человека с инвалидностью в обществе, специфику выполняемых им социальных ролей, его взаимоотношения с другими субъектами общественных отношений (Агеева, 2013; Алейник, 2008; Журавская, 2013; Ткаченко, 2006; Ярская-Смирнова, 1998).
Социальный статус «инвалид» во многом определяет место и роль человека с инвалидностью в обществе и то, в какой степени может проявляться его субъектность. Когда человек при рождении или в процессе жизни приобретает нетипичные для других членов этого общества физические или психические свойства (получает инвалидность), происходит отклонение от определенных норм, характерных для общества, и тем самым автоматически происходит изменение статусных характеристик, присвоение человеку с инвалидностью как носителю определенного статуса ролевого набора, неких паттернов поведения, в рамках которых он должен осуществлять свою деятельность в поле социальных отношений. На это указывает У. Волфенсбергер, который отмечает, что человеку с инвалидностью изначально предписано обладание набором статусно-ролевых отношений, которые требуют определенных бихевиораль-ных паттернов (Wolfensberger, 1998: 34). Однако он может расширить или, напротив, сузить предписанный набор статусно-ролевых отношений в зависимости от того, как он будет функционировать в социуме и использовать весь спектр взаимодействий со своим ближайшим жизненным пространством.
По мнению В. С. Ткаченко, в условиях современного российского общества граждане с тяжелыми заболеваниями в большинстве своем изолированы от общественных процессов и тем более лишены возможности влиять на них. Как отмечал ученый, они находятся на самом нижнем уровне социальной иерархии, и каналы связи с остальным населением у них очень узкие, вследствие чего они включены в общество как потребители или как объекты социальной защиты (Ткаченко, 2006: 27). Таким образом, они закрепляются в качестве объекта социальной деятельности, их способность выступать в качестве субъекта ограничена по объективным и субъективным причинам. Н. В. Агеева также исходит из того, что человеку с инвалидностью отводится в обществе определенная — низкая — социальная ниша, а потому исследователь ин-
терпретирует социальную интеграцию как процесс взаимодействия людей с инвалидностью с обществом, направленный на их активное включение в социально-бытовую, образовательную, профессионально-трудовую, культурную жизнедеятельность (Агеева, 2013).
Таким образом, исходя из того, что человек с инвалидностью является субъектом общественных отношений, социальная интеграция человека с инвалидностью в данном ключе может рассматриваться нами как процесс взаимодействия людей с инвалидностью с другими субъектами общественных отношений в поле социальных отношений, направленный на повышение уровня их интегрированности в разные сферы жизни общества. В этом случае и общество, и человек с инвалидностью в процессе данного взаимодействия выступают в качестве активных субъектов, и результат процесса интеграции определяется, с одной стороны, тем, как общество создает условия для «включения» инвалидов в разные сферы общественной жизни, а с другой стороны, степенью активности человека с инвалидностью в достижении большего уровня интеграции и ее направленностью.
Направленность социальной деятельности человека с инвалидностью в данном контексте определяется его социальной идентификацией и тем, какой выбор модели взаимоотношений с обществом он сделал: принятие статуса «инвалид» с предписанным набором статусно-ролевых отношений или же нацеленность на изменение данного статусно-ролевого набора, стремление уйти от «стигмы» инвалидности в обществе.
Таким образом, социальная субъектность человека с инвалидностью и направленность его социальной интеграции взаимосвязаны. Социальная субъектность как способность человека с инвалидностью осуществить сознательный выбор в поле социальной реальности и выстраивать ценностное отношение к важнейшим сторонам общественной жизни и планировать свою жизненную траекторию проявляется в выборе им характера взаимодействия с обществом. Уровень интегрированности человека с инвалидностью в обществе, в свою очередь, определяет, какие у него имеются условия для реализации социальной субъектности в поле социальных отношений. Очевидно, что у человека, находящегося в условиях ограниченного жизненного пространства вследствие отсутствия доступной архитектурной среды, возможности для реализации своей субъектной позиции будут ниже, чем у человека, не имеющего проблем с передвижением.
