Омский государственный педагогический университет, филиал в г.Таре
К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ___________________________________
В статье рассматривается проблема интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество. Актуальность проблемы подчеркивается все возрастающим числом инвалидов, в том числе детей-инвалидов в современном обществе. В статье характеризуются изменения направления определенной социальной политики в Российской Федерации по решению проблем социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Автором предлагаются основные результаты теоретического осмысления исследования проблемы жизни инвалидов в современном сообществе.
Обострение социальных проблем, вызванных различными изменениями в жизни общества, в первую очередь сказываются на самых уязвимых категориях его членов, к которым относятся инвалиды и люди с ограниченными возможностями.
Как отмечает Е.В. Ромашина, по данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов. В России сейчас около десяти миллионов граждан имеют инвалидность. Наибольшую обеспокоенность вызывает рост числа детей с ограниченными возможностями. Дети, имеющие серьезные отклонения (слепые и слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, значительными проблемами физического, психического, интеллектуального развития), становятся субъектами специального законодательства, получают на основе медицинских показаний особый медицинский статус - «инвалид».
В Российской Федерации за последние 20 лет уровень детской инвалидности увеличился более чем в 3,6 раза, и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает 8 миллионов инвалидов, из них детей-инвалидов - один миллион. Основными причинами увеличения числа детей-инвалидов являются: ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода; рост врожденных и наследственных патологий; хронизация многих соматических заболеваний; ухудшение условий труда женщин; бытовых условий жизни; высокий уровень заболеваемости родителей; ухудшение экологической обстановки [2].
Таким образом, очевидна потребность поиска эффективных путей оказания социально-педагогической помощи детям данной категории.
По отношению к детям-инвалидам сегодня в России ведется активная социальная политика. С начала 90-х годов начинают создаваться научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами инвалидов. Значительное место в современной государственной политике по социально-педагогической защите детей-инвалидов отводится целевым програм-
мам (федеральным, региональным), среди которых особое значение имеют «Дети России», «Дети-инвалиды», «Дорога в жизнь» и др.
Отдельные вопросы социальной и педагогической работы с инвалидами, в том числе с детьми-инвалида-ми, раскрыты в трудах Ю.Н. Баусова, Л.Б. Будановой, Г.Г. Головиной, Е.М. Мастюковой, М.М. Семаго и др., а также в диссертационных исследованиях А.В. Батовой, А. Воронецка-Боровской, Н.Н. Галкина, А.П. Коноваловой, Г.Г. Коровянского, С.М. Нечаевой, Н.В. Шеламовой, Л. В. Цыденовой и др. Проблемы интеграции инвалидов в обществе более полно и с разных позиций изучались за рубежом, при этом были разработаны теории дискриминируемого меньшинства (М. Оливер, С. Бернс, Г. Мерсер, Т. Шекспир и др.), теория девальвации (В. Вольфенсбергер), теории стигматизации (Е. Гофман, М. Файн , А. Эш и др.)
Исследования процессов интеграции взрослых инвалидов в российском обществе сконцентрированы в области реабилитации инвалидов (Е.И. Холос-това, Л.П. Храпылина, Т. В. Зозуля), а также в развитии идей инклюзивного профессионального образования (А.А. Чернецкая, И.Б. Кантемирова, Н.В. Васильева, Д. В. Зайцев и др.).
Большое внимание в современных научных работах российских специалистов отведено вопросам реабилитации детей-инвалидов, изучению семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Вместе с тем исследователи этих направлений обычно не связывают реабилитационные процессы, рекомендуемые де-тям-инвалидам с последующими интеграционными процессами, в которые дети будут вовлечены по достижении ими взрослого возраста в социуме.
Инвалидность, в основном, рассматривается как индивидуальное состояние дезадаптированности, возникающее у инвалида при взаимодействии с окружающей природной и социальной средой. Дезадап-тированность характеризуется разными типами проявлений, включая социальную, как результат изменений в психофизиологических характеристиках индивида, не позволяющий ему выполнять полноценно социальные функции, присущие человеку в соответствующем возрасте и в соответствующем социальном окружении, и биологическую [3]. Под биологической дезадаптированностью понимают неспособность организма противостоять воздействию абиотических и биотических природных фак-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
торов для поддержания жизни. Она зависит от функционирования основных физиологических систем организма и может быть дифференцирована на де-задаптированность в передвижении; дезадаптирован-ность в пищевом поведении; дезадаптированность в генеративном поведении; дезадаптированность в защитном поведении.
