Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ОПРОСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ)'

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ОПРОСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / КАЛМЫКИ / РУССКИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / REPUBLIC OF KALMYKIA / KALMYKS / RUSSIANS / ECONOMIC INEQUALITY / INTERETHNIC RELATIONS / MIGRATION PROCESSES / ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Намруева Людмила Васильевна, Курепина Наталья Леонидовна

В статье рассмотрены результаты массового анкетного опроса, проведенного в Республике Калмыкия в 2017 г., которые позволяют определить характер межэтнических отношений в республике. В ходе исследования опрошено 700 человек, жителей сельских районов и столицы республики. Авторы анализируют готовность человека принять людей другой национальной принадлежности в качестве гражданина своей республики, партнера в деле, начальника, соседа, друга, супруга (жены) своих детей. Результаты анализируемого исследования показывают, что в целом, большая часть опрошенных, независимо от этнической и территориальной идентичности, готова принять человека другой национальности во всех анализируемых ситуациях. Полученные данные свидетельствуют, что в республике сложились положительные, благоприятные межэтнические отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL DIAGNOSTICS OF INTERETHNIC RELATIONS (BASED ON THE SURVEY IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

The article considers the results of a mass questionnaire survey conducted in the Republic of Kalmykia in 2017, which allow us to determine the nature of interethnic relations in the republic. During the study, 700 people, residents of rural areas and the capital of the republic, were interviewed. The authors analyze the willingness of a person to accept people of a different nationality as a citizen of their republic, partner in business, boss, neighbour, friend, spouse of their children. The results of the analyzed study show that, in general, the majority of respondents, regardless of their ethnic and territorial identity, are ready to accept a person of a different nationality in all analyzed situations. The data obtained indicate that positive, favorable interethnic relations have developed in the republic.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ОПРОСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ)»

УДК 31

Социологическая диагностика

межэтнических отношений

(на материале опроса в Республике Калмыкия)

Намруева Людмила Васильевна 1, Курепина Наталья Леонидовна 2

1 Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник ORCID: 0000-0001-7805-8710. Е-таИ: [email protected]

2 Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова (д. 11, ул. Пушкина, 358000 Элиста, Российская Федерация) доктор экономических наук, профессор

ORCID: 0000-0003-29012-6463. Е-таИ: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены результаты массового анкетного опроса, проведенного в Республике Калмыкия в 2017 г., которые позволяют определить характер межэтнических отношений в республике. В ходе исследования опрошено 700 человек, жителей сельских районов и столицы республики. Авторы анализируют готовность человека принять людей другой национальной принадлежности в качестве гражданина своей республики, партнера в деле, начальника, соседа, друга, супруга (жены) своих детей. Результаты анализируемого исследования показывают, что в целом, большая часть опрошенных, независимо от этнической и территориальной идентичности, готова принять человека другой национальности во всех анализируемых ситуациях. Полученные данные свидетельствуют, что в республике сложились положительные, благоприятные межэтнические отношения.

Ключевые слова: Республика Калмыкия, калмыки, русские, экономическое неравенство, межнациональные отношения, миграционные процессы, этнические группы

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00796 «Совершенствование методологии оценки экономической безопасности полиэтничного региона: междисциплинарный подход»

Для цитирования: Намруева Л. В., Курепина Н. Л. Социологическая диагностика межэтнических отношений (на материале опроса в Республике Калмыкия). Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2019; (2): 80-92. DOI: 10.22162/2587-6503-2019-2-10-80-92.