Соответственно, социальная субъектность человека с инвалидностью как качество субъекта интерпретируется нами как способность человека с инвалидностью выступать в качестве субъекта общественных отношений, определяющая направленность и степень его социальной активности в повышении уровня интегрированности в разные сферы жизнедеятельности общества, согласно выбранному типу отношений с обществом, с учетом требований ситуации, норм и ценностей, а также имеющихся структурных и институциональных возможностей к социальной деятельности и способности к ее самостоятельному осуществлению.
ОСОБЕННОСТИ ПРИСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Присвоение социальной субъектности индивидом происходит в ходе социализации. Согласно определению А. И. Ковалевой, социализация является двусторонним процессом постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его
жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе (Ковалева, 2004: 139). По мнению Ковалевой, чтобы стать личностью, т. е. субъектом социальных отношений и сознательной деятельности, человеку необходимо пройти определенный путь развития. Автор указывает на то, что в процессе первичной социализации (в период от рождения до формирования зрелой личности) индивид преимущественно осваивает окружающий мир через «понимание другого», когда значимые для него люди (семья, педагоги, воспитатели) направляют его, при этом у него нет возможности выбора значимых других. Объективная реальность в процессе первичной социализации воспринимается как неизбежность, и только после завершения процесса первичной социализации, на начальном этапе вторичной социализации происходит, как отмечает Ковалева, присвоение человеком социальной субъектности в формах, принятых в обществе. На этом этапе в его сознании происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других до ролей и установок вообще, социальные роли начинают восприниматься как заменяемые. Обретение социальных черт, подтверждающих субъектность индивида, выражается в его осознании своей способности влиять на окружающую действительность, быть полноправным актором социальной реальности, подтверждается реальными поступками и действиями.
Между тем в исследованиях, посвященных проблеме инвалидности, отмечается, что для людей с инвалидностью характерно наличие определенных трудностей в процессе социализации, которые оказывают влияние на формирование личности человека с ограниченными возможностями здоровья, усвоение им социальных ролей и его самоидентификацию (Гагарина, 2016; Журавская, 2013; Зайцев, 2003; Ковалева, 2006; Петросян, 2011). Данные проблемы свойственны для каждого этапа социализации и имеют свои особенности в зависимости от того, когда была получена инвалидность, а также от степени тяжести заболевания (дефекта, травмы) и обусловленных ею ограничений жизнедеятельности и условий, в которых осуществляется процесс социализации. Таким образом, перед нами возникает необходимость изучения процесса формирования способности человека с инвалидностью к самостоятельному осуществлению социальной деятельности в процессе социализации.
Социализация — двусторонний процесс, включающий 1) интериоризацию социального опыта путем включения в социальную среду; 2) процесс активного воспроизводства человеком с инвалидностью системы социальных связей за счет его активной деятельности (Гагарина, 2016). Таким образом, результативность процесса социализации человека с инвалидностью и, соответственно, присвоения им социальной субъ-ектности зависит от того, как осуществляется освоение индивидом знаний, взглядов, принципов, правил поведения, необходимых для усвоения социального опыта и включения в общественные отношения на правах субъекта, а также от того, какие возможности имеются у индивида для осуществления активной социальной деятельности в поле социальных отношений. По мнению Ковалевой, различные случаи нетипичных черт индивидов, как правило, задают нетипичную социализацию, имеющую характер индивидуализированной социализации, для которой свойственна относительная неуспешность (Ковалева, 2006).
Социальное развитие личности в процессе социализации осуществляется в каждой из трех форм: 1) в деятельности, в ходе которой у человека развиваются задатки и способности и происходит их реализация; 2) в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способнос-
ти взаимодействия с окружающими; 3) в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки. Таким образом, особенности социализации человека с инвалидностью в каждой из вышеперечисленных форм будут определяться следующими группами факторов:
1) физическими и психическими особенностями человека с инвалидностью и обусловленными ими ограничениями жизнедеятельности;
2) уровнем доступности физической среды для конкретного индивида;
3) позицией агентов и институтов социализации.
