Л. В. Макарова, соискатель,
кафедра общей психологии
и психологии личности,
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
makarova [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНВАЛИДНОСТИ
Доминирующая в общественном сознании «культура полезности», при которой ценность для общества имеет лишь физически и психически полноценный человек, способный приносить экономическую пользу, дискриминирует и стигматизирует людей с инвалидностью, способствуя развитию их социальной и психологической беспомощности. При этом катализатором такого деструктивного процесса могут стать не только общие негативные социокультурные представления об инвалидах, но и особенности социального взаимодействия людей с инвалидностью со своим ближайшим окружением. Отношения, реализуемые в рамках традиционных общественных институтов: семьи, дошкольных учреждений, школы, учреждений профессионального образования, производственных коллективов или неформальных объединений, крайне важны для социализации инвалидизированного человека, поскольку для того, чтобы иметь возможность разрабатывать и реализовывать максимально адекватные жизненным обстоятельствам модели поведения, человек с инвалидностью должен быть хорошо информирован относительно общего характера социальной реальности. Именно в ходе непосредственного взаимодействия с окружающими, совместного решения с ними бытовых, учебных, производственных, жизненных задач, иной совместной
деятельности можно получить возможность не только усваивать ценности, нормы, установки, образцы поведения, присущие данной социальной общности, но и влиять на жизненные условия и социум в целом, осознавая и развивая потенциал своей личности.
Однако социальные отношения инвалида с ближайшим окружением часто отягощены обстоятельствами, препятствующими нормальному развитию личности, и, прежде всего, это проявляется на уровне семьи, где забота и уход, связанные с необходимостью постоянного поддержания здоровья инва-лидизированных членов семьи, в большинстве случаев, перерастают в гиперопеку и навязывание внешней воли. Следствием таких социальных взаимодействий в семье, блокирующих проявления инициативы и самостоятельности инвалидизированным человеком, является нарушение у него образа «Я» и закрепление неконструктивных жизненных установок: установки на наиболее низкие социальные роли, установки на зависимость от социального окружения, установки на приоритетность долга общества по отношению к инвалиду. Особенно деструктивно такое влияние на личность человека, инвалидизированного в детстве, поскольку психологически неблагоприятные условия развития личности в период онтогенеза, связанные с нестабильным самоотношением и отсутствием
Взаимодействуя в узком социальном кругу, люди с инвалидностью лишаются широкого спектра новых впечатлений, которые связаны с различными эмоциональными переживаниями, формированием чувств.
права на собственную активность, могут не только препятствовать формированию субъектности и приводить к переживанию жизни, как всецело обусловленной внешними требованиями, ожиданиями, обстоятельствами, но и снижать способность личности сопротивляться неблагоприятным жиз-
Переживание инвалидизирован-ным человеком отношения к себе
как к «социально и личностно ущербному существу» способно запустить механизм глубокого внутриличностного конфликта.
уровне контактов с общественными институтами, непосредственно взаимодействующими с семьей, также имеют свои особенности. Ребенок или подросток, имеющий статус «инвалид», как правило, социализируется вне традиционных общественных институтов: детского сада, школы, профессиональных
ненным факторам в дальнейшем.
Кроме того, и сама семья, в которой есть человек с инвалидностью, тяжело переживает свое социальное «неблагополучие» и часто проявляет склонность к изоляции, поскольку «здоровое» общество, руководствуясь социальными мифами, стигматизирует такие семьи, причисляя их к низшим, проблемным группам населения, которые постоянно «нуждаются» в контроле и опеке. Слабость социально-экономической позиции, социальное бессилие инвалидов и их семей способствуют их маргинализации, что, в свою очередь, формирует у инвалиди-зированного человека негативные установки по отношению к обществу.
Однако влияние семьи на социальную мобильность человека с инвалидностью не всегда является деструктивным. В зависимости от того, «закрытая» или «открытая» стратегия социальных отношений реализуется самой семьей, ориентированность инвалида на социальные контакты может формироваться во всем спектре континуума «границы» — «свобода»1.