UDC 31

Sociological Diagnostics of Interethnic Relations (Based on the Survey in the Republic of Kalmykia)

Lyudmila V. Namrueva 1, Natalya L. Kurepina 2

1 Kalmyk Scientific Center of the RAS (8, Ilishkin St., Elista 358000, Russian Federation)

Cand. Sc. (Sociology), Leading Research Associate

ORCID: 0000-0001-7805-8710. E-mail: [email protected]

2 Gorodovikov Kalmyk State University (11, Pushkin St., Elista 358000, Russian Federation)

Dr. Sc. (Economics), Professor

ORCID: 0000-0003-29012-6463. E-mail: [email protected]

Abstract. The article considers the results of a mass questionnaire survey conducted in the Republic of Kalmykia in 2017, which allow us to determine the nature of interethnic relations in the republic. During the study, 700 people, residents of rural areas and the capital of the republic, were interviewed. The authors analyze the willingness of a person to accept people of a different nationality as a citizen of their republic, partner in business, boss, neighbour, friend, spouse of their children. The results of the analyzed study show that, in general, the majority of respondents, regardless of their ethnic and territorial identity, are ready to accept a person of a different nationality in all analyzed situations. The data obtained indicate that positive, favorable interethnic relations have developed in the republic. Keywords: Republic of Kalmykia, Kalmyks, Russians, economic inequality, interethnic relations, migration processes, ethnic groups Acknowledgements. The reported stude was funded by RFBR , project number 19-010-00796 'Elaborating Methodologies for Economic Security Analysis in a Polyethnic Region: Interdisciplinary Approach'.

For citation: Namrueva L. V., Kurepina N. L. Sociological Diagnostics of Interethnic Relations (Based on the Survey in the Republic of Kalmykia). Bulletin of the Kalmyk Scientific Center of the RAS. 2019; (2): 80-92. DOI: 10.22162/2587-6503-2019-2-10-80-92.

Введение

Непродуманные реформы государства 1990-х гг. привели к катастрофическому обнищанию населения, сокращению рождаемости, высокой смертности, исчезновению с карты тысяч сельских поселений. В условиях затянувшегося кризиса, когда увеличиваются ряды безработных, ухудшается материальное состояние малообеспеченных слоев общества, которые порой в поиске виновных в этом находят их в лице других, «иных». Для предупреждения негативных явлений в этой сфере необходимо тщательное проведение исследований, направленных на изучение межэтнических отношений.

Права Л. М. Дробижева, когда указывает, что «в нашем полиэтническом обществе проблемность ситуации состоит еще в том, что «иными» становятся не только инокультурные иммигранты из других стран, но и внешне отличающиеся мигранты из российских республик — наши граждане, конкурентные установки в отношении к которым переносятся и на давно живущих рядом людей иной национальности» [Дробижева 2016: 381]. Эта ситуация характерна и для калмыцкого региона, который соседствует с северокавказскими республиками, выходцы из которых приезжают в Калмыкию, стремясь решить определенные жизненные проблемы.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 г. отмечал: «Сила России — в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии и культур и языков, и традиций наших, во взаимном уважении, диалоге и православных, и мусульман, последователей иудаизма и буддизма. Мы обязаны жестко противодействовать любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, беречь межнациональное и межрелигиозное согласие. Это историческая

основа нашего общества и российской государственности» [Послание Президента... 2015]. Слова Президента актуализированы в связи с внешнеполитическими событиями — военными операциями в Сирии, событиями на востоке Украины, интенсивностью миграционных процессов в Европе. Проблемы инокультурных мигрантов существуют и в российском сообществе.

Республика Калмыкия является одним из полиэтничных российских регионов, для которых характерна взаимосвязь и взаимовлияние экономической безопасности и межнациональных отношений. С одной стороны, экономическая уязвимость, экономическое неблагополучие региона могут негативно отразиться на социально-экономическом положении, самочувствии тех или иных этнических групп, их взаимоотношениях. С другой стороны, тревожность, напряженность, а тем более конфликты в сфере межэтнических коммуникаций не могут не сказаться отрицательно на состоянии экономической безопасности.

