Научная статья на тему 'Миссия как интегратор ценностей университета'

Миссия как интегратор ценностей университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / МИССИЯ / ЦЕННОСТИ / ИДЕЯ УНИВЕРСИТЕТА / БРЕНД / UNIVERSITY / MISSION AND VALUES / THE IDEA OF THE UNIVERSITY BRAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров А.В.

В статье рассматриваются подходы к толкованию миссии и идеи университета. Подчеркивается необходимость пересмотра университетами своих миссий в контексте глобальных и локальных тенденций развития высшего образования. Миссия университета рассматривается как интегратор ценностей его академической культуры. Миссия может выступать основой для построения и позиционирования бренда университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the basic approaches to interpretation of the terms “mission” and “idea” of a university. It emphasizes a need to revise university missions in the context of global and local trends of t higher education development. University mission is seen as an integrator of values of academic culture. University mission is treated as a basis for university brand construction and positioning.

Текст научной работы на тему «Миссия как интегратор ценностей университета»

МИССИЯ КАК ИНТЕГРАТОР ЦЕННОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА

А.В.Прохоров

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

В статье рассматриваются подходы к толкованию миссии и идеи университета. Подчеркивается необходимость пересмотра университетами своих миссий в контексте глобальных и локальных тенденций развития высшего образования. Миссия университета рассматривается как интегратор ценностей его академической культуры. Миссия может выступать основой для построения и позиционирования бренда университета.

Ключевые слова: университет, миссия, ценности, идея университета, бренд.

The article discusses the basic approaches to interpretation of the terms "mission" and "idea" of a university. It emphasizes a need to revise university missions in the context of global and local trends of t higher education development. University mission is seen as an integrator of values of academic culture. University mission is treated as a basis for university brand construction and positioning.

Keywords: University, mission and values, the idea of the university brand.

Изменения в сфере высшего образования как на национальном, так и на институциональном уровнях трансформируют конфигурацию ценностей академической культуры.

Ценности академической культуры университета интегрируются в идее или миссии университета, формулировку которой учебные заведения вынуждены пересматривать в русле глобальных и локальных тенденций развития высшего образования [7, 13, 14, 15].

Начало осмыслению идеи университета было положено в античной философии. Первые идеи университета были сформулированы в работах Аристотеля и Платона, которые высказывались о

необходимости автономного учебного заведения, объединившего образовательную деятельность и научный поиск. «Идеи университета» на разных этапах существования университетов получили развитие в работах представителей западной философской мысли (А. Вебер, З. Бауман, Д. Белл, М. Вебер, В. Гумбольдт, Т. Джеф-ферсон, Ж.Деррида, Э. Дюркгейм, О. Конт, Р.К. Мертон, Д. Ньюмен, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Спенсер, Ю. Хабермас, К. Ясперс и др.), а также в работах отечественных исследователей прошлого и настоящего (М.В. Ломоносов, С.Н.Трубецкой, Б.С. Гершунский, А.П. Огурцов, В.В. Платонов, В.А. Садовничий). В последние годы внимание к проблеме миссии и идеи университета усилилось в свете интенсивных изменений в системе высшего образования, в необходимости разработки новых стратегия развития университетов (Н.С. Бирюкова, А. Грудзинский, А.Г. Новохатько, И.М. Ново-хатько, Н.М. Панькова, В.Д. Повзун, Р. Стронгин, В. Шаповалов, A.Marga и др.).

Подходы к толкованию «миссии» и «идеи» университета

Идея университета в контексте данного исследования может толковаться через такие понятия как «сущность», «миссия», «назначение», «идеальный образ», «видение» университета. В некоторых исследованиях с классическим понятием идеи университета соотносят понятие миссии университета в его широком толковании [10, 11]. Понятие идеи университета является более широким, чем миссия, и отражает назначение университета в определенном временном интервале в конкретных социокультурных условиях. Миссия, по мнению специалистов, выступает смысло-образующим ядром идеи университета [12]; является основной целью университета [17]. Миссия может также пониматься как интегратор ценностей, разделяемых в том или ином университете.

