Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ РФ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН / МИГРАЦИЯ / ОТНОШЕНИЕ К МИГРАНТАМ / ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Намруева Людмила Васильевна, Курепина Наталья Леонидовна

Объект исследования - Республика Калмыкия - отличается по своим этнокультурным и этноконфессиональным характеристикам. Этот фактор должен найти свое отражение в научном анализе при оценке экономической безопасности в результате интеграционных процессов. В регионе мирно проживают, успешно взаимодействуют представители около 100 этнических групп, трех традиционных мировых конфессий (буддисты, православные, мусульмане). Республика модернизируется под влиянием глобализирующегося мирового сообщества. Одним из признаков этого является активная миграция: отток населения республики за ее пределы и приток жителей из соседних регионов, а также ближнего и дальнего зарубежья. В статье рассмотрены результаты анкетного опроса 2 019 г., которые характеризуют отношение к трудовым мигрантам в принимающем сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY AND MIGRATION PROCESSES IN THE MULTI-ETHNIC REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The object of our research - the Republic of Kalmykia - is notable for its ethno - cultural and ethno - religious characteristics. This factor 3 07 has to be reflected in the scientific analysis for the evaluation of economic security as a result of integrative processes. Representatives of about one hundred ethnic groups and three world religions (Buddhism, Christianity and Islam) peacefully coexist and successfully interact in the region. The republic is developing under the influence of globalizing world community. One of its features is active migration: moving of people out of the republic and people coming from neighboring regions and also from near and far abroad. The article gives the results of 2019 poll that define the perception of migrant workers by the hosting community.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ РФ»

УДК 33

DOI: 10.22162/2587-6503-2020-3-15-306-314

Экономическая безопасность и миграционные процессы в полиэтничном регионе РФ

Людмила Васильевна Намруева1, Наталья Леонидовна Курепина2

1 Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: namrueva@yandex.ru

2 Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова (11, ул. Пушкина, 358000 Элиста, Российская Федерация) доктор экономических наук, профессор

E-mail: kurepinan1@yandex.ru

© КалмНЦ РАН, 2020 © Намруева Л. В., Курепина Н. Л., 2020

Аннотация. Объект исследования — Республика Калмыкия — отличается по своим этнокультурным и этноконфессиональным характеристикам. Этот фактор должен найти свое отражение в научном анализе при оценке экономической безопасности в результате интеграционных процессов. В регионе мирно проживают, успешно взаимодействуют представители около 100 этнических групп, трех традиционных мировых конфессий (буддисты, православные, мусульмане). Республика модернизируется под влиянием глобализирующегося мирового сообщества. Одним из признаков этого является активная миграция: отток населения республики за ее пределы и приток жителей из соседних регионов, а также ближнего и дальнего зарубежья. В статье рассмотрены результаты анкетного опроса 2019 г., которые характеризуют отношение к трудовым мигрантам в принимающем сообществе.

Ключевые слова: Республика Калмыкия, полиэтничный регион, миграция, отношение к мигрантам, виды трудовой деятельности, экономическая безопасность

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00796 «Совершенствование методологии оценки экономической безопасности полиэтничного региона: междисциплинарный подход». Материалы статьи апробированы на Международной научной онлайн-конференции «Монголоведение в начале XXI в.: современное состояние и перспективы развития - II», проведенной при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-09-22004) и частичной поддержке гранта Правительства РФ (№ 075-15-2019-1879). Для цитирования: Намруева Л. В., Курепина Н. Л. Экономическая безопасность и миграционные процессы в полиэтничном регионе РФ // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2020. № 3. С. 306-314. DOI: 10.22162/2587-6503-2020-3-15-306-314

UDC 33

DOI: 10.22162/2587-6503-2020-3-15-306-314

Economic Security and Migration Processes in the Multi-Ethnic Region of the Russian Federation

Ludmila V. Namrueva1, Natalya L. Kurepina2

1 Kalmyk Scientific Center of the RAS (8, Ilishkin St., Elista 358000, Russian Federation)

Cand. Sc. (Sociology), Leading Research Associate E-mail: noganabadmaeva@gmail.com

2 Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov (11, Pushkin St., 358000 Elista, Russian Federation)

Dr. Sc. (Economics), Professor E-mail: kurepinanl@yandex.ru

© KalmSC RAS, 2020 © Namrueva L. V., Kurepina N. L., 2020

Abstract. The object of our research — the Republic of Kalmykia — is notable for its ethno-cultural and ethno-religious characteristics. This factor

has to be reflected in the scientific analysis for the evaluation of economic security as a result of integrative processes. Representatives of about one hundred ethnic groups and three world religions (Buddhism, Christianity and Islam) peacefully coexist and successfully interact in the region. The republic is developing under the influence of globalizing world community. One of its features is active migration: moving of people out of the republic and people coming from neighboring regions and also from near and far abroad. The article gives the results of 2019 poll that define the perception of migrant workers by the hosting community.

