Л. В. Макарова, соискатель,
кафедра общей психологии
и психологии личности,
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
makarova [email protected]
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ НА РЫНКЕ ТРУДА: СПЕЦИФИКА ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
В условиях «барьерной» среды, являющейся носителем социальных норм и установок, дискриминирующих инвалидов и ориентирующих их на зависимость от окружающих, все чаще можно наблюдать людей с ограниченными возможностями здоровья, которые отказываются от принятия пассивной жизненной позиции. Активное влияние на окружающий мир преобразует и саму личность, что проявляется в процессе реализации ею определенных жизненных стратегий, поскольку любая стратегия, в отличие от простого плана действий, предполагает обязательное изменение внутреннего состояния системы.
«Жизненные стратегии личности» рассматриваются автором в качестве осознанного способа организации жизнедеятельности в определенный отрезок времени, имеющего своей целью преобразование жизненной ситуации посредством мобилизации личностных ресурсов.
При этом жизненные стратегии, реализуемые людьми с инвалидностью, характеризуются определенными особенностями, которые можно выделить в ходе анализа типологий таких стратегий, представленных в литературе (табл. 1).
Основными условиями и критериями успешной социальной адаптации человека с ограниченными возможностями
здоровья можно считать -открытость опыту, осуществляемую коммуникацию, определенный уровень интеграции.
В качестве основных критериев, по которым представленные выше авторы проводят разграничение типов стратегий поведения инвалидов в разных сферах жизнедеятельности, выделяются следующие группы противоположных характеристик: принятие — непринятие социальных норм, лежащих в основе стигматизации инвалидов; активность — пассивность личности; развитие ресурсов — использование имеющихся ресурсов; открытость к сотрудничеству — избегание взаимодействия; гибкость — косность поведения. На основании выраженности каждой такой характеристики можно выделить десять типов стратегий поведения инвалиди-зированного человека:
1. Стратегии принятия социальных норм, лежащих в основе стигматизации инвалидов, описанные авторами как лояльность - по отношению к традиционным ценностям и нормам; конформизм.
2. Стратегии непринятия дискриминирующих инвалидов социальных норм, а именно нонконформизм, мя-тежность, отказ и противодействие социальным нормам и ценностям, которые лежат в основе стигмы.
3. Стратегии активности личности, проявляющиеся в активных попытках «до-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Таблица 1
Типы стратегий поведения, реализуемых людьми со статусом «инвалид» в разных сферах жизнедеятельности
№ п/п ФИО автора, год публикации Типология стратегий, предлагаемая автором
1. Дегтярева В. В., 2008 Стратегии социальной адаптации инвалидов1: — интернальные стратегии, в основе которых лежит интерпретация индивидом адаптивной ситуации как барьерной. Варианты интернальных стратегий: конформистские и нонконформистские, активные и пассивные, динамичные, предприимчивые, открытые нововведениям и переменам, лояльные по отношению к традиционным ценностям и нормам, а также изменяющиеся на основании субъективных интерпретаций; — экстернальные стратегии позволяют адаптироваться в ситуации внешнего давления и принуждения со стороны социума. Варианты: конформистские и нонконформистские, «мятежные».
2. Егорова С. В., 2002 (со ссылкой на работы Goffman Е., 1963) Жизненные стратегии инвалидов2:
— реактивные и проактивные. Активность — ведущий параметр при построении жизненной стратегии; — реактивные жизненные стратегии основаны на принятии социальных норм, лежащих в основе стигмы инвалидности; — проактивные жизненные стратегии подвергают сомнению действенность стигмы и означают отказ и противодействие социальным нормам и ценностям, которые лежат в основе стигмы.
3. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р., 2006 Стратегии реализации инвалидами своих гражданских прав3:
— институциальные стратегии включают обращение к правозащитникам и профсоюзам, политическое участие, другие формы влияния на политику и практику отношения к инвалидам, в том числе, выдвижение законодательных инициатив, сотрудничество с местными органами власти; — внеинституциальные стратегии защиты прав включают три типа поведения: а) «пассивный подход», или ожидание лучших времен в сфере занятости и социального обеспечения, который сочетается с достаточно активной позицией в неформальном секторе экономики; б) активные попытки доведенных до отчаяния людей улучшить свое положение; в) использование любых неформальных механизмов для защиты своих прав.
