Научная статья на тему 'К проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями'

К проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1215
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Можан Н. И.

В статье рассматривается проблема интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество. Актуальность проблемы подчеркивается все возрастающим числом инвалидов, в том числе детей-инвалидов в современном обществе. В статье характеризуются изменения направления определенной социальной политики в Российской Федерации по решению проблем социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Автором предлагаются основные результаты теоретического осмысления исследования проблемы жизни инвалидов в современном сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Problem of Disabled Children Social Integration

The article deals with the problem of integration of disabled children to the society. The urgency is that the number of handicapped people as well as disabled children is constantly increasing in the modern society. The article tells about the social policy of disabled peoples integration. The author represents the ways of social and cultural integration of disabled children to the society.

Текст научной работы на тему «К проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями»

Омский государственный педагогический университет, филиал в г.Таре

К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ___________________________________

В статье рассматривается проблема интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество. Актуальность проблемы подчеркивается все возрастающим числом инвалидов, в том числе детей-инвалидов в современном обществе. В статье характеризуются изменения направления определенной социальной политики в Российской Федерации по решению проблем социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Автором предлагаются основные результаты теоретического осмысления исследования проблемы жизни инвалидов в современном сообществе.

Обострение социальных проблем, вызванных различными изменениями в жизни общества, в первую очередь сказываются на самых уязвимых категориях его членов, к которым относятся инвалиды и люди с ограниченными возможностями.

Как отмечает Е.В. Ромашина, по данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов. В России сейчас около десяти миллионов граждан имеют инвалидность. Наибольшую обеспокоенность вызывает рост числа детей с ограниченными возможностями. Дети, имеющие серьезные отклонения (слепые и слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, значительными проблемами физического, психического, интеллектуального развития), становятся субъектами специального законодательства, получают на основе медицинских показаний особый медицинский статус - «инвалид».

В Российской Федерации за последние 20 лет уровень детской инвалидности увеличился более чем в 3,6 раза, и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает 8 миллионов инвалидов, из них детей-инвалидов - один миллион. Основными причинами увеличения числа детей-инвалидов являются: ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода; рост врожденных и наследственных патологий; хронизация многих соматических заболеваний; ухудшение условий труда женщин; бытовых условий жизни; высокий уровень заболеваемости родителей; ухудшение экологической обстановки [2].

Таким образом, очевидна потребность поиска эффективных путей оказания социально-педагогической помощи детям данной категории.

По отношению к детям-инвалидам сегодня в России ведется активная социальная политика. С начала 90-х годов начинают создаваться научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами инвалидов. Значительное место в современной государственной политике по социально-педагогической защите детей-инвалидов отводится целевым програм-

мам (федеральным, региональным), среди которых особое значение имеют «Дети России», «Дети-инвалиды», «Дорога в жизнь» и др.

Отдельные вопросы социальной и педагогической работы с инвалидами, в том числе с детьми-инвалида-ми, раскрыты в трудах Ю.Н. Баусова, Л.Б. Будановой, Г.Г. Головиной, Е.М. Мастюковой, М.М. Семаго и др., а также в диссертационных исследованиях А.В. Батовой, А. Воронецка-Боровской, Н.Н. Галкина, А.П. Коноваловой, Г.Г. Коровянского, С.М. Нечаевой, Н.В. Шеламовой, Л. В. Цыденовой и др. Проблемы интеграции инвалидов в обществе более полно и с разных позиций изучались за рубежом, при этом были разработаны теории дискриминируемого меньшинства (М. Оливер, С. Бернс, Г. Мерсер, Т. Шекспир и др.), теория девальвации (В. Вольфенсбергер), теории стигматизации (Е. Гофман, М. Файн , А. Эш и др.)

Исследования процессов интеграции взрослых инвалидов в российском обществе сконцентрированы в области реабилитации инвалидов (Е.И. Холос-това, Л.П. Храпылина, Т. В. Зозуля), а также в развитии идей инклюзивного профессионального образования (А.А. Чернецкая, И.Б. Кантемирова, Н.В. Васильева, Д. В. Зайцев и др.).

Большое внимание в современных научных работах российских специалистов отведено вопросам реабилитации детей-инвалидов, изучению семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Вместе с тем исследователи этих направлений обычно не связывают реабилитационные процессы, рекомендуемые де-тям-инвалидам с последующими интеграционными процессами, в которые дети будут вовлечены по достижении ими взрослого возраста в социуме.