В Республике Калмыкия созданы условия для взаимного уважения, диалога между представителями различных этнических групп и конфессиональных общин, для гармоничного их взаимодействия. В республике регулярно исследуются социокультурное и экономическое самочувствие населения, выявляется уровень конфликтного и интеграционного потенциала, в том числе студенчества как наиболее продвинутой и социально активной части населения. Массовые анкетные опросы осуществляются в рамках проектов Распределенного научного центра межнациональных и религиозных проблем, исполнителем которого является один из авторов статьи [Намруева 2010; Намруева, Петрулевич 2015; Нам-руева 2018а].

В данной статье будут рассмотрены результаты социологического исследования, проведенного в Калмыкии в 2017 г., которые позволят определить характер межэтнических отношений в республике. В ходе исследования опрошено 700 человек, жителей сельских районов и столицы республики. Из них 50,7 % — мужчины, 49,3 % — женщины. Калмыки-респонденты составляют

73,0 %, русские-респонденты — 18,4 %, оставшиеся 8,6 % представляют другие этнические группы [Намруева 20186].

В нашем исследовании измерение социальной дистанции осуществлялось с помощью шкалы Богардуса, которую используют в мировой социологии для изучения готовности человека принять людей другой национальной принадлежности в качестве гражданина своей республики, партнера в деле, начальника, соседа, друга, супруга (жены) своих детей.

Основная часть

Глобализация, затронувшая все сферы социальной жизни, усиливает миграционные процессы, увеличивает влияние массовой культуры, нивелируя при этом этническую культуру, такие ее компоненты как язык, обычаи, традиции, обряды. В результате происходит, с одной стороны, сближение людей, их плодотворное сотрудничество, а с другой — интеграция различных социальных групп приводит к стиранию границ между народами и культурами. Именно данный фактор неоднозначно оценивается в этнических сообществах. Как отмечают А. П. Садохин и Т. Г. Грушевицкая, реакцией на тенденцию всеобщего объединения стали обратные процессы: рост национального самосознания, стремление сохранить свое культурное своеобразие и т. д. [Садохин, Грушевицкая 2000: 154]. В контексте процессов интеграции/дезинтеграции особую актуальность приобретает изучение и анализ межэтнического взаимодействия в регионах страны.

В последнее время актуализируются проблемы, связанные с миграцией в российские регионы. Эксперты отмечают, что миграция, являясь важнейшим ресурсом сдерживания депопуляции России, основным источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия, поддерживает потенциал экономического развития и геополитической стабильности отдельных регионов. Однако приток иноэтничных мигрантов, происходящий ввиду сокращения миграционного потенциала российских соотечественников, должен быть обеспечен адаптацией и

интеграцией мигрантов [Мукомель 2016: 413], чтобы отсутствие этих процессов не приводило к нежелательным явлениям в регионах.

Ситуация принятия мигрантов другой национальности в качестве граждан является актуальной, так как задевает интересы живущих в республике, прежде всего уменьшает долю титульной национальности. Результаты анализируемого исследования показывают, что в целом более 80 %, независимо от этнической и территориальной идентичности, готовы «принять человека другой национальности как гражданина своей республики». В городе (87 %) это принятие незначительно выше, чем в селах (83 %). На наш взгляд, это происходит потому, что в городе шире возможности применения своих профессиональных, деловых качеств. Трудовые мигранты занимают определенные свободные ниши занятости, не конкурируя с местным населением. В сельской местности, где практически отсутствуют рабочие места, приезжие воспринимаются как основные конкуренты на любую появившуюся работу. В этническом разрезе большинство респондентов-калмыков (83,8 %) и респондентов-русских (89,6 %) заявили о своей готовности принять представителя иной национальности в качестве гражданина республики (табл. 1).