4. Рытов А. Г., 2008 Адаптационные стратегии к инвалидности4: — стратегии активности. Предполагают целенаправленные волевые усилия по овладению внешними обстоятельствами. Активные способы социально-экономической адаптации включают рыночное участие, экономическую мобильность, наращивание образовательных, профессиональных и других ресурсов; — стратегии пассивности. Предполагают использование пассивных способов адаптации, имеющих нерыночный характер: различные способы самообеспечения, рационализации потребностей, экономии.
5. Черничкина В. А., 2003 Стратегии совладающего поведения, представленные в группе инвали-
дов5: — «включенность» большого числа стратегий, их гибкость, адекватность стоящей проблеме; — ассертивное (уверенное) поведение; — поиск социальной поддержки; — манипулятивные действия; — агрессивные действия.
Окончание табл. 1
№ п/п ФИО автора, год публикации Типология стратегий, предлагаемая автором
6. Шульман М. Г., 2009 Стратегии совладания с жизненными трудностями, реализации своих
возможностей и преодоления ограничений6: — стратегия достижения успеха; — стратегия активного избегания и подавления эмоций; — стратегия самопрезентации и индивидуализации.
веденных до отчаяния людей» улучшить свое положение; ассертивном (уверенном) поведении; предприимчивости.
4. Стратегии пассивности личности, описанные авторами как «пассивный подход», или ожидание лучших времен в сфере занятости и социального обеспечения.
5. Стратегии развития ресурсов, которые выражаются в наращивании образовательных, профессиональных и других ресурсов, стремлении к достижению успеха.
6. Стратегии использования имеющихся ресурсов, проявляющиеся в рационализации потребностей и экономии.
7. Стратегии, ориентированные на сотрудничество, взаимодействие с другими людьми, описанные авторами как сотрудничество с местными органами власти; использование других форм влияния на политику и практику отношения к инвалидам, в том числе выдвижение законодательных инициатив.
8. Стратегии уклонения от сотрудничества и взаимодействия, как активное избегание и индивидуализация.
9. Стратегии гибкого поведения, проявляющиеся в открытости нововведениям и переменам; использовании любых неформальных механизмов для защиты своих прав; экономической мобильности, ма-нипулятивных действиях.
10. Стратегии косного поведения, выражающиеся в агрессивных действиях.
При этом критериями, которые обеспечивают наиболее эффективные жизненные стратегии людей со статусом «инвалид», являются следующие:
а) позиционирование себя равноправным членом общества и непринятие
социальных норм, лежащих в основе стигмы инвалидности;
б) активность;
в) наращивание имеющихся ресурсов;
г) социальное взаимодействие и сотрудничество;
д) гибкость и открытость опыту.
Обоснованность выделения данных
критериев эффективного поведения людей в условиях инвалидности подтверждается рядом авторов. А. В. Смирнов и А. И. Лош-кин считают, что у большинства инвалидов была бы иная судьба, если бы в процессе формирования жизненных смыслов ими был сделан следующий выбор: преодоление страха, активность и открытость вместо бегства, пассивности, враждебности. А. В. Суворов, говоря о необходимости активизации или «самомобилизации» инвалидизи-рованным человеком внутренних ресурсов, использует понятие «воля к жизни». При этом самомобилизация, как активность самой личности, противопоставляется автором внешней мобилизации, которая, как правило, парализует волю. С. В. Егорова рассматривает активно-позитивную жизненную позицию в качестве основания для конструирования новой социальной реальности, осмысливаемой в рамках концепции
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
независимого образа жизни. По мнению В. В. Дегтяревой, основными условиями и критериями успешной социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья можно считать — открытость опыту, осуществляемую коммуникацию, определенный уровень интеграции. Значение сотрудничества инвалидов с другими людьми стержневым смыслом проходит во всех работах А. В. Суворова.
Данные критерии можно использовать в качестве показателей эффективного поведения инвалидов на рынке труда на этапе поиска работы и профессиональной адаптации. Обоснованность такого подхода соответствует концепции профессионального развития личности, представленной в отечественной психологии, в рамках которой большое значение для профессионального становления имеет именно личностная активность. При этом основными задачами на этапе трудоустройства и адаптации являются следующие: вхождение в систему межличностных отношений и нахождение себя в разновозрастном коллективе; вхождение в профессию, активное привыкание к ней; приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда; освоение новой социальной роли. Поскольку целью такой деятельности является закрепление адаптанта на рабочем
месте, его социальные компетенции, нацеленность на развитие, гибкость и открытость опыту призваны играть решающую роль7.