Состояние социальной дезадаптированности оказывает существенное влияние на социопсихологические отношения и мотивацию, на включение человека в коллектив. Оно провоцирует психологические ограничения — неспособность осуществлять жизнедеятельность из-за барьеров психологического характера. Следствие самоосознания физических недостатков и нетипичного поведения, делающего индивидуума чужим в социальной среде, усиливает дезадаптированность в системе отношений «инвалид — здоровый человек». В.С. Ткаченко выделяет следующие виды социальной дезадаптированности: индивидуально-бытовую, семейную дезадаптированность, дезадаптированность к жилой среде, трудовую, потребительскую, образовательную, досуговую, политическую, психологическую (психосоциальную) [3].
Решение проблем социальной и культурной де-задаптированности возможно в процессе социальной и культурной интеграции инвалидов в общество. С.Ю. Татаренко отмечает, что мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что все попытки создать специфично инвалидные субкультуры, т. е. осуществлять в отношении людей с ограниченными возможностями сегрегацию, оканчивались неудачами с точки зрения полноценного существования инвалидов как членов общества. В быстро меняющихся современных социокультурных условиях сегрегация инвалидов приводит к тому, что они теряют ориентацию в отношении происходящего, затрудняются их сегментарные контакты с окружением. И хотя значительная часть инвалидов привыкла к сегрегации, эта форма имеет негативные последствия как для них самих, так и для тех, кому приходится работать и жить с ними рядом [1].
В то же время необходимо признать, что полная интеграция инвалидов в обычную социокультурную жизнь недостижима. Нет, и не может быть медицинских, технических, социокультурных средств, которые могли бы полностью компенсировать серьезные дефекты (глухота, слепота, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата).
Следовательно, по ходу изменений в общественной жизни на уровне социокультурной политики в отношении инвалидов следует постоянно отыскивать адекватные пропорции сегрегации и интеграции инвалидов, не нарушающие интересов ни этой, ни других социокультурных групп.
Современная политика, направленная на социокультурную реабилитацию и адаптацию инвалидов, на повышение качества их жизни, базируется на системе этических принципов: строгое соблюдение прав человека, действующих законов, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений; равные возможности инвалидов по отношению к здоровым лицам в отношении их участия во всех социально приемлемых формах социокультурной активности, взвешенное сочетание принципов интеграции и организационных мер; стимулирование инвалидов в реализации их образа жизни, их экономической независимости, реабилитация с акцентом на первичные группы (семью, неформальные малые группы) и на квалифицированную консультативную помощь.
Социально-культурная интеграция инвалидов возможна по следующим направлениям:
1. Обеспечение и оптимизация форм и средств социальной коммуникации детей с ограниченными возможностями. Социальная коммуникация во многих источниках трактуется как ключевой механизм социального взаимодействия людей и социокультурной организации общества. Коммуникация рассматривается на нескольких уровнях: как технический процесс связи; как процесс установления пространственно-временных связей; как процесс социального общения; как процесс символического (знакового) понятийного или образного общения.
2. Компенсация проблем успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями, то есть помощь в освоении основных социальных ролей. Социальная интеграция предполагает освоение знаний и стереотипов поведения, обеспечивающих полноценное участие личности в формах социального взаимодействия. Процесс повторной социализации инвалида (ресоциализации) осуществляется при условии, что освоенный репертуар социальных ролей количественно или качественно обусловливает социально неприемлемое поведение. Он предполагает деконструкцию ранее сложившихся стереотипов и замену их более функциональными и социально успешными [1]. Очевидно, что инвалиды более, чем здоровые люди, изолированы от контактов с другими: для них затруднен доступ к широкому кругу источников информации; часто к этому добавляется особое сегрегирующее отношение к ним со стороны окружающих. Это способствует превращению дефекта в ядро личностных переживаний и препятствует успешной социализации. Особым положением отличаются дети-инвалиды, воспитывающиеся в семье, поскольку именно они подпадают под сегрегирующий эффект.
3. Содействие в овладении культурной компетенции, то есть формирование социально значимых культурных знаний и навыков - инкультура-ция инвалида, которая представляет собой относительно самостоятельный процесс реабилитации и личностного развития человека с огромными возможностями, отличный от механизмов и методов социализации — этот процесс является таким же необходимым в личностном развитии ребенка, как социализация, самореализация. Именно культура для человека является решающим условием социально-культурной интеграции.
4. Формирование профессиональной ориентации и обучение. Подготовка к труду рассматривается как один из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации инвалидов.