Данные группы факторов, влияющие на социализационное поле, в котором осуществляется процесс социального развития каждого человека, и определяют особенности социализации индивида. В наибольшей степени проблемы в процессе социализации характерны для детей-инвалидов и инвалидов с детства, имеющих врожденную инвалидность или приобретших ее в раннем возрасте, до окончания этапа первичной социализации. Наличие физических и психических особенностей у ребенка с инвалидностью и обусловленных ими ограничений жизнедеятельности, таких как ограничение его способности к общению, ориентации, контролю своего поведения, передвижению, обучению, самообслуживанию, влечет за собой многие последствия и замедляет процесс освоения окружающего мира через «понимание другого», интериоризацию социального опыта. Так, неслышащему ребенку объективно трудно общаться с окружающими (родителями, братьями, сестрами, воспитателями, учителями, друзьями), которые не владеют языком жестов, что затрудняет процесс усвоения социального опыта и включения в социальную среду.
Однако процесс первичной социализации ребенка-инвалида подвергается трансформации не только и не столько вследствие физических или ментальных особенностей ребенка и обусловленных ими ограничений жизнедеятельности, но и других факторов, которые влияют на каждую из форм социализации (деятельность, общение, самосознание). Так, уровень доступности физического пространства определяет приспособленность жилой среды и социальной инфраструктуры для свободного передвижения, самообслуживания, ориентации в пространстве ребенка, имеющего инвалидность. От того, насколько жилая среда и социальная инфраструктура приспособлены для проживания и полноценного социального развития ребенка, имеющего особые потребности, зависит, будет ли у ребенка возможность для передвижения, общения, обучения, а в целом — освоения окружающего мира. В том случае, если среда жизнедеятельности не приспособлена для детей с инвалидностью и не обеспечивает условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, возникает множество материально-физических и социальных барьеров, которые мешают им полноценно воспринимать впечатления от действительности и осваивать необходимый объем социокультурной информации (Петросян, 2011). Если человек с тяжелой формой инвалидности вынужден большую часть времени проводить в условиях ограниченного жизненного пространства вследствие неприспособленности жилой среды для его передвижения, то его социальные связи ограничены, что препятствует расширению социального опыта и освоению основного репертуара социальных ролей. Тем самым не только физические особенности человека с инвалидностью, но и среда жизнедеятельности становится фактором препятствия. Все это ведет к нарушению взаимодействия с внешним миром, а в дальнейшем, после завершения этапа первичной социализации, будет выступать в качестве барьера для его активной социальной деятельности.
Позиция агентов и институтов социализации формирует еще одну значимую группу условий, оказывающих влияние на социализацию человека с инвалидностью. Их задача — сформировать личность, которая принимает и разделяет нормы, ценности, правила поведения, существующие в данном обществе. На этапе первичной социализации, которая происходит в сфере межличностных отношений в малых группах, наибольшее значение имеет ближайшее окружение человека с инвалидностью — семья. Между тем, как показывают многочисленные социологические и психологические исследования, посвященные данной тематике, характерной особенностью многих семьей, в которых воспитывается ребенок с инвалидностью, является деформация системы отношений между ребенком и его семьей, а также ближайшим окружением (Алейник, 2008; Бубеева, 2011; Гагарина, 2016; Зайцев, 2003; Иванова, Гребенникова, Шелехов, 2017; Полоухина, 2008; Ярская-Смирнова, 1998).
Семья человека с инвалидностью, а также другие агенты и институты социализации — сверстники, школа, вуз, социальные службы и пр. — осуществляют свою деятельность в соответствии с определенными ценностно-мировоззренческими установками, сложившимися в обществе относительно определения инвалидности, места и роли человека, имеющего физические или ментальные особенности, а также способствуют усвоению человеком с инвалидностью ценностей, идей, моделей поведения, которые соответствуют их ценностно-мировоззренческим установкам, в том числе касательно места и роли людей с инвалидностью в обществе, определенных паттернов поведения, выбора жизненно важных целей и путей их достижения.
