Научная статья на тему 'Социолингвистический анализ текстов, формулирующих миссии университетов: аксиологический аспект'

Социолингвистический анализ текстов, формулирующих миссии университетов: аксиологический аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛИНГВИСТИКА / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIOLINGUISTICS / UNIVERSITY MISSION STATEMENT / AMERICAN VALUES / VALUE ATTITUDES / AXIOLOGICAL ANALYSIS / TYPOLOGY OF CULTURAL VALUES / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернобровкина Елена Павловна, Будажапова Сэсэгма Владимировна

Интерес к пониманию университетом своей миссии актуализировался в связи с известными изменениями законодательства о высшей школе в России. Поэтому важно изучение международного опыта. В статье дается социолингвистический анализ текстов, содержащих формулировку миссий ведущих американских университетов с точки зрения их тематического содержания и ценностных установок. Анализ текстов выявил преобладание тем «наука», «глобальная арена», «гражданская позиция», соотносимых с такими ценностными установками, как обязательство перед обществом, возможность реализации собственного потенциала, значимость социального капитала. Делается вывод о продолжении изучения зарубежного опыта создания текстов миссий (ТМ), являющихся визитной карточкой образовательного учреждения, и необходимости составления ТМ российских университетов в условиях растущей внутренней конкуренции и требования реализации академической мобильности как одного из факторов показателей эффективности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чернобровкина Елена Павловна, Будажапова Сэсэгма Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociolinguistic Analysis of the Texts of University Mission Statements: Axiological Aspect

An interest in studying universities’ mission statements has been actualized by some changes in legislation on higher education institutions in Russia. The article deals with the mission statements of leading American universities which are investigated in terms of their thematic and axiological content. The texts analysis revealed the main topics of the missions, in particular “science”, “global arena”, and “responsible citizenship”, correlated with such values as obligation to society, possibility of realizing individual potential, importance of social capital. We have concluded that there is a need for studying international experience of creating university mission statements and for formulation of Russian universities’ mission statements in the conditions of growing internal competition and importance of academic mobility as one of the factors of university effectiveness.

Текст научной работы на тему «Социолингвистический анализ текстов, формулирующих миссии университетов: аксиологический аспект»

УДК 81-139

doi: 10.18101/1994-0866-2017-6-46-52

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ, ФОРМУЛИРУЮЩИХ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТОВ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Чернобровкина Елена Павловна

кандидат социологических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 16 E-mail: [email protected]

© Будажапова Сэсэгма Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 16 E-mail: [email protected]

Интерес к пониманию университетом своей миссии актуализировался в связи с известными изменениями законодательства о высшей школе в России. Поэтому важно изучение международного опыта. В статье дается социолингвистический анализ текстов, содержащих формулировку миссий ведущих американских университетов с точки зрения их тематического содержания и ценностных установок. Анализ текстов выявил преобладание тем «наука», «глобальная арена», «гражданская позиция», соотносимых с такими ценностными установками, как обязательство перед обществом, возможность реализации собственного потенциала, значимость социального капитала. Делается вывод о продолжении изучения зарубежного опыта создания текстов миссий (ТМ), являющихся визитной карточкой образовательного учреждения, и необходимости составления ТМ российских университетов в условиях растущей внутренней конкуренции и требования реализации академической мобильности как одного из факторов показателей эффективности вуза.

Ключевые слова: социолингвистика; миссия университета; американские ценности; ценностные установки; аксиологический анализ; классификация ценностей; академическая мобильность.

Определение идеи («сущности», «назначения», «идеального образа») или миссии университета является одной из актуальных проблем, связанных с функционированием университета сегодня. С принятием законов «Об образовании» и «О высшем послевузовском образовании» [3], в которых речь идет об автономии высшего образовательного учреждения, университет стал рассматриваться как организация и корпорация. Отсюда возникла необходимость позиционировать себя как успешное и пользующееся спросом учебное заведение, чтобы привлечь абитуриентов и не потерять имеющийся контингент преподавателей и студентов. Одним из факторов, влияющих на успех деятельности университета, выступает его миссия.

Понятие миссии университета, или mission statement, прежде всего ассоциируется с зарубежными университетами, становится своеобразной ви-

зитной карточкой практически любой западной организации, включая высшее образовательное учреждение. В первой трети XX в. американские вузы первыми начали выпускать каталоги со своими ТМ, далее к ним присоединились университеты Великобритании, Канады и других стран. При этом, будучи реалией западного мира, миссия университета постепенно обретает конкретные очертания в сознании русскоязычных людей, а именно — выступает смыслообразующим ядром идеи университета, является основной целью высшего учебного заведения и часто понимается как интегратор ценностей, разделяемых в том или ином университете [4]. В статье представлен социолингвистический обзор тематического содержания и ценностных установок, заложенных в ТМ ведущих американских университетов и колледжей, которые, по нашему мнению, могут служить неким ориентиром для создания и/или уточнения миссий российских вузов, что, в свою очередь, будет способствовать эффективности вуза в целом и реализации принципа академической мобильности в частности.

