Научная статья на тему 'Критерии эффективности стратегий поведения инвалидов на рынке труда: специфика или универсальность'

Критерии эффективности стратегий поведения инвалидов на рынке труда: специфика или универсальность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДИСКРИМИНИРУЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / АКТИВНОСТЬ / НАРАЩИВАНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО / ГИБКОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ / BEHAVIOR STRATEGY / THE PROFESSIONAL INTEGRATION / DISCRIMINATING SOCIAL NORMS / ACTIVITY / ESCALATING OF AVAILABLE RESOURCES / SOCIAL INTERACTION AND COOPERATION / FLEXIBILITY AND AN OPENNESS TO EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макарова Л. В.

В статье рассматриваются стратегии поведения людей со статусом «инвалид», реализуемые в различных сферах жизнедеятельности. Выделяются критерии, которые присутствуют в качестве существенных характеристик наиболее эффективных поведенческих стратегий. Обосновывается возможность использования данных критериев в качестве показателей эффективного поведения на рынке труда, вне зависимости от наличия или отсутствия инвалидного статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criteria of behavior strategy effectiveness of disabled people on labour-market: specificity and universality

This article is devoted to the behavioral strategy of “disabled person”, which can be realized in different spheres of life. Some criteria are separated out, which present as essential characteristics of the most effective behavioral strategies. The probability of using such criteria as the most effective behavior on a labour-market is substantiated, regardless presence of the status “disabled person” or not.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности стратегий поведения инвалидов на рынке труда: специфика или универсальность»

Л. В. Макарова, соискатель,

кафедра общей психологии

и психологии личности,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

makarova [email protected]

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ НА РЫНКЕ ТРУДА: СПЕЦИФИКА ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

В условиях «барьерной» среды, являющейся носителем социальных норм и установок, дискриминирующих инвалидов и ориентирующих их на зависимость от окружающих, все чаще можно наблюдать людей с ограниченными возможностями здоровья, которые отказываются от принятия пассивной жизненной позиции. Активное влияние на окружающий мир преобразует и саму личность, что проявляется в процессе реализации ею определенных жизненных стратегий, поскольку любая стратегия, в отличие от простого плана действий, предполагает обязательное изменение внутреннего состояния системы.

«Жизненные стратегии личности» рассматриваются автором в качестве осознанного способа организации жизнедеятельности в определенный отрезок времени, имеющего своей целью преобразование жизненной ситуации посредством мобилизации личностных ресурсов.

При этом жизненные стратегии, реализуемые людьми с инвалидностью, характеризуются определенными особенностями, которые можно выделить в ходе анализа типологий таких стратегий, представленных в литературе (табл. 1).

Основными условиями и критериями успешной социальной адаптации человека с ограниченными возможностями

здоровья можно считать -открытость опыту, осуществляемую коммуникацию, определенный уровень интеграции.

В качестве основных критериев, по которым представленные выше авторы проводят разграничение типов стратегий поведения инвалидов в разных сферах жизнедеятельности, выделяются следующие группы противоположных характеристик: принятие — непринятие социальных норм, лежащих в основе стигматизации инвалидов; активность — пассивность личности; развитие ресурсов — использование имеющихся ресурсов; открытость к сотрудничеству — избегание взаимодействия; гибкость — косность поведения. На основании выраженности каждой такой характеристики можно выделить десять типов стратегий поведения инвалиди-зированного человека:

1. Стратегии принятия социальных норм, лежащих в основе стигматизации инвалидов, описанные авторами как лояльность - по отношению к традиционным ценностям и нормам; конформизм.

2. Стратегии непринятия дискриминирующих инвалидов социальных норм, а именно нонконформизм, мя-тежность, отказ и противодействие социальным нормам и ценностям, которые лежат в основе стигмы.

3. Стратегии активности личности, проявляющиеся в активных попытках «до-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1

Типы стратегий поведения, реализуемых людьми со статусом «инвалид» в разных сферах жизнедеятельности

№ п/п ФИО автора, год публикации Типология стратегий, предлагаемая автором

1. Дегтярева В. В., 2008 Стратегии социальной адаптации инвалидов1: — интернальные стратегии, в основе которых лежит интерпретация индивидом адаптивной ситуации как барьерной. Варианты интернальных стратегий: конформистские и нонконформистские, активные и пассивные, динамичные, предприимчивые, открытые нововведениям и переменам, лояльные по отношению к традиционным ценностям и нормам, а также изменяющиеся на основании субъективных интерпретаций; — экстернальные стратегии позволяют адаптироваться в ситуации внешнего давления и принуждения со стороны социума. Варианты: конформистские и нонконформистские, «мятежные».