В.Д. Повзун определяет идею университета как «совокупность представлений об основополагающих ценностях, целях и пространстве развития университета, о том, что он несет, производит вовне, зачем он нужен обществу, государству, людям»

[12, с. 20].

Как свидетельствуют толкования понятия, идея университета связана с культурно-исторической моделью университета, соответствующей академической культурой, определенной конфигурацией ценностей в рамках данной культуры. Трансформация идеи университета и принятие новых миссий конкретных учебных заведений предполагает формирование новых моделей университетов, отвечающих духу времени.

Процесс адаптации вузов к изменяющимся условиям заставляет руководство учебных заведений пересматривать миссию и функции вуза. При этом функции, в понимании ряда исследователей, это то, что должно быть выполнено для реализации миссии [17]. В частности, в качестве функций выделяют исследовательскую деятельность, подготовку новых поколений исследователей, академическую подготовку будущих профессионалов, базовую подготовку, вклад в культурное самосознание (self-understanding) и интеллектуальное просвещение [17]. В современных условиях данный набор функции значительно расширился в зависимости от приверженности вуза к той или иной модели функционирования высшего учебного заведения. К новым функциям, например, можно отнести подготовку специалистов, способных выполнять конкурентоспособные научные исследования, вносить вклад в инновационное развитие, вести прикладные исследования. Расширение функций вуза переводит в иную плоскость вопрос о «смерти университета», демонстрируя его особое значение в глобальном обществе и экономике [17].

Миссия организации так же, как и ее цели, всегда ориентирована на выполнение чьих-либо требований (законодательства, клиента, акционера, спонсора и т.д.) [2]. Для вузов такими требованиями могут считаться требования государства, работодателей, студентов и их родителей, других заинтересованных сторон, а также самих сотрудников вуза [1, с. 145].

Знаковой работой, посвященной содержанию миссии университета, является работа Х. Ортеги-и-Гассета «Миссия университета» («Mision de la Universidad», 1930), основой для которой стало его выступление в университете Мадрида. В данной работе Х. Ортега-и-Гассет рассуждает о роли и миссии университета в условиях назревшей необходимости в преобразованиях Испании тех лет. Университет, согласно Ортеге-и-Гассету, представляет со-

бой высшее образование, которое должен получить средний человек. Среднего человека нужно сделать, прежде всего, человеком культурным, поместить его вровень со временем. Таким образом, первичная и центральная функция университета, определяющая его миссию, заключается в преподавании главных культурно-значимых дисциплин [9].

Американские вузы в начале 30-х гг. XX в. были первыми, кто стал публиковать миссии в свои каталогах. В конце XX в. формулировки миссии публикуют университеты Великобритании и Канады, чуть позже к ним присоединяются и другие страны, в т.ч. и Россия. Миссии вузов того времени являются производными от «преподавания» и «исследования» [3, с.128-129]. В формулировках сегодняшних миссий университетов прослеживаться новый элемент - «общественная услуга».

Через понятие миссии специалисты часто описывают назначение, перспективное видение функционирования конкретного университета, особенностей его самоопределения среди других учебных заведений. Понятие миссии университета в данном случае обладает более узким, корпоративным смыслом, обусловленным идеей стратегического управления [10].

О.А. Леонова предлагает два основных подхода к трактовке миссии университета. Первый - традиционный подход в понимании миссии - опирается на прямое значение слова «университет». В этом случае образовательная миссия совпадает с функциями высшего образования. Этот подход отражает позицию, согласно которой развитие высшего образования на разных территориях происходит по схожим сценариям. При стабильной социально-экономической ситуации, как отмечает О.А. Леонова, данный подход реалистичен, т.к. учащиеся, родители, работодатели и педагоги представляют собой относительно однородные группы, чьи интересы представлены государством. В данном случае нет необходимости актуализировать миссии университетов, выполняющих государственный заказ [4, с.72].

Наиболее точным представляется менеджерский подход к образовательной миссии университета. Этот подход отражает нестабильность социально-экономической обстановки, к которым университеты вынуждены адаптироваться. Согласно менеджерскому подходу, организация является носителем идей, имеющих

опережающий характер относительно общепринятых понятий и принципов жизнедеятельности [4, с. 73].