Как отмечает Э. И. Журавская, в социализации людей с инвалидностью, в том числе детей-инвалидов, возникает коммуникативный барьер. У всех категорий детей с ограниченными возможностями наблюдаются особенности, связанные с нарушением интеллектуальной или сенсорной сферы деятельности: своеобразие речевого развития, различные в зависимости от характера и глубины инвалидности нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной сферы (Журавская, 2013). Наличие данных особенностей влияет на способность ребенка с инвалидностью взаимодействовать с окружающими, что «приводит к ограничению получения информации из окружающего мира, изменению способов коммуникации, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта» (там же: 91).
Таким образом, существующие проблемы в процессе социализации определяют специфику присвоения и, соответственно, проявления социальной субъектности человеком с инвалидностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении социальной субъектности людей с инвалидностью необходимо учитывать, что при наличии некоторых видов и форм инвалидности осуществление человеком с инвалидностью самостоятельного выбора в поле социальных отношений может быть существенно ограничено. Это определяет необходимость дифференциации людей с инвалидностью на три разные группы в соответствии с такими критериями, как степень сохранности интеллекта и способность осознавать свои действия. Целевую группу изучения социальной субъектности составляют люди с инвалидностью, имеющие сохранный интеллект и способные осознавать свои действия.
При исследовании проблематики интеграции людей с инвалидностью в обществе необходимо изучение социальной субъектности как качества субъекта, когда принимаются во внимание способности человека с инвалидностью к самостоятельному вы-
бору и социальной деятельности и его возможности для проявления социальной субъектности. Границы проявления социальной субъектности человека с инвалидностью определяют такие факторы, как социальный статус «инвалид», который присваивается человеку с инвалидностью специальной комиссией в соответствии с утвержденным юридическим механизмом в рамках формализованного социального института, социальные нормы и ценности общества, в том числе определяющие отношение к людям с инвалидностью, уровень доступности структурных и институциональных возможностей для проявления социальной субъектности.
Социальная субъектность присваивается в процессе социализации, особенности которого в отношении людей с инвалидностью определяются такими факторами, как физические и психические особенности человека с инвалидностью и обусловленные ими ограничения жизнедеятельности, доступность физической среды и позиция агентов и институтов социализации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Конвенция о правах инвалидов : резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенный Наций. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 10.10.2019).
2 Статья 21. Дееспособность гражданина. Гражданский кодекс Российской Федерации : части первая — четвертая : принят Гос. Думой 23 апреля 1994 г., с изм. и доп. по сост. на 14 апреля 2020 г. [Электронный ресурс] // Гражданский кодекс РФ 2020. URL: http://gkodeksrf.ru/ch-1/rzd-1/podrzd-2/gl-3/st-21-gk-rf (дата обращения 10.10.2019).
3 Статья 30 Ограничение дееспособности гражданина. Гражданский кодекс Российской Федерации : части первая — четвертая : принят Гос. Думой 23 апреля 1994 г., с изм. и доп. по сост. на 14 апреля 2020 г. [Электронный ресурс] // Гражданский кодекс РФ 2020. URL: http:// gkodek-srf.ru/ch-1/rzd-1/podrzd-2/gl-3/st-30-gk-rf (дата обращения: 10.10.2019).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агеева, Н. В. (2013) Социологическая интерпретация процесса интеграции людей с инвалидностью в современное российское общество // Инвалидность в современном российском обществе: социология и социальные технологии : монография / под ред. Т. И. Барсуковой, В. К. Шаповалова. Ставрополь : Изд-во ООО «Мир данных». 262 с. С. 5-28.
Алейник, Л. А. (2008) Институциональные барьеры и стратегии социальной мобильности людей с инвалидностью : дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь. 205 с.