2. Егорова С. В., 2002 (со ссылкой на работы Goffman Е., 1963) Жизненные стратегии инвалидов2:

— реактивные и проактивные. Активность — ведущий параметр при построении жизненной стратегии; — реактивные жизненные стратегии основаны на принятии социальных норм, лежащих в основе стигмы инвалидности; — проактивные жизненные стратегии подвергают сомнению действенность стигмы и означают отказ и противодействие социальным нормам и ценностям, которые лежат в основе стигмы.

3. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р., 2006 Стратегии реализации инвалидами своих гражданских прав3:

— институциальные стратегии включают обращение к правозащитникам и профсоюзам, политическое участие, другие формы влияния на политику и практику отношения к инвалидам, в том числе, выдвижение законодательных инициатив, сотрудничество с местными органами власти; — внеинституциальные стратегии защиты прав включают три типа поведения: а) «пассивный подход», или ожидание лучших времен в сфере занятости и социального обеспечения, который сочетается с достаточно активной позицией в неформальном секторе экономики; б) активные попытки доведенных до отчаяния людей улучшить свое положение; в) использование любых неформальных механизмов для защиты своих прав.

4. Рытов А. Г., 2008 Адаптационные стратегии к инвалидности4: — стратегии активности. Предполагают целенаправленные волевые усилия по овладению внешними обстоятельствами. Активные способы социально-экономической адаптации включают рыночное участие, экономическую мобильность, наращивание образовательных, профессиональных и других ресурсов; — стратегии пассивности. Предполагают использование пассивных способов адаптации, имеющих нерыночный характер: различные способы самообеспечения, рационализации потребностей, экономии.

5. Черничкина В. А., 2003 Стратегии совладающего поведения, представленные в группе инвали-

дов5: — «включенность» большого числа стратегий, их гибкость, адекватность стоящей проблеме; — ассертивное (уверенное) поведение; — поиск социальной поддержки; — манипулятивные действия; — агрессивные действия.

Окончание табл. 1

№ п/п ФИО автора, год публикации Типология стратегий, предлагаемая автором

6. Шульман М. Г., 2009 Стратегии совладания с жизненными трудностями, реализации своих

возможностей и преодоления ограничений6: — стратегия достижения успеха; — стратегия активного избегания и подавления эмоций; — стратегия самопрезентации и индивидуализации.

веденных до отчаяния людей» улучшить свое положение; ассертивном (уверенном) поведении; предприимчивости.

4. Стратегии пассивности личности, описанные авторами как «пассивный подход», или ожидание лучших времен в сфере занятости и социального обеспечения.

5. Стратегии развития ресурсов, которые выражаются в наращивании образовательных, профессиональных и других ресурсов, стремлении к достижению успеха.

6. Стратегии использования имеющихся ресурсов, проявляющиеся в рационализации потребностей и экономии.

7. Стратегии, ориентированные на сотрудничество, взаимодействие с другими людьми, описанные авторами как сотрудничество с местными органами власти; использование других форм влияния на политику и практику отношения к инвалидам, в том числе выдвижение законодательных инициатив.

8. Стратегии уклонения от сотрудничества и взаимодействия, как активное избегание и индивидуализация.

9. Стратегии гибкого поведения, проявляющиеся в открытости нововведениям и переменам; использовании любых неформальных механизмов для защиты своих прав; экономической мобильности, ма-нипулятивных действиях.

10. Стратегии косного поведения, выражающиеся в агрессивных действиях.

При этом критериями, которые обеспечивают наиболее эффективные жизненные стратегии людей со статусом «инвалид», являются следующие:

а) позиционирование себя равноправным членом общества и непринятие

социальных норм, лежащих в основе стигмы инвалидности;

б) активность;

в) наращивание имеющихся ресурсов;

г) социальное взаимодействие и сотрудничество;

д) гибкость и открытость опыту.

Обоснованность выделения данных

критериев эффективного поведения людей в условиях инвалидности подтверждается рядом авторов. А. В. Смирнов и А. И. Лош-кин считают, что у большинства инвалидов была бы иная судьба, если бы в процессе формирования жизненных смыслов ими был сделан следующий выбор: преодоление страха, активность и открытость вместо бегства, пассивности, враждебности. А. В. Суворов, говоря о необходимости активизации или «самомобилизации» инвалидизи-рованным человеком внутренних ресурсов, использует понятие «воля к жизни». При этом самомобилизация, как активность самой личности, противопоставляется автором внешней мобилизации, которая, как правило, парализует волю. С. В. Егорова рассматривает активно-позитивную жизненную позицию в качестве основания для конструирования новой социальной реальности, осмысливаемой в рамках концепции

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

независимого образа жизни. По мнению В. В. Дегтяревой, основными условиями и критериями успешной социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья можно считать — открытость опыту, осуществляемую коммуникацию, определенный уровень интеграции. Значение сотрудничества инвалидов с другими людьми стержневым смыслом проходит во всех работах А. В. Суворова.