Считаем, что в калмыцком, как и в целом российском обществе происходит понимание того, что социальная исключенность мигрантов чревата усилением социальной, экономической напряженности, обострением межнациональных отношений, дестабилизацией локальных социумов. Во избежание этих негативных сценариев миграционных процессов необходимо реализовывать политику адаптации и интеграции мигрантов, создавать условия для интеграции. Согласно разделяемому нами мнению В. И. Му-комеля, «альтернативы политике интеграции отсутствуют. Но ее успешность во многом зависит от социальной среды принимающего общества, эффективности функционирования отдельных институтов, четкого взаимодействия различных акторов миграционной политики» [Мукомель 2016: 414].

Далее ученый отмечает, что «важнейшим направлением формирования атмосферы доброжелательности принимающего общества является просвещение как представителей мигрантских меньшинств о нормах и традициях принимающего населения, так и самих местных жителей. Отсутствие знаний о „других" формирует их обобщающие характеристики, несущие негативную коннотацию» [Мукомель 2016: 461].

Следует заметить, что в республике не только образовательные учреждения всех ступеней — высшие и средние специальные учебные заведения, школы, но и другие социальные институты (СМИ, Интернет, этнокультурные организации, органы власти) не только реализуют множество программ этнокультурного сегмента, но и активно участвуют в развитии доброжелательных межэтнических процессов в регионе.

В Калмыкии стратегия воспитания молодежи основана на формировании и развитии у учащейся молодежи таких духовно-нравственных ценностей, как гуманизм, свобода, трудолюбие, справедливость, гражданственность, патриотизм. Чем шире и разнообразнее поле культурно-досуговой деятельности, тем положительнее и благотворнее ее результаты. В республике понимают, насколько важно изучение духовных потребностей молодежи, поскольку, если практические шаги по обновлению общества не будут опираться на реальные потребности молодых людей, не будут соответствовать их интересам, то вряд ли они будут реализованы на практике [Намруева 2015].

Как деловых партнеров лиц иной национальности готовы принять 54,5 % селян, 65 % жителей райцентра, 64 % горожан. Свое отрицательное отношение высказали соответственно 26,4 %; 17,8 %; 27,3 % респондентов. В зависимости от этнической принадлежности можно наблюдать определенное различие в этом вопросе. Респонденты-русские (68,6 %) показывают большую готовность к работе с иноэтничным деловым партнером, нежели респонденты-калмыки (58,6 %). Полученные результаты подтверждают, что этнический фактор имеет значение в деловой сфере республики.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы принять человека другой национальности в качестве?»

Варианты ответов Да Нет Затрудняюсь ответить

Калм. Рус. Калм. Рус. Калм. Рус.

Гражданина республики 83,8 89,6 7,3 4,8 8,9 5,6

Ближайшего партнера в совместном деле 58,6 68,6 6,7 19,5 14,8 11,9

Непосредственного начальника 42,6 56,8 39,9 27,1 17,5 16,1

Соседа по дому 75,3 86,4 13,0 8,5 11,7 5,1

Друга для совместного отдыха и развлечений 67,1 76,1 17,0 13,7 15,9 10,3

Супруга (супруги) ваших детей 55,3 69,2 7, 18,3 17,5 12,5

Супруга (супруги) 45,5 66,9 36,6 18,6 17,9 14,4

Особо чувствительным вопросом является готовность принять начальником человека иной национальности. Среди сельчан ее выразили 43 %, жителей райцентров — 53 % (гораздо больше), горожан — 44 %. Негативно воспримут такое назначение 35,2 %, 25,5 %, 44,7 % соответственно. Вновь наблюдается разница в 10 и более процентов в ответах представителей двух основных этнических групп республики. Положительно примут начальника иной этнической принадлежности 42,6 % калмыков и 56,8 % русских. Отрицательное мнение высказали 39,9 % калмыков и 27,1 % русских.

