программе LabVIEW [2]. Данный способ реализуется посредством выведения на экран монитора не настоящей установки, а её объемной модели совместно с объектом исследования, а также необходимых для работы приборов управления и контроля. Студенты самостоятельно не только формулируют управляющие сигналы, но и наблюдают за результатами, меняющимися при различном расположении деталей объекта, показаний приборов и т.д. Данная модель обладает большим потенциалом возможностей для осуществления маневрирования параметров системы, благодаря чему появляется много вариантов для разработки лабораторных заданий [3]. Виртуальные лабораторные работы по «Гидравлике», основанные на методах математического моделирования, эффективны и при групповом обучении, активизируя познавательные и исследовательские способности студентов.
Процесс проведения подобной виртуальной лабораторной работы напоминает компьютерную игру с тремя фазами: подготовительная - ознакомление с правилами проведения лабораторной работы; технологическая - подразумевает непосредственно ход проведения эксперимента, моделируемый обучающимся; рефлексивная - самостоятельная оценка студентом полученных результатов путем сравнения их с ожидаемыми параметрами.
Также следует обратить внимание на связь выполняемых лабораторных работ с курсом теоретического обучения по «Гидравлике». Что касается тематической связи, то она доступна к пониманию и с легкостью осуществляется при разработке виртуального курса. Что же касается связи по времени, то при традиционном аудиторном обучении она может нарушаться из-за погрешностей в учебном расписании. При разработке виртуальных лабораторных работ у преподавателя есть возможность сформировать правильную последовательность прохождения различных учебных модулей. В случае с дистанционным обучением студенты самостоятельно устанавливают межмодульные временные связи, так как расписание здесь вообще отсутствует. Эти связи они определяют согласно рекомендациям, а также при прохождении обучающих курсов, модулей и лабораторных работ в системе «Moodle». Здесь студенты ориентируются по календарю, который устанавливает педагог с учетом временных, тематических и междисциплинарных связей.
Список литературы
1. Гуламова М.Б., Шарипова Ш.Ш., Шодмонов Ф.К. Виртуальные лаборатории - проблема обучения сегодняшнего дня // Вопросы науки и образования, 2017. № 5 (6). С. 111-112.
2. Ешмуратов Б.У., Байбулов А.К., Казагачев В.Н. Моделирование физических процессов в инженерной среде Labview // Научные исследования, 2016. № 4 (5). С. 12-15.
3. Юсупова Ф.Э., Солижонова М.О.К. Симуляторы в образовательном процессе // Вопросы науки и образования, 2018. № 10 (22). С. 193-195.
СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТОПОНИМОВ ГОРОДА ТАШКЕНТА Зоитова Ш.А.
Зоитова Шохиста Аскаровна — старший преподаватель, кафедра узбекского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: на протяжении столетий на территории города Ташкента проживали представители различных народов. Это повлияло на культурно-исторические названия районов и административных учреждений.
Ключевые слова: топоним, Ташкент, район, лингвистика.
В течение многих столетий на огромных просторах нашей республики изменялись природные, исторические условия, появлялись новые народы в результате переселений, ассимиляции местного населения. Поэтому не следует ожидать единообразия в формировании топонимии города Ташкента. По своему происхождению многие топонимы столичного города указывают на народы, ранее обитавшие на данной территории. Именно в силу исторических причин здесь обильно представлена ираноязычная топонимия и до конца XVIII века среди географических названий преобладали таджико-персидские. Имеется вклад в топонимию Центральной Азии тохарской культуры, которая недостаточно изучена, совсем мало изучена топонимия усуней, достаточно изучен монгольский топонимический пласт. По мнению исследователей, основная масса тюркских названий относится к последним столетиям.
В настоящее время после получения Узбекистаном независимости по Ташкенту, как и по Ташкентской области, и по всему Узбекистану в целом (в меньшей степени) прокатилась новая волна переименований [1].
Академгородок - название массива Мирзо-Улугбекского района, в котором расположена основная часть научно-исследовательских институтов Академии наук Республики Узбекистан, такие как Институт языков и литературы, Институт энергетики и автоматики, Институт истории, Институт генофонда растительного и животного мира, Институт общей и неорганической химии, Институт биоорганической химии, Институт химии растительных веществ, Институт ионно-плазменных и лазерных технологий.
Актепе - место расположения древнего городища, представляющего собой небольшие холмы. В переводе с узбекского на русский язык словосочетание ак-тепа переводится как белый холм. Как показали археологические исследования, проведенные в XX веке, укрепленное поселение на этом месте существовало в эпоху государства Чач в Ташкентском оазисе.
Бадамзар - название микрорайона города на левом берегу канала Бозсу на восток от улицы Амира Темура. Топоним Бодомзор означает «место, где растет миндаль», от таджикского бодом -миндальное дерево + суф. «-зор», образующего существительные со значением места.
Бешагач - одна из четырёх даха (частей), на которые разделялся старый город Ташкента. Площадь, находящая на месте некогда (до 1890 года) существовавших здесь ворот городской стены, имевших то же название.
Кукча - одна из четырёх даха (частей) старого Ташкента. Также название одних из 12 ворот городской стены. Массив в Шайхантахурском районе города, в котором расположена одна из самых больших мечетей города с примыкающим к нему одноименным кладбищем.
Самарканд-Дарвоза - «Самаркандские ворота» наименование местности в Ташкенте, где находились ворота городской стены Ташкента на дороге, ведущей в Самарканд.
Себзар - один из четырёх исторических районов даха старого города и название улицы в Ташкенте. Означает «яблоневый сад» от таджикского языка себ - яблоня + суф. «-зор».
Урда - так назывался район старого города, от места пересечения улицы Навои и канала Анхор.
Учтепа - исторический район города Ташкента, расположенный между каналами Кукча и Бозсу. В переводе с узбекского языка означает «три холма».
Хадра - старинная, средневековая площадь, сохранившаяся в значительно измененном виде до наших дней, являвшаяся одним из архитектурно-планировочных центров Старого города.
Чиланзар - юго-западная часть Ташкента, застроенная многоэтажными домами.
Чорсу - старинная средневековая площадь города. Название происходит от идского (чорсу) - «перекресток четырех базаров» или «четырех рек (каналов)». Одна из
трех старинных центральных площадей (Чорсу, Ходра и Эски-Джува) старого города. Исторической достопримечательностью площади в настоящее время является здание медресе Кукельдаш XVI века.
Шейхантаур - мавзолейный комплекс шейха Ховенди ат-Тахура (Шейхантаура), давший название одноименному историческому району даха старого города, располагавшемуся вокруг и современному району города. Мавзолейный комплекс Шейхантаур один из важнейших архитектурных древних памятников Ташкента, расположенный в центре современного города на улице Навои.
Разнообразная палитра топонимов Ташкента свидетельствует о влиянии народов, проживавших на этой территории.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/: (дата обращения: 28.04.2019).