Данные критерии можно использовать в качестве показателей эффективного поведения инвалидов на рынке труда на этапе поиска работы и профессиональной адаптации. Обоснованность такого подхода соответствует концепции профессионального развития личности, представленной в отечественной психологии, в рамках которой большое значение для профессионального становления имеет именно личностная активность. При этом основными задачами на этапе трудоустройства и адаптации являются следующие: вхождение в систему межличностных отношений и нахождение себя в разновозрастном коллективе; вхождение в профессию, активное привыкание к ней; приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда; освоение новой социальной роли. Поскольку целью такой деятельности является закрепление адаптанта на рабочем

месте, его социальные компетенции, нацеленность на развитие, гибкость и открытость опыту призваны играть решающую роль7.

Выделенные выше критерии эффективного поведения людей с инвалидностью на рынке труда, как и задачи, которые необходимо решать человеку в процессе своего трудоустройства и профессиональной адаптации, являются универсальными и имеют отношение не только к инвалидам. Однако в условиях конфликта с «барьерной» средой, в который вовлечены люди с инвалидностью, решение ими профессиональных задач крайне затрудняется, поэтому потребность в таких поведенческих характеристиках значительно возрастает. Это подтверждается мнениями Э. В. Ильенкова и А. В. Суворова, исследовавших возможности личностного развития людей, имеющих нарушение слуха и зрения. В своем письме к А. В. Суворову от 12 августа 1974 г. Э. В. Ильенков так апеллировал к сознанию и мужеству слепоглухого юноши, взращивая его уверенность в неограниченных возможностях формирующейся личности: «Я понимаю, что слепоглухота не создает ни одной, пусть самой микроскопической проблемы, которая не была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их — больше она не делает ни-

чего»8. На что А. В. Суворов, уже в 2004 г., спустя 25 лет после смерти своего учителя ответил в контексте своего размышления над докладом президен- =

та Американской Ассоциации слепоглухих Родерика Макдональда на IV всемирной конференции слепоглухих: «Да, нет таких проблем, которые стояли бы только перед слепоглухими, и ни перед кем больше. Но всеобщие, общечеловеческие проблемы встают в ситуации слепоглухоты принципиально иначе, не так, как у здоровых, а именно предельно остро, предельно болезненно, и потому предельно «чисто», т. е. четко, об-наженно-ясно»9.

Обращение к эффективным стратегиям поведения, реализуемым людьми с инвалидностью на рынке труда, вызвано тем, что профессиональная самореализация личности может явиться становым хребтом всего процесса реабилитации и важнейшим показателем успешного управления жизнью в сложной жизненной ситуации. При этом в условиях движения инвалидов к независимой жизни профессиональная интеграция может быть обеспечена развивающейся конкурентоспособностью и профессиональной эффективностью.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, стратегии поведения инвалидов на рынке труда являются составной частью жизненных стратегий личности, реализуемых в разных сферах жизнедеятельности.

Во-вторых, основными характеристиками, определяющими эффективность стратегий поведения инвалидизированно-го человека на рынке труда на этапе трудоустройства и профессиональной адаптации, являются: позиционирование себя равноправным членом трудового коллектива и непринятие социальных норм, лежащих в основе стигмы; активность; наращивание имеющихся ресурсов; социальное взаимодействие и сотрудничество; гибкость и открытость опыту.

В-третьих, критерии эффективных стратегий поведения на рынке труда яв-

Слепоглухота не создает ни одной, пусть самой микроскопической проблемы, которая не была бы всеобщей

проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их - больше она не делает ничего.

ляются универсальными для всех людей, ориентированных на профессиональную интеграцию, однако в условиях конфликта с «барьерной» средой, в который вовлечены люди с инвалидностью, потребность в таких поведенческих характеристиках значительно обостряется.

В-четвертых, нормативный опыт социализации человека с инвалидностью и высокий уровень его интеграции в социум повышают уровень его конкурентоспособности на открытом рынке труда, (ф

1. Дегтярева В. В. Социально-философский анализ социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Новосибирск, 2008.

2. Егорова С. В. Предпринимательская деятельность как проактивная жизненная стратегия инвалидов: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Самара, 2002.

3. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.

4. Рытов А. Г. Анализ стратегий социальной адаптации к инвалидности в трудоспособном возрасте // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 1 (60). C. 385-394.

5. Черничкина В. А. Социально-психологические проблемы инвалидов и основные стратегии их разрешения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2003.

6. Шульман М. Г. Феноменология субъективных миров инвалидов: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Томск, 2009.

7. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

8. Суворов А. В. Средоточие боли (диалог с Э. В. Ильенковым) // Вопросы Интернет Образования. 2004. № 19 [Электронный ресурс] URL: http://vio.uchim.info/Vio_18/cd_site/articles/art_1_12.htm (дата обращения: 25.05.2012).

9. Суворов А. В. Культура слепоглухих и общечеловеческая культура [Электронный ресурс] URL: http://www.sedmitza.ru/text/398677.html (дата обращения: 25.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.