Что касается бытового общения, то открытость в общении дружественном и семейном проявляется по-разному. Так, из полученных результатов видно, что открыты для совместного отдыха и развлечений 77,6 % сельчан, 83,1 % жителей райцентров, 73 % горожан. Этого же мнения придерживаются 67,1 % респондентов-калмыков и 76,1 % респондентов-русских. Напротив, закрыты для такой коммуникации соответственно 10,9 %, 7,8 %, 15,9 % опрошенных по исследуемым группам. Не готовы проводить совмест-

ный отдых с представителем иной национальности 17,0 % калмыков и 13,7 % русских.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам утверждать, что культура наших респондентов высока и диапазон их коммуникаций достаточно широк. В целом большинство опрошенных позитивно воспринимает представителя другой этнической группы в различных анализируемых ситуациях.

Так, готовы соседствовать с представителями иной национальности 77,6 % селян, 83,1 % жителей райцентров, 73 % горожан и 75,3 % калмыков, 86,4 % русских. По-иному настроено значительно меньшее число респондентов — 10,9 %, 7,8 %, 15,9 %, 13 % и 8,5 % соответственно.

Более половины опрошенных (61,9 % селян, 56,2 % жителей райцентров, 59 % горожан; 55,3 % калмыков, 69,2 % русских) готовы принять человека другой национальности в качестве супруга (супруги) своих детей. Отрицают такой межэтнический союз своих детей четверть опрошенных в каждой исследуемой группе (23,8 %, 26,1 %, 25,6 %; 7 %, 18,3).

Почти половина респондентов готова к созданию собственной смешанной семьи (51,2 % селян, 47,2 % жителей райцентров, 53,1 % горожан; 45,5 % калмыков, 66,9 % русских). Негативно воспринимают такой брачный союз почти треть нашей выборочной совокупности (32,9 %, 36,1 %, 30,2 %; 36,6 %, 18,6 % соответственно).

В калмыцком обществе продолжает усиливаться поляризация, начавшаяся с 1990-х гг., происходит концентрация на одном полюсе богатства, а на другом — нищеты, т. е. осуществляются социальные и экономические перемещения к полюсам социальной структуры. В результате этих процессов, как верно заметили отечественные исследователи, наблюдается усиление взаимоисключающих интересов «верхов» и «низов», в результате большая часть населения находится на низших уровнях социальной иерархии без каких-либо перспектив улучшения их статуса [Балабанов, Балабанова 2003: 34].

За анализируемый период соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения республики продолжает увеличи-

ваться. Усилилась дифференциация доходов, резко обозначилась нелегальная и нетрудовая основа имущественного и социального расслоения, ослабли стимулы к созидательному труду. Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2017 г., свидетельствуют о наличии такого расслоения и в республике (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Ваши доходы позволяют Вам» (в % по группе)

Варианты ответов Калм. Рус.

Еле сводить концы с концами, ни на что не хватает, постоянно беру продукты в долг 23,9 20,3

Приобретать только самое необходимое 57,0 63,3

Приобретать необходимое и бытовую технику (без ущерба для бюджета) 14,8 12,5

Приобретать качественные продукты питания, бытовую технику, отдыхать за границей (без ущерба) 3,7 3,1

Приобретать качественные продукты питания, автомобиль, недвижимость, отдыхать за границей (без ущерба) 0,6 0,8

Полученные нами данные позволяют определить уровни бедности населения республики. На уровне крайней бедности или обездоленности находятся 24 % респондентов-калмыков, 20 % респондентов-русских. Эти респонденты еле сводят концы с концами, им ни на что не хватает, постоянно берут продукты в долг. У большей части опрошенных в исследуемых группах доходы свидетельствуют о средней бедности, когда такие бедные могут приобретать только самое необходимое. Об этом заявили 57 % респондентов-калмыков, 63 % респондентов-русских.

К группе обеспеченных, которые могут приобретать необходимое и бытовую технику (без ущерба для бюджета), и к очень обеспеченным, которые могут приобретать качественные продукты питания, бытовую технику, автомобиль, недвижимость, отдыхать за границей (без ущерба), относится небольшое число респондентов (4,3 % калмыков и 3,8 % русских).