Необходимость адаптации к сложившимся условиям в значительной степени коснулась региональных вузов. Миссия регионального вуза заключается не только в его «градообразующей роли», но и в инновационной организации его функционирования. Прямое и косвенное влияние университета на все сферы жизни университета оказывается возможным благодаря удовлетворению потребностей рынка труда, мобильности введения образовательных программ и т.д. [Леонова 2008].

Применительно к высшему учебному заведению (университету), миссия - это ясно сформулированное, побуждающее к действию, емкое изложение перспективного видения образа университета, принципов и способов продвижения к этому идеалу [5].

Миссия отражает главный смысл существования организации, ее ценности, определяет роль организации в системе общественных отношений, формулирует принципы взаимодействия с окружающей средой [6, с. 98]. Миссия современного университета, по мнению Е.В. Строгецкой, - это «ответ на необходимость выживать в условиях быстрых перемен, все возрастающей прагматики, распространения на все сферы жизни человека правил рынка, стремительной социальной дифференциации и фрагментации общества, это и поиск своего особого места в ряду других высших учебных заведений» [16, с. 80].

Миссия как основа бренда университета Построение бренда университета опирается на концептуальную основу, которая может быть представлена в качестве платформы бренда университета.

Как видно из приведенного ниже рисунка, платформа бренда университета объединяет следующие элементы: миссию университета, идеи позиционирования бренда, ценностное поле целевых групп, рациональные и эмоциональные выгоды, обещание бренда, характер бренда. По сути, платформа бренда объединяет характеристики, которые отражают перспективное видение конкретного университета, необходимые для трансляции целевым аудиториям.

Рис. Платформа бренда университета (адаптировано по: [8, с16] )

Брендинг университета осуществляется по двум направлениям: внешнее и внутренне поз иционирование. Внешнее позиционирование связано с рыночным позиционированием и завоеванием своего места на рынке. Внутреннее позиционирование связано с внутренними коммуникациями, внутренним маркетингом [8].

В процессе позиционирования вуз доводит до целевых рынков главную идею - свою уникальность. Как показывает мировая практика, таким образом осуществляют свое позиционирование ведущие мировые вузы - Оксфорд, Кембридж, Гарвард. Эти вузы акцентирую внимание на трад ициях, известных выпускниках, высокой квалификации преподавателей, свободе и демократических

ценностях в процессе обучения и проведения научных исследований.

Обобщая западный опыт, специалисты отмечают, что главной идеей позиционирования университетов в Германии, Швейцарии и Австрии является дуальное образование, которое базируется на гармоничном сочетании подготовки будущих специалистов как в стенах вуза, так и на предприятии. В позиционировании брендов университетов этих стран зачастую делается акцент на отсутствии разрыва между теоретический и практической подготовкой студента. Бренды этих университетов ассоциируются у абитуриентов и их родителей с гарантией трудоустройства, с востребованностью выпускников [8, с. 16].

Идея позиционирования университета призвана вбирать в себя ценности академической культуры конкретного университета, которые, как правило, синтезированы в его миссии. Миссия представляет собой, как правило, краткую формулировку, характеризующую уникальность университета через его стратегическую цель / перспективное видение.

Российские вузы в последние годы уделяют значительное внимание разработке собственной миссии, которая с одной стороны, может отражать роль университета в регионе, апеллировать к ожиданиям внешних аудиторий, отражать характер учебного заведения, его уникальность. Миссия, как правило, представлена на сайте университета и в программных документах вуза, например, кодексе корпоративной культуры университета, отражающие сложившиеся академические и корпоративные нормы и ценности учебного заведения.

Ценности культуры университета также проецируются на внешнюю и внутреннюю аудиторию через бренд учебного заведения, могут рассматриваться в качестве элемента платформы бренда учебного заведения.