Итак, определяя идею университета как «совокупность представлений об основополагающих ценностях, целях и пространстве развития университета, о том, что он несет, производит вовне, зачем он нужен обществу, государству, людям» [4, с. 68], необходимо отметить процессы трансформации идеи университета и важности пересмотра миссии и функции вуза в меняющихся условиях современной эпохи. Так, среди новых, вернее, переосмысленных, функций высшей школы можно выделить исследовательскую деятельность, подготовку новых поколений исследователей, академическую подготовку будущих профессионалов, базовую подготовку, вклад в культурное самосознание и интеллектуальное просвещение [4]. Среди новых функций можно выделить подготовку специалистов, способных выполнять конкурентоспособные научные исследования, вносить вклад в инновационное развитие, вести прикладные исследования.

Мы проанализировали методом контент-анализа миссии двадцати ведущих американских университетов для выявления их тематического содержания [6]. Единицей контент-анализа был определен фрагмент текста, соответствующий определенной тематике. Категории анализа были определены при опоре на синонимичные слова, перечисленные в ело варе-тезаурусе [Merriam-Webster Thesaurus]. Так, категория анализа science в тезаурусе представлена такими словами, как education, learning, research, study, system, training, information, experience, knowledge, ability, boundaries, scholarship, cultivation. Далее был осуществлен отбор фрагментов текста, в которых присутствует искомая тема, обозначенная одним или несколькими перечисленными выше словами.

Категория анализа «наука», или «science» (art, education, learning, research, study, training, knowledge, educate, scholarship, ability, inter-disciplinary, skills), является основополагающей для ТМ американских университетов. Как правило, американский университет — это не только учебное заведение, но и исследовательский центр. В связи с этим проанализированные ТМ университетов имеют в своем содержании тему «наука» (100% случаев), что

вполне объяснимо, так как главной ролью университета, по мнению X. Ор-теги-и-Гассета, остается наука, а также образование [4].

Категория «мировая арена», или «global stage» (international faculty, international levels of excellence, international standing, best institutions, world-class institution), также достаточно часто (85% случаев) встречается в ТМ. Каждый престижный университет считает обязательным сотрудничать с зарубежными университетами, поддерживать международный уровень, достигать отличных результатов в науке и образовании.

Среди миссий университетов была выделена такая категория анализа (85% случаев), как «гражданская позиция и лидерство», или «responsible citizenship and leadership» (citizens, active citizenship, citizens and citizen-leaders, to serve the community, the nation, and the world, will best serve the nation, responsible leadership, government, responsible citizenship). Обучая будущих специалистов и профессионалов своего дела, университеты прививают студентам любовь и уважение к своему государству, а в дальнейшем — ответственность и работоспособность как гражданам. Таким образом, миссии университетов призывают жить и работать во благо человечества, государства и своей семьи.

Третьей по популярности выступает категория «разнообразие», или «diversity», которая означает либо разнообразие предлагаемых программ обучения и контингента обучающихся, либо разнообразие получаемого студентами знания (65% случаев). Разнообразие всегда выступало одной из ключевых составляющих американского миропонимания, что не могло не найти отражения в миссиях университетов, являющих собой механизм подготовки имеющих свою гражданскую позицию специалистов.

Категория анализа «таланты», или «talents» (talented, promising students, uncommon students, ability), также вызывает интерес, так как 50% проанализированных ТМ содержат упоминание о талантливых, выдающихся студентах, которых «ждут» в ведущих университетах США, и блестящих преподавателях, которые обучают лучших студентов страны и мира.

При изучении тематического содержания ТМ также выявлена такая категория анализа, как «практическая ориентированность обучения», или «practicality» (45% случаев), т. е. одной из целей университеты ставят подготовку студентов к профессиональной деятельности, тем самым отвечая на потребности общества в конкретных специалистах на текущий момент.

Поводом для дискуссий во все времена становилось воспитание молодого поколения. Университет, как и школа, продолжает традиции воспитания высоконравственного и разумного представителя общества. Поэтому в 35% случаев в ТМ присутствует тематика «воспитание человека», или «nurture a human» (nurture, nurture a human, betterment of humankind, growth of human values).

Основываясь на результатах проведенного анализа, можно предположить, что «идеальный» университет своей миссией ставит разнообразие науко- и практико-ориентированных подходов к обучению талантливых студентов, имеющих гражданскую позицию, обладающих лидерскими и вы-

соконравственными качествами, необходимыми для успешного функционирования на мировой арене.