Выделенные выше критерии эффективного поведения людей с инвалидностью на рынке труда, как и задачи, которые необходимо решать человеку в процессе своего трудоустройства и профессиональной адаптации, являются универсальными и имеют отношение не только к инвалидам. Однако в условиях конфликта с «барьерной» средой, в который вовлечены люди с инвалидностью, решение ими профессиональных задач крайне затрудняется, поэтому потребность в таких поведенческих характеристиках значительно возрастает. Это подтверждается мнениями Э. В. Ильенкова и А. В. Суворова, исследовавших возможности личностного развития людей, имеющих нарушение слуха и зрения. В своем письме к А. В. Суворову от 12 августа 1974 г. Э. В. Ильенков так апеллировал к сознанию и мужеству слепоглухого юноши, взращивая его уверенность в неограниченных возможностях формирующейся личности: «Я понимаю, что слепоглухота не создает ни одной, пусть самой микроскопической проблемы, которая не была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их — больше она не делает ни-
чего»8. На что А. В. Суворов, уже в 2004 г., спустя 25 лет после смерти своего учителя ответил в контексте своего размышления над докладом президен- =
та Американской Ассоциации слепоглухих Родерика Макдональда на IV всемирной конференции слепоглухих: «Да, нет таких проблем, которые стояли бы только перед слепоглухими, и ни перед кем больше. Но всеобщие, общечеловеческие проблемы встают в ситуации слепоглухоты принципиально иначе, не так, как у здоровых, а именно предельно остро, предельно болезненно, и потому предельно «чисто», т. е. четко, об-наженно-ясно»9.
Обращение к эффективным стратегиям поведения, реализуемым людьми с инвалидностью на рынке труда, вызвано тем, что профессиональная самореализация личности может явиться становым хребтом всего процесса реабилитации и важнейшим показателем успешного управления жизнью в сложной жизненной ситуации. При этом в условиях движения инвалидов к независимой жизни профессиональная интеграция может быть обеспечена развивающейся конкурентоспособностью и профессиональной эффективностью.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, стратегии поведения инвалидов на рынке труда являются составной частью жизненных стратегий личности, реализуемых в разных сферах жизнедеятельности.
Во-вторых, основными характеристиками, определяющими эффективность стратегий поведения инвалидизированно-го человека на рынке труда на этапе трудоустройства и профессиональной адаптации, являются: позиционирование себя равноправным членом трудового коллектива и непринятие социальных норм, лежащих в основе стигмы; активность; наращивание имеющихся ресурсов; социальное взаимодействие и сотрудничество; гибкость и открытость опыту.
В-третьих, критерии эффективных стратегий поведения на рынке труда яв-
Слепоглухота не создает ни одной, пусть самой микроскопической проблемы, которая не была бы всеобщей
проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их - больше она не делает ничего.
ляются универсальными для всех людей, ориентированных на профессиональную интеграцию, однако в условиях конфликта с «барьерной» средой, в который вовлечены люди с инвалидностью, потребность в таких поведенческих характеристиках значительно обостряется.
В-четвертых, нормативный опыт социализации человека с инвалидностью и высокий уровень его интеграции в социум повышают уровень его конкурентоспособности на открытом рынке труда, (ф
1. Дегтярева В. В. Социально-философский анализ социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Новосибирск, 2008.
2. Егорова С. В. Предпринимательская деятельность как проактивная жизненная стратегия инвалидов: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Самара, 2002.
3. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.
4. Рытов А. Г. Анализ стратегий социальной адаптации к инвалидности в трудоспособном возрасте // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 1 (60). C. 385-394.
5. Черничкина В. А. Социально-психологические проблемы инвалидов и основные стратегии их разрешения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2003.
6. Шульман М. Г. Феноменология субъективных миров инвалидов: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Томск, 2009.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
8. Суворов А. В. Средоточие боли (диалог с Э. В. Ильенковым) // Вопросы Интернет Образования. 2004. № 19 [Электронный ресурс] URL: http://vio.uchim.info/Vio_18/cd_site/articles/art_1_12.htm (дата обращения: 25.05.2012).
9. Суворов А. В. Культура слепоглухих и общечеловеческая культура [Электронный ресурс] URL: http://www.sedmitza.ru/text/398677.html (дата обращения: 25.05.2012).