Научная статья на тему 'Социокультурная реабилитация, адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: теоретико-методологический аспект'

Социокультурная реабилитация, адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5422
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / НОРМАЛИЗАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова Е.В.

В статье социокультурная реабилитация рассматривается как социальные усилия человека и общества, реализуемые в комплексе организационно-распорядительных мер, социальных действий, личностных потенций, направленных на восстановление разрушенных, утраченных человеком или объективно ограниченных трудностями возможностей по включению его в систему сложившихся общественных связей и отношений, изменение социального статуса и связанного с ним набора ролей, а также устранение условий, порождающих его социальную недостаточность в силу ограничений и затруднений жизнедеятельности. Целью социальной реабилитации является восстановление оснований бытия, индивидуальной и социальной субъектности и разумной достаточности в потребностях человека соответствовать требованиям социальной жизни по преодолению его жизненных затруднений, социальной недостаточности, восстановление его целостного Я, социального достоинства, социальной самодостаточности и безопасности на индивидуально-личностном, социально-групповом и социетальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная реабилитация, адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: теоретико-методологический аспект»

УДК 316.614

Е. в. Максимова

социокультурная реабилитация, адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: теоретико-методологический аспект

В статье социокультурная реабилитация рассматривается как социальные усилия человека и общества, реализуемые в комплексе организационно-распорядительных мер, социальных действий, личностных потенций, направленных на восстановление разрушенных, утраченных человеком или объективно ограниченных трудностями возможностей по включению его в систему сложившихся общественных связей и отношений, изменение социального статуса и связанного с ним набора ролей, а также устранение условий, порождающих его социальную недостаточность в силу ограничений и затруднений жизнедеятельности. Целью социальной реабилитации является восстановление оснований бытия, индивидуальной и социальной субъектности и разумной достаточности в потребностях человека соответствовать требованиям социальной жизни по преодолению его жизненных затруднений, социальной недостаточности, восстановление его целостного Я, социального достоинства, социальной самодостаточности и безопасности на индивидуально-личностном, социально-групповом и социетальномуровнях.

Ключевые слова: социокультурная реабилитация; адаптация; интеграция; нормализация; реабилитационный потенциал; принципы социальной реабилитации.

E. V. Maksimova. Socio-cultural rehabilitation, adaptation and integration of persons with disabilities: theoretical and methodological aspect

This article examines how social and cultural rehabilitation efforts of man and society, sold the complex organizational and administrative measures, social action, personal potential, aimed at restoring the destroyed, lost or objectively limited difficulties, opportunities to integrate it into the system of established social connections and relationships, changing social status and associat-

© Максимова Е. В., 2017

ed with it, the set of roles, as well as the Elimination of conditions that give rise to social failure by virtue of the limitations and difficulties of life. The goal of social rehabilitation is to restore the grounds of being, individual and social subjectivity and reasonable sufficiency in human needs meet the requirements of social life, to overcome the difficulties of his life, social failure.

Keywords: socio-cultural, capacity; principles of social rehabilitation.

Отношение к людям с особыми потребностями является мерилом человечности и толерантности любой социальной системы. С принятием Международного билля о правах человека инвалиды впервые оказались в ряду тех, кто получил в демократических странах наравне со всеми права — общества постепенно осознали, что нельзя говорить о всеобъемлющей демократии, если существует социальная изоляция лиц с инвалидностью. Изолированность лиц с инвалидностью приводит к тому, что среди физически здоровых людей они чувствуют себя некомфортно и не могут полноценно адаптироваться в обществе и реализовать себя. С другой стороны, общество тоже не готово общаться на равных с людьми с функциональными ограничениями здоровья. И здесь путь решения проблемы видится не в подтягивании инвалида до уровня здорового человека, а в создании специфических условий общественной жизни, где умственные или физические ограничения не будут формировать зависимости инвалида от здоровых людей или по крайней мере эта зависимость будет минимизирована.

В связи с этим логика нашего исследования требует первоочередного выяснения сущности и особенностей основных понятий, касающихся социальной защиты людей с ограниченными возможностями, а именно реабилитации, адаптации и интеграции. Несмотря на большую популярность и распространенность этих понятий, существуют определенные трудности по их пониманию и определению.