Социальные отношения, которые ин-валидизированный человек развивает на
учебных заведений, неформальных групп сверстников. Он либо посещает специализированные учреждения, либо развивается дома, в кругу ближайших членов семьи. Это приводит к тому, что жизнь растущего человека, имеющего инвалидность, ограничивается узким кругом привычных социальных контактов, становится стереотипной, бедной впечатлениями и информацией, замыкается на уровне актуальных бытовых проблем или проблем ближайшего окружения. В ряде случаев можно говорить и об эмоциональной депривации, поскольку, взаимодействуя в узком социальном кругу, люди с инвалидностью лишаются широкого спектра новых впечатлений, которые связаны с различными эмоциональными переживаниями, формированием чувств. Однако механизм социальной дезадаптации может запускаться и в случае инвали-дизации уже взрослого человека, который, в силу появившихся ограничений жизнедеятельности, начинает заменять реальное взаимодействие с людьми на общение в виртуальном пространстве, населенном удаленными собеседниками, героями книг, телепроектов, компьютерных игр, что также искажает понимание социальной реальности и препятствует адекватному выполнению социальных ролей. И только широкий круг разнообразных реальных социальных контактов может обеспечить необходимые условия для развития личности инвалидизированного человека. Однако и в этом случае существуют риски социальной дезадаптации инвалидов, которые необходимо учитывать, поскольку соци-
ально-культурная среда, созданная в расчете на «нормальный человеческий тип», создает многочисленные барьеры и препятствия для развития человека, имеющего ограничения жизнедеятельности. Отсутствие учета таких особенностей может только усугубить осознание инвалидом своей личностной и социальной неэффективности. Поэтому полноценная социализация людей, имеющих особенности развития и связанные с ними ограничения жизнедеятельности, должна быть обеспечена не по форме, а по существу. Например, А. В. Суворов так описывал опыт обучения на психологическом факультете МГУ группы слепоглухих студентов, в числе которых был и он сам: « Мы много спорили из-за того, ходить или нет на лекции и общие семинары. Для некоторых из нас главным было вести такой же образ жизни, как "все" студенты, сколь бы катастрофически это ни сказывалось на учебе. Я настаивал на решительном отказе от традиционных, слепоглухому совершенно непосильных, форм вузовской учебы. Чтобы получить сколько-нибудь полноценное высшее образование, нам нельзя было учиться так, как учатся зрячеслышащие студенты. Это я отчетливо понимал уже тогда, настаивая, например, на отдельных семинарах с использованием специальной аппаратуры общения»2.
Таким образом, автор предлагает использовать понятие нормативная социализация инвалидов в следующем значении: развитие личности инвалидизированного человека в условиях интеграции в социум через совместную с другими людьми деятельность, организованную традиционными социальными институтами, которые в равной степени доступны каждому члену общества с учетом имеющихся у него особенностей и ограничений жизнедеятельности.
При этом важно, что такая социализация не только способствует ориентации инвалидов на активное социальное взаимодействие с людьми, не имеющими ограничений в здоровье.
Чем отчетливее выступает необходимость активного социального взаимодействия, тем сильнее обнаруживается ранимость личности, тем сильнее оказывается стремление к замкнутости и уходу в себя.
людей, которые являются союзниками по «антиэкстремальной коалиции», поскольку дружеское взаимодействие и проявления взаимопомощи стимулируют человека с инвалидностью сначала к стихийной, а затем — ко все более сознательной самореабилитации. Вместе с тем, в процессе совместной деятельности, на основе принципов «взаимной человечности» и «взаимной интеграции», другие люди могут получить не только представления о том, с какими жизненными проблемами сталкиваются инвалиды и в какой поддержке они нуждаются, но и ощутить поддержку, которую могут им оказать сами инвалиды3.
Однако в большинстве случаев социализация людей с ограниченными возможностями здоровья проходит в условиях сегрегации и социального отторжения, в том числе и во взрослом возрасте, что связано с серьезными рисками социальной дезадаптации. Неблагоприятный социальный статус инвалидности провоцирует у инвалида неуверенность в собственных силах, следствием этого является поиск опеки и защищенности от трудностей жизни, что приводит к самоограничению социальных взаимоотношений узким кругом опекающих лиц.