Keywords: Republic of Kalmykia, multhi-ethnic region, migration, attitude towards immigrants, types of jobs, economic security Acknowledgement. The reported stude was funded by RFBR , project number 19-010-00796 'Elaborating Methodologies for Economic Security Analysis in a Polyethnic Region: Interdisciplinary Approach'. The article was presented at the international scientific online conference "Mongolian Studies at the beginning of the 21st century: Current State and Development Prospects - II", held with the financial support of RFBR (project № 20-09-22004) and partial support of the Russian Government Grant (№ 075-15-2019-1879). For citation: Namrueva L. V., Kurepina N. L., Economic Security and Migration Processes in the Multi-Ethnic Region of the Russian Federation. In: Bulletin of the Kalmyk Scientific Center of the RAS. 2020. No. 3. Pp. 306-314 (In Russ.) DOI: 10.22162/2587-6503-2020-3-15-306-314

Оценка взаимосвязи экономической безопасности и межнациональных отношений для полиэтничных депрессивных регионов особенно важна. С одной стороны, экономическая уязвимость, экономическое неблагополучие региона могут негативно отразиться на социально-экономическом положении, самочувствии тех или иных этнических групп, их взаимоотношениях. С другой стороны, тревожность, напряженность, а тем более конфликты в сфере межэтнических коммуникаций не могут не сказаться отрицательно на состоянии экономической безопасности.

В рамках проекта Распределенного научного центра межнациональных и межконфессиональных отношений в октябре-ноябре 2019 г. в Калмыкии опрошено 300 человек, жителей республики.

Из них 43 % мужчин и 57 % женщин. По этнической принадлежности: 83 % — калмыки, 16 % — русские, 1 % — представители других национальностей. Большинство опрошенных (78 %) имеет высшее образование (диплом, включая бакалавриат, магистратуру, ученую степень). В выборке представлены три возрастные группы: 21 % — респонденты 18-29 лет; 55 % — респонденты 3059 лет; 24 % — респонденты 60 лет и старше. Выборочная совокупность состоит из жителей г. Элисты (90 %) и районного центра, села Троицкое (10 %). Большинство опрошенных (76 %) работает.

Менее половины опрошенных (43 %) оценивают свое материальное положение за последний год как в целом нормальное, 4 % — как хорошее. 34 % респондентов признались в затруднительном материальном положении. 12 % оценили свое состояние как тяжелое. 5 % затруднились оценить свое материальное положение за последний год.

Каждый седьмой опрошенный (14 %) планирует переезд в другой российский регион. Привлекательными являются столичные мегаполисы — Москва, Московская область, Санкт-Петербург, а также Краснодарский край, Амурская область, Север страны. 9 % респондентов желали мигрировать в другую страну (США, Канада, Германия, Норвегия, Австрия, Новая Зеландия). Большинство анкетируемых (59 %) не планируют куда-либо выезжать. 15 % затруднились с ответом.

Республика Калмыкия относится к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, которая характеризуется трудовой избыточностью, обусловленной недостаточным развитием экономического потенциала сельских территорий; нехваткой собственных инвестиционных ресурсов для ввода новых рабочих мест; сложным финансовым положением сельскохозяйственных предприятий, низким уровнем занятости сельского населения. Сельчан, занятых в аграрных предприятиях, небольшое количество. Поэтому сельские жители активно мигрируют не только в столицу республики, г. Элисту, но и за пределы региона [Намруева 2017]. С этими процессами связано дальнейшее уменьшение численности селян в республике.

Многие из бывших селян, выехав из сельских поселений, прожив и проработав достаточное время в городе, смогли приобрести недвижимость, построить собственные дома или вынуждены постоянно снимать жилье, надеясь когда-нибудь его купить. Жители отдаленных сел приобретают жилье в пригородах (Аршан), где оно значительно дешевле, чем в г. Элисте, или земельные участки, где строят дома, а трудоустраиваются в городе. Привлекают сельчан и другие поселения (Вознесеновка), расположенные от Элисты в радиусе 20 км. Население в них постепенно увеличивается, они становятся крупными сельскими поселениями [Намруева 2019а].