При рассмотрении проблем реабилитации поведения человека следует учитывать наличие двух точек зрения. Первая утверждает, что человек сначала должен пересмотреть свои взгляды, а потом уже менять поведение. Вторая, на основе отзывов клиентов, ученых и практиков, предполагает возможность изменения поведения, что повлечет изменение взглядов реабилитируемых. Систематическая работа над изменением своего поведения основывается на практи-

ческом освоении новых поведенческих навыков, овладеть которыми человек сможет кропотливыми тренировками постепенно, шаг за шагом [1, с. 67].

Как и любой вид деятельности, реабилитационная деятельность требует выполнения определенных операций, совокупность которых образует технологию разработки и внедрения как общественных, так и индивидуальных программ реабилитации. Несоблюдение этой технологии, пропуск или некачественное выполнение требуемых операций — причины неэффективной и низкой отдачи от принимаемых усилий.

Реабилитационная деятельность является весьма сложной и реализуется в несколько стадий, каждая из которых имеет свое специфическое содержание, результаты и выполняет особые функции в реабилитационном процессе.

Цель реабилитационной деятельности заключается в решении какой-либо социальной проблемы по восстановлению полноценной жизнедеятельности человека на всех уровнях его бытия.

Цель задается субъекту реабилитационной ситуацией, сложившейся из состояния объекта реабилитации и состояния социально-реабилитационной службы (наличие возможности полноценного изучения клиента, научно-методической, материально-технологической базы, обеспеченность высококвалифицированными кадрами и т. д.]. Это зависит не только от локальных условий, но и от глобальных критериев оценки деятельности реабилитационных служб, общего состояния материально-финансового обеспечения, уровня самостоятельности служб в принятии реабилитационных решений.

Содержание реабилитационной деятельности составляет предметный состав тех действий, которые совершает ее субъект. Речь идет о подготовке к планированию, планирование процесса реабилитации, его организация, работа с кадрами, социальным окружением, формирование средств осуществления реабилитации. Важнейшими характеристиками содержания реабилитационной деятельности является ее разнообразие, сложность и величина трудностей, сопряженных с ее реализацией.

К наиболее значимым понятиям, отражающим реабилитационный процесс, относятся адаптация, нормализация и реабилитационный потенциал.

Термин «адаптация» вошел в язык науки в 30-е годы нашего столетия и обозначал частный случай гомеостаза — обобщенной категории, характеризующей равновесное состояние динамично организованных систем. Пионерами в его разработке были биологи, и, как следствие, он понимался как приспособляемость организма к условиям внешней среды. Долгое время такой точки зрения на адаптацию придерживались и общественные науки, рассматривая ее исключительно как приспособление органов и систем организма к социальной среде. В последние годы адаптация стала пониматься ближе к социальному статусу человека — как готовность к выполнению различных социальных ролей, устойчивость социальных связей, как внутреннее состояние личности с неосознанным формированием навыков и обычаев общественного существования. Отметим, что спецификой отечественных исследований социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья является доминирование изучения объективных индикаторов и показателей при достаточно редком использовании показателей, имеющих отношение к субъективному миру личности этих людей [18].

Термин «нормализация» отражает политику общества и государства по отношению к людям в области обслуживания, образования, трудовой деятельности, жилищных условий, образа жизни. Нормализация является ключевой концепцией в области инвалидности. Сущность ее заключается в том, чтобы объяснить клиенту способ жизни, приближенный к нормальному.

При составлении программы адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в общество важно знать их реабилитационный потенциал.

Под реабилитационным потенциалом понимается совокупность резервных возможностей человека, позволяющих ему в наиболее полном объеме восстанавливать утраченные функции и дефекты развития. Реабилитационный потенциал складывается из реабилитационных возможностей организма, личности и микросоциума, т. е. той социальной системы, в которую непосредственно включен больной человек [12, с. 51]. Реабилитационный потенциал имеет тесные взаимозависимости с социокультурными, социально-экологическими, медицинскими, семейно-педагогическими, социально-бытовыми, социально-экономическими, правовыми и другими факторами.