Определив тематическое содержание миссий университетов, мы соотнесли их с классификацией фундаментальных американских ценностей, о которых говорится в Декларации о независимости (1789): равенство (equality), свобода (liberty), право на частную собственность (property), возможность реализации своего потенциала и обретения счастья (opportunity), демократия (democracy), обязательство перед обществом сознательного гражданина (duty), эффективность граждан в «управлении страной» через своих представителей (efficacy), местное сообщество или значимость социального капитала в решении проблем общества (community), религия или свобода вероисповедания (religion), меритократия или управление обществом элитой одаренных (meritocracy) [5; 7; 9].

Дальнейшим этапом исследования стала регистрация таких фрагментов ТМ, которые являлись индикаторами ценностей, т. е. аксиологемы — сверхфразовые единства (СФЕ). Вслед за Н. Казыдуб под аксиологемами — сверхфразовыми единствами — мы понимаем минимальную единицу се-мантико-синтаксического членения текста, которая представляет собой одно предложение или группу предложений, раскрывающих одну аксиологическую микротему [2]. Для этого мы продолжили работу со словарем-тезаурусом, чтобы определить синонимичные ряды, соотносящиеся с каждой из ценностей названной классификации. В последующем, выявив аксиологемы в текстах миссий, мы провели их количественный подсчет с целью определения доминирующей ценности (табл. 1).

Проанализировав ТМ ведущих американских университетов, мы обнаружили, что ценностные установки напрямую соотносятся с фундаментальными ценностями американского общества, заявленными в Декларации о независимости (1789). При этом лидирующими ценностями выступают обязательство перед обществом сознательного гражданина (duty) и возможность реализации своего потенциала и обретения счастья (opportunity), что вполне объяснимо, так как университет — это место взросления гражданина, которому с детства объясняют, что человек должен отдавать себе отчет в том, как его действия могут повлиять на счастье большинства (а в идеале — всего общества). Иначе говоря, «все законы и социальные правила ставили счастье или интересы каждого человека наравне с интересами всех; образование и общественное мнение, оказывающие столь огромное влияние на человека, должны использовать это влияние так, чтобы создать в сознании каждого неразрывную связь между личным счастьем и общим благом» [8, с. 148].

Второе место в сформированном нами рейтинге ценностных установок прочно закрепилось за равенством (equality). Известно, что ценности свободы, равенства и справедливости представляют собой имманентное начало права. Без имманентно присущих праву ценностей оно не сможет существовать как система. Американское государство (США), несмотря на имеющиеся противоречия, до сих пор рассматривается как образец правового государства, фундаментальными ценностями которого являются равенство и свобода [1].

Таблица 1

Аксиологический анализ миссий американских университетов

Ценность Количество аксиологем, % Примеры аксиологем

Duty 19 Therefore, we ask all our students to understand that an education at Williams should not be regarded as a privilege destined to create further privilege, but as a privilege that creates opportunities to serve society at large, and imposes the responsibility to do so. (Williams College)

Opportunity 19 Perm's faculty, students and alumni use their cutting-edge research, broad expertise, and University resources to effect positive change in peoples' lives around the world (Pennsylvania University)

Equality 15,5 At the root of this mission is selection. First, and regardless of their wealth, Bowdoin selects men and women of varied gifts; diverse social geographic, and racial backgrounds; and exceptional qualities of mind and character (Bowdoin College)

Meritocracy 13 Harvard University is devoted to excellence in teaching, learning, and research, and to developing leaders in many disciplines who make a difference globally (Harvard University)

Community 10 The mission of Brown University is to serve the community, the nation, and the world... (Brown University)

Efficacy 10 The University's defining characteristics and aspirations include: a commitment to prepare students for lives of service, civic engagement, and ethical leadership (Princeton University)

Liberty 9,5 [Our mission includes]... teaching the blessings of liberty regulated by law... (Stanford University)

В связи с этим в нашем анализе ТМ обе ценности — равенство и свобода — закономерно присутствуют и неразрывно связаны с понятиями разнообразия (diversity) расового, культурного, социального, интеллектуального, и свободы (liberty) научной мысли, независимости мышления, свободного поиска новых решений проблем, стоящих перед научным сообществом.

Со времени своего появления в Европе, а затем в Новом Свете, в нашем случае в США, университеты были направлены на воспитание политической, экономической и научной элиты, способной принимать значимые для общества и определяющие его развитие решения, управлять государством и влиять на ход истории. Отсюда третью позицию в нашем рейтинге ценностей прочно занимает «управление обществом элитой одаренных» (meritocracy), реализация которого, в свою очередь, возможна при условии набора в университет талантливых, многообещающих, уникально мыслящих студен-

тов, при этом их обучением занимаются не менее талантливые и образованные преподаватели.