В конечном счете, выбор зависимости вместо активности помогает инвалиду снять сомнения и волнения по поводу неопределенности будущего, преодолеть страх перед жизнью в целом. Таким образом,
Само смягчение экстремальной ситуации инвалидности и ее эффективная нейтрализация возможны лишь с помощью здоровых
общество не только навязывает человеку с инвалидностью роль изгоя, но, вынуждая его смириться со своей жизненной неэф-
фективностью, подталкивает его к такой личной идентичности, базовым элементом которой становится инвалидность.
Кроме того, переживание инвалидизи-рованным человеком отношения к себе как к «социально и личностно ущербному существу» способно запустить механизм глубокого вну-триличностного конфликта. О. В. Гайдаков в книге «Другая судьба. Инвалидность не приговор» так описал свои юношеские переживания по поводу отношения окружающих к нему, как к человеку, больному детским церебральным параличом: «Сам облик инвалида не вписывался в стройные ряды строителей коммунизма, как бы самим фактом своего существования опровергая этот фальшивый оптимизм. ... Я бы даже сказал, что инвалида как бы опасались, подозревая его в отсутствии иллюзий по поводу общественной и вселенской гармонии. Меня и в комсомол-то не тянули, хотя в нем обязаны были состоять поголовно все молодые люди от 14 до 27 лет. Понятно, что своим неэстетичным видом я не украшал эту прогрессивную организацию, боровшуюся за счастливое, здоровое телом и духом общество»4.
Находясь в такой стигматизирующей ситуации, переживая свою изолированность и указывая на отсутствие возможностей для расширения круга социальных контактов, люди с инвалидностью часто
Находясь в такой стигматизирующей ситуации, переживая свою изолированность и указывая на отсутствие возможностей для расширения круга социальных контактов, люди с инвалидностью
часто сами начинают избегать общения с людьми, не имеющими ограничений в здоровье.
к
ДО
сами начинают избегать общения с людьми, не имеющими ограничений в здоровье. С одной стороны, социальные контакты и = отношения служат для инвалидов источником психологической стабилизации, но, с другой стороны, служат источником тревожности и порождают стремление отгородиться от социума. Чем отчетливее выступает необходимость активного социального взаимодействия, тем сильнее обнаруживается ранимость личности, тем сильнее оказывается стремление к замкнутости и уходу в себя. Стремясь устанавливать отношения, человек с инвалидностью испытывает и страх этих отношений. Испытывая дефицит социального принятия, ожидая поддержки и, наконец, получая ее, инвалида: сами могут тяготиться помощью окружающих людей, что обнаруживается в их стремлении к самоизоляции, которое в психологической литературе рассматривается в качестве определенной целостной системы отношения личности к жизненной реальности, основными проявлениями которой являются: страх перед жизнью; восприятие инвалидности как идентичности; пассивность и консерватизм; изоляционизм и оди-ночество5. В результате, на уровне непосредственных социальных отношений возникает своеобразный порочный круг, когда социальный фактор (социальная изоляция) и психологический фактор (социальный аутизм) усугубляются негативным влиянием друг на друга, что не только препятствует социальной интеграции инвалидов, но и способствует формированию обособленной инвалидной субкультуры, «коллективному одиночеству».
Таким образом, можно говорить о том, что условия, в которых оказывается человек с инвалидностью на всех уровнях взаимодействия с социумом, преимущественно характеризуются как неблагоприятные, в результате чего у инвалидизированного человека могут стать типичными такие личностные проявления, как: стремление выстраивать эмоциональные и коммуникатив-
ные барьеры и избегать взаимодействия с окружающими (стремление к самоизоляции); повышенная зависимость от окружающих, конформность; наличие неконструктивных жизненных установок; дезадаптив-ные формы поведения. При этом, по словам Л. С. Выготского, автора методологических подходов к работе с детьми, имеющими «физические дефекты», такие деструктивные особенности личности являются не дефектом воспитанника, а дефектом воспитания, поскольку они определяются не внутренней структурой личности, а социальной структурой, в которой развивался и воспитывался такой человек6.