Необходимо разграничить понятия «реабилитация», «социальная реабилитация», «социокультурная реабилитация» с учетом того, что в литературе имеется два толкования понятия «социальное»: широкое и узкое. И. В. Бестужев-Лада считает, что в широком понимании «социальное» отождествляется с «общественным» и в этом своем качестве противопоставляется «природному» или «техническому», когда речь идет о процессах и явлениях, изучаемых общественными науками, и предметах естествознания и технических наук. В узком смысле «социальное» тождественно «социологическому», связанному с социальными отношениями, т. е. с отношениями людей как членов определенных социальных групп или социальных институтов. Но такой подход не менее абстрактен, как и при расширительном толковании, поскольку в реальной жизни «социальное» обычно выступает в форме социально-экономического, социально-демографического, социально-медицинского, социально-трудового, социально-культурного и т. д. Социальную реабилитацию также связывают с социальными отношениями в медицине (медико-социальная], быту (социально-бытовая], образовании (социально-педагогическая], труде (социально-трудовая] и т. д. Как предмет социологического исследования «социальное» можно вычленить из такого рода связей, хотя тесно связаны не только отдельные пары, но и все пары [4, с. 91].

Для правильного понимания социальной реабилитации необходимо промежуточное значение «социального», которое не сводило бы его к социологическому, но в то же время отграничивало бы социальную реабилитацию от медицинской, педагогической, спортивной, психологической, трудовой, экономической и т. д. Этого можно добиться, когда из соответствующих научных дисциплин будет выделена собственно социологическая и примыкающая к ней социальная проблематика. Например, из экономических можно вычленить социальные отношения — в сфере социальной организации и социальных стимулов труда. Из медицинских — сферу социальной организации здравоохранения, социальных стимулов труда медперсонала (отношения в системе «врач—пациент», «врач—врач», «пациент—пациент», «врач — пациент — родственники пациента»], характеристики различных групп населения по видам заболеваемости и инвалидности. Из педагогических — сферу социальной организации образования различного уровня, степень их доступности для

различных категорий населения; взаимоотношения в системе «учитель—ученик», «учитель—родитель» и «учитель—учитель», «ученик—ученик», «учитель — родитель — ученик» в учебной и вне-учебной деятельности в социуме.

Социальная реабилитация является самостоятельным видом наряду с медицинской, педагогической, психологической, профессионально-бытовой и т. д., что не отрицает возможности ее применения для осуществления динамики и завершенности перечисленных видов реабилитации. Выделение социальной реабилитации в качестве самостоятельного вида показывает ту роль, которую призваны играть социальные работники как представители самостоятельной профессии и социальной теории в восстановлении полноценной социальной жизнедеятельности человека.

В современных условиях социокультурная реабилитация является немаловажным сегментом в комплексной реабилитации инвалидов. Она включает в себя совокупность мероприятий, реализуемых через культурологические механизмы, которые способствуют постоянному развитию и внутреннему росту личности. Люди с ограниченными возможностями здоровья, приобщаясь к культуре, вовлекаются в культурное сообщество и становятся его частью. Основной целью социокультурной реабилитации является развитие умений и навыков «особенных» людей использовать средства культуры и искусства в своей жизнедеятельности. Первостепенная задача социокультурной реабилитации — это расширение творческих способностей инвалидов. В процессе культурно-досуговых мероприятий люди с инвалидностью приобретают опыт коммуникативных навыков, социального взаимодействия через расширение круга общения.

Среди общих принципов реабилитации Л. Г. Гуслякова и Е. И. Хо-лостова выделяют: комплексность, поэтапность и непрерывность при раннем начале реабилитационных мероприятий, характер использования индивидуальных и групповых форм реабилитации, возвращение человека с аномальными затруднениями к активной общественной деятельности [21].

Л. В. Терехова к основным принципам социальной реабилитации относит: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения; системный и комплексный характер осуществляемых про-

грамм; индивидуальный подход к определению объема, характера и направленности мероприятий [19, с. 283]. На наш взгляд, выделение основных принципов социальной реабилитации должно соотноситься с теоретическими моделями и концепциями, лежащими в ее основе. Теоретические модели социальной реабилитации должны удовлетворять трем главным принципам:

— изучению индивида в социокультурной среде;

— пониманию психосоциального становления личности как пожизненного процесса;

— учету социокультурных факторов формирования индивида.