Очевидно, что такая ценность, как «местное сообщество, или значимость социального капитала в решении проблем общества» (community), также нашла отражение в ТМ американских университетов. Университетское образование направлено на становление таких взаимоотношений между людьми, которые бы в дальнейшем могли эффективно воздействовать на процессы достижения общественно значимых целей, т. е., обучая каждого отдельного индивида, развивая его потенциал, американский университет вносит свою лепту в коллективную производительность, делая общее благо доступным каждому в отдельности.

Ценность community неразрывно связана с ценностной установкой «эффективности граждан в «управлении страной» через своих представителей» (efficacy). Обучение студентов, их воспитание в стенах университета ставит одной из целей взращивание лидеров общества, готовых пополнить ряды элиты, стоящей у власти, и способных продолжить реализацию внешней и внутренней политики страны.

Подводя итог социолингвистическому анализу ТМ американских университетов, «идеальный» университет направлен на обучение и воспитание одаренных студентов в условиях равенства возможностей и свободы выбора, потенциальных лидеров общества, способных прирастить социальный капитал, тем самым обеспечить индивидуальное, а значит, и коллективное благосостояние.

Миссии российских вузов постепенно становятся одним из атрибутов характеристик университетов, которые прежде всего отображены на сайтах высших учебных заведений [4]. Миссии российских университетов преимущественно направлены на обозначение роли вуза в стране и регионе. Они апеллируют к интересам потенциальных абитуриентов, включая иностранных студентов, наиболее привычных к изучению подобной информации о месте предстоящей учебы. Следует также отметить, что значение миссии для развития университета важно, поскольку миссия объясняет сущность и предназначение образовательного учреждения, определяет цели и средства их достижения, ориентирует поведение сотрудников и объединяет их в единое целое, устанавливает определенный психологический климат, формирует корпоративный дух, определяет основные ценности, имидж и бренд университета, отношение общества к нему [3].

В связи с этим главная задача, на наш взгляд, состоит в изучении зарубежного опыта позиционирования вуза посредством миссии университета, и определении своей собственной, которая бы максимально отражала ценности российского общества в целом и университетского сообщества в частности, указывала на специфику конкретного вуза, занимающего определенное место и положение в системе высшего образования в регионе.

Литература

1. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России / отв. ред. В. Г. Хорос. М.: УРСС, 1998. 312 с.

2. Казыдуб Н. Н. Аксиологические системы в языке и речи // Вестник ИГЛУ. 2009. №2(6). С. 132-137.

3. Мешков А. Ю. Проблема определения миссии университета как организации//Вестник ЮУрГУ. 2012. №41. С. 36-41.

4. Прохоров А. В. Миссия как интегратор ценностей университета // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2015. № 1. С. 67-76.

5. Dooley К. L. De Tocqueville's Allegorical Journey: Equality, Individualism, and the Spread of American Values// The Journal of American Culture. 2014. Vol. 37, No. 2. P. 172-182.

6. Forbes America's Top Colleges [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.eom/top-colleges/list/#tab:rank (дата обращения: 23.04.2017).

7. Kohls L. R. The values Americans live by. San Francisco, CA: San Francisco State University, 1988.

8. Mill J. S. On Liberty and Other Essays. Oxford, UK: Oxford World Classics, 1991. 592 p. (Original printing 1861).

9. Samuel L. R. American Dream: A Cultural History. Syracuse, NY, USA: Syracuse University Press, 2012.

SOCIOLINGUISTIC ANALYSIS OF THE TEXTS OF UNIVERSITY MISSION STATEMENTS: AXIOLOGICAL ASPECT

Elena P. Chernobrovkina

Cand. Sci. (Sociol.), A/Prof.,

Buryat State University,

16 Sukhe-Batora St., Ulan-Ude 670000, Russia

Sesegma V. Budazhapova

Cand. Sci. (Philol.), A/Prof.,

Buryat State University,

16 Sukhe-Batora St., Ulan-Ude 670000, Russia

An interest in studying universities' mission statements has been actualized by some changes in legislation on higher education institutions in Russia. The article deals with the mission statements of leading American universities which are investigated in terms of their thematic and axiological content. The texts analysis revealed the main topics of the missions, in particular "science", "global arena", and "responsible citizenship", correlated with such values as obligation to society, possibility of realizing individual potential, importance of social capital. We have concluded that there is a need for studying international experience of creating university mission statements and for formulation of Russian universities' mission statements in the conditions of growing internal competition and importance of academic mobility as one of the factors of university effectiveness. Keywords: sociolinguistics; university mission statement; American values; value attitudes; axiological analysis; typology of cultural values; academic mobility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.