Данное направление оказывает существенный вклад в жизнеобеспечение инвалида, понимаемое как включенность человека в процессы хозяйственной жизни: в систему общественного разделения труда, в домашнее хозяйство, в финансовые отношения. Дефект или инвалидность во многих случаях препятствует выполнению важных функций в сфере жизнеобеспечения. В недавнем прошлом обеспечение определенных групп инвалидов рабочими местами специально контролировалось официальными органами. Сегодня, в условиях перехода к рыночным отношениям, этот контроль ослабляется и проявляется тенденция к вытеснению инвалидов из производственной сферы. При несовершенстве законодательства инвалиды слабо защищены, в негативной ситуации нехватка рабочих мест.
5. Рекреация детей-инвалидов, то есть восстановление жизненных сил и здоровья людей, которые частично утрачиваются в процессе труда и выполнения повседневных функций. Понятие рекреации тесно связано с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности.
6. Духовная реабилитация инвалидов. Проблемное поле лиц с ограниченными возможностями задает основные направления и содержание социально-реабилитационной и коррекционной деятельности. Здесь необходимо отметить, что помимо традиционных направлений (таких как художественно-творческая реабилитация, психологическая реабилитация, физическая реабилитация, трудовая терапия инвалидов, социально-психологическая адаптация и социальная поддержка) особое место отводится духовной реабилитации инвалидов.
Как становится очевидным, реализация политики такого рода предполагает организационное взаимодействие ряда ведомств, ответственных за социокультурную реабилитацию и адаптацию инвалидов, за повышение качества их жизни. Необходима разработка и реализация региональных программ, ориентированных на обеспечение инвалидам условий для полноценного включения во все доступные для них формы культурной деятельности. Так, в 2006 г. в рамках регионального конкурса социальных проектов губернатором Омской области Л.К. Полежаевым был поддержан проект «Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и их семей» в номинации «Социальная поддержка в здравоохранении». Предлагаемая программа «Социальнопедагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и их семей» была реализована преподавателями кафедры педагогики и психологии филиала ОмГПУ в г. Таре и студентами, обучающимися по специальности «Социальная педагогика» в рамках научно-исследовательской деятельности, психо-лого-педагогической практики, волонтерского и добровольного студенческого движения.
В основу проектирования программы положены основные принципы психолого-педагогической деятельности: принцип природосообразности как учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подходы; принцип перманентного психолого-педагогического сопровождения; триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью через ценностно-мотивационную сферу с помощью деятельности и образования; принцип здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенических норм, отказ от разрушающих здоровье факторов, двигательная и социальная активность; принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н. Амосов); принцип разнообразия и доступности методов, форм и средств деятельности; педагогизация окружающей среды: це-
ленаправленное создание здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего пространства.
Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и их семей осуществляется по следующим направлениям:
1. Информационно-просветительское. Просвещение родителей о медицинских, психологических и социальных возможностях детей, обусловленных диагнозом. Информирование родителей о предлагаемых формах занятий детей со студентами, о новинках психологической и педагогической науки в сфере сопровождения детей-инвалидов. Работа родительского клуба.
2. Социально-педагогическое сопровождение. Занятия с детьми-инвалидами в семье, в клубе, на кафедре педагогики и психологии. Организация деятельности студентов в рамках программы: закрепление студентов за семьей ребенка-инвалида; написание и рецензирование программы коррекционно-развивающего сопровождения; приобретение пособий, книг и других материалов, необходимых для реализации программы.
3. Взаимодействие медицинских, социальных, психологических, педагогических служб. Поведение совместных семинаров, круглых столов, конференций, родительских собраний.
4. Контрольно-рефлексирующее. Проведение психолого-педагогических диагностик, медицинских осмотров на предмет эффективности программы, обсуждение результатов, планирование дальнейшей деятельности.
В рамках данного проекта преподаватели и студенты филиала ОмГПУ в г. Таре в течение года осуществляли реализацию всех направлений социальной и культурной интеграции детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в семьях. Дальнейшая работа с данной категорией детей и их семьями осуществляется в рамках волонтерского движения преподавателей и студентов на основе индивидуального патронажа на дому.
Библиографический список
1. Татаренко С.Ю. Социально-культурная деятельность как средство развития личности ребенка-инва-лида: Дис. ... канд. пед. наук /С.Ю. Татаренко. — М., 2003. 175 с. дис.
2. Ромашина Е.В. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /Е.В. Ромашина. — М., 2007. 28 с.
3. Ткаченко В.С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью: Автореф. дис. ... д-ра соц. наук /В.С. Ткаченко. — М., 2007. 56 с.
МОЖАН Наталья Ивановна, старший преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики.
Дата поступления статьи в редакцию: 04.09.2007 г.
© Можан Н.И.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007