Теории, используемые в социокультурной реабилитации, должны способствовать анализу как сугубо личностных проблем реабилитации, так и функциональных, т. е. адаптивных трудностей семьи, группы, общности и т. п. Разные концептуальные модели реабилитации в разной степени удовлетворяют каждому из названных принципов. Так, теории психосоциального развития, которые придерживаются в целом идеи комплексного изучения индивида и его среды, как правило, акцентируют внимание на личностной специфике процессов реабилитации и социального функционирования человека. Эти теории обычно используются при реализации индивидуальных программ реабилитации. Для тех же, кто склонен реабилитировать, «лечить скорее общество, чем индивида», в большей мере подойдут теории групп, общая теория систем, экологическая перспектива и т. п.

Вся масса разнообразных, несхожих между собой теорий, приемов, методов и техник психосоциальной реабилитации должна опираться на принципы (общий знаменатель]:

— обеспечение обоюдовыгодного взаимодействия между индивидом и обществом: не только психосоциокультурная реабилитация человека, но и восстановление адаптивных способностей личности (группы, семьи, общности] наряду с совершенствованием их бытия;

— дифференциация, индивидуализация и тщательная идентификация проблем, людей и ситуаций, а также их взаимных отношений;

— направленность социальных институтов на более чуткое отношение к нуждам и интересам людей, с одной стороны, и подлинное личностное «озарение» индивида — с другой.

Во втором теоретическом принципе социокультурной реабилитации — изучение личности в контексте ее жизненного пути — предполагается осмысление сложного комплекса психосоциальных событий индивидуальной жизни на основе:

— многоаспектности анализа (экономических, физиологических, генетических, психологических, культурных и прочих факторов, влияющих на формирование индивида);

— контекстуальности, т. е. включенности всех фаз индивидуального жизненного цикла в рамки того или иного социального окружения во всем богатстве его параметров, начиная с межличностных и кончая макроструктурными.

Изучение личности в рамках ее жизненного цикла включает: а) анализ индивидуальных биологических функций и физиологического созревания (биологический и социальный возраст, состояние здоровья, биологические ритмы, скорость реакций); б) выявление специфики социокультурного развития (влияние разноуровневых социальных факторов, социальных ролей, статуса, ожиданий, культурных и субкультурных ценностей, норм); в) осмысление психологических характеристик (восприятие, память, способность к решению проблем, характер самооценки, уровень зависимости, адекватность реакций); г) исследование особенностей психосоциальной адаптации, понимаемой как трансакция, или процесс взаимного влияния индивида и его окружения.

Третий принцип социокультурной реабилитации — учет культурно-исторического разнообразия социальной среды — предполагает не только изучение национальных, этнических, гендерных (половых), религиозных и прочих переменных, формирующих социально-психологический и нравственный облик человека, но и высокий уровень субъективной толерантности социального реабилитатора.

Для более полного понимания возможностей социокультурной реабилитации необходимо выделить несколько форм социокультурной жизнедеятельности. На рисунке 1 отражены проблемные моменты (первая колонка) и способы их решения (вторая колонка).

При групповой психосоциальной реабилитации основное внимание должно уделяться не столько личности в контексте ее окружения, сколько фактору «членства» индивида в том или ином социальном объединении. Главным в этом направлении работы с группой

Жизнеобеспечение -

включенность людей в процесс хозяйственной жизни, система общественного разделения труда, домашнее хозяйство, финансовые отношения.

•Профессиональное обучение, профессиональная адаптация, обеспечение занятости инвалидов на производстве, помощь в домашнем хозяйстве.

Социализация - освоение знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих полноценное участие инвалидов в формах социального взаимодействия.

•Изучение дефектов и разработка средств их компенсации. Модернизация подготовки специалистов в области адаптивного консультирования и социального участия, консультативные службы и аниматорство. Государственные средства массовой информации.

Рекреация - процесс и восстановление жизненных сил и здоровья инвалидов, которые утрачиваются в процессе труда и повседневных функций. Тесно связана с представлениями о свободном времени и досуговых формах свободного времени.