Интересно, что в качестве результата влияния неблагоприятных факторов социализации, исследователи отмечают и позитивные личностные особенности, характерные для людей с хроническими недугами и инвалидностью, которые могут быть компенсаторными по отношению к негативной социальной реальности: сформированность устойчивой внутренней мотивации в достижении поставленных целей; внутренний локус контроля; сформированность ответственности за свои поступки и их последствия; трудолюбие; выносливость и терпение; стрессовая и фрустрационная устойчивость; упорство в достижении необходимых результатов деятельности; старательность, аккуратность в работе; высокий уровень внутренней организованности; обретенность, осознание и глубокое понимание собственного смысла жизни уже с подросткового возраста; осмысленность жизни; постановка реалистических целей собственной жизни; ярко выраженная способность диалектического понимания жизненных феноменов; способность видеть хорошее в плохом и неприятном; часто игнорирование тех жизненных феноменов, которые для физически полно -ценных и здоровых людей могут восприниматься как серьезные и тяжелые психологические проблемы; терпимость и снисходительность к недостаткам других людей; наличие высоких интеллектуальных способностей, высокого общеобразовательного
Личность, как сложная функциональная система, «не является марионеткой, управляемой дерганием двух ниток, она развивается в ходе непрерывного самообуславливаемого процесса.
способностей, которые в совокупности образуют то, что называется одаренностью или талантом; стремление к знаниям, любознательность; умение ценить малое7.
Таким образом, сравнивая представленные выше личностные проявления инвалидов с вариантами социальной адаптации, описанными в психологической литературе, можно увидеть, что баланс между влиянием на личность социальной среды и проявлением ее собственной индивидуальности в случае, когда мы имеем дело с личностью человека, имеющего инвалидный статус, нарушается в пользу гипертрофированного влияния среды. При этом сама среда, как правило, является носителем недружественных по отношению к инвалиду социальных установок и тенденций. В результате в большинстве случаев можно наблюдать следующие варианты социальной адаптации инвалидов: = — социально-психологическую дезадаптацию, как состояние блокировки процессов самореализации и
уровня; практически всегда наличие особых адаптации;
— девиантную адаптацию, как самореализацию посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);
— конформистскую адаптацию, как приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировки самореализации.
Читая об успехах людей с инвалидностью, их достижениях в профессиональной и общественной сферах, можно говорить также о гиперадаптации, как самореализации через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений; и радикальной адаптации, как самореализации через изменение личностью существующего социального мира. Значительно реже можно наблюдать гармоничную адаптацию инвалидов, как самореализацию личности в социуме посредством ориентации на социальные требования, и это, по мнению автора, является закономерным, поскольку в основе этих требований в настоящее время лежат социальные нормы, стигматизирующие инвалидов.
В целом, влияние социальных отношений на личность инвалидизированного человека трудно переоценить, однако мы не должны детерминировать развитие личности только влиянием среды, как и только влиянием биологических факторов, поскольку личность, как сложная функциональная система, «не является марионеткой, управляемой дерганием двух ниток, она развивается в ходе непрерывного самообуславливаемого процесса»8. Биологические и социальные факторы, бесспорно, влияют на «возрастное» и «функциональное» развитие, однако на определенной стадии личностного развития ситуация меняется, тогда появляются мотивы самодвижения
и развитие личности становится не только детерминированным, но и спонтанным, самодетерминированным. Такая способность к самодетерминации крепнет по мере формирования личности как субъекта и наиболее сформирована у зрелого человека, при этом психологические предпосылки и условия самодетерминации последовательно наращиваются на каждом этапе возрастного психического развития.
Таким образом, личность человека с инвалидностью имеет значительные внутренние ресурсы, позволяющие ей выстраивать конструктивные социальные взаимоотношения даже в условиях конфликта с барьерной средой, причем, чем старше человек, тем большими личностными ресурсами он обладает. И если на более ранних этапах становления личности поведение инвали-дизированного человека детерминируется преимущественно системой отношений к нему и факту его инвалидности окружающих людей, то на более поздних этапах решающую роль начинает играть собственная позиция личности по отношению к своему недугу, инвалидности, к самому себе, к обществу.