Заключение

Как видим, большинство в обеих группах находится на уровне бедности. Особой разницы в рассматриваемых группах нет. Это еще раз подчеркивает достоверность полученных нами результатов анкетного опроса. Бедные исключены из экономики, общественной жизни и политики или включены в них только на определенных условиях.

Население, находящееся на уровне бедности, лишено возможности полноправно участвовать на рынке труда, иметь доступ к рынкам товаров, финансовых ресурсов. Другая часть социума старается не замечать их или же еще более их дискриминирует.

Отечественные социологи отмечают, что в мировой практике известен феномен «козла отпущения». Когда при ухудшении экономического положения, повышении конкуренции на рынке труда, всегда кто-то в большей степени испытывает страхи, фрустрации, способные провоцировать агрессию, приводить к деструктивному (по Э. Фромму) поведению (цит по: [Дробижева 2003: 298]). Во избежание таких негативных ситуаций для стабильности общества необходимо снижение уровня бедности, эффективно управлять как макрофакторами (социально-экономическим потенциалом, возможностями региона в поддержании экономической активности населения, а также социально-экономической политики страны и в частности субъекта), так и факторами микроуровня (жизненные интересы, ценности и мотивация субъектов бедности).

Проведенный нами анализ показал, что в Республике Калмыкия сложились благоприятные межнациональные отношения, которые положительно влияют на социально-экономическую обстановку в регионе. Несмотря на экономическое неблагополучие определенной части населения, взаимоотношения этнических групп характеризует отсутствие конфликтов в сфере коммуникаций, что, безусловно, положительно сказывается на состоянии экономической безопасности.

Литература

Балабанов, Балабанова 2003 — Балабанов А. С., Балабанова Е. С. Социальное неравенство: факторы депривации // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 34-43.

Дробижева 2003 — Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. 376 с.

Дробижева 2016 — Дробижева Л. М. Вариации адаптационного потенциала населения к растущему этническому многообразию // Россия реформирующаяся: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 14. М.: Новый хронограф, 2016. С. 379-394.

Мукомель 2016 — Мукомель В. И. Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 14. М.: Новый хронограф, 2016. С. 411-467.

Намруева 2010 — Намруева Л. В. Межэтнические отношения в оценке различных этнических групп (на материале опроса 2009 г. в Калмыкии) // Социальное самочувствие населения в современной России. Тезисы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2010. С. 145-149.

Намруева, Петрулевич 2015 — Намруева Л. В., Петрулевич И. А. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Республике Калмыкия // Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Южного федерального округа. Денисова Г. С., Баранов А. В., Викторин В. М., Голунов С., Кочергин А. А., Намруева Л. В., Петров В. Н., Петрулевич И. А., Смирнова В., Цветков О. М., Шурыгина Е. Г. Экспертный доклад (по состоянию на первое полугодие 2015 года). Распределенный научный центр межнациональных и межрелигиозных проблем образования и науки. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2015. С. 91-108.

Намруева 2015 — Намруева Л. В. Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000-2010-х гг.). Элиста: КИГИ РАН, 2015. 195 с.

Намруева 2018а — Намруева Л. В. Республика Калмыкия // Конфликтный и интеграционный потенциал межэтнических и миграционных отношений в регионах Южного федерального округа. Экспертный доклад. 2018 г. / под общ. редакцией Г. С. Денисовой. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2018. 134 с.

Намруева 2018б — Намруева Л. В. Конфигурация идентичностей населения Республики Калмыкия (по итогам опроса 2017 г.) // Проблемы развития полиэтничного региона. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. С. 130-132.

Послание Президента... 2015 — Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [электронный ресурс] // Президент России. 3 декабря 2015 года. Москва, Кремль. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/50864 (дата обращения: 18.01.2019).

Садохин, Грушевицкая 2000 — Садохин А. П., Грушевицкая Т. Е. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия; Высшая школа, 2000. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.