•Организация досуга инвалидов: техническая, художественная, ремесленническая самодеятельность: организация выставок, конкурсов, фестивалей, вечеров отдыха, спортивных соревнований. Создание среды безбарьерного туризма.

Коммуникации -

ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, социального взаимодействия, информационных обменов между людьми.

•Организация свободного передвижения в пространстве. Организация доступа к публичным местам и рекреационным объектам.

Рис. 1. Формы социокультурной жизнедеятельности

являются межличностные отношения, поведенческие нормы, атти-тюды, связь поколений. Это позволит удовлетворить (или скорректировать) такие важные потребности личности, как ощущение принадлежности, участие, приобщение к совокупному опыту и др.

В свете сказанного социокультурную реабилитацию можно рассматривать как социальные усилия человека и общества, реализуемые в комплексе организационно-распорядительных мер, социальных действий, личностных потенций, направленных на восстановление разрушенных, утраченных человеком или объективно ограниченных трудностями возможностей по включению его в систему сложившихся общественных связей и отношений, изменение социального статуса и связанного с ним набора ролей, а также устранение условий, порождающих его социальную недостаточность в силу ограничений и затруднений жизнедеятельности.

На примере рекреации рассмотрим отдых вне постоянного места жительства (участие в организованном или неорганизованном туристском походе или отдых в санаториях, пансионатах и т. п.). В целях осуществления рекреационной деятельности необходимы определенные ресурсы, в том числе природные и культурные. Кроме того, рекреационные ресурсы подразделяются по видам. Например, ресурсы туризма, ресурсы спорта, лечебные ресурсы и т. п. К функциям ресурсов можно отнести: курортные, оздоровительные, экс-курсионно-туристские (культурно-познавательные), физкультурные. Антропогенная составляющая рекреационных туристских ресурсов стран, городов и населенных пунктов с различными архитектурными, этническими и природными особенностями включает в себя культурно-исторические памятники и другие достопримечательности.

Целью социокультурной реабилитации людей с инвалидностью является восстановление оснований бытия, индивидуальной и социальной субъектности и разумной достаточности в потребностях человека соответствовать требованиям социальной жизни по преодолению его жизненных затруднений, социальной недостаточности, восстановление его целостного Я, социального достоинства, социальной самодостаточности и безопасности на индивидуально-личностном, социально-групповом и социетальном уровнях.

Одной из приоритетных задач социальной реабилитации является интеграция человека в социум, что обеспечивает создание своеобразной системы. Греческое слово «система», означающее целое, составленное из частей, и латинское слово «интеграция», означающее объединение в единое целое, связаны глубоким смысловым единством.

Прежде чем определить узловые моменты включения человека, переживающего свои ограниченные возможности в социум, вернее восстановление его в социуме, необходимо определить предметные области или направления их взаимодействия. Мы считаем достаточным при этом сослаться на выделенные В. В. Шароновым три основные области взаимодействия человека и социума, представленные противоречивым единством. Первое направление охватывает всю проблематику обусловленности внутреннего субъективного мира человека объективными формами его социального бытия, от самых

общих формально-эпохальных до конкретно-индивидуальных условий и факторов онтогенеза. Эти объективные формы являются результатом предметно-практической деятельности предшествующих поколений, а также продуктами творческой жизни и созидательной деятельности других людей — современников данного индивида [22, с. 49].

Это социокультурная основа реабилитации человека. Сюда следует отнести накопленный практический опыт (технологический, технический и духовный) реабилитации людей с ограниченными возможностями, зафиксированный в народной педагогике, культуре и ментальности народа, с одной стороны, а с другой — сложившиеся управленческо-распорядительные цели государства, социальных институтов и т. д., реализуемые в современной практике реабилитации. В этой области акцент делается на влияние общества на человека, его жизненный путь, степень развития его социально значимых качеств (физических, нравственных, психических, творческих, интеллектуальных) и на возможности преодоления имеющихся ограничений и затруднений в процессе реабилитации. Здесь возможности реабилитации зависят от статуса, состояния здоровья (физического, психического, духовного и т. д.), реабилитационного и компенсаторного потенциала, выносливости, терпимости, способности, пластичности и т. п.