Бубеева, Б. Н. (2011) Социальное положение и образ жизни семей с детьми-инвалидами // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. №2 (5). С. 50-52.
Гагарина, А. Е. (2016) Проблема социализации детей-инвалидов в современном обществе // Амурский научный вестник. №3. С. 15-22.
Журавская, Э. И. (2013) Особенности и возможности развития коммуникативных навыков людей с ограниченными возможностями средствами досуговой театральной деятельности // Инвалидность в современном российском обществе: социология и социальные технологии : монография / под ред. Т. И. Барсуковой, В. К. Шаповалова. Ставрополь : ООО «Мир данных». 262 с. С. 85-133.
Зайцев, Д. В. (2003) Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов : Научная книга. 255 с.
Иванова, В. С., Гребенникова, Е. В., Шелехов, И. Л. (2017) Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов с детским церебральным параличом // Научно-педагогическое обозрение. №2 (16). С. 48-53.
Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 139-143.
Ковалева, А. И. (2006) Социализация нетипичной молодежи // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 187.
Луков, Вал. А. (2018) Тезаурусная социология : в 4 т. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. 608 с.
Петросян, В. А. (2011) Особенности социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями // Труд и социальные отношения. №2. С. 86-92.
Полоухина, Е. А. (2008) Особенности семейного микроклимата в семьях с детьми-инвалидами // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. №3. С. 143-148.
Ткаченко, В. С (2006) Проблемы интеграции людей с нетипичными социофизиологическими свойствами в общество // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика / под ред. В. К. Шаповалова. М. : Муравей. 320 с. С. 26-37.
Фирсов, М. В. (2001) История социальной работы в России : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М. : Владос. 256 с.
Ярская-Смирнова, Е. Р (1998). Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. №4. С. 38-45.
Wolfensberger, W. (1998) A briefintroduction to social role valorization: A high order concept for addressing the plight of societally devalued people and for structuring human service. Syracuse : Syracuse University Press. 139 p.
Дата поступления: 11.10.2019 г.
SOCIOLOGICAL INTERPRETATION OF SOCIAL SUBJECTNESS OF DISABLED PEOPLE
A. A. Dargan North Caucasus Federal University
The article presents a sociological interpretation of social subjectness of people with disabilities. There are two approaches to the study into this quality: as the quality of personality and the quality of a subject.
The first approach. Social subjectness is interpreted as the possession by a person with a disability of a set of socio-psychological characteristics that determine their ability to make a conscious, independent choice in the field of social relations and to build a value-based attitude to the most important aspects of social life and to plan their life trajectory. This ability is expressed, among others, in their social identification, their conscious choice of a model of interaction with society, construction and design of their life strategy and its implementation. A person with a disability manifests their social subjectness in accordance with the chosen type of relationship with society, taking into account the requirements of the situation, norms and values, existing health restrictions and the resulting features of daily activities.
The second approach. Social subjectness as the quality of a subject is considered as the ability of a disabled person to act as the subject of social relations. Social subjectness determines the direction and degree of their social activity in the increasing level of integration into different spheres of social life. A person with a disability as a subject of social relations shows their social activity according to the chosen type of relations with society taking into account the requirements of the situation, norms and values, as well as the existing structural and institutional capacity for social activities and the ability to its independent implementation. The article examines the features of attribution of social subject-ness to a person with a disability in the process of primary socialization. They are determined by such groups of factors as the physical and mental characteristics of a person with a disability and the resulting limitations of daily life; the availability of physical environment for a particular individual; the position of the agents and institutions of socialization.
Keywords: social subjectness; disability; sociology of invalidity; disabled person; socialization; socialization of a disabled person; accessible environment; agent of socialization
REFERENCES
Ageeva, N. V. (2013) Sotsiologicheskaia interpretatsiia protsessa integratsii liudei s invalidnost'iu v sovremennoe rossiiskoe obshchestvo. In: Invalidnost' v sovremennom rossiiskom obshchestve: so-tsiologiia i sotsial'nye tekhnologii / ed. by T. I. Barsukova and V. K. Shapovalov. Stavropol', Izd-vo
000 "Mir dannykh". 262 p. Pp. 5-28.
