Научная статья на тему 'Социологическая информация как основа совершенствования медицинской помощи студенчеству'

Социологическая информация как основа совершенствования медицинской помощи студенчеству Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическая информация как основа совершенствования медицинской помощи студенчеству»

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНЧЕСТВУ

Киселева И.В.

Самарский государственный медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИПО ул. Чапаевская, 89, Самара, Россия, 443079

На фоне нарастания негативных явлений в социальной и экономической сферах жизни общества наблюдаются неблагоприятные тенденции состояния здоровья во всех возрастных группах населения, в том числе среди лиц молодого возраста.

По всеобщему признанию перелома можно добиться, только соединив усилия всех взаимодействующих субъектов системы здравоохранения, важнейшим из которых является пациент. Новые экономические условия от него требуют ответственных и адекватных решений, затрагивающих жизненно важные вопросы сохранения здоровья и увеличение продолжительности жизни.

В 90-е годы значительно возросло число социологических исследований по разнообразным проблемам медицины и организации здравоохранения (С. А. Ефименко 2007, А.В. Решетников 2007, Л.Е. Сырцова 2005).

С целью разработки мер по оптимизации медицинской помощи студенческой молодёжи нами проведено медикосоциологическое исследование. Исследование проводилось на базе организованного в 2003 году межвузовского студенческого медицинского центра (МСМЦ) при Самарском государственном медицинском университете. В обследовании приняли участие 621 студент из восьми вузов города, из них студенты гуманитарных вузов, технических и медицинского составили соответственно 47,3%, 31,9% и 20,8% что соответствует структуре всех обучающихся по названным специальностям. Большую долю респондентов составили женщины (65,9%) и первокурсники (56,0%) по сравнению с другими курсами обучения, вторым, третьим, четвертым, пятым (соответственно 14,3; 12,6; 11,1; 6%).

Исследование проводилось с помощью специально разработанной «Карты изучения общественного мнения о системе охраны здоровья студентов», которая включала в себя следующие группы вопросов: демографическая и социальная характеристика респондента, оценка факторов, влияющих на заболеваемость, оценка медицинского обслуживания, самооценка здоровья и медицинская активность.

Условия жизни: квартирные, проживание в родительской семье или вне её, наличие собственной семьи, материальное состояние, профессиональные планы на будущее - всё это во многом определяет образ жизни и влияет на здоровье студентов.

Изучение условий жизни студентов показало, что в основном это лица, проживающие в родительской семье (62,5%), четвертая часть проживают в общежитиях (25,9%), остальные на съёмных квартирах.

Собственные средства к существованию (в основном стипендия) имеют всего 34,8% и только 10,6% из них довольны её размером. Студенты еще не все определились в своем профессиональном будущем: 66,3% планируют работать по специальности, 29% все еще сомневаются в выборе профессии, а 4,7% не намереваются работать по специальности.

Активно проводимые в последнее время медико-социологические исследования по изучению удовлетворенности населения медицинской помощью, в частности в рамках социологии медицинского страхования показывают, что полностью неудовлетворенны медицинской помощью треть населения. (А. В. Решетников 2002).

По нашим данным работа врачей межвузовского студенческого медицинского центра (МСМЦ) оценивается респондентами довольно высоко. Удовлетворены его работой полностью 60,7%, частично 30,5%. Удовлетворенные не всегда оказались в меньшинстве (8,8%). Из всех недостатков обслуживания названных респондентами на первое место они ставят организацию приема пациентов: длительность ожидания приема у врача (48,0%), ожидание в регистратуре (19,5%), затруднения в доступности обследования (2,9%). Студенты испытывали затруднения в доступности получения консультаций таких специалистов как офтальмолог 10,6 на сто обследованных, кардиолог и эндокринолог (соответственно 7,2 и 6,4.)

На втором месте находится неудовлетворенность отношением со стороны медперсонала: недостаточное внимание к пациенту (13,2), отсутствие профилактических рекомендаций (8,5), отсутствие объяснений как надо лечиться (5,2), недостаток времени, уделяемого пациенту(4,52), а 3,2% встретились с грубостью медработников.

Изучение предпочтений в выборе места получения лечебно-профилактической помощи показало, что студенты предпочитают МСМЦ, несмотря на небольшой период его существования. О желании получать амбулаторную помощь в Центре заявили 38,2 из 100 обследованных студентов против 23,0 не исключающих получение этого вида помощи по месту жительства.