Проведенный анализ показал, что возрастная структура сел изменилась, доминируют селяне старших возрастных групп. Молодежь, в большинстве своем, выезжая из села, оставляет пожилых родственников, которые не желают покидать родную землю. К сожалению, они не имеют возможности заниматься хозяйством, так как здоровье, физическое состояние не позволяют этого делать, как в прежние годы. Содержание жизненного пространства крупных сельских поселений, с одной стороны, и средних, и мелких деревень, с другой — значительно разошлось. Жители первых адаптировались вне сельского хозяйства, а жители вторых больше сосредоточились на традиционных видах деятельности, если есть материальная поддержка для ведения хозяйства как со стороны уехавших родственников, так и со стороны государства, которое стало уделять пристальное внимание развитию сельских территорий и аграрной сферы [Намруева 2019б].

Согласно разделяемому нами мнению Т. Г. Нефедовой, в регионах с запаздывающей урбанизацией (к ним следует отнести Республику Калмыкия) происходит активная концентрация сельского населения в пригородах и формирование особой полугородской-полусельской среды [Нефедова 2018]. Наши исследования по Калмыкии фиксируют, что единственным районным центром, где увеличивается население, является Троицкое — центр Целинного района, находящийся вблизи от столицы РК.

С конца 1990-х гг. началась активная трудовая миграция, как внутренняя, так и внешняя. Родители оставляют своих детей на

попечении старших родственников. Треть и более жителей малых и средних сел находятся вдали от малой родины. Молодые люди после окончания вуза не возвращаются в родное село, в котором остаются представители пожилого возраста. Трудовые мигранты, жители среднего и старшего возраста вынуждены работать в мегаполисах, соседних регионах не по профессии, заниматься тяжелой малоквалифицированной работой.

Результаты этномониторинга свидетельствуют об обеспокоенности калмыцкого сообщества ростом миграционного оттока жителей республики, в том числе титульного населения, и увеличением притока граждан из других стран, в частности из стран Средней Азии. Данный факт вызывает необходимость региональным и местным властям принять меры, направленные на социализацию трудовых мигрантов из-за рубежа, выстраивания отношений прибывающих лиц со старожильческим населением, предотвращать возможные конфликты на бытовой и межнациональной почве. Национально-культурным организациям уделять необходимое внимание адаптации своих соотечественников, прибывающих жить, работать, учиться в Калмыкию.

Итоги анализируемого исследования показывают, что услуги трудовых мигрантов востребованы (ответы расположены по убывающей). Треть массива (34 %) пользуется их услугами в магазинах, на рынках. Каждый четвертый респондент (26 %) ремонтирует жилье или автомобиль силами иностранцев. Четверть (26 %) респондентов пользуется их услугами по уборке и благоустройству территории. 13 % пользуется жилищно-коммунальными услугами по сантехнике, электропроводке и прочее. 11 % пользуется услугами трудовых мигрантов в кафе, ресторанах, гостиницах. 8 % отмечают, что мигранты-иностранцы заняты в охране жилья, парковок и прочего. 7 % респондентов отмечают, что иностранцы трудятся в общественном транспорте. Остальными видами услуг пользуются единицы респондентов. Как видим, большая часть опрошенных (66 %) пользуются услугами иностранных мигрантов. Значительно меньшее число (29 %) респондентов отрицает использование таких услуг.

В СМИ встречается информация о мигрантах. По мнению 18 % респондентов, по телевизору, в интернете, газетах больше рассказывают о культуре мигрантов. Более половины (58 %) придерживается мнения, что речь чаще всего идет о криминале мигрантов. Пятая часть (21 %) затруднилась с ответом.

По мнению подавляющей части (81 %), цены на продукты никак не связаны с мигрантами. Небольшая часть (5 %) опрошенных отмечает, что из-за приезда мигрантов растут цены на продукты. 13 % затруднились с ответом.

По мнению 16 % респондентов, приезжие отнимают работу у местных жителей. Противоположного мнения придерживаются 48 % анкетируемых. Четверть (24 %) массива выбрали ответ, характеризующий эти прямо противоположные процессы. Каждый десятый не смог определиться со своей позицией.

Большая часть (72 %) массива считает, что нет особых различий между мигрантами и местными по уровню преступности. 11 % опрошенных все-таки придерживаются мнения, что мигранты чаще совершают преступления, чем местные жители. 15 % респондентов не смогли на этот вопрос дать однозначный ответ.