Aleinik, L. A. (2008) Institutsional'nye bar'ery i strategii sotsial'noi mobil'nosti liudei s invalidnost'iu : Dis. ... Candidate of Sociology. Stavropol'. 205 p.
Bubeeva, B. N. (2011) Sotsial'noe polozhenie i obraz zhizni semei s det'mi-invalidami. Vektor nau-ki Tol'iattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika, psikhologiia, no. 2 (5), pp. 50-52.
Gagarina, A. E. (2016) Problema sotsializatsii detei-invalidov v sovremennom obshchestve. Amur-skii nauchnyi vestnik, no. 3, pp. 15-22.
Zhuravskaia, E. I. (2013) Osobennosti i vozmozhnosti razvitiia kommunikativnykh navykov liudei s ogranichennymi vozmozhnostiami sredstvami dosugovoi teatral'noi deiatel'nosti. In: Invalidnost' v sovremennom rossiiskom obshchestve: sotsiologiia i sotsial'nye tekhnologii / ed. by T. I. Barsukova and V. K. Shapovalov. Stavropol', OOO "Mir dannykh". 262 p. Pp. 85-133.
Zaitsev, D. V. (2003) Sotsial'naia integratsiia detei-invalidov v sovremennoi Rossii. Saratov, Nauchnaia kniga. 255 p.
Ivanova, V. S., Grebennikova, E. V. and Shelekhov, I. L. (2017) Lichnostnye osobennosti materei
1 roditel'sko-detskie otnosheniia v sem'iakh, vospityvaiushchikh detei-invalidov s detskim tsere-bral'nym paralichom. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, no. 2 (16), pp. 48-53.
Kovaleva, A. I. (2004) Sotsializatsiia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 139-143.
Kovaleva, A. I. (2006) Sotsializatsiia netipichnoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 187.
Lukov, Val. A. (2018) Tezaurusnaia sotsiologiia : in 4 vol. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. Vol. 1. 608 p.
Petrosian, V. A. (2011) Osobennosti sotsializatsii i adaptatsii detei s ogranichennymi vozmozhnos-tiami. Trud i sotsial'nye otnosheniia, no. 2, pp. 86-92.
Poloukhina, E. A. (2008) Osobennosti semeinogo mikroklimata v sem'iakh s det'mi-invalidami. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 12. Psikhologiia. Sotsiologiia. Pedagogika, no. 3, pp. 143-148.
Tkachenko, V. S. (2006) Problemy integratsii liudei s netipichnymi sotsiofiziologicheskimi svoist-vami v obshchestvo. In: Integratsiia liudei s invalidnost'iu v rossiiskoe obshchestvo: teoriia i praktika / ed. by V. K. Shapovalov. Moscow, Muravei. 320 p. Pp. 26-37.
Firsov, M. V. (2001) Istoriia sotsial'noi raboty v Rossii: ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zaved. Moscow, Vlados. 256 p.
Iarskaia-Smirnova, E. R. (1998) Sotsial'noe konstruirovanie invalidnosti. Sotsiologicheskie issle-dovaniia, no. 4, pp. 38-45.
Wolfensberger, W. (1998) A brief introduction to social role valorization: A high order concept for addressing the plight of societally devalued people and for structuring human service. Syracuse, Syracuse University Press. 139 p.
Submission date: 11.10.2019.
Дарган Анна Александровна — кандидат социологических наук, специалист сектора инклюзивного образования Северо-Кавказского федерального университета. Адрес: 355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1. Тел.: +7 (961) 494-24-27. Эл. адрес: [email protected]
Dargan Anna Aleksandrovna, Candidate of Sociology, Specialist, Center of Inclusive Education, North-Caucasus Federal University. Postal address: 1, Pushkina St., Stavropol, Russian Federation, 355009. Tel.: +7 (961) 494-24-27. E-mail: [email protected]