Инвалидность, в основном, рассматривается как индивидуальное состояние дезадаптированности, возникающее у инвалида при взаимодействии с окружающей природной и социальной средой. Дезадап-тированность характеризуется разными типами проявлений, включая социальную, как результат изменений в психофизиологических характеристиках индивида, не позволяющий ему выполнять полноценно социальные функции, присущие человеку в соответствующем возрасте и в соответствующем социальном окружении, и биологическую [3]. Под биологической дезадаптированностью понимают неспособность организма противостоять воздействию абиотических и биотических природных фак-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

торов для поддержания жизни. Она зависит от функционирования основных физиологических систем организма и может быть дифференцирована на де-задаптированность в передвижении; дезадаптирован-ность в пищевом поведении; дезадаптированность в генеративном поведении; дезадаптированность в защитном поведении.

Состояние социальной дезадаптированности оказывает существенное влияние на социопсихологические отношения и мотивацию, на включение человека в коллектив. Оно провоцирует психологические ограничения — неспособность осуществлять жизнедеятельность из-за барьеров психологического характера. Следствие самоосознания физических недостатков и нетипичного поведения, делающего индивидуума чужим в социальной среде, усиливает дезадаптированность в системе отношений «инвалид — здоровый человек». В.С. Ткаченко выделяет следующие виды социальной дезадаптированности: индивидуально-бытовую, семейную дезадаптированность, дезадаптированность к жилой среде, трудовую, потребительскую, образовательную, досуговую, политическую, психологическую (психосоциальную) [3].

Решение проблем социальной и культурной де-задаптированности возможно в процессе социальной и культурной интеграции инвалидов в общество. С.Ю. Татаренко отмечает, что мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что все попытки создать специфично инвалидные субкультуры, т. е. осуществлять в отношении людей с ограниченными возможностями сегрегацию, оканчивались неудачами с точки зрения полноценного существования инвалидов как членов общества. В быстро меняющихся современных социокультурных условиях сегрегация инвалидов приводит к тому, что они теряют ориентацию в отношении происходящего, затрудняются их сегментарные контакты с окружением. И хотя значительная часть инвалидов привыкла к сегрегации, эта форма имеет негативные последствия как для них самих, так и для тех, кому приходится работать и жить с ними рядом [1].

В то же время необходимо признать, что полная интеграция инвалидов в обычную социокультурную жизнь недостижима. Нет, и не может быть медицинских, технических, социокультурных средств, которые могли бы полностью компенсировать серьезные дефекты (глухота, слепота, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата).

Следовательно, по ходу изменений в общественной жизни на уровне социокультурной политики в отношении инвалидов следует постоянно отыскивать адекватные пропорции сегрегации и интеграции инвалидов, не нарушающие интересов ни этой, ни других социокультурных групп.

Современная политика, направленная на социокультурную реабилитацию и адаптацию инвалидов, на повышение качества их жизни, базируется на системе этических принципов: строгое соблюдение прав человека, действующих законов, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений; равные возможности инвалидов по отношению к здоровым лицам в отношении их участия во всех социально приемлемых формах социокультурной активности, взвешенное сочетание принципов интеграции и организационных мер; стимулирование инвалидов в реализации их образа жизни, их экономической независимости, реабилитация с акцентом на первичные группы (семью, неформальные малые группы) и на квалифицированную консультативную помощь.

Социально-культурная интеграция инвалидов возможна по следующим направлениям:

1. Обеспечение и оптимизация форм и средств социальной коммуникации детей с ограниченными возможностями. Социальная коммуникация во многих источниках трактуется как ключевой механизм социального взаимодействия людей и социокультурной организации общества. Коммуникация рассматривается на нескольких уровнях: как технический процесс связи; как процесс установления пространственно-временных связей; как процесс социального общения; как процесс символического (знакового) понятийного или образного общения.

2. Компенсация проблем успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями, то есть помощь в освоении основных социальных ролей. Социальная интеграция предполагает освоение знаний и стереотипов поведения, обеспечивающих полноценное участие личности в формах социального взаимодействия. Процесс повторной социализации инвалида (ресоциализации) осуществляется при условии, что освоенный репертуар социальных ролей количественно или качественно обусловливает социально неприемлемое поведение. Он предполагает деконструкцию ранее сложившихся стереотипов и замену их более функциональными и социально успешными [1]. Очевидно, что инвалиды более, чем здоровые люди, изолированы от контактов с другими: для них затруднен доступ к широкому кругу источников информации; часто к этому добавляется особое сегрегирующее отношение к ним со стороны окружающих. Это способствует превращению дефекта в ядро личностных переживаний и препятствует успешной социализации. Особым положением отличаются дети-инвалиды, воспитывающиеся в семье, поскольку именно они подпадают под сегрегирующий эффект.

3. Содействие в овладении культурной компетенции, то есть формирование социально значимых культурных знаний и навыков - инкультура-ция инвалида, которая представляет собой относительно самостоятельный процесс реабилитации и личностного развития человека с огромными возможностями, отличный от механизмов и методов социализации — этот процесс является таким же необходимым в личностном развитии ребенка, как социализация, самореализация. Именно культура для человека является решающим условием социально-культурной интеграции.