Анализ миссий российских университетов показывает, что основное внимание в них уделяется обозначению роли университета в стране и регионе. Миссии ряда российских вузов с одной стороны, отвечают на запросы времени (интернационализация университета, становление инновационного вуза, ), с другой - учитывают интересы региона (например, восточной Сибири и зоны БАМ, Азиатско-Тихоокеанского региона и др.), отдельных отрас-

лей (агропромышленного комплекса, сферы искусства и культуры и др.), подчеркивают свою роль в его социально-экономическом и культурном развитии общества.

В некоторых миссиях обозначены различные грани культуры вуза. В кодексе корпоративной культуры Кубанского государственного университета (далее - КубГУ) задается структура корпоративной культуры, которая объединяет в себе профессиональную, нравственную, организационную, правовую, экономическую, коммуникативную, эстетическую, экологическую, информационную культуру, включает студенческую субкультуру.

Кроме того, в кодексе корпоративной культуры КубГУ определены основные ценности университетского сообщества:

S организационная и экономическая устойчивость, открытость к переменам;

S высокое качество образовательной и научной деятельности;

S академические свободы и академическая ответственность;

S стремление к совершенствованию и творческому росту;

S патриотизм, гражданственность, конструктивное сотрудничество;

S уважение к личности сотрудника и обучающегося, их достоинству и правам;

S преданность университету, готовность сохранять и развивать его традиции.

Некоторые миссии отражают перспективное видение университета, его стратегические цели. Так, например, миссия Сибирского государственного аэрокосмического университета заключается в стремлении «стать инновационным Университетом, интегрированным в международную систему высшего образования и имеющим высокую российскую и международную репутацию».

Таким образом, в период динамичных изменений в сфере высшего образования происходят трансформации ценностей академической культуры как отдельных университетов, так и национальных систем высшего образования. Эти изменения предполагают разработку и принятие новых миссий университетов, ориентированных на региональные и национальные интересы. Миссия, в свою очередь, выступает концептуальной основой позиционирования бренда учебного заведения.

Список литературы

1. Алтунина В.В. Формирование миссии как часть брендинга в условиях стратегического развития вуза // Теория и практика общественного развития. 2011. №4. С.145-148.

2. Князев Е. А. Определение позиций и целей (о миссии и политиках Казанского университета) // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань, 2001. С. 166-190.

3. Колесников А.В. Миссия университета в эпоху постмодерна // Философское образование. Вестник философских факультетов и отделений. Вып. 2. М., СПб.: Праксис, 2011. С. 127-150.

4. Леонова О.А. Миссия университета в региональном образовательном пространстве // Высшее образование сегодня. 2008. №1. С. 72-73.

5. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Миссия университета // Университетское управление. 2003. № 5-6(28). С. 9-13.

6. Мальцева Г.И. Университетская корпоративная культура // Университетское управление: практика и анализ. 2005. №2. С.95-103.

7. Налетова И.В., Прохоров А.В. Академическая культура как идея университета // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-1 (38). С. 137-141.

8. Неретина Е.А., Гвоздецкая И.В., Корокошко Ю.В. Имидж и бренд вуза: взаимосвязь, особенности формирования и потенциал развития // Интеграция образования. 2015. №1. С. 13-21.

9. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / пер. с испан. М.Н. Голубевой, А.М. Корбута. М., 2010.

10.Панькова Н.М. Идея университета в современной образовательной парадигме // Вестник Томского политехнического университета. 2007. Т. 311. №7. С. 163-165.

11.Панькова Н.М. Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312. № 6. С. 185-189.

12.Повзун В.Д. Миссия университета - история и современность // Вестник Оренбургского университета. 2005. №1. С. 13-21.

13.Прохоров А.В. Современный университет: корпоративная и академическая культура // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2010. № 1 (1). С. 65-72.

14.Прохоров А.В. Влияние ценностей академического капитализма на функционирование современных университетов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 5 (109). С. 271-277.

15.Прохоров А.В. Модель инновационного университета как основа брендинга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1 (129). С. 114-118.

16.Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67-81.

17.Magra A. Values of the University // UNESCO Forum on Higher Education in the Europe Region: Access, Values, Quality and Competitiveness. Bucharest. 21-24 May 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.