Относительно уважения приезжих к местным традициям мнение респондентов диаметрально разделилось. Так, более трети (39 %) респондентов согласились с утверждением, что приезжие слабо уважают местные традиции. Почти столько же респондентов (37 %) категорически не согласны с таким утверждением. Каждый пятый (20 %) опрошенный затруднился ответить на данный вопрос.

Отношение к совместному обучению своих детей с мигрантами у большинства опрошенных нейтральное (63 %). Четверть респондентов (21 %) заявила о положительном отношении. 8 % ответивших не приемлет совместного обучения своих детей с мигрантами. 7 % затруднились с выбором ответа.

В случае возникновения в г. Элисте пикетов или акций против иностранных трудовых мигрантов более половины опрошенных не поддержат (56 %). О своей поддержке этих форм протеста заявил каждый девятый опрошенный (12 %).

Большинство опрошенных (85 %) считают, что приезжие из других регионов России должны знать о местных традициях населения республики. Не согласны с этим 6 % респондентов.

Половина выборки (51 %) придерживается позиции, что власти должны информировать иностранных мигрантов о традициях и культуре России. Большая часть (59 %) респондентов считает, что информированием должны заниматься общественные организации. 4 % опрошенных отмечают, что ничего не нужно делать по этому поводу.

В информировании иностранных мигрантов о культуре нашей страны 12 % респондентов считают, что достаточно раздать мигрантам информационные листовки. Большинство (68 %) отмечает, что необходимо привлекать мигрантов к участию в общественной жизни, праздниках, спортивных мероприятиях. 6,0 % думают, что ничего не нужно делать в этой связи.

Большинство выборочного массива (83 %) согласно с тем, что нужно информировать мигрантов о местных культурных нормах. 6 % не поддерживают эту позицию. 10 % не определились со своим мнением по этому поводу.

Большая часть опрошенных (68 %) отмечают, что нужно стремиться интегрировать мигрантов. 18 % респондентов придерживается противоположной позиции.

В стране созданы государственные миграционные центры, предназначенные для регистрации мигрантов. 80 % респондентов считают, что эти центры должны информировать иностранных мигрантов о культуре нашей страны. 9 % опрошенных так не считают.

По мнению 55 % опрошенных, жители республики должны иметь представление о традициях и культуре мигрантов. Обратного взгляда придерживаются 23 % опрошенных.

Мнение об информированности о традициях, языках и культуре мигрантов диаметрально разделилось. 28 % респондентов признались, что они стали больше знать о традициях, языках и культуре мигрантов. 57 % опрошенных, напротив, отрицают факт увеличения знаний о традициях, языках и культуре мигрантов.

Таким образом, определен настрой калмыцких респондентов на интеграцию с мигрантами. Положительный настрой имеется у 42 % респондентов. 40 % массива настроены отрицательно. 14 % затруднялись ответить на поставленные вопросы.

По мнению опрошенных, прибывающие в республику из российских регионов, продолжительное время находящиеся на ее территории, должны знать местную культуру, чтобы интегрироваться в принимающую среду. А иностранные мигранты, прибывающие на короткий срок, не могут за это время познакомиться с местными традициями. Следует отметить, что неконтролируемая этническая миграция может привести к появлению этнокультурного противостояния, даже новых проявлений этносепаратизма, что явится серьезной угрозой для национальной безопасности региона. Поэтому необходимость мониторинга и большего внимания к вопросам межнациональных отношений, понимания их роли в обеспечении безопасности и стабильности развития региона должны стать важной задачей не только государственных органов власти, но и многих социальных институтов (образование, культура, экономика, религия и др.).

Литература

Намруева 2017 — Намруева Л. В. Современное село Калмыкии: социологический срез. Монография. Элиста: КИГИ РАН, 2017. 180 с. Намруева 2019а — Намруева Л. В. Город и сельский социум: варианты связи (на примере Республики Калмыкия) // Городская повседневность: региональный и социокультурный контексты IV Нижневолжские чтения: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 21-23 марта 2019 г.). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2019. С. 196-202. Намруева 2019б — Намруева Л. В. Современное село Калмыкии: динамика социальных изменений // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения

B. А. Ядова). Мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Москва, 28-30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / отв. ред. М. К. Горшков. ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 903. С. 134-136.

Нефедова 2018 — Нефедова Т. Г. Современное крестьянское хозяйство в сельско-городской среде // Крестьяноведение. 2018. Т. 5. № 1.

C. 117-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.