Чтобы получить информацию о том, как студенты оценивают работу центра по отдельным направлениям его деятельности, им было предложено оценить лечебно-диагностический процесс, санитарно-эпидемиологический режим, профилактическую работу по пятибалльной шкале. В целом работа центра оценена на 4,28 балла. Наименьший балл получила профилактическая работа (4,09), по сравнению с оценками лечебного процесса (4,38) и санитарно-эпидемиологического режима (4,33). Для более детальной оценки характера профилактической работы студентам был задан вопрос о том, регулярно ли врач пропагандирует здоровый образа жизни. Только 24,5% опрошенных ответили на этот вопрос положительно, 25,4%, считают, что работа проводится нерегулярно, но большая часть студентов (27,2%) считают, что такая пропаганда проводится редко.

Изучение мнения студентов о факторах, влияющих на здоровье, позволило получить информацию о том, в какой степени их представления соответствуют научным данным о факторах, формирующих патологию, и выявить слабые стороны этих представлений, чтобы определить пути управления профилактической деятельностью в студенческой среде.

Обследованные нами студенты довольно адекватно подходят к оценке роли отдельных факторов, влияющих на заболеваемость, отводя ведущую роль образу жизни (26,1%).Такую же значительную роль они отводят условиям обучения, связанным с повышенными учебными нагрузками (26,5%). Эти факторы делят первое место. Довольно значительную роль - второе место - студенты отводят оказанию лечебно-профилактической помощи (17,7%). Третье и четвертое места отводятся эколого-климатическим факторам (16,3) и наследственности (13,4%). Представление о том, какие факторы влияют на здоровье, во многом определяет медицинскую активность студентов.

На вопрос «Всегда ли вы обратитесь к врачу в случае болезни», положительно ответили только 25,3% респондентов. Остальные (их большинство) предпочитают обращаться за медицинской помощью в экстренных случаях (32%) или только в начале болезни (6,8), а также в зависимости от тяжести состояния (2,7).

О том, какое место в индивидуальной гигиенической модели поведения занимает забота о собственном здоровье можно судить по цели посещения студенческого центра. Главным поводом обращения обследованных нами студентов явилось заболевание (25,8%) и получение справки о здоровье (17,2%). С целью проверить здоровье обращаются только 19,5%, а за получением совета врача о том, как сохранить здоровье и того меньше,4,5%. Причинами редкого обращения к врачу студенты называют нехватку времени (37,7%), отсутствие необходимости в общении с врачом (34,5%), трудности попасть на прием к нужному специалисту(11,3%), собственную неорганизованность (6,0%), недоверие врачу (3,2%).

Важным критерием медицинской активности населения является готовность выполнять рекомендации врача. По нашим данным выполняют рекомендации врача в полном объеме только 31,4% студентов, 50,6% стараются их выполнять, 14,5% подходят к рекомендациям критически, отбирают только то, что считают необходимым.

По нашим данным подавляющее большинство считают себя информированными в том, что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)-83,3% студентов, не знают, что такое ЗОЖ всего 3,1%, имеют смутное представление 13,6%. Несмотря на то, что 83,3% опрошенных знают, что такое здоровый образ жизни и каково его значение в сохранении здоровья, соблюдают его только 37,3% студентов, планируют изменить образ жизни 81% респондентов, 19% не хотят ничего менять. То есть студенты декларируют ответственность за свое здоровье, но существует разница между декларацией и реальными действиями, направленными на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Проведенное исследование позволило получить информацию об отношении студентов к собственному здоровью, степени готовности управлять своим здоровьем, приобщенности к здоровому образу жизни, степени информированности о здоровом образе жизни, отношении к организации лечебно-профилактической помощи студентам.

Результаты исследования дали возможность сформулировать социально-гигиенический портрет студентов, который имеет следующие характеристики:

1) это молодые люди, проживающие в родительской семье, имеющие довольно ограниченный собственный бюджет, планирующие в перспективе работать по специальности;

2) в целом они имеют довольно адекватное представление о факторах, формирующих здоровье, однако отводя при этом довольно значительную роль фактору, медицинской помощи (17,7%).

3) имеют недостаточную медицинскую активность, о чем свидетельствуют такие показатели:

- только четверть студентов (25,8%) всегда готовы обратиться к врачу в случае заболевания;

- обращаются с целью контроля здоровья только 19,5% и 4,5% за получением совета, как сохранить здоровье;

- полностью выполняют рекомендации врача только 31,4%;

- при высокой информированности о том, что такое здоровый образ жизни (83,3) и желании соблюдать его (81,0), на практике его соблюдают только 37,3%;

- не знают, что такое ЗОЖ и имеют о нем смутное представление 16,7% (соответственно 3,1 и 13,6). Студенты довольно высоко оценили деятельность межвузовского студенческого медицинского центра, который оказался достаточно востребованным, высоко удовлетворяющим потребности студентов в лечебно-профилактической помощи.

Однако на фоне общей высокой оценки деятельности МСМЦ отдельные её направления требуют серьезного внимания и совершенствования. Это относится, прежде всего, к профилактической деятельности и организации обслуживания студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.