Социокультурная реабилитация — это восстановление таких социальных качеств, которые позволили бы личности через взаимодействие системы способностей, потребностей, деятельности и сознания преодолевать когнитивные, эмоционально-аффективные, ценностные затруднения и формировать адекватные обществу поведенческие реакции и жизненные стратегии, восстанавливать знания, наличное мировоззрение и убеждения, понимать смыслы жизни и значения трудностей.

В системе способностей требуется восстановление общих социальных и индивидуальных способностей по преодолению затруднений.

В системе потребностей — восстановление личных, коллективных и общественных потребностей в нейтрализации трудностей.

В системе деятельности и поведения важным является восстановление основных и подчиненных видов деятельности и поведе-

ния личности, обеспечивающих эффективность преодоления трудностей жизни.

Социокультурная реабилитация обеспечивает восстановление естественного для человека стремления построения своих целей и мотивов в области возможного и позволяет избегать принципиально невозможного. Она приводит к соответствию жизненные затруднения с притязаниями, возможностями, способностями человека.

Реабилитация возможностей индивида преодолевать трудности жизни осуществляется за счет устранения ограничений средствами абилитации, т. е. усиления личностных возможностей за счет научения, учения, обучения, воспитания, социального взаимодействия, социализации, погружения в культуру социума с целью приобщения к культурным ценностям, культурной практике, что в совокупности позволит обеспечить индивиду полноту, качество жизни и социальную активность в ее основных видах: деятельности, поведении и общении.

Реабилитация — это устранение трудностей в жизни человека, обеспечение простоты и легкости его жизни за счет сокращения (насколько это возможно] ограничений жизненных возможностей.

Ограничение возможностей — это искусственное или естественное состояние жизнедеятельности, встречающее на биологическом, социальном уровнях объективные, не зависящие от человека трудности. Устранение ограничений — это устранение трудностей и восстановление простоты жизни в ее естественном течении, полноты и качества жизнедеятельности, соответствующей достоинству человека, его целостности и гармоничности.

Социокультурная реабилитация часто связывается с ориентацией, адаптацией, устройством. Выделенные подходы позволяют социальную реабилитацию представлять как преодоление затруднений по восстановлению меры включенности индивидуального бытия личности в многообразную систему общественных отношений (материальных, духовных] а также в сферу общения.

Через взаимодействие позиций, диспозиции, активности личности как меры преобразования общественных отношений и самого себя обеспечивается восстановление субъектности личности, что позволяет ей самой максимально творить свое индивидуальное бытие, преодолевать трудные обстоятельства и тем самым изменять себя.

Другой закономерностью включения личности в систему общественных отношений, интеграцию в общество является взаимодействие процессов общения и обособления. Обособление — это своеобразная форма общения. В качестве эталона этого общения является общение человека с самим собой, что обеспечивает своеобразие форм и модификацию общения, через которые личность включается в общество. Общение и обособление приводит к смещению и перемещению личности в системе общественных отношений. Затруднение этих процессов требует соответствующих реабилитационных мероприятий.

Под смещением и перемещением следует понимать те роли, которые играет личность в семье, кругу друзей, на производстве и т. д., как относительно самостоятельный центр отношений между людьми либо рядовой участник этих отношений. Реабилитационной задачей здесь является восстановление способности личности переходить от одного уровня организации, функционирования к другому уровню организации, что указывает не только на социальную целостность и зрелость, но и на психологическую устойчивость и целостность ее внутреннего мира. В данном случае сопутствующими реабилитации понятиями выступают: социальные качества, позиции, диспозиции, перемещение, смещение, включенность, общение и обособление и т. д.

Такой подход к социальной реабилитации дает возможность понять процесс восстановления способности личности к самодвижению как постоянно становящейся системы в социальном пространстве и времени, проходящей определенные стадии зрелости через различные роли, способы включенности индивидуального бытия в

сложный мир общественной жизни.

* * *

1. Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб.: Академический проект, 1998. 190 с.

2. Андреева О. С., Павлова С. А. Использование социокультурных технологий в реабилитации инвалидов // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2016. № 2. С. 113—119.

3. Бадмаев А. Н., Кохан С. Т. Состояние здоровья: медицинские, социальные и психологические аспекты // VII Международная научно-практи-

ческая интернет-конференция: сборник статей / отв. ред. С. Т. Кохан. Чита: Забайкальский государственный университет. 2016. С. 525—533.