Если личность, развиваясь в условиях недружественной социальной среды, отказывается от формирования собственной позиции по отношению к факту инвалидности и, попадая под влияние социокультурных установок, оказывается неспособной противостоять их деструктивному влиянию, запускаются механизмы психологической (личностной) самоинвалидизации, оправдываемой инвалидностью физической. Основными проявлениями такой психологической инвалидности автор считает: инвалидную идентичность, отказ от личностного развития, выбор иждивенческой жизненной позиции, дезадаптивное поведение, в том числе самоизоляцию.
Когда личность в условиях инвалидности осознанно вырабатывает собственную жизненную позицию, являясь подлинным субъектом собственной жизнедеятельности, она оказывается способной противостоять жизненным трудностям и проявлять «жиз-
нестойкость», основанную на свободе и ответственности. Такой сознательный выбор социально активной жизненной позиции личности в существующих инвалидизи-рующих общественных условиях, по мнению автора, важен и для преодоления дискриминации инвалидов, и для обеспечения широкой поддержки в этом со стороны окружающих.
Итак, автор может сделать следующие выводы:
Во-первых, системообразующим основанием развития личности инвалидизи-рованного человека является деятельность, которая реализует отношения, обусловленные его жизнью в обществе.
Во-вторых, отношения, которые складываются между инвалидом и обществом в большинстве случаев воспроизводят негативные аттитюды и ориентированы на сегрегацию инвалидов, поэтому могут способствовать нарастанию социальной и психологической беспомощности инвалиди-зированного человека, провоцируя, таким образом, процесс его психологической (личностной) инвалидизации, или самоин-валидизации, проявляющейся в инвалидной идентичности, отказе от личностного развития, иждивенческой жизненной позиции, дезадаптивных формах поведения.
В-третьих, переживание инвалидизи-рованным человеком отношения к себе как к «социально и личностно ущербному существу» запускает механизм внутриличност-ного конфликта, в условиях которого люди с инвалидностью могут избегать общения с людьми, не имеющими устойчивых ограничений в здоровье или развитии, что препятствует их социальной интеграции и нейтра-
лизации экстремальной ситуации инвалидности.
В-четвертых, опыт нормативной социализации как возможности овладеть социальными отношениями через совместную деятельность, организованную традиционными социальными институтами, доступными каждому члену общества, с учетом имеющихся у него особенностей и ограничений жизнедеятельности, обеспечивает ориентацию человека с инвалидностью на активное социальное взаимодействие с другими людьми, которые являются необходимыми союзниками в преодолении экстремальной ситуации инвалидности.
В-пятых, личность человека с инвалидностью имеет значительные внутренние ресурсы, позволяющие ей выстраивать конструктивные отношения даже в неблаго -приятных социальных условиях. Такая социально активная позиция будет способствовать развитию равноправного взаимодействия с другими людьми и совместному преодолению дискриминирующих инвалидов социальных установок. ^
1. Дворянчикова И. А. Семья инвалида в социальной структуре общества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - Самара, 2003.
2. Суворов А. В. Культура слепоглухих и общечеловеческая культура [Электронный ресурс] URL: http://www.sedmitza.ru/text/398677.html (дата обращения: 21.04.2012).
3. Суворов А. В. Совместно-педагогическая стратегия специальной школы [Электронный ресурс] URL: http://www.vevivi.ru/best/Sovmestno-pedagogicheskaya-strategiya-spetsialnoi-shkoly-ref21661.html (дата обращения: 14.05.2012).
4. Гайдаков О. В. Другая судьба. Инвалидность не приговор. М.: Юго-Восток-сервис, 2003.
5. Смирнов А. В. Самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2002.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология // М.: Педагогика-Пресс, 1996.
7. Смирнов А. В. Феномен инвалидности: навязанная и свободная судьба // ПАСХИ: Научный психологический журнал. — Екатеринбург, УрГППУ. 1998. № 2.
8. Выготский Л. С. Основы дефектологии (Учебники для вузов. Специальная литература). — СПб. и др.: Лань: СППО, 2003.