4. Формирование профессиональной ориентации и обучение. Подготовка к труду рассматривается как один из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации инвалидов.

Данное направление оказывает существенный вклад в жизнеобеспечение инвалида, понимаемое как включенность человека в процессы хозяйственной жизни: в систему общественного разделения труда, в домашнее хозяйство, в финансовые отношения. Дефект или инвалидность во многих случаях препятствует выполнению важных функций в сфере жизнеобеспечения. В недавнем прошлом обеспечение определенных групп инвалидов рабочими местами специально контролировалось официальными органами. Сегодня, в условиях перехода к рыночным отношениям, этот контроль ослабляется и проявляется тенденция к вытеснению инвалидов из производственной сферы. При несовершенстве законодательства инвалиды слабо защищены, в негативной ситуации нехватка рабочих мест.

5. Рекреация детей-инвалидов, то есть восстановление жизненных сил и здоровья людей, которые частично утрачиваются в процессе труда и выполнения повседневных функций. Понятие рекреации тесно связано с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности.

6. Духовная реабилитация инвалидов. Проблемное поле лиц с ограниченными возможностями задает основные направления и содержание социально-реабилитационной и коррекционной деятельности. Здесь необходимо отметить, что помимо традиционных направлений (таких как художественно-творческая реабилитация, психологическая реабилитация, физическая реабилитация, трудовая терапия инвалидов, социально-психологическая адаптация и социальная поддержка) особое место отводится духовной реабилитации инвалидов.

Как становится очевидным, реализация политики такого рода предполагает организационное взаимодействие ряда ведомств, ответственных за социокультурную реабилитацию и адаптацию инвалидов, за повышение качества их жизни. Необходима разработка и реализация региональных программ, ориентированных на обеспечение инвалидам условий для полноценного включения во все доступные для них формы культурной деятельности. Так, в 2006 г. в рамках регионального конкурса социальных проектов губернатором Омской области Л.К. Полежаевым был поддержан проект «Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и их семей» в номинации «Социальная поддержка в здравоохранении». Предлагаемая программа «Социальнопедагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и их семей» была реализована преподавателями кафедры педагогики и психологии филиала ОмГПУ в г. Таре и студентами, обучающимися по специальности «Социальная педагогика» в рамках научно-исследовательской деятельности, психо-лого-педагогической практики, волонтерского и добровольного студенческого движения.

В основу проектирования программы положены основные принципы психолого-педагогической деятельности: принцип природосообразности как учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подходы; принцип перманентного психолого-педагогического сопровождения; триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью через ценностно-мотивационную сферу с помощью деятельности и образования; принцип здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенических норм, отказ от разрушающих здоровье факторов, двигательная и социальная активность; принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н. Амосов); принцип разнообразия и доступности методов, форм и средств деятельности; педагогизация окружающей среды: це-

ленаправленное создание здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего пространства.

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и их семей осуществляется по следующим направлениям:

1. Информационно-просветительское. Просвещение родителей о медицинских, психологических и социальных возможностях детей, обусловленных диагнозом. Информирование родителей о предлагаемых формах занятий детей со студентами, о новинках психологической и педагогической науки в сфере сопровождения детей-инвалидов. Работа родительского клуба.

2. Социально-педагогическое сопровождение. Занятия с детьми-инвалидами в семье, в клубе, на кафедре педагогики и психологии. Организация деятельности студентов в рамках программы: закрепление студентов за семьей ребенка-инвалида; написание и рецензирование программы коррекционно-развивающего сопровождения; приобретение пособий, книг и других материалов, необходимых для реализации программы.

3. Взаимодействие медицинских, социальных, психологических, педагогических служб. Поведение совместных семинаров, круглых столов, конференций, родительских собраний.

4. Контрольно-рефлексирующее. Проведение психолого-педагогических диагностик, медицинских осмотров на предмет эффективности программы, обсуждение результатов, планирование дальнейшей деятельности.

В рамках данного проекта преподаватели и студенты филиала ОмГПУ в г. Таре в течение года осуществляли реализацию всех направлений социальной и культурной интеграции детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в семьях. Дальнейшая работа с данной категорией детей и их семьями осуществляется в рамках волонтерского движения преподавателей и студентов на основе индивидуального патронажа на дому.

Библиографический список

1. Татаренко С.Ю. Социально-культурная деятельность как средство развития личности ребенка-инва-лида: Дис. ... канд. пед. наук /С.Ю. Татаренко. — М., 2003. 175 с. дис.

2. Ромашина Е.В. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /Е.В. Ромашина. — М., 2007. 28 с.

3. Ткаченко В.С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью: Автореф. дис. ... д-ра соц. наук /В.С. Ткаченко. — М., 2007. 56 с.

МОЖАН Наталья Ивановна, старший преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики.

Дата поступления статьи в редакцию: 04.09.2007 г.

© Можан Н.И.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.