4. Бестужев-Лада И. В. Социальный прогноз и социальное нововведение // Социологические исследования. № 8. 1990. С. 86—92.

5. Булгаков В. В. Теоретические и методологичесие аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и исскуства. 2015. № 1(30]. С. 96—105.

6. Веденеева Н. В. Философско-исторические и социокультурные аспекты «инвалидности» и «реабилитации» // Омский научный вестник. 2010. № 6(92]. С. 91—94.

7. Гордеева А., Пчелина О. В. Адаптивный туризм как способ социокультурной реабилитации пожилых людей с ограниченными возможностями здоровья // Россия в пространстве глобальных трансформаций: в фокусе наук о человеке, обществе, природе и технике: матер. междунар. междисциплин. науч. конф / сост., отв. и науч. ред. В. П. Шалаев. 2016. С. 215—216.

8. Грибкова Г. И., Ковалев К. В. Культурно-познавательный туризм как средство социализации инвалидов // Наука в современном мире: теория и практика. 2015. № 1(3]. С. 22—28.

9. Гудина Т. В. Реабилитационные возможности современной культурно-образовательной среды // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6—4(37]. С. 14—16.

10. Дементьев Н. Ф., Андреева Т. В. Социокультурная реабилитация инвалидов в системе интеграции их в общество // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2009. № 1. С. 28—29.

11. Демина Э. Н. Основные принципы и содержание мероприятий при разработке социального компонента индивидуальной программы реабилитации и абилитации // Профилактическая и клиническая медицина. 2016. № 2 (59]. С. 44—48.

12. Кулагина И. Ю., Сенкевич Л. В. Реабилитационный потенциал личности при различных хронических заболеваниях // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 50—60.

13. Лыкова Т. Р. Значение культурно-познавательного туризма в формировании патриотизма // Человек в постиндустриальном обществе: матер. I Междунар. науч.-практ. конф. Варна: Парадигма (Болгария] и АНО «Пресс-Лицей» (Россия], 2013. С. 158—164.

14. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как средство социализации людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Санкт-

Петербургского государственного университета культуры и исскуств. 2015. № 4(25). С. 123—128.

15. Никифорова Т. Ю., Данковцев О. А. Обзор социокультурных технологий в системе реабилитации инвалидов // Современные тенденции развития физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры: матер. междунар. науч.-практ. конф. / Липецкий гос. пед. ун-т П. П. Семенова-Тян-Шанского; Институт физической культуры и спорта. Липецк. 2016. С. 93—99.

16. Низова Л. М., Данилова М. И. Социальная реабилитация и интеграция детей-инвалидов в общество // Народонаследие. 2016. № 4(74). С. 77—84.

17. Сабанов З. М. Организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации // Общество и право. 2016. № 3(57). С. 217—221.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Семин М. И. Социально-психологическая адаптация инвалидов в современной России: монография. М.: РосЗИТЛП, 2010. 92 с.

19. Терехова Л. В. Социокультурная реабилитация // Российская энциклопедия социальной работы. М.: Социально-технологический институт, 1997. 134 с.

20. Фехтел Е. В. Туризм как фактор социализации инвалидов // Научная социологическая школа РГСУ: 25 лет. Социология. Социальность. Современность: матер. XXI социологических чтений РГСУ / Гл. ред. Д. К. Танатова. М., 2016. С. 107—112.

21. Холостова Е. И. Гуслякова Л. Г. Основы теории социальной работы. М.: Социально-технологический институт, 1997. 189 с.

22. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. 192 с.

23. Шумакова О. А. Социокультурная реабилитация семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (опыт взаимодействия семьи и школы) // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 4. № 2(13). С. 51—59.

24. Irina Gennadievna C., Ekaterina Shamilevna T., Stanislav Germanovich K. The training of tourism specialists for working with people, having physical disabilities // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. С. 28—29.

25. Mironenko N. S., El'darov E. M. Development tendencies and future prospects of recreation geography in Russia // Geography and Natural Resources. 2016. Т. 37. № 2. С. 100—105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.